Файл: Мухин, А. И. Международный монополистический бизнес в ФРГ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.10.2024

Просмотров: 63

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кроме того, «либерализация» движения капиталов са­ ма по себе не отменяет того факта, что функционирова­ ние капитала, уже ввезенного в ФРГ, подвергается от­ кровенной или скрытой дискриминации. Сюда относится, например, разница в налоговых ставках: в Люксембурге ставка налога на добавленную стоимость (10,0%) была ниже, чем в ФРГ (11%), что при прочих равных услови­ ях не способствовало ввозу капитала из этой страны в ФРГ. Однако во Франции эта ставка составляла 23%, в Бельгии— 18, Нидерландах— 14% 3. Нередко иностран­ цы находятся в невыгодных условиях из-за разницы в учетных ставках, определяющих стоимость кредита, и т. д.

Достигнутые между странами ЕЭС соглашения о «ли­ берализации» движения капиталов заключаются, пожа­ луй, не столько в отмене исторически возникших ограни­ чений экономического и административного характера для иностранного предпринимательства, хотя это имело место, сколько во взаимном отказе от введения новых ограничений. Однако если и остаются какие-то преграды на пути капитала стран ЕЭС в ФРГ, то они сами по себе не столь серьезны и не могут объяснить, почему доля стран ЕЭС в иностранных инвестициях в ФРГ упала, как упала или не выросла доля большинства этих стран во взаимных инвестициях. Очевидно, это связано с общими условиями, сложившимися в ЕЭС, и прежде всего с уже достигнутой степенью экономической интеграции, благо­ приятным географическим взаимным расположением этих стран, примерно одинаковыми издержками произ­ водства.

Говоря о влиянии интеграции на миграции капитала, нельзя недооценивать прежде всего снятия внутренних таможенных перегородок, а также действия соглашений о свободном передвижении рабочей силы, определенной степени согласованности транспортных тарифов и ставок некоторых налогов. Напомним, что до сформирования ЕЭС (6 стран) с помощью вывоза производительного капитала в страны, с которыми велась «таможенная вой­ на», достигалось полное преодоление высоких пошлин, а также нетаможенных ограничений, мешавших ввозу то­ варов, а в значительной мере этими мотивами и сейчас руководствуются монополии «третьих» стран, ввозящие капитал в страны ЕЭС, в том числе в ФРГ.

Далее, страны ЕЭС образуют единый территориаль-

142

ный массив, но еще теснее расположены их промышлен­ ные районы, которые тяготеют главным образом к Рей­ ну (Рейнско-Вестфальский и Юго-Западный районы ФРГ, Лотарингский, Северный и примыкающий к ним Па­ рижский районы Франции, целиком страны Бенилюкса). Относительно удален только промышленный район Се­ верной Италии. Поэтому создание или приобретение предприятий в другой стране ради территориального приближения к рынкам сбыта, очевидно, не имеет особо­ го смысла.

Что касается уровней издержек производства, то они во всех странах весьма близки. В процессе интернацио­ нализации хозяйственной жизни национальные издержки производства весьма мало отличаются от среднего ин­ тернационального уровня.

Уровень заработной платы не определяет направле­ ние миграций частного капитала еще и потому, что до­ стижение соглашений о свободе передвижения рабочей силы в рамках ЕЭС позволяет использовать более деше­ вую иностранную рабочую силу в любом районе ЕЭС. Поэтому не обязательны миграции капитала в те районы, где она дешевле.

В силу указанных обстоятельств различия в уровне прибыли на вложенный капитал между странами ЕЭС не очень значительны. Известная парадоксальность поло­ жения, сложившегося на рынке капиталов стран ЕЭС, когда главными «действующими лицами» оказываются не члены ЕЭС, хорошо выражена в коллективной работе экономистов ГДР «ЕЭС, его кризис и будущее»: «В обра­ зующемся «Общем рынке» без таможенных барьеров капиталовложения в различных странах ЕЭС, без сомне­ ния, экономически не так необходимы, как для концер­ нов стран, стоящих вне ЕЭС, которые должны преодоле­ вать протекционистские барьеры ЕЭС, чтобы утвердить и расширить свои рыночные позиции. Прежде всего меж­ ду ФРГ и Францией нет особых сил притяжения для взаимных капиталовложений, так как условия воспроиз­ водства капитала в обеих странах различаются несуще­ ственно...» 4.

Практика подтвердила правильность этого прогноза, сделанного еще до полной отмены внутренних таможен­ ных сборов. Все же нельзя недооценивать большого рос­ та ввозимого в ФРГ западноевропейского капитала по его абсолютному объему. Не прекращаются инвестиции

I

143


в уже действующие предприятия с целью их модерниза­ ции или расширения, создаются общества со смешанным капиталом, меньшее значение имеют вложения в новое строительство или в покупку действующих предприятий. Надо иметь в виду, что интернационализация хозяйст­ венной жизни в рамках ЕЭС происходит не только в фор­ ме переплетения капиталов и интенсификации взаимного товарообмена. Огромное значение имеют бесчисленные соглашения между фирмами ФРГ и других стран ЕЭС по «совместной деятельности» по сбыту продукции, техниче­ скому обслуживанию покупателей, кредитованию и дру­ гим формам непроизводственной деятельности, что отра­ жает обострение конкурентной борьбы в «Общем рынке». Особое значение имеют соглашения об обмене научнотехнической информацией, о согласовании производствен­ ных программ, о специализации производства и о других формах кооперации и разделения труда на договорной основе. Такие формы экономических связей предприятий ФРГ и других стран ЕЭС являются серьезным дополне­ нием к уже имеющемуся переплетению капиталов, его предпосылкой. В них участвуют и немонополизированные предприятия ФРГ. Большую роль в подготовке и осуще­ ствлении таких соглашений играют союзы предпринима­ телей стран ЕЭС, в том числе ФРГ.

В условиях валютных трудностей и сохранения неко­ торых ограничений на ввоз капитала такая безвалютная форма совместной деятельности компаний ФРГ и других стран ЕЭС имеет большое значение.

Таким образом, процесс европейской экономической интеграции в форме образования ЕЭС, ставший серьез­ ны?,! стимулом к ввозу капитала из стран ЕЭС, вызвал еще большее оживление ввоза из «третьих» стран, и осо­ бенно из США. Косвенное влияние интеграции на этот процесс оказалось более сильным (ввоз капитала в ФРГ из неинтегрированных стран), чем прямое (из стран ЕЭС).

Хотя на страны Западной Европы приходится пример­ но половина всего капитала, ввезенного в ФРГ, а в по­ следние годы его доля даже несколько выросла, его влия­ ние на экономику и тем более на политику ФРГ очень ог­ раничено. Кроме указанных особенностей его приложения (отраслевой состав, недостаточно отвечающий условиям научно-технической революции; преобладание сращива­ ния с западногерманским капиталом и даже известная

144

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

21

Доля

стран

Западной Европы

в импорте капитала в ФРГ

 

 

 

 

 

 

(номинальный

капитал, %)

 

 

 

 

 

 

С тр ан ы

 

 

1950

г.

1965 г .

1966 г.

1967 г.

1968 г.

1969

г.

1970

г .

Швейцария и Лих-

13,81

13,6

13,5

12,9

14,4

14,0

13,5

тенштейн

 

 

11,2

16,5

14,8

13,8

12,3

12,9

13,1

Нидерланды

 

 

Великобритания

 

20,6

9,9

10,2

9,5

9,6

10,2

10,2

Франция

Люк-

9,0

6,5

6,3

6,0

5,6

5,6

5,7

Бельгия

8,32

5,1

4,8

4,4

4,5

4,4

4,0

сембурГ

 

 

6,23

3,3

3,3

3,9

3,6

3,6

4,0

Прочие страны (без

США) 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Только

Швейцария.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Только

Бельгия.

страны Западной Европы. Доля

Канады

3

Главным

образом

в 1966 году — 1,7%; в

1968 —

2,0; в 1970 году — 1,4%. Доли

Японии и ЮАР крайне незначительны.

 

 

 

 

 

 

Источники: «Иностранный капитал в предприятиях Западной Гер­ мании», стр. 26; «Monatsberichte der Deutshen Bundes­ bank», 1969, Nr. 5; «Monatsberichte der Deutschen Bundes­ bank», 1972, Nr. 1.

зависимость от него) надо также принять во внимание на­ циональную раздробленность западноевропейского капи­ тала. Обращает на себя внимание отсутствие видимого прогресса в формировании общего рынка капиталов, ко­ торый мог бы обеспечить дополнительные преимущества интегрированным в рамках ЕЭС странам перед «третьи­ ми» странами.

Важнейшей задачей рассмотрения проблемы ино­ странного капитала в ФРГ в экономическом плане явля­ ется определение доли рынков различных товаров, кон­ тролируемых им в целом, и доли различных стран. Из-за национальной раздробленности западноевропейского ка­ питала можно назвать лишь немногие виды продукции, в которых его доля была бы достаточно большой, для то-' го чтобы существенно влиять на формирование рыночных цен, на структуру хозяйства ФРГ и т. п. С этой точки зре­ ния нельзя ограничиваться рассмотрением западноевро­ пейского капитала в целом; необходимо его изучение по отдельным странам.

145


Данные табл. 21 свидетельствуют прежде всего о па­ дении за 1950—-1970 годы роли Англии и Франции, а так­ же Бельгии — примерно вдвое. Видимо, это связано либо с утратой приобретенных в первые послевоенные годы прав на немецкие предприятия (например, Англия утеря­ ла контроль над концерном «Маннесман»), либо условия роста их инвестиций были неблагоприятны из-за преоб­ ладания вложений в старые отрасли (Франция, Бель­ гия). В условиях развитого государственно-монополи­ стического капитализма государственному регулирова­ нию наряду с другими экономическими процессами под­ вергался и вывоз капитала, в ряде случаев он ограничи­ вался, особенно когда его не хватало для целей развития собственной экономики этих стран. Однако главные за­ падноевропейские инвесторы — Швейцария и Нидерлан­ ды — сумели сохранить свои позиции.

Швейцарский капитал

Как известно, Швейцария относится к числу крупней­ ших в мире экспортеров капитала. Это связано с ее зна­ чением как банковского международного центра, как страны с высокоразвитой специализированной промыш­ ленностью, ориентирующейся на экспорт. Для Швейцарии характерны узкий внутренний рынок, сравнительно вы­ сокая заработная плата и ничтожные ресурсы, особенно минеральные. Совокупность этих причин всегда толкала ее монополии на поиски стран с более низкой заработной платой, обеспеченных топливом и сырьевыми ресурсами и представляющих емкие рынки сбыта.

Немалое значение имеет доверие к Швейцарии как к нейтральному государству. Швейцария как важный центр международных экономических связей западноевропей­ ского и даже более широкого значения стала своеобраз­ ным «диспетчерским пунктом» по распределению потоков международного капитала. Многие швейцарские фирмы стали служить как.бы вывеской, за которой скрывается экспортируемый из Швейцарии капитал других капита­ листических стран. Такую же роль играет Швейцария в международной торговле патентами и лицензиями, в из­ вестной мере также в распределении высококвалифициро­ ванной рабочей силы.

С точки зрения швейцарских предпринимателей ФРГ была и остается прибыльным полем деятельности в силу

146

своего удобного географического положения, наличия надежной и дешевой транспортной связи по Рейну, обще­ го языка (72% коренного населения Швейцарии говорит на немецком языке). С другой стороны, швейцарский капитал был здесь'всегда желанным, так как способство­ вал укреплению экономической мощи германского импе­

риализма без всяких нежелательных для него последст­ вий.

Старейшие филиалы швейцарских фирм в ФРГ нахо­ дятся в ее юго-западной части, примыкающей к Швейца­ рии. Это главным образом текстильные, приборострои­ тельные, табачные, молочные, а также электроэнергети­ ческие и металлургические (по производству алюминия) предприятия, связанные с использованием гидроэнергии Верхнего Рейна.

Отраслевая структура швейцарских инвестиций отли­ чается значительным разнообразием. Лидирующей отра­ слью является химико-фармацевтическая промышлен­ ность, затем общее машиностроение, цветная металлур­ гия, легкая и пищевкусовая промышленность. Относи­ тельно крупные инвестиции сделаны также в электротех­ ническую и электроэнергетическую отрасли.

В химико-фармацевтической промышленности ФРГ швейцарский капитал представлен почти исключительно всемирно известными фирмами «Хофман —ла Рош», «Сиба — Гейги» и «Сандоз». Крупнейшее швейцарское предприятие в этой отрасли промышленности ФРГ •— «Хофман — ла Рош АГ» в Гренцахе (1,8 тыс. занятых). До середины 60-х годов это была чисто швейцарская фирма с акционерным капиталом в 30 млн. марок, но к началу 70-х годов она превратилась в смешанное пред­ приятие с капиталом в 100 млн. марок, доля Швейцарии в котором, однако, понизилась до 20%. Другие крупные швейцарские филиалы — «Сиба АГ» с 1,2 тыс. занятых в Вере и «Сандоз АГ» в Нюрнберге.

Швейцарский капитал имеет участия также в пред­ приятиях общей химии. Так, компания «Гейги» сравни­ тельно недавно овладела, холдинг-компанией «Ферайнигте ультрамаринфабрикен», что позволило ей установить контроль над рядом западногерманских фирм, специ­ ализирующихся на производстве химических реактивов и красителей. На филиальных предприятиях «Лонза АГ», выпускающих основные промышленные химикаты, пласт­ массы, растворители, удобрения, ядохимикаты и т. д.,

147


занято 5,6 тыс. человек. Крупное электрохимическое предприятие этой фирмы находится в Вейле. Швейцар­ ский капитал имеет также участие (18%) в одном из крупных западногерманских военно-химических концер­ нов «Динамит Нобель АГ» (группа Флика).

Едва ли не самым крупным швейцарским дочерним обществом в ФРГ является «Броун, Бовери АГ» (акцио­ нерный капитал 110 млн. марок). Кроме основного, очень крупного, завода электротехнического и энергосилового оборудования в Мангейме эта компания имеет в ФРГ еще 10 производственных филиалов и 19 участий. По суще­ ству, это весьма разветвленный концерн. Его капитал на 56% принадлежит одноименной швейцарской монополии, остальной капитал распылен между многими держателя­ ми акций. Совместно с концерном Круппа «Броун, Бовери АГ» он участвует в производстве атомных реакторов.

Следует отметить также участие в электротехнической промышленности ФРГ швейцарского концерна «Электро­ ватт».

В общем машиностроении ФРГ крупных швейцарских фирм нет, однако средних предприятий достаточно много: фирма «Георг Фишер» представлена в ФРГ двумя пред­ приятиями, «Эшер Висс АГ»'—предприятиями в Равенсбурге, «Эрликон, Бюрле» — станкостроительным заво­ дом в Мюнхене, «Братья Зульцер» — заводами в Штут­ гарте и Брухзале и т. д. В крупных машиностроительных предприятиях или концернах ФРГ имеются незначитель­ ные участия, например в «Байерише моторен-верке» («БМВ») — 10%, в «Цанрадфабрик Фридрихсхафен АГ» — 4%. В 1972 году около !Д всего капитала извест­ ной западногерманской фирмы «Эрнст Лейтц» (6 тыс. за­ нятых), специализирующейся в области точной механики и оптики, в том числе фотооптики, перешло в руки швей­ царской оптической компании «Вильд Хербруг».

В алюминиевой промышленности швейцарский капи­ тал представлен тремя крупными дочерними обществами швейцарской алюминиевой монополии «Швейцерише алюминиум АГ»: «Алюминиум-хютте Рейнфельден ГмбХ» — завод по производству первичного алюминия в Рейнфельдене мощностью 63 тыс. г в год, «Алюминиумвальцверке Зинген ГмбХ» в Зингене — завод по прокату этого металла и «Мартинсверк ГмбХ фюр хемише унд металлургише продукцион» — завод в Бергейме.

Швейцарское влияние в алюминиевой промышленно­

148

сти зиждется в основном на владении рядом гидроэлек­ тростанций на Юго-Западе ФРГ, главным образом на Верхнем Рейне. Швейцарский капитал участвует также в строительстве и эксплуатации линий электропередач. Фирма «Швейцерише гезельшафт фюр метальверке» владеет 17% капитала крупнейшей частной монополии ФРГ в цветной металлургии «Метальгезелынафт АГ».

Швейцарский капитал больше, чем капитал какой-ли­ бо другой страны, участвует в строительстве и производ­ стве строительных материалов — цемента, кирпича и др. Ряд фирм ФРГ с капиталом в несколько миллионов ма­ рок каждая принадлежит полностью или частично швей­ царским владельцам.

В пищевой промышленности ФРГ влияние швейцар­ ского капитала представлено главным образом одним из крупнейших пищевых концернов мира «Нестле алиментана». Полностью в руках этого концерна находятся «Дойче Нестле ГмбХ» в Линдау, «Магги ГмбХ» в Зингене и ряд других крупных фирм.

«Нестле алиментана» контролирует в ФРГ значитель­ ную или большую часть производства молочных продук­ тов, мороженого, шоколадных и кондитерских изделий, продуктов детского питания. Кроме того, ряд швейцар­ ских компаний имеет участия в пивоваренной промыш­ ленности (заводы в Штутгарте, Бремене), в производст­ ве солода, вин, табачных изделий.

Швейцарские предприниматели полностью или частич­ но владеют многочисленными текстильными предприя­ тиями, в том числе «Гётц АГ» в Равенсбурге. Есть также предприятия швейной, обувной, деревообрабатывающей, полиграфической промышленности.

В инвестициях Швейцарии в ФРГ большое место за­ нимает непроизводственная сфера, особенно торговля, главным образом оптовая (348,1 млн. марок в 1970 г.), затем холдинги и инвестиционные общества, страховые общества, банки. В розничной торговле швейцарский капитал переплелся с американским и канадским капи­ талами, крупных самостоятельных предприятий нет.

Характерно, что крупнейшие банковские монополии Швейцарии не имеют в ФРГ ни своих дочерних обществ, ни филиалов. Они имеют лишь простые участия. Напри­ мер, в капитале «Дойче лендербанк АГ», контролируемом на 75% «Дрезднер банк», имеет участие (25%) «Швей­ церише банкгезелыдафт». Очень многочисленны страхо­

149