Файл: Мухин, А. И. Международный монополистический бизнес в ФРГ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.10.2024

Просмотров: 67

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопрос о государственной поддержке Новейших И наиболее перспективных отраслей промышленности с целью укрепления их рыночных позиций перед лицом конкуренции американских фирм был поставлен еще в 1966 году перед бундестагом по поводу меморандума руководства концернов ‘«Сименс» и «АЭГ», настойчиво потребовавших государственной помощи для ликвидации серьезного отставания ФРГ в области производства элек­ тронно-вычислительных машин и другой электронной ап­ паратуры. Под влиянием этого меморандума под руко­ водством бывшего министра по делам научных исследо­ ваний Штольтенберга в общих чертах был разработан план развития производства электронно-вычислительной техники.

Для реализации этого плана были выделены государ­ ственные субсидии фирмам, производящим ЭВМ («Си­ менс», «АЭГ» и «Цузе»), Было решено, что опытно-конст­ рукторские работы в области производства ЭВМ должны вестись концернами при финансовой поддержке госу­ дарства, причем доля государства могла достигать 50% Производство собственных ЭВМ было решено форсиро­ вать также путем предоставления льготных кредитов через федеральное министерство хозяйства. В проекте государственного бюджета было решено предусмотреть на эти цели около 50 млн. марок. Большое участие в выработке программы развития национальной промыш­ ленности по производству ЭВМ принимает и министерст­ во обороны. «Такая индустриальная нация, как Герма­ ния (ФРГ. — А. М.) — заявил Штольтенберг в интервью газете «Ди вельт», — не должна зависеть только от импорта» 55. Но при этом он не отрицал желательности сотрудничества с иностранными фирмами. Поскольку практически все используемые в ФРГ ЭВМ — американ­ ского происхождения, предложение Штольтенберга в этом вопросе скрывало в себе острие, направленное про­ тив интересов электронных монополий США.

Что касается «заслуг» прежних правительств ФРГ в создании благоприятного политического климата для американских капиталовложений, то достаточно отме­ тить запрещение Коммунистической партии Германии и серьезные помехи в деятельности Германской коммуни­ стической партии, ограничение прав профсоюзов и введе­ ние «чрезвычайного законодательства». Все буржуазные партии и правое руководство Социал-демократической

Ш

партии являются принципиальными противниками демо­ кратической национализации крупнокапиталистической,

втом числе иностранной, собственности.

Обольшом значении политического климата для геог­ рафического размещения американских капиталовложе­ ний в странах ЕЭС можно судить и по такому факту.

Когда Форд решил построить филиал своего автомобиль­ ного завода, находящегося в Кельне, он выбрал Саар­ скую область ФРГ, хотя с точки зрения местных усло­ вий, в частности обеспечения рабочей силой, более под­ ходящими были соседние департаменты Франции. «Определяющими для решения основать предприятие в Сааре были, однако, иные факторы, — писала газета «Индустри курир», — а именно: напряженный социаль­ ный климат в восточнофранцузских департаментах, уп­ рямая твердость профсоюзов, а также раздражитель­ ность политических инстанций в Париже. В противопо­ ложность этому Саарская область предоставляет соци­ альную и политическую безопасность»56.

Благоприятное, часто даже предупредительное отно­ шение встречают американские фирмы со стороны мест­ ных (земельных, общинных) органов власти, если эти фирмы намерены строить на территориях, подвластных муниципалитетам, свои новые предприятия. При этом местные власти идут на немалые расходы по заблаговре­ менному приобретению и подготовке необходимых для строительства участков. Это внешне парадоксальное яв­ ление объясняется глубокими противоречиями общест­ венной и экономической жизни ФРГ. С одной стороны, рост американских инвестиций наносит ощутимый вред экономическому развитию ФРГ, с другой — обстоятель­ ства заставляют местные органы проводить подобную политику.

Политика сотрудничества местных властей с иност­ ранным, практически американским, капиталом вызва­ на главным образом следующими причинами: 1) хрони­ ческим кризисом местных бюджетов; 2) растущей безра­ ботицей в тех районах, где преобладающими являются отрасли, охваченные структурным кризисом перепроиз­ водства (каменноугольная, черная металлургия, текстиль­ ная); 3) аграрным перенаселением в некоторых, особен­ но в южных, районах.

Первая причина является отражением глубокого кри­ зиса всей финансовой системы западногерманского госу-

5 Зак. 756

129



дарства, который проявляется прежде всего в росте де­ фицита государственного бюджета. Дефицит вызван ростом военных расходов, сочетающихся с замедленным ростом или даже с сокращением налоговых поступлений в связи с сокращением доходов, что является следстви­ ем замедления средних темпов роста, а также следствием циклических кризисов или спадов в последние годы. Для обеспечения неотложных расходов на цели народного образования, коммунального хозяйства и т. п. местные органы вынуждены прибегать к займам.

В условиях, когда достигнут предел допустимой зако­ ном задолженности, руководители муниципалитетов пытаются повысить налоговые поступления в общинные кассы путем поощрения строительства промышленных предприятий на территории своих административных рай­ онов иностранными, в первую очередь американскими, фирмами. Ожидается, что функционирование этих пред­ приятий обеспечит рост поступлений промыслового нало­ га, который относится к числу важнейших местных нало­ гов. Поощрение заключается в подыскании, оплате, ме­ лиорации и другой подготовке пригодных для строи­ тельства промышленных предприятий участков за счет главным образом общин.

На таких крайне льготных условиях американский химический трест «Дюпон де Немур» приобрел участок площадью 160 га близ общины Ентроп в округе Унна (земля Северный Рейн-Вестфалия) для строительства

крупного предприятия по производству нейлона и дакро­

на. Участок приобретен по баснословно низкой цене —

3 марки за 1 кв.

м. Помощь в приобретении участка ока­

зало «Общество

содействия экономическому развитию

округа Унна», которое юридически

является обществом

с ограниченной ответственностью,

то есть действует на

коммерческих началах. Это общество скупало землю отдельными небольшими участками у крестьян по цене 6—20 марок за 1 кв. м. Затем здесь была создана необ­ ходимая инфраструктура, то есть проложены коммуни­ кации, линии снабжения и т. д. Всего в этот участок было вложено 25 млн. марок, а Дюпону он обошелся всего в 4,8 млн. марок. Несмотря на перерасход крупной суммы, превышающий 20 млн. марок, инициаторы этого пред­ приятия надеялись, что новый промышленный гигант по­ кроет эти расходы общины уплатой крупного промысло­ вого налога 57. Такие случаи не единичны.

130


По мнению местных политических деятелей, привле­ чение новых иностранных, особенно американских, капи­ талов должно помочь также в перестройке отраслевой структуры промышленности в «районах бедствий». Это­ го предполагается достигнуть путем основания предпри­ ятий обрабатывающей промышленности, относящихся к наиболее перспективным отраслям.

Близорукость таких «решений» проблем занятости и местных бюджетов очевидна. Предприятия, использую­ щие современное высокопроизводительное оборудование и новейшие технологические методы, не нуждаются в большом количестве рабочих, и их потребности почти исключительно в квалифицированной рабочей силе сель­ ские и даже горнопромышленные районы удовлетворить, конечно, не могут. Сбор промыслового налога не помо­ жет коренным образом улучшить и финансовое положе­ ние общин, поскольку это не уменьшит высокой доли от­ числений в федеральный бюджет. Только настойчивая борьба за укрепление местных бюджетов, восстановле­ ние прав местных органов власти в области финансов и эффективная государственная помощь районам, охва­ ченным хронической депрессией и недостаточно разви­ тым в промышленном отношении, а не «богатые аме­ риканцы», в какой-то мере могли бы помочь в разреше­ нии наболевших социальных и экономических проблем.

Опираясь на свои крупные прямые капиталовложе­ ния и густую сеть разного рода соглашений, монополии США получили возможность воздействовать на экономи­ ческую политику ФРГ в целом и в ее отраслевом и регио­ нальном разрезах. Защитниками американских интере­ сов в ФРГ и проводниками американского влияния слу­ жат прежде всего многочисленные официальные пред­ ставительства США в ФРГ: посольство, консульства, торговые представительства, а также общественные и частные организации американских бизнесменов, которые обеспечивают американским монополиям не только пра­ вовую защиту, но фактически служат их лоббистами.

Влияние официальных и неофициальных представи­ телей США на экономическую политику ФРГ не ограни­ чивается пропагандистскими выступлениями, консульта­ циями и т. п.; в еще большей степени оно проявляется в форме прямых требований. В гротескной форме огром­ ную зависимость хозяйственной политики ФРГ от амери­ канских бизнесменов выразил в середине 60-х годов

5*

131


Герман Й. Абс. Комментируя вопрос о возможности рас­ торжения картельным ведомством ФРГ со временем ставшего крайне невыгодным для «Гельзенкирхенер берг- верк-АГ, Эссен» соглашения с «Сокони мобил ойл» (США), он выразился следующим образом: «Если бы картельное ведомство расторгло договор, то через 24 часа президент Сокони был бы у Джонсона (тогдашний президент США. — А. М .), еще через 24 часа американ­ ский посол был бы у Эрхарда (тогдашний канцлер ФРГ.— А. М.), а через 24 часа Эрхарда бы не стало»58. Глава западногерманских банкиров, очевидно, с полным знанием дела указал на определенное ограничение суве­ ренитета западногерманского государства, вытекающее для него в данном случае из подчинения американским капиталом своему контролю ряда важных секторов западногерманской экономики.

Характерно, что американские монополии, не счита­ ясь с емкостью рынка ФРГ, стремясь в конкурентной борьбе одолеть своих западногерманских союзников, продолжают наращивать в ней свои производственные мощности. Все это осложняет задачи правительства ФРГ по «антициклическому» регулированию экономики. Таким образом,е середины 60-х годов выявились новые противоречия между интересами национальной экономи­ ки, е одной стороны, и американским капиталом — с другой. В периоды кризисов относительного перепроиз­ водства новые инвестиции США обостряют проблему ис­ пользования наличных производственных мощностей и проблему сбыта продукции. То и другое тем более тя­ жело отражается на экономическом положении ФРГ, что деятельность американских компаний в ФРГ, в сущно­ сти, не подлежит регулированию со стороны правитель­ ства Федеративной Республики Германии.

Так, в кризисном 1966 году прирост валовых капита­ ловложений в ФРГ составил 0,6%, а американских в ФРГ — 26,6%. Таким образом, в то время как сокраще­ ние роста инвестиций в условиях кризиса перепроизвод­ ства, являясь в основном стихийной реакцией, в конеч­ ном итоге служит ликвидации диспропорций между из­ быточными производственными мощностями и узким рынком сбыта, дальнейшее наращивание американских инвестиций, во-первых, отдаляет выход из кризиса, вовторых, повышает удельный вес капитала США в сово­ купном общественном капитале ФРГ.

132

На это невыгодное и даже опасное для западногер­ манской экономики несоответствие обращала внимание и печать ФРГ: «Это тем более примечательно, что... в то же время германская (ФРГ.— А. М.) промышленность ограничивает свою инвестиционную деятельность. По рас­ четам Института экономических исследований, в этом году (1966 г. •—А. М .), приблизительно 16% капитало­ вложений обрабатывающей промышленности будут пред­ ставлены американскими предприятиями»59.

Реалистический курс внешней политики коалицион­ ного правительства СДПГ—СвДП, хотя и не привел к пересмотру позиции государства по отношению к ино­ странному, в том числе американскому, капиталу, все же, в отличие от всех предыдущих правительств, характери­ зуется большей сдержанностью. Более того, видный представитель правящей социал-демократической пар­ тии, парламентский статс-секретарь при министерстве по вопросам экономического сотрудничества Г. Матхефер косвенно осудил международные сверхмонополии, ког­ да призывал выработать твердую политическую линию с целью противодействовать укреплению их позиций на рынках различных стран б0.

Энергетический кризис воочию показал, сколь опас­ ные последствия может иметь зависимость экономики страны от иностранного капитала. Чтобы нормализовать снабжение страны нефтью, правительство ФРГ пошло на установление прямых двусторонних контактов с некото­ рыми нефтедобывающими странами, минуя контролируе­ мые американским капиталом международные нефтяные тресты.