Файл: Мухин, А. И. Международный монополистический бизнес в ФРГ.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.10.2024
Просмотров: 67
Скачиваний: 1
Вопрос о государственной поддержке Новейших И наиболее перспективных отраслей промышленности с целью укрепления их рыночных позиций перед лицом конкуренции американских фирм был поставлен еще в 1966 году перед бундестагом по поводу меморандума руководства концернов ‘«Сименс» и «АЭГ», настойчиво потребовавших государственной помощи для ликвидации серьезного отставания ФРГ в области производства элек тронно-вычислительных машин и другой электронной ап паратуры. Под влиянием этого меморандума под руко водством бывшего министра по делам научных исследо ваний Штольтенберга в общих чертах был разработан план развития производства электронно-вычислительной техники.
Для реализации этого плана были выделены государ ственные субсидии фирмам, производящим ЭВМ («Си менс», «АЭГ» и «Цузе»), Было решено, что опытно-конст рукторские работы в области производства ЭВМ должны вестись концернами при финансовой поддержке госу дарства, причем доля государства могла достигать 50% Производство собственных ЭВМ было решено форсиро вать также путем предоставления льготных кредитов через федеральное министерство хозяйства. В проекте государственного бюджета было решено предусмотреть на эти цели около 50 млн. марок. Большое участие в выработке программы развития национальной промыш ленности по производству ЭВМ принимает и министерст во обороны. «Такая индустриальная нация, как Герма ния (ФРГ. — А. М.) — заявил Штольтенберг в интервью газете «Ди вельт», — не должна зависеть только от импорта» 55. Но при этом он не отрицал желательности сотрудничества с иностранными фирмами. Поскольку практически все используемые в ФРГ ЭВМ — американ ского происхождения, предложение Штольтенберга в этом вопросе скрывало в себе острие, направленное про тив интересов электронных монополий США.
Что касается «заслуг» прежних правительств ФРГ в создании благоприятного политического климата для американских капиталовложений, то достаточно отме тить запрещение Коммунистической партии Германии и серьезные помехи в деятельности Германской коммуни стической партии, ограничение прав профсоюзов и введе ние «чрезвычайного законодательства». Все буржуазные партии и правое руководство Социал-демократической
Ш
партии являются принципиальными противниками демо кратической национализации крупнокапиталистической,
втом числе иностранной, собственности.
Обольшом значении политического климата для геог рафического размещения американских капиталовложе ний в странах ЕЭС можно судить и по такому факту.
Когда Форд решил построить филиал своего автомобиль ного завода, находящегося в Кельне, он выбрал Саар скую область ФРГ, хотя с точки зрения местных усло вий, в частности обеспечения рабочей силой, более под ходящими были соседние департаменты Франции. «Определяющими для решения основать предприятие в Сааре были, однако, иные факторы, — писала газета «Индустри курир», — а именно: напряженный социаль ный климат в восточнофранцузских департаментах, уп рямая твердость профсоюзов, а также раздражитель ность политических инстанций в Париже. В противопо ложность этому Саарская область предоставляет соци альную и политическую безопасность»56.
Благоприятное, часто даже предупредительное отно шение встречают американские фирмы со стороны мест ных (земельных, общинных) органов власти, если эти фирмы намерены строить на территориях, подвластных муниципалитетам, свои новые предприятия. При этом местные власти идут на немалые расходы по заблаговре менному приобретению и подготовке необходимых для строительства участков. Это внешне парадоксальное яв ление объясняется глубокими противоречиями общест венной и экономической жизни ФРГ. С одной стороны, рост американских инвестиций наносит ощутимый вред экономическому развитию ФРГ, с другой — обстоятель ства заставляют местные органы проводить подобную политику.
Политика сотрудничества местных властей с иност ранным, практически американским, капиталом вызва на главным образом следующими причинами: 1) хрони ческим кризисом местных бюджетов; 2) растущей безра ботицей в тех районах, где преобладающими являются отрасли, охваченные структурным кризисом перепроиз водства (каменноугольная, черная металлургия, текстиль ная); 3) аграрным перенаселением в некоторых, особен но в южных, районах.
Первая причина является отражением глубокого кри зиса всей финансовой системы западногерманского госу-
5 Зак. 756 |
129 |
дарства, который проявляется прежде всего в росте де фицита государственного бюджета. Дефицит вызван ростом военных расходов, сочетающихся с замедленным ростом или даже с сокращением налоговых поступлений в связи с сокращением доходов, что является следстви ем замедления средних темпов роста, а также следствием циклических кризисов или спадов в последние годы. Для обеспечения неотложных расходов на цели народного образования, коммунального хозяйства и т. п. местные органы вынуждены прибегать к займам.
В условиях, когда достигнут предел допустимой зако ном задолженности, руководители муниципалитетов пытаются повысить налоговые поступления в общинные кассы путем поощрения строительства промышленных предприятий на территории своих административных рай онов иностранными, в первую очередь американскими, фирмами. Ожидается, что функционирование этих пред приятий обеспечит рост поступлений промыслового нало га, который относится к числу важнейших местных нало гов. Поощрение заключается в подыскании, оплате, ме лиорации и другой подготовке пригодных для строи тельства промышленных предприятий участков за счет главным образом общин.
На таких крайне льготных условиях американский химический трест «Дюпон де Немур» приобрел участок площадью 160 га близ общины Ентроп в округе Унна (земля Северный Рейн-Вестфалия) для строительства
крупного предприятия по производству нейлона и дакро |
|
на. Участок приобретен по баснословно низкой цене — |
|
3 марки за 1 кв. |
м. Помощь в приобретении участка ока |
зало «Общество |
содействия экономическому развитию |
округа Унна», которое юридически |
является обществом |
с ограниченной ответственностью, |
то есть действует на |
коммерческих началах. Это общество скупало землю отдельными небольшими участками у крестьян по цене 6—20 марок за 1 кв. м. Затем здесь была создана необ ходимая инфраструктура, то есть проложены коммуни кации, линии снабжения и т. д. Всего в этот участок было вложено 25 млн. марок, а Дюпону он обошелся всего в 4,8 млн. марок. Несмотря на перерасход крупной суммы, превышающий 20 млн. марок, инициаторы этого пред приятия надеялись, что новый промышленный гигант по кроет эти расходы общины уплатой крупного промысло вого налога 57. Такие случаи не единичны.
130
По мнению местных политических деятелей, привле чение новых иностранных, особенно американских, капи талов должно помочь также в перестройке отраслевой структуры промышленности в «районах бедствий». Это го предполагается достигнуть путем основания предпри ятий обрабатывающей промышленности, относящихся к наиболее перспективным отраслям.
Близорукость таких «решений» проблем занятости и местных бюджетов очевидна. Предприятия, использую щие современное высокопроизводительное оборудование и новейшие технологические методы, не нуждаются в большом количестве рабочих, и их потребности почти исключительно в квалифицированной рабочей силе сель ские и даже горнопромышленные районы удовлетворить, конечно, не могут. Сбор промыслового налога не помо жет коренным образом улучшить и финансовое положе ние общин, поскольку это не уменьшит высокой доли от числений в федеральный бюджет. Только настойчивая борьба за укрепление местных бюджетов, восстановле ние прав местных органов власти в области финансов и эффективная государственная помощь районам, охва ченным хронической депрессией и недостаточно разви тым в промышленном отношении, а не «богатые аме риканцы», в какой-то мере могли бы помочь в разреше нии наболевших социальных и экономических проблем.
Опираясь на свои крупные прямые капиталовложе ния и густую сеть разного рода соглашений, монополии США получили возможность воздействовать на экономи ческую политику ФРГ в целом и в ее отраслевом и регио нальном разрезах. Защитниками американских интере сов в ФРГ и проводниками американского влияния слу жат прежде всего многочисленные официальные пред ставительства США в ФРГ: посольство, консульства, торговые представительства, а также общественные и частные организации американских бизнесменов, которые обеспечивают американским монополиям не только пра вовую защиту, но фактически служат их лоббистами.
Влияние официальных и неофициальных представи телей США на экономическую политику ФРГ не ограни чивается пропагандистскими выступлениями, консульта циями и т. п.; в еще большей степени оно проявляется в форме прямых требований. В гротескной форме огром ную зависимость хозяйственной политики ФРГ от амери канских бизнесменов выразил в середине 60-х годов
5* |
131 |
Герман Й. Абс. Комментируя вопрос о возможности рас торжения картельным ведомством ФРГ со временем ставшего крайне невыгодным для «Гельзенкирхенер берг- верк-АГ, Эссен» соглашения с «Сокони мобил ойл» (США), он выразился следующим образом: «Если бы картельное ведомство расторгло договор, то через 24 часа президент Сокони был бы у Джонсона (тогдашний президент США. — А. М .), еще через 24 часа американ ский посол был бы у Эрхарда (тогдашний канцлер ФРГ.— А. М.), а через 24 часа Эрхарда бы не стало»58. Глава западногерманских банкиров, очевидно, с полным знанием дела указал на определенное ограничение суве ренитета западногерманского государства, вытекающее для него в данном случае из подчинения американским капиталом своему контролю ряда важных секторов западногерманской экономики.
Характерно, что американские монополии, не счита ясь с емкостью рынка ФРГ, стремясь в конкурентной борьбе одолеть своих западногерманских союзников, продолжают наращивать в ней свои производственные мощности. Все это осложняет задачи правительства ФРГ по «антициклическому» регулированию экономики. Таким образом,е середины 60-х годов выявились новые противоречия между интересами национальной экономи ки, е одной стороны, и американским капиталом — с другой. В периоды кризисов относительного перепроиз водства новые инвестиции США обостряют проблему ис пользования наличных производственных мощностей и проблему сбыта продукции. То и другое тем более тя жело отражается на экономическом положении ФРГ, что деятельность американских компаний в ФРГ, в сущно сти, не подлежит регулированию со стороны правитель ства Федеративной Республики Германии.
Так, в кризисном 1966 году прирост валовых капита ловложений в ФРГ составил 0,6%, а американских в ФРГ — 26,6%. Таким образом, в то время как сокраще ние роста инвестиций в условиях кризиса перепроизвод ства, являясь в основном стихийной реакцией, в конеч ном итоге служит ликвидации диспропорций между из быточными производственными мощностями и узким рынком сбыта, дальнейшее наращивание американских инвестиций, во-первых, отдаляет выход из кризиса, вовторых, повышает удельный вес капитала США в сово купном общественном капитале ФРГ.
132
На это невыгодное и даже опасное для западногер манской экономики несоответствие обращала внимание и печать ФРГ: «Это тем более примечательно, что... в то же время германская (ФРГ.— А. М.) промышленность ограничивает свою инвестиционную деятельность. По рас четам Института экономических исследований, в этом году (1966 г. •—А. М .), приблизительно 16% капитало вложений обрабатывающей промышленности будут пред ставлены американскими предприятиями»59.
Реалистический курс внешней политики коалицион ного правительства СДПГ—СвДП, хотя и не привел к пересмотру позиции государства по отношению к ино странному, в том числе американскому, капиталу, все же, в отличие от всех предыдущих правительств, характери зуется большей сдержанностью. Более того, видный представитель правящей социал-демократической пар тии, парламентский статс-секретарь при министерстве по вопросам экономического сотрудничества Г. Матхефер косвенно осудил международные сверхмонополии, ког да призывал выработать твердую политическую линию с целью противодействовать укреплению их позиций на рынках различных стран б0.
Энергетический кризис воочию показал, сколь опас ные последствия может иметь зависимость экономики страны от иностранного капитала. Чтобы нормализовать снабжение страны нефтью, правительство ФРГ пошло на установление прямых двусторонних контактов с некото рыми нефтедобывающими странами, минуя контролируе мые американским капиталом международные нефтяные тресты.