Файл: Мельников, С. М. Техника безопасности в металлургии ртути.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.10.2024

Просмотров: 72

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

освобождены на случай необходимости быстрого отклю­ чения подачи газа.

Осмотры печи, работающей на газе, разрешаются с использованием осветительных приборов от электросети напряжения не выше 12 В.

ОБЩИЕ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ НА ПЕРЕДЕЛЕ ОБЖИГА

Аппараты и газоходы, расположенные в технологи­ ческой схеме за печью до конденсации, должны быть тщательно утеплены, чтобы предотвратить конденсацию паров ртути. Появление металлической ртути где-либо на этой линии (например, в пылях) свидетельствует о грубом нарушении технологического режима, и об этом следует немедленно доложить руководителю работ (мастеру).

Магистрали, подводящие в цех топливо і(газ, мазут), не следует нагружать какими-либо тяжестями, а также использовать для заземления. При пожарах или ава­ риях подача топлива должна быть немедленно прекра­ щена перекрытием кранов на магистралях, по которым топливо поступает в цех.

Для загрузки руды в печи применяются питатели нескольких типов. Наиболее распространены инерцион­ ные трубчатые питатели. Достоинство этого питателя в том, что при работе его труба постоянно заполнена ру­ дой. При длине трубы более 2,5 м сама руда создает достаточно надежное постоянное уплотнение, через кото­ рое технологические газы не могут выйти из аппарата. Однако инерционные питатели имеют существенный не­ достаток — при работе кулачкового механизма возни­ кает шум; его следует уменьшать, применяя резиновые прокладки.

Широко распространенные в практике рудообогати­ тельных фабрик тарельчатые питатели также приме­ няются на ртутных заводах. Недостаток их в том, что они, в отличие от инерционных питателей, работают со свободным падением руды; труба питателя не целиком заполняется рудой и в нее легко проникают технологи­ ческие газы. Поэтому для предотвращения утечки газов необходимо очень тщательно герметизировать питатель. Это значительно осложняет эксплуатацию, так как с рудой в питатель проникают инородные материалы (дрет

105

весная щепа и т. д.), которые нарушают его работу, и для их устранения требуется вскрывать кожух, нарушая герметизацию. Поэтому необходимо строго следить за тем, чтобы тарельчатый питатель имел надежное, плот­ ное укрытие (металлический кожух), которое постоянно должно быть исправным. Смотровой люк (люки) на крышке кожуха следует делать откидным .(на петлях) с исправными эластичными прокладками из мягкой резины и винтовыми прижимами (барашками), позво­ ляющими легко и быстро открывать и плотно закрывать люк. Для отвода технологических газов, которые могут проникнуть в цех, при вскрытии кожуха питателя над ним должен быть установлен отсос местной механичес­ кой вытяжной вентиляции.

За последние годы в промышленность внедряются вибрационные питатели. Достоинством этого аппарата является более спокойный режим работы при заполнен­ ной рудой трубе, что обеспечивает надежное уплотнение. Этот тип питателей может быть рекомендован для широ­ кого внедрения.

При работе механических питателей особое внима­ ние должно уделяться уплотнению, которое закрывает пространство между подвижной трубой питателя и тор­ цовой частью печи. Пазухи уплотнения постепенно на­ полняются рудной пылью, которую следует периодически выпускать, восстанавливая плотные сочленения эле­ ментов.

Все работы, связанные с обслуживанием питателя, следует выполнять, пользуясь противортутным респира­ тором.

Уплотнения между подвижными (вращающимися) и ‘стационарными элементами механических печей должны предотвращать проникновение технологических газов в цех. Для этого надо систематически следить за состоя­ нием уплотнений, регулярно проводить смазку и очистку пазух уплотнений (при остановках печи) по графику.

Необходимо также постоянно контролировать работу вентиляционных устройств от места уплотнения сопря­ жений. Уплотнению верхних концов вращающихся печей надо уделять особое внимание, поскольку в этой части печей газы наиболее обогащены парами ртути. Следует учитывать, что чрезмерное разрежение в вентиляцион­ ной системе может привести к отсосу технологических газов из. печи в вентиляционную систему. Это приведет,

106


помимо потерь металла, к усиленному загрязнению ртутью воздушного бассейна в районе завода.

В силу этих обстоятельств аспирационные устройст­ ва в зоне сопряжения стационарных и движущихся эле­ ментов обжиговых печей ртутного производства должны

•сооружаться по расчетам квалифицированных специа- листов-сантехников. Соответственно должен быть отре­ гулирован и режим работы вентиляционной системы с организацией параллельного отбора проб вентиляцион­ ного воздуха и воздуха в рабочей зоне и с анализом этих проб на содержание ртути. Такие контрольные про­ верки рекомендуется проводить систематически в пла­ новом порядке не реже раза в месяц.

■Необычно высокое содержание ртути в вентиляцион­ ных газах покажет, что либо разрежение в системе вен­ тиляции слишком высокое, либо уплотнение на печи не обеспечивает своего назначения и требуется приведение его в порядок.

Независимо от типа и конструктивных особенностей печей для обжига ртутного сырья в силу термодиффузии в элементах печных агрегатов всегда находятся участки, где может конденсироваться хотя бы в незначительных количествах металлическая ртуть. Такие участки имеют­ ся в глубине футеровки печей, под металлическим кожу­ хом, в наименее прогреваемых точках пылевых камер и т. п. Поэтому правила требуют, чтобы вентиляционные системы у металлургических печей при остановках на длительный период, например на ремонт, выключались из работы только после того, как температура кладки печей снизится до 40°С.

Верхние (смотровые) люки бункеров огарка должны быть при работе печи плотно закрыты; когда необхо­ димо осмотреть внутреннее состояние бункера, при от­ крывании люка следует находиться сбоку во избежание ожога лица.

При обжиге полное извлечение ртути из сырья прак­ тически невозможно. В огарках всегда остается незна­ чительное количество ртути. Это происходит чаще всего при неравномерном характере минерализации киновари: крупные куски щтуфной руды не успевают за сравни­ тельно короткое время пребывания в печи полностью обжечься и, попадая в огарки, резко увеличивают в них общее содержание ртути. Поскольку температура огар­ ков, выходящих из печи, 550—@00°О, оставшаяся в них

киноварь продолжает в бункере диссоциировать с выде­ лением паров ртути.

В печах большинства типов газы из бункера огарков, поступают в печь. Возврат ртути и тепла в производст­ венный цикл полезен и имеет большое гигиеническоезначение, так как огарки являются отходом производст­ ва и направляются в отвалы, располагаемые на откры­ том воздухе. -Сосредоточение в отвалах большого коли­ чества ртути создает потенциальный источник длитель­ ного загрязнения атмосферного воздуха ртутью.

Для уменьшения этого вредного последствия недо­ жога сырья установлен порядок выдержки огарков в бункере. При вылеживании в бункере за счет тепла, содержащегося в огарках, происходит разложение оста­ точной киновари и выделившиеся пары ртути с потоком горячего воздуха отсасываются в печь вследствие разре­ жения в системе. По действующим правилам, бункер должен быть заполнен огарком не менее чем на 2/з высоты1, что позволяет выдерживать огарок в бункере более 3—4 ч. За это время большая часть ртути будет удалена, а температура огарка снизится до 150—200°С, что упрощает дальнейшие операции по его транспорти­ рованию в отвал. Снижению температуры огарка спо­ собствует практикуемая на всех ртутных заводах утили­

зация тепла огарков для подогрева воды

и воздуха.

Воздух используют для дутья, а горячую

воду — для

подогрева жидкого топлива или нужд бытовых комби­ натов н отопления.

Устройство наиболее распространенных утилизато­ ров тепла простое: через бункер пропускают несколько рядов змеевиков, изготовленных из цельнотянутых труб. По трубам подают воду или воздух, регулируя их тем­ пературу пропускаемым количеством. Йода подогрева­ ется до температуры ниже 100°С во избежание повыше­ ния давления в трубах, воздух можно подогревать до более высоких температур (ЗОО—350°С). Периодически во время ремонтов печи утилизатор подвергают осмот­ ру, более изношенные от абразивного воздействия огар­ ка трубы заменяют.

Так как перемещение даже охлажденного огарка связано с большим пылеобразованием, управление раз­

1 Практика показывает делеоообразность 'поддержания уровня огарка в бункере не менее % высоты, В этом случае необходимо 6(h лее внимательно следить за своевременной разгрузкой бункера,

Ю8


грузкой бункеров огарка должно быть механизировано, а при возможности оборудовано автоматическими сред­ ствами. Ручное управление разгрузкой бункеров огарка нигде не применяется, в случае необходимости устрой­ ства ручного управления оно должно быть вынесено за пределы помещения бункера.

Возможно транспортировать и складировать огарки несколькими способами. Лучшим с санитарной точки зрения является гидравлический, т. е. путем смыва огар­ ков водой по желобам или трубам в отвал. Такой спо­ соб связан со сравнительно большим расходом воды и в целях санитарии требует организации оборотного водо­ снабжения, со строительством плотины, сборников очи­ щенной воды и насосных станций. Такие дорогостоящие сооружения целесообразны на крупных заводах. Недо­ статком гидравлического способа является выделение большого количества водяного пара при соприкоснове­ нии горячих огарков с водой. Образующийся пар уносит с собой и некоторое количество пыли. Это осложняет сбор и отвод пара, так как пыль, оседая в трубах венти­ ляции, забивает их плотным осадком.

Советскими специалистами разработан и внедрен вариант гидравлического транспортирования огарков. Он состоит в следующем: огарки после утилизатора про­ мываются водой в закрытом аппарате с удалением через решетчатое дно мелких фракций (примерно минус 4— 5 мм). Пульпа, т. е. смесь мелкой фракции с водой, перекачивается песковыми насосами в хвостохранилище, Здесь твердая часть отстаивается, а осветленную воду возвращают в производственный цикл. 'Крупная фрак­ ция огарка, охлаждающаяся при контакте с водой до 70—80°С, поступает на ленточные транспортеры, кото­ рыми доставляется в отвал или бункера. Благодаря тому, что огарок влажный, работа с ним значительно облег­ чена, так как отсутствует пыль. Однако транспортеры должны иметь сплошное укрытие и аспирацию для от­ вода остаточного водяного пара.

Второй способ удаления огарков из бункера и тран­ спортирования их на место складирования — сухой. Он связан со значительным пылеобразованием и требует постоянного контроля за соблюдением правил техники безопасности.

Вывоз огарка может осуществляться рельсовым транспортом в вагонах или в автомащиндх-самосвалах.

109


В этих случаях огарок вывозится в отвалы, размещае­ мые с учетом рельефа местности ниже площадки завода с надветренной стороны. При недостатке территории для размещения отвалов огарка организуется складирова­ ние его в терриконах со скиповым подъемом.

В распоряжении производственников имеется отра­ ботанная схема полностью механизированного автомати­ ческого дистанционного управления всеми операциями погрузки, движения н разгрузки скипов, осуществляемая одним оператором. Однако складирование в терриконах с санитарной точки зрения нежелательно, так как при разгрузке каждого скипа наверху террикона образуется облако пыли, которое, особенно при ветреной погоде, разносится и загрязняет окружающий район на боль­ шой площади. Санитарные нормы требуют размещения терриконов не ближе чем в 200 м от зданий завода.

Наиболее распространено транспортирование огарков автомашинами-самосвалами. В целях локализации зоны запыленпя, образующегося при погрузке огарка из бун­ керов, последние обстраиваются стенами с трех сторон и перекрываются сверху. Четвертая, открытая сторона бункера представляет проем для въезда самосвала, ко­ торый при движении к бункеру под загрузку задним бортом нажимает специально устроенный рычаг, и при этом открывается люк бункера. Огарки свободно выхо­ дят из бункера и заполняют кузов машины. При движе­ нии самосвала вперед рычаг освобождается и люк бун­ кера закрывается. Такое простое приспособление авто­ матизирует операцию загрузки, однако требует' внима­

ния водителя

автомашины при подъезде под бункер и

своевременного

выезда для предотвращения

перегруз­

ки кузова.

загрузки водитель должен

находиться

Во время

в кабине при закрытых окнах и обязан постоянно поль­ зоваться противопыльным респиратором как при погруз­ ке огарка, так и при разгрузке его на отвале.

Во избежание несчастных случаев и падения маши­ ны при разгрузке запрещается сваливать огарки под откос. Огарки должны быть разгружены на расстоянии примерно. 1,5 м от края откоса. Это расстояние регла­ ментируется местными условиями и должно быть огра­ ничено на отвале огарков упорным брусом. Разравнива­ ние (планировка) огарочного отвала проводится при помощи бульдозера, Рекомендуется график вывозки.

ПО


огарков приурочивать к светлому периоду суток. В ноч­ ное время отвал должен быть освещен.

Хождение по краю отвала огарков в районе разгруз­ ки категорически запрещается. Пренебрежение этим правилом может привести к сползанию неслежавшихся огарков.

Операции с огарками требуют осторожности. 'В слу­ чае зависания огарка в люке бункера при погрузке во­ дитель должен оставить кабину, постучать по нижней части бункера длинным металлическим прутом с корот­ ким крючком. Этим же приспособлением можно пользо­ ваться для легкой шуровки огарка с целью ликвидации зависания, при этом следует находиться в стороне от люка.

Запрещается проводить ремонтные работы разгру­ зочного устройства бункера огарков при заполненном бункере. Персонал, осуществляющий уборку просыпи под бункером, должен быть хорошо знаком с конструк­ цией запорного устройства и проинструктирован об опасности последствий непроизвольного (случайного) открытия запорного люка бункера огарков.

Глава 7

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОБСЛУЖИВАНИИ ПЫЛЕУЛАВЛИВАЮЩИХ

И КОНДЕНСАЦИОННЫХ УСТАНОВОК, ПЕРЕРАБОТКЕ СТУППЫ И РОЗЛИВЕ РТУТИ

Пылеулавливающие установки в ртутном производ­ стве служат для очистки технологических газов от пыли с целью сокращения выхода ступпы, так как уменьше­ ние количества ступпы является не только технологи­ ческим приемом, но и имеет большое санитарное значе­ ние, поскольку ступпа — один из крайне опасных источ­ ников загрязнения среды ртутью. Следовательно четкая работа пылеулавливающей системы является составной частью общих мероприятий промышленной санитарии.

Одно из основных требований по охране труда на операциях пылеочистки газов — предотвращение выде­ ления пыли цз аппаратуры в воздух рабочей зоны. Оно

одновременно является и технологическим требованием, поэтому при обслуживании необходимо строго следить за герметичностью всей аппаратуры, а также за теплоизоляцией аппаратов и газоходов, по которым следуют технологические газы. Очистка технологических газов от пыли протекает при температурах выше точки росы, т. е. выше температуры, при которой могут конденсиро­ ваться ртутные пары. Поэтому появление металличес­ кой ртути в уловленных пылях свидетельствует о грубом нарушении режима работы печи, но чаще всего это происходит из-за ухудшения условий теплоизоляции системы. При обнаружении ртути в пыли обслуживаю­ щий персонал должен немедленно заявить об этом мас­ теру цеха и тщательно проверить состояние теплоизоля­ ции оборудования.

Пыль, улавливаемая в циклонах, собирается в бун­ кере, из которого удаляется через приемник с гидравли­ ческим затвором путем распульповывания водой. (При таком виде транспортирования не может возникнуть угрожающая здоровью персонала обстановка. Однако в случае переполнения приемника и циклона пылью сис­ тема выйдет из строя, потребуется остановка процесса и очистка аппаратуры, что связано с ухудшением сани­ тарных условий. Поэтому при обслуживании пылеулав­ ливающих циклонов необходимо постоянно следить за систематическим удалением пыли из приемников и свое­ временно промывать, согласно инструкции, магистраль­

ный пульпопровод, по которому

пульпа

направляется

на шламохранилмще.

 

 

 

 

 

В некоторых условиях,

например

при ограниченных

ресурсах воды,

транспортирование

пыли

от

циклонов

может

быть организовано

сухим

способом с

примене­

нием

шнеков,

вибротранспортеров

или

пневмотран­

спорта.

Шнек представляет собой длинный металлический желоб с полукруглым дном, в котором продольно распо­ ложен вал с приваренной к нему спиралью. Сверху же­ лоба установлена крышка с прокладкой из листового асбеста, крепящаяся к желобу болтами. При вращении вала винтовая спираль перемещает пыль к месту раз­ грузки — к отверстию в дне желоба.

При сухом транспортировании количество выгру­ жаемой пыли строго регламентируется шиберным за­ твором с расчетом поддержания в разгрузочной части

112