Файл: Мельников, С. М. Техника безопасности в металлургии ртути.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.10.2024
Просмотров: 72
Скачиваний: 0
освобождены на случай необходимости быстрого отклю чения подачи газа.
Осмотры печи, работающей на газе, разрешаются с использованием осветительных приборов от электросети напряжения не выше 12 В.
ОБЩИЕ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ НА ПЕРЕДЕЛЕ ОБЖИГА
Аппараты и газоходы, расположенные в технологи ческой схеме за печью до конденсации, должны быть тщательно утеплены, чтобы предотвратить конденсацию паров ртути. Появление металлической ртути где-либо на этой линии (например, в пылях) свидетельствует о грубом нарушении технологического режима, и об этом следует немедленно доложить руководителю работ (мастеру).
Магистрали, подводящие в цех топливо і(газ, мазут), не следует нагружать какими-либо тяжестями, а также использовать для заземления. При пожарах или ава риях подача топлива должна быть немедленно прекра щена перекрытием кранов на магистралях, по которым топливо поступает в цех.
Для загрузки руды в печи применяются питатели нескольких типов. Наиболее распространены инерцион ные трубчатые питатели. Достоинство этого питателя в том, что при работе его труба постоянно заполнена ру дой. При длине трубы более 2,5 м сама руда создает достаточно надежное постоянное уплотнение, через кото рое технологические газы не могут выйти из аппарата. Однако инерционные питатели имеют существенный не достаток — при работе кулачкового механизма возни кает шум; его следует уменьшать, применяя резиновые прокладки.
Широко распространенные в практике рудообогати тельных фабрик тарельчатые питатели также приме няются на ртутных заводах. Недостаток их в том, что они, в отличие от инерционных питателей, работают со свободным падением руды; труба питателя не целиком заполняется рудой и в нее легко проникают технологи ческие газы. Поэтому для предотвращения утечки газов необходимо очень тщательно герметизировать питатель. Это значительно осложняет эксплуатацию, так как с рудой в питатель проникают инородные материалы (дрет
105
весная щепа и т. д.), которые нарушают его работу, и для их устранения требуется вскрывать кожух, нарушая герметизацию. Поэтому необходимо строго следить за тем, чтобы тарельчатый питатель имел надежное, плот ное укрытие (металлический кожух), которое постоянно должно быть исправным. Смотровой люк (люки) на крышке кожуха следует делать откидным .(на петлях) с исправными эластичными прокладками из мягкой резины и винтовыми прижимами (барашками), позво ляющими легко и быстро открывать и плотно закрывать люк. Для отвода технологических газов, которые могут проникнуть в цех, при вскрытии кожуха питателя над ним должен быть установлен отсос местной механичес кой вытяжной вентиляции.
За последние годы в промышленность внедряются вибрационные питатели. Достоинством этого аппарата является более спокойный режим работы при заполнен ной рудой трубе, что обеспечивает надежное уплотнение. Этот тип питателей может быть рекомендован для широ кого внедрения.
При работе механических питателей особое внима ние должно уделяться уплотнению, которое закрывает пространство между подвижной трубой питателя и тор цовой частью печи. Пазухи уплотнения постепенно на полняются рудной пылью, которую следует периодически выпускать, восстанавливая плотные сочленения эле ментов.
Все работы, связанные с обслуживанием питателя, следует выполнять, пользуясь противортутным респира тором.
Уплотнения между подвижными (вращающимися) и ‘стационарными элементами механических печей должны предотвращать проникновение технологических газов в цех. Для этого надо систематически следить за состоя нием уплотнений, регулярно проводить смазку и очистку пазух уплотнений (при остановках печи) по графику.
Необходимо также постоянно контролировать работу вентиляционных устройств от места уплотнения сопря жений. Уплотнению верхних концов вращающихся печей надо уделять особое внимание, поскольку в этой части печей газы наиболее обогащены парами ртути. Следует учитывать, что чрезмерное разрежение в вентиляцион ной системе может привести к отсосу технологических газов из. печи в вентиляционную систему. Это приведет,
106
помимо потерь металла, к усиленному загрязнению ртутью воздушного бассейна в районе завода.
В силу этих обстоятельств аспирационные устройст ва в зоне сопряжения стационарных и движущихся эле ментов обжиговых печей ртутного производства должны
•сооружаться по расчетам квалифицированных специа- листов-сантехников. Соответственно должен быть отре гулирован и режим работы вентиляционной системы с организацией параллельного отбора проб вентиляцион ного воздуха и воздуха в рабочей зоне и с анализом этих проб на содержание ртути. Такие контрольные про верки рекомендуется проводить систематически в пла новом порядке не реже раза в месяц.
■Необычно высокое содержание ртути в вентиляцион ных газах покажет, что либо разрежение в системе вен тиляции слишком высокое, либо уплотнение на печи не обеспечивает своего назначения и требуется приведение его в порядок.
Независимо от типа и конструктивных особенностей печей для обжига ртутного сырья в силу термодиффузии в элементах печных агрегатов всегда находятся участки, где может конденсироваться хотя бы в незначительных количествах металлическая ртуть. Такие участки имеют ся в глубине футеровки печей, под металлическим кожу хом, в наименее прогреваемых точках пылевых камер и т. п. Поэтому правила требуют, чтобы вентиляционные системы у металлургических печей при остановках на длительный период, например на ремонт, выключались из работы только после того, как температура кладки печей снизится до 40°С.
Верхние (смотровые) люки бункеров огарка должны быть при работе печи плотно закрыты; когда необхо димо осмотреть внутреннее состояние бункера, при от крывании люка следует находиться сбоку во избежание ожога лица.
При обжиге полное извлечение ртути из сырья прак тически невозможно. В огарках всегда остается незна чительное количество ртути. Это происходит чаще всего при неравномерном характере минерализации киновари: крупные куски щтуфной руды не успевают за сравни тельно короткое время пребывания в печи полностью обжечься и, попадая в огарки, резко увеличивают в них общее содержание ртути. Поскольку температура огар ков, выходящих из печи, 550—@00°О, оставшаяся в них
киноварь продолжает в бункере диссоциировать с выде лением паров ртути.
В печах большинства типов газы из бункера огарков, поступают в печь. Возврат ртути и тепла в производст венный цикл полезен и имеет большое гигиеническоезначение, так как огарки являются отходом производст ва и направляются в отвалы, располагаемые на откры том воздухе. -Сосредоточение в отвалах большого коли чества ртути создает потенциальный источник длитель ного загрязнения атмосферного воздуха ртутью.
Для уменьшения этого вредного последствия недо жога сырья установлен порядок выдержки огарков в бункере. При вылеживании в бункере за счет тепла, содержащегося в огарках, происходит разложение оста точной киновари и выделившиеся пары ртути с потоком горячего воздуха отсасываются в печь вследствие разре жения в системе. По действующим правилам, бункер должен быть заполнен огарком не менее чем на 2/з высоты1, что позволяет выдерживать огарок в бункере более 3—4 ч. За это время большая часть ртути будет удалена, а температура огарка снизится до 150—200°С, что упрощает дальнейшие операции по его транспорти рованию в отвал. Снижению температуры огарка спо собствует практикуемая на всех ртутных заводах утили
зация тепла огарков для подогрева воды |
и воздуха. |
Воздух используют для дутья, а горячую |
воду — для |
подогрева жидкого топлива или нужд бытовых комби натов н отопления.
Устройство наиболее распространенных утилизато ров тепла простое: через бункер пропускают несколько рядов змеевиков, изготовленных из цельнотянутых труб. По трубам подают воду или воздух, регулируя их тем пературу пропускаемым количеством. Йода подогрева ется до температуры ниже 100°С во избежание повыше ния давления в трубах, воздух можно подогревать до более высоких температур (ЗОО—350°С). Периодически во время ремонтов печи утилизатор подвергают осмот ру, более изношенные от абразивного воздействия огар ка трубы заменяют.
Так как перемещение даже охлажденного огарка связано с большим пылеобразованием, управление раз
1 Практика показывает делеоообразность 'поддержания уровня огарка в бункере не менее % высоты, В этом случае необходимо 6(h лее внимательно следить за своевременной разгрузкой бункера,
Ю8
грузкой бункеров огарка должно быть механизировано, а при возможности оборудовано автоматическими сред ствами. Ручное управление разгрузкой бункеров огарка нигде не применяется, в случае необходимости устрой ства ручного управления оно должно быть вынесено за пределы помещения бункера.
Возможно транспортировать и складировать огарки несколькими способами. Лучшим с санитарной точки зрения является гидравлический, т. е. путем смыва огар ков водой по желобам или трубам в отвал. Такой спо соб связан со сравнительно большим расходом воды и в целях санитарии требует организации оборотного водо снабжения, со строительством плотины, сборников очи щенной воды и насосных станций. Такие дорогостоящие сооружения целесообразны на крупных заводах. Недо статком гидравлического способа является выделение большого количества водяного пара при соприкоснове нии горячих огарков с водой. Образующийся пар уносит с собой и некоторое количество пыли. Это осложняет сбор и отвод пара, так как пыль, оседая в трубах венти ляции, забивает их плотным осадком.
Советскими специалистами разработан и внедрен вариант гидравлического транспортирования огарков. Он состоит в следующем: огарки после утилизатора про мываются водой в закрытом аппарате с удалением через решетчатое дно мелких фракций (примерно минус 4— 5 мм). Пульпа, т. е. смесь мелкой фракции с водой, перекачивается песковыми насосами в хвостохранилище, Здесь твердая часть отстаивается, а осветленную воду возвращают в производственный цикл. 'Крупная фрак ция огарка, охлаждающаяся при контакте с водой до 70—80°С, поступает на ленточные транспортеры, кото рыми доставляется в отвал или бункера. Благодаря тому, что огарок влажный, работа с ним значительно облег чена, так как отсутствует пыль. Однако транспортеры должны иметь сплошное укрытие и аспирацию для от вода остаточного водяного пара.
Второй способ удаления огарков из бункера и тран спортирования их на место складирования — сухой. Он связан со значительным пылеобразованием и требует постоянного контроля за соблюдением правил техники безопасности.
Вывоз огарка может осуществляться рельсовым транспортом в вагонах или в автомащиндх-самосвалах.
109
В этих случаях огарок вывозится в отвалы, размещае мые с учетом рельефа местности ниже площадки завода с надветренной стороны. При недостатке территории для размещения отвалов огарка организуется складирова ние его в терриконах со скиповым подъемом.
В распоряжении производственников имеется отра ботанная схема полностью механизированного автомати ческого дистанционного управления всеми операциями погрузки, движения н разгрузки скипов, осуществляемая одним оператором. Однако складирование в терриконах с санитарной точки зрения нежелательно, так как при разгрузке каждого скипа наверху террикона образуется облако пыли, которое, особенно при ветреной погоде, разносится и загрязняет окружающий район на боль шой площади. Санитарные нормы требуют размещения терриконов не ближе чем в 200 м от зданий завода.
Наиболее распространено транспортирование огарков автомашинами-самосвалами. В целях локализации зоны запыленпя, образующегося при погрузке огарка из бун керов, последние обстраиваются стенами с трех сторон и перекрываются сверху. Четвертая, открытая сторона бункера представляет проем для въезда самосвала, ко торый при движении к бункеру под загрузку задним бортом нажимает специально устроенный рычаг, и при этом открывается люк бункера. Огарки свободно выхо дят из бункера и заполняют кузов машины. При движе нии самосвала вперед рычаг освобождается и люк бун кера закрывается. Такое простое приспособление авто матизирует операцию загрузки, однако требует' внима
ния водителя |
автомашины при подъезде под бункер и |
|
своевременного |
выезда для предотвращения |
перегруз |
ки кузова. |
загрузки водитель должен |
находиться |
Во время |
в кабине при закрытых окнах и обязан постоянно поль зоваться противопыльным респиратором как при погруз ке огарка, так и при разгрузке его на отвале.
Во избежание несчастных случаев и падения маши ны при разгрузке запрещается сваливать огарки под откос. Огарки должны быть разгружены на расстоянии примерно. 1,5 м от края откоса. Это расстояние регла ментируется местными условиями и должно быть огра ничено на отвале огарков упорным брусом. Разравнива ние (планировка) огарочного отвала проводится при помощи бульдозера, Рекомендуется график вывозки.
ПО
огарков приурочивать к светлому периоду суток. В ноч ное время отвал должен быть освещен.
Хождение по краю отвала огарков в районе разгруз ки категорически запрещается. Пренебрежение этим правилом может привести к сползанию неслежавшихся огарков.
Операции с огарками требуют осторожности. 'В слу чае зависания огарка в люке бункера при погрузке во дитель должен оставить кабину, постучать по нижней части бункера длинным металлическим прутом с корот ким крючком. Этим же приспособлением можно пользо ваться для легкой шуровки огарка с целью ликвидации зависания, при этом следует находиться в стороне от люка.
Запрещается проводить ремонтные работы разгру зочного устройства бункера огарков при заполненном бункере. Персонал, осуществляющий уборку просыпи под бункером, должен быть хорошо знаком с конструк цией запорного устройства и проинструктирован об опасности последствий непроизвольного (случайного) открытия запорного люка бункера огарков.
Глава 7
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОБСЛУЖИВАНИИ ПЫЛЕУЛАВЛИВАЮЩИХ
И КОНДЕНСАЦИОННЫХ УСТАНОВОК, ПЕРЕРАБОТКЕ СТУППЫ И РОЗЛИВЕ РТУТИ
Пылеулавливающие установки в ртутном производ стве служат для очистки технологических газов от пыли с целью сокращения выхода ступпы, так как уменьше ние количества ступпы является не только технологи ческим приемом, но и имеет большое санитарное значе ние, поскольку ступпа — один из крайне опасных источ ников загрязнения среды ртутью. Следовательно четкая работа пылеулавливающей системы является составной частью общих мероприятий промышленной санитарии.
Одно из основных требований по охране труда на операциях пылеочистки газов — предотвращение выде ления пыли цз аппаратуры в воздух рабочей зоны. Оно
одновременно является и технологическим требованием, поэтому при обслуживании необходимо строго следить за герметичностью всей аппаратуры, а также за теплоизоляцией аппаратов и газоходов, по которым следуют технологические газы. Очистка технологических газов от пыли протекает при температурах выше точки росы, т. е. выше температуры, при которой могут конденсиро ваться ртутные пары. Поэтому появление металличес кой ртути в уловленных пылях свидетельствует о грубом нарушении режима работы печи, но чаще всего это происходит из-за ухудшения условий теплоизоляции системы. При обнаружении ртути в пыли обслуживаю щий персонал должен немедленно заявить об этом мас теру цеха и тщательно проверить состояние теплоизоля ции оборудования.
Пыль, улавливаемая в циклонах, собирается в бун кере, из которого удаляется через приемник с гидравли ческим затвором путем распульповывания водой. (При таком виде транспортирования не может возникнуть угрожающая здоровью персонала обстановка. Однако в случае переполнения приемника и циклона пылью сис тема выйдет из строя, потребуется остановка процесса и очистка аппаратуры, что связано с ухудшением сани тарных условий. Поэтому при обслуживании пылеулав ливающих циклонов необходимо постоянно следить за систематическим удалением пыли из приемников и свое временно промывать, согласно инструкции, магистраль
ный пульпопровод, по которому |
пульпа |
направляется |
|||||
на шламохранилмще. |
|
|
|
|
|
||
В некоторых условиях, |
например |
при ограниченных |
|||||
ресурсах воды, |
транспортирование |
пыли |
от |
циклонов |
|||
может |
быть организовано |
сухим |
способом с |
примене |
|||
нием |
шнеков, |
вибротранспортеров |
или |
пневмотран |
спорта.
Шнек представляет собой длинный металлический желоб с полукруглым дном, в котором продольно распо ложен вал с приваренной к нему спиралью. Сверху же лоба установлена крышка с прокладкой из листового асбеста, крепящаяся к желобу болтами. При вращении вала винтовая спираль перемещает пыль к месту раз грузки — к отверстию в дне желоба.
При сухом транспортировании количество выгру жаемой пыли строго регламентируется шиберным за твором с расчетом поддержания в разгрузочной части
112