Файл: Копецкий, Ч. В. Структура и свойства тугоплавких металлов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.10.2024
Просмотров: 83
Скачиваний: 0
Рис. 48. |
Зависимость |
а п, ао,2 и |
б от температуры испыта |
||
ния |
для |
литого опла-ва ВМ-1А комбинированной прокат |
|||
ки |
(1 — .исходное состояние; 2 — отжиг |
1050°С; S — отжиг |
|||
1600°С) |
и молибдена |
метал локер амичеекого -(4 — прямой |
|||
|
|
прокатки; |
5 — отжиг |
1000°С |
[73]) |
[73] приведена зависимость относительного удлинения сплава ВМ.-1 и -металлокераімнчеокого молибдена техни ческой чистоты от температуры. Образцы исследовались в различных -состояниях: деформированном, -отожжен ном для -снятия напряжений и рекри-сталлизованном. Как видно из рисунка, низкотемпературная пластич ность сплава ВМ-1 несколько выше, чем металлокерамического молибдена.
Промышленные сплавы тантала отличаются очень
ш
большой низкотемпературной пластичностью. Сведений об их низкотемпературной хрупкости ,в литературе нет. Введение 10% W ,в тантал не вызывает заметного ох рупчивания. Хрупкость .в сплавах тантала с вольфрамом
при температуре испытания |
—200°С |
.возникает |
лишь |
||
при содержании более |
20% W [40, с. 28—67]. |
|
|||
По данным Селла, |
достаточно низкие значения тем |
||||
пературы |
перехода |
(около |
100°С) |
показали |
сплавы |
W — 3% |
Re, содержащие крѳмний-іщелочіную добавку. |
Сплав с 2% Th02 и 5% Re имел температуру перехода около 130°С [140].
Влияние скорости деформации
Внешние факторы, такие .как скорость деформации, тип .нагружения, геометрия образца и состояние поверх ности, также существенно сказываются на характере разрушения тугоплавких о. ц. к. металлов. В первую очередь это относится к металлам VIA группы, более склонным к хрупкому разрушению.
Как уже отмечалось, напряжение, при котором про исходит хрупкое разрушение, с понижением температу ры изменяется мало. Также незначительно и влияние скорости деформации на напряжение хрупкого разруше ния. В то же время скорость деформации существенно сказывается на пределе текучести и напряжении тече ния о. ц.к. металлов. С повышением скорости деформа ции верхний и нижний пределы текучести и .напряжения течения о.ц.к. металлов увеличиваются. При определен ных значениях скорости деформации эти напряжения могут превысить напряжения хрупкого разрушения, что вызовет хрупкое разрушение материала. Тем самым скорость деформации через влияние на предел текуче сти и напряжение течения оказывается на температуре перехода. Возрастание скорости деформации повышает температуру перехода независимо от состояния метал ла и типа испытания.
Как показано в работе [63], температура перехода связана со скоростью деформации е соотношением
4 ~ = А - В lg ё,
1хр где А и В — параметры материала, не зависящие от
скорости деформации.
Н2
Эта зависимость хорошо иллюстрируется результа тами, приведенными на рис. 49 [63]. Как следует из приведенных экспериментальных результатов, темпера тура перехода молибденового сплава ЦМ-2А, опреде ленная при испытании на изгиб, повышается на 20— 30 град при увеличении скорости деформации на поря док. При этом отмечается, что от типа испытания Гхр
Рис. 49. Влияние скорости де формации -ча температуру У'Хр, отределениую при испытании на изгиб образцов молибдена
[63]
/ —деформированные |
образцы; |
|
2 — отжат |
1300°С; ■3 — отжиг 1600°С; |
|
сплошные |
линии — поперечные об |
|
разцы, |
штриховые — продольные |
|
|
образцы |
|
зависит мало. Как отмечают Б. А. Клыпин и др., харак теристики механических свойств сплава ЦМ.-2А более чувствительны к изменению скорости деформации, ес ли сплав испытывается не в деформированном, а в рекристаллизованном состоянии.
Влияние типа нагружения
Тип нагружения сказывается особенно заметно на температуре перехода металлов VI группы и их спла вов. Это влияние согласуется с изменением хорошоиз вестного отношения касательных -напряжений к нор мальным. В случае испытания на сжатие при очень низких температурах в образцах возникают двойники и связанные главным образом с ними микрстрещины. Од нако эти микротрещины катастрофически не растут и не вызывают разрушения, так как главные нормальные
напряжения |
при |
сжатии — отрицательные. |
Поэтому |
|||
температура |
перехода при сжатии оказывается |
наи |
||||
меньшей. |
Наиболее неблагоприятный вид деформации |
|||||
с точки |
зрения |
разрушения — растяжение. |
Действи |
|||
тельно, при |
испытании |
рекристаллизованного |
хрома |
|||
температура |
перехода |
при растяжении равна |
355вС, |
из
при кручении—около 26°С, а при сжатии — ниже ком натной температуры. Испытание образцов молибдена на кручение с малой скоростью показало температуру перехода около —196°С [40, с. 68—112].
Влияние состояния поверхности
На температуру перехода металлов VI группы и их сплавов сильно влияют состояние поверхности и способ
ееобработки. Особенно большое значение имеет
состояние поверхности при испытании на изгиб, так как в этом случае максимальные нормальные напряже ния действуют на внешней поверхности образца. Так, электролитическая полировка и химическое травление хрома снижают Тхр образцов как в деформированном, так и в рекристаллизованном состояниях на 350 град
[40, с. 68—112].
Температура перехода Гхр хрома в случае электро полированной поверхности с шероховатостью 5 мкм со
ставляет —45°С, при |
напиловке поверхности |
тонким |
||||
напильником, |
приводящей к |
шероховатости |
96 мкм, |
|||
+ 45°С. В случае поверхности, |
напиленной грубым на |
|||||
пильником, |
когда |
ее |
шероховатость |
равна |
130 мкм, |
|
120°С. Травленные, |
электролитически |
полированные и |
затем окисленные прутки вольфрама имели температу ру перехода 300—320°С, в то время как прутки со шли фованной поверхностью — около 400°С. Снятие травле нием с поверхности листов сплава Мо—0,5 Ті слоя тол щиной 0,2 мм снижает температуру перехода при испы тании на изгиб с 204 до 65°С. В этом случае хрупкость снижалась за счет уменьшения шероховатости и вслед ствие удаления поверхностных загрязнений.
В работе Амоненко В. М. и др. [74] поверхность отожженных плоских молибденовых образцов марки М.Ч обрабатывали разным способом— электрополиров кой, травлением с последующим нанесением царапин, травлением с последующим нанесением покрытия из титана, травлением с нанесением царапин и последую щих покрытий из титана. Толщина титановых покрытий составляла 2 мкм. Нанесение поверхностных дефектов снижало прочность и пластичность, что проявлялось наиболее сильно при низких температурах. Титановые покрытия нейтрализовали вредное действие поверхност
114
ных дефектов — образцы с поверхностными дефектами без покрытий при —60°С разрушались хрупко, а такие же образцы с покрытием из титана толщиной 2 мкм по казали при той же температуре вязкое разрушение.
Трещины, надрезы, риски, шероховатости и другие дефекты на поверхности образцов ведут к локальной концентрации напряжений, что способствует хрупкому разрушению и снижению температуры перехода. При испытании на растяжение надрез на поверхности приво дит к повышению температуры перехода для молибдено вых образцов на 75—100 и для вольфрамовых на 100—200 град. Тантал оказывается нечувствительным к надрезу до —250°С, а у ниобия повышение Тхп при введении надреза при температурах около —250°С не превышает 20—25 град [40, с. 68—112]. Надрез в образцах вызыва ет возникновение напряженного состояния трехосного растяжения и повышает скорость деформации в локали зованном. участке, что способствует хрупкому разруше нию.
Е. М. Савицким [17] отмечается сильное влияние схемы напряженного состояния на пластичность о. ц. к. металлов. Наиболее благоприятной для пластической деформации признается схема всестороннего неравно мерного сжатия, а наименее благоприятной, наиболее способствующей хрупкому разрушению, — схема объем ного растяжения.
Относительное удлинение проволок из тугоплавких металлов VI группы может быть повышено, если их по местить в более пластичную металлическую матрицу и деформировать совместно с ней. Нами показано, что при деформации композита, представляющего собой никель, армированный нитями вольфрама, относитель ное удлинение последних оказывается существенно вы ше, чем в случае испытания таких же нитей вне матри цы [75]. Как показано на рис. 50 [75], относительное удлинение вольфрамовой проволоки при ее деформации в никелевой матрице, когда объемная доля волокна до стигает 12—<15%, при температуре 20СГС достигает 30%. Деформация одного изолированного волокна пои той же температуре без матрицы дала значения 6=5% . Этот эффект наблюдается при условиях, когда армирѵюшее волокно в исходном состоянии обладает неко торой пластичностью. Повышение объемной доли во-
115
Рис. |
50. |
Зависи |
|||
мость |
относитель |
||||
ного |
удлинения |
е/ |
|||
вольфрамового |
|
во |
|||
локна |
диаметром |
1,5 |
|||
мм |
при деформации |
||||
в |
никелевой |
матрице |
|||
от |
объемной |
доли |
|||
Vj |
и |
температуры |
|||
испытания, |
°С |
[75]: |
|||
/ — 200; |
2 — 400; |
5 — 600; |
|||
|
|
4 — 20 |
|
|
локна уменьшает эффект действия матрицы. Этот эф фект связан с благоприятной схемой напряженного со стояния при деформации волокна в матрице в начале образования шейки.
Г л а в а IV
ВОЗВРАТ И РЕКРИСТАЛЛИЗАЦИЯ ТУГОПЛАВКИХ МЕТАЛЛОВ
Холодная деформация ведет к изменению структуры металла. В процессе деформации в металле накапли ваются дефекты — точечные дефекты, дислокации, по верхностные и объемные дефекты, что вызывает рост его свободной энергии. Накопленная энергия определяет нет стабильное состояние - -деформированного металла по сравнению с недеформированным. Видоизменение струк туры металла при деформации сопровождается измене нием его механических и физических свойств. В резуль тате нагрева деформированного металла происходят термоактивационные процессы, которые возвращают структуру к виду, характерному для недеформированно-- го состояния, а свойства к значениям, наблюдавшимся до деформации или близким к ним. Эти процессы, есте
116