ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 53
Скачиваний: 0
жения определенных целей в области общественного производства, распределения и потребления или в обла сти экономического управления. Системный подход в этом смысле представляет собой методологию проек тирования и внедрения производственных и других эко
номических систем.
Системный подход вытекает из самого понятия систе мы. Понятие «система» — это средство борьбы со слож ностью, способ найти простое в сложном. Таким образом, когда речь идет о системе, то под ней понимается слож ная взаимосвязь ее отдельных составных частей. При этом в связи с детализацией каждая система может быть подразделена на входящие в нее подсистемы. Каждый элемент системы— это структурно-самостоятельная часть, имеющая специфическое назначение, которое реа лизуется в его функции. Но всякое действие, независимо от того, каков его характер и в какой сфере оно прояв ляется, имеет объект, на который оно направлено. Отсю да следует, что любой элемент может проявить свою функцию лишь при наличии другого элемента.
Рассматривая вопросы системного подхода, нельзя смешивать понятия «система» и «объект». Они различа ются тем, что разные объекты могут иметь одну и ту же систему, а один объект — много различных систем. Рас сматривая управляемый объект как систему, мы при си стемном подходе учитываем все виды взаимосвязей и зависимостей. Если рассматривать отдельное явление в системе без учета всей сложности связи, то полученное решение чаще всего будет ошибочным, а представление о событии не будет адекватным отражением действитель ности. Поэтому при системном подходе необходимо изу чение и воздействие на все взаимосвязанные элементы управляющей системы, а не на какую-либо ее часть.
Если рассматривать производственное предприятие как совокупность отдельных элементов (машин и обору дования, технологических процессов, осуществляемых с их помощью, материалов, полуфабрикатов и изделий), то предприятие будет представлять собой технологичес кую систему. Если обратить внимание на то, какие люди работают на предприятии, каково их отношение друг к другу и к производству и т. п., то предприятие будет представлять собой социальную систему. Если рассмат ривать предприятие с позиций результатов его хозяйст-
18
венной деятельности, то оно будет представлять собой экономическую систему.
Предприятие, являясь конкретной производственной системой, имеет производственно-хозяйственную само стоятельность и входит, как правило, в специализирован ную отрасль промышленности. Если последнюю рассмат ривать в качестве системы, то предприятие, которое только что рассматривалось само как система, утратит эту фор му и превратится уже в элемент. Можно рассматривать в качестве системы не специализированную, а комплекс ную отрасль промышленности. Тогда специализирован ные отрасли по отношению к комплексным станут также их элементами.
Легкая промышленность, представляя собой комп лексную отрасль промышленности, состоит из ряда спе циализированных отраслей (швейной, обувной, кожевен ной, текстильной, трикотажной и др.), имеющих между собой нечто общее, интегративное, что объединяет их в единую систему. С одной стороны, данные подотрасли яв ляются элементами такой сложной системы, как легкая промышленность, обладая общим для всех их свойством, а именно способностью удовлетворять различные потреб ности людей в товарах народного потребления. С другой стороны, каждую подотрасль можно рассматривать, как самостоятельную систему низшего, по сравнению со всей отраслью (как системой), уровня. Каждая подотрасль в этом смысле характеризуется различным выпуском и ассортиментом продукции и, в свою очередь, состоит из элементов. В роли последних, в данном случае, высту пают соответствующие каждой подотрасли производст венные объединения.
Каждое производственное объединение, выступая в качестве элементов в системе подотраслей, характери зуется определенным уровнем специализации и концент рации производства. В то же время каждое производ ственное объединение может быть представлено как система еще более низкого уровня, состоящая из много численных элементов — предприятий.
Таким образом, легкая промышленность — это супер система, включающая в себя сеть взаимопереходов эле ментов и систем различного масштаба. В процессе дви жения от низшего к высшему и от простого к сложному
система |
может путем вхождения ее в более сложные |
2* |
19 |
образования превращаться в элемент этого образования. При обратном же движении (от высшего к низшему и от сложного к простому) элементы системы, получая само стоятельность, сами становятся системой.
Суть взаимосвязи систем различного уровня выраже на в законе иерархии систем. Суть его сводится к тому, что между системами различного уровня, но функцио нально соподчиненными, есть функциональная зависи мость; системы разного масштаба, имея относительную самостоятельность, подчинены системам большего мас штаба; системы разного уровня и масштаба не сводимы друг к другу.
При рассмотрении сложных систем с точки зрения об щей теории систем можно принять иерархию систем (построение уровней сложности для различных типов си стем, в различных реальных областях).
Американский экономист Боулдинг 1 наметил два под хода к общей теории систем. Первый из них основывает ся на выборе определенных явлений общего характера, свойственных многим различным дисциплинам. Второй — классификация систем в иерархию по их сложности. Боулдинг предложил восемь уровней иерархии.
Анализ хозяйственных организаций и управления осу ществляется в лучшем случае на 3—4 уровне, хотя ясно, что предмет исследования сам по себе относится к вось мому уровню. В анализе экономических систем лишь сей час начинают использовать идеи, соответствующие треть ему уровню. Следовательно, необходимо в ближайшее время ликвидировать имеющийся разрыв в знаниях и научиться проектировать схемы всех восьми уровней.
В свою очередь, системы делятся на детерминирован ные и вероятностные. Детерминированные системы — предсказуемые системы, когда при наличии определен ных сведений или информации можно предсказать харак тер интеграции частей системы в единое целое. Напри мер, зная возможности оборудования и рабочей силы и производственную программу, можно заранее установить в какой срок и сколько продукции будет выпущено.
Предсказать поведение отдельных частей вероятност ной системы и всей системы в целом очень трудно. Одна ко в большинстве случаев вероятностное поведение систе
1 B o u l d i n g , K e n n e t h Е., Op. cit.
20
мы можно предсказать с помощью статистического ана лиза данных о ее поведении в прошлом и характеристик, свойственных ей в данное время, либо с помощью моде лирования ожидаемого процесса поведения системы.
Совершенствование управления производственными системами и повышение за счет этого их эффективности вызывает необходимость более точного определения поня тия «управление». В настоящее время имеется несколько формулировок понятия «управление» в экономических и в производственных системах.
Академик А. В. Трапезников считает, что... «управле нием называется организация и реализация целенаправ
ленных воздействий» Г |
системный |
подход |
Академик А. И. Берг использует |
||
к управлению и считает управлением |
«перевод |
системы |
в повое, назначенное для нее состояние» 21.
А. А. Годунов управление представляет «как упоря дочение сложной динамической системы, которое носит характер целенаправленного регулирования этой системы в соответствии с действующими в ней закономернос тями» 3.
Наиболее полная формулировка приводится С. А. Думлером: «управление— это целенаправленное информа ционное воздействие одной системы (или подсистемы) на другую, стремящееся изменить поведение этой системы (подсистемы) в определенном направлении» 4.
Таким образом, рассматриваемое со стороны содер жания управление призвано обеспечивать функциони рование организованной системы, ее воспроизводство и изменения в соответствии с критериями цели. Исследова ние сущности управления следует начинать с определе ния его составных частей и взаимосвязей между ними. При этом следует различать управление функционирова нием системы в заданных условиях и управление разви тием системы. В первом случае управление имеет целью
1 А. |
В. |
Т р а п е з н и к о в . Кибернетика и автоматическое |
управ |
||
ление. М., |
«Экономика», 1963, стр. 178. ' |
|
|||
2 А. |
И. |
Б е р г . |
Кибернетика — наука об оптимальном управлении. |
||
М.—Л., |
«Энергия», 1964, стр. 19. |
«Эконо |
|||
3 А. |
А. |
Г о д у н о в . |
Введение в теорию^управления. М., |
||
мика», |
1967, стр. |
32. |
Управление1производством и кибернетика. М., |
||
4 С. |
А. |
Д у м л е р . |
|||
«Машиностроение». |
1969, стр. 20, |
|
21
ликвидацию внутренних и внешних возмущений без из менения выходных параметров системы, а во втором — целью управления является изменение входных и выход ных параметров системы в соответствии с изменением окружающей среды.
0. Ланге 1 дает понятие управления как определение каждого значения переменной нормы регулирования, ко торая определяется как функция определенного пара метра, называемая критерием управления. В зависимо сти от критерия различают следующие типы управления:
1.Программное управление, если параметром служит время.
2.Следящее управление, если параметром является
ведущая величина, определяемая каким-либо иным про цессом вне системы регулирования.
Следовательно, главная задача управления состоит в определении заданного состояния системы при ее функ ционировании.
Заданные состояния функционирования производст венной системы определяются планированием, основан ным на нормировании отдельных процессов производства. Это подчеркивает необходимость улучшения нормативной базы, особенно на предприятиях легкой промышленности, при совершенствовании системы управления.
Сложность управления в большей степени определяет ся количеством изменений в системе и в окружающей среде. Изменения в производственной системе можно подразделить на следующие основные типы:
изменение свойств элемента (применяемого оборудо вания, качества продукции и т. п.);
изменение функции элемента; изменение связей между элементами системы; изменение структуры элементов; изменение элементов структуры; изменение элемента.
Все эти изменения не имеют определенной закономер ности, что обусловливает возникновение большого коли
чества отклонений |
фактических результатов от |
нормы |
|
и вызывает |
необходимость увеличения системы |
регули |
|
1 О с к а р |
Л а н г е . |
Введение в экономическую кибернетику. М., |
«Прогресс», 1968.
22
рования. В процессе регулирования изменяется в не обходимых пределах организационная структура управ ления.
Не следует смешивать понятия «управление» и «орга низация управления». Если первое является, как было сказано выше, целенаправленным информационным воз действием (при управлении производством), то второе выражает систему выработки и передачи этого целена правленного воздействия. Организацию управления, как и любую организацию, можно выразить через ее основ ные характеристики (содержание, структуру, связи и способ принятия решения).
Организация управления возникает только при нали чии цели и объекта управления, и ее эффективность за висит от четкости формирования цели управления. Сле довательно, организация управления начинается с описа ния регулируемых процессов в управляемом объекте и нахождения их закономерностей. Обработка описываю щей информации на базе мотивации позволяет вырабо тать целенаправленное воздействие. Сложность и частота обработки описывающей информации определяют содер жание организации (выбора состава людей и оборудо вания) .
Структура организации управления зависит от приня того на предприятии способа обработки описывающей информации, уровня функционального разделения труда среди работников управления и их квалификации.
Таким образом, процесс управления производством может быть представлен как:
сбор информации о состояниях управляемого объекта; нормирование состояний управляемого объекта; определение места и количества целенаправленных
воздействий; определение методов и критериев мотивации при вы
работке целенаправленных воздействий;
определение упреждающих целенаправленных воздей ствий;
сопоставление плановых и фактических состояний си стемы во времени;
регулирование величины рассогласования между пла новыми и фактическими состояниями системы;
передача дополнительного управляющего воздействия на объект управления.
23
Для подготовки и реализации целенаправленного воз действия на предприятиях создаются функциональные подразделения. Функции системы управления обуслов лены структурой управляемого объекта.
Функции управления можно классифицировать но признакам классификации систем, т. е. как функции управления народным хозяйством, отраслью, объедине нием, предприятием, цехом, участком (по иерархии си стем в пространстве); перспективного, объемного, кален дарного планирования (во временной иерархии); плани рования, учета, анализа, регулирования, организации (по стадиям управления).
На предприятиях легкой промышленности можно выделить следующие основные функции управления про изводством:
1.Технико-экономическое планирование производст венной программы, использования рабочих, машин и обо рудования, материально-технического снабжения, труда
изаработной платы, себестоимости продукции, финансов
исбыта.
2.Оперативное планирование основного и вспомога тельного производства, материально-технического снаб жения, реализации продукции.
3.Подготовка производства (конструкторская, техно логическая, материальная и организационная).
4.Учет и анализ выполнения производственной про граммы по участкам, цехам и предприятию в целом; про стоев оборудования; движения материалов; потерь от брака; движения рабочей силы; расхода заработной пла
ты; движения денежных средств, включая реализацию продукции и т. п.
Структура управления находится в зависимости от функций, их состава и количества. Всякое изменение со става функций системы означает изменение ее содержа ния. Вслед за изменениями функций рано или поздно произойдет изменение и структуры системы. Однако это не означает, что соответствующие изменения в структуре наступят автоматически. Все зависит от того, насколько быстро и как глубоко происходят изменения в содержа нии системы. Если изменения небольшие и не нарушают установившейся совокупности связей между элементами системы, то структура длительное время будет оставать ся неизменной.
24
Однако под влиянием научно-технического прогресса установившиеся равновесия систем постоянно нарушают ся. Перед предприятиями ставятся новые задачи, требую щие разрешения сложных производственных ситуаций, появляются новые подразделения, новые связи и т. д. Обеспечение эффективности управления производством на данном этапе в значительной мере зависит от приме нения вычислительной техники и на этой основе разра ботки автоматизированных систем управления.
Следует помнить, что внедрение АСУ не устранит всех недостатков в управлении производством. Поэтому за долго до разработки АСУ необходимо провести анализ эффективности действующих систем управления и произ водства. Стремясь усовершенствовать работу предприя тия, необходимо сначала определить в чем состоят его недостатки, а потом уже выбрать соответствующие сред ства для улучшения его работы.
В целом в процессе совершенствования любого эко номического объекта можно выделить семь этапов:
1) диагноз — выявление недостатков, подлежащих устранению, и формулировка целей совершенствования работ;
2)обследование, в процессе которого детально выяв ляется причина, вызывающая недостатки;
3)моделирование — построение системы и ее изобра жение с помощью специальных методов (графических, математических и др.);
4)анализ системы — получение точных числовых ха рактеристик взаимодействующих элементов системы, вы явление диспропорций и неувязок, «узких мест», «пико вых нагрузок», устаревших методов и форм организации работ, не соответствующих новым условиям;
5)синтез системы — построение гипотетической схе мы наиболее рациональной организации работы эконо мического объекта с устранением всех выявленных недо статков на основе привлечения новых методов организа
ции труда, экономико-математических методов и моделей, электронно-вычислительной техники;
6) проектирование системы — выбор конкретных форм организации, методов работы, типов документов и схем документооборота, технических средств и программ их работы, взаимная увязка всех этих компонентов систе мы и оформление в виде проектов;
25