ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 58
Скачиваний: 0
срочные сообщения снижают эффективность этого вари анта.
6. Данные непосредственно вводятся в ОЗУ ЭВМ пр использовании режимов прерывания программ. Схема требует ЭВМ со специальной аппаратурой, однако на личие прямой связи с оператором-документалистом, не медленная реакция на содержание документа и ошиб ки, содержащиеся в нем, делают ее весьма перспек тивной.
Таким образом, все варианты в той или иной мере обеспечивают решение поставленных задач. Комплекс решаемых задач концентрируется по отдельным подси стемам.
Организационные подсистемы определяются наличи ем в системе локальных работ, обладающих определен ной степенью автономности, и их выделение идет соглас но организационной структуре предприятия.
Каждое организационное подразделение (структур ная подсистема автоматизированной системы управле ния) образуется в результате органического сочетания элементов различных подсистем АСУ. Так, например, бухгалтерия представляет собой органический синтез задач учета, контроля и анализа, обусловливающего их документооборота, части технических средств (под готовки документации, взаимодействия с ЭВМ и т. п.), прав оперативного управления, а также необходимого количества специалистов определенной квалификации. Аналогичным образом создаются другие подразде ления.
Структура автоматизированной системы управления производством промышленного предприятия определяет ся характером взаимодействия ее элементов, а также размерами и сложностью производства. Последнее предопределяет иерархию органов управления и общее распределение задач между различными звеньями.
Сложность производства и соответствующие ей потоки данных, предъявляя требования надежности к отдельным элементам автоматизированной системы, обусловливают степень централизации планирования и управления, а также необходимость создания специальных структур ных подразделений в управляющем органе. Децентра лизация планирования и управления, предполагающая создание всякого рода промежуточных звеньев, может не
34
отличаться от центрального органа управления по полно те методов и средств. Различие будет проявляться исклю чительно в объектах управления.
Даже в случаях централизации в зависимости от слож ности производства центральный орган может быть пред ставлен различным числом структурных подразделений. Практика показывает, что для решения какого-либо определенного комплекса задач может быть создано одно или группа соответствующих подразделений. При этом созданные группы подразделений будут реализовывать те задачи, которые в других условиях выполняются одним подразделением.
Таким образом, конкретная автоматизированная си стема управления производством может отличаться от подобных систем, в основном, своей структурой. Есте ственно, что выбор оптимальной структуры АСУ являет ся наиболее ответственным и важным этапом проекти рования.
Рекомендуется на предприятиях легкой промышлен ности с учетом отдельных крупных задач управления со здавать подсистемы управления:
планирования, учета, регулирования процесса произ водства;
планирования, учета и контроля технологической под готовки производства;
планирования, учета труда и зарплаты; планирования, учета и поддержания материального
обеспечения производства; планирования, учета и поддержания в рабочем состоя
нии основных средств; планирования, учета финансово-хозяйственной дея
тельности предприятия; планирования, учета себестоимости продукции;
плановых балансов затрат на производство и сводной бухгалтерской отчетности.
Так, например, в состав автоматизированной системы управления ленинградского объединения «Скороход» вхо дят следующие подсистемы: технико-экономического управления, управления материально-техническим снаб жением; управления сбытом; управления основным произ водством; внутрифирменного оперативно-календарного управления; управления кадрами; разработки норматив но-справочного хозяйства.
3 |
35 |
В АСУП Одесского швейного объединения им. В. Во ровского разрабатываются следующие подсистемы:
I. Подсистема управления подготовкой производства:
формирование квартального плана разработки новых моделей одежды;
учет фактического выполнения работ по моделирова нию и разработке новых моделей;
анализ хода выполнения работ в экспериментальном производстве;
расчет технически обоснованных норм расхода ткани верха, подкладки и приклада на швейные изделия;
разработка нормативных показателей производствен ного процесса.
II. Подсистема технико-экономического планирования:
расчет производственной мощности; расчет материально-технического обеспечения; размещение плана по потокам;
расчет плана валовой и товарной продукции и реали зации продукции;
расчет хозрасчетных показателей по труду и заработ ной плате по потокам;
расчет показателей затрат труда и заработной пла ты по калькуляционным объектам;
расчет сметы затрат на производство; расчет показателей плана себестоимости товарной
продукции; расчет плана прибыли и рентабельности.
III. Подсистема бухгалтерского учета:
учет основных средств; учет движения и наличия материалов;
учет затрат на производство и калькулирование себе стоимости продукции;
учет выпуска готовой продукции и реализации; учет денежных средств, расчетных и кредитных опе
раций; учет труда и заработной платы;
учет капитальных вложений и т. д. по всем видам учета.
IV. Подсистема управления финансами:
формирование годового планового баланса доходов и расходов;
формирование годовых смет затрат на содержание деткомбинатов;
36
оперативное планирование объема реализации и при были;
составление квартального баланса доходов и рас ходов.
V. Подсистема управления материально-техническим снабжением:
формирование плана снабжения и расчет графиков по ставки основных материалов на квартал;
учет реализации фондов на основные материалы; учет нормативных запасов основных материалов и т. д.
VI. Подсистема оперативного управления производ ством:
формирование плана производства на квартал с раз бивкой по месяцам;
оптимальный расчет раскроя ткани в настилы; управление обеспечением пошивочных цехов фурни
турой; учет движения кроя;
учет выпуска готовой продукции; оперативный учет выполнения производственной про
граммы; анализ выполнения плана производства;
диспетчерское регулирование производственного про цесса и т. д.
VII. Подсистема управления вспомогательным произ водством:
расчет потребности количества технологического обо рудования на год;
расчет графика планово-предупредительного ремон та оборудования на год;
распределение наличных ресурсов по зонам обслужи вания и т. д.
VIII. Подсистема управления качеством. IX. Подсистема управления сбытом:
учет готовой продукции на складах на конец учетного периода;
учет возврата продукции по всем реквизитам; учет удовлетворенного покупательского спроса;
планирование необходимости транспортных средств; распределение готовой продукции по покупателям
иг. д.
X. Подсистема управления кадрами:
комплекс задач по управлению кадрами;
37
контроль выполнения норм выработки и т. д.
XI. Подсистема нопмативов и справочных данных:
формирование массивов нормативных показателей по труду;
формирование массивов нормативных показателей использования средств труда;
формирование массивов нормативных показателей использования основных и вспомогательных материалов; формирование массивов нормативных показателей
организации производственного процесса; формирование массивов справочной информации
и т. д.
Подсистемы с первой по десятую являются функцио нальными, а одиннадцатая — обеспечивающая. Обеспе чивающая подсистема — подсистема нормативов и спра вочных данных — осуществляет взаимосвязь между все ми функциональными подсистемами.
Разработка АСУ требует проведения на каждом пред приятии большой работы по моделированию, математи ческой постановке и программированию задач. Для это го на предприятиях создаются новые структурные подраз деления — вычислительные центры. Мощность создавае мых информационно-вычислительных центров зависит прежде всего от масштаба и сложности производства. Организационная структура ИВЦ зависит от мощности парка ЭВМ и сложности решаемых задач в АСУП. На пример, в состав ИВЦ Одесского швейного объединения им. В. Воровского входят такие подразделения: отдел разработки систем управления; отдел математического моделирования и алгоритмизации; отдел программиро вания; отдел проектирования и внедрения АСУП; отдел эксплуатации ЭВМ, АВМ и технических средств АСУП; отдел эксплуатации счетно-перфорационных и счетно клавишных машин; отдел нормативно-справочной инфор мации; планово-диспетчерский отдел; сектор научно-тех нической информации; административно-хозяйственный сектор.
Во главе ИВЦ стоит начальник, которому подчиняется главный инженер и заместитель начальника по разработ ке АСУП, которому, в свою очередь, подчиняются началь ники отделов разработки и внедрения АСУП и эксплуа тации технических средств в АСУП.
Организационная и функциональная структура авто
38
матизированных систем управления должна быть увя зана с задачами, решаемыми автоматизированными си стемами подотраслевого и отраслевого уровней.
Управление легкой промышленностью УССР рассмат ривается как система с тремя уровнями: уровень системы министерства; уровень отраслей; уровень объединений и предприятий.
АСУ министерства состоит из АСУ отраслей, которые включают в себя АСУП, КИВЦ, ИВЦ, МСС и МСБ (схема 1).
Каждое высшее звено управления будет получать от низшего обобщенную информацию, что требует сравни тельно небольшой загрузки каналов связи. Зона обслужи вания КИВЦ и ОИДП (опорного информационно-диспет черского пункта) определяется территориальной концен трацией предприятий легкой промышленности и объема ми информации, передаваемой ими на высший уровень.
КИВЦ предусмотрено организовать на одном из круп ных ведущих предприятий для решения задачи управле ния определенной подотрасли в масштабе предприятий и выполнения одновременно функции куста по сбору, обра ботке и передаче информации от всех предприятий, на ходящихся в зоне его обслуживания. Кроме того, КИВЦ будет базой для разработки и внедрения типовой авто матизированной системы управления на предприятиях соответствующей отрасли.
Планом на 1971—1975 гг. предусматривается создание 15 КИВЦ на крупных отраслевых производственных объ единениях. ОИДП будут созданы в 24 областных центррах — Чернигове, Житомире, Одессе, Ворошиловграде, Днепропетровске, Львове и других. Они будут концент рировать и обрабатывать информацию целого ряда пред приятий по территориальному признаку их расположения в соответствии с установленным графиком, осуществлять ее передачу на вышестоящее звено управления, произво дить прием и передачу команд управления для предприя тий.
Отраслевой принцип позволяет создавать КИВЦ, ИВЦ, МСС и МСБ параллельно с решением задач, свя занных с разработкой ОАСУ. Кроме того, он дает воз можность разработать типы и количество технических средств, обеспечивающих сбор, накопление, достовер ность передачи информации на том или ином уровне
39
Структурная схема отраслевой АСУП
Минлегпром СССР
Информационно-диспетчерский пункт
______ Главный ВЦ Минлегпрома СССР
Главный информационно-диспетчерский пункт
Минлегпром УССР
Информационно-диспетчерский пункт
______Головной ВЦ Минлегпрома УССР
Головной информационно-диспетчерский пункт
Предприятия, непосредственно подчиненные Минлегпрому УССР
У с л о в н ы е |
о б о з н а ч е н и я : I — уровень отрасли промышленности СССР; II — уровень отрасли промыш |
ленности УССР; |
/ / / — уровень подотраслей; IV —- уровень предприятий; N — количество республиканских про |
изводственных объединений; п — количество кустовых информационно-вычислительных центров.
управления с последующим привлечением других отрас лей, а экспериментальные исследования на базе Херсон ского хлопчатобумажного комбината, Одесского швейно го объединения им. Воровского, фирмы «Прогресс» по зволяют проверить и сравнить их в разных отраслях для дальнейшей разработки типового проекта АСУП пред приятия министерства.
В соответствии с функционально-организационным признаком построения АСУ, отражающей структуру и специфику функциональных управлений министерства, все задачи, которые будут решаться отраслевой систе мой, объединены в группы — подсистемы.
Подсистема перспективного планирования развития и размещения, отрасли обеспечивает оптимальное решение задач перспективного планирования развития и размеще ния предприятий, обоснования планов капитального строительства и ввода мощностей.
Функционирование подсистемы предполагает последо вательное повторение и совершенствование оптимизацион ных расчетов на перспективу с учетом периодического обновления исходной информации. Основными функция ми подсистемы являются: перспективное планирование развития действующих и строительства новых предприя тий; планирование размещения предприятий отрасли; планирование капитального строительства и разработка сводного баланса капитальных вложений; разработка планов ввода мощностей; анализ сводного.баланса капи тальных вложений.
Подсистема материально-технического снабжения
(МТС) предусматривает выполнение расчетов, необходи мых для реализации основных функций главного управ ления материально-технического снабжения МЛП УССР.
Основными функциями ее являются: выявление по требности в материальных ресурсах министерства, плани рование материально-технического снабжения по всем структурным уровням; контроль за выполнением плана материально-технического снабжения и правильным рас ходом материальных ресурсов фондодержателями; опре деление рациональных длительных прямых поставщиков и потребителей; оптимальное распределение и перерас пределение материальных ресурсов между фондодержа телями; рациональное закрепление поставщиков матери альных ресурсов потребителями.
42