Файл: Клюковкин, В. Н. АСУ в легкой промышленности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

срочные сообщения снижают эффективность этого вари­ анта.

6. Данные непосредственно вводятся в ОЗУ ЭВМ пр использовании режимов прерывания программ. Схема требует ЭВМ со специальной аппаратурой, однако на­ личие прямой связи с оператором-документалистом, не­ медленная реакция на содержание документа и ошиб­ ки, содержащиеся в нем, делают ее весьма перспек­ тивной.

Таким образом, все варианты в той или иной мере обеспечивают решение поставленных задач. Комплекс решаемых задач концентрируется по отдельным подси­ стемам.

Организационные подсистемы определяются наличи­ ем в системе локальных работ, обладающих определен­ ной степенью автономности, и их выделение идет соглас­ но организационной структуре предприятия.

Каждое организационное подразделение (структур­ ная подсистема автоматизированной системы управле­ ния) образуется в результате органического сочетания элементов различных подсистем АСУ. Так, например, бухгалтерия представляет собой органический синтез задач учета, контроля и анализа, обусловливающего их документооборота, части технических средств (под­ готовки документации, взаимодействия с ЭВМ и т. п.), прав оперативного управления, а также необходимого количества специалистов определенной квалификации. Аналогичным образом создаются другие подразде­ ления.

Структура автоматизированной системы управления производством промышленного предприятия определяет­ ся характером взаимодействия ее элементов, а также размерами и сложностью производства. Последнее предопределяет иерархию органов управления и общее распределение задач между различными звеньями.

Сложность производства и соответствующие ей потоки данных, предъявляя требования надежности к отдельным элементам автоматизированной системы, обусловливают степень централизации планирования и управления, а также необходимость создания специальных структур­ ных подразделений в управляющем органе. Децентра­ лизация планирования и управления, предполагающая создание всякого рода промежуточных звеньев, может не

34

отличаться от центрального органа управления по полно­ те методов и средств. Различие будет проявляться исклю­ чительно в объектах управления.

Даже в случаях централизации в зависимости от слож­ ности производства центральный орган может быть пред­ ставлен различным числом структурных подразделений. Практика показывает, что для решения какого-либо определенного комплекса задач может быть создано одно или группа соответствующих подразделений. При этом созданные группы подразделений будут реализовывать те задачи, которые в других условиях выполняются одним подразделением.

Таким образом, конкретная автоматизированная си­ стема управления производством может отличаться от подобных систем, в основном, своей структурой. Есте­ ственно, что выбор оптимальной структуры АСУ являет­ ся наиболее ответственным и важным этапом проекти­ рования.

Рекомендуется на предприятиях легкой промышлен­ ности с учетом отдельных крупных задач управления со­ здавать подсистемы управления:

планирования, учета, регулирования процесса произ­ водства;

планирования, учета и контроля технологической под­ готовки производства;

планирования, учета труда и зарплаты; планирования, учета и поддержания материального

обеспечения производства; планирования, учета и поддержания в рабочем состоя­

нии основных средств; планирования, учета финансово-хозяйственной дея­

тельности предприятия; планирования, учета себестоимости продукции;

плановых балансов затрат на производство и сводной бухгалтерской отчетности.

Так, например, в состав автоматизированной системы управления ленинградского объединения «Скороход» вхо­ дят следующие подсистемы: технико-экономического управления, управления материально-техническим снаб­ жением; управления сбытом; управления основным произ­ водством; внутрифирменного оперативно-календарного управления; управления кадрами; разработки норматив­ но-справочного хозяйства.

3

35


В АСУП Одесского швейного объединения им. В. Во­ ровского разрабатываются следующие подсистемы:

I. Подсистема управления подготовкой производства:

формирование квартального плана разработки новых моделей одежды;

учет фактического выполнения работ по моделирова­ нию и разработке новых моделей;

анализ хода выполнения работ в экспериментальном производстве;

расчет технически обоснованных норм расхода ткани верха, подкладки и приклада на швейные изделия;

разработка нормативных показателей производствен­ ного процесса.

II. Подсистема технико-экономического планирования:

расчет производственной мощности; расчет материально-технического обеспечения; размещение плана по потокам;

расчет плана валовой и товарной продукции и реали­ зации продукции;

расчет хозрасчетных показателей по труду и заработ­ ной плате по потокам;

расчет показателей затрат труда и заработной пла­ ты по калькуляционным объектам;

расчет сметы затрат на производство; расчет показателей плана себестоимости товарной

продукции; расчет плана прибыли и рентабельности.

III. Подсистема бухгалтерского учета:

учет основных средств; учет движения и наличия материалов;

учет затрат на производство и калькулирование себе­ стоимости продукции;

учет выпуска готовой продукции и реализации; учет денежных средств, расчетных и кредитных опе­

раций; учет труда и заработной платы;

учет капитальных вложений и т. д. по всем видам учета.

IV. Подсистема управления финансами:

формирование годового планового баланса доходов и расходов;

формирование годовых смет затрат на содержание деткомбинатов;

36

оперативное планирование объема реализации и при­ были;

составление квартального баланса доходов и рас­ ходов.

V. Подсистема управления материально-техническим снабжением:

формирование плана снабжения и расчет графиков по­ ставки основных материалов на квартал;

учет реализации фондов на основные материалы; учет нормативных запасов основных материалов и т. д.

VI. Подсистема оперативного управления производ­ ством:

формирование плана производства на квартал с раз­ бивкой по месяцам;

оптимальный расчет раскроя ткани в настилы; управление обеспечением пошивочных цехов фурни­

турой; учет движения кроя;

учет выпуска готовой продукции; оперативный учет выполнения производственной про­

граммы; анализ выполнения плана производства;

диспетчерское регулирование производственного про­ цесса и т. д.

VII. Подсистема управления вспомогательным произ­ водством:

расчет потребности количества технологического обо­ рудования на год;

расчет графика планово-предупредительного ремон­ та оборудования на год;

распределение наличных ресурсов по зонам обслужи­ вания и т. д.

VIII. Подсистема управления качеством. IX. Подсистема управления сбытом:

учет готовой продукции на складах на конец учетного периода;

учет возврата продукции по всем реквизитам; учет удовлетворенного покупательского спроса;

планирование необходимости транспортных средств; распределение готовой продукции по покупателям

иг. д.

X. Подсистема управления кадрами:

комплекс задач по управлению кадрами;

37


контроль выполнения норм выработки и т. д.

XI. Подсистема нопмативов и справочных данных:

формирование массивов нормативных показателей по труду;

формирование массивов нормативных показателей использования средств труда;

формирование массивов нормативных показателей использования основных и вспомогательных материалов; формирование массивов нормативных показателей

организации производственного процесса; формирование массивов справочной информации

и т. д.

Подсистемы с первой по десятую являются функцио­ нальными, а одиннадцатая — обеспечивающая. Обеспе­ чивающая подсистема — подсистема нормативов и спра­ вочных данных — осуществляет взаимосвязь между все­ ми функциональными подсистемами.

Разработка АСУ требует проведения на каждом пред­ приятии большой работы по моделированию, математи­ ческой постановке и программированию задач. Для это­ го на предприятиях создаются новые структурные подраз­ деления — вычислительные центры. Мощность создавае­ мых информационно-вычислительных центров зависит прежде всего от масштаба и сложности производства. Организационная структура ИВЦ зависит от мощности парка ЭВМ и сложности решаемых задач в АСУП. На­ пример, в состав ИВЦ Одесского швейного объединения им. В. Воровского входят такие подразделения: отдел разработки систем управления; отдел математического моделирования и алгоритмизации; отдел программиро­ вания; отдел проектирования и внедрения АСУП; отдел эксплуатации ЭВМ, АВМ и технических средств АСУП; отдел эксплуатации счетно-перфорационных и счетно­ клавишных машин; отдел нормативно-справочной инфор­ мации; планово-диспетчерский отдел; сектор научно-тех­ нической информации; административно-хозяйственный сектор.

Во главе ИВЦ стоит начальник, которому подчиняется главный инженер и заместитель начальника по разработ­ ке АСУП, которому, в свою очередь, подчиняются началь­ ники отделов разработки и внедрения АСУП и эксплуа­ тации технических средств в АСУП.

Организационная и функциональная структура авто­

38

матизированных систем управления должна быть увя­ зана с задачами, решаемыми автоматизированными си­ стемами подотраслевого и отраслевого уровней.

Управление легкой промышленностью УССР рассмат­ ривается как система с тремя уровнями: уровень системы министерства; уровень отраслей; уровень объединений и предприятий.

АСУ министерства состоит из АСУ отраслей, которые включают в себя АСУП, КИВЦ, ИВЦ, МСС и МСБ (схема 1).

Каждое высшее звено управления будет получать от низшего обобщенную информацию, что требует сравни­ тельно небольшой загрузки каналов связи. Зона обслужи­ вания КИВЦ и ОИДП (опорного информационно-диспет­ черского пункта) определяется территориальной концен­ трацией предприятий легкой промышленности и объема­ ми информации, передаваемой ими на высший уровень.

КИВЦ предусмотрено организовать на одном из круп­ ных ведущих предприятий для решения задачи управле­ ния определенной подотрасли в масштабе предприятий и выполнения одновременно функции куста по сбору, обра­ ботке и передаче информации от всех предприятий, на­ ходящихся в зоне его обслуживания. Кроме того, КИВЦ будет базой для разработки и внедрения типовой авто­ матизированной системы управления на предприятиях соответствующей отрасли.

Планом на 1971—1975 гг. предусматривается создание 15 КИВЦ на крупных отраслевых производственных объ­ единениях. ОИДП будут созданы в 24 областных центррах — Чернигове, Житомире, Одессе, Ворошиловграде, Днепропетровске, Львове и других. Они будут концент­ рировать и обрабатывать информацию целого ряда пред­ приятий по территориальному признаку их расположения в соответствии с установленным графиком, осуществлять ее передачу на вышестоящее звено управления, произво­ дить прием и передачу команд управления для предприя­ тий.

Отраслевой принцип позволяет создавать КИВЦ, ИВЦ, МСС и МСБ параллельно с решением задач, свя­ занных с разработкой ОАСУ. Кроме того, он дает воз­ можность разработать типы и количество технических средств, обеспечивающих сбор, накопление, достовер­ ность передачи информации на том или ином уровне

39



Структурная схема отраслевой АСУП

Минлегпром СССР

Информационно-диспетчерский пункт

______ Главный ВЦ Минлегпрома СССР

Главный информационно-диспетчерский пункт

Минлегпром УССР

Информационно-диспетчерский пункт

______Головной ВЦ Минлегпрома УССР

Головной информационно-диспетчерский пункт

Предприятия, непосредственно подчиненные Минлегпрому УССР

У с л о в н ы е

о б о з н а ч е н и я : I — уровень отрасли промышленности СССР; II — уровень отрасли промыш­

ленности УССР;

/ / / — уровень подотраслей; IV —- уровень предприятий; N — количество республиканских про­

изводственных объединений; п — количество кустовых информационно-вычислительных центров.

управления с последующим привлечением других отрас­ лей, а экспериментальные исследования на базе Херсон­ ского хлопчатобумажного комбината, Одесского швейно­ го объединения им. Воровского, фирмы «Прогресс» по­ зволяют проверить и сравнить их в разных отраслях для дальнейшей разработки типового проекта АСУП пред­ приятия министерства.

В соответствии с функционально-организационным признаком построения АСУ, отражающей структуру и специфику функциональных управлений министерства, все задачи, которые будут решаться отраслевой систе­ мой, объединены в группы — подсистемы.

Подсистема перспективного планирования развития и размещения, отрасли обеспечивает оптимальное решение задач перспективного планирования развития и размеще­ ния предприятий, обоснования планов капитального строительства и ввода мощностей.

Функционирование подсистемы предполагает последо­ вательное повторение и совершенствование оптимизацион­ ных расчетов на перспективу с учетом периодического обновления исходной информации. Основными функция­ ми подсистемы являются: перспективное планирование развития действующих и строительства новых предприя­ тий; планирование размещения предприятий отрасли; планирование капитального строительства и разработка сводного баланса капитальных вложений; разработка планов ввода мощностей; анализ сводного.баланса капи­ тальных вложений.

Подсистема материально-технического снабжения

(МТС) предусматривает выполнение расчетов, необходи­ мых для реализации основных функций главного управ­ ления материально-технического снабжения МЛП УССР.

Основными функциями ее являются: выявление по­ требности в материальных ресурсах министерства, плани­ рование материально-технического снабжения по всем структурным уровням; контроль за выполнением плана материально-технического снабжения и правильным рас­ ходом материальных ресурсов фондодержателями; опре­ деление рациональных длительных прямых поставщиков и потребителей; оптимальное распределение и перерас­ пределение материальных ресурсов между фондодержа­ телями; рациональное закрепление поставщиков матери­ альных ресурсов потребителями.

42