Файл: Клюковкин, В. Н. АСУ в легкой промышленности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

7)внедрение и отладка вновь спроектированной си

стемы.

Диагностический анализ организации — комплекс мероприятий, направленных на выявление недостатков и слабых сторон действующей системы организации, фор­ мулировка целей и направлений ее совершенствования, выработка принципов построения совершенной системы, обоснование и планирование последовательности разра­ ботки и внедрения новых методов и технических средств.

Однако в настоящее время на предприятиях нет структурных подразделений, которые бы занимались ана­ лизом. Обследование предприятий идет по основным показателям работы, которые не могут полностью рас­ крыть всех недостатков, имеющихся в организационной структуре предприятий. Следует заметить, что в послед­ ние .годы на многих предприятиях бюро экономического анализа исчезли совсем или же значительно сократилась численность работающих в них. Таким образом, диагно­ стическим анализом и обследованием при проектирова­ нии АСУ на предприятиях вынуждены заниматься раз­

работчики, что ведет к увеличению затрат,

связанных

с проектированием АСУ. Необходимо разработку

кон­

центрировать в специальных организациях,

таких

как

Системпроект, ЦНИИТУ, проектно-технологических иститутах и других, а внедрение и совершенствование АСУ осуществлять силами предприятий.

Системный подход к разработке АСУ создает боль­ шие преимущества, состоящие в том, что широкое исполь­ зование информационных связей между подсистемами позволяет вести процесс управления на основе рациональ­ ной минимизированной информации в каждой подсистеме локально и в то же время как единый процесс управле­ ния всей системой.

Кроме того, разработанная автоматизированная си­ стема управления не всегда может быть внедрена в прак­ тику сразу в полном объеме (недостаток мощности вы­ числительного центра, нехватка квалифицированных спе­ циалистов и др.). Системный принцип создания АСУ позволяет внедрять ее отдельные части подсистемами по­ степенно по мере появления для этого благоприятных условий, при этом сохраняется общность системы и единый документооборот.

Еще одно преимущество системного подхода заклю­

26


чается в том, что взаимодействие АСУ различных уров­ ней — предприятий, отраслей и ведомств, плановых орга­ нов высшего уровня управления — может быть достигну­ то только на основе их методической, организационной, информационной и технической совместимостей.

Учеными нашей страны на основании системного под­ хода создан метод разработки АСУ и их внедрения. Суть его сводится к разработке блоков системы и их объедине­ нию в комплекс, который составляет АСУ объекта управ­ ления. Этот метод значительно эффективен и надо уско­ рить его осуществление.

Накопленный в министерствах и ведомствах опыт раз­ работки и эксплуатации АСУ показывает, что методиче­ ская и организационная совместимость систем управле­ ния достигается на основе их четкой временной, функцио­ нальной и методологической взаимосвязи. С этой целью взаимодействующие системы управления должны поль­ зоваться едиными методами выполнения однородных управленческих операций. Только тогда результаты, полу­ ченные в одной автоматизированной системе управления, можно использовать без каких-либо поправок в другой системе.

Взаимодействующие автоматизированные системы управления должны работать в одном режиме, обеспечи­ вающем объективную последовательность реализации функций управления от одной системы к другой. Орга­ низационная совместимость АСУ основывается на син­ хронности их совместного функционирования. Периодич­ ность, последовательность и сроки передачи информации должны быть четко согласованы.

Как показали проведенные в легкой промышленности исследования, в цепи министерство — предприятие орга­ низационная совместимость автоматизированных систем управления не вызывает больших трудностей и регламен­ тируется в основном лишь способами и средствами пере­ дачи информации. Однако имеющиеся ныне трудности не дают возможности проделать эту работу быстро и эффек­ тивно. Например, не решены вопросы увязки сроков раз­ работки планов производства предприятий, объединений, подотраслей и отрасли в целом и сроков заключения до­ говоров на поставку продукции, в результате чего ранее составленные производственные планы переделываются, так как не подтверждены договорами с заказчиками.

27

Не согласованы периоды составления планов производств и планов материально-технического снабжения. Финан­ совый план отрасли составляется задолго до окончатель­ ной корректировки показателей производства продукции. Все это, не говоря уже о затратах труда и времени на дополнительные работы, связанные с корректировкой планов, не позволяет использовать в АСУ отрасли мате­ риалы подотраслевых АСУ без соответствующих попра­ вок и переделок.

Сопряжение систем может быть достигнуто лишь при условии обеспечения своевременного поступления необ­ ходимой совместимой информации. Для этого при созда­ нии систем управления должна быть обеспечена одновре­ менность разработки и внедрения однородных задач, ре­ шаемых в рамках сопрягаемых систем управления. К со­ жалению, такой однородности задач пока на практике не происходит. Имеющиеся данные показывают, что АСУ разных уровней, как правило, имеют почти один и тот же состав подсистем, однако по перечню решаемых задач и срокам их реализации системы управления различают­ ся между собой. Этим самым нарушается принцип си­ стемного подхода к разработке АСУ и становится невоз­ можным полное взаимодействие систем управления.

Системный подход к разработке АСУ требует также целесообразного определения количества и качества ин­ формации, необходимой для функционирования систем и выдачи из системы. Для этого необходимо разработать и внедрить во всей отрасли единую систему классифика­ ции и кодирования технико-экономической информации (с учетом всесоюзной классификации), применить одно­ родные показатели и унифицированные стандартные системы документации. Затем можно перейти к разработ­ ке типовых проектных решений.

Министерство приборостроения, средств автоматиза­ ции и систем управления СССР еще в 1969 г. начало раз­ работку типовых проектных решений для предприятий машиностроения. Они охватывают наиболее важные функции управления предприятиями: годовое, кварталь­ ное и календарное планирование, оперативное управле­ ние, управление материально-техническим снабжением и сбытом. Особое значение имеют типовые проектные реше­ ния по созданию нормативно-справочной базы АСУ.

Создание типовых решений позволяет получить значи­

28


тельное количество разнообразных проектов путем синте­ за ограниченного числа исходных элементов системы.

Системный подход к разработке АСУ предусматривает также разработку достаточно полных и гибких систем математического обеспечения, создание и широкое при­ менение библиотек стандартных программ и алгоритми­ ческих языков. Библиотеки программ выпущены в 1972 г. Их широкое применение позволит повысить эффектив­ ность работы организаций и снизить трудозатраты на создание систем, в первую очередь на создание АСУП, к 1975 г. примерно на 40—50%• Совмещение во времени разработки пакетов прикладных программ, операционных систем и трансляторов с алгоритмических языков, созда­ ваемых сейчас в организациях, конструирующих ЭВМ третьего поколения, позволит избежать многих ошибок и повысит эффективность разработок АСУ.

Опыт показывает, что любые серьезные прогрессив­ ные сдвиги в той или иной отрасли во многом зависят от взаимосвязанного решения комплекса задач:

разработки новых технологических процессов и типи­ зации решений по этим процессам;

создания новейшего технологического оборудования и обеспечения его производства для типизированных тех­ нологических производств;

разработки и внедрения эффективных методов управ­ ления процессами и оборудованием на основе автомати­ зации.

Глава II

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА АСУ

Автоматизированная система управления является совокупностью методов и технических средств, обеспечи­ вающих наиболее эффективное выполнение функций уп­ равления производством на основе широкого использо­ вания теории управления, экономико-математических методов, а также с помощью средств сбора, фиксации,

29


передачи, хранения и переработки информации для при­

нятия решений.

Системы управления с помощью электронно-вычисли­ тельных машин несколько условно называются автомати­ зированными системами. Центральной фигурой в АСУ был и остается человек. Как бы ни были высоки гибкость и производительность технических средств переработки информации, только человеку присущ дар предвидения сложных событий, способность принимать правильные решения в непрерывно изменяющейся ситуации. В АСУ на ЭВМ возложены функции выработки, анализа и отбо­ ра решений, а за человеком оставлены функции оценки выбранных решений, согласования целей с возможностя­ ми при неудовлетворительном решении и принятия удов­ летворительного решения в качестве плана.

Если одна из трех функций, возложенных на машину, будет передана человеку, то система перестает быть авто­ матизированной. Если возложить на машину дополни­ тельно одну или две функции из возложенных на челове­ ка, а именно оценку решения и принятия удовлетвори­ тельного решения в качестве плана, система останется автоматизированной. Однако при передаче машине треть­ ей функции — согласования целей с возможностями при неудовлетворительном решении — система управления перестает быть автоматизированной и переходит в класс автоматической.

Поэтому проблему оптимального распределения функ­ ций между человеком и техническими средствами при проектировании автоматизированных систем управления можно считать принципиально разрешенной только тог­ да, когда будет соответствующая оценка, позволяющая в каждом отдельном случае выбрать оптимальный вари­ ант распределения функций, который удовлетворяет на­ лагаемые на систему ограничения и будет соответство­ вать наивыгоднейшим значениям управления.

Как показал опыт эксплуатации автоматизированных систем управления, состав функций почти не меняется. По некоторым функциям меняются лишь объемы работ, а главное, изменяется характер труда работников. Зна­ чительная часть работ, которые ранее выполнялись в определенном подразделении той или иной подсистемы в условиях существования АСУ, передается в вычисли­ тельный центр, который проводит обработку первичной

30

информации и подготавливает материалы для принятия

решений.

Исследования, проведенные НИЛМИЭИ им. С. Ор­ джоникидзе, показали, что на средних и крупных про­ мышленных предприятиях по всем функциям управления насчитывается примерно 900 видов постоянно повторяю­ щихся работ. Из них около 600 можно передать для ис­ полнения в вычислительный центр. Вычислительный центр обрабатывает главным образом внутреннюю ин­ формацию, возникающую в ходе производства.

Автоматизированная система должна по возможности включать в себя весь комплекс управленческих работ, выполняемых на предприятии или учреждении, начиная от перспективного планирования и кончая повседневным диспетчерским контролем и регулированием.

Существуют два вида автоматизированных систем: информационно-справочные и управляющие.

Информационно-справочные системы — это такие си­ стемы, в которых автоматизированы процессы сбора, пе­ редачи, обработки и выдачи в удобной форме исходных данных, необходимых для последующего решения опти­ мизационных задач планирования и выдачи управляю­ щих команд. Сами же способы решения этих задач и фор­ мирование команд управления здесь не формализованы; результаты решений целиком зависят от опыта, интуиции, знаний и других качеств руководителей.

Информационные системы в свою очередь можно раз­ делить на два типа. Один из них — информационно-от­ четная система, обеспечивающая автоматизацию процес­ сов сбора, передачи, обработки и представления в удоб­ ной форме данных учета и отчетности, т. е. информации,

характеризующей

фактическое состояние управляемого

объекта. Другой

тип — информационно-плановая систе­

ма — обеспечивает автоматизацию и решение ряда взаи­ мосвязанных простейших планово-экономических задач, не требующих использования методов оптимизации (рас­ чет производственных программ и потребности в ресур­ сах и др.).

Автоматизированные управляющие системы обладают всеми признаками информационных и в то же время обеспечивают решение целого ряда задач планирования и управления. Полученные результаты направляются в форме управляющих команд непосредственно объекту

31


управления либо представляются руководителям в виде одного или нескольких вариантов для выбора и утверж­ дения одного из них.

Автоматизированная управляющая система отличает­ ся от информационной тем, что в ней автоматизированы решения задач планирования и выработки управляющих команд. Тем не менее в ряде случаев, в частности, для крупных объединений, комбинатов, министерств, разра­ ботку и внедрение информационной системы рассматри­ вают как первую стадию создания автоматизированной управляющей системы.

Автоматизированную систему управления следует от­ личать от ее упрощенного варианта, называемого ком­ плексной системой обработки данных (часто ее называ­ ют автоматизированной системой обработки данных). Автоматизированная система обработки данных бази­ руется на изучении и формализованном представлении фактически имеющей место деятельности аппарата управ­ ления без исследования и нахождения закономерностей функционирования управляемого объекта. Чаще всего система обработки данных функционирует в так называе­ мом псевдореальном масштабе времени, т. е. когда ЭВМ и другие технические средства участвуют в обработке информации и выработке необходимых для управления решений со значительным отставанием во времени от протекания производственного процесса.

В автоматизированных системах управления отстава­ ние обработки данных от хода производства может изме­ ряться часами, а в отдельных случаях даже минутами, часть функции по принятию решений должна быть пере­ дана техническим средствам автоматизации; принятые этими средствами решения должны быть обязательными для всех исполнителей.

В системах управления производством можно выде­ лить следующие основные части: сбор первичных данных (датчики информации); передача данных; ввод данных в ЭВМ; отображение результатов решения; ЭВМ для об­ работки данных; массивы оперативных и нормативно­

справочных данных; программный аппарат для

работы

с массивами и решения планово-экономических

задач;

схема организации функционирования системы. Автоматизированные системы управления, например,

предприятия могут выполняться в различных вариантах:

32

1. Все записи и документы, получаемые в ходе произ­ водственного процесса, в необработанном виде группи­ руются в пунктах сбора, контролируются, транспортиру­ ются, принимаются для перфорирования, где снова конт­ ролируются, и после перфорации в порядке очередности поступают на обработку. Полученный документ транспор­ тируется, анализируется, после чего формируется управ­ ляющее воздействие.

Описанный вариант схемы имеет ряд недостатков: документ передается на длительное время на перфориро­ вание, что не всегда желательно; выявление ошибок и их исправление занимает много времени и неэффективно; весь процесс движения информации слишком растянут во времени.

2. Накопление данных в виде перфолент и перфокарт, логический контроль и первичная обработка произво­ дятся на местах оформления документов. Перфокарты и перфоленты передаются тем или иным способом в информационно-вычислительный центр, где и обрабаты­ ваются.

Положительным в схеме является то, что процесс передачи данных ускоряется, документы не изымаются. Недостатки схемы — длительность процесса выявления ошибок и затруднения в реализации приоритетного ввода данных.

3. Накопление и контроль данных, передаваемых с рабочих мест, производится в кустовых буферных нако­ пителях. Опрос, передача и ввод данных в ЭВМ осуще­ ствляются по мере освобождения машины. Схема ие реа­ лизует полностью приоритетности в обработке данных, время реакции системы на срочные запросы велико.

4. Копии документов (с машинки или фототелеграфа) поступают на читающий автомат и контролируются, после чего автоматически передаются на перфоленты или пер­ фокарты. Недостатком схемы является необходимость особой формы документа, кроме того, не реализуется приоритетность в обработке данных.

5. Данные с рабочих мест передаются непосредствен­ но в информационно-вычислительный центр на буферный накопитель (магнитный барабан, магнитную ленту), с ко­ торого они периодически поступают в ЭВМ. Необходи­ мость в дополнительном дорогом оборудовании, которое используется неполностью, и замедленная реакция на

3 3-1756

33