ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 55
Скачиваний: 0
7)внедрение и отладка вновь спроектированной си
стемы.
Диагностический анализ организации — комплекс мероприятий, направленных на выявление недостатков и слабых сторон действующей системы организации, фор мулировка целей и направлений ее совершенствования, выработка принципов построения совершенной системы, обоснование и планирование последовательности разра ботки и внедрения новых методов и технических средств.
Однако в настоящее время на предприятиях нет структурных подразделений, которые бы занимались ана лизом. Обследование предприятий идет по основным показателям работы, которые не могут полностью рас крыть всех недостатков, имеющихся в организационной структуре предприятий. Следует заметить, что в послед ние .годы на многих предприятиях бюро экономического анализа исчезли совсем или же значительно сократилась численность работающих в них. Таким образом, диагно стическим анализом и обследованием при проектирова нии АСУ на предприятиях вынуждены заниматься раз
работчики, что ведет к увеличению затрат, |
связанных |
|
с проектированием АСУ. Необходимо разработку |
кон |
|
центрировать в специальных организациях, |
таких |
как |
Системпроект, ЦНИИТУ, проектно-технологических иститутах и других, а внедрение и совершенствование АСУ осуществлять силами предприятий.
Системный подход к разработке АСУ создает боль шие преимущества, состоящие в том, что широкое исполь зование информационных связей между подсистемами позволяет вести процесс управления на основе рациональ ной минимизированной информации в каждой подсистеме локально и в то же время как единый процесс управле ния всей системой.
Кроме того, разработанная автоматизированная си стема управления не всегда может быть внедрена в прак тику сразу в полном объеме (недостаток мощности вы числительного центра, нехватка квалифицированных спе циалистов и др.). Системный принцип создания АСУ позволяет внедрять ее отдельные части подсистемами по степенно по мере появления для этого благоприятных условий, при этом сохраняется общность системы и единый документооборот.
Еще одно преимущество системного подхода заклю
26
чается в том, что взаимодействие АСУ различных уров ней — предприятий, отраслей и ведомств, плановых орга нов высшего уровня управления — может быть достигну то только на основе их методической, организационной, информационной и технической совместимостей.
Учеными нашей страны на основании системного под хода создан метод разработки АСУ и их внедрения. Суть его сводится к разработке блоков системы и их объедине нию в комплекс, который составляет АСУ объекта управ ления. Этот метод значительно эффективен и надо уско рить его осуществление.
Накопленный в министерствах и ведомствах опыт раз работки и эксплуатации АСУ показывает, что методиче ская и организационная совместимость систем управле ния достигается на основе их четкой временной, функцио нальной и методологической взаимосвязи. С этой целью взаимодействующие системы управления должны поль зоваться едиными методами выполнения однородных управленческих операций. Только тогда результаты, полу ченные в одной автоматизированной системе управления, можно использовать без каких-либо поправок в другой системе.
Взаимодействующие автоматизированные системы управления должны работать в одном режиме, обеспечи вающем объективную последовательность реализации функций управления от одной системы к другой. Орга низационная совместимость АСУ основывается на син хронности их совместного функционирования. Периодич ность, последовательность и сроки передачи информации должны быть четко согласованы.
Как показали проведенные в легкой промышленности исследования, в цепи министерство — предприятие орга низационная совместимость автоматизированных систем управления не вызывает больших трудностей и регламен тируется в основном лишь способами и средствами пере дачи информации. Однако имеющиеся ныне трудности не дают возможности проделать эту работу быстро и эффек тивно. Например, не решены вопросы увязки сроков раз работки планов производства предприятий, объединений, подотраслей и отрасли в целом и сроков заключения до говоров на поставку продукции, в результате чего ранее составленные производственные планы переделываются, так как не подтверждены договорами с заказчиками.
27
Не согласованы периоды составления планов производств и планов материально-технического снабжения. Финан совый план отрасли составляется задолго до окончатель ной корректировки показателей производства продукции. Все это, не говоря уже о затратах труда и времени на дополнительные работы, связанные с корректировкой планов, не позволяет использовать в АСУ отрасли мате риалы подотраслевых АСУ без соответствующих попра вок и переделок.
Сопряжение систем может быть достигнуто лишь при условии обеспечения своевременного поступления необ ходимой совместимой информации. Для этого при созда нии систем управления должна быть обеспечена одновре менность разработки и внедрения однородных задач, ре шаемых в рамках сопрягаемых систем управления. К со жалению, такой однородности задач пока на практике не происходит. Имеющиеся данные показывают, что АСУ разных уровней, как правило, имеют почти один и тот же состав подсистем, однако по перечню решаемых задач и срокам их реализации системы управления различают ся между собой. Этим самым нарушается принцип си стемного подхода к разработке АСУ и становится невоз можным полное взаимодействие систем управления.
Системный подход к разработке АСУ требует также целесообразного определения количества и качества ин формации, необходимой для функционирования систем и выдачи из системы. Для этого необходимо разработать и внедрить во всей отрасли единую систему классифика ции и кодирования технико-экономической информации (с учетом всесоюзной классификации), применить одно родные показатели и унифицированные стандартные системы документации. Затем можно перейти к разработ ке типовых проектных решений.
Министерство приборостроения, средств автоматиза ции и систем управления СССР еще в 1969 г. начало раз работку типовых проектных решений для предприятий машиностроения. Они охватывают наиболее важные функции управления предприятиями: годовое, кварталь ное и календарное планирование, оперативное управле ние, управление материально-техническим снабжением и сбытом. Особое значение имеют типовые проектные реше ния по созданию нормативно-справочной базы АСУ.
Создание типовых решений позволяет получить значи
28
тельное количество разнообразных проектов путем синте за ограниченного числа исходных элементов системы.
Системный подход к разработке АСУ предусматривает также разработку достаточно полных и гибких систем математического обеспечения, создание и широкое при менение библиотек стандартных программ и алгоритми ческих языков. Библиотеки программ выпущены в 1972 г. Их широкое применение позволит повысить эффектив ность работы организаций и снизить трудозатраты на создание систем, в первую очередь на создание АСУП, к 1975 г. примерно на 40—50%• Совмещение во времени разработки пакетов прикладных программ, операционных систем и трансляторов с алгоритмических языков, созда ваемых сейчас в организациях, конструирующих ЭВМ третьего поколения, позволит избежать многих ошибок и повысит эффективность разработок АСУ.
Опыт показывает, что любые серьезные прогрессив ные сдвиги в той или иной отрасли во многом зависят от взаимосвязанного решения комплекса задач:
разработки новых технологических процессов и типи зации решений по этим процессам;
создания новейшего технологического оборудования и обеспечения его производства для типизированных тех нологических производств;
разработки и внедрения эффективных методов управ ления процессами и оборудованием на основе автомати зации.
Глава II
АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА АСУ
Автоматизированная система управления является совокупностью методов и технических средств, обеспечи вающих наиболее эффективное выполнение функций уп равления производством на основе широкого использо вания теории управления, экономико-математических методов, а также с помощью средств сбора, фиксации,
29
передачи, хранения и переработки информации для при
нятия решений.
Системы управления с помощью электронно-вычисли тельных машин несколько условно называются автомати зированными системами. Центральной фигурой в АСУ был и остается человек. Как бы ни были высоки гибкость и производительность технических средств переработки информации, только человеку присущ дар предвидения сложных событий, способность принимать правильные решения в непрерывно изменяющейся ситуации. В АСУ на ЭВМ возложены функции выработки, анализа и отбо ра решений, а за человеком оставлены функции оценки выбранных решений, согласования целей с возможностя ми при неудовлетворительном решении и принятия удов летворительного решения в качестве плана.
Если одна из трех функций, возложенных на машину, будет передана человеку, то система перестает быть авто матизированной. Если возложить на машину дополни тельно одну или две функции из возложенных на челове ка, а именно оценку решения и принятия удовлетвори тельного решения в качестве плана, система останется автоматизированной. Однако при передаче машине треть ей функции — согласования целей с возможностями при неудовлетворительном решении — система управления перестает быть автоматизированной и переходит в класс автоматической.
Поэтому проблему оптимального распределения функ ций между человеком и техническими средствами при проектировании автоматизированных систем управления можно считать принципиально разрешенной только тог да, когда будет соответствующая оценка, позволяющая в каждом отдельном случае выбрать оптимальный вари ант распределения функций, который удовлетворяет на лагаемые на систему ограничения и будет соответство вать наивыгоднейшим значениям управления.
Как показал опыт эксплуатации автоматизированных систем управления, состав функций почти не меняется. По некоторым функциям меняются лишь объемы работ, а главное, изменяется характер труда работников. Зна чительная часть работ, которые ранее выполнялись в определенном подразделении той или иной подсистемы в условиях существования АСУ, передается в вычисли тельный центр, который проводит обработку первичной
30
информации и подготавливает материалы для принятия
решений.
Исследования, проведенные НИЛМИЭИ им. С. Ор джоникидзе, показали, что на средних и крупных про мышленных предприятиях по всем функциям управления насчитывается примерно 900 видов постоянно повторяю щихся работ. Из них около 600 можно передать для ис полнения в вычислительный центр. Вычислительный центр обрабатывает главным образом внутреннюю ин формацию, возникающую в ходе производства.
Автоматизированная система должна по возможности включать в себя весь комплекс управленческих работ, выполняемых на предприятии или учреждении, начиная от перспективного планирования и кончая повседневным диспетчерским контролем и регулированием.
Существуют два вида автоматизированных систем: информационно-справочные и управляющие.
Информационно-справочные системы — это такие си стемы, в которых автоматизированы процессы сбора, пе редачи, обработки и выдачи в удобной форме исходных данных, необходимых для последующего решения опти мизационных задач планирования и выдачи управляю щих команд. Сами же способы решения этих задач и фор мирование команд управления здесь не формализованы; результаты решений целиком зависят от опыта, интуиции, знаний и других качеств руководителей.
Информационные системы в свою очередь можно раз делить на два типа. Один из них — информационно-от четная система, обеспечивающая автоматизацию процес сов сбора, передачи, обработки и представления в удоб ной форме данных учета и отчетности, т. е. информации,
характеризующей |
фактическое состояние управляемого |
объекта. Другой |
тип — информационно-плановая систе |
ма — обеспечивает автоматизацию и решение ряда взаи мосвязанных простейших планово-экономических задач, не требующих использования методов оптимизации (рас чет производственных программ и потребности в ресур сах и др.).
Автоматизированные управляющие системы обладают всеми признаками информационных и в то же время обеспечивают решение целого ряда задач планирования и управления. Полученные результаты направляются в форме управляющих команд непосредственно объекту
31
управления либо представляются руководителям в виде одного или нескольких вариантов для выбора и утверж дения одного из них.
Автоматизированная управляющая система отличает ся от информационной тем, что в ней автоматизированы решения задач планирования и выработки управляющих команд. Тем не менее в ряде случаев, в частности, для крупных объединений, комбинатов, министерств, разра ботку и внедрение информационной системы рассматри вают как первую стадию создания автоматизированной управляющей системы.
Автоматизированную систему управления следует от личать от ее упрощенного варианта, называемого ком плексной системой обработки данных (часто ее называ ют автоматизированной системой обработки данных). Автоматизированная система обработки данных бази руется на изучении и формализованном представлении фактически имеющей место деятельности аппарата управ ления без исследования и нахождения закономерностей функционирования управляемого объекта. Чаще всего система обработки данных функционирует в так называе мом псевдореальном масштабе времени, т. е. когда ЭВМ и другие технические средства участвуют в обработке информации и выработке необходимых для управления решений со значительным отставанием во времени от протекания производственного процесса.
В автоматизированных системах управления отстава ние обработки данных от хода производства может изме ряться часами, а в отдельных случаях даже минутами, часть функции по принятию решений должна быть пере дана техническим средствам автоматизации; принятые этими средствами решения должны быть обязательными для всех исполнителей.
В системах управления производством можно выде лить следующие основные части: сбор первичных данных (датчики информации); передача данных; ввод данных в ЭВМ; отображение результатов решения; ЭВМ для об работки данных; массивы оперативных и нормативно
справочных данных; программный аппарат для |
работы |
с массивами и решения планово-экономических |
задач; |
схема организации функционирования системы. Автоматизированные системы управления, например,
предприятия могут выполняться в различных вариантах:
32
1. Все записи и документы, получаемые в ходе произ водственного процесса, в необработанном виде группи руются в пунктах сбора, контролируются, транспортиру ются, принимаются для перфорирования, где снова конт ролируются, и после перфорации в порядке очередности поступают на обработку. Полученный документ транспор тируется, анализируется, после чего формируется управ ляющее воздействие.
Описанный вариант схемы имеет ряд недостатков: документ передается на длительное время на перфориро вание, что не всегда желательно; выявление ошибок и их исправление занимает много времени и неэффективно; весь процесс движения информации слишком растянут во времени.
2. Накопление данных в виде перфолент и перфокарт, логический контроль и первичная обработка произво дятся на местах оформления документов. Перфокарты и перфоленты передаются тем или иным способом в информационно-вычислительный центр, где и обрабаты ваются.
Положительным в схеме является то, что процесс передачи данных ускоряется, документы не изымаются. Недостатки схемы — длительность процесса выявления ошибок и затруднения в реализации приоритетного ввода данных.
3. Накопление и контроль данных, передаваемых с рабочих мест, производится в кустовых буферных нако пителях. Опрос, передача и ввод данных в ЭВМ осуще ствляются по мере освобождения машины. Схема ие реа лизует полностью приоритетности в обработке данных, время реакции системы на срочные запросы велико.
4. Копии документов (с машинки или фототелеграфа) поступают на читающий автомат и контролируются, после чего автоматически передаются на перфоленты или пер фокарты. Недостатком схемы является необходимость особой формы документа, кроме того, не реализуется приоритетность в обработке данных.
5. Данные с рабочих мест передаются непосредствен но в информационно-вычислительный центр на буферный накопитель (магнитный барабан, магнитную ленту), с ко торого они периодически поступают в ЭВМ. Необходи мость в дополнительном дорогом оборудовании, которое используется неполностью, и замедленная реакция на
3 3-1756 |
33 |