Файл: Каменецкий, Л. Е. Экономическая эффективность основных фондов на карьерах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 78

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

уровнем 1970 г.), возможно только при условии дальнейшего интенсивного обновления горнотранспортного оборудования. Обновление парка оборудования затронет практически все звенья технологии открытого способа добычи.

Министерство угольной промышленности СССР запланиро­ вало в текущем пятилетии поставить на карьеры 35 роторных и цепных экскаваторов, в том числе 28 машин отечественного производства и семь экскаваторов из ГДР. Внедрение этой техники позволит в 1975 г. довести удельный вес добычи угля роторными и цепными экскаваторами до 38% вместо 8,1% в 1970 г. Расчеты показывают, что применение одного добычного роторного экскаватора производительностью 1000—1250 м3/ч вместо механических лопат ЭКГ-4,6 позволяет снизить числен­ ность рабочих на 25—35 человек, а использование более мощ­

ного

роторного

экскаватора

производительностью

3000—

5000

м3/ч — на

50—70 человек.

Внедрение в текущем

пятиле­

тии 30 роторных и 5 цепных экскаваторов на добыче угля обес­ печит прирост производительности труда рабочих на 1,6%.

Обновление па угольных карьерах парка экскаваторов цик­ личного действия в девятой пятилетке характеризуется данны­ ми, приведенными в табл. 29.

Т а б л и ц а 29

 

Тип экскаватора

Наличие на

Поступление в

 

1 января

1971—1975 гг.

 

 

1971 г.

 

ЭШ-10/70А (ЭШ-1 0 /6 0 )..................................................

п о

н е

ЭШ-15/90А

.......................................................................

30

29

ЭШ-25/100

.......................................................................

1

4

ЭШ-40/85 ............................................................................

 

1

ЭШ-80/100 ........................................................................

 

1

И т о г о .....................

шагающих драглайнов

141

151

Э К Г -1 2 ,5 ...........................................................................

 

1

28

ЭКГ-8И .......................................................... ....................

 

147

110

Э В Г -4И ...............................................................................

 

63

94

Э К Г -4 ,6 Б ...........................................................................

 

476

285

И т о г о .............................

механических лопат

687

517

В текущем пятилетии парк экскаваторов угольных карье­ ров существенно пополнится шагающими драглайнами, что позволит увеличить объемы вскрышных работ по наиболее про­ изводительной бестранспортной системе разработок. По расче­ там Министерства угольной промышленности СССР, это даст возможность повысить производительность труда рабочих на 5,5%. Намечаемая поставка на карьеры 517 механических ло-

з* 35


hat для выполнения плана и замены устаревших экскаваторов позволит повысить производительность труда на 7,3%.

В девятом пятилетии на угольных карьерах будет завер-' шен перевод железнодорожного транспорта на вскрышных ра­ ботах на электровозную и тепловозную тягу. В целом по карьерам объем вскрыши, перевозимой с применением тепло­ возной и электровозной тяги, возрастет в 1975 г. до 360 млн. м3 по сравнению с 190 млн. м3 в 1970 г., т. е. на 90%. На карье­ ры будет направлено 113 тяговых агрегатов и 315 тепловозов.

Перевод железнодорожного транспорта на вскрышных ра­ ботах с паровозной тяги на электровозную с автономным пита­ нием и электровозной тяги на тепловозную позволит увеличить среднюю емкость локомотивосостава на 10—25% и работать на передвижных путях без строительства контактной сети. Это должно обеспечить прирост производительности труда рабочих на карьерах примерно на 2%.

Для вывозки вскрыши железнодорожным транспортом на карьеры намечено поставить 2300 думпкаров, в том числе 725 думпкаров грузоподъемностью 60—80 т, 785 думпкаров — 105 т и 790 думпкаров грузоподъемностью 140—165 т.

Угольные карьеры получат за пятилетие 2800 автосамо­ свалов и углевозов, т. е. больше, чем они имели на начало 1971 г. При этом будут осуществлены поставки большегрузных автосамосвалов БелАЗ-548 и БелАЗ-549, а также углевозов, которыми карьеры ранее не располагали. Изменения в авто­ мобильном парке карьеров в текущем пятилетии характери­ зуются данными, приведенными в табл. 30.

Т а б л и ц а 30

Тип автосамосвала, углевоза

Наличие на

Поступление в

1 января

1971—1975 гг.

 

1971 г.

 

Автосамосвалы—в с е г о .............................................

 

2718

2504

в том числе:

и др. (10—15 т )

 

1673

1459

КрАЗ-256

 

БелАЗ-540

и МАЗ-525 (25 27 т ) ..........................

.

1045

915

БелАЗ-548 (40 т) ..................................................

75

БелАЗ-549 (75 т ) ..........................................................

 

55

Углевозы — в с е г о ..........................................................

 

5

296

в том числе:

 

 

160

БелАЗ-7510 (27 т ) ..................... ................................

 

БелАЗ-7525 (40 т ) ......................................................

 

5

115

БелАЗ—автопоезд (65 т ) ..........................................

 

9

БелАЗ—автопоезд (120 т ) ..........................................

 

12

И т о г о ...............................................................

 

2723

2800

36


Внедрение на карьерах более мощных автосамосвалов, уг­ левозов и думпкаров позволит повысить производительность труда рабочих примерно на 1,5%.

Рассмотренные выше направления обновления парка горно­ транспортного оборудования угольных карьеров отражают со­ временное состояние развития горной техники. Эти направле­ ния в основном сохранятся и на ближайшую перспективу. Из­ менения произойдут с параметрами поставляемой горной тех­

ники, которые будут более высокими.

 

железорудных

Интенсивное обновление

парка

машин на

карьерах приведено в табл.

31.

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

31

 

 

 

Количество оборудования, шт.

Оборудование

 

 

I960 г.

1970 г.

1972 г.

 

 

 

Буровые станки — в с е г о ..............................................

 

 

533

587

597

в том числе:

 

 

491

140

82

вращательные и ударно-вращательные

 

 

14

35

63

шарошечные...................................................................

 

 

1

338

389

шнековые......................... .............................................

 

 

24

31

34

огневого бурения ..........................................................

• . . . .

3

43

29

Экскаваторы — в с е г о .............................

328

511

944

в том числе с ковшом емкостью 3 м3 и более . . .

391

823

827

Автосамосвалы — в с е г о ..............................................

 

 

1930

3036

2818

в том числе грузоподъемностью 40 т .........................

 

148

559

Локомотивы — в с е г о ..................................................

 

 

541

559

Н/д

Думпкары...........................................................................

 

 

2421

4439

4894

Из приведенных данных

видно,

что

характер обновления

горнотранспортного оборудования как на угольных, так и же­ лезорудных карьерах примерно одинаков.

Различные горно-геологические и горнотехнические условия обусловливают многообразие оборудования, используемого на карьерах. Рассмотрение современного состояния этого обору­ дования, а также основных тенденций его развития по отдель­ ным процессам, позволяет уточнить характер обновления парка оборудования карьеров.

Б у р е н и е в з р ыв н ых с к в а ж и н . Основным направле­ нием технического прогресса в области бурения скважин на карьерах в прошедшем периоде времени была замена устарев­ ших станков ударно-канатного бурения высокопроизводитель­ ными станками шарошечного, пневмоударного и термического бурения. В результате этой замены произошло увеличение производительности бурения на карьерах в 2—5 раз при сни­ жении стоимости бурения на большинстве карьеров.

37


В настоящее время применяются станки шарошечного бу­ рения БСШ-2М, БСВ-3, 2СБШ-200, СБШ-250 для бурения скважин диаметром 190—250 мм, пневмоударного бурения Урал-61, Урал-64, СБМК-5 — диаметром 100—160 мм, огневого бурения СБО-1, СБО-2— диаметром 160—250 мм; созданы ша­ рошечные станки СБШ-320, БАШ-320 для бурения скважин диаметром до 320 мм, пневмоударные станки СБУ-125 и СБУ-200 — диаметром 125 и 200 мм.

По данным Б. Н. Кутузова и Б. А. Симкина, в перспективе будет иметь место следующий удельный вес (%) отдельных способов бурения: шарошечный — 64; шнековый — 25; термиче­ ский — 7,5; прочие — 3,5 [5].

Процесс обновления буровой техники на карьерах будет интенсивно продолжаться.

Э к с к а в а ц и я г о р н ых п о р о д . Широкое применение на угольных и рудных карьерах получили механические лопа­ ты, работающие по транспортной системе разработки как на добыче полезного ископаемого, так и на вскрышных работах. Наиболее распространенными типами карьерных механических лопат являются экскаваторы ЭКГ-4,6 и ЭКГ-8И с ковшами емкостью 4,6 и 8 м3. Проходят промышленные испытания экс­ каваторы ЭКГ-12,5 с ковшом емкостью 12,5 м3. В ближайшем времени Уралмашзавод приступит к выпуску вместо машин ЭКГ-4,6 экскаваторов ЭКГ-5 с ковшами емкостью 5 и 6 м3 в зависимости от крепости разрабатываемых пород. Ижорский машиностроительный завод проектирует экскаватор ЭКГ-20 с ковшом емкостью 16—20 м3. А. С. Красников [5], исследуя раз­ витие экскаваторных работ на карьерах, приходит к выводу о том, что емкость ковша механических лопат 20 м3 в ближай­ шие 10—15 лет будет максимальной, так как более мощные экскаваторы не будут обеспечены соответствующими тран­ спортными средствами.

Что касается вскрышных механических лопат, предназначен­ ных для использования на бестранспортных системах разра­ ботки, то помимо выпускаемых экскаваторов с ковшами ем­ костью 15 и 35 м3 подготавливается к выпуску машина с ковшом емкостью 100 м3 (ЭВГ-100/70).

По всей вероятности, в ближайшие 10—15 лет ассортимент вскрышных экскаваторов значительно не расширится и выпуск более мощных механических лопат пока не намечается.

Развитие крупного экскаваторостроения пойдет по пути создания преимущественно моделей шагающих драглайнов. Драглайны по сравнению с механическими лопатами обладают большей эксплуатационной гибкостью, что определяет эффек­ тивность их применения в различных схемах разработки с экска­ ваторной перевалкой вскрыши в выработанное пространство. В настоящее время выпускаются следующие модели драглай­ нов: ЭШ-5/45, ЭШ-10/70 (модификация ЭШ-13/50), ЭШ-15/90

38


(модификация ЭШ-20/75), ЭШ-25/100, ЭШ-80/100. Подготавли­ вается к выпуску драглайн ЭШ-40/85. Следует ожидать, что будет выпускаться машина с ковшом емкостью 60—70 м3, ко­ торая займет промежуточное положение между машиной

ЭШ-40/85, имеющей массу

3200 т и машиной ЭШ-80/100 мас­

сой 10 000

т. Считается, что в более отдаленной перспективе

возможен

выпуск моделей

драглайнов с ковшами емкостью

150, 250 м3 и даже 350 м3 с длиной стрелы 100—120 м, которые найдут применение на мощных угольных карьерах КанскоАчинского бассейна.

Реализация планов, предусматривающих значительное уве­ личение масштабов открытого способа разработки полезных ископаемых и высокие темпы роста производительности труда, обусловливает необходимость более широкого применения на карьерах техники непрерывного действия. Область применения этой техники расширится. Помимо месторождений, сложенных рыхлыми породами, техникой непрерывного действия будут разрабатываться горные породы средней крепости, которые ра­ нее разрабатывались одноковшовыми экскаваторами. Предпо­ лагается, что выемка бурого и каменного угля, разрабатывае­ мого в настоящее время одноковшовыми экскаваторами с предварительным рыхлением взрывными работами, будет поч­ ти полностью производиться роторными экскаваторами с уси­ лиями резания 16—18 кгс/см2. В будущем роторные экска­ ваторы будут применяться и на вскрышных работах при раз­ работке осадочных пород сравнительно большой крепости, тре­ бующих усилий резания в пределах 2(4—22 кгс/см2.

В настоящее время в СССР выпускаются роторные экска­

ваторы с теоретической

производительностью

630, 1250

и

5000 м3/ч с нормальными

усилиями резания

порядка

8—

10 кгс/см2 и изготавливаются роторные экскаваторы для выем­ ки угля с усилиями резания 16—18 кгс/см2 с такой же теоре­ тической производительностью. Запроектирована модель мощ­ ного роторного экскаватора производительностью 12 500 м3/ч. В более отдаленной перспективе потребуется создание машин с теоретической производительностью до 20—25 тыс. м3/ч при усилиях резания до 20—22 кгс/см2. Специалисты подтверж­ дают принципиальную возможность создания машин такой мощ­ ности при условии, что линейные параметры машин не будут возрастать пропорционально росту их производительности.

Таким образом, в ближайшие годы экскаваторный парк карьеров обновится как за счет выпуска машин, изготовляе­ мых серийно уже в настоящее время, так и за счет новых мо­ делей экскаваторов с высокими параметрами и большой про­ изводительностью.

Т р а н с п о р т и р о в а н и е г о р н ы х п о р о д . Пути раз­ вития карьерного транспорта — конвейерного, автомобильного и железнодорожного — находятся в тесной связи с направле­

39