Файл: Каменецкий, Л. Е. Экономическая эффективность основных фондов на карьерах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 77
Скачиваний: 0
Шающую роль в выполнении поставленных перед предприятием (отраслью) задач в части повышения объемных и качествен ных показателей работы.
Обоснованное суждение о темпах обновления основных фондов карьеров можно было бы вынести путем сопоставления фактических и нормативных коэффициентов обновления в опре деленные периоды времени. Однако такие нормативы в горной промышленности отсутствуют. Что касается темпов обновле ния активной части фондов, то они должны согласовываться с нормативными сроками службы оборудования. Как показал анализ, нормативные сроки службы горнотранспортного обо рудования карьеров, учтенные в нормах амортизационных от числений, действующих с 1 января 1963 г., экономически не обоснованы.
Обновление основных фондов карьеров в значительной ме ре осуществляется за счет выделяемых отрасли капитальных вложений. Разработка отраслевых нормативов удельных капи тальных вложений отдельно на поддержание добычи на достиг нутом уровне, реконструкцию и новое строительство карьеров, по существу, и являлось бы созданием базы для установления нормативной величины обновления основных фондов. Эти нор мативы должны учитывать и необходимость систематического обновления парка оборудования на действующих карьерах, осуществляемого в соответствии с оптимальными сроками их службы.
По данным исследований НИИОГРа', темпы обновления основных фондов угольных карьеров в прошедшем периоде времени были невысокими [26].
По исследованным комбинатам, на долю которых прихо дится более 50% добычи угля открытым способом в целом по
СССР, среднегодовой коэффициент обновления основных фон дов составил 5,8%. Сравнительно невысокие темпы обновления основных фондов частично объясняются недостаточностью ка питальных вложений, выделенных на развитие открытого спо соба добычи угля. В то же время выделенные на капитальное строительство средства осваиваются неудовлетворительно. Так, например, в 1971 г. при плане ввода мощностей на карье рах 19,2 млн. т фактически было введено 10,2 млн. т, т. е. 53% планового объема.
В девятой пятилетке интенсивно обновляются основные' фонды угольных карьеров: это связано со значительными раз мерами нового строительства и реконструкции карьеров, а также с поставками на предприятия большого количества гор ной техники. В эти годы в стадии строительства и реконструк
1 НИИОГР — научно-исследовательский и проектно-конструкторский ин ститут по добыче полезных ископаемых открытым способом.
30
ции находятся 26 угольных карьеров, ввод которых обеспечит прирост мощности на 71,1 млн. т (табл. 26).
Таблица 26
|
|
Проектная |
Ввод мощности |
|||
|
|
в 1971— |
|
|||
|
Карьер |
мощность, |
] |
|||
|
1975 гг., |
|||||
|
|
млн. т |
млн. т |
J |
||
Богаты рь................. .......................................................... |
|
4 5 , 0 |
3 0 , 0 |
|
||
Азейский ........................................................................... |
|
8 |
, 0 |
4 , 0 |
|
|
Бикинский ....................................................... |
..... |
8 |
, 0 |
3 , 0 |
|
|
Павловский № 2 ................................................................................... |
|
4 |
, 5 |
4 , 5 |
|
|
Новоколбинский.............................................................. |
|
3 |
, 4 |
3 |
, 4 |
|
Кедровский.......................................................... |
..... |
5 , 0 |
2 |
, 4 |
|
|
Сибиргинский № 2 . . |
............................................................. |
2 |
, 5 |
1 , 7 |
|
|
Назаровский (реконструкция)............................................. |
1 6 , 0 |
4 |
, 5 |
|
||
Ирша-Бородинский (реконструкция) . . . . . . . |
2 5 |
, 0 |
2 |
, 0 |
|
|
Холбольджинский .......................................................... |
|
3 , 0 |
3 |
, 0 |
|
|
Харанорский № 1 ............................................................ |
• • |
4 , 5 |
1 , 5 |
|
||
Артем-IV A .................................. |
......................................... |
2 , 0 |
2 |
, 0 |
|
|
Северо-Восточный........................................................... |
|
7 , 5 |
2 |
, в |
|
|
П р оч и е................................................................................................ |
|
1 7 , 6 |
6,8 |
|
||
В с е г о ............................................................... |
|
1 5 2 , 0 |
7 1 , 1 |
|
Но сравнению с восьмой пятилеткой объем мощностей вво димых предприятий с открытым способом добычи возрастет на 43%. Для обеспечения указанного ввода мощностей предусмот рено выделение средств на 1971 — 1975 гг. в размере 1148 млн. руб., или на 20% больше, чем в восьмой пятилетке
(970,3 млн. руб.).
Обновление горной техники на угольных карьерах в вось мой пятилетке происходило недостаточно интенсивно. Кроме того, наблюдались значительные колебания коэффициентов об
новления активных основных фондов как по комбинатам, |
так |
|
и по отдельным периодам времени (табл. |
27). |
свя |
Активизация процессов обновления |
основных фондов |
зана с переходом предприятий на новую систему планирова ния и экономического стимулирования. В условиях платности основных фондов и повышения роли прибыли в финансово хозяйственной деятельности предприятия проявили большую заинтересованность в списании устаревшей малопроизводитель ной горной техники.
Интенсивность процессов обновления основных фондов за висит от ряда факторов: масштабов добычи и значимости по лезного ископаемого; горно-геологических и климатических условий разработки месторождений; уровня эффективности и наличия новой горной техники и др.
31
|
|
|
Т а б л и ц а |
27 |
|
|
|
Коэффициент обновления ос |
|||
|
|
новных производственных |
|||
Комбинат, группы основных фондов |
|
|
фондов, % |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1966 г. |
1967 г. |
1968 г. |
1969 г. |
Кемеровоуголь: |
|
8,5 |
16,9 |
5,9 |
3,9 |
машины и оборудование......................... .... |
|
||||
транспортные средства . . * .................................. |
|
7,1 |
13,0 |
6,0 |
2,1 |
Красноярскуголь: |
. |
1,1 |
3,5 |
1,6 |
3,7 |
машины и оборудование.......................................... |
|||||
транспортные ср едства.............................................. |
|
6,4 |
5,0 |
5,1 |
2,4 |
Дальвостуголь: |
|
0,9 |
2,3 |
3,5 |
0,6 |
машины и оборудование...................................... |
|
||||
транспортные ср едств а .............................................. |
|
0,4 |
— |
0,2 |
2,1 |
Приморскуголь: |
|
4,9 |
1,8 |
2,6 |
0,4 |
машины и оборудование.............................................. |
|
||||
транспортные средства .............................................. |
|
0,5 |
— |
2,9 |
— |
Башкируголь: |
|
4,3 |
24,0 |
8,4 |
3,3 |
машины и оборудование.............................................. |
. |
||||
транспортные средства.......................................... |
— |
— |
43,3 |
63,6 |
|
|
|
|
|
|
|
Средазуголь: |
|
6,1 |
6,3 |
3,0 |
11,1 |
машины и оборудование.............................................. |
|
||||
транспортные средства.............................................. |
|
— |
— |
— |
— |
В среднем по карьерам: |
|
3,5 |
7,0 |
3,7 |
2,9 |
машины и оборудование.............................................. |
|
||||
транспортные ср едств а .............................................. |
|
6,4 |
8,0 |
5,6 |
2,7 |
В ряде случаев предприятия вынуждены эксплуатировать морально устаревшую горную технику, поскольку потребность в новых машинах пока превышает возможность их изготовления заводами. В этих условиях планирующие органы лимитируют поставки новой техники предприятиям, определяя отрасли, в которые эта техника направляется в первую очередь. Так, на
пример, в автомобильном парке |
угольных карьеров |
отсутст |
|
вуют автосамосвалы |
большой |
грузоподъемности |
Белаз-548 |
(40 т). Поставка этих |
машин |
осуществляется на |
угольные |
карьеры только с 1973 г. в размере 25 шт., в то время как на карьерах цветной металлургии уже в 1970 г. работало 78 авто самосвалов этого типа, а на железорудных— 148.
На карьерах Крайнего Севера обновление основных фондов происходит более быстрыми темпами по сравнению с пред приятиями, работающими в более благоприятных климатиче ских условиях. Это связано с тяжелыми условиями эксплуата ции оборудования (низкие температуры, сильный ветер, пло хая видимость и др.), приводящими к необходимости более быстрой его замены. Сроки физического износа, а следователь но, и замены оборудования убыстряются и в силу того, что
32
на карьерах эксплуатируется большое количество горной тех ники, не предназначенной для условий Крайнего Севера. Дру гой причиной интенсивного обновления основных фондов яв ляется стремление предприятий повысить производительность труда и за счет этого снизить издержки производства, которые на карьерах Крайнего Севера остаются высокими. Снижение трудоемкости работ в результате применения новой горной техники на Крайнем Севере особенно эффективно, так как установленный размер оплаты труда здесь существенно выше, чем в других районах страны.
Природные и экономические факторы, характерные для Крайнего Севера, делают необходимым дифференцированный подход к нормативным темпам обновления горнотранспортно го оборудования карьеров в этом районе страны.
Обновление парка машин и оборудования на карьерах про исходит в соответствии с основными направлениями техниче ского прогресса на открытых горных работах в данный период времени. Эти направления в значительной мере являются об щими, независимо от отраслевой принадлежности предприятий. В то же время в них имеются и некоторые различия, вытекаю щие в основном из специфики горно-геологических условий и масштабов добычи полезных ископаемых. Анализируя направ ления научно-технического прогресса на открытых горных ра ботах, академик Н. В. Мельников выделяет главные из них [16]:
концентрация производства с использованием высокопроиз водительных средств механизации в каждом технологическом звене;
всемерное расширение бестранспортных систем разработки
с применением мощных одноковшовых экскаваторов |
(шагаю |
щих драглайнов и механических лопат с ковшами |
емкостью |
до 100 м3) ; |
|
широкое применение роторных экскаваторов производитель ностью 1250 и 5000 м?/ч, включая модели с повышенными уси лиями резания для круглогодовой выемки углей и средств кон вейерного транспорта;
резкое увеличение мощности и сцепного веса средств тяги на карьерном железнодорожном транспорте путем широкого применения тяговых агрегатов ОПЭ-1 сцепным весом 360 т, увеличение грузоподъемности думпкаров до 165 т, использова ние автосамосвалов и углевозов грузоподъемностью до 120 т;
совершенствование существующей и создание новой техно логии разработки пластов сложного строения с помощью шне кобуровых машин и специальных средств экскавации;
применение поточной технологии разработки скальных и полускальных горных пород. На первой стадии — применение комплексов горного и транспортного оборудования цикличного
и непрерывного действия |
(циклично-поточная технология), а |
в дальнейшем применение |
комплексов непрерывного действия; |
3 Каменецкий Л . Е , |
33 |
Внедрение комплексной механизации вспомогательных ра бот на карьерах.
Все рассмотренные направления технического прогресса на угольных карьерах связаны с оснащением предприятий новой
высокопроизводительной горной техникой. |
Данные табл. |
28 |
||
|
|
Т а б л и ц а |
|
28 |
|
Наличие |
ia конец года, |
шт. |
|
Оборудование |
1965 г. |
1970 г. |
1972 г. |
|
|
||||
Одноковшовые экскаваторы.......................................... |
1157 |
1299 |
1356 |
|
В том числе экскаваторы с ковшом емкостью 8 м3 |
120 |
371 |
|
399 |
и более ........................................................................... |
|
|||
из них экскаваторы: |
26 |
|
|
146 |
ЭШ-10/60А и ЭШ -10/70А...................................... |
ПО |
|
||
ЭШ-1 5 /9 0 ................................................................... |
8 |
30 |
|
37 |
Электровозы....................................................................... |
319 |
390 |
|
401 |
Тепловозы........................................................................... |
2 |
207 |
|
300 |
Технологические автомобили .......................................... |
1881 |
1763 |
Н/д |
|
В том числе автосамосвалы: |
|
929 |
|
|
БелАЗ-540 .............................................................. |
|
|
|
|
БелАЗ-548 ................................................................... |
— |
5 |
|
|
КрАЗ-256, ЯАЗ-210А и др.................................... |
1881 |
829 |
960 |
|
Бульдозеры ....................................................................... |
658 |
904 |
||
Буровые с т а н к и ............................................................... |
682 |
624 |
|
664 |
В том числе станки 2СБШ-200 .................................. |
— |
70 |
|
121 |
Думпкары грузоподъемностью 100 т и более . . . |
1054 |
1674 |
Н/д |
дают представление о количественных и качественных измене ниях в парке основного горнотранспортного оборудования угольных карьеров.
В восьмой пятилетке обновление парка машин и оборудо вания угольных карьеров шло в следующих направлениях:
интенсивное внедрение более производительных станков шарошечного бурения и вытеснение станков канатно-ударного
бурения; расширение масштабов применения экскаваторов с большей
емкостью ковша, более широкое использование шагающих драглайнов с ковшом емкостью 10—15 м3;
вытеснение паровозной тяги более прогрессивной электро возной и тепловозной, рост парка думпкаров большой грузо
подъемности; постепенная замена автосамосвалов небольшой грузоподъ
емности на большегрузные машины — самосвалы Белорусского автомобильного завода.
Решение задач, поставленных перед угольными карьерами на девятую пятилетку по объему добычи и особенно росту производительности труда рабочих (на 48,1% по сравнению с
34