Файл: Каменецкий, Л. Е. Экономическая эффективность основных фондов на карьерах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 77

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Шающую роль в выполнении поставленных перед предприятием (отраслью) задач в части повышения объемных и качествен­ ных показателей работы.

Обоснованное суждение о темпах обновления основных фондов карьеров можно было бы вынести путем сопоставления фактических и нормативных коэффициентов обновления в опре­ деленные периоды времени. Однако такие нормативы в горной промышленности отсутствуют. Что касается темпов обновле­ ния активной части фондов, то они должны согласовываться с нормативными сроками службы оборудования. Как показал анализ, нормативные сроки службы горнотранспортного обо­ рудования карьеров, учтенные в нормах амортизационных от­ числений, действующих с 1 января 1963 г., экономически не обоснованы.

Обновление основных фондов карьеров в значительной ме­ ре осуществляется за счет выделяемых отрасли капитальных вложений. Разработка отраслевых нормативов удельных капи­ тальных вложений отдельно на поддержание добычи на достиг­ нутом уровне, реконструкцию и новое строительство карьеров, по существу, и являлось бы созданием базы для установления нормативной величины обновления основных фондов. Эти нор­ мативы должны учитывать и необходимость систематического обновления парка оборудования на действующих карьерах, осуществляемого в соответствии с оптимальными сроками их службы.

По данным исследований НИИОГРа', темпы обновления основных фондов угольных карьеров в прошедшем периоде времени были невысокими [26].

По исследованным комбинатам, на долю которых прихо­ дится более 50% добычи угля открытым способом в целом по

СССР, среднегодовой коэффициент обновления основных фон­ дов составил 5,8%. Сравнительно невысокие темпы обновления основных фондов частично объясняются недостаточностью ка­ питальных вложений, выделенных на развитие открытого спо­ соба добычи угля. В то же время выделенные на капитальное строительство средства осваиваются неудовлетворительно. Так, например, в 1971 г. при плане ввода мощностей на карье­ рах 19,2 млн. т фактически было введено 10,2 млн. т, т. е. 53% планового объема.

В девятой пятилетке интенсивно обновляются основные' фонды угольных карьеров: это связано со значительными раз­ мерами нового строительства и реконструкции карьеров, а также с поставками на предприятия большого количества гор­ ной техники. В эти годы в стадии строительства и реконструк­

1 НИИОГР — научно-исследовательский и проектно-конструкторский ин­ ститут по добыче полезных ископаемых открытым способом.

30


ции находятся 26 угольных карьеров, ввод которых обеспечит прирост мощности на 71,1 млн. т (табл. 26).

Таблица 26

 

 

Проектная

Ввод мощности

 

 

в 1971—

 

 

Карьер

мощность,

]

 

1975 гг.,

 

 

млн. т

млн. т

J

Богаты рь................. ..........................................................

 

4 5 , 0

3 0 , 0

 

Азейский ...........................................................................

 

8

, 0

4 , 0

 

Бикинский .......................................................

.....

8

, 0

3 , 0

 

Павловский № 2 ...................................................................................

 

4

, 5

4 , 5

 

Новоколбинский..............................................................

 

3

, 4

3

, 4

 

Кедровский..........................................................

.....

5 , 0

2

, 4

 

Сибиргинский № 2 . .

.............................................................

2

, 5

1 , 7

 

Назаровский (реконструкция).............................................

1 6 , 0

4

, 5

 

Ирша-Бородинский (реконструкция) . . . . . . .

2 5

, 0

2

, 0

 

Холбольджинский ..........................................................

 

3 , 0

3

, 0

 

Харанорский № 1 ............................................................

• •

4 , 5

1 , 5

 

Артем-IV A ..................................

.........................................

2 , 0

2

, 0

 

Северо-Восточный...........................................................

 

7 , 5

2

, в

 

П р оч и е................................................................................................

 

1 7 , 6

6,8

 

В с е г о ...............................................................

 

1 5 2 , 0

7 1 , 1

 

Но сравнению с восьмой пятилеткой объем мощностей вво­ димых предприятий с открытым способом добычи возрастет на 43%. Для обеспечения указанного ввода мощностей предусмот­ рено выделение средств на 1971 — 1975 гг. в размере 1148 млн. руб., или на 20% больше, чем в восьмой пятилетке

(970,3 млн. руб.).

Обновление горной техники на угольных карьерах в вось­ мой пятилетке происходило недостаточно интенсивно. Кроме того, наблюдались значительные колебания коэффициентов об­

новления активных основных фондов как по комбинатам,

так

и по отдельным периодам времени (табл.

27).

свя­

Активизация процессов обновления

основных фондов

зана с переходом предприятий на новую систему планирова­ ния и экономического стимулирования. В условиях платности основных фондов и повышения роли прибыли в финансово­ хозяйственной деятельности предприятия проявили большую заинтересованность в списании устаревшей малопроизводитель­ ной горной техники.

Интенсивность процессов обновления основных фондов за­ висит от ряда факторов: масштабов добычи и значимости по­ лезного ископаемого; горно-геологических и климатических условий разработки месторождений; уровня эффективности и наличия новой горной техники и др.

31


 

 

 

Т а б л и ц а

27

 

 

Коэффициент обновления ос­

 

 

новных производственных

Комбинат, группы основных фондов

 

 

фондов, %

 

 

 

 

 

 

 

 

1966 г.

1967 г.

1968 г.

1969 г.

Кемеровоуголь:

 

8,5

16,9

5,9

3,9

машины и оборудование......................... ....

 

транспортные средства . . * ..................................

 

7,1

13,0

6,0

2,1

Красноярскуголь:

.

1,1

3,5

1,6

3,7

машины и оборудование..........................................

транспортные ср едства..............................................

 

6,4

5,0

5,1

2,4

Дальвостуголь:

 

0,9

2,3

3,5

0,6

машины и оборудование......................................

 

транспортные ср едств а ..............................................

 

0,4

0,2

2,1

Приморскуголь:

 

4,9

1,8

2,6

0,4

машины и оборудование..............................................

 

транспортные средства ..............................................

 

0,5

2,9

Башкируголь:

 

4,3

24,0

8,4

3,3

машины и оборудование..............................................

.

транспортные средства..........................................

43,3

63,6

 

 

 

 

 

Средазуголь:

 

6,1

6,3

3,0

11,1

машины и оборудование..............................................

 

транспортные средства..............................................

 

В среднем по карьерам:

 

3,5

7,0

3,7

2,9

машины и оборудование..............................................

 

транспортные ср едств а ..............................................

 

6,4

8,0

5,6

2,7

В ряде случаев предприятия вынуждены эксплуатировать морально устаревшую горную технику, поскольку потребность в новых машинах пока превышает возможность их изготовления заводами. В этих условиях планирующие органы лимитируют поставки новой техники предприятиям, определяя отрасли, в которые эта техника направляется в первую очередь. Так, на­

пример, в автомобильном парке

угольных карьеров

отсутст­

вуют автосамосвалы

большой

грузоподъемности

Белаз-548

(40 т). Поставка этих

машин

осуществляется на

угольные

карьеры только с 1973 г. в размере 25 шт., в то время как на карьерах цветной металлургии уже в 1970 г. работало 78 авто­ самосвалов этого типа, а на железорудных— 148.

На карьерах Крайнего Севера обновление основных фондов происходит более быстрыми темпами по сравнению с пред­ приятиями, работающими в более благоприятных климатиче­ ских условиях. Это связано с тяжелыми условиями эксплуата­ ции оборудования (низкие температуры, сильный ветер, пло­ хая видимость и др.), приводящими к необходимости более быстрой его замены. Сроки физического износа, а следователь­ но, и замены оборудования убыстряются и в силу того, что

32


на карьерах эксплуатируется большое количество горной тех­ ники, не предназначенной для условий Крайнего Севера. Дру­ гой причиной интенсивного обновления основных фондов яв­ ляется стремление предприятий повысить производительность труда и за счет этого снизить издержки производства, которые на карьерах Крайнего Севера остаются высокими. Снижение трудоемкости работ в результате применения новой горной техники на Крайнем Севере особенно эффективно, так как установленный размер оплаты труда здесь существенно выше, чем в других районах страны.

Природные и экономические факторы, характерные для Крайнего Севера, делают необходимым дифференцированный подход к нормативным темпам обновления горнотранспортно­ го оборудования карьеров в этом районе страны.

Обновление парка машин и оборудования на карьерах про­ исходит в соответствии с основными направлениями техниче­ ского прогресса на открытых горных работах в данный период времени. Эти направления в значительной мере являются об­ щими, независимо от отраслевой принадлежности предприятий. В то же время в них имеются и некоторые различия, вытекаю­ щие в основном из специфики горно-геологических условий и масштабов добычи полезных ископаемых. Анализируя направ­ ления научно-технического прогресса на открытых горных ра­ ботах, академик Н. В. Мельников выделяет главные из них [16]:

концентрация производства с использованием высокопроиз­ водительных средств механизации в каждом технологическом звене;

всемерное расширение бестранспортных систем разработки

с применением мощных одноковшовых экскаваторов

(шагаю­

щих драглайнов и механических лопат с ковшами

емкостью

до 100 м3) ;

 

широкое применение роторных экскаваторов производитель­ ностью 1250 и 5000 м?/ч, включая модели с повышенными уси­ лиями резания для круглогодовой выемки углей и средств кон­ вейерного транспорта;

резкое увеличение мощности и сцепного веса средств тяги на карьерном железнодорожном транспорте путем широкого применения тяговых агрегатов ОПЭ-1 сцепным весом 360 т, увеличение грузоподъемности думпкаров до 165 т, использова­ ние автосамосвалов и углевозов грузоподъемностью до 120 т;

совершенствование существующей и создание новой техно­ логии разработки пластов сложного строения с помощью шне­ кобуровых машин и специальных средств экскавации;

применение поточной технологии разработки скальных и полускальных горных пород. На первой стадии — применение комплексов горного и транспортного оборудования цикличного

и непрерывного действия

(циклично-поточная технология), а

в дальнейшем применение

комплексов непрерывного действия;

3 Каменецкий Л . Е ,

33


Внедрение комплексной механизации вспомогательных ра­ бот на карьерах.

Все рассмотренные направления технического прогресса на­ угольных карьерах связаны с оснащением предприятий новой

высокопроизводительной горной техникой.

Данные табл.

28

 

 

Т а б л и ц а

 

28

 

Наличие

ia конец года,

шт.

Оборудование

1965 г.

1970 г.

1972 г.

 

Одноковшовые экскаваторы..........................................

1157

1299

1356

В том числе экскаваторы с ковшом емкостью 8 м3

120

371

 

399

и более ...........................................................................

 

из них экскаваторы:

26

 

 

146

ЭШ-10/60А и ЭШ -10/70А......................................

ПО

 

ЭШ-1 5 /9 0 ...................................................................

8

30

 

37

Электровозы.......................................................................

319

390

 

401

Тепловозы...........................................................................

2

207

 

300

Технологические автомобили ..........................................

1881

1763

Н/д

В том числе автосамосвалы:

 

929

 

 

БелАЗ-540 ..............................................................

 

 

 

БелАЗ-548 ...................................................................

5

 

 

КрАЗ-256, ЯАЗ-210А и др....................................

1881

829

960

Бульдозеры .......................................................................

658

904

Буровые с т а н к и ...............................................................

682

624

 

664

В том числе станки 2СБШ-200 ..................................

70

 

121

Думпкары грузоподъемностью 100 т и более . . .

1054

1674

Н/д

дают представление о количественных и качественных измене­ ниях в парке основного горнотранспортного оборудования угольных карьеров.

В восьмой пятилетке обновление парка машин и оборудо­ вания угольных карьеров шло в следующих направлениях:

интенсивное внедрение более производительных станков шарошечного бурения и вытеснение станков канатно-ударного

бурения; расширение масштабов применения экскаваторов с большей

емкостью ковша, более широкое использование шагающих драглайнов с ковшом емкостью 10—15 м3;

вытеснение паровозной тяги более прогрессивной электро­ возной и тепловозной, рост парка думпкаров большой грузо­

подъемности; постепенная замена автосамосвалов небольшой грузоподъ­

емности на большегрузные машины — самосвалы Белорусского автомобильного завода.

Решение задач, поставленных перед угольными карьерами на девятую пятилетку по объему добычи и особенно росту производительности труда рабочих (на 48,1% по сравнению с

34