Файл: Каменецкий, Л. Е. Экономическая эффективность основных фондов на карьерах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 74

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

лаем это на базе проектных данных, проанализировав по ви­ дам работ и процессам производства структуру капитальных вложений угольных карьеров (табл. 22). Последняя, по суще-

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 22

 

 

 

 

Структура капитальных вложений, %к

 

 

 

 

итогу капитальных затрат на строительство

 

Вид работ, процесс

 

карьеров

 

 

Харанор-

Сафронов-

Назаров- Ирша-Бо-

 

 

 

 

 

 

 

 

ского

ского

ского

родинского

Добычные работы:

 

 

 

 

 

буровзрывные

р а б о т ы .....................

0 , 3

0 , 1

выемка ..................................................

 

 

1 0 , 4

1 1 , 3

1 0 , 3

1 4 , 8

транспортирование . . . .................

1 9 , 6

1 2 , 8

6 , 8

1 4 , 3

погрузочно-складское хозяйство . .

0 , 1

0 , 1

 

 

 

 

 

 

 

И т о г о

по добычным

работам . . . .

3 0 , 1

2 4 , 4

1 7 , 3

2 9 , 1

Вскрышные работы:

 

 

 

 

 

буровзрывные

р аб о ты .....................

0 , 4

0 , 9

0 , 1

выемка . . г . ..................................

1 0 , 3

4 4 , 6

2 9 , 2

1 8 , 3

транспортирование .............................

 

3 2 , 2

1 1 , 2

1 9 , 6

отвалообразование .............................

 

6 , 7

4 , 3

6 , 6

И т о г о

по вскрышным работам . . .

4 9 , 6

4 5 , 5

4 4 , 7

4 4 , 6

В с е г о

основное производство . . .

7 9 , 7

6 9 , 9

6 2 , 0

7 3 , 7

Вспомогательное

и

обслуживающее

 

 

 

 

производство:

 

 

 

 

 

 

дренаж и водоотлив . . . . . . .

2 , 6

1 , 7

7 , 1

7 , 1

лаборатория и О Т К .........................

0 , 2

0 , 1

0 , 1

ремонтное хозяйство

.........................

0 , 5

9 , 6

1 , 6

0 , 9

прочие процессы ..................................

 

9 , 7

4 , 7

2 0 , 8

8 , 9

И т о г о

по вспомогательному и об-

13

16

2 9 , 6

17

служивающему производству , . .

 

 

 

 

В с е г о

по основному и вспомогатель­

 

 

 

 

ному производству .............................

 

9 2 , 7

8 5 , 9

9 1 , 6

9 0 , 7

Капитальные вложения по объектам

 

 

 

 

вне промышленной площадки . . .

7 , 3

1 4 ,1

8 , 4

9 , 3

В с е г о

по промышленному строитель-

 

 

100

 

ству карьера..........................................

 

 

100

100

100

ству,

будет

отражать и структуру основных

фондов,

посколь­

ку разница в проектных капитальных вложениях и стоимости основных фондов для угольных карьеров не превышает 2—5%v Наиболее фондоемкими являются основные рабочие про­ цессы. На их долю приходится 60—80% общей суммы основ­ ных фондов карьеров. Большая часть этих фондов обслужи­ вает вскрышные работы (45—50%). Среди рабочих процессов фондоемкими являются процессы, связанные с • выемкой и

26


транспортированием

полезного

ископаемого.

Их удельный

вес

в общей стоимости основных

фондов во многом зависит

от

природных факторов

и системы разработки

месторождения.

Например, на Сафроновском карьере при бестранспортной си­ стеме разработки основные фонды транспорта составили 12,8% общей стоимости фондов, а на Ирша-Бородинском карьере при использовании транспортной системы — 33,9%. Объемы работ по выемке и транспортированию горной массы, а следователь­ но, и величина основных фондов, обслуживающих эти процес­ сы, тесно связаны с такими факторами, как коэффициент вскрыши и глубина карьера. Увеличение последних вызывает рост потребности в горнотранспортном оборудовании: экска­ ваторах, электровозах, думпкарах и др.

Более детальное рассмотрение структуры капитальных вло­ жений одновременно по процессам производства и видам за­ трат на примере проекта Сафроновского карьера показывает, что более 50% общей суммы капитальных вложений прихо­ дится на оборудование (табл. 23). В недалекой перспективе,

Вид работ, процесс

4.0 O'-

Всего капиталь ных вложений, к итогу

горные и гор­ но-вскрышные работы

в

; строительные 1 работы

Т а б л и ц а

том числе по виду затрат

 

монтажные работы

инструменти инвентарь

:

 

оборудо­

(итогографы

)7-3

 

 

 

 

вание1

23

прочиезатраты рас ­пределяемые

Добычные работы:

 

0,4

 

 

0,3/0,6

 

 

0,3

0,1

буровзрывные

работы . .

3,0

 

0,3

выемка

..................................

 

 

 

13,2

8,1/15

11,5

1,7

транспортирование угля .

14,8

0,2

2,7

7,7/14,1

10,6

4,2

И т о г о

по добычным рабо­

28,4

3,2

2,7

16,1/29,7

0,3

 

22,4

6,0

там ......................................

 

 

 

 

 

Вскрышные работы:

 

1,1

_

_

1,0/1,8

_

_

1,0

0,1

буровзрывные работы . .

выемка

и

отвалообразова-

51,9

6,7

 

34,6/63,8

3,9

 

45,2

6,7

ние .

. .

.

.....................

И т о г о

по

вскрышным ра­

53,0

6,7

35,6/65,6

3,9

 

46,2

6,8

ботам .....................

 

 

 

 

 

И т о г о

по

основному про­

81,4

9,9

2,7 51,7/95,3

4,2

 

68,6

12,8

изводству . .

. . .

 

 

Вспомогательное и обслужи­

18,6

1,5

5.8

2,5/4,7

1

0,3

11,1

7,5

вающее производство . . .

В с е г о

по

промышленному

100

11,4

8,5 54 ,2/100

5,2

0,3

79,7

20,3

строительству карьера . .

1 Ч ислитель— удельный

вес

стоимости оборудования по виду работ

(процессу) в общей

величине

капиталовложений;

знаменатель — то

ж е,

в общей стоимости затрат на обору­

дование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27


когда будет осуществляться строительство мощных и сверх­ мощных карьеров, удельный вес оборудования в общей вели­ чине капитальных вложений (основных фондов) будет еще бо­ лее высоким. Отсюда следует, что на открытых горных рабо­ тах проблема эффективности основных фондов в значительной мере сводится к повышению эффективности горнотранспортно­ го оборудования.

В будущем произойдут определенные изменения и со струк­ турой стоимости оборудования карьеров. Это связано с ори­ ентацией на строительство мощных карьеров, оснащенных горной техникой с высокими параметрами. О характере наме­ ченных изменений в структуре стоимости оборудования карье­ ров можно судить, сопоставляя современное ее состояние (по данным Г. Я- Бурштейна) с аналогичными проектными данны­ ми по крупным карьерам. В качестве базы для сравнения принят проект Березовского карьера № 1 годовой производст­ венной мощностью 55 млн. т угля (табл. 24).

 

 

 

Т а б л и ц а 24

 

Удельный ве : стоимости данного вида обо-

 

рудовання,

°у к общей стоимости оборудо­

 

 

 

вания

 

Вид оборудования

 

по

проекту Березовского

 

 

карьера JVe 1

 

современное

 

 

 

 

 

 

состояние

комбинирован­

транспортная

 

 

ная

система

система р а з р а ­

 

 

разработки

ботки

Буровые с т а н к и ......................................

1 . 5

 

0 , 3

0 , 5

Экскаваторы..............................................

5 9 , 2

 

6 9 , 9

5 4 , 3

Электровозы, тепловозы.........................

1 3 , 0

 

5 , 2

1 9 , 9

Думпкары, вагоны ..................................

1 1 , 6

 

2 , 6

7 ,1

Конвейеры ленточные.............................

3 , 1

 

Бульдозеры ..............................................

 

0 , 3

0 , 3

Прочее оборудование.............................

1 1 , 6

 

2 1 , 7

1 7 , 9

К наиболее устойчивым в будущем тенденциям изменения структуры стоимости оборудования относится увеличение удельного веса стоимости экскаваторного парка. Это связано с расширением масштабов применения мощных драглайнов и техники непрерывного действия, имеющих высокую сметную стоимость. В проекте Березовского карьера № 1 стоимость экскаваторного парка в общей стоимости оборудования колеб­ лется от 54,3 до 69,9% в зависимости от принятой системы разработки; в проекте Сафроновского карьера она составляет 65,1%. Затраты на приобретение экскаваторов на мощных угольных карьерах будут превалировать и составлять десятки миллионов рублей. Это предопределяет необходимость особен­

28


но тща'Гельного исследования комплекса вопросов, связанных с эффективностью использования, обновления и сроками служ­ бы экскаваторного парка карьеров.§*

Система

разработки

Общая сметная стоимость про­ мышленного стро­ ительства, тыс. руб.*

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

25

 

Сметная стоимость оборудования,

тыс. руб.

 

 

 

!

ИЗ них

 

|

 

 

­

думпкары

 

 

 

экскава­ торы

бульдо­ зеры

прочее

всего

Ю О

электро­ возы, теп ловозы

3 *

 

 

 

 

 

оЩ

а. то

F-

Комбиниро­

130224,2

69335,3

215,5

48413,8

3590,4 1865,2

219,1

15031,2

ванная .

100

53,2**

0,2

37,2

2,7

1,4

0,2

11,5

Транспорт­

94175,7

40899,9

215,5

22179,3

8141,4 2902,6

138,2

7322,9

ная . . .

100

43,4

0,2

23,6

8,6

3,1

0,1

7

Ч

 

*В ценах на I июля 1955 г.

**Удельный вес оборудования в общей сметной стоимости промышленного строительства.

Данные табл. 25 дают представление об абсолютной вели­ чине проектных затрат на приобретение оборудования для Бе­ резовского карьера № 1.

§ 3. ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС И ОБНОВЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ НА ОТКРЫТЫХ РАБОТАХ

Расширение масштабов открытых работ, а также использо­ вание на карьерах новой техники обусловливают постоянное обновление основных фондов предприятий. Количественная оценка интенсивности обновления основных фондов может быть дана с помощью коэффициента обновления. Этот коэф­ фициент характеризует долю новых, введенных в эксплуата­ цию в анализируемом периоде, основных фондов в составе всех основных фондов, имеющихся к концу этого периода.

Для характеристики движения основных фондов исполь­ зуют также коэффициент выбытия, который показывает, какая доля основных фондов, имевшихся к началу анализируемого периода, выбыла в течение этого периода из-за износа. Сопо­ ставление коэффициентов обновления и выбытия основных фондов дает возможность составить определенное представле­ ние об их техническом состоянии. Однако для более полной характеристики процессов обновления основных фондов сле­ дует определить коэффициент обновления активной части ос­ новных фондов. Этот коэффициент характеризует степень об­ новления парка машин и оборудования, который играет ре-

29