Файл: Каменецкий, Л. Е. Экономическая эффективность основных фондов на карьерах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 74
Скачиваний: 0
лаем это на базе проектных данных, проанализировав по ви дам работ и процессам производства структуру капитальных вложений угольных карьеров (табл. 22). Последняя, по суще-
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 22 |
|
|
|
|
|
Структура капитальных вложений, %к |
|||
|
|
|
|
итогу капитальных затрат на строительство |
|||
|
Вид работ, процесс |
|
карьеров |
|
|||
|
Харанор- |
Сафронов- |
Назаров- Ирша-Бо- |
||||
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
ского |
ского |
ского |
родинского |
Добычные работы: |
|
|
|
|
|
||
буровзрывные |
р а б о т ы ..................... |
— |
0 , 3 |
0 , 1 |
— |
||
выемка .................................................. |
|
|
1 0 , 4 |
1 1 , 3 |
1 0 , 3 |
1 4 , 8 |
|
транспортирование . . . ................. |
1 9 , 6 |
1 2 , 8 |
6 , 8 |
1 4 , 3 |
|||
погрузочно-складское хозяйство . . |
0 , 1 |
— |
0 , 1 |
— |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
И т о г о |
по добычным |
работам . . . . |
3 0 , 1 |
2 4 , 4 |
1 7 , 3 |
2 9 , 1 |
|
Вскрышные работы: |
|
|
|
|
|
||
буровзрывные |
р аб о ты ..................... |
0 , 4 |
0 , 9 |
— |
0 , 1 |
||
выемка . . г . .................................. |
1 0 , 3 |
4 4 , 6 |
2 9 , 2 |
1 8 , 3 |
|||
транспортирование ............................. |
|
3 2 , 2 |
— |
1 1 , 2 |
1 9 , 6 |
||
отвалообразование ............................. |
|
6 , 7 |
— |
4 , 3 |
6 , 6 |
||
И т о г о |
по вскрышным работам . . . |
4 9 , 6 |
4 5 , 5 |
4 4 , 7 |
4 4 , 6 |
||
В с е г о |
основное производство . . . |
7 9 , 7 |
6 9 , 9 |
6 2 , 0 |
7 3 , 7 |
||
Вспомогательное |
и |
обслуживающее |
|
|
|
|
|
производство: |
|
|
|
|
|
|
|
дренаж и водоотлив . . . . . . . |
2 , 6 |
1 , 7 |
7 , 1 |
7 , 1 |
|||
лаборатория и О Т К ......................... |
0 , 2 |
— |
0 , 1 |
0 , 1 |
|||
ремонтное хозяйство |
......................... |
0 , 5 |
9 , 6 |
1 , 6 |
0 , 9 |
||
прочие процессы .................................. |
|
9 , 7 |
4 , 7 |
2 0 , 8 |
8 , 9 |
||
И т о г о |
по вспомогательному и об- |
13 |
16 |
2 9 , 6 |
17 |
||
служивающему производству , . . |
|
|
|
|
|||
В с е г о |
по основному и вспомогатель |
|
|
|
|
||
ному производству ............................. |
|
9 2 , 7 |
8 5 , 9 |
9 1 , 6 |
9 0 , 7 |
||
Капитальные вложения по объектам |
|
|
|
|
|||
вне промышленной площадки . . . |
7 , 3 |
1 4 ,1 |
8 , 4 |
9 , 3 |
|||
В с е г о |
по промышленному строитель- |
|
|
100 |
|
||
ству карьера.......................................... |
|
|
100 |
100 |
100 |
||
ству, |
будет |
отражать и структуру основных |
фондов, |
посколь |
ку разница в проектных капитальных вложениях и стоимости основных фондов для угольных карьеров не превышает 2—5%v Наиболее фондоемкими являются основные рабочие про цессы. На их долю приходится 60—80% общей суммы основ ных фондов карьеров. Большая часть этих фондов обслужи вает вскрышные работы (45—50%). Среди рабочих процессов фондоемкими являются процессы, связанные с • выемкой и
26
транспортированием |
полезного |
ископаемого. |
Их удельный |
вес |
в общей стоимости основных |
фондов во многом зависит |
от |
||
природных факторов |
и системы разработки |
месторождения. |
Например, на Сафроновском карьере при бестранспортной си стеме разработки основные фонды транспорта составили 12,8% общей стоимости фондов, а на Ирша-Бородинском карьере при использовании транспортной системы — 33,9%. Объемы работ по выемке и транспортированию горной массы, а следователь но, и величина основных фондов, обслуживающих эти процес сы, тесно связаны с такими факторами, как коэффициент вскрыши и глубина карьера. Увеличение последних вызывает рост потребности в горнотранспортном оборудовании: экска ваторах, электровозах, думпкарах и др.
Более детальное рассмотрение структуры капитальных вло жений одновременно по процессам производства и видам за трат на примере проекта Сафроновского карьера показывает, что более 50% общей суммы капитальных вложений прихо дится на оборудование (табл. 23). В недалекой перспективе,
Вид работ, процесс
4.0 O'-
Всего капиталь ных вложений, к итогу |
горные и гор но-вскрышные работы |
в
; строительные 1 работы
Т а б л и ц а
том числе по виду затрат
|
монтажные работы |
инструменти инвентарь |
: |
|
оборудо |
(итогографы |
)7-3 |
||
|
|
|
|
вание1
23
прочиезатраты рас пределяемые
Добычные работы: |
|
0,4 |
|
|
0,3/0,6 |
|
|
0,3 |
0,1 |
|||
буровзрывные |
работы . . |
3,0 |
|
0,3 |
— |
|||||||
выемка |
.................................. |
|
|
|
13,2 |
— |
8,1/15 |
11,5 |
1,7 |
|||
транспортирование угля . |
14,8 |
0,2 |
2,7 |
7,7/14,1 |
— |
— |
10,6 |
4,2 |
||||
И т о г о |
по добычным рабо |
28,4 |
3,2 |
2,7 |
16,1/29,7 |
0,3 |
|
22,4 |
6,0 |
|||
там ...................................... |
|
|
|
|
|
|||||||
Вскрышные работы: |
|
1,1 |
_ |
_ |
1,0/1,8 |
_ |
_ |
1,0 |
0,1 |
|||
буровзрывные работы . . |
||||||||||||
выемка |
и |
отвалообразова- |
51,9 |
6,7 |
|
34,6/63,8 |
3,9 |
|
45,2 |
6,7 |
||
ние . |
. . |
. |
..................... |
— |
— |
|||||||
И т о г о |
по |
вскрышным ра |
53,0 |
6,7 |
— |
35,6/65,6 |
3,9 |
|
46,2 |
6,8 |
||
ботам ..................... |
|
|
|
|
|
|||||||
И т о г о |
по |
основному про |
81,4 |
9,9 |
2,7 51,7/95,3 |
4,2 |
|
68,6 |
12,8 |
|||
изводству . . |
. . . |
|
|
|||||||||
Вспомогательное и обслужи |
18,6 |
1,5 |
5.8 |
2,5/4,7 |
1 |
0,3 |
11,1 |
7,5 |
||||
вающее производство . . . |
||||||||||||
В с е г о |
по |
промышленному |
100 |
11,4 |
8,5 54 ,2/100 |
5,2 |
0,3 |
79,7 |
20,3 |
|||
строительству карьера . . |
||||||||||||
1 Ч ислитель— удельный |
вес |
стоимости оборудования по виду работ |
(процессу) в общей |
|||||||||
величине |
капиталовложений; |
знаменатель — то |
ж е, |
в общей стоимости затрат на обору |
||||||||
дование. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
27
когда будет осуществляться строительство мощных и сверх мощных карьеров, удельный вес оборудования в общей вели чине капитальных вложений (основных фондов) будет еще бо лее высоким. Отсюда следует, что на открытых горных рабо тах проблема эффективности основных фондов в значительной мере сводится к повышению эффективности горнотранспортно го оборудования.
В будущем произойдут определенные изменения и со струк турой стоимости оборудования карьеров. Это связано с ори ентацией на строительство мощных карьеров, оснащенных горной техникой с высокими параметрами. О характере наме ченных изменений в структуре стоимости оборудования карье ров можно судить, сопоставляя современное ее состояние (по данным Г. Я- Бурштейна) с аналогичными проектными данны ми по крупным карьерам. В качестве базы для сравнения принят проект Березовского карьера № 1 годовой производст венной мощностью 55 млн. т угля (табл. 24).
|
|
|
Т а б л и ц а 24 |
|
|
Удельный ве : стоимости данного вида обо- |
|||
|
рудовання, |
°у к общей стоимости оборудо |
||
|
|
|
вания |
|
Вид оборудования |
|
по |
проекту Березовского |
|
|
|
карьера JVe 1 |
||
|
современное |
|
||
|
|
|
|
|
|
состояние |
комбинирован |
транспортная |
|
|
|
ная |
система |
система р а з р а |
|
|
разработки |
ботки |
|
Буровые с т а н к и ...................................... |
1 . 5 |
|
0 , 3 |
0 , 5 |
Экскаваторы.............................................. |
5 9 , 2 |
|
6 9 , 9 |
5 4 , 3 |
Электровозы, тепловозы......................... |
1 3 , 0 |
|
5 , 2 |
1 9 , 9 |
Думпкары, вагоны .................................. |
1 1 , 6 |
|
2 , 6 |
7 ,1 |
Конвейеры ленточные............................. |
3 , 1 |
|
— |
— |
Бульдозеры .............................................. |
— |
|
0 , 3 |
0 , 3 |
Прочее оборудование............................. |
1 1 , 6 |
|
2 1 , 7 |
1 7 , 9 |
К наиболее устойчивым в будущем тенденциям изменения структуры стоимости оборудования относится увеличение удельного веса стоимости экскаваторного парка. Это связано с расширением масштабов применения мощных драглайнов и техники непрерывного действия, имеющих высокую сметную стоимость. В проекте Березовского карьера № 1 стоимость экскаваторного парка в общей стоимости оборудования колеб лется от 54,3 до 69,9% в зависимости от принятой системы разработки; в проекте Сафроновского карьера она составляет 65,1%. Затраты на приобретение экскаваторов на мощных угольных карьерах будут превалировать и составлять десятки миллионов рублей. Это предопределяет необходимость особен
28
но тща'Гельного исследования комплекса вопросов, связанных с эффективностью использования, обновления и сроками служ бы экскаваторного парка карьеров.§*
Система
разработки
Общая сметная стоимость про мышленного стро ительства, тыс. руб.*
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
25 |
|
Сметная стоимость оборудования, |
тыс. руб. |
|
|||
|
|
! |
ИЗ них |
|
| |
|
|
|
|
думпкары |
|
||
|
|
экскава торы |
бульдо зеры |
прочее |
||
всего |
Ю О |
электро возы, теп ловозы |
||||
3 * |
|
|
|
|
|
оЩ
а. то
F-
Комбиниро |
130224,2 |
69335,3 |
215,5 |
48413,8 |
3590,4 1865,2 |
219,1 |
15031,2 |
|||
ванная . |
100 |
53,2** |
0,2 |
37,2 |
2,7 |
1,4 |
0,2 |
11,5 |
||
Транспорт |
||||||||||
94175,7 |
40899,9 |
215,5 |
22179,3 |
8141,4 2902,6 |
138,2 |
7322,9 |
||||
ная . . . |
100 |
43,4 |
0,2 |
23,6 |
8,6 |
3,1 |
0,1 |
7 |
Ч |
|
|
*В ценах на I июля 1955 г.
**Удельный вес оборудования в общей сметной стоимости промышленного строительства.
Данные табл. 25 дают представление об абсолютной вели чине проектных затрат на приобретение оборудования для Бе резовского карьера № 1.
§ 3. ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС И ОБНОВЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ НА ОТКРЫТЫХ РАБОТАХ
Расширение масштабов открытых работ, а также использо вание на карьерах новой техники обусловливают постоянное обновление основных фондов предприятий. Количественная оценка интенсивности обновления основных фондов может быть дана с помощью коэффициента обновления. Этот коэф фициент характеризует долю новых, введенных в эксплуата цию в анализируемом периоде, основных фондов в составе всех основных фондов, имеющихся к концу этого периода.
Для характеристики движения основных фондов исполь зуют также коэффициент выбытия, который показывает, какая доля основных фондов, имевшихся к началу анализируемого периода, выбыла в течение этого периода из-за износа. Сопо ставление коэффициентов обновления и выбытия основных фондов дает возможность составить определенное представле ние об их техническом состоянии. Однако для более полной характеристики процессов обновления основных фондов сле дует определить коэффициент обновления активной части ос новных фондов. Этот коэффициент характеризует степень об новления парка машин и оборудования, который играет ре-
29