Файл: Заплетохин, В. А. Соединения деталей приборов [пособие].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 82

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

где cr-i — предел выносливости при растяжении гладкого образца; ста — действующая амплитуда цикла. Значения масштабного фактора

выбирают

в зависимости от

наружного

диаметра

резьбы

(рис. 62, а) ,

а значения

коэффициента концентрации напряжений

ка — в зависимости от

предела

прочности

материала

болта

(рис. 62,6).

 

 

 

 

 

Запас на усталостную прочность по максимальным напряжениям равен

°прея

пО атах 1,25 -г- 5.0.

Соединения, работающие при переменных нагрузках, собирают, как правило, с предварительным затягом, поэтому предельные на­ пряжения определяют из соотношения

апред = аз”Ь (За)пред1

где о3 —- напряжения, возникающие от предварительного затяга.

16 24 52 40 46 56 64 72 60

2

4

в

в

10

11

d,MM

 

 

 

 

бт'10,Па

Рис.

62.

 

 

 

 

 

Действующие максимальные напряжения

пгаах = аз 4" 2за.

При выборе допускаемых напряжений необходимо учитывать влияние температуры. Изменение температуры окружающей среды вызывает дополнительные напряжения в соединяемых деталях. Допу­ скаемые напряжения в этом случае следует выбирать в соответствии со снижением механических свойств материалов при заданных тем­ пературах. Для резьбовых деталей из легких сплавов при температу­ рах 7'=420К н пз углеродистых сталей при температурах Т’= 570 К следует учитывать ползучесть и длительную прочность материала. При расчетах на статическую прочность определяют допускаемые напряжения по пределу ползучести

Мр

= 1,4 2,5

( 11.02)

77


и по проделу длительной прочности

= 1,6 ч-4,0.

(11.03)

Допускаемые напряжения в этом случае определяют как наимень­ шую величину из трех значений [сг]р по (11.01), (IT.02) и (11.03).

Если соединение осуществляют группой болтов, то приложенная нагрузка может распределяться между болтами равномерно и нерав­ номерно. Равномерное распределение нагрузки обеспечивается тогда, когда болты нагружаются усилиями, равнодействующая которых пер­ пендикулярна плоскости стыка деталей и проходит через ее центр тяжести. Равномерно распределяется общая нагрузка между болта­ ми, соединяющими, например, круглые п прямоугольные крышки резервуаров, работающих иод давлением. В этом случае нагрузка на одип болт

Q =

Qобщ

(11.04)

■^б

 

где Qобщ — общая нагрузка на соединение; z6— число болтов.

При неравномерном распределении общей нагрузки определяют прочность наиболее нагруженного болта, а остальные, менее нагру­ женные болты, с целью сокращения номенклатуры принимают такого же размера.

Расчет ненапряженного резьбового соединения при действии осевой нагрузки. Если бы элементы резьбы изготавливали абсолютно точно, то приложенная осевая нагрузка распределялась бы равно­ мерно по всем рабочим виткам резьбы. В действительности, ввиду разности деформаций соединенных деталей напряжения по длине нарезной части распределяются неравномерно. Неравномерность распределения нагрузки по виткам резьбы была впервые доказана нроф. Н. Е. Жуковским, его исследования подтверждаются и практи­ ческими наблюдениями (почти 65% разрушений болтов происходит

в

первом витке со стороны опорной плоскости).

'

Нагрузка по рабочей длине нарезной части стержня I распределя­

ется по закону гиперболического косинуса (рис. 63)

Qm

ч ^ = и л а 1 ch тг»

где zB— число рабочих витков; т — параметр, зависящий от геомет­

рических размеров резьбы, равный

2,7

_

d

 

т ~ d

+ ° ’03

Р

где d — наружный диаметр резьбы и t — шаг (оба в мм).

В связи с трудностями учета этого закона в расчетах на прочность исходят из условия равномерности распределения нагрузки по вит­ кам, а принятое допущение учитывают при выборе допускаемых на­

78


пряжений. Обычно в расчетах резьбовых соединений распределен­ ную нагрузку, приходящуюся на один виток, заменяют сосредото­ ченной

<?в -

(П.05)

г

В

Наиболее опасными деформациями для витков резьбы являются изгиб, срез и смятие, а также разрыв стержня болта по внутреннему диаметру резьбы.

тривают как балку, заделанную консольно в теле болта (рис. 63). Сосредоточенная нагрузка QB приложена по среднему диаметру на

расстоянии — от места заделки. Уравнение прочности на изгиб витка

°и = Ж <[0]и-

(П'06)

Так как изгибающий момент

 

h

 

Мп — QB 2

 

и момент сопротивления

j

то, имея в виду зависимость (11.05) и zB= -у, требуемая рабочая дли­

на нарезной части

3Qht

izdib* [а]и-

(11.07)

 

79


Допускаемые напряжения на изгиб принимают

М и = Мр.

Напряжения изгиба и среза витков болта будут больше, чем на­ пряжения витков резьбового отверстия, так как момент сопротивле­ ния и площадь поперечного сечения основания витков болта меньше, чем гайки.

Уравнение прочности на срез витков силон Q будет

тср=

T.dxl ^

Мер-

(П.08)

Отсюда можно определить

рабочую

длину нарезной

части

 

1>

Q

 

(11.09)

 

Tudl [т]ср

 

 

Допускаемые напряжения

на

срез

 

 

Мер = 0,75 [а]р.

Уравнение прочности на смятие поверхности витка составляют, пренебрегая углом подъема винтовой линии. Площадь смятия витка определяют проекцией витка на горизонтальную плоскость:

-см = ^ -------< Мсм- (П.10)

Учитывая зависимость (11.05), решаем это уравнение относитель­ но рабочей длины нарезной части

 

4Qt

( 11. 11)

I > ъ (d- d \ i [з]см

Допускаемые напряжения на

смятие

 

рСм =

(0,3 -ь 0,5) Мр.

 

Необходимую рабочую длину нарезной части определяют как наибольшую величину из полученных трех значений. Следует отме­ тить, что длину нарезной части (глубину резьбового отверстия) опре­ деляют расчетом при проектировании оригинальных конструкций. Для стандартных крепежных изделий размеры их конструктивных элементов определены из условия равнопрочности и приведены к внутреннему диаметру резьбы. Размеры стандартных крепежных изделий регламентированы по ГОСТ.

Внутренний диаметр резьбы является главным критерием проч­ ности болта и определяется из уравнения прочности на разрыв стерж­ ня по площади круга диаметром di (фактически площадь поперечного

сечения, захватывающая часть витка, несколько больше расчетной). Из уравнения прочности на разрыв стержня болта

80


определим

требуемых!

внутренний

диаметр

резьбы

 

 

^ > 1 .1 3 ] / - £ £ - .

(Н.13)

При конструировании резьбовых соединений по внутреннему

диаметру

резьбы из

справочных

таблиц

выбирают наружный

(номинальный) диаметр.

 

 

Расчет напряженного резьбового соединения при действии осевой нагрузки. Напряженные резьбовые соединения собирают с предва­ рительным затягом с тем, чтобы действие рабочей нагрузки не вызва­ ло раскрытия стыка и нару­ шения герметичности соеди­ нения. Характерными приме­ рами напряженных соедине­ ний являются фланцевые со­ единения, применяемые в трубопроводной арматуре; соединение крышки с резер­ вуаром, работающим под дав­ лением (рис. 64); конструк­ ции приборов, устанавливае­ мых непосредственно па тех­ нологических линиях (расхо­ домеры, уровнемеры, регули­ рующая аппаратура и т. п.).

В связи с ответственным на­ значением к напряженным соединениям предъявляют повышенные требования прочности и плотности.

Расчет напряженных со­ единений содержит два основных этапа: определение усилия пред­

варительного затяга соединения, обеспечивающего плотность стыка при действии рабочей нагрузки, и определение количества и размера болтов.

О п р е д е л е н и е у с и л и я з а т я г а Q3. Предварительный затяг

есть осевое усилие, возникающее в теле болта при сборке соединения. Взаимодействие усилий затяга болтов, усилий от рабочей нагрузки и упругости прокладки, фланцев, болтов можно наглядпо представить па диаграмме силового состояния соединения (рис. 65).

Допустим, что соединение затянуто с усилием Q3. Отложим его

на диаграмме по оси ординат. При нагружении резьбового соединения рабочей нагрузкой (при подаче давления Р в резервуар) на болты

будет действовать дополнительное усилие, уменьшающее плотность соединения. Это дополнительное усилие будет связано с рабочим

6 В. А. Заплетохин

81