Файл: Заплетохин, В. А. Соединения деталей приборов [пособие].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 89

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Расчет клеммовых соединений. Клеммовые соединения представ­ ляют собой разрезную втулку, половнпы которой стягивают с по­ мощью болтов на гладком цилиндрическом стержне (рис. 71). Клем­ мовые соединения являются простыми и удобными конструкциями, обеспечивающими закрепление и возможность перестановки детали на цилиндрическом стержне в любом угловом положении и в любом положении вдоль оси стержня. Они предназначены для передачи кру­ тящего момента пли силы, направленной вдоль оси стержня, за счет сил трения, создаваемых на контактируемых поверхностях деталей усилием затяга болтов.

Рпс, 71.

Сила трения, возникающая в точках а и Ь от действия нормаль­

ной

силы N z6

(z6 — число болтов),

будет

равна

 

 

 

F = Nz6 f.

 

 

При действии на соединение крутящего момента Мк? условие

неподвижности

деталей

будет

 

 

 

 

 

yWTp = NzftfD ^ -А^кр.

 

 

Из этого уравнения найдем нормальное усилие Л', необходимое

для

передачи заданного

крутящего

момента:

 

 

 

М Кр

(11.38)

 

 

 

N > -’б fD ■

Усилие затяга болта Q3 можно определить в предположении, что

обе половины клеммы поворачиваются шарнирно при затяге вокруг линии, проведенной через точку О вдоль осп стержня. Из условия

равновесия одной половины составляем уравнение момептов относи­ тельно точки О

^0. (11.39)

89



Из уравнений (11.38) п (11.39) определим требуемое усилие затяга

Мкр

( ? 3 > г б / ( 2 Л - / 3 ) -

(НЛО)

 

Поскольку клеммовые соединения относятся к напряженным со­ единениям, то внутренний диаметр болта следует находить с учетом деформации кручения стержня. Подставляя в (11.25) зпачение Q3

согласно (П.40), получим

<1, > 1,28

М кр

 

(11.41)

гб /(2 / — D)

[з]р

 

 

Из условия относительной неподвижности деталей при действии осевой силы Q

2F = 2Nz6f > Q

определим треоуемую нормальную силу

Q

N > 2гб/ '

На основании (П.39) усилие затяга будет

QD

Q3 4^ 2z6f (2 l-D )

а внутренний диаметр

болта

 

d, >

1,28 У

QD

2гб/( 2 / -г D) [з]р •

 

 

(11.42)

(11.43)

(11.44)

Пример 1. Из условия равнопрочности определить размеры резь­ бовой втулки, соединяющей два стержня диаметрами 10 и 12 мм (рис. 72). Материал соединяемых деталей — алюминиевый сплав Д16Т (ГОСТ 4784—65). Соединение ненапряженное; нагружено осе­ вой силой Q.

Решение. Резьбовые стержни относятся к классу прочности 36 (приложение 29), для которого предел текучести ат =196 МПа.

Принимая запас прочности по текучести п т= 2, определим допу­

скаемые напряжения на растяжение резьбового стержня

зт 196

[3]p= - 2 L = — я 100 МПа,

па пзгио витка резьоы

М„ = М р = 100 МПа,

на срез витка

Ыср = 0,75 [з!р = 0,75 • 100 = 75 МПа,

90


ч

Рис. 72.

па смятие витка

Мсм = 0,4 [з]р = 0,4 ■100 - 40 МПа.

Расчет ведем по резьбе стержней, поскольку для внутренней резь­ бы данного класса прочности предельные напряжения значительно выше, о> = 373 МПа (приложение 30).

По приложению 47 определим параметры резьбы М10: внутрен­

ний диаметр d\ = 8,376 мм,

шаг £ = 1,5

мм, высота рабочего профиля

h =0,812

мм.

 

 

 

 

 

 

По формуле (11.12) рассчитаем допустимую осевую нагрузку для

стержня с резьбой М10

 

 

 

 

 

 

Ы\

 

 

3,14 (8,376 • 10-3)2

 

 

[<?] =

4

31р —

4

100 • 1 0

« ~ 5,5 кН.

Определим необходимую длину

 

 

резьбовой части стержня с резь­

 

 

бой М10.

 

регламентиру­

 

 

ГОСТ

9150—59

 

 

ет основные соотношения разме­

 

 

ров профиля резьбы. Из рис. 73

 

 

следует,

что

 

 

 

 

 

 

 

b = t - 2

- f

tg 30°.

 

 

 

 

Учитывая

соотношение // =

 

 

= 0,866

£, получим

 

 

 

 

 

 

Ь = t — 2

0,866£

0,577 = 0,751 =

0,75 ■1,5 =

1,125 мм.

 

4

 

 

 

 

 

 

 

91


Тогда рабочая длпна резьбы из условия изгиба витка согласно

(11.07) будет

 

 

3 [Q] М

 

 

 

 

/pl> тЛф"- [=]„

-

 

 

3 ■5,5 •

103 • 0,812 • 10-3 • 1,5 •

10-3

^

_

3,14 • 8,376 •

Ю-з • (1,125 • 10“ 3)з •

100 • W

~ 7,4 ' 10 м

Рабочая длпна резьбы из условия среза витка по (11.09)

[Q]5,5-Юз

7 Р‘ > ~di [~]ср — 3,14 • 8,376 • Ю-з . 7 5 . 1 0о ~ X 8 1 0 ° м-

Рабочая длина резьбы из условия смятия витка по (11.11)

.

4 [Q] ^

4 - 5, 5 - 1 0 з - 1 , 5 - 1 0

- з

п „_

/р. ^

* (d s -d f)M CM

3,14(10= — 8,376з) • 1 0 - 6

40 • Ю’> ~

8 , 7 0 ' 1 0 " 'f

В приложении 22 определим величины сбега и фаски резьбы М10. Сбег равен 2,8 мм, фаска 1,6X45.

Полная длина резьбового участка стержня с резьбой М10

/1 = 8,75 + 2,8 + 1,6 » 12 мм.

По приложению 17 найдем параметры резьбы М12: внутренний диаметр cZj = 10,106 мм, шаг i = 1,75 мм.

Из расчета резьбы стержня М10 следует, что наиболее опасной деформацией является смятие витка, поэтому рабочую длину резь­ бового участка стержня с резьбой М12 определим по (II.11)

,

4[(?]< ______________ 4 - 5,5 ■103 • 1,75 - 10~з_________

 

V

> - (d2 d{) [а]см - 3,14 • (122— 10,106-) • 10—6 - 40 • 10;

м

По приложению 22 найдем сбег резьбы 3,2 мм и фаску 1,6X45. Полная длпна резьбового участка стержня с резьбой М12

/2 = 7,3 + 3,2 + 1,6 ж 12 мм.

Для определения длины соединительной втулки необходимо знать ширину проточки. По приложению 22 найдем для внутренней резьбы М12 размеры проточки: « = 7 мм, d0 = l2,7 мм.

Стержни необходимо завинчивать в соединительной втулке с упо­ ром в сбег резьбы, поэтому длина втулки с учетом рабочих участков резьбы, фасок п ширины проточки должна быть

7 - 8 , 7 5 -г 1,6 -L 7 : 7,3 -I- 1,6 к 26 мм.

Соединительную втулку выполняем из шестигранного прутка сплава Д16Т, для которого предел текучести ох =260 МПа.

Допускаемые напряжения на разрыв втулки

260

МР- Ит

2 130 МПа.

92