Файл: Заплетохин, В. А. Соединения деталей приборов [пособие].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 89
Скачиваний: 0
Расчет клеммовых соединений. Клеммовые соединения представ ляют собой разрезную втулку, половнпы которой стягивают с по мощью болтов на гладком цилиндрическом стержне (рис. 71). Клем мовые соединения являются простыми и удобными конструкциями, обеспечивающими закрепление и возможность перестановки детали на цилиндрическом стержне в любом угловом положении и в любом положении вдоль оси стержня. Они предназначены для передачи кру тящего момента пли силы, направленной вдоль оси стержня, за счет сил трения, создаваемых на контактируемых поверхностях деталей усилием затяга болтов.
Рпс, 71.
Сила трения, возникающая в точках а и Ь от действия нормаль
ной |
силы N z6 |
(z6 — число болтов), |
будет |
равна |
|
|
|
|
F = Nz6 f. |
|
|
|
При действии на соединение крутящего момента Мк? условие |
||||
неподвижности |
деталей |
будет |
|
|
|
|
|
|
yWTp = NzftfD ^ -А^кр. |
|
|
|
Из этого уравнения найдем нормальное усилие Л', необходимое |
||||
для |
передачи заданного |
крутящего |
момента: |
||
|
|
|
М Кр |
(11.38) |
|
|
|
|
N > -’б fD ■ |
Усилие затяга болта Q3 можно определить в предположении, что
обе половины клеммы поворачиваются шарнирно при затяге вокруг линии, проведенной через точку О вдоль осп стержня. Из условия
равновесия одной половины составляем уравнение момептов относи тельно точки О
^0. (11.39)
89
Из уравнений (11.38) п (11.39) определим требуемое усилие затяга
Мкр
( ? 3 > г б / ( 2 Л - / 3 ) - |
(НЛО) |
|
Поскольку клеммовые соединения относятся к напряженным со единениям, то внутренний диаметр болта следует находить с учетом деформации кручения стержня. Подставляя в (11.25) зпачение Q3
согласно (П.40), получим
<1, > 1,28 |
М кр |
|
(11.41) |
|
гб /(2 / — D) |
[з]р |
|||
|
|
Из условия относительной неподвижности деталей при действии осевой силы Q
2F = 2Nz6f > Q
определим треоуемую нормальную силу
Q
N > 2гб/ '
На основании (П.39) усилие затяга будет
QD
Q3 4^ 2z6f (2 l-D )
а внутренний диаметр |
болта |
|
|
d, > |
1,28 У |
QD |
|
2гб/( 2 / -г D) [з]р • |
|||
|
|
(11.42)
(11.43)
(11.44)
Пример 1. Из условия равнопрочности определить размеры резь бовой втулки, соединяющей два стержня диаметрами 10 и 12 мм (рис. 72). Материал соединяемых деталей — алюминиевый сплав Д16Т (ГОСТ 4784—65). Соединение ненапряженное; нагружено осе вой силой Q.
Решение. Резьбовые стержни относятся к классу прочности 36 (приложение 29), для которого предел текучести ат =196 МПа.
Принимая запас прочности по текучести п т= 2, определим допу
скаемые напряжения на растяжение резьбового стержня
зт 196
[3]p= - 2 L = — я 100 МПа,
па пзгио витка резьоы
М„ = М р = 100 МПа,
на срез витка
Ыср = 0,75 [з!р = 0,75 • 100 = 75 МПа,
90
ч
Рис. 72.
па смятие витка
Мсм = 0,4 [з]р = 0,4 ■100 - 40 МПа.
Расчет ведем по резьбе стержней, поскольку для внутренней резь бы данного класса прочности предельные напряжения значительно выше, о> = 373 МПа (приложение 30).
По приложению 47 определим параметры резьбы М10: внутрен
ний диаметр d\ = 8,376 мм, |
шаг £ = 1,5 |
мм, высота рабочего профиля |
|||||
h =0,812 |
мм. |
|
|
|
|
|
|
По формуле (11.12) рассчитаем допустимую осевую нагрузку для |
|||||||
стержня с резьбой М10 |
|
|
|
|
|||
|
|
Ы\ |
|
|
3,14 (8,376 • 10-3)2 |
|
|
|
[<?] = |
4 |
31р — |
4 |
100 • 1 0 |
« ~ 5,5 кН. |
|
Определим необходимую длину |
|
|
|||||
резьбовой части стержня с резь |
|
|
|||||
бой М10. |
|
регламентиру |
|
|
|||
ГОСТ |
9150—59 |
|
|
||||
ет основные соотношения разме |
|
|
|||||
ров профиля резьбы. Из рис. 73 |
|
|
|||||
следует, |
что |
|
|
|
|
|
|
|
b = t - 2 |
- f |
tg 30°. |
|
|
|
|
Учитывая |
соотношение // = |
|
|
||||
= 0,866 |
£, получим |
|
|
|
|
|
|
|
Ь = t — 2 |
0,866£ |
0,577 = 0,751 = |
0,75 ■1,5 = |
1,125 мм. |
||
|
4 |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
91
Тогда рабочая длпна резьбы из условия изгиба витка согласно
(11.07) будет
|
|
3 [Q] М |
|
|
|
|
/pl> тЛф"- [=]„ |
- |
|
|
3 ■5,5 • |
103 • 0,812 • 10-3 • 1,5 • |
10-3 |
^ |
_ |
3,14 • 8,376 • |
Ю-з • (1,125 • 10“ 3)з • |
100 • W |
~ 7,4 ' 10 м |
Рабочая длпна резьбы из условия среза витка по (11.09)
[Q]5,5-Юз
7 Р‘ > ~di [~]ср — 3,14 • 8,376 • Ю-з . 7 5 . 1 0о ~ X 8 ’ 1 0 ° м-
Рабочая длина резьбы из условия смятия витка по (11.11)
. |
4 [Q] ^ |
4 - 5, 5 - 1 0 з - 1 , 5 - 1 0 |
- з |
п „_ |
/р. ^ |
* (d s -d f)M CM |
3,14(10= — 8,376з) • 1 0 - 6 • |
40 • Ю’> ~ |
8 , 7 0 ' 1 0 " 'f |
В приложении 22 определим величины сбега и фаски резьбы М10. Сбег равен 2,8 мм, фаска 1,6X45.
Полная длина резьбового участка стержня с резьбой М10
/1 = 8,75 + 2,8 + 1,6 » 12 мм.
По приложению 17 найдем параметры резьбы М12: внутренний диаметр cZj = 10,106 мм, шаг i = 1,75 мм.
Из расчета резьбы стержня М10 следует, что наиболее опасной деформацией является смятие витка, поэтому рабочую длину резь бового участка стержня с резьбой М12 определим по (II.11)
, |
4[(?]< ______________ 4 - 5,5 ■103 • 1,75 - 10~з_________ |
|
V |
> - (d2 — d{) [а]см - 3,14 • (122— 10,106-) • 10—6 - 40 • 10; |
м |
По приложению 22 найдем сбег резьбы 3,2 мм и фаску 1,6X45. Полная длпна резьбового участка стержня с резьбой М12
/2 = 7,3 + 3,2 + 1,6 ж 12 мм.
Для определения длины соединительной втулки необходимо знать ширину проточки. По приложению 22 найдем для внутренней резьбы М12 размеры проточки: « = 7 мм, d0 = l2,7 мм.
Стержни необходимо завинчивать в соединительной втулке с упо ром в сбег резьбы, поэтому длина втулки с учетом рабочих участков резьбы, фасок п ширины проточки должна быть
7 - 8 , 7 5 -г 1,6 -L 7 : 7,3 -I- 1,6 к 26 мм.
Соединительную втулку выполняем из шестигранного прутка сплава Д16Т, для которого предел текучести ох =260 МПа.
Допускаемые напряжения на разрыв втулки
-т |
260 |
МР- Ит |
2 130 МПа. |
92