Файл: Заплетохин, В. А. Соединения деталей приборов [пособие].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 90
Скачиваний: 0
давлением, распределенным на крышке по площади |
(Da— сред |
ний диаметр прокладки), зависимостью |
|
*D2„ |
(п-14> |
Q cp^P — — |
Если бы болты и фланцы под действием Qcp не деформировались,
были абсолютно жесткими, то величина предварительного затяга не уменьшилась бы. Это означает, что при изменении величины рабоче
го |
давления |
усилие на прокладке |
Qu оставалось бы постоянным |
и |
было бы |
равно усилию затяга |
болтов (горизонтальная прямая |
<?з =const). |
|
|
Однако вследствие упругости элементов соединения с увеличением Qcp болты получают дополнительное удлинение; удельное давление
на прокладке, следовательно, уменьшается, так как уменьшается уси лие взаимодействия прокладки с фланцами Qn (реакция прокладки).
Изменение величины реакции прокладки на диаграмме изображается прямой (?п = ф1 (<?ср), наклоненной под углом |3 к горизонтальной ли нии Q3 = const. А изменение нагрузки на болты Qe от суммарного
действия давления среды и реакции прокладки изображается прямой Q&= ф2 ((?ср)) наклоненной к прямой Q3 =conts под углом а.
Угол наклона прямой (?б = ф 2 (<? ср) характеризует жесткость эле
ментов соединения, поэтому тангенс угла а называют коэффициен том жесткости соединения:
tga = Tf).
Коэффициент жесткости ц зависит от жесткостей болтов Сб, про кладки Сп и фланцев Сф и определяется по формуле
_ 1_
т) = ______ £п______ .
_1_ j _ j _
с6 + сф+ сп
82
Определение' rj расчетным путем методами, предложенными раз личными авторами, приводит к разным числовым значениям для од ной и той же расчетной схемы. Эта задача требует дальнейшей раз работки, поэтому в расчетах напряженных соединений следует поль зоваться значениями tj, полученными опытным путем. В табл. 2 даны значения коэффициентов жесткости для соединений с различными прокладками. Чем мягче материал прокладки, тем больше значения ц; для металлических прокладок и беспрокладочпых соединений
ц =0.
На диаграмме расстояние по вертикали, ограниченное наклонны ми прямыми <?п= ф1 (<?ср) и Qe— Ф2 (С?ср)7 соответствует величине приложенного усилия Qcp . Для определения полного усилия, дейст
вующего на болты, отложим по оси абсцисс диаграммы величину уси лия <?Ср (отрезок ОА). Через точку А проведем вертикаль до пересе чения с наклонными прямыми. Отрезок CD= r\Qc,, соответствует
дополнительному усилию на болты, возникающему от действия сре ды. Из диаграммы очевидно, что полное усилие, воспринимаемое болтами при действии рабочей нагрузки, равно
Об = <2з |
^iQcp- |
(11.15) |
Из уравнения (11.15) очевидно, |
что для определения |
нагрузки |
на болты необходимо знать усилие затяга. Усилие затяга определяет ся сопоставлением двух значений. Одно значение усилия затяга Q :л
рассчитывают из условия предварительного обжатия прокладки с тем, чтобы ликвидировать поры, расслоения и неплотности в мате риале. Это усилие зависит от площади обжатия и материала проклад ки. Благодаря изгибу фланцев при затяге соединения прокладка обжимается неравномерно: по наружному краю сильнее, чем по вну треннему. Поэтому площадь обжатия приближенно определяют из соотношения
Fn = ~Dnb. |
(11.16) |
Исходя из рекомендуемых значений удельных давлений для про кладок из различных материалов (приложение 35), определим тре буемое усилие обжатия
Q3l~= <lTFnkn- |
(11Л7) |
Коэффициент к п учитывает влияние геометрических размеров
прокладки на ее неплоскостность, его значения даны в табл. 2. Опыт эксплуатации напряженных соединений показал, что нельзя
ограничиваться усилием обжатия Q31 , так как плотность соединения
зависит и от величины приложенной рабочей нагрузки. На поверх ности прокладки должны быть созданы удельные давления, превы-
'шающпе рабочее давление среды. Расчетные значения этих удельных давлений определяют в зависимости от материала прокладки и вели чины рабочего давления по формуле
q? = k1 + kaP. |
(11.18) |
|
Значения коэффициентов к\ и |
даны в табл. |
2. |
83
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 2 |
||
Значения коэффициентов ц, А-п, |
А: и к2 прокладочных материалов фланцевых |
||||||||||||
|
|
|
|
|
соединений |
|
|
|
|
|
|||
|
(р азм ер ы |
п р о к л а д о к |
А , 6, |
б |
в ф о р м у л а х |
д а н ы |
в м етр а х ) |
|
|||||
|
М атериал |
т, |
|
*п |
|
|
(ft.) |
k.2 |
Примечание |
||||
|
|
|
|
МПа |
|||||||||
Р е зи н а . . . . |
0,95 |
|
1 |
|
|
1,6 |
1,8 |
|
|
|
|||
П л а сти к а т . . . |
0,90 |
|
1 |
|
|
1,6 |
1,8 |
П р и р < 3 |
М П а |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
5,0 |
0,7 |
П р и р > 3 |
М П а |
||
Ф тороп ласт |
|
0,05 |
|
1 |
|
|
10,0 |
3,0 |
П ри |
р < 6 |
М П а |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
4,0 |
4,0 |
П ри |
р > 6 |
М П а |
|
П арон и т . . . . |
0,15 |
1 4- 0,224D n |
0 |
0,0142 |
Н еобходим о, что |
||||||||
1 4 1 ,4 ] Ъ , |
'ь |
угьь |
|||||||||||
|
|
|
|
|
бы <7р>1,5 |
Р |
|||||||
А лю м ин ий |
. . . |
0 |
1 + |
0,330 |
, |
А Г |
0 |
0,4 |
|
|
|
||
Л Т |
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
М едь ........................ |
0 |
1 + |
0,330 |
, |
а Г |
0 |
0,5 |
|
|
|
|||
/ г |
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
С таль |
08 . . . |
0 |
1 4- 0,330 |
, |
А |
0 |
0,0 |
|
|
|
|||
у Г |
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
С таль |
Х 18Ш 0Т . . |
0 |
1 4- 0,330 ■, |
А Г |
0 |
0,7 |
|
|
|
||||
/ Г |
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Реакция |
прокладки |
при |
удельном |
давлении |
qp будет |
|
|||||||
|
|
|
|
|
Qn = qpFn. |
|
|
|
|
(11.19) |
Из диаграммы состояния получаем второе значение усилия затя га Q32, которое потребуется для сохранения реакции прокладки при
действии рабочего давления:
|
<?32= <?П + (1 — ч) Qcp. |
( 11.20) |
||||
Из полученных двух значений усилий затяга <?3i и Q32 большее |
||||||
принимается за расчетную |
величину: |
|
|
|||
|
Q3= |
<?3i. |
если |
Q3, > |
Q 32, |
( 11.21) |
|
Q3” Q 32’ |
если |
Q32> |
Q31. |
||
|
|
|||||
О п р е д е л е н и е |
р а з м е р а |
б о л т а . Полная нагру’зка Qб, полу |
||||
ченная из уравнения |
(11.15), распределяется в данном случае равно |
мерно между болтами. Поэтому, задав число болтов z6, определим нагрузку на один болт
Qe
Q = *6 '
84
Особенность расчета болтов на прочность в напряженном соедине нии обусловливается появлением при затяге в поперечном сечеппп стержня деформации кручения. Стержень кроме осевой нагрузки испытывает также действие момента трения в резьбе. Поэтому рас чет следует производить по четвертой (энергетической) теории проч ности:
|
|
«пр=1' 3р ~ 3"кР < МР> |
(П.22) |
|||
где напряжения растяжения от осевой силы Q согласно |
(11.12) |
|||||
|
|
|
5р “ |
Q |
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
и напряжения от действия момента трения в резьбе Мкр |
||||||
|
|
|
|
иср |
|
|
|
LKp ■ |
Мкр |
~2 |
(?р + Р). |
(11.23) |
|
|
|
|
Wn |
|
16 |
|
|
|
|
|
|
|
|
где |
рр — угол подъема |
винтовой |
линии резьбы; р — приведенный |
|||
угол |
трения. |
|
|
|
|
|
Учитывая, что крепежные метрические резьбы имеют приближен |
||||||
ное |
геометрическое |
подобие, |
|
|
|
|
|
Цср = |
1 ,Ш „ tg Зр |
0,02 |
0,04, tg Р » О,/, |
|
|
a tg(Pp + f’) ~t gPp+ tgp, |
получим |
отношение |
|
Jp
Подставляя ткр=0,5сТр в уравнение (11.22), имеем
зПр = 1 «р -Ь t°,53p ) 2 = 1,3Sp
1ТЛ1Г
i.3-p -j Mp- |
(п-24> |
Совместное решение (11.12) и (11.24) позволяет определить внут ренний диаметр резьбы болта
rf, |
1,28 | ' |
(11.25) |
Расчет ненапряженных резьбовых соединений при действии по перечной нагрузки. В этом случае болты не требуют предварительно го затяга; их устанавливают в отверстиях соединяемых деталей без зазора по скользящей или напряженной посадке (рис. 66).
85
П ри |
действии |
поперечной |
н агрузки |
Q па соединение |
наиболее |
||||||||
опасной |
деф орм ацией |
будет |
срез |
|
поперечиого |
сечен ия |
гладкого |
||||||
стерж н я |
болта. |
У равн ение прочности |
на |
срез стер ж н я болта |
|
||||||||
|
|
|
|
|
-Ср _ |
T.dl |
Q |
|
< - ср. |
|
|
(11.26) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
где .z6 — число |
болтов; |
гп — число |
|
плоскостей |
среза. |
|
|
||||||
И з у равн ен и я |
(11.26) определим |
посадочны й диам етр |
болта, по |
||||||||||
которому вы бирается стан дартны й |
болт: |
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
dc ^ 1,13 |
|
Q |
|
|
(11.27) |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
-очт L -Jcp |
|
|
|
||
П ри |
известны х |
разм ерах |
болта |
его посадочную поверхность сле |
|||||||||
дует |
проверять |
на см ятие |
по |
уравнению |
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
О |
|
|
см- |
|
|
(11.28) |
|
|
|
|
|
|
|
dchtz 6 |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Р асчет н ап ряж ен н ы х резьбовы х |
соединений |
при действии |
п о п е |
||||||||||
речной нагрузки . Б этих кон струкциях |
болты устан авли ваю т |
с зазо |
|||||||||||
ром |
в отверстиях |
соединяем ы х деталей |
(рис. 6 7 ). Б олты |
при этом |
|
Рис. 66. |
|
|
|
долж ны |
быть предварительно затян уты |
с |
тем, чтобы |
при действии |
рабочей |
н агрузки не было относительного |
см ещ ения |
соединяемы х |
|
деталей |
в н ап равлени и прилож енны х |
поперечны х сил. Н еп о д ви ж |
ность деталей будет обеспечена в том случае, если силы трения,
создаваем ы е усилиям и |
затяга |
на сты ках |
деталей , |
будут больш е |
дей |
ствую щ ей силы , т. е. |
|
|
|
|
|
|
F = Qsfk > Q’ |
|
|
(П.29) |
|
где / — коэф ф ициент |
трения; |
г'с — число |
сты ков |
соединяем ы х |
д ета |
лей . |
|
|
|
|
|
8 6
Следовательно, каждый болт при равномерном распределении общей нагрузки должен быть затянут с усилием
^ > ~ ^7k' |
(П'30) |
При затяге болт будет испытывать также деформацию кручения от момента трения в резьбе, поэтому определение внутреннего диа метра резьбы следует вести по уравнениям (11.24) п (II.30):
Следует отметить, что при значительных по величине нагрузках конструкции получаются нерациональными, так как болты имеют очень большие диаметры. В таком случае применяют различные раз грузочные устройства: втулки (рис. 68,а), выступы (рис. 68,6). шпонки (рис. 68, в) и т. п. Основные размеры разгрузочных элемен
тов определяют пз уравнений прочности на срез и смятие сечений и поверхностей, воспринимающих нагрузки.
а |
5 |
е |
Расчет резьбовых соединений при действии эксцентричной нагруз ки. Эксцентричность нагрузки вызывается несимметричностью голов ки болта (костыльной головки, рис. 69). В этом случае нагрузка, при ложенная на расстоянии I от геометрической оси болта, заменяется осевой силой и парой сил. Под действием осевой силы Q и момента QI в стержне болта возникают суммарные напряжения
з = ар — з„ < [з]р, |
(11.32) |
где напряжения от растяжения
_Q _ |
(И.33) |
-а-. |
и напряжения от изгиоа
QI- |
■ |
(11.34) |
|
||
гб 32 |
|
|
|
|
87
Если ввести обозначение A = j , то суммарные напряжения опре
делим по формуле
1 = Z6 ? d \ • (1 + 8Й> < Мр- |
(П-35) |
Отсюда внутренний диаметр резьбы для ненапряженных соеди нений будет
QQ -г 8k) |
|
d x > 1,13 V-гбМр |
(11.36) |
При расчете напряженных соединений необходимо ввести коэф фициент 1,3, учитывающий деформацию кручения стержня при
затяге согласно |
(11.24). Тогда внутренний |
диаметр |
болта |
|
|||
|
d x > 1,13 |
Q (1,3 — 8k) |
|
(11.37) |
|||
|
*б Мр |
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
||
|
Эксцентричность приложения |
нагруз |
|||||
|
ки может возникнуть также в случае, если |
||||||
|
в конструкции не обеспечен достаточно |
||||||
|
плотный |
контакт |
опорных |
поверхностей |
|||
|
гайки (пли головки болта) и детали. По |
||||||
|
опытным данным перекос опорных поверх |
||||||
|
ностей |
всего в |
один |
градус |
приводит |
||
|
к уменьшению усталостной прочности бол |
||||||
|
та на 90%. |
|
|
|
|
|
|
|
Чтобы избежать перекоса в деталях, |
||||||
Рис. 69. |
предусматривают |
бобышки |
(рис. |
70, а), |
|||
|
опорную |
поверхность |
которых |
обрабаты |
вают строго перпендикулярно оси отверстия под болт или зенковку отверстий (рис. 70,6). Для швеллеров и двутавровых балок с целью
выравнивания уклонов их полок |
применяют косые шайбы (ГОСТ |
д |
г |
Рис. 70.
10906—66; рис. 70, е). Надежное центрирование болта в отверстии с фаской под 120° обеспечивают шестигранные высокие гайки со сферической опорной поверхностью (рис. 70, г).