Файл: Заплетохин, В. А. Соединения деталей приборов [пособие].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 90

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

давлением, распределенным на крышке по площади

(Da— сред­

ний диаметр прокладки), зависимостью

 

*D2„

(п-14>

Q cp^P — —

Если бы болты и фланцы под действием Qcp не деформировались,

были абсолютно жесткими, то величина предварительного затяга не уменьшилась бы. Это означает, что при изменении величины рабоче­

го

давления

усилие на прокладке

Qu оставалось бы постоянным

и

было бы

равно усилию затяга

болтов (горизонтальная прямая

<?з =const).

 

 

Однако вследствие упругости элементов соединения с увеличением Qcp болты получают дополнительное удлинение; удельное давление

на прокладке, следовательно, уменьшается, так как уменьшается уси­ лие взаимодействия прокладки с фланцами Qn (реакция прокладки).

Изменение величины реакции прокладки на диаграмме изображается прямой (?п = ф1 (<?ср), наклоненной под углом |3 к горизонтальной ли­ нии Q3 = const. А изменение нагрузки на болты Qe от суммарного

действия давления среды и реакции прокладки изображается прямой Q&= ф2 ((?ср)) наклоненной к прямой Q3 =conts под углом а.

Угол наклона прямой (?б = ф 2 (<? ср) характеризует жесткость эле­

ментов соединения, поэтому тангенс угла а называют коэффициен­ том жесткости соединения:

tga = Tf).

Коэффициент жесткости ц зависит от жесткостей болтов Сб, про­ кладки Сп и фланцев Сф и определяется по формуле

_ 1_

т) = ______ £п______ .

_1_ j _ j _

с6 + сф+ сп

82

Определение' rj расчетным путем методами, предложенными раз­ личными авторами, приводит к разным числовым значениям для од­ ной и той же расчетной схемы. Эта задача требует дальнейшей раз­ работки, поэтому в расчетах напряженных соединений следует поль­ зоваться значениями tj, полученными опытным путем. В табл. 2 даны значения коэффициентов жесткости для соединений с различными прокладками. Чем мягче материал прокладки, тем больше значения ц; для металлических прокладок и беспрокладочпых соединений

ц =0.

На диаграмме расстояние по вертикали, ограниченное наклонны­ ми прямыми <?п= ф1 (<?ср) и Qe— Ф2 (С?ср)7 соответствует величине приложенного усилия Qcp . Для определения полного усилия, дейст­

вующего на болты, отложим по оси абсцисс диаграммы величину уси­ лия <?Ср (отрезок ОА). Через точку А проведем вертикаль до пересе­ чения с наклонными прямыми. Отрезок CD= r\Qc,, соответствует

дополнительному усилию на болты, возникающему от действия сре­ ды. Из диаграммы очевидно, что полное усилие, воспринимаемое болтами при действии рабочей нагрузки, равно

Об = <2з

^iQcp-

(11.15)

Из уравнения (11.15) очевидно,

что для определения

нагрузки

на болты необходимо знать усилие затяга. Усилие затяга определяет­ ся сопоставлением двух значений. Одно значение усилия затяга Q :л

рассчитывают из условия предварительного обжатия прокладки с тем, чтобы ликвидировать поры, расслоения и неплотности в мате­ риале. Это усилие зависит от площади обжатия и материала проклад­ ки. Благодаря изгибу фланцев при затяге соединения прокладка обжимается неравномерно: по наружному краю сильнее, чем по вну­ треннему. Поэтому площадь обжатия приближенно определяют из соотношения

Fn = ~Dnb.

(11.16)

Исходя из рекомендуемых значений удельных давлений для про­ кладок из различных материалов (приложение 35), определим тре­ буемое усилие обжатия

Q3l~= <lTFnkn-

(11Л7)

Коэффициент к п учитывает влияние геометрических размеров

прокладки на ее неплоскостность, его значения даны в табл. 2. Опыт эксплуатации напряженных соединений показал, что нельзя

ограничиваться усилием обжатия Q31 , так как плотность соединения

зависит и от величины приложенной рабочей нагрузки. На поверх­ ности прокладки должны быть созданы удельные давления, превы-

'шающпе рабочее давление среды. Расчетные значения этих удельных давлений определяют в зависимости от материала прокладки и вели­ чины рабочего давления по формуле

q? = k1 + kaP.

(11.18)

Значения коэффициентов к\ и

даны в табл.

2.

83


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 2

Значения коэффициентов ц, А-п,

А: и к2 прокладочных материалов фланцевых

 

 

 

 

 

соединений

 

 

 

 

 

 

(р азм ер ы

п р о к л а д о к

А , 6,

б

в ф о р м у л а х

д а н ы

в м етр а х )

 

 

М атериал

т,

 

*п

 

 

(ft.)

k.2

Примечание

 

 

 

 

МПа

Р е зи н а . . . .

0,95

 

1

 

 

1,6

1,8

 

 

 

П л а сти к а т . . .

0,90

 

1

 

 

1,6

1,8

П р и р < 3

М П а

 

 

 

 

 

 

 

 

5,0

0,7

П р и р > 3

М П а

Ф тороп ласт

 

0,05

 

1

 

 

10,0

3,0

П ри

р < 6

М П а

 

 

 

 

 

 

 

 

4,0

4,0

П ри

р > 6

М П а

П арон и т . . . .

0,15

1 4- 0,224D n

0

0,0142

Н еобходим о, что ­

1 4 1 ,4 ] Ъ ,

угьь

 

 

 

 

 

бы <7р>1,5

Р

А лю м ин ий

. . .

0

1 +

0,330

,

А Г

0

0,4

 

 

 

Л Т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

М едь ........................

0

1 +

0,330

,

а Г

0

0,5

 

 

 

/ г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С таль

08 . . .

0

1 4- 0,330

,

А

0

0,0

 

 

 

у Г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С таль

Х 18Ш 0Т . .

0

1 4- 0,330 ■,

А Г

0

0,7

 

 

 

/ Г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реакция

прокладки

при

удельном

давлении

qp будет

 

 

 

 

 

 

Qn = qpFn.

 

 

 

 

(11.19)

Из диаграммы состояния получаем второе значение усилия затя­ га Q32, которое потребуется для сохранения реакции прокладки при

действии рабочего давления:

 

<?32= <?П + (1 — ч) Qcp.

( 11.20)

Из полученных двух значений усилий затяга <?3i и Q32 большее

принимается за расчетную

величину:

 

 

 

Q3=

<?3i.

если

Q3, >

Q 32,

( 11.21)

 

Q3” Q 32

если

Q32>

Q31.

 

 

О п р е д е л е н и е

р а з м е р а

б о л т а . Полная нагру’зка Qб, полу­

ченная из уравнения

(11.15), распределяется в данном случае равно­

мерно между болтами. Поэтому, задав число болтов z6, определим нагрузку на один болт

Qe

Q = *6 '

84


Особенность расчета болтов на прочность в напряженном соедине­ нии обусловливается появлением при затяге в поперечном сечеппп стержня деформации кручения. Стержень кроме осевой нагрузки испытывает также действие момента трения в резьбе. Поэтому рас­ чет следует производить по четвертой (энергетической) теории проч­ ности:

 

 

«пр=1' 3р ~ 3"кР < МР>

(П.22)

где напряжения растяжения от осевой силы Q согласно

(11.12)

 

 

 

5р “

Q

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

и напряжения от действия момента трения в резьбе Мкр

 

 

 

 

иср

 

 

 

LKp ■

Мкр

~2

(?р + Р).

(11.23)

 

 

 

Wn

 

16

 

 

 

 

 

 

 

где

рр — угол подъема

винтовой

линии резьбы; р — приведенный

угол

трения.

 

 

 

 

 

Учитывая, что крепежные метрические резьбы имеют приближен­

ное

геометрическое

подобие,

 

 

 

 

Цср =

1 ,Ш „ tg Зр

0,02

0,04, tg Р » О,/,

 

a tg(Pp + f’) ~t gPp+ tgp,

получим

отношение

 

Jp

Подставляя ткр=0,5сТр в уравнение (11.22), имеем

зПр = 1 «р -Ь t°,53p ) 2 = 1,3Sp

1ТЛ1Г

i.3-p -j Mp-

(п-24>

Совместное решение (11.12) и (11.24) позволяет определить внут­ ренний диаметр резьбы болта

rf,

1,28 | '

(11.25)

Расчет ненапряженных резьбовых соединений при действии по­ перечной нагрузки. В этом случае болты не требуют предварительно­ го затяга; их устанавливают в отверстиях соединяемых деталей без зазора по скользящей или напряженной посадке (рис. 66).

85


П ри

действии

поперечной

н агрузки

Q па соединение

наиболее

опасной

деф орм ацией

будет

срез

 

поперечиого

сечен ия

гладкого

стерж н я

болта.

У равн ение прочности

на

срез стер ж н я болта

 

 

 

 

 

 

-Ср _

T.dl

Q

 

< - ср.

 

 

(11.26)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где .z6 — число

болтов;

гп — число

 

плоскостей

среза.

 

 

И з у равн ен и я

(11.26) определим

посадочны й диам етр

болта, по

которому вы бирается стан дартны й

болт:

 

 

 

 

 

 

 

 

dc ^ 1,13

 

Q

 

 

(11.27)

 

 

 

 

 

 

 

 

-очт L -Jcp

 

 

 

П ри

известны х

разм ерах

болта

его посадочную поверхность сле­

дует

проверять

на см ятие

по

уравнению

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О

 

 

см-

 

 

(11.28)

 

 

 

 

 

 

 

dchtz 6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р асчет н ап ряж ен н ы х резьбовы х

соединений

при действии

п о п е ­

речной нагрузки . Б этих кон струкциях

болты устан авли ваю т

с зазо ­

ром

в отверстиях

соединяем ы х деталей

(рис. 6 7 ). Б олты

при этом

 

Рис. 66.

 

 

 

долж ны

быть предварительно затян уты

с

тем, чтобы

при действии

рабочей

н агрузки не было относительного

см ещ ения

соединяемы х

деталей

в н ап равлени и прилож енны х

поперечны х сил. Н еп о д ви ж ­

ность деталей будет обеспечена в том случае, если силы трения,

создаваем ы е усилиям и

затяга

на сты ках

деталей ,

будут больш е

дей ­

ствую щ ей силы , т. е.

 

 

 

 

 

 

F = Qsfk > Q’

 

 

(П.29)

где / — коэф ф ициент

трения;

г'с — число

сты ков

соединяем ы х

д ета ­

лей .

 

 

 

 

 

8 6


Следовательно, каждый болт при равномерном распределении общей нагрузки должен быть затянут с усилием

^ > ~ ^7k'

(П'30)

При затяге болт будет испытывать также деформацию кручения от момента трения в резьбе, поэтому определение внутреннего диа­ метра резьбы следует вести по уравнениям (11.24) п (II.30):

Следует отметить, что при значительных по величине нагрузках конструкции получаются нерациональными, так как болты имеют очень большие диаметры. В таком случае применяют различные раз­ грузочные устройства: втулки (рис. 68,а), выступы (рис. 68,6). шпонки (рис. 68, в) и т. п. Основные размеры разгрузочных элемен­

тов определяют пз уравнений прочности на срез и смятие сечений и поверхностей, воспринимающих нагрузки.

а

5

е

Расчет резьбовых соединений при действии эксцентричной нагруз­ ки. Эксцентричность нагрузки вызывается несимметричностью голов­ ки болта (костыльной головки, рис. 69). В этом случае нагрузка, при­ ложенная на расстоянии I от геометрической оси болта, заменяется осевой силой и парой сил. Под действием осевой силы Q и момента QI в стержне болта возникают суммарные напряжения

з = ар — з„ < [з]р,

(11.32)

где напряжения от растяжения

_Q _

(И.33)

-а-.

и напряжения от изгиоа

QI-

(11.34)

 

гб 32

 

 

 

87

Если ввести обозначение A = j , то суммарные напряжения опре­

делим по формуле

1 = Z6 ? d \ • (1 + 8Й> < Мр-

(П-35)

Отсюда внутренний диаметр резьбы для ненапряженных соеди­ нений будет

QQ -г 8k)

 

d x > 1,13 V-гбМр

(11.36)

При расчете напряженных соединений необходимо ввести коэф­ фициент 1,3, учитывающий деформацию кручения стержня при

затяге согласно

(11.24). Тогда внутренний

диаметр

болта

 

 

d x > 1,13

Q (1,3 — 8k)

 

(11.37)

 

Мр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эксцентричность приложения

нагруз­

 

ки может возникнуть также в случае, если

 

в конструкции не обеспечен достаточно

 

плотный

контакт

опорных

поверхностей

 

гайки (пли головки болта) и детали. По

 

опытным данным перекос опорных поверх­

 

ностей

всего в

один

градус

приводит

 

к уменьшению усталостной прочности бол­

 

та на 90%.

 

 

 

 

 

 

Чтобы избежать перекоса в деталях,

Рис. 69.

предусматривают

бобышки

(рис.

70, а),

 

опорную

поверхность

которых

обрабаты­

вают строго перпендикулярно оси отверстия под болт или зенковку отверстий (рис. 70,6). Для швеллеров и двутавровых балок с целью

выравнивания уклонов их полок

применяют косые шайбы (ГОСТ

д

г

Рис. 70.

10906—66; рис. 70, е). Надежное центрирование болта в отверстии с фаской под 120° обеспечивают шестигранные высокие гайки со сферической опорной поверхностью (рис. 70, г).