Файл: Заплетохин, В. А. Соединения деталей приборов [пособие].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 85
Скачиваний: 0
По пределу прочности найдем значение коэффициента концентра ции напряжений щ = 1,4 (см. рис. 89) и согласно (11.71) определим допустимый крутящий момент для вала
^нетто |
87 • 10-9 |
ИНкр = ~ -™ тт° |
[т]кр = -----— 30 • 10° = 1 . 8 6 Н ■м. |
Расчетная длина шпонки из условия смятия по |
(11.62) |
|
2[М]кр |
2-1,86 |
|
lP > kD [aJCM = |
1,2 ■10-3 - 8 • 10-3 . 80 • 106 - 4 |
- 8 5 • 1 0 _ 3 м- |
Выберем шпонку исполнения А, полная длина которой с учетом
закруглений будет равна 1 = 1 р + 6 = 4,85 + 3 = 7,85 |
мм. При округле |
нии длины шпонки до стандартного значения (п. |
2 примечаний при |
ложения 36) получим 1—8 мм. |
Шпонка 3 X3 X 8 |
Условное обозначение шпонки на чертеже: |
|
ГОСТ 8789-68. |
|
§ 4. ШЛИЦЕВЫЕ СОЕДИНЕНИЯ
Шлицевые соединения образуются выступами вала и соответст вующими впадинами в ступице насаженной на него детали. Они пред ставляют собой многошпоночные соединения, в которых шпонки из готовлены заодно с валом.
Шлицевые соединения по посадке различаются на подвижные и неподвижные. В подвижных соединениях насаженная на вал деталь может перемещаться вдоль его оси.
По сравнению со шпоночными шлицевые соединения обеспечива ют лучшее центрирование соединяемых деталей и более легкое осевое перемещение детали относительно вала. Эти соединения обладают большей прочностью, так как напряжения смятия на боковых поверх ностях шлицев (выступов) значительно снижены. Ручная пригонка шлицевых соединений при сборке не требуется, поэтому детали вза имозаменяемы и обеспечивают высокую точность соединения.
По форме профиля шлицев соединения разделяются на прямобочные, эвольвентные и треугольные.
111
Прямобочные шлицевые соединения (рис. 91, в, б, в) стандарти
зованы, их основные размеры для наружных диаметров от 14 до 125 мм выбираются по ГОСТ 1139—58. Прямобочные соединения вы
полняют с четным числом шлицев: 6 , 8 , 1 0 , |
1 2 |
и 2 0 . |
|
|
|
|
|||||
ГОСТ на прямобочные шлицевые соединения предусматривает |
|||||||||||
легкую, среднюю |
и тяжелую |
серии, которые |
различаются |
высотой |
|||||||
|
|
и шириной шлицев и приме |
|||||||||
|
|
няются |
соответственно |
возра |
|||||||
|
|
станию нагрузки. |
|
|
|
|
|||||
|
|
Центрирование деталей, со |
|||||||||
|
|
единяемых |
шлицами, |
|
может |
||||||
|
|
производиться |
по |
наружному |
|||||||
|
|
(рис. 91,а), внутреннему (рис. |
|||||||||
|
|
91, б) |
|
диаметру или по боковым |
|||||||
|
|
поверхностям |
(рис. |
91, в). |
|
||||||
|
|
Наиболее |
точное |
сопряже |
|||||||
|
|
ние |
обеспечивает |
центрирова |
|||||||
|
|
ние по наружному и внутрен |
|||||||||
|
|
нему диаметрам. Центрирова |
|||||||||
|
|
ние |
по |
наружному |
диаметру |
||||||
|
|
рекомендуют чаще для непод |
|||||||||
|
|
вижных |
соединений |
и |
когда |
||||||
|
|
твердость |
материала |
ступицы |
|||||||
|
|
позволяет произвести калибров |
|||||||||
|
|
ку отверстия протяжкой. Цен |
|||||||||
|
|
трирование по внутреннему диа |
|||||||||
|
|
метру |
обычно |
используют |
для |
||||||
|
|
подвижных |
|
соединений |
|
при |
|||||
|
|
длинных валах, когда возможно |
|||||||||
|
|
искривление вала после терми |
|||||||||
|
|
ческой обработки. Центрирова |
|||||||||
|
|
ние |
по |
боковым поверхностям |
|||||||
|
|
обеспечивает |
равномерное |
рас |
|||||||
|
|
пределение нагрузки II его пре |
|||||||||
|
|
дусматривают в тех случаях, |
|||||||||
|
|
когда |
точность соединения |
не |
|||||||
|
|
имеет |
существенного значения, |
||||||||
|
|
а важно обеспечить достаточ |
|||||||||
|
|
ную прочность. Для центриро |
|||||||||
|
|
вания по боковым поверхно |
|||||||||
Рис. |
91. |
стям применяют в основном тя |
|||||||||
|
|
желую серию. |
|
|
|
|
|||||
Эволъвентные шлицевые соединения (рис. 91, г) |
также стандарти |
зованы, их основные геометрические соотношения регламентированы ГОСТ 6033—51. Эвольвентные соединения применяют для наружных диаметров валов от 12 до 400 мм и выполняются с числом шлицев от 11 до 50. Геометрия эвольвентных шлицев характеризуется стандарт ными модулями от 1 до 1 0 мм.
Эвольвентные шлицевые соединения отличаются повышенной на
112
грузочной способностью благодаря утолщению шлица к основанию, уменьшенной концентрацией напряжений из-за отсутствия резких переходов в очертании профиля. По сравнению с прямобочнымп эвольвентные соединения обеспечивают более точное центрирование; их профиль способствует самоустановке насаженной детали под нагрузкой.
Центрируются эвольвентные шлицевые соединения в основном по боковым поверхностям, при этом создается хорошее прилегание поверхностей и нагрузка распределяется равномерно. Центрирование по'наружному диаметру используют редко, так как опорные поверх ности по вершинам шлицев имеют малые размеры.
Треугольные шлицевые соединения (рис. 91,5) применяют огра
ниченно, в основном для неподвижных соединений при передаче не больших крутящих моментов. Треугольные соединения не стандарти зованы, размеры их профилей регламентированы нормалями для наружных диаметров от 5 до 75 мм. Треугольные соединения выпол няют с числом шлицев от 15 до 70, угол впадин а имеет значения 60,
72 и 90°. Центрирование треугольных шлицевых соединений произ водят только по боковым поверхностям.
Точность шлицевых соединений определяется принятыми допуска ми на размеры, по которым центрируются детали. Чем выше требова ния к точности, тем меньше зазоры между сопрягаемыми поверхно стями. По нецентруемым размерам предусматривается значительно больший зазор. Посадки по наружному и внутреннему диаметрам устанавливают из числа посадок в системе отверстий. Допуски и по садки стандартных шлицевых соединений приведены в ГОСТе.
Р а с ч е т ш л и ц е в ы х с о е д и н е н и й на п р о ч н о с т ь . Условия работы шлицевых соединений соответствуют условиям рабо ты ненапряженных шпоночных соединений. Шлицы подвергаются изгибу, срезу у основания, а их боковые поверхности — смятию.
Решающее значение для шлицевых соединений имеет расчет рабо чих поверхностей шлицев на смятие. Поскольку размеры поперечно го сечения шлицев выбирают по стандартам в зависимости от диа метра вала, то расчет на смятие сводится к определению необходимой рабочей длины шлицев.
В расчетах на прочность шлицевых соединений условно принима ется, что крутящий момент передается по среднему диаметру. Тогда уравнение прочности на смятие рабочей поверхности шлица любого профиля будет
Мкр
°см /-Ср г Щ < [3]см- (11.73)
Для прямобочных соединений радиус средней окружности
D + d
гср = 4 >
для эвольвентных и треугольных
D„
' ср '
8 В. А. Заплетохин |
113 |
где Da — диаметр делительной окружности; г|э — коэффициент, учи
тывающий неравномерность распределения нагрузки (принимается в пределах 0 ,7-^0,8 ); z — число шлицев; h — проекция рабочей высо
ты профиля шлица на диаметральную плоскость. Для прямобочного профиля (см. рис. 91, в)
D - d
h = ------7)----- — (а + г),
для эвольвентного (см. рис. 91, г)
h — 0,8 т ( т — модуль),
для треугольного (см. рис. 91,5)
Уравнение (11.73) решим относительно рабочей длины шлицев
I > |
^Кр |
(П.74) |
r ср Z'lh [а]см |
Допускаемые напряжения на смятие шлицевых соединений [о] см выбирают в зависимости от характера соединения (подвижные илп неподвижные), от условий эксплуатации (удары, вибрации, смазка и т. п.), от термической обработки рабочих поверхностей шлицев по рекомендациям, указанным в справочной литературе.
«т
При рассмотрении прочности вала со шлицами необходимо учи тывать концентрацию напряжений. Величина ее зависит от профиля шлицев и от механических свойств материала вала.
114
\
Уравнение прочности вала со шлицами на кручение с учетом концентрации напряжений можно представить в следующем впде:^
ткр — а |
•Мкр |
(11.75) |
|
И^нетто < [т]кр- |
|||
|
Значения коэффициента концентрации напряжений а- выбирают
ся по графику (рис. 92) в зависимости от профиля шлицев и предела прочности Опч материала вала.
Момент сопротивления вала со шлицами при кручении
r.d* — bz (D — d) (D -j- d)-
W'нетто — 167) '
где b — ширина шлица.
§ 5. БАЙОНЕТНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ
Байонетными1 или штыковыми называются соединения, сборка
и разборка которых осуществляется небольшим относительным сме щением соединяемых деталей. Байонетные соединения не требуют
специального инструмента и применяются для крепления часто сни маемых деталей и узлов (крышек, кабельных наконечников, элек трических ламп, арматуры трубопроводов п т. п.).
В общем случае байонетные соединения образуются введением штифта одной детали в прорезь другой (рис. 93, а). При соединении
1 Название «байонет» происходит от французского города Байонна, где впервые был применен ружейный штык, который соединялся со стволом путем поворота.
115
тонкостенных деталей приклепанный штифт иногда заменяют ото гнутой лапкой (рис. 93, б ). Штифтов и соответствующих им пазов бывает от 1 до 3.
На рис. 93 показано несколько конструктивных способов для предохранения байонетных соединений от саморазъединения при вибрациях, тряске и ударах.
Прочность соединения может быть обеспечена за счет сил трения, возникающих на поверхностях соединяемых деталей (рис. 93,я). В данном соединении охватывающую цилиндрическую деталь изго тавливают из упругого материала. Дополнительная прорезь Б позво
ляет надевать эту деталь на охватываемую с небольшим упругим натягом, который создает силы трения на соприкасаемых поверх ностях. Предохранение от саморазъединения данной конструкции обеспечивается не только упором штифта в фигурную прорезь, но п силами трения.
Другим способом предохранения байонетных соединений от само разъединения является применение затяжки с помощью клина (рис. 93, б). Заклинивание происходит при скольжении выступа (или штифта) по наклонной прорези. Необходима такая длина прорези, чтобы выступ до заклинивания не имел упора в конец прорези. Для надежного обеспечения самоторможения необходимо, чтобы угол на клона прорези
а < Р ,
где р — угол трения. Чем меньше угол а, тем надежнее соединение, но тем больше должен быть угол относительного поворота соединяе мых деталей, поэтому применяют а = 3-ь5°.
Более надежное соединение обеспечивают конструкции с приме нением пружинных защелок (рис. 93, е). Они широко распростране ны, например, в сигнальных фонарях с патроном типа «сван». Про резь в патроне выполняют с гарантированным заходом для штифта. Фиксация установленной электролампы обеспечивается усилием поджатия цилиндрической пружины. Усилие, развиваемое пружпной, должно быть
Q > k(j,
где G — вес подвижной детали; к — коэффициент, характеризующий
возможное увеличение веса.
Пружина значительно увеличивает габариты конструкции — это является недостатком данного типа соединений.
Прочное байонетное соединение образуется с помощью мелкой резьбы. Фиксация деталей осуществляется за счет натяга резьбы. Резьбу в этом случае выполняют на деталях по секторам под углом 120° (рис. 93,г). Деталь, имеющую секторы с наружной резьбой, проводят сквозь вырезы в детали с внутренней резьбой и затем пово рачивают на угол 40-5-60°. При повороте одновременно вводятся в работу все витки резьбы, образуя прочнее соединение.
Байонетные соединения могут быть осуществлены не только по цилиндрическим поверхностям, но и по плоскости (рис. 93,6). Про
116