Файл: Заплетохин, В. А. Соединения деталей приборов [пособие].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 91
Скачиваний: 0
элементов соединения. В этом случае необходимо учитывать проч ность не только штифтов, но и соединяемых деталей.
Если на штифтовое соединение действует осевая сила Q (см.
рис. 79,а), то уравнение прочности на разрыв стержня по сечению, ослабленному поперечным отверстием, можно представить в следую щем виде:
(11.51)
0,1 |
0,2 |
0,3 |
0,4 |
0,5 |
0,6 |
Kj |
Рис. 80.
где а„ — коэффициент концентрации напряжений, определяемый по графику (рис. 80) в зависимости от параметра
kd = |
(П.52) |
Площадь опасного сечения стержня Енетт0 |
можно представить |
с помощью коэффициента пересчета геометрических размеров в виде
|
|
^ |
|
f |
7iD* |
|
|
|
|
^нетто “ |
|
4 » |
|
|
|
где кг |
зависит от kd и определяется по графику (рис. |
81). |
|||||
Штифт в рассматриваемом соединении имеет две плоскости среза |
|||||||
(z = 2), |
поэтому согласно |
(11.45) |
и |
(11.51) |
уравнение |
равнопрочно- |
|
сти штифта и стержня |
имеет |
следующий |
вид: |
|
|||
|
0 = |
2— f - |
Мер = ^'нрттл Ир. |
(11.53) |
Введем в полученное уравнение равнопрочности параметр ка ,
учитывающий соотношение допускаемых (или предельных) напря жений на срез штифта и на разрыв стержня:
ка |
[т]ср |
(И.54) |
100
Преобразуя (11.53), получим значение ка, выраженное через
параметр
ка |
k2d |
(11.55) |
|
|
Аналогично можно получить уравнение равнопрочности для штифтового соединения, передающего крутящий момент Л/кр
Рис. 81.
(см. рис. 79,6). Уравнение прочности на кручение вала для сечения, ослабленного поперечным отверстием, будет
Л1 кр
|
|
|
Т Кр — а - V/7 |
|
^ |
[ х ] Кр* |
|
|
(11.56) |
||
|
|
|
|
wнетто |
|
|
|
|
|
|
|
где |
<Хт — коэффициент концентрации напряжений |
(рис. 80). |
|
||||||||
Момент сопротивления опасного сечения представим также через |
|||||||||||
коэффициент пересчета геометрических размеров |
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
тс£)з |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
И^нетто = ^ |
U" ( б |
' |
|
|
|
|
|
где |
к w определяется по |
графику |
(см. |
рис. |
81). |
|
|
||||
Уравнение равнопрочности вала и штифта с учетом двух плоско |
|||||||||||
стей |
среза |
штифта |
(z = 2 ) будет |
|
|
|
|
тсd2 |
|
|
|
|
|
|
Г Н| |
jKp- |
1 |
|
|
|
|
(11.57) |
|
|
|
|
|
~ 2 ~ D |
• 2 |
• |
^ |
Мер- |
|||
Введя в |
(11.57) |
параметр |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
Мер |
|
|
|
|
|
(11.58) |
|
|
|
|
^ = ~М^Г |
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
и подставляя значение |
W HeTT0, получим, |
что |
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
kw |
|
|
|
|
|
(11.59) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
101
Выражения (11.55) и (11.59) позволяют построить графически зависимости k a= fi(k d) и k-,= f2(kd), с помощью которых можно ориентировочно определять kd по выбранным допускаемым или из
вестным предельным напряжениям для соединяемых деталей
(рис. 82).
Пример. Определить размеры цилиндрического штифта, соединя ющего вал диаметром /) = 10 мм с маховичком (рис. 83). Допускаемые напряжения для вала из стали 5 [т]кр = 30 МПа, для штифта из стали 45 [т]ср = 80 МПа, для маховичка из сплава АЛ15В [о]см = 30 МПа.
Р е ш е н и е . Определим параметр к - по (11.58):
Мер 80
Мкр “ 30 - 2>66-
По графику (см. рис. 82) найдем, что при к- =2,66 параметр к d=0,152. Следовательно, диаметр штифта из условия равнопрочно-
сти должен быть
d — kdD = 0,152 • 10 = 1,52 мм.
Округлим полученное значение диаметра штифта до ближайшего по ГОСТ 3128—60 (приложение 35); d = l ,6 мм, фаска С =0,3 мм.
Длина штифта зависит от наружного диаметра ступицы махович ка D\, который следует определить из условия смятия опорных по
верхностей ступицы. Из уравнения прочности (11.50) получим допу стимое значение крутящего момента для ступицы
■'Икр -- 2 |
~ |
d Мсм- |
102
Поскольку диаметр штифта выбран несколько большим, чем рас четное значение, то при составлении уравнения равнопрочности для ступицы маховичка учитываем сечение вала, как менее прочного элемента в связи с увеличением диаметра штифта. Уравнение равнопрочностп ступицы маховичка и вала с учетом зависимости (11.56) будет
D |
k w xD3 |
^кр = ~2~ ( Р\ D) d [<з]см = |
Мкр- |
рис. 80) аг = 3,125 и по графику |
/e«r= /i(&d) |
(см. рис. 81) |
Лг^=0,875. |
|||||
Тогда |
0,875 • 3,14 • 0,01= |
30 ■106 + |
0 ,0 1 ^ 0 ,0 1 7 |
м. |
||||
|
|
8 • 3,125 • 0,0016 |
30 • № |
|
|
|||
Длина штифта расчетная с учетом фасок будет |
|
|||||||
|
|
/р = |
/Д |
-ь 2С = |
17 + |
2 • 0,3 = |
17,6 мм. |
|
По |
приложению |
35 |
определим |
стандартную длину штифта |
||||
I —18 |
мм |
(см. также |
п. |
3 примечаний). Предусмотрим посадку для |
||||
штифтового соединения |
Д |
|
|
|
|
|||
п л,- . Условное обозначение штифта на чер- |
||||||||
|
|
|
|
I ф^2а |
|
|
|
|
теже: Штифт цилиндрический 1,6Пр22г Х18 ГОСТ 3128—60.
В связи с увеличением длины штифта до стандартного значения примем наружный диаметр ступицы маховичка Z)i = 18 мм.
§ 3. ШПОНОЧНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ
Шпоночные соединения предназначены для разъемного соедине ния вращающихся деталей. Соединяемыми обычно являются вал и ступица насаженной на него детали. Шпонки устанавливаются
103
между соединяемыми деталями и препятствуют их относительному повороту при передаче крутящего момента. Различные конструкции шпонок изготавливают из углеродистых сталей с пределом прочности
|
при |
растяжении |
не |
менее |
|||||
|
6 МПа. |
Обычно |
применяют |
||||||
|
ст. 6 , стали 45 и 50, иногда |
||||||||
|
легированные стали. |
|
|
|
|||||
|
По способу сборки шпо |
||||||||
|
ночные |
соединения |
|
разде |
|||||
|
ляются |
на ненапряженные |
|||||||
|
и напряженные. |
|
|
|
|
||||
|
Н е н а п р я ж е н н ы е шпо |
||||||||
|
ночные |
соединения |
образу |
||||||
|
ются с помощью призматиче |
||||||||
|
ских, сегментных и цилинд |
||||||||
|
рических шпонок. Эти соеди |
||||||||
|
нения просты по конструк |
||||||||
|
тивному выполнению, надеж |
||||||||
1Ш |
ны в эксплуатации и обеспе |
||||||||
чивают |
достаточно |
точное |
|||||||
центрирование |
соединяемых |
||||||||
деталей. |
Общими недостатка |
||||||||
|
ми ненапряженных |
шпоноч |
|||||||
а |
ных |
соединений |
являются |
||||||
ослабление вала пазом, |
кото |
||||||||
|
рый, кроме того, вызывает |
||||||||
ШШШ |
концентрацию |
напряжений, |
|||||||
и трудности при обеспечении |
|||||||||
взаимозаменяемости, |
|
поэто |
|||||||
му в процессе сборки необхо |
|||||||||
У//Ш |
дима ручная пригонка. |
|
|
||||||
Призматические |
шпонки |
||||||||
|
применяют для неподвижных |
||||||||
|
и подвижных соединений де |
||||||||
|
талей. |
|
|
|
соедине |
||||
|
В |
неподвижных |
|||||||
V ////W |
ниях используют |
обыкновен |
|||||||
ные призматические |
шпонки |
||||||||
|
(ГОСТ |
8789—68), имеющие |
|||||||
Рис. 84. |
прямоугольное |
|
поперечное |
||||||
сечение |
(рис. |
84, а) . |
В |
ра |
|||||
|
|||||||||
|
диальном направлении |
эти |
|||||||
шпонки устанавливают с зазором, |
а их |
боковые |
грани |
явля- |
ются рабочими. Размеры пазов под шпонки регламентированы ГОСТ 8788—68. Предельные отклонения ширины пазов также стан дартизованы (ГОСТ 7227—68). Призматические шпонки выполняют со скругленными и плоскими торцами.
В подвижных соединениях призматические шпонки, кроме пере дачи крутящего момента, осуществляют также направление насл-
104
женной детали при ее перемещении вдоль оси вала. В подвижных соединениях призматические шпонки разделяются на направляющие и скользящие.
Направляющие призматические шпонки имеют большую длину,
поэтому во избежание перекоса их крепят на валу винтами (рис. 84,6). Для удобства удаления такой шпонки из паза предусма тривают резьбовое отверстие. Скользящие призматические шпонки
могут быть короткими, так как перемещаются вместе с подвижной деталью. Их выполняют с цилиндрической головкой (рис. 84, в), которая входит в отверстие ступицы детали, или с двумя выступами по краям (рис. 84, а). Скользящие шпонки собирают в соединения только с торца вала,, поэтому шпоночный паз должен иметь выход на торце.
Сегментные шпонки (ГОСТ 8795—68) рекомендуют только для
неподвижных соединений. Условия их работы аналогичны призмати ческим шпонкам. Они устанавливаются в пазах глубже (рис. 85, а) ,
поэтому их положение более устойчиво. Сегментные шпонки широко используют при передаче небольших крутящих моментов для валов диаметром от 3 мм и выше. При передаче больших нагрузок преду сматривают две сегментные шпонки по длине вала или под углом 180°. Необходимость глубокой канавки является недостатком данно го типа шпонок.
|
Цилиндрические шпонки (шпонки-штифты) применяют огра |
||||||||
ниченно, |
при |
небольших |
диаметрах |
валов. |
Устанавливают |
их |
|||
с |
торца |
в |
отверстиях, |
просверленных параллельно |
|
оси |
вала |
||
(рис. 85,6). |
|
|
|
создают |
с |
помощью |
|||
|
Н а п р я ж е н н ы е шпоночные соединения |
||||||||
клиновых |
шпонок. Клиновые шпонки |
изготавливают |
с |
уклоном |
|||||
1 |
: 1 0 0 , тем самым обеспечивая передачу нагрузок за счет сил трения, |
создаваемых на рабочих поверхностях. В отличие от призматических клиновые шпонки устанавливают в соединениях с зазором по боко вым граням.
При сборке соединения клиновые шпонки вызывают радиальное смещение геометрической оси насаженной детали относительно оси вала. Это смещение будет равно сумме величин посадочного зазора и деформаций деталей. Благодаря смещению увеличивается радиаль ное биение вращающихся деталей, а при коротких ступицах из-за
105