Файл: Добролюбов, А. И. Автоматизация проектирования систем управления технологическими машинами.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 55
Скачиваний: 0
ханических органов станка и автоматическое по строение таблиц устойчивых состояний аппаратов управ
ления. |
трудо |
2. Синтез принципиальной схемы — наиболее |
|
емкий и сложный этап проектирования. |
как уже |
Теоретической основой этого этапа является, |
отмечалось, теория релейных устройств и конечных авто матов. Однако целый ряд практических требований к проектируемой схеме (специфика аппаратуры, нагрузоч ная способность контактов, требования технологии, тре бования унификации, учет аварийных ситуаций, удобство
эксплуатации, возможность |
изменения режимов работы |
|
и т. д.) |
вынуждают часто отказываться от классических |
|
методов |
синтеза (где эти |
факторы не учитывались) и |
создавать инженерные методы синтеза конкретных уст ройств, в которых наряду с известными теоретическими положениями учитывается передовой инженерный опыт конструирования схем. Именно таким методом является инженерный метод синтеза принципиальных электросхем станков.
3. Проблема автоматизированного анализа работы схемы представляет собой важный этап автоматизиро ванного проектирования. Задача проверки работоспособ ности схемы, ее безошибочности имеет большое практи ческое значение независимо от того, автоматизированы ли другие этапы проектирования, так как ошибки, допу щенные в проектах сложных автоматизированных уст ройств, обходятся впоследствии весьма дорого — требу ют дорогостоящих переделок, удлиняют сроки изготовле ния и отладки объекта. Моделирование и анализ работы схемы имеют также большое значение как этап синтеза в тех случаях, когда не существует еще алгоритмических методов синтеза, синтез ведется эмпирически, а ЭВМ выступает в роли эффективного помощника конструк тора.
Кроме того с помощью методов автоматизированного анализа и моделирования могут быть разрешены такие актуальные инженерные проблемы, как анализ в процес се изготовления и эксплуатации.
4. Выбор и расчет аппаратуры представляет собой менее сложную проблему с точки зрения ее постановки па ЭВМ, хотя результаты этого этапа иногда могут при вести к необходимости пересмотра принятого варианта схемы,
10
5. Проектирование схемы соединений (монтажной схе мы), схем размещения аппаратуры, получение специфи каций, ведомостей и другой конструкторской документа ции представляет собой сложную проблему, связанную с решением таких задач, как создание информационно-по исковых систем (ИПС), разработка алгоритмов прост ранственного размещения элементов, унификация конст руктивных элементов и решений, видоизменение многих документов проекта.
Значительный опыт автоматизации технического кон струирования накоплен в области проектирования ЭВМ. Этот опыт должен быть использован в максимальной сте пени при проектировании управляющих схем.
6.Автоматизация вычерчивания схем и другой техни ческой документации стала возможной благодаря поя вившимся в последнее время графопостроителям и авто матическим чертежным устройствам. Помимо повышения производительности, автоматическое вычерчивание чертежа отличается отсутствием ошибок, разборчи востью, строгим соблюдением всех правил, обозначений
ит. п.
7.Разработка технологической документации на изго товление схемы является логическим продолжением ав томатизированного проектирования. Особенно актуальной
эта проблема становится вследствие возможности изго товления специальных станков с программным управле-. нием, осуществляющих монтаж. Такие станки проработа ли на фирме Цинциннати (Cynncynatty, США) два года и позволили сократить трудоемкость монтажа схем стан ков в 2 раза [21].
3. От качества и полноты эксплуатационной докумен тации, отправляемой потребителю, в значительной степе ни зависит эксплуатационная надежность и работоспо собность оборудования. Следут отметить, что качество документации, отправляемой заказчику, сейчас неудов летворительно. Чем сложнее схема, тем, как правило, труднее составить ее полное описание, тем более громозд кими и неудобными становятся инструкции по ее эксплу атации. Перспективной является разработка специаль ных языков, дающих в наглядной и сжатой форме пол ную информацию о работе схемы. Одним из таких языков, получивших широкое распространение для описания и анализа схем управления станками и автоматическими линиями, является язык функциональных циклограмм [8]
11
Первые шаги внедрения автоматизированных систем проектирования в практику показали, что наибольшей эффективности можно добиться, внедряя комплексные системы, охватывающие максимально возможное число этапов проектирования, расчета и обработки информа ции. Такой системный подход применен в системе автома тизированного проектирования схем управления, разра ботанной под руководством авторов в Институте техни ческой кибернетики АН БССР. Система предусматривает автоматизированный синтез логической схемы, ее авто матизированный анализ и моделирование в различных режимах, автоматическое вычерчивание синтезированной схемы на чертежном автомате типа ИТЕКДН, составле ние монтажной документации и спецификаций.
Г л а в а 1
МОДЕЛИРОВАНИЕ РАБОТЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ МАШИНЫ НА ЭВМ
1 ОБЩИЙ ПОДХОД К МОДЕЛИРОВАНИЮ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ МАШИНЫ
Моделирование с помощью ЭВМ становится неотъем лемой частью проектирования и создания сложных ма шин и систем. При этом цели и задачи моделирования весьма разнообразны. Моделирование работы технологи ческих машин преследует цель определения поведения машины в целом и поведения ее составных частей. В про цессе моделирования выявляются различные нарушения функционирования машины, которые являются следстви ем допущенных при проектировании ошибок; определяет ся поведение машины в различных ситуациях и возмож ность появления аварийных ситуаций в работе машины; составляется функциональное описание работы машины. Немаловажное значение имеет также возможность опре деления условий работы отдельных частей, которые в, модели машины рассматриваются в качестве «черного ящика». Полученная в процессе такого моделирования информация служит исходной для синтеза структуры этих частей.
Отметим, что речь идет о логическом моделировании, когда моделируются причинно-следственные отношения тех или иных элементов машины. Логическое моделиро вание является существенной и неотделимой частью про цесса проектирования. Рост степени автоматизации ма шин, сопровождающийся, как правило, повышением их сложности, делает логическое моделирование с помощью ЭВМ особо актуальным. Проектировщику трудно удер жать в памяти все многообразие элементов машины и трудно проследить их функционирование во взаимосвя занной системе, в правильных режимах работы и при различных нарушениях.
Ввиду того, что термин «моделирование» иногда оказы вается слишком общим, в отношении систем управления будет использоваться также термин «логический анализ».
13
Перейдем к рассмотрению общей модели технологи ческой машины (ТМ). В процессе функционирования она получает внешние управляющие воздействия оператора. Взаимодействие оператора и ТМ можно представить блок-схемой (рис. 1).
Управляющие воздействия УВ в данном случае пред ставляют собой воздействия оператора на органы управ ления технологической машины: кнопки управления, пе-
Управляющее |
|
Управляемый |
объект |
устройство |
УВ |
||
Оператор |
Технологическая |
м а ш и н а |
|
!____ |
КВ |
|
|
Рис. 1. Модель взаимодействия оператора и ТМ
реключатели, рычаги и т. д. Контрольные воздействия КВ (сигналы обратной связи) несут информацию о работе машины. К ним можно отнести сигнализацию положения рабочих органов, сигнализацию числа отработанных цик лов, аварийную или предупредительную сигнализацию и т. д. Кроме этого, оператор получает информацию пу тем визуального наблюдения (положение рабочих орга нов, состояние инструмента и детали, поломки с внешни ми признаками); с помощью органов слуха (шум, дре безжание, стук); осязания (вибрации, перегревы) и т. д. На основании сигналов обратной связи оператор выраба тывает требуемые управляющие воздействия.
Приведенная схема (рис. 1-) удовлетворяет любой технологической машине независимо от степени ее авто матизации.
На рис. 2 внутри технологической машины выделены система управления (управляющее'устройство) и управ ляемый объект (рабочие органы машины). Такое разби ение технологической машины на две разнородные под системы является существенным для излагаемых в даль нейшем методов моделирования, анализа и синтеза.
Входами системы управления, |
которые непосредст |
|
венно воспринимают воздействия |
оператора и сигналы |
|
обратной связи от рабочих органов, являются |
входные |
|
аппараты управления (кнопки, |
переключатели, путе |
|
вые выключатели, датчики и т. п.). |
Выходами |
системы |
14
управления являются выходные аппараты схемы (элект ромагниты, магнитные пускатели, муфты и т. п.).
Ниже будут рассмотрены вопросы моделирования (логического анализа) системы управления (СУ) при правильной работе, а также ее поведение при неправиль ных внешних воздействиях и отказах элементов. В ре-
Рис. 2.' Модель взаимодействия системы управле ния и рабочих органов
зультате анализа выдается функциональное описание работы СУ, по которому определяются нарушения требу емого алгоритма функционирования. Составленное функ циональное описание является необходимым документом при наладке, изучении и эксплуатации машины.
Общая модель ТМ включает систему управления и механическую систему, эта модель используется при про ектировании систем управления.
2. МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ РАБОТЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
Вопросы функционального (логического) анализа ре шаются на этапах проектирования, изготовления и экс плуатации систем управления технологическими маши нами.
Функциональный анализ в основном дает ответ на следующие вопросы: правильно ли спроектирована сис тема, т. е. правильно ли выполняется заданный алгоритм функционирования; в чем причина нарушения работы системы при эксплуатации оборудования; как можно оперативно обнаружить неисправный элемент; как реа гирует система на неправильные внешние воздействия или отказы элементов?
Одним из главных вопросов при анализе схемы явля ется вопрос об аварийных ситуациях в работе машины,
15
т. е. не приводит ли реакция системы на неправильные внешние воздействия или отказы к поломкам оборудова ния, браку деталей, нарушению безопасности обслужива ния и т. д.
Проектирование схемы управления — сложный логи ческий Процесс, который обычно состоит из следующих этапов.
1.Изучения технического задания.
2.Составления принципиальной схемы для основного (автоматического) режима работы машины.
3.Анализа правильности работы схемы управления в основном режиме.
4.Дополнения схемы управления цепями, реализую щими дополнительные режимы работы (полуавтоматичес кий, режим установочных перемещений, режим наладоч
ных движений и т. д.), которое нередко сопровождается переделкой схемы основного режима.
5.Анализа работы спроектированной схемы управле ния с целью исключения логических ошибок, устранения ложных цепей, коротких замыканий, зацикливаний (не произвольных повторений цикла) и т. д.
6.Оценки принципиальной схемы ведущим специа листом и изменение схемы сообразно сделанным замеча ниям.
7.Окончательной проверки опытным специалистом правильности функционирования системы управления в заданных режимах, при неправильных входных воздейст виях и отказах аппаратов управления.
Анализ схемы, особенно сложной, неоднократно про водимый конструктором, является трудоемким процес сом. Несмотря на тщательность проверки схемы нередки случаи, когда допущенные ошибки выявляются только после ее изготовления, в процессе отладки.
Естественно, что анализ схемы при проектировании включает в себя не только функциональный анализ в описанной выше постановке. Однако функциональный анализ, дающий ответы на вопросы, правильно ли рабо тает схема (не затрагивая совершенства схемных реше ний, правильности выбора аппаратуры, вопросов удобст ва обслуживания, оптимальности структуры и пр.), явля ется трудоемким и кропотливым делом, тем более что такой анализ требует неоднократного повторения.
На этапе изготовления характер функционального анализа зависит от сложности и назначения оборудова-
16
ния. При этом работа системы управления может моде лироваться в целом или по блокам, может выполняться диагностический или логический анализ. При изготовле нии (наладке) технологических машин правильность ра боты СУ проверяется путем пробной реализации предус мотренных режимов работы машины. При наличии не поладок осуществляется логический анализ, в процессе которого обнаруживаются ошибки, допущенные при про ектировании и монтаже систем управления. Отметим, что устранение этих ошибок зачастую требует значитель ных затрат.
С ростом степени автоматизации технологических ма шин чрезвычайно усложняются их электрические и гид равлические системы. Растет число промежуточных реле, путевых переключателей, различных датчиков, исполни тельных аппаратов. При большой насыщенности машин
элементами |
автоматики повышается число отказов |
|||
в электрических |
и |
гидравлических схемах, |
снижается |
|
при прочих |
равных |
условиях надежность |
машины в |
|
целом. |
|
|
|
|
Обслуживание |
и |
ремонт высокоавтоматизированных |
и неавтоматизированных машин существенно различны. Особенности автоматизированных машин следующие.
.1. Автоматизированные машины чаще всего имеют сложную систему управления и сравнительно простую кинематическую схему приводов.
2. Электрические и гидравлические системы тесно вза имосвязаны между собой и образуют единую электрогидравлическую систему управления.
3.Большинство аппаратов управления являются ап паратами дистанционного действия, т. е. управляются на расстоянии электрическими или гидравлическими коман дами.
4.Управляющая команда на пути к исполнительному органу проходит сложный путь через электрические и гидравлические аппараты. Работа исполнительных орга нов целиком зависит от этих промежуточных аппаратов.
Характер отказов сложного автоматизированного станка является случайным из-за большого числа эле ментов, подверженных отказам: не сработал путевой вы ключатель, не замкнулись контакты реле, «заел» гидро золотник и т. п. Устранение таких неисправностей зани мает обычно несколько минут, а нахшздешд^
отказа требует много труда и времени. * v. , ' ;:'1>