Файл: Добролюбов, А. И. Автоматизация проектирования систем управления технологическими машинами.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 52
Скачиваний: 0
Трудность нахождения причин отказов в основном объясняется тем, что таких причин даже в несложной системе может быть очень много. Работа отдельного ап парата проста и понятна, однако работа системы таких аппаратов, связанных в логические цепи, сложна,, разо браться в ней, и тем более найти неисправность, трудно. «Запомнить» сложный процесс работы схемы, особенно если учесть, что эксплуатационник обслуживает большое число разнообразных станков, невозможно: Сложности еще возникают из-за того, что не всегда есть техническая документация, которая полно и ясно описывает работу схемы управления.
Для облегчения анализа, запоминания работы слож ных схем и нахождения в них неисправностей часто поль зуются различного рода циклограммами и таблицами, указывающими более или менее подробно последова тельность работы некоторых аппаратов. В дальнейшем для этой цели применяется функциональная цикло грамма.
Функциональная циклограмма гидравлической или электрической схемы представляет собой таблицу, в ко торой наглядно, полно и сжато дается описание работы схемы. В циклограмме указываются устойчивые состоя ния схемы и порядок срабатывания аппаратов при пере ходе в каждое устойчивое состояние. Устойчивые состоя ния образуют элементы цикла — некоторые части цикла, характеризующиеся постоянными режимами работы ор ганов станка (например, быстрый подвод, рабочая пода ча, обратный ход и т. п.).
Условные обозначения, используемые в функциональ ной циклограмме, могут быть различными. Подробное описание метода функциональных циклограмм, а также использование их при поиске неисправностей в процессе эксплуатации автоматизированных станков и линий дано в работах [8, 9, 10].
Функциональная циклограмма — весьма удобный до кумент для эксплуатационников. Составление функцио нальной циклограммы сложно и трудоемко, от состави теля требуется высокая квалификация.
Возможность применения быстродействующих ЭВМ коренным образом изменило само содержание и функции анализа схем на стадиях проектирования, изготовления и эксплуатации. Роль анализа значительно возросла и претерпела качественные изменения,
18
Прежде всего возросла роль оперативного логическо го анализа схем на этапе их проектирования. Возмож ность быстрой проверки правильности варианта схемы, ее моделирование позволяют разработчику использовать машинный анализ в качестве неотъемлемой части про цесса проектирования как при обычных, так и при авто матизированных методах синтеза. Методы автоматичес кого анализа и моделирования позволяют конструктору быстро установить правильность принципиальной схемы и отсутствие в ней ошибок, выявить поведение схемы в непредвиденных ситуациях, аварийных режимах, оценить преимущества и недостатки многих возможных вариан тов схемы. Такая оценка вариантов невозможна без при менения автоматизированных методов анализа. В тех случаях, когда методы автоматизированного синтеза ло гических схем разработаны недостаточно и проектирова ние ведется обычными, неавтоматизированными метода ми, метод моделирования на ЭВМ становится эффектив ным помощником конструктора. Такое положение сложи лось в настоящее время, в частности, при проектировании сложных логических устройств и блоков ЭВМ.
Рассмотрим методы автоматизированного, логическо го анализа релейных схем управления технологическими машинами.
Задача автоматизированного анализа схем включает в себя три этапа: разработку методов кодирования исход ных данных для анализа; разработку алгоритмов и про грамм анализа (моделирующих программ); разработку форм представления результатов анализа.
Для программы автоматизированного анализа требу ется следующая исходная информация: схема, подлежа щая анализу, и последовательность входных (внешних) воздействий на схему.
Эта информация в закодированном виде должна быть задана электронной машине.
Существует несколько методов записи схемы в память ЭВМ. Авторами принят метод непосредственного кодиро вания релейно-контактной схемы ,в виде списка «элемен тарных двухполюсников».
Схема кодируется следующим образом. Каждый эле мент схемы всегда заключен между двумя ее разноимен ными узлами I и IN и представляет собой элементарный двухполюсник.
19
Элемент схемы — это контакт, катушка, диод, резис тор и т. и. Нумерация узлов на схеме соответствует мар кировке проводов на станке. Элемент схемы всегда вклю чен между двумя разноименными узлами.
Сам элемент определяется двумя кодами1: DIF — ло гической характеристикой элемента и LA— наименова нием (номером) элемента в функциональной цикло
грамме.
В табл. 1 приведены принятые коды DIF для наиболее распространенных элементов схем управления станков.
Коды 0, 1,2, |
3, 4, 6 пояснений не требуют. |
|
||
|
|
Таблица I |
||
Наименование элемента схеме/ |
Графическое изображе |
Код |
||
ние на схеме |
|
ШГ |
||
Замыкающий |
контакт |
|
"° IN |
|
Размыкающий |
контакт |
— |
IN |
|
|
|
|
|
|
Диод |
|
I °- - N - |
|
|
Диод |
|
-К- |
IN |
|
Катушка реле, электромагни |
|
IN |
|
|
та, контактора |
|
|
||
Провод |
|
|
1N |
|
Резистор |
|
-CZ> |
-о IN |
|
Контакт многопозиционного |
|
IN |
23 |
|
переключателя |
|
|||
Код 5 для постоянного соединения (провода) |
позволя |
|||
ет при кодировании упрощать схему путем |
исключения |
из анализа отдельных ее аппаратов или частей, которые не оказывают влияния на результат анализа. Присвоение кода DIF = 5 равносильно установке перемычки между узлами I и IN.
Код DIF для контакта многопозиционного аппарата должен содержать цифры, указывающие позиции аппа рата, в которых данный контакт обеспечивает проводи мость. Например, контакт пятипозиционного переключа
1 Буквенно-цифровые обозначения, применяемые в дальнейшем, взяты из соответствующих АЛГОЛ-программ.
20
теля, имеющий проводимость в позициях 2 и 3, должен иметь код DIF = 23. Контакт, имеющий проводимость в позициях I, 4, 7, должен иметь код DIF=44-7 и т. д.
Итак, для машинного анализа схемы о каждом ее элементе должна быть задана следующая информация: код (наименование) элемента LA; узлы I и IN, между которыми включен элемент, и код логического признака элемента, обозначенный DIF.
Кодирование электрической схемы заключается в на писании для каждого элемента KF его четырех кодов I, IN, LA, DIF. Порядок написания кодов отдельных эле ментов безразличен. Повторное (например, по ошибке) кодирование элементов не влияет на результат. Перемен ными IP и IM обозначены начальные узлы анализируе мой схемы, т. е. точки подачи напряжения. При посто янном напряжении IP обозначает номер плюсового узла, a IM — номер минусового.
Т а б л и ц а 2
А п п а р а т |
и |
П у с к |
Н а з а д |
1В К |
2В.К |
звк |
4B K |
LA |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
А п п а р а т |
5 В К |
1 Р П |
2 Р П |
З Р П |
4 Р П |
эв |
эн |
LA |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
Fla рис. 3 приведена электрическая схема головки глу бокого сверления с тремя отводами сверла. В табл. 2 дан перечень аппаратов управления, а в табл. 3 — список за кодированных элементов этой схемы. Заметим, что эле ментов схемы, как правило, больше чем аппаратов. Этот список в дальнейшем вводится в ЭВМ как исходная ин формация о схеме.
Кроме самой схемы должна быть закодирована и вве дена в память ЭВМ информация об исходном состоянии схемы, с которого начинается ее анализ, и входная после довательность. Исходное состояние схемы удобно зада вать указанием ненулевых состояний ее аппаратов, так Kaiy нулевых состояний в исходном состоянии любой схе
21
мы значительно больше. Исходное состояние схемы
(рис. 3) дано в табл. 4.
Из этой таблицы следует, что в исходном состоянии Схемы аппараты 4, 5 и 8 находятся в единичных (вклю ченных) состояниях, а остальные — в пулевых (выклю ченных) состояниях.
Рис. 3. Схема управления головкой глубокого сверления
Входная последовательность, действующая на схему, должна быть задана в виде последовательности наборов входных воздействий, соответствующих анализируемому режиму работы схемы либо анализируемой конкретной ситуации.
Задание входной последовательности для схем управ ления технологическими машинами, как уже отмечалось, довольно сложная задача анализа. Это объясняется тем, что подавляющее большинство входных воздействий схе мы являются обратными воздействиями рабочих органов на аппараты схемы — нажимы путевых выключателей, срабатывание реле давления, реле (времени и т. д. По-
22
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
3 |
|
K F |
I |
I N |
L A |
D I F |
K F |
I |
I N |
L A |
D I F |
|
1 |
1 |
3 |
9 |
4 |
14 |
9 |
10 |
5 |
0 |
|
2 |
3 |
4 |
2 |
0 |
15 |
10 |
11 |
10 |
0 |
|
3 |
4 |
5 |
3 |
1 |
16 |
9 |
11 |
11 |
0 |
|
4 |
5 |
2 |
8 |
0 |
17 |
11 |
4 |
11 |
4 |
|
5 |
■ 1 |
6 |
4 |
0 |
18 |
1 |
12 |
7 |
0 |
|
6 |
6 |
3 |
13 |
4 |
19 |
1 |
12 |
12 |
0 |
|
7 |
3 |
4 |
9 |
0 |
20 |
12 |
4 |
12 |
4 |
|
8 |
9 |
8 |
10 |
0 |
21 |
1 |
13 |
5 |
1 |
|
9 |
9 |
8 |
6 |
0 |
22 |
13 |
14 |
14 |
4 |
|
10 |
8 |
7 |
10 |
4 |
23 |
14 |
2 |
8 |
1 |
|
11 |
7 |
4 |
11 |
1 |
24 |
14 |
2 |
3 |
0 |
' |
12 |
1 |
9 |
7 |
1 |
25 |
14 |
2 |
10 |
0 |
|
13 |
1 |
9 |
12 |
0 |
|
|
|
|
|
|
следовательность входных воздействий является, таким образом, функцией конструктивных особенностей и раз меров рабочих органов, скоростей их движения, характе ра циклов этих органов. Каждое входное воздействие вы зывает переход схемы в но
вое устойчивое состояние. |
|
Т а б л и ц а 4 |
Входная последовательность |
|
|
для вышеприведенной схемы |
L I V |
V I V |
E F |
||
дана в табл. 5. |
|
|
Число строк табл. 5 рав |
|
4 |
|
|
но числу устойчивых состоя |
1 |
1 |
||
ний схемы |
(в приведенном |
2 |
5 |
1 |
3 |
8 |
1 |
||
примере 26). |
Информация о |
|
|
|
входах задается в виде трех
массивов LE, VE и НЕ Массив LE занимает два столб ца таблицы. В нем указываются входные аппараты, которые срабатывают (переключаются) при переходе к данному состоянию (к MF-й строке). Соответствующие значения массива VE указывают состояние этих входных аппаратов, а соответствующее значение массива Н1 ука зывает число входных аппаратов, сработавших в данной строке. Например, строка MF-7 табл. 5 указывает, что при переходе к состоянию 7 схемы имеют место два входных воздействия (Н1-2): аппараты 4 и 5 переходят в единичное (включенное) состояние,
23