Файл: Готт, В. С. Диалектика прерывности и непрерывности в физической науке.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 70
Скачиваний: 0
Это значит, что движение частиц можно выразить с помощью понятий, описывающих распространение волн, а распространение волн можно описать поня тиями, описывающими движение частиц. Такое описа ние возможно лишь потому, что частицы и волны во многом тождественны друг другу. Аналогия между понятиями механики и волновой оптики является от ражением объективных моментов, существующих меж ду частицами и волнами.
Итак, единство понятий о частицах и волнах в тео рии-де Бройля, или, иначе, в свете принципа корпуску лярно-волнового дуализма, раскрывается и со сторо ны их тождества, соответствия и взаимозамещаемости.
Большой вклад в становление диалектики понятий частицы и волны внес В. Гейзенберг, создавший мат ричный вариант квантовой механики и сформулиро вавший так называемый принцип неопределенности.
В. Гейзенберг неоднократно писал о том, что в те орию микромира должны входить только наблюдае мые величины, т. е. измеряемые в эксперименте атом ные частоты и интенсивности излучения, и что «прин цип наблюдаемости» явился основой созданного им варианта квантовой механики.
Однако в действительности В. Гейзенберг опирал ся не на этот принцип, а на опытные данные, которые противоречили классической механике и требовали создания новой теории, качественно отличной от клас сической.
Если Л. де Бройль и Э. Шредингер концентриро вали свое внимание на волновом (непрерывном) ас пекте поведения микрообъектов, то В. Гейзенберг — на корпускулярном (прерывном), и принцип наблю даемости, особенно в его позитивистской трактовке, был только помехой в научном творчестве В. Гей зенберга.
122
Об этом свидетельствует, например, одна из по следних публикаций В. Гейзенберга. В июне 1968 г. в Международном центре теоретической физики в Триесте на симпозиуме по проблемам современной физики В. Гейзенберг в своей интересной и содержа тельной лекции «Теория, критика и философия»2 на ряду с другими вопросами рассмотрел и вопрос о на блюдаемых величинах. «Мне бы не хотелось сейчас говорить об отдельных деталях, пожалуй, лучше все го было бы остановиться на следующем вопросе: ка кие идеи оказались наиболее важными в этом науч
ном процессе (т. е. |
в |
создании матричной механи |
ки.—Лег.). Сначала |
я |
думал, что, возможно, наи |
большую роль сыграла мысль об описании явлений только с помощью наблюдаемых величин. Но когда в 1926 г. в Берлине мне пришлось делать доклад о квантовой механике, Эйнштейн выслушал меня и внес поправки». Далее он рассказывает о том, что Эйн штейн пригласил его к себе домой, чтобы продолжить
обсуждение. «Что за |
идеология, — спросил |
Эйн |
штейн,— лежит в основе |
вашей столь странной |
тео |
рии? Теория довольно привлекательна, но что вы под разумеваете под «только наблюдаемыми величина ми»?» Гейзенберг ответил ему, что, несмотря на су ществование треков в камере Вильсона, он больше не верит в электронные орбиты, что следует вернуться к тем величинам, которые реально можно наблюдать, что это именно та идеология, которой Эйнштейн сам придерживался при создании теории относительно сти, поскольку он отказался от абсолютного времени
и |
ввел |
только время данной |
координатной |
системы |
|
и т. д. Выслушав Гейзенберга, Эйнштейн рассмеялся, |
|||||
а |
затем |
сказал: «Но вы должны понимать, |
что |
это |
|
|
2 |
См. «Успехи физических |
наук», 1970, т. |
102, |
вып. 2, |
стр. 303—304. |
|
|
|
123
абсолютно неверно!» |
Гейзенберг ответил: «Да, но раз |
|
ве не верно то, что |
вы сами придерживаетесь |
этой |
идеологии?» «Конечно, — сказал он, — возможно, |
что |
|
я пользовался ею, и все же это чепуха!» |
|
Эйнштейн объяснил ему, что в действительности это был «обходной маневр». Он сказал: «Можно ли наблюдать данное явление или нет —зависит от ва шей теории. Именно теория должна установить, что можно наблюдать, а что нельзя». Его аргументы бы ли примерно таковы: «Наблюдение означает некото рую связь между явлением и нашим пониманием яв ления. Что-то произошло с атомом, он излучил свет, свет попал на фотопластинку и т. д. и т. п. Во всей этой цепочке событий от атома до вашего глаза и до вашего сознания вы должны предполагать, что все происходит, как в старой физике. Если вы измените теорию относительно хода этих событий, тогда, конеч но, изменятся и наблюдения». Таким образом, Эйн штейн настаивал на том, что именно теория должна решать, какие величины наблюдаемы, а какие — нет. «Это замечание Эйнштейна, — отмечает В. Гейзен берг,— сильно помогло мне в дальнейшем, когда я вместе с Бором пытался обсуждать физическую ин терпретацию квантовой теории...»
Эйнштейн, продолжая беседу, заметил, что гово рить о том, будто следует принимать во внимание только наблюдаемые величины, весьма опасно. Пото му что каждая разумная теория должна позволять измерять не только прямо наблюдаемые величины, но и величины, наблюдаемые косвенно. Мах, например, всегда считал, что понятие атома приемлемо только с точки зрения удобства, с точки зрения «экономии мышления», он никогда не верил в реальное сущест вование атома. В наше время каждый скажет, что это чепуха, т. е. реальное существование атома стало вполне очевидно. Более того, я думаю, продолжал
124
Эйнштейн, что наши знания не станут богаче, если мы будем рассматривать атом просто как удобное поня тие, хотя логически такая точка зрения вполне до пустима. Таково было кредо Эйнштейна. В. Гейзен берг отсюда сделал следующий вывод: в квантовой механике это означало, что доступными для наблю дения являются не только частоты и амплитуды, но также, в частности, и амплитуды вероятности, и вол ны вероятности и т. д., которые, конечно же, пред ставляют собой объекты совершенно другой природы.
«Мне следует еще добавить, — продолжал Гей зенберг,— что при изобретении новой схемы решаю щим является вопрос: от каких старых концепций вы можете, по существу, отказаться? В случае кванто вой теории было более или менее очевидно, что вы можете отказаться от понятия электронной ор
биты» 3.
Таким образом, здесь мы имеем новое дополни тельное свидетельство о том, что пресловутый пози тивистский принцип «принципиальной наблюдаемо сти» не играл фундаментальной роли в создании квантовой механики.
Выразив с помощью математического аппарата взаимосвязь между различными характеристиками микрообъектов, Гейзенберг как следствие получил со отношение между неопределенностями в определении координаты и импульса, энергии и времени.
Позитивистские утверждения об особой роли «принципа наблюдаемости» в создании квантовой ме ханики вызывают все больше и больше критических оценок не только со стороны сознательных сторонни ков диалектического материализма, но и многих уче ных капиталистического мира, в том числе и фило софов.
3 Там же.
125
В. С. Швырев4 справедливо обратил внимание на антипозитивистский подход к проблеме научных по нятий современного американского философа Г. Макс велла, который, например, критикует позитивистские утверждения о том, что ненаблюдаемые объекты нау ки лишены предметного содержания. «Тот факт, что многие теоретические сущности, например сущности квантовой теории, сильно отличаются от наших обык новенных, повседневных физических объектов, не яв ляется какой-либо причиной, чтобы приписывать им сомнительный онтологический статус или утверждать, что они лишь «вычислительные средства» (calculating devices). В конце концов тот самый воздух,, которым мы дышим, так же как и такие вещи, как тени и зер кальные отражения, представляет собой сущности со вершенно иного рода, чем стулья и столы, но это не дает никаких оснований для опровержения их онто логического статуса»5.
Особенно важно подчеркнуть, что принцип неопре деленности устанавливает ограниченность примени мости понятия о траекторном движении по отношению к микрочастицам и тем самым ограниченность и поня тия о строгой локализации частиц в пространстве и времени, т. е. показывает предел применимости клас сической механики. Микрообъект, обладающий таки ми дискретными, принадлежащими ему характеристи ками, как заряд — е, спин — s, в своем движении как бы заполняет собой все пространство-время, где он существует, а взаимодействие с другими объектами приводит его к локализации с точностью, устанавли
4 |
См. В. С. Швырев. Анализ научного познания в современ |
||
ной |
«философии |
науки». — «Борьба философских |
направлений в |
современном естествознании». М., 1973. |
|
||
5 |
G. Maxwell. |
The Ontological Status of Theoretical Entiti |
|
es.— «Minnesota |
Studies in the Philosophy of |
Science», 1966, |
|
vol. Ill, p. 24. |
|
|
126
ваемой принципом неопределенности Гейзенберга. Та ким образом, само движение микрообъектов качест венно отличается от движения макрообъектов, их дви жение не обязательно характеризуется траекторией. Бестраекторное движение микрочастиц —это движе ние, аналогичное распространению волн, так что при таком движении частиц, при их взаимодействии со средой закономерно возникают явления дифракции и интерференции.
Однако принцип неопределенности, вопреки широ ко распространенному представлению, не исключает полностью трвекторного движения микрочастиц. При определенных условиях, когда длина волны, соответ ствующая импульсу частицы, достаточно мала по сравнению с пространственной областью движения, например с расстоянием между стенками катодной трубки, движение в ней электронов происходит по траекториям, и электроны ведут себя не как волны, а именно как частицы, обладающие в данный момент времени определенным положением в пространстве.
Принцип неопределенности, с одной стороны, еще более сближает понятия о волне и частице, а с дру гой—показывает, когда, при каких условиях эти по нятия необходимо рассматривать не в их тождестве, а в их различии, т. е. когда корпускулярные свойст ва частично можно отделить от их волновых свойств
ипротивопоставить первые вторым. Этот принцип устанавливает и меру отождествления волн и частиц,
играницу их различия, отделения друг от друга.
Из соотношения неопределенности для координа ты и импульса частицы APx-A x~ h видно, что если изменения координаты в результате изменения им пульса или, наоборот, импульса в результате измене ния координаты малы по сравнению с их значения ми, то этими изменениями можно пренебречь и рас сматривать движение частицы как классическое, не
127
учитывать потенциально присущих ей волновых свойств. Короче говоря, отождествлять волны и ча стицы возможно лишь при таких параметрах частиц, которые сравнимы по своей величине с величиной по стоянной Планка, которая, как известно, очень мала:
В квантовой механике ни понятие частицы не сво дится к понятию волны, ни понятие волны не сводит ся к понятию частицы.
В проявлении волновых или корпускулярных свойств объекта большую роль играют и размеры пространственно-временных параметров среды по от ношению к .размерам параметров объекта (это озна чает, что пространственно-временные характеристики материи переплетаются с ее динамическими характе ристиками) .
Экспериментальное доказательство существования волновых свойств у микрочастиц отнюдь не является доказательством того, что они суть волны: частицы продолжают оставаться частицами, и свести их к вол нам так же невозможно, как невозможно прерывность свести к непрерывности.
Микромир с его качественно отличными от макро мира объектами и законами их движения требовал от ученых последовательного отказа от метафизиче ского и механистического способа мышления, но это нелегкая задача, с которой и ныне многие физики ми ра еще далеко не справились.
'Следует подчеркнуть, что такие выдающиеся фи зики, создатели квантовой теории, как М. Планк, А. Эйнштейн, Л. де Бройль, Э. Шредингер, не призна вали ее за замкнутую, полную научную теорию и на деялись, что ее парадоксальность (с точки зрения ме тафизического подхода) будет устранена. Так, де
128
Бройль писал: «...возможно, в один прекрасный день окажется, что квантовая теория дает нам лишь ста тистическое представление определенных аспектов ле жащей за ним физической реальности, которую она не в состоянии описать полностью»б7.
Аналогичные идеи неоднократно высказывал и А. Эйнштейн. В конце жизни он писал: «Действитель но, если статистическая квантовая теория не претен дует на полное описание индивидуальной системы (и ее поведения во времени), то попытки найти это пол ное описание индивидуальной системы где-то еще, повидимому, неизбежны... В рамках концептуальной схемы статистической квантовой теории элементов та кого описания не содержится. С учетом этого прихо дится признать, что указанная схема в принципе не может служить базисом теоретической физики» 1.
Метафизический отрыв и противопоставление ди намических и статистических средств отображения действительности, непрерывности и прерывности, не обходимости и случайности, отождествление детерми низма с лапласовской формой причинности — таков тот фундамент, на котором строилось недоверие к статистической форме выражения закономерностей
микромира.
М. Борн, в отличие от Л. де Бройля, Э. Шредингера, А. Эйнштейна и других, которые считали, что не обходимо отказаться от представления о частицах и квантовых скачках, думал о том, как «найти путь, позволяющий примирить представления о частицах и волнах. Связующее звено, — писал М. Борн,' — я уви дел в вероятностном подходе... Моя статистическая интерпретация ф= функции была только первым ша
гом в нашем понимании взаимоотношения |
частиц и |
||
6 |
«Journal |
Phys. Rad.», 20, 963 (1959). |
|
7 |
Einstein. |
Philosopher, Scientist. New York, 1951, |
p. 31. |
5 Зак. 10362 |
129 |