Файл: Вопросы природных ресурсов сборник трудов..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

чин. Однако это может быть объяснено недостаточной дли­ ной исследуемых рядов, поскольку увеличение длины1ряда методом объединения частных рядов наблюдений в общий, уровень значимости, как было показано, не повышает, а сни­ жает.

Следовательно, распределение стока по группам лет сход­ ной водности не носит случайного характера. Короткопе­ риодические колебания водности малых рек являются частью общего сложного процесса циклических колебаний стока.

Применение метода, включения промежуточных лет пока­ зало, что характер распределения стока по группам лет сход­ ной водности на всех исследованных реках очень сходен и существенно и однотипно отличается от теоретического рас­ пределения. Кроме того, этот метод представляется более обоснованным с географической и водохозяйственной точек зрения, т. к. он позволяет выделить и количественно оце­ нить наиболее значительные периоды однородной водности и установить их соответствие синфазным изменениям 'стока крупных рек.

Список использованной литературы

1. Андреянов В. Г. и Воскресенский К. ГГ. Исследование повторяе­ мое! и и продолжительности периодов различной водности на реках

СССР'. Сб. «Многолетние колебания стока и вероятностные методы его

расчета*. М. МГУ, 1967.

математическая

статистик i.

2. Гмурман В. Е. Теория вероятностей н

Изд. «Высшая школа», М. 1972.

Сб. сред. В. Д.

Быков к

3. Исследование и расчеты, речного стока.

Г. П. Калинин. М. МГУ, 1970.

,4. Калинин Г. П. Некоторые закономерности колебаний стока рек Се­ верного полушария. Сб. «Многолетние колебания стока рек и вероят­ ностные методы его расчета». М. МГУ. 1967.

5. Смирнов МУ В., Дуннн-Барковский И. В. Курс теории вероятностей

иматематической статистики. Изд. «Наука». М. 1965.

6.Соколовский Д. Л. Речной сток. Л. Ггндромстеоиздат, 1968.

7.Шарпшкина II. С. Исследование'цикличности годовых величин реч­ ного стока применительно к задачам гидроэнергетики. Сб. «Проблемы гидроэнергетики и регулирования речного стока». М. АН СССР, 1960.


Е. В. Ястребов

ИЗ ИСТОРИИ ОСВОЕНИЯ ЛЕСНЫХ РЕСУРСОВ УРАЛА

• Лес, как природный ресурс, имел исключительно важное значение в истории становления Урала крупным горнопро­ мышленным районом. При отыскании рудных залежей или рассолов вопрос о строительстве завода или варниц мог быть положительно решен только при наличии поблизости доста­ точных запасов древесины или при условии удобного спла­ ва леса к промышленным предприятиям или промыслам.

Главными видами топлива, в XVIII—XIX вв на Урале бы­ ли дрова и древесный уголь. Плавка руды производилась на древесном угле и качество его в значительной степени влия­ ло не только на производительность забода, но и на качест­ во выплавлявшегося металла. Для выварки соли топливом служили дрова. Поэтому предприниматели как в металлур­ гической промышленности, так и в солеварении были крайне заинтересованы в лесе, как источнике топлива. Учитывая это, заводовладельцы постоянно заботились о приобретении участков, которые могли бы стать надежным резервом для заготовки необходимого количества дров или древесного угля.

Многочисленные источники свидетельствуют о том, что на многих уральских заводах, как частных, так и казенных, за­ готовка леса велась хищнически, в реультате чего лесные массивы вокруг заводов быстро исчезали, уступая место пу­ стырям, на которых со временем появлялись менее ценные леса (П. И. Рычков, 1768; И. И. Лепехин, 1780; Д. И. Менде­ леев и др„ 1900). Этот процесс неизбежно выдвигал важную проблему — проблему леса. Она была острой на протяжении более чем '200-летнего периода развития горнозаводского Урала в дореволюционное время, и так и не была решена в том виде, как требовало разумное отношение к этому делу.

Можно привести немало примеров бесхозяйственного от­ ношения к лесам Урала в XVIII—XIX вв. В декабре 1765 г. главный командир над гороблагодатскими заводами Ирман

107

проездом из Екатеринбурга на Каму обратил внимание на то, что «около реки ЧусоЕОй по обе стороны и в самой близости

той Уткинской пристани все леса

без остатку вырублены, а

в некоторых местах оные лежат

нарубленные на угольное

жжение»1. Местный уптер-шихтмейстер Аврамов заявил Ирману, что вырубленные леса принадлежали Уткинскому за­ воду графа Ягушинского. В действительности же они пред­ назначались для строительства судов, необходимых для спла­ ва продукции близ лежащих уральских заводов. Для пресе­ чения подобного самоуправства Ирман доношением от 24 февраля 1766 г. просил Берг-коллегию подготовить указ, за­ прещавший всякую рубку леса в полосе шириной в 10 верст, прилегающей к р. Чусовой-. Проект Ирмана был поддержан Берг-коллегией.

15 декабря 1770 г. коллежский ассесор канцелярии глав­ ного заводов правления Башмаков при посещении конторы Юговских заводов обратил внимание на «великое множество приготовленного в стопах леса», сложенного около Рыжевского рудника. Этот лес не упоминался ни в одном документе. Б ответ местный управляющий заявил, что на вырубленный лес не было ни «дозволения», ни «запрещения»3. Берг-кол- легия, которой было доложено о случившемся, потребовала тщательного разбора дела и составления «росписи» выруб­ ленного леса. Ревизия показала, что в районе Рыжевского рудника было незаконно вырублено 1997 деревьев4. Решение Берг-коллегии по этому делу было более, чем странным. Оно свелось к тому, что поскольку лет уже вырублен, его следует использовать. Впредь же подобные действия Юговским заво­ дам запрещались. Иными словами, виновники незаконной рубки леса остались ненаказанными.

Известны также факты, когда леса заготовлялось боль­ ше, чем требовалось. Избыток его, иногда до тысячи саже­ ней, осавался на лесосеках, много леса терялось при моле­ вом сплаве5.

При ознакомлении с архивными источниками бросается в глаза тот факт, что на казенных заводах было гораздо боль­ ше бесхозяйственности, чем на частных.' Это касается ! не только заготовки или транспортировки леса, хранения дре­

весного угля, по и других аспектов

промышленного

произ­

водства. В, 1786 г. И.

Ф. Герман (с 1801 г. начальник ураль­

ских

казенных

заводов) писал о Гороблагодатском

руднике,

что

древесный

уголь

хранился там

«без всякой покрышки

(вне

сараев. — Е. Я.),

на свободном

воздухе долгое время,

отчего он частию разрушается и дождями поврежден быть может»11. По словам автора, такой уголь рассыпается и распыляется, отчего «в плавке не так выгоден». Подобная

108


бесхозяйственность приводила к тому, что требовалось выру­ бать дополнительные площади леса, чтобы обеспечить за­

воды необходимым количеством топлива.

 

лесов

Не было должного порядка и

в отношен пн охраны

от населения. Известны многие

случаи

самовольной

рубки

деревьев па личные надобности.

Ущерб,

причиненный

лесам

браконьерами, был немалым. Так, например, в 1&57 г. в одиннадцати уездах Пермской губернии в результате само­ вольной вырубки было истреблено:

строевых деревьев

11341 штука,

дров

378 куб. саженей,

жердей

15312 штук,

кольев

228 штук,

березовой коры

340 пудов,

и прочий лесоматериал 7

 

При этом следует иметь в виду, что в официальную ве­ домость могли быть включены только зарегистрированные случаи браконьерства. В этом же документе сказано, что в 1857 г. произведено 11. следствии, связанных с самовольной рубкой леса8, то-есть в среднем одно следствие на уезд< Вряд ли можно сомневаться в том, что в действительности незаконное хищение леса было развито в более крупных мас­ штабах. Не помогали и довольно крупные штрафы: по 5 руб­ лей за «ореховое дерево» (кедр), от 1,5 до 5 рублей за сос-

чну, от 50 копеек до 1 рубля за березуп. Деньги в основном шли в пользу-казны, некоторая часть отчислялась надзира­

телям.

Хищнически истреблялся кедр. В урожайные годы сбор кедровых шишек приобретал вид массового промысла. .При этом для облегчения дела деревья безжалостно срубались. В. Н. Латкин во время поездки в бассейн Печоры в 1840— 1843 гг. писал, что «урожай орехов—•гибель для -кедровых лесов... Для этого промысла крестьяне отправляются часто с семействами и рубят вековые деревья; с иного снимают от 1000 до 1500 шишек. Во время урожая сколько таких деревь­

ев истребляется в одно лето, если вспомнить,

что для

пуда

орехов нужно

от 800 до 1000 шишек, п что

орехов

в

иной

год добывают

тысячи пуд» (В. Н. Латкин,

1853, ч.

I,

стр.

!4),

i Большой урон был нанесен липовым лесам, покрывавшим некогда значительные площади западного склона Среднего Урал^.-Липовый древесный уголь котировался ниже, чем уголь из хвойных древесных пород. В промышленных целях он использовался только там, где не было поблизости более

100


высококачественного леса. Зато для населения липа пред­ ставляла большую ценность. Из коры ее изготовляли рогожи и рогожные мешки (тару) |".

■В 30—40 гг XIX в. в Пермской губернии крестьяне еже­ годно вырубали до 80 тысяч лип. Со срубленных деревьев снимали кору, а все остальное оставалось на месте и сгни­ вало (Л. Теилоухов, 18.47, стр. 266). Дело дошло до того,

что жители с

трудом стали отыскивать липу в лесу (И. И.

Шульц, 1846,

стр. 281). Истребление липы привело к резко­

му

снижению

производства рогожи и рогожной тары. Тог­

да

население

переключилось па истребление осины и стало

в больших масштабах вырубать ее на те же цели, на какие прежде вырубалась липа. Чтобы сберечь остатки липы, а также осиновые леса, Шульц рекомендовал изготовление рогожи из стружки. Кроме того, он добивался максимального использования древесной массы срубленных деревьев.

Большие лесные массивы уничтожались пожарами, осо­ бенно в засушливые годы. Показательным в этом отношении был 1742 г., когда «дождя почти все лето не бывало, чрез что не токмо в болотах вода высохла, но и в прудах такое маловодье сделалось, что при заводах Уктусских, Сысертских и Алапаевских трех давно ковки железа нет»11. Только в ок­ рестностях Екатеринбурга с апреля по сентябрь 1742 г. было зарегистрировано 17 пожаров1*.

'.Крупные пожары имели место на лесосеках около Екате­ ринбурга и Каменского завода в' 1753 г., при этом сгорели дрова, заготовленные па угольное жжение. Из заготовленных

для Екетсринбурпского

завода 1998

саженей

сгорело

1815.

саженей 13, или более

90 процентов.

В районе „ Каменского

завода

пожаром

было уничтожено

302

сажёпн

дров14.

О крупных лесных пожарах на Урале отмечал И. И. Ле­

пехин во время пребывания в этом

крае в

1770—1771 гг.

Автор

писал, что

местами' «леса, почти

совсем

выгорают»

(И. И. Лепехин,

1780,

стр. 71). Много лесов

погибло

от по­

жаров в засушливом 1802 г., когда «огонь действовал в горя­ щих лесах с такою жестокостью, что самая земля выгорала; на некоторую глубину, особливо где случались торфовые ме­ ста» (Н. Попов, 1804, ч. 1, стр. 48).

Сохранились сведения о крупных лесных пожарах в. 1864 г. Только в одном Оеппском уезде Пермской губернии выгорело 428 тысяч десятин леса |5.

Канцелярией горных заводов и заводовладельцами пред­ принимались некоторые профилактические меры противопо­ жарного характера, но Они были мало действенным)). 4 де: кабря 1798 г., в канцелярии главного заводов правления был составлен рапорт о принятых мерах в отношении сбережений

НО