Файл: Байкова, В. М. Химия после уроков.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 96

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

6. Темы по углублению программного материала. Джон Дальтон и его учение об атомах. Μ. В. Ломоно­ сов — предшественник Д. Дальтона в развитии атомного учения. Происхождение названий некоторых химических

элементов. Индикаторы растительного происхождения. Электрохимический ряд напряжений металлов. История

открытия и применения некоторых солей (поваренной

соли, мирабилита, соды, селитры, квасцов). Первые азот­ ные удобрения. Открытие окиси и двуокиси углерода.

Гипс и мрамор в истории культуры. Первый металличе­

ский кальций. Возникновение алюминиевой промышлен­

ности в СССР. Первые разделения веществ на раститель­

ные, животные и минеральные. Накопление знаний об органических веществах. Строение молекулы бензола

(работы Кекуле). Кислоты в нашей пище.

Работа по изготовлению тематических коллекций

Проводится работа с открытками, почтовыми марка­ ми, иллюстрациями и репродукциями картин. Подгото­

вительная работа состоит в сборе материала, например,

портретов ученых-химиков, почтовых марок,

репродук­

ций картин, в которых отражены

моменты,

связанные

с химией. Можно прибегнуть к

фотоаппарату, заснять

коллекции марок, портретов и другой материал по исто­

рии химии. Затем на каждый экспонат заводят паспорт.

При этом используются книги об ученых, Большая Со­ ветская Энциклопедия, журнал «Филателия СССР»

и

другие издания. Школьники учатся работать с книгой

и

вести нужный поиск. Каждый экспонат хранят в от­

дельном конверте или папке.

Рассмотрим конкретный пример.

В папке, посвященной создателю теории химического

строения А. Μ. Бутлерову (1828—1886 гг.), собран мате­ риал, раскрывающий значение ученого в науке, его жиз­ ненные интересы, его талант педагога, нравственные сто­

роны личности, воспоминания о нем современников, фо­ тографии.

Воспоминания о А. Μ. Бутлерове

Известный писатель П. Д. Боборыкин, один из первых

слушателей А. Μ. Бутлерова, вспоминает: «В 1853 году,

в самом начале осеннего полугодия в полукруглую

77


аудиторию, где читалась химия, собрались студенты—

медики, естественники и камералисты Казанского универ­ ситета. Из кабинета вышел очень молодой профессор,

с легкой поступью и живыми манерами и заговорил таким

ясным, отчетливым языком, какого никто из нас, учени­

ков гимназии, никогда не слышал... Бутлеров уже тогда

владел и речью, и способностью к наглядному преподава­

нию в совершенстве. Для многих из нас он представлялся

чеми

-то совершенно выделявшимся из профессорской бра­

тии и по внешнему виду своему, и по манере держать себя,

по голосу, помимо уже чисто умственных качеств. Его появление в аудитории внесло с собой нечто оживляющее,

точно праздничное, чрезвычайно интересное само по

себе...»1.

А В. В. Марковников писал: «На камеральном отде­

лении юридического факультета я встретил между пре­ подавателями Бутлерова, и эта встреча решила мою

судьбу. Вместо юриста или техника, как я сначала пред­

полагал, я сделался химиком»12.

Чтобы понять нравственное влияние А. Μ. Бутлерова на окружающих, следует обратиться к высказыванию

Г. Г. Густавсона, который писал: «Во всех лучшие сторо­ ны человеческой натуры под влиянием Бутлерова разви­

вались, а худшие атрофировались. Все чувствовали, что

они служат одному общему делу и что это служение ув­

лекательно под руководством такого учителя, как Бутле­ ров»3.

Нравственные стороны личности А. Μ. Бутлерова (один из примеров)

В своем новогоднем поздравлении 14-летний Бутлеров

писал отцу: «Желаю и надеюсь быть утешителем роди­ теля моего и родственников, которые видят во мне всю

надежду и искренне меня любят. Кончив университет, на­ деюсь я служить моему отечеству верою и правдою и, если нужно, умереть за него и за все мне драгоценное

на поле битвы. Да, друг мой, неужели кто-либо из истин­

1 Л. Гумилевский. А. Μ. Бутлеров. «Молодая гвардия», Μ., 1952, стр. 65.

2Там же, стр. 67.

3Л. А. Цветков. Великий русский химик А. Μ. Бутлеров. Изд. АПН РСФСР, М.-Л., 1949, стр. 5.

78


ных сынов России не отважится броситься во все опасности за честь и славу любезного отечества

нашего...»12

Жизненные интересы А. Μ. Бутлерова

C юношеских лет А. Μ. Бутлеров был прирожденным

натуралистом. «...Он умел переносить природу в свой

дом. Он выкармливал белых мышей, черепах, вывезен­

ных из Оренбургского края, выводил бабочек, собира­ нию которых посвящал летние дни. Много лет хранив­

шаяся в Казанском университете коллекция бабочек,

собранная Бутлеровым в дни юности, удивляла всех тщательностью обработки. Он обладал необыкновенным

терпением при выполнении кропотливых работ. В первые годы пребывания в университете он посвящал много вре­

мени ботанике и зоологии, изучал природу в непосредст­

венной близости к ней»3.

В 1849 году по окончании Казанского университета он представил диссертацию «Дневные бабочки Волго-

Уральской фауны», за которую Совет университета при­

судил ему степень кандидата естественных наук. В более

зрелые годы ум и сердце Бутлерова занимали пчеловод­

ство, цветоводство, строительство, охота, лечение

больных. Интерес к пчеловодству не оставлял его всю жизнь, это увлечение сыграло значительную роль в раз­ витии русского пчеловодства.

Составление коллекций репродукций, фотографий, рисунков

Каждый экспонат хранится в специальной папке. На

одной из них надпись: Н. А. Ярошенко. 1878 г. «Кочегар».

В записи говорится, что картина находится в Третьяков­

ской галерее. К репродукции приложен текст, который

читается при демонстрации картины: «Когда мы бываем

на экскурсиях в котельной, мы видим труд совсем иной.

1 Л. Гумилевский. А. Μ. Бутлеров. «Молодая гвардия», Μ., 1952, стр. 215—216.

2Там же, стр. 13.

3Там же, стр. 15—16.

79


Художник Н. А. Ярошенко создал картину — памятник тяжелейшему труду кочегара. Обратите внимание: мрач­ ная котельная, освещенный заревом фабричной печи

стоит кочегар с суровым лицом, тяжело опустив натру­

женные руки. Коричнево-красный колорит картины,

взметнувшаяся на стену тень кочегара усиливают впе­

чатление, наводят на раздумья о тяжелом труде в прош­ лом».

Составление тематической викторины «Ученые-химики»

Вопросы викторины:

1.Назовите случай из истории мировой науки, когда

отец и сын были академиками в одно и то же время.

2.Назовите семью, где отец и сын были ака­ демиками, а дочь и младший сын — докторами химиче­ ских наук.

3.Какой ученый-химик выполнил свое первое ориги­

нальное исследование в возрасте 12 лет?

4.Какой ученый положил начало применению инди­

каторной бумаги?

5.Портрет какого великого ученого писали одновре­ менно два известных художника?

6.Какой русский ученый сделал значительный вклад

вхимию и ботанику?

7.Кто произвел первое химическое исследование хлорофилла?

8.Имя какого ученого носят весы для определения

удельного веса жидкости?

Ответы на вопросы викторины:

1. Академиками в одно и то же время были Арбузо­ вы: отец Александр Ерминингельдович и сын Борис Алек­ сандрович с 1953 до 1968 г. (в 1968 г. отец умер).

2. Семья Арбузовых: академики

А. Е. и Б. А. Ар­

бузовы,

доктора химических наук —сын Юрий Алексан­

дрович

и дочь Ирина Александровна.

3. Свое первое исследование в возрасте 12 лет сделал

Адольф

Байер, открыв двойную

соль — прозрачный

кристаллогидрат карбоната меди и натрия: CuCO3,

NagCO3 • ЗН2О.

80


4.В 1667 году Роберт Бойль, пропитав фильтроваль­

ную бумагу отварами различных растений, получил кис­ лотно-щелочной индикатор в виде лакмусовой бу­ мажки.

5.Портрет Д. И. Менделеева в мантии почетного доктора прав Эдинбургского университета писали два

художника: И. Е. Репин и Н. А. Ярошенко (в 1885 г.).

Портреты очень похожи хотя и есть некоторая раз­

ница. И. Е. Репин и Н. А. Ярошенко смотрели

на Д. И. Менделеева с разных мест и в их поле зрения попали разные предметы, которые окружали ученого: на

рисунке И. Е. Репина слева —• стол с книгами, а на порт­

рете Ярошенко видна спинка кресла, в котором сидит Д. И. Менделеев. Оба портрета находятся в Третьяков­

ской галерее. Н. А. Ярошенко свою работу подарил са­

мому П. Μ. Третьякову в 1893 г. портрет работы

И. Е. Репина в 1951 г. по завещанию внучки Д. И. Мен­ делеева был передан в Третьяковскую галерею.

6. К. К. Клаус в 1884 г. открыл рутений, работал по

исследованию платиновых металлов; он же известен как ботаник-систематик и ботаник-географ, исследователь растительности Заволжья и Прикаспийских степей.

7. Хлорофилл исследовал впервые Берцелиус

в1831 г.

8.Весы Мора, сконструированные им в 1848 г.

Составление словарика «Почему мы так говорим?» (Пример работы по изучению химических терминов и названий)

Ализарин (1,2-диоксиантрахинон-Сі4Н8О4) — краси­

тель, окрашивающий ткани в красный цвет; свое назва­ ние он получил от слова «ализари», что в странах

Востока обозначало название корня растения марены, из которого получали краситель.

Д. И. Менделеев в 1857 г. в журнале Министерства

народного просвещения писал: «Фениламин, который

получил Зинин в 1842 г. из нитробензола, называют

анилином, т. к. впервые он был получен при разложении

растительной краски индиго, которая по-испански назы­

вается «аниль».

«Бронза» — сплав меди с оловом, древнейший из всех

сплавов. Название связано с именем небольшого италь­

6

1445

81