ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 96
Скачиваний: 0
6. Темы по углублению программного материала. Джон Дальтон и его учение об атомах. Μ. В. Ломоно сов — предшественник Д. Дальтона в развитии атомного учения. Происхождение названий некоторых химических
элементов. Индикаторы растительного происхождения. Электрохимический ряд напряжений металлов. История
открытия и применения некоторых солей (поваренной
соли, мирабилита, соды, селитры, квасцов). Первые азот ные удобрения. Открытие окиси и двуокиси углерода.
Гипс и мрамор в истории культуры. Первый металличе
ский кальций. Возникновение алюминиевой промышлен
ности в СССР. Первые разделения веществ на раститель
ные, животные и минеральные. Накопление знаний об органических веществах. Строение молекулы бензола
(работы Кекуле). Кислоты в нашей пище.
Работа по изготовлению тематических коллекций
Проводится работа с открытками, почтовыми марка ми, иллюстрациями и репродукциями картин. Подгото
вительная работа состоит в сборе материала, например,
портретов ученых-химиков, почтовых марок, |
репродук |
|
ций картин, в которых отражены |
моменты, |
связанные |
с химией. Можно прибегнуть к |
фотоаппарату, заснять |
коллекции марок, портретов и другой материал по исто
рии химии. Затем на каждый экспонат заводят паспорт.
При этом используются книги об ученых, Большая Со ветская Энциклопедия, журнал «Филателия СССР»
и |
другие издания. Школьники учатся работать с книгой |
и |
вести нужный поиск. Каждый экспонат хранят в от |
дельном конверте или папке.
Рассмотрим конкретный пример.
В папке, посвященной создателю теории химического
строения А. Μ. Бутлерову (1828—1886 гг.), собран мате риал, раскрывающий значение ученого в науке, его жиз ненные интересы, его талант педагога, нравственные сто
роны личности, воспоминания о нем современников, фо тографии.
Воспоминания о А. Μ. Бутлерове
Известный писатель П. Д. Боборыкин, один из первых
слушателей А. Μ. Бутлерова, вспоминает: «В 1853 году,
в самом начале осеннего полугодия в полукруглую
77
аудиторию, где читалась химия, собрались студенты—
медики, естественники и камералисты Казанского универ ситета. Из кабинета вышел очень молодой профессор,
с легкой поступью и живыми манерами и заговорил таким
ясным, отчетливым языком, какого никто из нас, учени
ков гимназии, никогда не слышал... Бутлеров уже тогда
владел и речью, и способностью к наглядному преподава
нию в совершенстве. Для многих из нас он представлялся
чеми |
-то совершенно выделявшимся из профессорской бра |
тии и по внешнему виду своему, и по манере держать себя, |
по голосу, помимо уже чисто умственных качеств. Его появление в аудитории внесло с собой нечто оживляющее,
точно праздничное, чрезвычайно интересное само по
себе...»1.
А В. В. Марковников писал: «На камеральном отде
лении юридического факультета я встретил между пре подавателями Бутлерова, и эта встреча решила мою
судьбу. Вместо юриста или техника, как я сначала пред
полагал, я сделался химиком»12.
Чтобы понять нравственное влияние А. Μ. Бутлерова на окружающих, следует обратиться к высказыванию
Г. Г. Густавсона, который писал: «Во всех лучшие сторо ны человеческой натуры под влиянием Бутлерова разви
вались, а худшие атрофировались. Все чувствовали, что
они служат одному общему делу и что это служение ув
лекательно под руководством такого учителя, как Бутле ров»3.
Нравственные стороны личности А. Μ. Бутлерова (один из примеров)
В своем новогоднем поздравлении 14-летний Бутлеров
писал отцу: «Желаю и надеюсь быть утешителем роди теля моего и родственников, которые видят во мне всю
надежду и искренне меня любят. Кончив университет, на деюсь я служить моему отечеству верою и правдою и, если нужно, умереть за него и за все мне драгоценное
на поле битвы. Да, друг мой, неужели кто-либо из истин
1 Л. Гумилевский. А. Μ. Бутлеров. «Молодая гвардия», Μ., 1952, стр. 65.
2Там же, стр. 67.
3Л. А. Цветков. Великий русский химик А. Μ. Бутлеров. Изд. АПН РСФСР, М.-Л., 1949, стр. 5.
78
ных сынов России не отважится броситься во все опасности за честь и славу любезного отечества
нашего...»12
Жизненные интересы А. Μ. Бутлерова
C юношеских лет А. Μ. Бутлеров был прирожденным
натуралистом. «...Он умел переносить природу в свой
дом. Он выкармливал белых мышей, черепах, вывезен
ных из Оренбургского края, выводил бабочек, собира нию которых посвящал летние дни. Много лет хранив
шаяся в Казанском университете коллекция бабочек,
собранная Бутлеровым в дни юности, удивляла всех тщательностью обработки. Он обладал необыкновенным
терпением при выполнении кропотливых работ. В первые годы пребывания в университете он посвящал много вре
мени ботанике и зоологии, изучал природу в непосредст
венной близости к ней»3.
В 1849 году по окончании Казанского университета он представил диссертацию «Дневные бабочки Волго-
Уральской фауны», за которую Совет университета при
судил ему степень кандидата естественных наук. В более
зрелые годы ум и сердце Бутлерова занимали пчеловод
ство, цветоводство, строительство, охота, лечение
больных. Интерес к пчеловодству не оставлял его всю жизнь, это увлечение сыграло значительную роль в раз витии русского пчеловодства.
Составление коллекций репродукций, фотографий, рисунков
Каждый экспонат хранится в специальной папке. На
одной из них надпись: Н. А. Ярошенко. 1878 г. «Кочегар».
В записи говорится, что картина находится в Третьяков
ской галерее. К репродукции приложен текст, который
читается при демонстрации картины: «Когда мы бываем
на экскурсиях в котельной, мы видим труд совсем иной.
1 Л. Гумилевский. А. Μ. Бутлеров. «Молодая гвардия», Μ., 1952, стр. 215—216.
2Там же, стр. 13.
3Там же, стр. 15—16.
79
Художник Н. А. Ярошенко создал картину — памятник тяжелейшему труду кочегара. Обратите внимание: мрач ная котельная, освещенный заревом фабричной печи
стоит кочегар с суровым лицом, тяжело опустив натру
женные руки. Коричнево-красный колорит картины,
взметнувшаяся на стену тень кочегара усиливают впе
чатление, наводят на раздумья о тяжелом труде в прош лом».
Составление тематической викторины «Ученые-химики»
Вопросы викторины:
1.Назовите случай из истории мировой науки, когда
отец и сын были академиками в одно и то же время.
2.Назовите семью, где отец и сын были ака демиками, а дочь и младший сын — докторами химиче ских наук.
3.Какой ученый-химик выполнил свое первое ориги
нальное исследование в возрасте 12 лет?
4.Какой ученый положил начало применению инди
каторной бумаги?
5.Портрет какого великого ученого писали одновре менно два известных художника?
6.Какой русский ученый сделал значительный вклад
вхимию и ботанику?
7.Кто произвел первое химическое исследование хлорофилла?
8.Имя какого ученого носят весы для определения
удельного веса жидкости?
Ответы на вопросы викторины:
1. Академиками в одно и то же время были Арбузо вы: отец Александр Ерминингельдович и сын Борис Алек сандрович с 1953 до 1968 г. (в 1968 г. отец умер).
2. Семья Арбузовых: академики |
А. Е. и Б. А. Ар |
|
бузовы, |
доктора химических наук —сын Юрий Алексан |
|
дрович |
и дочь Ирина Александровна. |
|
3. Свое первое исследование в возрасте 12 лет сделал |
||
Адольф |
Байер, открыв двойную |
соль — прозрачный |
кристаллогидрат карбоната меди и натрия: CuCO3,
NagCO3 • ЗН2О.
80
4.В 1667 году Роберт Бойль, пропитав фильтроваль
ную бумагу отварами различных растений, получил кис лотно-щелочной индикатор в виде лакмусовой бу мажки.
5.Портрет Д. И. Менделеева в мантии почетного доктора прав Эдинбургского университета писали два
художника: И. Е. Репин и Н. А. Ярошенко (в 1885 г.).
Портреты очень похожи хотя и есть некоторая раз
ница. И. Е. Репин и Н. А. Ярошенко смотрели
на Д. И. Менделеева с разных мест и в их поле зрения попали разные предметы, которые окружали ученого: на
рисунке И. Е. Репина слева —• стол с книгами, а на порт
рете Ярошенко видна спинка кресла, в котором сидит Д. И. Менделеев. Оба портрета находятся в Третьяков
ской галерее. Н. А. Ярошенко свою работу подарил са
мому П. Μ. Третьякову в 1893 г. портрет работы
И. Е. Репина в 1951 г. по завещанию внучки Д. И. Мен делеева был передан в Третьяковскую галерею.
6. К. К. Клаус в 1884 г. открыл рутений, работал по
исследованию платиновых металлов; он же известен как ботаник-систематик и ботаник-географ, исследователь растительности Заволжья и Прикаспийских степей.
7. Хлорофилл исследовал впервые Берцелиус
в1831 г.
8.Весы Мора, сконструированные им в 1848 г.
Составление словарика «Почему мы так говорим?» (Пример работы по изучению химических терминов и названий)
Ализарин (1,2-диоксиантрахинон-Сі4Н8О4) — краси
тель, окрашивающий ткани в красный цвет; свое назва ние он получил от слова «ализари», что в странах
Востока обозначало название корня растения марены, из которого получали краситель.
Д. И. Менделеев в 1857 г. в журнале Министерства
народного просвещения писал: «Фениламин, который
получил Зинин в 1842 г. из нитробензола, называют
анилином, т. к. впервые он был получен при разложении
растительной краски индиго, которая по-испански назы
вается «аниль».
«Бронза» — сплав меди с оловом, древнейший из всех
сплавов. Название связано с именем небольшого италь
6 |
1445 |
81 |