ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 95
Скачиваний: 0
Задание для исследовательской работы во время экскурсии в природу. Определить нали
чие маннита в сыроежках и соке осины. Исследовать ин гибиторные свойства 2—3 растений по вашему выбору
и сделать описание. Установить наличие дубильных
веществ в коре ивы, ольхи-
Задание для минералогической экскур
сии. Определить присутствие в руде меди. Определить
фтор в плавиковом шпате. Описать минерал малахит,
указать его применение в народном хозяйстве.
Экскурсия за растениями-индикаторами
На внеклассных занятиях проводим практические за
нятия, на которых выявляем индикаторные свойства рас
тений, собранных ранее. Рассказываем об истории инди
каторов. Впервые в химический анализ индикаторы ввел
английский ученый Роберт Бойль (1627—1691 гг.). Он
заметил, что отвары цветов некоторых растений в раст
ворах кислот и щелочей приобретают неодинаковую
окраску. В 1667 г., пропитав фильтровальную бумагу
отварами тропического лишайника лакмуса и отваром
фиалок и васильков, Бойль тем самым положил начало
применению индикаторной бумаги («реактивные бумаж
ки»),
C развитием химии число кислотно-щелочных инди
каторов росло. Первые индикаторы были растительного происхождения, современные же индикаторы — в основ
ном продукты химического синтеза. Называем известные
учащимся индикаторы, полученные в результате химиче ского синтеза: фенолфталеин, введенный в науку в 1871 г.
немецким химиком А. Байером, и метилоранж, открытый
в 1877 г. Знакомим с гербарными листами растений-ин дикаторов, произрастающих в наших краях. Объясняем, как собирать растения, как обрабатывать их, как оформ
лять записи при сборе материала (фиксируются назва ние растения, время и место сбора, какая часть растения
используется для приготовления индикатора). Каждой группе учащихся дается задание.
Сбор растений-индикаторов |
мы организуем осенью, |
в начале занятий. Идем на |
экскурсию в лес, чтобы |
собрать необходимые растения: плоды крушины, черему хи, бузины, ягоды черники, черной смородины, венчики
88
цветов василька. Некоторые растения: листья декоратив ной фиолетовой капусты, корнеплоды столовой свеклы, венчики цветов красного георгина мы берем со школь ного учебно-опытного участка.
Вытяжки из растений готовятся на занятиях кружка. Работа эта взаимосвязана с разделом программы «Раст
воры». Кроме того, изучение естественных индикаторов помогает учащимся расширить и углубить знания по та
ким важным темам как «Основания», «Кислоты», «Соли».
Из собранного материала приготовляют вытяжки.
Для этого 50 г плодов измельчают, заливают 200 мл
воды, кипятят в течение 1—2 минут. Затем раствор ох лаждают и отфильтровывают. Полученный фильтрат разбавляют спиртом из расчета 2 объема фильтрата
и 1 объем спирта с целью предохранения его от порчи. Вытяжки из лепестков цветов готовят аналогично, толь
ко |
при указанных в таблицах соотношениях лепестков |
и |
воды. |
Из вытяжек готовим индикаторные бумажки — соот ветствующими растворами пропитываем полоски филь тровальной бумаги, высушиваем при комнатной темпера
туре и укладываем пачками в коробки.
Приготовленные растительные индикаторы испыты
ваем при действии на них 0,1 н. растворами кислот (соля
ной, уксусной) |
и 0,1 н. |
растворами оснований |
(едкого |
|
натра). |
индикаторов сведены |
в таблицу (см. |
||
Испытания |
||||
стр. 90). |
|
могут быть и |
иными, |
чем ука |
Весовые соотношения |
заны в таблице. Выбор растений этим не ограничивается.
Здесь для кружковцев широкое поле деятельности.
Если растительный материал спелый и сочный, то сок
следует отжать, мякоть промыть в небольшом количе стве воды (кипяченой или дистиллированной) и про
фильтровать. Фильтрат соединяют с отжатым соком,
кипятят не более 1—2 минут и выливают в чистую посу
ду для хранения.
План экскурсии и задания: 1. Поход в природу, сбор
растений-индикаторов (иметь при себе ботанизирки, нож
ницы, ножи, стеклянные банки с крышками, блокноты,
карандаши). 2. Обработка материала: приготовление
вытяжек из растительного материала; изготовление ин
дикаторных бумажек и испытание их растворами кислот
89
Испытания индикаторов
Весо вые со
|
отно |
Естественный |
Изменение |
Изменение |
|
Сырье для приготовления |
шения |
||||
цвет индика |
цвета |
цвета |
|||
индикаторов |
расхоі- |
||||
|
ного |
тора |
от кислоты |
от основания |
|
|
сырья |
|
|
|
|
|
и воды |
|
|
|
Плоды крушины
Плоды черемухи
Плоды бузины красной
Ягоды черники
Венчики цветов василька
Листья фиолето вой капусты
Корнеплоды сто ловой свеклы
Венчики цветов красного георгина
Плоды ежевики
Плоды вишни
Венчики цветов Иван-да-Марья
Венчики цветов лесной герани
1:4 фиолето вый
1:4 красно фиолето вый
1:4 красно-бу рый
1:4 светлофиолето вый
1:10 желтый
1:2 бледно-ро зовый
1:1 красный
1:10 краснобурый
1:2 темнофиолето вый
1:4 темно красный
1:10 фиолето вый
1:10 фиолето вый
красно фиолето вый
красный
не изменя ется
фиолето вый
розовый
розовый
яркокрасный
не изменя ется
красный
яркокрасный
розовый
сиреневый
ярко-зеле ный
зеленый
желтый
грязно-зе леный
желтозеленый
зеленый
желтый
желтый
зеленова то-синий
грязно-зе леный
желтый
зеленова то-желтый
и оснований; составление красочной таблицы «Растения-
индикаторы»; оформление гербария «Растения-индикато ры». 3. Каждая группа школьников (2—3 человека)
составляет отчет по следующему плану: а) какие части
каких растений собраны для приготовления раститель ных индикаторов (1—2 растения); б) как приготовить
90
вытяжку и испытать ее на индикаторные свойства; в) со ставление таблицы, указывающей изменение цвета инди
катора в различных средах.
Сырье для при |
Время суток |
Естественный |
Цвет в |
Цвет в |
готовления |
сбора |
цвет |
кислой среде |
щелочной |
индикатора |
|
индикатора |
|
среде |
г) к отчету приложить гербарные листы растений-ин
дикаторов и приготовленнуюЛИТЕРАТУРАлакмусовую: |
бумагу. ' |
|
||||||||
|
Ветчин кин А. |
Р. |
Растительный индикатор. «Химия в |
шко |
||||||
ле», 1959, № 4, стр. 61. |
|
|
применения |
лакмусовой |
бу |
|||||
|
Ефремов |
А. H. К 300-летию |
||||||||
мажки. «Химия в школе», 1968, № 3, стр. 82. |
|
|
|
|
|
|||||
|
Зданчук Г. А. Летняя исследовательская работа учащихся |
|||||||||
по химии. «Химия в школе», 1962, № 2, стр. 78. |
|
|
|
|
||||||
|
Козлов Л. С. |
Ознакомление учащихся с индикаторами. «Хи |
||||||||
мия в школе», 1967, № 4, стр. 95. |
химии. |
Учпедгиз, |
Μ., |
1954, |
||||||
стр. |
Kop ж ев |
П. П. |
Справочник по |
|||||||
118, 146. |
|
|
|
|
|
1963, стр. 247, |
905. |
|||
|
Краткая химическая энциклопедия. Т. 2, Μ., |
|||||||||
|
Семенов П. П. Индикаторы из |
местного растительного мате |
||||||||
риала. «Химия в школе», 1964, № 1, стр. 73. |
растительных |
объектов |
||||||||
|
C е н т е м о в В. |
В. |
Использование |
|||||||
в опытах по химии. «Химия в школе», 1967, № 3, стр. 68. |
|
|
||||||||
Μ., |
Xo даков |
Ю. В. Общая и неорганическая |
химия. Учпедгиз, |
|||||||
1959, стр. |
149. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Экскурсия по сбору растений-красителей |
|
|
|||||||
|
Вопрос о |
красителях — одна из |
интереснейших стра |
ниц истории химии. Она наполнена событиями, пока
зывающими путь развития процесса крашения. Доклады на кружке о природных красителях, о работах H. Н. Зи
нина, А. Байера, о возможностях получения красителей
в школьных условиях пробуждают интерес ребят к поис
ку и исследованию растений-красителей. Учащиеся еще
раз убеждаются, что природа таит в себе много возмож
ностей для ее более полного изучения.
91