Файл: Байкова, В. М. Химия после уроков.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 95

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание для исследовательской работы во время экскурсии в природу. Определить нали­

чие маннита в сыроежках и соке осины. Исследовать ин­ гибиторные свойства 2—3 растений по вашему выбору

и сделать описание. Установить наличие дубильных

веществ в коре ивы, ольхи-

Задание для минералогической экскур­

сии. Определить присутствие в руде меди. Определить

фтор в плавиковом шпате. Описать минерал малахит,

указать его применение в народном хозяйстве.

Экскурсия за растениями-индикаторами

На внеклассных занятиях проводим практические за­

нятия, на которых выявляем индикаторные свойства рас­

тений, собранных ранее. Рассказываем об истории инди­

каторов. Впервые в химический анализ индикаторы ввел

английский ученый Роберт Бойль (1627—1691 гг.). Он

заметил, что отвары цветов некоторых растений в раст­

ворах кислот и щелочей приобретают неодинаковую

окраску. В 1667 г., пропитав фильтровальную бумагу

отварами тропического лишайника лакмуса и отваром

фиалок и васильков, Бойль тем самым положил начало

применению индикаторной бумаги («реактивные бумаж­

ки»),

C развитием химии число кислотно-щелочных инди­

каторов росло. Первые индикаторы были растительного происхождения, современные же индикаторы — в основ­

ном продукты химического синтеза. Называем известные

учащимся индикаторы, полученные в результате химиче­ ского синтеза: фенолфталеин, введенный в науку в 1871 г.

немецким химиком А. Байером, и метилоранж, открытый

в 1877 г. Знакомим с гербарными листами растений-ин­ дикаторов, произрастающих в наших краях. Объясняем, как собирать растения, как обрабатывать их, как оформ­

лять записи при сборе материала (фиксируются назва­ ние растения, время и место сбора, какая часть растения

используется для приготовления индикатора). Каждой группе учащихся дается задание.

Сбор растений-индикаторов

мы организуем осенью,

в начале занятий. Идем на

экскурсию в лес, чтобы

собрать необходимые растения: плоды крушины, черему­ хи, бузины, ягоды черники, черной смородины, венчики

88


цветов василька. Некоторые растения: листья декоратив­ ной фиолетовой капусты, корнеплоды столовой свеклы, венчики цветов красного георгина мы берем со школь­ ного учебно-опытного участка.

Вытяжки из растений готовятся на занятиях кружка. Работа эта взаимосвязана с разделом программы «Раст­

воры». Кроме того, изучение естественных индикаторов помогает учащимся расширить и углубить знания по та­

ким важным темам как «Основания», «Кислоты», «Соли».

Из собранного материала приготовляют вытяжки.

Для этого 50 г плодов измельчают, заливают 200 мл

воды, кипятят в течение 1—2 минут. Затем раствор ох­ лаждают и отфильтровывают. Полученный фильтрат разбавляют спиртом из расчета 2 объема фильтрата

и 1 объем спирта с целью предохранения его от порчи. Вытяжки из лепестков цветов готовят аналогично, толь­

ко

при указанных в таблицах соотношениях лепестков

и

воды.

Из вытяжек готовим индикаторные бумажки — соот­ ветствующими растворами пропитываем полоски филь­ тровальной бумаги, высушиваем при комнатной темпера­

туре и укладываем пачками в коробки.

Приготовленные растительные индикаторы испыты­

ваем при действии на них 0,1 н. растворами кислот (соля­

ной, уксусной)

и 0,1 н.

растворами оснований

(едкого

натра).

индикаторов сведены

в таблицу (см.

Испытания

стр. 90).

 

могут быть и

иными,

чем ука­

Весовые соотношения

заны в таблице. Выбор растений этим не ограничивается.

Здесь для кружковцев широкое поле деятельности.

Если растительный материал спелый и сочный, то сок

следует отжать, мякоть промыть в небольшом количе­ стве воды (кипяченой или дистиллированной) и про­

фильтровать. Фильтрат соединяют с отжатым соком,

кипятят не более 1—2 минут и выливают в чистую посу­

ду для хранения.

План экскурсии и задания: 1. Поход в природу, сбор

растений-индикаторов (иметь при себе ботанизирки, нож­

ницы, ножи, стеклянные банки с крышками, блокноты,

карандаши). 2. Обработка материала: приготовление

вытяжек из растительного материала; изготовление ин­

дикаторных бумажек и испытание их растворами кислот

89



Испытания индикаторов

Весо­ вые со­

 

отно­

Естественный

Изменение

Изменение

Сырье для приготовления

шения

цвет индика­

цвета

цвета

индикаторов

расхоі-

 

ного

тора

от кислоты

от основания

 

сырья

 

 

 

 

и воды

 

 

 

Плоды крушины

Плоды черемухи

Плоды бузины красной

Ягоды черники

Венчики цветов василька

Листья фиолето­ вой капусты

Корнеплоды сто­ ловой свеклы

Венчики цветов красного георгина

Плоды ежевики

Плоды вишни

Венчики цветов Иван-да-Марья

Венчики цветов лесной герани

1:4 фиолето­ вый

1:4 красно­ фиолето­ вый

1:4 красно-бу­ рый

1:4 светлофиолето­ вый

1:10 желтый

1:2 бледно-ро­ зовый

1:1 красный

1:10 краснобурый

1:2 темнофиолето­ вый

1:4 темно­ красный

1:10 фиолето­ вый

1:10 фиолето­ вый

красно­ фиолето­ вый

красный

не изменя­ ется

фиолето­ вый

розовый

розовый

яркокрасный

не изменя­ ется

красный

яркокрасный

розовый

сиреневый

ярко-зеле­ ный

зеленый

желтый

грязно-зе­ леный

желтозеленый

зеленый

желтый

желтый

зеленова­ то-синий

грязно-зе­ леный

желтый

зеленова­ то-желтый

и оснований; составление красочной таблицы «Растения-

индикаторы»; оформление гербария «Растения-индикато­ ры». 3. Каждая группа школьников (2—3 человека)

составляет отчет по следующему плану: а) какие части

каких растений собраны для приготовления раститель­ ных индикаторов (1—2 растения); б) как приготовить

90


вытяжку и испытать ее на индикаторные свойства; в) со­ ставление таблицы, указывающей изменение цвета инди­

катора в различных средах.

Сырье для при­

Время суток

Естественный

Цвет в

Цвет в

готовления

сбора

цвет

кислой среде

щелочной

индикатора

 

индикатора

 

среде

г) к отчету приложить гербарные листы растений-ин­

дикаторов и приготовленнуюЛИТЕРАТУРАлакмусовую:

бумагу. '

 

 

Ветчин кин А.

Р.

Растительный индикатор. «Химия в

шко­

ле», 1959, № 4, стр. 61.

 

 

применения

лакмусовой

бу­

 

Ефремов

А. H. К 300-летию

мажки. «Химия в школе», 1968, № 3, стр. 82.

 

 

 

 

 

 

Зданчук Г. А. Летняя исследовательская работа учащихся

по химии. «Химия в школе», 1962, № 2, стр. 78.

 

 

 

 

 

Козлов Л. С.

Ознакомление учащихся с индикаторами. «Хи­

мия в школе», 1967, № 4, стр. 95.

химии.

Учпедгиз,

Μ.,

1954,

стр.

Kop ж ев

П. П.

Справочник по

118, 146.

 

 

 

 

 

1963, стр. 247,

905.

 

Краткая химическая энциклопедия. Т. 2, Μ.,

 

Семенов П. П. Индикаторы из

местного растительного мате­

риала. «Химия в школе», 1964, № 1, стр. 73.

растительных

объектов

 

C е н т е м о в В.

В.

Использование

в опытах по химии. «Химия в школе», 1967, № 3, стр. 68.

 

 

Μ.,

Xo даков

Ю. В. Общая и неорганическая

химия. Учпедгиз,

1959, стр.

149.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экскурсия по сбору растений-красителей

 

 

 

Вопрос о

красителях — одна из

интереснейших стра­

ниц истории химии. Она наполнена событиями, пока­

зывающими путь развития процесса крашения. Доклады на кружке о природных красителях, о работах H. Н. Зи­

нина, А. Байера, о возможностях получения красителей

в школьных условиях пробуждают интерес ребят к поис­

ку и исследованию растений-красителей. Учащиеся еще

раз убеждаются, что природа таит в себе много возмож­

ностей для ее более полного изучения.

91