ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 94
Скачиваний: 0
янского города Бриндизи, расположенного на берегу
Адриатического моря. Это торговый порт, который из
давна славился своими бронзовыми изделиями.
Водородный показатель, обозначаемый символом pH,
означает первые буквы от латинских слов pundus Hydro genium, т. е. вес водорода. Обозначение предложено дат
ским химиком Сёренсеном.
Глауберова соль Na2SO4∙ IOH2O иначе называется
«мирабилит» от (Sal mirabilis), что означает «чудесная
соль». Название дал Глаубер, испытавший на себе ее
лекарственное действие.
«Жавелевой водой» называется раствор хлора и ще лочи, который впервые был применен во Франции в го
роде Жавелле.
Химизм процесса заключается |
в следующем: |
2NaOH + Cl2 = 2NaCl + NaClO + H2O. |
NaClO — гипохло |
рит натрия — соль, растворимая в воде, сильный окисли
тель, применяется в качестве отбеливающего сред
ства.
Иод по-гречески означает «похожий на фиалку». На
звание дано Ж- Л. Гей-Люссаком за способность темных
кристаллов йода переходить в красивые фиолетовые пары.
Колба—химический сосуд из стекла, кварца назван по имени немецкого химика, профессора Марбургского и Лейпцигского университетов—Жермана Кольбе.
Майолика — керамика |
с цветным пористым череп |
||
ком, покрытая глазурью. |
Получила название |
по имени |
|
островаТолуолМайорка— , где она |
вырабатывалась в |
большом |
|
количестве. |
ароматический углеводород — получен в |
1841 г. французским химиком А. Сент-Клер Девиллем при
перегонке толуанского бальзама — жидкого ароматиче ского вещества, выделяющегося из надрезов коры южно
американского дерева (Toluifera balsamum), растущего в Колумбии и Венесуэле. Бальзам назван по имени Ко
лумбийского порта Толу.
Фарфор — слово происходит от арабского «фахфури»,
что означает «императорский». В XVIII веке в России наряду со словом «фарфор» употреблялось слово латин ского происхождения — «порцелин».
Фаянс — сорт глиняных изделий, получивших свое
название от итальянского города Фаэнца, где искусство
изготовления их было заимствовано с Востока.
82
Хром в переводе с греческого означает «краска».
Большинство его соединений имеет яркую окраску раз
ных цветов.
Фуксин — красный краситель, созданный в 1856 г.
профессором Натансоном, получил название за сходство по окраске с цветком фуксии.
Первый в истории химии высший жирный спирт был выделен из головы кашалота и поэтому получил назва ние цетилового (по-латыни «цетус» означает «кит»).
Хронология событий в области химии (Самое первое в истории химии)
Первая химическая |
книга на Руси |
была написана |
|
в 1629 г. в Москве на латинском языке. |
Полное заглавие |
||
ее: «Сборник химический, |
раскрывающий яснейшими |
||
словами из избранных |
и |
славнейших авторов начало, |
развитие и венец тайной герметической науки, собран
ный и изложенный таким образом, чтобы быть в высшей
степени полезным не только обладателям этого искус
ства, но и домогающимся, равно как и тем, кто владеет
зерцалом философии, расположенный без какого-либо
метода. Сочинение и старание Артура Дее — архиатра
великого императора всея России. Париж, у Николая де ла Вигна, 1631 г.»
• Первое учебное руководство по химии на русском
языке вышло в 1813 г. Полное название его: «Фердинан
да Гизе всеобщая химия для учащих и учащихся. C не
мецкой рукописи переведена Василием Комлишинским,
магистром и лектором физики при Харьковском универ
ситете. В Харькове в университетской типографии
1813 года».
•Самые древние латунные предметы, сделанные примерно в 1500 г. до новой эры, найдены при раскопках
вПалестине.
•Первое взрывчатое вещество, ставшее известным
людям, — черный порох, изобретенный в 1313 г. мона
хом Бертольдом Шварцем.
• Первые изделия из фарфора относятся к VII в. Это
изобретение китайцев. В 1415 г. в Нанкине была построе на знаменитая фарфоровая пагода в 9 этажей, высотой 80 м. Плитки у окон и дверей были цветные. На высту
83
пах висели фарфоровые колокольчики, звеневшие при
малейшем ветре. Пагоду разрушили в 1856 г.
•Первый фарфоровый завод в Европе был построен
вСаксонии, начало производства положил немецкий ал
химик Бетгер.
•Самой ранней маркой русского фарфора считают личную метку изобретателя русского фарфора Д. И. Ви
ноградова (1720—1758 гг.). Подглазурная кобальтовая
марка: латинская буква W и рядом с ней год изготовле
ния. Фарфор с такой маркой очень редок: в СССР с этой
маркой известно всего 9 вещей.
•Первый в мире нефтеперерабатывающий завод был построен в 1745 г. в России на реке Ухте.
•Первое органическое соединение мышьяка, изве
стное под названием «какодил» [(CH3)2As]2O, получено
в 1760 г.
•Первый в мире крахмало-паточный завод был по строен в 1812 г. в Ярославской губернии Д. И. Устино вым.
•Впервые платина была доставлена в Европу из
Колумбии, ее название в переводе с испанского на рус
ский язык означает «серебришко», то есть плохое сереб
ро.
•Первые рецепты охладительных смесей, сохранив
шиеся до наших дней, принадлежат русскому физико
химику Товию Егоровичу Ловицу.
•Первый русский изумруд нашел среди лесной чащи
крестьянин Максим Кожевников в 1831 г., в 60 верстах
от Екатеринбурга (г. Свердловск), недалеко от речки
Токовой.
•Полиэтилен был впервые синтезирован в 1884 г.
русским химиком Г. Г. Густавсоном путем полимериза ции газообразного этилена в присутствии бромистого
алюминия.
• Первый русский препарат радия был продемонст
рирован в 1922 г. В. Г. Хлопиным на 3-м Менделеевском
съезде.
•Первая тяжелая вода в Советском Союзе получена
в1934 г. в Институте физической химии.
•Искусственные ядра радиоактивного фосфора
впервые получили Фридерик-Жолио и Ирэн Кюри в 1934 г.
84
Стенная газета
Стенная газета должна привлекать к себе внимание
учащихся, возбуждать интерес к химии, расширять хими ческий кругозор. Газета оказывает большую пользу тем,
кто ее читает, и особенно тем, кто ее выпускает: подби
рая материал, школьники знакомятся со множеством
книг, журналов, сборников.
В выпуске газеты должны участвовать все члены
кружка, в течение года каждая группа из 3—4 человек
выпустит газету 1—2 раза.
Чтобы газета была интересной и ее читали, надо раз
нообразить содержание. Рекомендуются следующие
рубрики: Новое в химии. События и факты из истории
химии. Некоторые яркие эпизоды из жизни ученых, на пример: «Победа над рудничным газом» (о Г. Дэви), ра
боты С. В. Лебедева по получению синтетического
каучука, работы H. Н. Зинина по превращению нитробен зола в анилин. Рассказ о деятельности кружка (фото
графии из жизни кружка, работа над докладами, уча стие в олимпиадах, постановка опытов, изготовление наглядных пособий). Задачи, ребусы, викторины, сочине ния, рассказы-задачи, конструирование и пр. Календарь
юбилейных и памятных дат по химии. Знаете ливы, что..? Химики шутят. Что читать по химии?
Газету следует оформлять красочно, с выдумкой,
текст писать четко или лучше печатать на машинке. Фор
ма газеты произвольная.
Заглавия могут быть разные. Если газета тематиче
ская, то название соответствует содержанию, например:
«Галогены», «Oxygenium» и др.
ЭКСКУРСИИ ПО ХИМИИ В ПРИРОДУ
Экскурсии по химии в природу позволяют узнать, как
человек использовал те или иные вещества на протяже нии истории общества. Роль этих экскурсий в познава
тельном и эстетическом отношениях значительна: школь
ники проводят самостоятельные исследования непосред
ственно в природе, общаются с прекрасным, выявляют
его химическую сущность; мысли и чувства, которые
возникают в момент исследования, эксперимента, делают
знания более глубокими, более прочными. Пробуждается познавательный интерес, пытливость, раскрывается вол нующая сущность науки.
К. Д. Ушинский писал: «Я вынес из впечатлений моей
жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт
имеет такое огромное влияние на развитие молодой ду
ши, с которым трудно соперничать влиянию педагога»1.
Подготовка к экскурсии по химии в природу делится
на четыре этапа.
1. Подготовка учителя к экскурсии. Изучение необ ходимой литературы; выбор маршрута, содержащего
в себе возможно большее количество интересных объек
тов; осмотр мест, наиболее пригодных для экскурсии;
составление плана экскурсии; подготовка необходимого
оборудования (походная химическая лаборатория, про
бирки, банки, лупы, ножи, карандаши, бумага, ботани зирки). Очень хорошо брать на экскурсию фотоаппарат
исделать документальные фотографии.
2.Подготовка учащихся. Учитель проводит беседу
со школьниками, отправляющимися на экскурсию в при
1K. Д. Ушинский. Избр. пед. соч. T. I, Μ., Учпедгиз, 1953.
стр. 287.
86
роду, объясняет цели и задачи экскурсии, знакомит с маршрутом, рассказывает, как вести наблюдения, как собирать и исследовать материал, говорит, что нужно
взять с собой из оборудования. Каждый учащийся полу
чает конкретное задание, проверяет наличие необходи мого снаряжения. Поскольку основным методом, приме
няемым на экскурсии, является наблюдение, задание
должно быть составлено таким образом, чтобы вызывать активную деятельность учащихся во время наблюде ний-это одно из условий эффективности экскурсии.
3.Проведение самой экскурсии.
4.Обработка собранного материала (составление отчета по конкретному заданию).
Нам кажется, что вопросы и задания для самостоя
тельной работы лучше давать на специальных карточ
ках. Имея их, школьник четко и ясно представляет, что
ему надо делать на экскурсии. Это его дисциплинирует,
ивремя экскурсии проходит продуктивно. В качестве
примера приводим образцы карточек к разным экскур
сиям.
Задание — сбор растений-индикаторов.
Собрать плоды черемухи и венчики цветов лесной герани.
Приготовить вытяжки из растительного материала и сде
лать индикаторные бумажки. Загербаризировать назван
ные растения, к отчету приложить выполненные ра
боты.
Задание — сбор растений-красителей.
Собрать кору ивы, обработать материал, получить кра сильный раствор, окрасить хлопчатобумажную и шер стяную ткани. Собрать толокнянку и шиповник и приго
товить гербарные листы. Гербарий и окрашенную ткань приложить к отчету.
Задание — сбор душистых растений. Со брать цветы ландыша и получить эфирное масло. Засу шить растение, приложить к отчету гербарный лист и пробирочку с эфирным маслом.
Задание — сбор растений-рудознатцев.
Найти растения, указывающие на повышенное содержа
ние в почве меди Сделать подробное описание (место произрастания, окраска цветов, рисунок растения и т. д.).
Найти 2—3 растения, высказать предположение о содер жании в почве некоторых полезных ископаемых. Резуль
таты работы приложить к отчету.
87