Файл: Байкова, В. М. Химия после уроков.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 94

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

янского города Бриндизи, расположенного на берегу

Адриатического моря. Это торговый порт, который из­

давна славился своими бронзовыми изделиями.

Водородный показатель, обозначаемый символом pH,

означает первые буквы от латинских слов pundus Hydro­ genium, т. е. вес водорода. Обозначение предложено дат­

ским химиком Сёренсеном.

Глауберова соль Na2SO4∙ IOH2O иначе называется

«мирабилит» от (Sal mirabilis), что означает «чудесная

соль». Название дал Глаубер, испытавший на себе ее

лекарственное действие.

«Жавелевой водой» называется раствор хлора и ще­ лочи, который впервые был применен во Франции в го­

роде Жавелле.

Химизм процесса заключается

в следующем:

2NaOH + Cl2 = 2NaCl + NaClO + H2O.

NaClO — гипохло­

рит натрия — соль, растворимая в воде, сильный окисли­

тель, применяется в качестве отбеливающего сред­

ства.

Иод по-гречески означает «похожий на фиалку». На­

звание дано Ж- Л. Гей-Люссаком за способность темных

кристаллов йода переходить в красивые фиолетовые пары.

Колба—химический сосуд из стекла, кварца назван по имени немецкого химика, профессора Марбургского и Лейпцигского университетов—Жермана Кольбе.

Майолика — керамика

с цветным пористым череп­

ком, покрытая глазурью.

Получила название

по имени

островаТолуолМайорка, где она

вырабатывалась в

большом

количестве.

ароматический углеводород — получен в

1841 г. французским химиком А. Сент-Клер Девиллем при

перегонке толуанского бальзама — жидкого ароматиче­ ского вещества, выделяющегося из надрезов коры южно­

американского дерева (Toluifera balsamum), растущего в Колумбии и Венесуэле. Бальзам назван по имени Ко­

лумбийского порта Толу.

Фарфор — слово происходит от арабского «фахфури»,

что означает «императорский». В XVIII веке в России наряду со словом «фарфор» употреблялось слово латин­ ского происхождения — «порцелин».

Фаянс — сорт глиняных изделий, получивших свое

название от итальянского города Фаэнца, где искусство

изготовления их было заимствовано с Востока.

82


Хром в переводе с греческого означает «краска».

Большинство его соединений имеет яркую окраску раз­

ных цветов.

Фуксин — красный краситель, созданный в 1856 г.

профессором Натансоном, получил название за сходство по окраске с цветком фуксии.

Первый в истории химии высший жирный спирт был выделен из головы кашалота и поэтому получил назва­ ние цетилового (по-латыни «цетус» означает «кит»).

Хронология событий в области химии (Самое первое в истории химии)

Первая химическая

книга на Руси

была написана

в 1629 г. в Москве на латинском языке.

Полное заглавие

ее: «Сборник химический,

раскрывающий яснейшими

словами из избранных

и

славнейших авторов начало,

развитие и венец тайной герметической науки, собран­

ный и изложенный таким образом, чтобы быть в высшей

степени полезным не только обладателям этого искус­

ства, но и домогающимся, равно как и тем, кто владеет

зерцалом философии, расположенный без какого-либо

метода. Сочинение и старание Артура Дее — архиатра

великого императора всея России. Париж, у Николая де ла Вигна, 1631 г.»

• Первое учебное руководство по химии на русском

языке вышло в 1813 г. Полное название его: «Фердинан­

да Гизе всеобщая химия для учащих и учащихся. C не­

мецкой рукописи переведена Василием Комлишинским,

магистром и лектором физики при Харьковском универ­

ситете. В Харькове в университетской типографии

1813 года».

Самые древние латунные предметы, сделанные примерно в 1500 г. до новой эры, найдены при раскопках

вПалестине.

Первое взрывчатое вещество, ставшее известным

людям, — черный порох, изобретенный в 1313 г. мона­

хом Бертольдом Шварцем.

• Первые изделия из фарфора относятся к VII в. Это

изобретение китайцев. В 1415 г. в Нанкине была построе­ на знаменитая фарфоровая пагода в 9 этажей, высотой 80 м. Плитки у окон и дверей были цветные. На высту­

83


пах висели фарфоровые колокольчики, звеневшие при

малейшем ветре. Пагоду разрушили в 1856 г.

Первый фарфоровый завод в Европе был построен

вСаксонии, начало производства положил немецкий ал­

химик Бетгер.

Самой ранней маркой русского фарфора считают личную метку изобретателя русского фарфора Д. И. Ви­

ноградова (1720—1758 гг.). Подглазурная кобальтовая

марка: латинская буква W и рядом с ней год изготовле­

ния. Фарфор с такой маркой очень редок: в СССР с этой

маркой известно всего 9 вещей.

Первый в мире нефтеперерабатывающий завод был построен в 1745 г. в России на реке Ухте.

Первое органическое соединение мышьяка, изве­

стное под названием «какодил» [(CH3)2As]2O, получено

в 1760 г.

Первый в мире крахмало-паточный завод был по­ строен в 1812 г. в Ярославской губернии Д. И. Устино­ вым.

Впервые платина была доставлена в Европу из

Колумбии, ее название в переводе с испанского на рус­

ский язык означает «серебришко», то есть плохое сереб­

ро.

Первые рецепты охладительных смесей, сохранив­

шиеся до наших дней, принадлежат русскому физико­

химику Товию Егоровичу Ловицу.

Первый русский изумруд нашел среди лесной чащи

крестьянин Максим Кожевников в 1831 г., в 60 верстах

от Екатеринбурга (г. Свердловск), недалеко от речки

Токовой.

Полиэтилен был впервые синтезирован в 1884 г.

русским химиком Г. Г. Густавсоном путем полимериза­ ции газообразного этилена в присутствии бромистого

алюминия.

• Первый русский препарат радия был продемонст­

рирован в 1922 г. В. Г. Хлопиным на 3-м Менделеевском

съезде.

Первая тяжелая вода в Советском Союзе получена

в1934 г. в Институте физической химии.

Искусственные ядра радиоактивного фосфора

впервые получили Фридерик-Жолио и Ирэн Кюри в 1934 г.

84


Стенная газета

Стенная газета должна привлекать к себе внимание

учащихся, возбуждать интерес к химии, расширять хими­ ческий кругозор. Газета оказывает большую пользу тем,

кто ее читает, и особенно тем, кто ее выпускает: подби­

рая материал, школьники знакомятся со множеством

книг, журналов, сборников.

В выпуске газеты должны участвовать все члены

кружка, в течение года каждая группа из 3—4 человек

выпустит газету 1—2 раза.

Чтобы газета была интересной и ее читали, надо раз­

нообразить содержание. Рекомендуются следующие

рубрики: Новое в химии. События и факты из истории

химии. Некоторые яркие эпизоды из жизни ученых, на­ пример: «Победа над рудничным газом» (о Г. Дэви), ра­

боты С. В. Лебедева по получению синтетического

каучука, работы H. Н. Зинина по превращению нитробен­ зола в анилин. Рассказ о деятельности кружка (фото­

графии из жизни кружка, работа над докладами, уча­ стие в олимпиадах, постановка опытов, изготовление наглядных пособий). Задачи, ребусы, викторины, сочине­ ния, рассказы-задачи, конструирование и пр. Календарь

юбилейных и памятных дат по химии. Знаете ливы, что..? Химики шутят. Что читать по химии?

Газету следует оформлять красочно, с выдумкой,

текст писать четко или лучше печатать на машинке. Фор­

ма газеты произвольная.

Заглавия могут быть разные. Если газета тематиче­

ская, то название соответствует содержанию, например:

«Галогены», «Oxygenium» и др.

ЭКСКУРСИИ ПО ХИМИИ В ПРИРОДУ

Экскурсии по химии в природу позволяют узнать, как

человек использовал те или иные вещества на протяже­ нии истории общества. Роль этих экскурсий в познава­

тельном и эстетическом отношениях значительна: школь­

ники проводят самостоятельные исследования непосред­

ственно в природе, общаются с прекрасным, выявляют

его химическую сущность; мысли и чувства, которые

возникают в момент исследования, эксперимента, делают

знания более глубокими, более прочными. Пробуждается познавательный интерес, пытливость, раскрывается вол­ нующая сущность науки.

К. Д. Ушинский писал: «Я вынес из впечатлений моей

жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт

имеет такое огромное влияние на развитие молодой ду­

ши, с которым трудно соперничать влиянию педагога»1.

Подготовка к экскурсии по химии в природу делится

на четыре этапа.

1. Подготовка учителя к экскурсии. Изучение необ­ ходимой литературы; выбор маршрута, содержащего

в себе возможно большее количество интересных объек­

тов; осмотр мест, наиболее пригодных для экскурсии;

составление плана экскурсии; подготовка необходимого

оборудования (походная химическая лаборатория, про­

бирки, банки, лупы, ножи, карандаши, бумага, ботани­ зирки). Очень хорошо брать на экскурсию фотоаппарат

исделать документальные фотографии.

2.Подготовка учащихся. Учитель проводит беседу

со школьниками, отправляющимися на экскурсию в при­

1K. Д. Ушинский. Избр. пед. соч. T. I, Μ., Учпедгиз, 1953.

стр. 287.

86


роду, объясняет цели и задачи экскурсии, знакомит с маршрутом, рассказывает, как вести наблюдения, как собирать и исследовать материал, говорит, что нужно

взять с собой из оборудования. Каждый учащийся полу­

чает конкретное задание, проверяет наличие необходи­ мого снаряжения. Поскольку основным методом, приме­

няемым на экскурсии, является наблюдение, задание

должно быть составлено таким образом, чтобы вызывать активную деятельность учащихся во время наблюде­ ний-это одно из условий эффективности экскурсии.

3.Проведение самой экскурсии.

4.Обработка собранного материала (составление отчета по конкретному заданию).

Нам кажется, что вопросы и задания для самостоя­

тельной работы лучше давать на специальных карточ­

ках. Имея их, школьник четко и ясно представляет, что

ему надо делать на экскурсии. Это его дисциплинирует,

ивремя экскурсии проходит продуктивно. В качестве

примера приводим образцы карточек к разным экскур­

сиям.

Задание — сбор растений-индикаторов.

Собрать плоды черемухи и венчики цветов лесной герани.

Приготовить вытяжки из растительного материала и сде­

лать индикаторные бумажки. Загербаризировать назван­

ные растения, к отчету приложить выполненные ра­

боты.

Задание — сбор растений-красителей.

Собрать кору ивы, обработать материал, получить кра­ сильный раствор, окрасить хлопчатобумажную и шер­ стяную ткани. Собрать толокнянку и шиповник и приго­

товить гербарные листы. Гербарий и окрашенную ткань приложить к отчету.

Задание — сбор душистых растений. Со­ брать цветы ландыша и получить эфирное масло. Засу­ шить растение, приложить к отчету гербарный лист и пробирочку с эфирным маслом.

Задание — сбор растений-рудознатцев.

Найти растения, указывающие на повышенное содержа­

ние в почве меди Сделать подробное описание (место произрастания, окраска цветов, рисунок растения и т. д.).

Найти 2—3 растения, высказать предположение о содер­ жании в почве некоторых полезных ископаемых. Резуль­

таты работы приложить к отчету.

87