Файл: Байкова, В. М. Химия после уроков.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 97

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Перед тем как отправиться на экскурсию за растения­ ми-красителями, мы знакомим учеников с красителями

растительного и животного происхождения. Включение

вбеседу исторического материала, показывающего ис­

пользование красящих веществ в прошлые времена, по­

могает учащимся оценить сложность пути, который про­

шла химическая наука. Объясняя, как человек сначала

использовал природные вещества без существенной пере­

работки, а затем научился получать их промышленным

способом, то есть рассматривая вопрос в историческом

аспекте, руководитель кружка способствует превраще­ нию знаний учащихся из набора разрозненных сведений

вцелостную систему.

Школьникам сообщается, что искусство крашения,

в котором пальма первенства принадлежала народам Востока, было известно и народам Средиземноморского

бассейна. Кроме нескольких минеральных красителей историк Плиний упоминает охру, ярь-медянку, сподию,

знали индиго, марену, пурпур. В качестве закрепителей красок на материи применяли квасцы, железный купорос

и другие вяжущие вещества. Первых исследователей красящих веществ привлекали глубокие синие и красные

тона цветов (обусловленные содержанием в них антоциа­

нов), желтые и оранжевые оттенки лепестков (благо­ даря содержанию в них каратинойдов), и поэтому пер­ вые красители искали среди растений.

«Король красителей» — индиго (Ci6HioO2N2), синий краситель, известен с древнейших времен. Его добывали

в Индии из листьев и стеблей растения вайды. Сок этого

растения бесцветен, но под действием кислорода воздуха

из него постепенно выпадает синий краситель. В 1800 г.

Наполеон объявил премию в 1 миллион франков тому,

кто откроет способ искусственного получения индиго,

но синтез удался лишь через столетие немецкому уче­

ному Адольфу Байеру. В 1897 г. на рынке появилось ис­

кусственное индиго, а к 1910 г. оно уже удовлетворяло 85% мировой потребности в этом красителе.

Из корней марены красильной получали краситель ализарин. Цвет окрашенной им ткани зависел от протра­ вы: с солями алюминия и солью кальция он дает красный

цвет, с солями железа — черный, с солями хрома — жел­

тый. Марену разводили во всей южной Европе и в Малой Азии. В 1869 г. немецкие химики К. Гребе и К. Либерман

92


в лаборатории А. Байера синтезировали ализарин. Про­ мышленность сразу же приступила к его изготовлению.

Природный продукт уже не мог конкурировать с искус­

ственным ализарином, и марену перестали разводить.

Из корня растения куркумы получали желтую крас­

ку. Сандалом окрашивали шерсть в красный цвет. Темно­

красный краситель кармин делали из высушенных насе­

комых— кошинели.

Из 500

а

 

насекомых

получали

12—15

г

кармина.

античных

красок

 

 

Но

более всех

славился

пурпур.

 

 

 

г

 

Вырабатывали его

только из улиток, обитающих в Сре­

диземном море (для получения 1

 

пурпура перерабаты­

валось 8000 улиток). Своеобразие его в том, что на свету он становится сначала лимонным, потом зеленовато-жел­

тым, затем лиловым и, наконец, под действием света по­

степенно приобретает красивый красный цвет. Пурпур

ценился дороже золота. В Древнем Риме плебея, осме­

лившегося надеть платье, окрашенное в пурпурный цвет,

за дерзость казнили. Как знак особого отличия и уваже­ ния знаменитому оратору Цицерону было разрешено ок­

расить тогу в пурпуре дважды.

Крашение ткани издавна было известно и на Руси.

Красные, желтые, зеленые, коричневые, синие и черные

краски широко применялись для окраски одежды. Кра­ сители использовались исключительно растительного происхождения. Около тридцати естественных красите­

лей применялись на протяжении веков — ничтожно мало по сравнению с тысячами марок известных сейчас синте­

тических красителей.

Подготовка к экскурсии. Исторические сведения

о природных красителях и крашении (сообщения готовят школьники). Растения-красители нашего края (знаком­ ство с гербарными образцами и красочно оформленной таблицей). Рассказ учителя о том, как собирать растения.

Сообщения членов кружка, имеющих соответствующий опыт о том, как приготовлять отвары и красить в них ткани.

План экскурсии и задания. Сбор растений-красите­

лей для гербаризации (1—2 растения). Сбор частей рас­ тений, содержащих красящее вещество. Обработка мате­ риала: кипячение частей растения с водой; упаривание

полученного раствора красителя; окрашивание ткани

при кипячении раствора; составление каждой группой

93


школьников (2—3 человека) отчетов по следующему плану: какие растения собраны; как приготовляли отвар;

как протекал процесс крашения; заполнение таблицы по

образцу:

Название

В какой части содержится

Цвет

Примечание

растения

красящее вещество

краски

Стенд «Растения-красители»

Название расте­

Часть растения,

 

 

ния, его рисунок,

в которой содер­

Краска

Примечание

фотография, гер-

жится красящее

барный образец

вещество

 

 

Барбарис

Береза

Волчье лыко

Воронец

Девясил

Дрок кра­ сильный

Дуб

Живокость

Зверобой

Змеиный го­ рец

Ива

Картофель

Конопля

Кофе

Крапива

двудомная

кора, пло­ ды, корни

листья

кора

корни, яго­ ды

корни

листья, стебли

кора

цветы

цветы, стеб­ ли

корень

кора, листья

листья,, стеб­ ли

листья

зерна

листья. стебли

лимонно­

желтая

 

 

желто-ко­

листья

нача­

ричневая

брать в

 

ле лета

 

зеленая

 

 

черная

 

 

синяя

корни

вы­

 

мачивают

в

 

нашатырном

 

спирте '

 

желтая

 

 

желтая,

цвет

зависит

черная

от протравы

синяя

 

 

красная, зе­

горячий

настой

леная, жел­

подкисляют

тая, розовая

 

 

красная

 

 

желтая

 

 

зеленая

 

 

зеленая

 

 

зеленая

добавляют соду

зеленая

и квасцы

 

протрава — соли

 

хрома,

железа,

 

алюминия

 

94


 

 

 

Продолжение

Название расте­

Часть растения,

 

 

 

 

ния, его рисунок,

в которой содер­

Краска

Примечание

фотография, гер­

жится красящее

барный образец

вещество

 

 

 

 

Кровохлебка

цветы

серая

 

 

 

Крушина

ягоды,

зелено­

протрава —

 

листья, кора

желтая

поташ, квасцы

Лук

шелуха

желто-ко­

от железного

 

 

ричневая

купороса

цвет

Манжетка

корни, стеб­

 

оливково-зеленый

серо-зеле­

протрава —

Можжевель­

ли, листья

ная

квасцы

 

шишки ягодо­

зелено-ко­

 

 

 

ник

образные

ричневая

 

 

 

Ольха

кора, листья

песочно­

 

 

 

 

 

красная, тем­

 

 

 

 

 

но-коричне­

 

 

 

Оскорь

почки

вая, желтая

 

 

 

желтая

 

 

 

Подмарен­

корни, цве­

ярко-крас­

протрава —

ник

ты

ная

соли

хрома, же­

Птичья гре-

 

 

леза,

свинца

корни

синяя

соли хрома

чишка

корни

зелено­

 

 

 

Ревень

 

 

 

 

листья

желтая

 

 

 

Толокнянка

серая

 

 

 

Трилистник

листья

зеленая

 

 

 

Черника,

ягоды

фиолетовая

среда

кислая

ежевика

 

 

(добавить квас­

Чистотел

листья,

оранжевая

цов)

 

 

среда кислая

Шиповник

стебли

оранжевая

 

 

 

плоды

протрава — со­

Щавель кон­

корни

желтая,

ский

 

черная

ли железа,

вин­

Ясень

кора

синяя

ный камень

 

 

 

Засушить или нарисовать растение-краситель. Окра­

сить ткань (лоскуток прилагается к отчету).

На основании собранного материала составляется

стенд-таблица (в красках, с рисунками) «Растения-кра­ сители».

95


ЛИТЕРАТУРА:

Гостев Μ. Μ. Химический кружок в школе. АПН РСФСР,

Μ., 1958, стр. 271.

Егоркин В. Ф., Кирюшкин Д. Μ., Полосин В. C.. Внеклассные практические занятия по химии. «Просвещение», Μ.,

1965, стр. 255.

Мусабеков Ю. С. Что вы знаете и чего не знаете о красите­ лях. «Химия и жизнь», 1968, № 12, стр. 41, 44.

Сбор душистых растений

Среди диких и культурных растений много таких, из

которых можно извлечь эфирные масла — сырье для парфюмерной и пищевой промышленности. Эфирные мас­

ла— это сложная смесь химических веществ,

получае­

мая из растений, обладающих различными

запахами.

В составе эфирных масел найдены вещества из многих

классов органических соединений. Компоненты, входя­

щие в состав эфирных масел, под действием кислорода

воздуха быстро окисляются и теряют летучесть — проис­

ходит их осмоление. Отрицательное влияние на них ока­ зывают также свет и влага. Масла, содержащие альде­ гиды, под воздействием света темнеют, и образуются но­

вые высококипящие вещества. Отсюда следует, что сырье

лучше заготовлять в утренние и вечерние часы, когда не

жарко. Растения не следует собирать в дождь'—при этом

снижается выход эфирных масел.

Экскурсию за сбором душистых растений рекоменду­ ется проводить в утренние часы при сухой погоде. Неза­ долго до этого увлекательного похода мы вывешиваем в химическом кабинете список растений, рисунки, фото­

графии цветов, деревьев и плодов, которые можно ис­

пользовать для получения пахучих масел.

Каждый учащийся выбирает для себя определенное

растение, чтобы потом на занятиях химического кружка

получить из него путем отгонки с парами воды эфирное

масло. Заготовленное сырье перерабатывают сразу, ра­

боту не откладывают на следующий день.

Учитель делает экскурс в историю получения души­

стых веществ. Среди диковинных заморских товаров, ко­

торые привозили купцы из своих далеких путешествий, едва ли не самыми ценными были различные благовония,

смолы, бальзамы, экзотические масла. C ростом цивили­

96