ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 93
Скачиваний: 0
зации применение душистых веществ все более расширя лось и постепенно стало повсеместным.
Долгие годы использовали только естественные про
дукты— эфирные масла, смолы, бальзамы, мускус, амб
ру, сухое растительное сырье (гвоздику, корицу, ваниль,
дубовый мох и т. д.), но с развитием парфюмерии нату ральные источники уже не в состоянии были удовлетво рить возросшие потребности. Все большее значение ста
ли приобретать синтетические душистые вещества.
В 1910 г. ученые Ф. Тиман (1848—1899 гг.) и О. Валлах
(1847—1931) гг.) были удостоены Нобелевской премии
по химии за искусственное получение душистых веществ.
К настоящему времени разработаны методы синтеза
почти всех душистых веществ, добывавшихся ранее из
природного сырья, с запахом жасмина, липы, ландыша
и пр. и создан ряд новых, не найденных в природе. Из химического, а не из природного сырья теперь получают ментол, ванилин, вещества с запахом амбры, мускуса,
сандалового дерева. |
из |
которых учащиеся |
|
В таблице названы растения, |
|||
получали Душистыедушистые веществавещества. |
из |
растений |
|
Растительный объект |
Название душистого |
Формула |
|
вещества |
|
||
Цветы черемухи |
яра-яра (метило |
СцНюО |
|
|
вый эфир ß-нафто- |
|
|
|
ла) |
|
|
Цветы ландыша |
линалоол |
|
CioHisO |
Цветы гвоздики |
изоэвгенол |
|
C10H12O2 |
Цветы жасмина |
дигидрожасмон |
CnHieO |
|
Молодые ветки и |
лимонен |
|
CioHie |
иглы ели и сосны |
|
|
|
Мята |
ментол |
|
С10Н20О |
Корки лимонов и |
цитраль |
|
СюНібО |
апельсинов |
|
|
|
Свежее сено |
кумарин |
|
СэНбОг |
Цветы розы |
фенилэтиловый |
СвНюО |
|
|
спирт |
|
|
Цветы сирени |
терпинеол |
|
CioHieO |
7 |
1445 |
97 |
На следующем заседании кружка каждый учащийся,
получивший то или иное эфирное масло, делает неболь
шое сообщение о его химических и физических свойст вах, рассказывает о технологии получения, демонстри
рует готовый продукт. Такая работа развивает у школь ника исследовательские навыки, учит работать с допол
нительной литературой, расширяет познания в области органической химии.
Основной путь получения душистых масел — отгонка
их с парами воды и охлаждение в холодильнике. Для работы нужны холодильник Либиха и колба емкостью
1,5—2 литра. Если холодильника нет, можно вести отгон ку пахучих масел упрощенным способом: к колбе через
пробку присоединяют газоотводную трубку, изогнутую
под острым углом. Растительный материал помещают в колбе почти доверху, не очень уплотняют, наливают воды (2/з колбы) и дают ей кипеть. Пары увлекают с со
бой в холодильник душистые масла. Охлаждаясь, смесь воды и масла поступает в приемник — пробирку, соеди
ненную с холодильником пробкой и опущенную в стакан с холодной водой. Из 1 кг сухого материала, богатого
маслами, получают около 10 мл масла. Сначала масло
плавает в виде капель, а потом, постепенно накапливаясь, образует резко отделенный от воды слой. C помощью пи петки масло собирают в маленькую бутылочку, плотно закрывают ее пробкой и снабжают этикеткой.
В школе создается коллекция полученных школьни
ками из местных растений пахучих масел. Кружковцы
составляют альбом «Душистые травы Карелии», в кото
ром находятся гербарные образцы или рисунки растений и описание получения эфирного масла.
Подготовка к экскурсии по сбору ду шистых растений и задание для школьни
ков. Рассказ учителя об истории Получения душистых
веществ. Знакомство с душистыми растениями (герба рии, таблицы). Сообщение учителя о том, как собирать душистые растения. Сообщение членов кружка, имеющих соответствующий ; опыт, о том, как обрабатывать собран ный материал.
Задание каждой группе школьников:
получить эфирное масло из растений и собрать его в ма
ленькую пробирку, снабдить ее этикеткой, описать мето
дику извлечения эфирного масла, его применение, нари-
98
совать прибор для получения эфирного масла. К отчету
приложить гербарный лист исследованного растения.
Подготовить выставку «Эфирные масла» и стенд «Ду шистые травы Карелии».
|
ЛИТЕРАТУРА: |
Бочаров С. |
E., Рычин Ю. В. Работа с лекарственными |
растениями в школе. Учпедгиз, Μ., 1956, стр. 33—35. |
|
Власенко Ю. Самодельные ароматы. «Химия и жизнь», 1972, |
|
№ 9, стр. 80. |
Химический кружок в школе. АПН РСФСР. |
Г о с т ев Μ. Μ. |
|
Μ., 1958, стр. 234. |
|
|
Д е м о л ь |
Э. Природные душистые вещества и современная хи |
|||
мия. «Химия и жизнь», 1969, № 5, стр. 40. |
|
||||
|
Дояренко А. Г. Занимательная агрономия. Сельхозгиз, Μ., |
||||
1956, стр. 178. |
|
|
|
|
|
|
Драницина В. Б., Малиновский В. С. Извлечение |
||||
масла из растительных |
материалов. «Химия в школе», |
1958, № 4, |
|||
стр. |
30. |
|
Г. |
Эфирные масла. «Химия в школе», 1959, № 5, |
|
стр. |
Пугачев Μ. |
||||
73. |
|
Федоров Р. Для кого пахнут цветы? «Химия |
|||
|
Терехин Э., |
||||
и жизнь», 1970, |
№ 7, стр. 81. |
|
|||
|
Чернов |
В. |
Н. |
Лекарственные растения Карелии. Госиздат |
|
KACCP, Петрозаводск, 1958. |
|
||||
|
Чернов В. Н. Вредные и ядовитые травы Карелии. Госиздат |
||||
KACCP, Петрозаводск, 1958. |
1969, № 3, |
||||
стр. |
Шулов Л. Μ. Душистые вещества. «Природа», |
||||
38. |
|
|
|
|
Поиск растений-рудознатцев
Экскурсии за растениями-рудознатцами знакомят уча
щихся с природными богатствами края, со «способ
ностью» некоторых растений указывать залежи полезных
ископаемых.
Знакомство начинается в школе, у карты «зеленого царства», выполненной по статье «Зеленые рудознатцы»1.
Учащиеся узнают, что растения накапливают в себе те или иные элементы, и это позволяет использовать их при разведке рудных месторождений. Школьникам стано вится известно, что растения иногда указывают место
рождения полезных ископаемых, а иногда сами являют
ся источниками для извлечения их. Применяя историче
1C. Смуглый. Зеленые рудознатцы. «Техника молодежи», 1965, № 12, стр. 5.
99
ский подход, используя примеры из художественной
и научно-популярной литературы, учитель раскрывает
путь поисков полезных ископаемых с помощью
растений.
Зачитывается отрывок из романа А. Бармина «Руда».
«...Помолчав, Дробинин спросил:
— А по травам искать умеешь? Ну-ка, покажи цветок,
который медной руды не любит!
Лялинский на ходу сорвал, должно быть наугад, сте бель белого клевера.
— Неверно. Белая кашка растет на руде, а вот крас
ной никогда не увидишь. И еще вот эта.
Дробинин показал на ромашку с белыми лепестками
и золотисто-желтой серединой.
•— Не любит ромашка руды. Медная руда — она ядо
витая. На богатых местах и совсем ничего не вырастает.
Если трава пожухлая и кустов никаких нет, значит медь
неглубоко, тут ищи на камнях лазоревых знаков»1.
А вот другой пример. В книге А. Малахова «Сто про
фессий геолога» описывается такой эпизод: «Молодой человек собрал букет подснежников — первых даров вес ны-— и преподнес их девушке, а та, взяв цветы, подошла
к полевому спектрографу и сожгла в горелке аппарата.
Вспышка от сгоревших цветов, преломленная через приз мы спектрографа, запечатлелась тысячами линий на фо
топластинке; изучив эти линии, девушка обнаружила
отчетливые знаки никеля и кобальта»2.
Но есть растения, которые, впитывая металлы, про
должают нормально развиваться, не меняя ни формы, ни
окраски. Они растут и над месторождениями полезных
ископаемых, как и в любых других местах, где позволяет
климат. В золе таких растений с помощью химического и спектрального анализов определяют самые малые ко
личества любого элемента. Остается только сравнить их
с обычным содержанием того или иного элемента в рас
тениях, удаленных от месторождения, и уже можно ска зать, обогащена или нет ими почва. Потом сюда придут разведчики недр, заинтересованные сигналами от цве тов.
1 А. Бармин. Руда. Л., Детгиз, 1955, стр. 25.
? А. Мала.хав. Сто, профессий геолога. «Молодая гвардия», Μ., 1963, стр. 159.
100
Учащиеся узнают,, что в руках исследователя спек
тральный анализ — могучее средство,, позволяющее об наруживать присутствие элементов в ничтожных коли
чествах вещества.
Учитель сообщает о том, что месторождения полез
ных ископаемых оказывают различное влияние на расти
тельный покров в зависимости от их минералогического
состава. Так, например, рудные месторождения насыща ют почву избыточным.количеством соединений меди, же
леза, кобальта, никеля и других металлов, которые угне тающе действуют на растительность. Только некоторые виды растений выносят высокую концентрацию соедине
ний металлов в почве. Такие растения и указывают на
залегание тех или иных месторождений. Это растения-
рудознатцы, зеленые разведчики геологических толщ.
На почвах, в которых извести более 3%, растут рас-
тения-кальцелюбы (например, качим), и они являются постоянными индикаторами. Во Франции, возле Орлеа
на, почва бедна известью, но в лесу обнаружили полосу
вьюнка, который обычно поселяется на известковых поч вах. Стали копать землю и нашли построенную еще рим лянами дорогу, выложенную известняком. В прошлом
крестьяне искали мергель там, где росли мать-и-мачеха или вьюнок, так как эти растения любят глинистую или
известковую почву. Средневековые рудокопы Чехии
и Германии знали, что особая «галмейная фиалка» ука зывает на близость цинковых руд. Позже исследования
показали, что в золе галмейной фиалки содержится до
4% окиси цинка, т- е. во много раз больше, чем в золе
обычных растений.
Существуют растения — указатели залегания нефте газоносных пород, алмазов, каменного угля, драгоцен
ных металлов, воды. Установлено, что бородавчатая бе
реза накапливает в себе марганец, зола американского
ореха может содержать до 37% алюминия. В Финляндии
в золе березы нашли медь и никель. Поиски в этом рай
оне открыли богатые залежи металлов. Норвежские гео
логи по мхам обнаружили залежи меди.
В степях Казахстана геологи ищут растения. Оказы вается, темно-зеленый куст солодки с ярким красно-фио
летовым цветком растет над тем местом, где находится
пресная вода. Если цветок солодки бледен, значит вода
под ним солоновата.
101