Файл: Байкова, В. М. Химия после уроков.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 93

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

зации применение душистых веществ все более расширя­ лось и постепенно стало повсеместным.

Долгие годы использовали только естественные про­

дукты— эфирные масла, смолы, бальзамы, мускус, амб­

ру, сухое растительное сырье (гвоздику, корицу, ваниль,

дубовый мох и т. д.), но с развитием парфюмерии нату­ ральные источники уже не в состоянии были удовлетво­ рить возросшие потребности. Все большее значение ста­

ли приобретать синтетические душистые вещества.

В 1910 г. ученые Ф. Тиман (1848—1899 гг.) и О. Валлах

(1847—1931) гг.) были удостоены Нобелевской премии

по химии за искусственное получение душистых веществ.

К настоящему времени разработаны методы синтеза

почти всех душистых веществ, добывавшихся ранее из

природного сырья, с запахом жасмина, липы, ландыша

и пр. и создан ряд новых, не найденных в природе. Из химического, а не из природного сырья теперь получают ментол, ванилин, вещества с запахом амбры, мускуса,

сандалового дерева.

из

которых учащиеся

В таблице названы растения,

получали Душистыедушистые веществавещества.

из

растений

Растительный объект

Название душистого

Формула

вещества

 

Цветы черемухи

яра-яра (метило­

СцНюО

 

вый эфир ß-нафто-

 

 

ла)

 

 

Цветы ландыша

линалоол

 

CioHisO

Цветы гвоздики

изоэвгенол

 

C10H12O2

Цветы жасмина

дигидрожасмон

CnHieO

Молодые ветки и

лимонен

 

CioHie

иглы ели и сосны

 

 

 

Мята

ментол

 

С10Н20О

Корки лимонов и

цитраль

 

СюНібО

апельсинов

 

 

 

Свежее сено

кумарин

 

СэНбОг

Цветы розы

фенилэтиловый

СвНюО

 

спирт

 

 

Цветы сирени

терпинеол

 

CioHieO

7

1445

97


На следующем заседании кружка каждый учащийся,

получивший то или иное эфирное масло, делает неболь­

шое сообщение о его химических и физических свойст­ вах, рассказывает о технологии получения, демонстри­

рует готовый продукт. Такая работа развивает у школь­ ника исследовательские навыки, учит работать с допол­

нительной литературой, расширяет познания в области органической химии.

Основной путь получения душистых масел — отгонка

их с парами воды и охлаждение в холодильнике. Для работы нужны холодильник Либиха и колба емкостью

1,5—2 литра. Если холодильника нет, можно вести отгон­ ку пахучих масел упрощенным способом: к колбе через

пробку присоединяют газоотводную трубку, изогнутую

под острым углом. Растительный материал помещают в колбе почти доверху, не очень уплотняют, наливают воды (2/з колбы) и дают ей кипеть. Пары увлекают с со­

бой в холодильник душистые масла. Охлаждаясь, смесь воды и масла поступает в приемник — пробирку, соеди­

ненную с холодильником пробкой и опущенную в стакан с холодной водой. Из 1 кг сухого материала, богатого

маслами, получают около 10 мл масла. Сначала масло

плавает в виде капель, а потом, постепенно накапливаясь, образует резко отделенный от воды слой. C помощью пи­ петки масло собирают в маленькую бутылочку, плотно закрывают ее пробкой и снабжают этикеткой.

В школе создается коллекция полученных школьни­

ками из местных растений пахучих масел. Кружковцы

составляют альбом «Душистые травы Карелии», в кото­

ром находятся гербарные образцы или рисунки растений и описание получения эфирного масла.

Подготовка к экскурсии по сбору ду­ шистых растений и задание для школьни­

ков. Рассказ учителя об истории Получения душистых

веществ. Знакомство с душистыми растениями (герба­ рии, таблицы). Сообщение учителя о том, как собирать душистые растения. Сообщение членов кружка, имеющих соответствующий ; опыт, о том, как обрабатывать собран­ ный материал.

Задание каждой группе школьников:

получить эфирное масло из растений и собрать его в ма­

ленькую пробирку, снабдить ее этикеткой, описать мето­

дику извлечения эфирного масла, его применение, нари-

98


совать прибор для получения эфирного масла. К отчету

приложить гербарный лист исследованного растения.

Подготовить выставку «Эфирные масла» и стенд «Ду­ шистые травы Карелии».

 

ЛИТЕРАТУРА:

Бочаров С.

E., Рычин Ю. В. Работа с лекарственными

растениями в школе. Учпедгиз, Μ., 1956, стр. 33—35.

Власенко Ю. Самодельные ароматы. «Химия и жизнь», 1972,

№ 9, стр. 80.

Химический кружок в школе. АПН РСФСР.

Г о с т ев Μ. Μ.

Μ., 1958, стр. 234.

 

 

Д е м о л ь

Э. Природные душистые вещества и современная хи­

мия. «Химия и жизнь», 1969, № 5, стр. 40.

 

 

Дояренко А. Г. Занимательная агрономия. Сельхозгиз, Μ.,

1956, стр. 178.

 

 

 

 

 

Драницина В. Б., Малиновский В. С. Извлечение

масла из растительных

материалов. «Химия в школе»,

1958, № 4,

стр.

30.

 

Г.

Эфирные масла. «Химия в школе», 1959, № 5,

стр.

Пугачев Μ.

73.

 

Федоров Р. Для кого пахнут цветы? «Химия

 

Терехин Э.,

и жизнь», 1970,

№ 7, стр. 81.

 

 

Чернов

В.

Н.

Лекарственные растения Карелии. Госиздат

KACCP, Петрозаводск, 1958.

 

 

Чернов В. Н. Вредные и ядовитые травы Карелии. Госиздат

KACCP, Петрозаводск, 1958.

1969, № 3,

стр.

Шулов Л. Μ. Душистые вещества. «Природа»,

38.

 

 

 

 

Поиск растений-рудознатцев

Экскурсии за растениями-рудознатцами знакомят уча­

щихся с природными богатствами края, со «способ­

ностью» некоторых растений указывать залежи полезных

ископаемых.

Знакомство начинается в школе, у карты «зеленого царства», выполненной по статье «Зеленые рудознатцы»1.

Учащиеся узнают, что растения накапливают в себе те или иные элементы, и это позволяет использовать их при разведке рудных месторождений. Школьникам стано­ вится известно, что растения иногда указывают место­

рождения полезных ископаемых, а иногда сами являют­

ся источниками для извлечения их. Применяя историче­

1C. Смуглый. Зеленые рудознатцы. «Техника молодежи», 1965, № 12, стр. 5.

99



ский подход, используя примеры из художественной

и научно-популярной литературы, учитель раскрывает

путь поисков полезных ископаемых с помощью

растений.

Зачитывается отрывок из романа А. Бармина «Руда».

«...Помолчав, Дробинин спросил:

— А по травам искать умеешь? Ну-ка, покажи цветок,

который медной руды не любит!

Лялинский на ходу сорвал, должно быть наугад, сте­ бель белого клевера.

— Неверно. Белая кашка растет на руде, а вот крас­

ной никогда не увидишь. И еще вот эта.

Дробинин показал на ромашку с белыми лепестками

и золотисто-желтой серединой.

•— Не любит ромашка руды. Медная руда — она ядо­

витая. На богатых местах и совсем ничего не вырастает.

Если трава пожухлая и кустов никаких нет, значит медь

неглубоко, тут ищи на камнях лазоревых знаков»1.

А вот другой пример. В книге А. Малахова «Сто про­

фессий геолога» описывается такой эпизод: «Молодой человек собрал букет подснежников — первых даров вес­ ны-— и преподнес их девушке, а та, взяв цветы, подошла

к полевому спектрографу и сожгла в горелке аппарата.

Вспышка от сгоревших цветов, преломленная через приз­ мы спектрографа, запечатлелась тысячами линий на фо­

топластинке; изучив эти линии, девушка обнаружила

отчетливые знаки никеля и кобальта»2.

Но есть растения, которые, впитывая металлы, про­

должают нормально развиваться, не меняя ни формы, ни

окраски. Они растут и над месторождениями полезных

ископаемых, как и в любых других местах, где позволяет

климат. В золе таких растений с помощью химического и спектрального анализов определяют самые малые ко­

личества любого элемента. Остается только сравнить их

с обычным содержанием того или иного элемента в рас­

тениях, удаленных от месторождения, и уже можно ска­ зать, обогащена или нет ими почва. Потом сюда придут разведчики недр, заинтересованные сигналами от цве­ тов.

1 А. Бармин. Руда. Л., Детгиз, 1955, стр. 25.

? А. Мала.хав. Сто, профессий геолога. «Молодая гвардия», Μ., 1963, стр. 159.

100

Учащиеся узнают,, что в руках исследователя спек­

тральный анализ — могучее средство,, позволяющее об­ наруживать присутствие элементов в ничтожных коли­

чествах вещества.

Учитель сообщает о том, что месторождения полез­

ных ископаемых оказывают различное влияние на расти­

тельный покров в зависимости от их минералогического

состава. Так, например, рудные месторождения насыща­ ют почву избыточным.количеством соединений меди, же­

леза, кобальта, никеля и других металлов, которые угне­ тающе действуют на растительность. Только некоторые виды растений выносят высокую концентрацию соедине­

ний металлов в почве. Такие растения и указывают на

залегание тех или иных месторождений. Это растения-

рудознатцы, зеленые разведчики геологических толщ.

На почвах, в которых извести более 3%, растут рас-

тения-кальцелюбы (например, качим), и они являются постоянными индикаторами. Во Франции, возле Орлеа­

на, почва бедна известью, но в лесу обнаружили полосу

вьюнка, который обычно поселяется на известковых поч­ вах. Стали копать землю и нашли построенную еще рим­ лянами дорогу, выложенную известняком. В прошлом

крестьяне искали мергель там, где росли мать-и-мачеха или вьюнок, так как эти растения любят глинистую или

известковую почву. Средневековые рудокопы Чехии

и Германии знали, что особая «галмейная фиалка» ука­ зывает на близость цинковых руд. Позже исследования

показали, что в золе галмейной фиалки содержится до

4% окиси цинка, т- е. во много раз больше, чем в золе

обычных растений.

Существуют растения — указатели залегания нефте­ газоносных пород, алмазов, каменного угля, драгоцен­

ных металлов, воды. Установлено, что бородавчатая бе­

реза накапливает в себе марганец, зола американского

ореха может содержать до 37% алюминия. В Финляндии

в золе березы нашли медь и никель. Поиски в этом рай­

оне открыли богатые залежи металлов. Норвежские гео­

логи по мхам обнаружили залежи меди.

В степях Казахстана геологи ищут растения. Оказы­ вается, темно-зеленый куст солодки с ярким красно-фио­

летовым цветком растет над тем местом, где находится

пресная вода. Если цветок солодки бледен, значит вода

под ним солоновата.

101