Файл: Шебеко, Л. П. Преподавание специальной технологии электрогазосварщикам.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

следует остановиться более подробно. Нужно отметить, что из ак­ тивных газов наибольшее применение получил углекислый газ, а из инертных газов — аргон. .Рассказывая об углекислом газе, надо рассказать о его физических свойствах, кратко остановиться на его производстве, а также правилах храпения и транспортирования. Обязательно нужно рассказать об устройстве баллонов, назначении и устройстве редукторов, их окраске и пояснить, как определяется количество газа в баллоне по показанию манометра или по весу. Примерно в таком же порядке нужно рассказать об инертном за­

щитном газе— аргоне.

металла под полуавтоматическую сварку

Подготовка и сборка

в среде защитных газов

в основном ничем не отличается от полу­

автоматической сварки под флюсом. Поэтому этот вопрос следует кратко повторить с учащимися путем беседы.

В дальнейшем нужно остановиться иа режимах сварки. Здесь надо перечислить основные параметры режима сварки и пояснить, как выбирается и устанавливается каждый из них. Особо следует остановиться на выборе марки сварочной проволоки при сварке в углекислом газе. Здесь надо подчеркнуть, что при сварке в угле­ кислом газе происходит повышенное выгорание элементов, вхо­ дящих в состав основного металла. Надо пояснить, что это выго­ рание происходит вследствие окисляющего действия кислорода, ко­ торый образуется при разложении углекислого газа в результате высокой температуры сварочной дуги. Нужно отметить, что при сварке обычной низкоуглеродистой проволокой в первую очередь происходит интенсивное выгорание углерода, в результате чего в шве образуются поры. Следует пояснить, что для того чтобы пода­ вать реакции окисления в сварочную ванну, необходимо вводить раскислнтели в виде марганца и кремния, которые восстанавливают образующиеся окислы, удаляя таким образом кислород из металла, переводя его в шлак. Таким образом, надо сделать вывод, что при сварке-в углекислом газе необходимо применение кремнемарганцевистых проволок. Надо назвать марки этих проволок и привести их химический состав.

В дальнейшем необходимо познакомить учащихся с технологией сварки порошковой и голой легированной проволокой. При этом нужно отметить характерные особенности этих способов, перечис­ лить области применения, рассказать об их преимуществах и не­ достатках.

Переходя к изложению вопросов техники полуавтоматической сварки в защитных газах и порошковой проволокой, надо отметить, что сварку рекомендуется производить короткой дугой, так как при увеличении длины дуги увеличивается разбрызгивание металла, ухудшается его защита от кислорода и азота воздуха, усиливается угар элементов, содержащихся в проволоке, что приводит к образо­ ванию пор в наплавленном металле. Необходимо отметить, что способ перемещения электродной проволоки выбирается в зависи­ мости от требуемой ширины валика, толщины металла и формы разделки кромок (рис. 89).

144


Для более наглядного ознакомления учащихся с оборудованием и технологией полуавтоматической сварки в защитных газах и по­ рошковой проволокой рекомендуется одно из занятий по этой теме провести в учебных мастерских или непосредственно на производ­ стве.

С целью закрепления пройденного материала желательно пока­ зать учащимся учебный кинофильм «Электрическая сварка плавле­ нием» (Раздел III. Сварка в защитных газах).

Рис.

89. Схема перемещения

горелки

при

сварке стыковых швов

 

в углекислом

газе:

 

и, б,

е — траектория движения

копна

электрода

для первого, вюрого и.

 

третьего

слоев

 

К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы

1. В чем состоит сущность процесса полуавтоматической сварки в' среде углекислого газа?

2. Назовите марки сварочной проволоки, применяемые при сварке в угле­

кислом

газе

3.

Опишите устройство баллонов для сжатых и сжиженных газов.

4

Что входит в режимы сварки и как они выбираются или устанавливаются?

5.

Каковы особенности сварки порошковой и голой легированной проволокой?

Домашнее задание

Стр. 393— 401 (1), стр. 243— 253 (2).

Т е м а 26

ОСОБЕННОСТИ СВАРКИ НЕКОТОРЫХ ТИПОВ СВАРНЫХ КОНСТРУКЦИЙ

К моменту изучения этой темы учащиеся уже ознакомлены с оборудованием и технологией ручной дуговой сварки, высокопроиз­ водительными методами сварки, а также полуавтоматической свар­ кой под флюсом и в защитных газах.

Целью настоящей темы является ознакомление учащихся с осо­ бенностями сварки некоторых сварных конструкций, изготовляе­ мых в промышленности и строительстве. Кроме того, при изучении

146


этой темы учащихся следует ознакомить с технологической доку­ ментацией и научить их работать по ней.

Учитывая связь разбираемых вопросов, делить эту тему на от­ дельные подтемы не следует.

Наглядные пособия

 

 

 

Плакат — Узлы решетчатых стропильных форм. Рис. 182 (1).

(1).

Плакат — Сопряжения рамных и балочных узлов. Рис.

183

Плакат — Сварные стыки двутавровых балок. Рис. 184

(1).

 

Плакат — Типы стыковых

соединений трубчатых

конструкций.

Рис. 186 (1).

стыков трубопроводов. Рис.

190(1).

Плакат — Порядок сварки

Плакат — Узлы сосуда. Рис. ПО (2).

Рис.

195

(1).

Плакат — Сварная станина протяжного станка.

Макеты различных сварных узлов и конструкций.

 

 

 

Фотографии сварных конструкций.

Технологические карты на сборку и сварку металлоконст­

рукций.

 

 

и сварка

трубопро­

Учебный кинофильм — «Производство труб

водов», 2 части, 1960 г.

конструкций доменных

печей»,

Учебный

кинофильм — «Сварка

2 части, 1963 г.

корпуса

судна»,

1

часть,

Учебный

кинофильм — «Сварка

1960 г.

 

 

 

 

 

План занятий

1.Классификация основных видов сварных конструкций.

2.Технология производства некоторых видов сварных конст­ рукций.

3.Общие сведения о технологическом процессе.

4.Технологическая документация.

5.Разбор технологических карт на сборку и сварку.

Методические указания

Начать изучение этой темы рекомендуется с классификации основных видов сварных конструкций. При этом следует выделить такие конструкции, как решетчатые, балочные, сосуды, резервуары, трубопроводы, а также судостроительные и машиностроительные конструкции. По каждому из этих видов сварных конструкций

надо привести

характерные

сварные изделия, указать область

их применения

и отметить

особенности сборки и сварки.

На производстве 2—3 сварных конструкций, характерных для базового предприятия, следует остановиться более подробно. Надо привести их общий вид, пояснить, из каких деталей они состоят,

Лрассказать, как производится их сборка, каковы допустимые от­ клонения при сборке, указать на применяемые сборочно-свароч-

Н6


ные приспособления, перечислить применяемые способы сварок, кратко остановиться на подготовке кромок под сварку и в общих

словах рассказать

о способах контроля и допустимых дефектах.

В дальнейшем

необходимо дать учащимся общие понятия о

технологическом процессе производства сварных конструкций и познакомить их с технологической документацией. Прежде всего нужно отметить, что технологический процесс заготовки, сборки и сварки разрабатывается технологами цеха или технологическим отделом предприятия. Надо сказать, что исходными материалами для его разработки являются рабочие чертежи, технические усло­ вия на изготовление, данные об имеющемся сборочно-сварочном оборудовании и производственных площадях, а также годовая программа. Следует сказать, что разработка технологического процесса включает в себя следующие этапы:

разбивку изделия на отдельные сборочные элементы (ком­ плекты, группы, узлы и детали);

выбор рациональных способов заготовки, сборки и сварки и назначение правильной последовательности сборочно-сварочных работ;

установление методов изготовления и подготовки деталей под сварку в соответствии с выбранными способами сварки;

выбор типов сборочного, сварочного и прочего оборудования, необходимого для выполнения всего технологического процесса.

Каждый из этапов следует кратко пояснить. Надо отметить, что основными элементами технологического процесса являются: операция, переход, проход и.рабочий прием. На каждом из этих

элементов нужно кратко

остановиться и дать им определения.

О п е р а ц и я — часть

технологического процесса, выполняемая

на определенном рабочем месте одним или несколькими рабочими определенной профессии (разметка, резка, подготовка кромок, сборка и т. д.). Границей операции является переход рабочих или перемещение изделия с одного рабочего места на другое.

П е р е х о д — часть операции, выполняемая на определенном участке детали одним и тем же инструментом на одном и то.м же режиме (сварка основного шва, подварка корня шва, отбивка шла­ ка, уборка флюса и т. д.).

Пр о х о д — часть перехода, при котором снимается одна струж­

ка металла .(при строгании кромок на строгальном станке)

или

наплавляется один слой металла (при наплавочных работах,

мш>.

гослойной сварке и т. д.).

 

Р а б о ч и й прие м — малая часть операции, представляющая

собой отдельное рабочее движение (повторное зажигание

дуги,

включение режущего кислорода, смена кассеты с электродной про­ волокой и т. д.).

В заключение надо пояснить, что описание технологического процесса оформляется на специальных бланках, называемых тех ­ н о л о г и ч е с к и м и к а р т а м и .

После этого учащихся следует познакомить с технологической документацией, используемой при составлении технологического

147


процесса. Им надо раздать бланки технологических карт на заго­ товку, сборку и сварку, пояснить назначение отдельных граф и рассказать, как они заполняются.

Затем непосредственно на уроке нужно разобрать технологи­ ческий процесс изготовления одной из сварных конструкций, вы­ пускаемой базовым предприятием. Учащимся нужно раздать тех­ нологические карты и чертежи общих видов изделий. Разобраться с технологическими картами учащиеся должны самостоятельно. Преподаватель должен контролировать учащихся при самостоя­ тельнойработе и отвечать на возникающие вопросы.

Преподаватель должен начертить на доске или вывесить чер­ теж общего вида несложной сварной конструкции, состоящей из Б—7 деталей, раздать учащимся чистые бланки технологическо­ го процесса и предложить им написать технологию иа сборку и сварку этой конструкции.

Важно, чтобы учащиеся научились не только читать техноло­ гические карты на заготовку, сборку и сварку, но и самостоятель­ но составлять их на несложные сварные изделия.

С целью ознакомления учащихся с технологией производства разнообразных сварных конструкций рекомендуется чаще прово­ дить кино-уроки. Желательно показать учащимся следующие учеб­ ные и научно-популярные кинофильмы: «Производство труб и ■сварка .трубопроводов», «Сварка конструкций доменных печей», «Сварка корпуса судна». Можно также использовать и другие кинофильмы, показывающие технологический процесс изготовле­ ния тех или иных сварных конструкции.

Кроме того, по этой теме необходимо провести несколько экскурсий как на базовое, так и на соседние предприятия с тем, чтобы более подробно ознакомить учащихся с современной техно­ логией изготовления разнообразных сварных конструкций.

К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы

1.Как классифицируются основные виды сварных конструкций?

2.Для чего разрабатывается технологический процесс производства сварных

/конструкций?

3.

Каковы исходные данные для составления технологического процесса?

4.

Дайте определение основным элементам технологического процесса?

5.

Поясните назначение отдельных граф технологической карты иа сборку

«сварку'.

6.Каковы особенности технологического процесса при поточном производ-

дтвр. ~

Домашнее задание

'Стр. 418— 433 (1), стр. 254— 262 (2).

Т е м а 27

ДЕФЕКТЫ И КОНТРОЛЬ СВАРНЫХ ШВОВ

К моменту изучения этой темы все вопросы, связанные с тех­ нологией сварки, в основном изучены. Остается рассмотреть во-

148