Файл: Шебеко, Л. П. Преподавание специальной технологии электрогазосварщикам.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

и его необходимо удалять, т. е. металл шва надо раскислять. Надо указать на основные источники попадания кислорода в металл шва: из воздуха при плохой защите, из ржавчины и окалины при плохой зачистке кромок и из влаги при сварке сырыми электро­ дами.

Переходя к вопросу о раскислении металла шва, прежде всего следует дать определение раскислителям и указать на такие раскислители, как марганец, кремний, титан, углерод и алюминий. Надо пояснить, как они вводятся в сварочную ванну, написать на доске реакции раскисления и пояснить, как удаляются продукты раскисления. Надо заметить, что при быстром охлаждении шва эти продукты частично могут остаться в шве в виде шлаковых и газовых включений.

Рассказывая о насыщении металла азотом, надо остановиться на двух моментах. Нужно напомнить учащимся, что атомарный азот очень активен, в шов попадает в основном из воздуха, образуя с железом нитриды в виде азотных игл. На доске следует напи­ сать реакции образования нитридов. Кроме того, надо отметить, что азот увеличивает твердость и прочность, но зато значительно снижает пластичность шва, а поэтому сварные швы с повышенным содержанием азота могут работать только на статические нагруз­ ки. В конце надо сказать о мерах защиты сварочной ванны от азота.

О вредном влиянии водорода, серы и фосфора на металл шва следует сказать кратко. Надо отметить, что источником попадания водорода в шов является в основном влага, и объяснить, почему он способствует образованию в металле шва пор и трещин.

К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы

1.Каковы особенности металлургического процесса сварки?

2.Напишите основные реакции окисления в зоне сварки.

3.Назовите элементы, являющиеся раскислителями сварочной ванны.

4.Напишите основные реакции раскисления в зоне сварки.

5.Как влияет кислород и азот на прочность сварных соединений?

6. Каковы источники попадания кислорода и азота в наплавленный металл? 7. Как попадает водород в наплавленный металл и каково его влияние на

механические свойства шва?

Д о м а ш н е е з а д а н и е

Стр. 60—69 (1), стр. 52—58 (2).

Подтема

 

СТРОЕНИЕ СВАРНОГО ШВА

 

Наглядные пособия

Плакат — Схемы

кристаллизации

и строения металла шва.

Рис. 33 (1).

строения зоны

термического влияния.

Плакат — Схема

Рис. 34 (1).

 

 

Фотографии макро- и микроструктур.

24


План занятий

1.Кристаллизация сварочной ванны.

2.Зона термического влияния.

3.Макро- и микроструктура сварных швов.

Методические указания

В начале урока необходимо отметить, что качество сварных соединений зависит не только от химического состава металла шва, но и от характера его структуры. О структуре металла уча­ щиеся уже имеют представление, изучая предмет «Технология ме­ таллов». Для проверки знания этого материала можно задать несколько вопросов. Ответы учащихся должны подтвердить их зна­ ния, отдельные вопросы можно напомнить. Затем по плакату не­ обходимо проследить процесс кристаллизации наплавленного ме­ талла, нужно пояснить характерные особенности кристаллизации сварочной ванны в отличие от кристаллизации слитков металла,

вкратце

рассказать

о

п е р в и ч н о й

и в т о р и ч н о й кристал­

лизации

и обязательно

остановиться

на

влиянии

с к о р о с т и

о х л а ж д е н и я на

конечную структуру

металла

шва.

Переходя к вопросу о зоне термического влияния,

следует крат­

ко напомнить учащимся о строении диаграммы железоуглероди­ стых сплавов, с которой учащиеся уже знакомы из предмета «Тех­ нология металлов». Следует пояснить левую нижнюю часть этой

диаграммы

и

указать, как изменяется структура в

зависимости

от нагрева

и

охлаждения низкоуглеродистой стали.

Убедившись

путем контрольных вопросов, что учащиеся не забыли этот мате­ риал, надо отметить, что в сварном соединении различают три основные зоны: основной металл, зону термического влияния и металл шва. Надо отметить, что основной металл это обычно про­ кат или поковка, а металл шва всегда имеет структуру литья.

Основное внимание следует уделить зоне термического влия­ ния. Рассматривать ее лучше всего по плакату. Учащиеся должны понять, что в зависимости расстояния от шва до электрода и температуры нагрева структура зоны термического влияния на раз­ личных участках будет различна. Надо остановиться на размерах зоны термического влияния при различных способах сварки и пояс­ нить, как эти размеры влияют на качество сварного соединения. Закончить этот вопрос можно перечислением способов, которыми можно улучшить структуру зоны термического влияния.

Вопрос о макро- и микроструктуре сварных швов можно изло­ жить более кратко. Надо показать фотографии макро- и микро­ структур, а если имеются, то и сами макро- и микрошлифы, ука­ зать на их основной металл, металл шва и зону термического влияния. На фотографиях микрошлифов надо показать отдельные структурные составляющие. В заключение следует кратко оста­ новиться на назначении макро- и микроструктурного анализа свар­ ных швов.

25


К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы

1.Как происходит процесс кристаллизации сварочной ванны?

2.Каковы особенности кристаллизации сварочной ванны?

3. Как влияет скорость кристаллизации на конечную структуру шва?

4.Назовите основные участки зоны термического влияния и охарактери­ зуйте их.

5.Каковы механические свойства отдельных участков зоны термического влияния?

6.Для чего производится макро- и микроанализ сварных швов?

Д о м а ш н е е з а д а н и е Стр. 69—74 (1), стр. 58—62 (2).

Т е м а 7

ЭЛЕКТРОДЫ ДЛЯ ДУГОВОЙ СВАРКИ

Учащиеся уже достаточно подготовлены к тому, чтобы перейти к изучению сварочных материалов. Они уже познакомились с электродами на занятиях по практическому обучению, но мало еще знакомы с химическим составом и марками проволоки, соста­ вом покрытий и назначением отдельных типов и марок электро­ дов.

Цель

этой темы — углубить

и

расширить знания учащихся

в

области

сварочных материалов,

а

также кратко познакомить

их

с технологией производства покрытых электродов.

 

Исходя из этого, всю тему рекомендуется разбить на две под­ темы:

1.Сварочная и наплавочная проволока.

2.Электродные покрытия.

Подтема

СВАРОЧНАЯ И НАПЛАВОЧНАЯ ПРОВОЛОКА

Наглядные пособия

Таблица — Химический состав сварочной проволоки. Стр. 76,

табл. 2(1).

Таблица — Обозначение легирующих элементов. Стр. 64,

табл. 3 (2).

Плакат — Схема изготовления порошковой проволоки. Рис. 11 настоящего пособия.

Стенд — Образцы сварочных и наплавочных проволок различ­ ных марок и диаметров.

26

План занятий

1.Марки и химический состав сварочной проволоки.

2.Области применения различных марок проволоки.

3.Наплавочная проволока.

4.Порошковая проволока.

5.Упаковка, хранение и транспортировка проволоки.

Методические указания

Приступая к изучению этой подтемы, учащимся следует ска­ зать, что все проволоки, выпускаемые промышленностью, имеют свое определенное назначение. Бывают проволоки пружинные, телеграфные, вязальные, арматурные, сварочные и др. Все они, кроме сварочной, непригодны для производства сварочных работ, так как имеют разный химический состав и дают сварной шов низкого качества.

Рис. 11. Схема изготовления порошковой проволоки:

I — стальная лента, 2 — бункер с шихтой, 3 — фильеры, 4 — порошковая проволока

Надо сказать, что из сварочной проволоки изготовляют стерж­ ни для электродов, и отметить, что она также применяется в каче­ стве электродного и присадочного материала при механизирован­ ных способах сварки. Особенно подробно следует остановиться на стальной сварочной проволоке. Надо назвать номер ГОСТ на про­ волоку, рассказать о диаметрах проволоки и размерах мотков, подробно остановиться на марках проволоки, химическом составе наиболее распространенных марок и областях их применения. Мар­ кировку проволок учащиеся должны усвоить особенно хорошо. Рассказывать о ней нужно по таблицам. Надо пояснить, что обо­ значают буквы и цифры, входящие в обозначение марок проволо­ ки, и научить учащихся определять по марке примерный химиче­ ский состав ее. Наиболее ходовые марки проволок учащиеся долж­ ны запомнить.

27


Затем необходимо познакомить учащихся с ГОСТ на свароч­ ную проволоку из алюминия и алюминиевых сплавов, а также с ГОСТ на стальную наплавочную проволоку, отметить их особен­ ности и указать на области применения.

Рассматривая вопрос о порошковых проволоках, надо указать

преимущества

и

недостатки их,

отметить области применения

и по плакату

(рис. 11) кратко рассказать, как они изготовляются.

При этом нужно

подчеркнуть

роль Института электросварки

им. Е. О. Патона в разработке шихты, заполняющей сердечник по­ рошковой проволоки. Здесь же следует кратко рассказать о леги­ рованных проволоках для сварки открытой дугой без дополнитель­ ной защиты.

В заключение следует подробно изложить требования ГОСТ на поставку, упаковку, маркировку, хранение и транспортирование проволоки.

К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы

1.Каково назначение сварочной проволоки?

2.Каких диаметров выпускается стальная сварочная проволока?

3 Назовите марки сварочной проволоки из углеродистой стали.

4.Что обозначают буквы и цифры, входящие в обозначение марки про­ волоки?

5.Как изготовляют порошковую проволоку?

6.Перечислите основные требования ГОСТ к упаковке, хранению и транс­

портированию проволоки.

Д о м а ш н е е з а д а н и е

Стр. 75—77, 91—93 (1), стр. 63—64 (2).

Подтема

ЭЛЕКТРОДНЫЕ ПОКРЫТИЯ

Наглядные пособия

Плакат — Стальной электрод с покрытием. Рис. 12 настоящего

пособия.

размеры электродов. Табл.

1

настоя­

Таблица — Стандартные

щего пособия.

для

сварки конструкционных

сталей.

Таблица — Электроды

Стр. 84, табл. 3; стр. 85, табл. 4 (1).

 

 

Плакат — Процесс нанесения

покрытия на электродный стер­

жень. Рис. 13 настоящего пособия.

0,5

части,

Учебный кинофильм — «Изготовление электродов»,

1969.

 

 

 

 


План занятий

1.Назначение покрытий электродов.

2.Роль отдельных составляющих покрытий.

3.Размеры покрытых электродов.

4.Типы и марки наиболее распространенных электродов.

5.Краткие сведения о производстве электродов.

6.Упаковка, хранение и транспортирование электродов.

Методические указания

В начале занятий следует рассказать учащимся о назначении покрытий, требованиях к ним и привести классификацию веществ, входящих в их состав. О каждой группе веществ, входящих в со­ став покрытия, надо сказать ее назначение, перечислить вещества, которые к этой группе относятся, и отметить, какие функции они выполняют в готовом электроде. Рассказывая о группе стабили­ зирующих веществ, полезно вспомнить уже известный учащимся материал о потенциале ионизации.

После этого, пользуясь пла­

 

Т а б л и ц а 1

катом (рис. 12)

и табл. 1, необ­

Размеры металлических

электродов

ходимо рассказать

о строении

для дуговой сварки сталей

и наплавки

готового электрода и требова­

 

(ГОСТ 9466—60)

нии ГОСТ к его размерам.

 

 

Длина электрода L со

Надо

отметить,

что длина

Диаметр

стержнем из проволоки, мм

электрода

зависит от его диа­

стержня элек­

 

метра, и особо подчеркнуть,

что

трода d, мм

углеродистой

высоколе­

 

или легиро­

электроды со стержнем из вы­

 

ванной

гированной

соколегированной

стали

не­

1,6

225 или 250

225 или 250

сколько

короче

остальных

и

пояснить

почему.

Здесь

же

2,0

 

 

нужно кратко остановиться

на

 

 

 

электродах для

безогарковой

2,5

350

250

сварки и пояснить, что с целью

3,0

 

 

экономии

металла

на огарках

 

 

 

в этом случае электрод обмазы­

4,0

400 или 450

350

вается по всей длине. На доске

 

 

 

нужно вычертить схему элек­

5,0

 

 

трода для безогарковой свар­

 

 

ки, привести конструкцию элек-

6,0

450

350 или 450

трододержателя и пояснить его

8,0

10,0

 

 

работу.

 

 

 

 

12,0

 

 

Затем по таблицам необхо­ димо познакомить учащихся с типами и марками электродов

для сварки конструкционных сталей. Нужно еще раз пояснить, ка­ кие марки электродов относятся к тому или иному типу и как рас­ шифровать обозначение типов и марок электродов. Следует также написать на доске составы покрытий наиболее распространенных марок электродов, пояснить назначение отдельных компонентов,

29