Файл: Попов, Ю. Н. Повышение эффективности использования техники в земледелии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 58
Скачиваний: 0
структура производства (структура посевных площа дей, размер и специализация животноводческих ферм, размер и специализация подсобных предприятий и т. д.); территориальное размещение . полей, ферм, мастер ских, подсобных и других предприятий, особенно в круп ных по земельной площади сельскохозяйственных пред
приятиях; требуемая степень сложности труда для выполнения
тех или иных работ; ■календарное распределение работ.
Обоснование и расчет степени совмещения тех или иных профессий необходимо проводить на текущий год и перспективу.
Текущее планирование совмещенных профессий дол жно исходить из сложившихся в хозяйстве профессио нально-технических кадров* из опыта, навыков, знаний и возможности без специальной длительной практиче ской и теоретической подготовки овладеть другими спе циальностями. Расчет проводится при планируемых на текущий год структуре и технологии производства. Пер спективное планирование совмещенных профессий долж но исходить из перспективной структуры и технологии производства и требуемых в связи с этим профессио нально-технических кадров. Примерная схема обоснова ния совмещенных профессий на текущий год:
1)на основе оперативных (на текущий год) техноло гических карт, разработанных для всех отраслей хозяй ства (культур, ферм, подсобных предприятий и т. д.), со ставляется календарный график использования рабочей силы;
2)из этих графиков выбираются все работы, близкие по технологии и сложности труда,' но выполняемые в разное, календарное время;
3)составляется возможная с точки зрения агротех нических сроков и сложности труда степень совмещения профессий.
Более сложным для хозяйств является расчет потреб ности в транспортных средствах. По мере интенсифика ции сельскохозяйственного 'Производства все больше уве личивается объем транспортных работ. На каждый гек тар посева зерновых в колхозах и совхозах СССР при ходится .перевозить до 3 т зеряа, 4 т соломы и половы, 0,5—1 т семян и удобрений, до 8 т технических грузов.
123
Еще выше грузооборот на гектар овощных и картофель ных нолей: продуктов урожая — от 20 до 40 т и выше, семян и удобрений — до 6—12 т; перевозка технических грузов, включая перевозку прицепных машин, — до 10 т. Если принять среднюю грузоподъемность одного транс-, портного средства 4 т, то при возделывании каждого гек-t тара овощей и картофеля оно должно 10 раз запружать ся, перевозить грузы и разгружаться, а при возделыва нии силосных культур — до 20 раз. Это требует большо го количества транспортных средств.
В сельском хозяйстве используются два вида транс портных средств: тракторный и автомобильный. При этом с каждым годом все большее 'количество грузов перевозится на тракторах.
В основу выбора тех или иных транспортных средств должны быть положены следующие принципы:
1. Транспортные работы на тракторах должны вы полняться лишь в периоды, когда они свободны от по левых работ. В этом случае экономически выгоднее за гружать транспортными работами тракторы, чем приоб ретать специальные транспортные средства, которые значительную часть времени, будут простаивать. Дозагрузка тракторов транспортными работами снижает до лю отчислений на амортизацию (и, как показали иссле дования, на текущий ремонт), падающую на единицу каждой из выполняемых тракторами работ, в том числе и на единицу транспортных работ. Следовательно, сни жаются и прямые производственные издержки на едини цу каждой работы. Если же тракторы в периоды* сво бодные от полевых работ, будут простаивать, а для вы полнения транспортных работ хозяйство приобретет ав томашины, которые в другие периоды не будут загру жены работой, то прямые издержки на единицу работы будут очень высоки. Кроме того, следует иметь в виду фактор морального износа, который с каждым годом приобретает все большее и большее значение. Это го ворит о том, что каждый трактор, каждая Мишина дол жны быть максимально загружены работами в течение года, 'пусть даже частично такими, на которых они ме нее эффективны. При использовании тракторов на транс портных работах в первую очередь должны загружаться колесные тракторы, имеющие более высокие скорости и лучше приспособленные для транспортных работ.
124
2.Обычно в хозяйствах есть группа постоянных транспортных работ,, которые выполняются на протяже нии всего года, в том числе и в напряженные периоды работы тракторного парка. Для проведения этих работ хозяйство должно располагать собственным автотранс портом.
3.Для выполнения работ по перевозке грузов, кото рые не могут быть выполнены тракторами и собственным
автотранспортом, следует использовать привлеченный транспорт.
В любом случае потребность в собственных транс портных средствах не может быть определена по перио дам «пик». Например, средняя потребность отделения Дединово совхоза «Красная пойма» Луховицкого района Московской области в автомашинах, кроме периода уборки овощей и других культур, составляет 8—10 машин. Однако в период уборки овощей и других культур только для одного отделения требуется свыше 100 машин. Если за отделением закрепить постоянно все 100 машин, то, очевидно, в остальные периоды 90 из них будут стоять.
4. Если же в хозяйстве в какие-то периоды необходи мо выполнить транспортные работы, когда имеются сво бодные тракторы и автомашины, то в первую очередь необходимо загрузить работой машины, особенно пере возкой грузов на наиболее отдаленные расстояния.
О р г а н и з а ц и я р а б о т п о т е х н о л о г и ч е с к и м
к а рт а м
После выполнения всех расчетов технологические кар ты должны быть утверждены правлением колхоза или ди ректором совхоза и доведены до непосредственных испол нителей. При работе по технологическим картам по каж дой операции в соответствующих графах делается отмет ка о фактическом выполнении. Для этого в технологичес ких картах предусматриваются соответствующие строки. Опыт показывает, что под каждой планируемой опера цией необходимо предусмотреть две-три такие строки, так как она может выполняться различными средствами механизации по различным технологическим схемам. Отметка о фактическом выполнении операций проводит
125
ся по следующим показателям: календарные сроки, ко
личество рабочих дней, состав агрегата, |
количество об |
служивающего персонала, выработка за |
1 час и рабочий |
день, продолжительность рабочего дня, |
затраты труда |
на 1 га и весьобъем, расход топлива, расход основных и вспомогательных материалов, начислено заработной
платы.
В процессе работы по технологическим картам неиз бежны некоторые изменения (по агротехническим сро кам, технологии, средствам механизации и т. д.). Они должны проводиться при непосредственном участии специалистов, инженеров, зоотехников, бригадиров и управляющих отделениями.
А н а л и з и о б о б щ е н и е р е з у л ь т а т о в р а б о т ы
Анализ и обобщение результатов работы по техноло гическим картам проводятся четыре раза в год: после окончания весенних работ, летних, осенних и зимних. Кроме того, анализируются итоговые показатели техно логических карт по производству каждого продукта.
При анализе технологических карт сравниваются: плановые и фактические показатели каждой техноло
гической карты бригады. Вскрываются причины отклоне ний фактических показателей от расчетных;
плановые и фактические показатели каждой карты одной бригады данного хозяйства с показателями других бригад;
плановые и фактические показатели карт одного хо зяйства с другими, имеющими примерно одинаковые при родно-экономические условия. Устанавливается степень влияния отдельных факторов на снижение трудоемкости и себестоимости продукции. Сравнение производится как по операциям, так и по отдельным сельскохозяйственным продуктам. По структуре трудовых затрат по операциям устанавливаются наиболее трудоемкие из них и анализи-. руются возможные пути уменьшения трудоемкости (повы шение уровня механизации, внедрение новых технологи ческих процессов и более эффективных средств механиза
ции, механизация . вспомогательных работ, |
улучшение |
организации труда и использования машин и т. д.). |
|
Иногда внедрение какой-то технологии или каких-то |
|
машин не только не снижает затраты труда на |
выполне- |
126
,1-шё некоторых операции, но и повышает их при одновре менном увеличении и стоимости этих работ. Например, рядовая и квадратно-гнездовая посадки, посадка с внесе нием удобрений или без них. Однако в этих случаях про исходит экономия труда и средств при последующих операциях за счет сокращения затрат труда и повыше ния урожайности и т. п. В результате общая сумма за трат труда на производство единицы продукта может быть значительно снижена. Поэтому, вводя в процесс производства ту или иную технологию .или средства ме ханизации, необходимо знать их влияние не только на данный процесс или группу процессов, но и на весь про цесс производства данного продукта. Анализ целесооб разно вести по форме:
Область (край)___________________________________________________
Район |
культура (или ферма). |
|
|
|
|
|
|
|||||
Совхоз (колхоз) |
|
Бригада_______________Год |
|
|
||||||||
|
|
Фактическизатраты |
Планируемые затраты |
|||||||||
|
|
на 1 |
га илиголову |
|
на- 1 |
га нлпголову |
||||||
Наименование |
|
скота (чел.-час.) |
|
|
|
скота |
|
|
||||
|
>Я |
»х |
|
«asЯ 22 |
|
|
|
« * |
|
СВ ^ |
||
технологическихопераций |
Я 52 |
« |
5g |
|
“ = с |
К X |
|
|
|
|||
п с 3 |
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
О S2 |
о s 2 |
X |
СЧ |
X |
я та5 |
X |
та |
X |
?» |
|
|
|
|
|
|
|
|
о |
ч 2 |
та ч та |
та ^ та |
||
|
|
Ь |
|
о Ь |
о |
|
т-1 UO |
о |
Ь |
|
о Ь |
|
|
|
•-оо |
с*ио |
соио' |
CJоо' |
сооо |
||||||
|
|
ш а р |
ш а р |
«• а |
я |
в) а я |
а» а - |
а а * |
||||
И т о г о |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Урожайность или |
про |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
дуктивность |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Затраты на 1 ц продук ции
П р и м е ч а н и е . По такой же форме проводится анализ затрат денежно-материальных средств.
После того, как определены отдельные факторы сни жения себестоимости и трудоемкости продукции по бри гадам, находят возможную средневзвешенную трудоем кость и себестоимость каждого вида продукции в целом для хозяйства.
127
На основе технологических карт определяется средне взвешенный уровень механизации отдельных работ по следующей форме:
Область (край)_________________________________
-Район__________________________________________
Совхоз (колхоз) ______________________________
Уровень механизации в 197 г.
Наименование
работ
Общийобъемра ботвхозяйстве (га. т)
Втомчисле
выполнено механизиро ваннымспосо бом(га, т)
Процентмехани зацииработ
Затратытруда |
Затратытруда |
при10096-ной |
|
на объемпри |
механизации |
фактическом |
работ посу |
уровне механи ществующим |
|
зации |
средствам |
(чел.-час., |
(чел.-час., |
чел.-дн.) |
чел.-дн.) |
-
На основе анализа намечаются конкретные пути сни жения трудоемкости и себестоимости производства каж дого вида продукции.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ МАШИННО-ТРАКТОРНОГО ПАРКА
И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ
Виды ремонтных предприятий и формы технического обслуживания машинно-тракторного парка
На основе обобщения опыта эксплуатации и сложив шейся системы технического обслуживания машиннотракторного парка ЦК КПСС и Совет Министров СССР
приняли постановление «О мерах по улучшению использо вания техники в сельском хозяйстве» (1970 г.).
В целях совершенствования ремонтной базы и повы шения ее эффективности установлены следующие виды ремонтных предприятий для проведения технического об служивания машин в сельском хозяйстве:
А) В к о л х о з а х , с о в х о з а х и д р у г и х с е л ь с к о х о з я й с т в е н н ы х п р е д п р и я т и я х 1
1.Центральные ремонтные мастерские для проведе ния ремонта итехнического обслуживания тракторов, ма шин и оборудования, текущего ремонта автомобилей.
'2. Пункты технического обслуживания в бригадах кол хозов и отделениях совхозов и других сельскохозяйствен ных предприятиях. Они проводят техническое обслужи вание машин и их несложный ремонт.
3.Гаражи с профилакториями на центральных усадь бах колхозов и совхозов. В них осуществляется техничес кое обслуживание и хранение автомобилей.
Б) В с и с т е м е « С о ю з с е л ь х о з т е х н и к а » -
1. Специализированные ремонтные мастерские и заво ды. В их задачу входит: проведение капитального ремон та тракторов, автомобилей, комбайнов, их отдельных уз лов и агрегатов, восстановление изношенных деталей, ре монт станков, генераторов и т. д., изготовление ремонтно технологического оборудования.
5 Зак. 3061 |
129 |
2. Мастерские общего назначения. Они выполняют все заказы колхозов и совхозов и других сельскохозяйствен ных предприятий по ремонту и техническому обслужива нию машин и оборудования.
3. Станции технического обслуживания автомобилей. Кроме того, имеются специализированные предприя тия системы Министерства мелиорации и водного хозяй ства СССР и «Союзсельхозтехники». В них проводится ремонт землеройных, мелиоративных и строительно-до
рожных машин, их узлов и агрегатов.
•Выбор той или иной формы технического обслужива
ния должен проводиться с учетом сложившейся ремонт ной базы. Практика показывает, что в ряде случаев ре монтная база системы «Срюзсельхозтехника» использует ся не на полную мощность, так как колхозы и совхозы стремятся создать свои мастерские для проведения всех видов ремонтов и технического обслуживания. В резуль тате хозяйства построили много мастерских, производст венная мощность которых недостаточно загружена. Поэ тому при организации мастерских в хозяйствах необходи мо исходить из размеров машинно-тракторного парка в данный момент и перспективы его роста, структуры пар ка, наличия ремонтной базы системы «Союзсельхозтехника» с учетом перспектив ее развития и т. д.
В настоящее время в колхозах и совхозах |
сложились |
|
три формы технического |
обслуживания машинно-трак |
|
торного парка: |
|
хозяйства |
а) все виды ремонтов и технических уходов |
||
проводят в собственных |
мастерских своимисилами и |
средствами. Эта форма получила наибольшее распростра нение в хозяйствах, имеющих хорошие типовые мастер ские и сравнительно большой парк машин;
б) все виды ремонтов и технических уходов проводят ся еилами и средствами «Сельхозтехники». Эта форма по
лучила наибольшее |
распространение |
там, где |
имеется |
сравнительно слабая |
ремонтная база |
самих хозяйств и |
|
более или менее сформировавшаяся и окрепшая |
ремонт |
||
ная сеть системы «Сельхозтехника»; |
|
|
в) смешанная форма технического обслуживания, при которой наиболее трудоемкие виды ремонтов (особенно капитальные) выполняются в ремонтных предприятиях системы «Сельхозтехника», а менее трудоемкие — сила ми самих хозяйств. Эта форма обслуживания, как прави
130