Файл: Попов, Ю. Н. Повышение эффективности использования техники в земледелии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

структура производства (структура посевных площа­ дей, размер и специализация животноводческих ферм, размер и специализация подсобных предприятий и т. д.); территориальное размещение . полей, ферм, мастер­ ских, подсобных и других предприятий, особенно в круп­ ных по земельной площади сельскохозяйственных пред­

приятиях; требуемая степень сложности труда для выполнения

тех или иных работ; ■календарное распределение работ.

Обоснование и расчет степени совмещения тех или иных профессий необходимо проводить на текущий год и перспективу.

Текущее планирование совмещенных профессий дол­ жно исходить из сложившихся в хозяйстве профессио­ нально-технических кадров* из опыта, навыков, знаний и возможности без специальной длительной практиче­ ской и теоретической подготовки овладеть другими спе­ циальностями. Расчет проводится при планируемых на текущий год структуре и технологии производства. Пер­ спективное планирование совмещенных профессий долж­ но исходить из перспективной структуры и технологии производства и требуемых в связи с этим профессио­ нально-технических кадров. Примерная схема обоснова­ ния совмещенных профессий на текущий год:

1)на основе оперативных (на текущий год) техноло­ гических карт, разработанных для всех отраслей хозяй­ ства (культур, ферм, подсобных предприятий и т. д.), со­ ставляется календарный график использования рабочей силы;

2)из этих графиков выбираются все работы, близкие по технологии и сложности труда,' но выполняемые в разное, календарное время;

3)составляется возможная с точки зрения агротех­ нических сроков и сложности труда степень совмещения профессий.

Более сложным для хозяйств является расчет потреб­ ности в транспортных средствах. По мере интенсифика­ ции сельскохозяйственного 'Производства все больше уве­ личивается объем транспортных работ. На каждый гек­ тар посева зерновых в колхозах и совхозах СССР при­ ходится .перевозить до 3 т зеряа, 4 т соломы и половы, 0,5—1 т семян и удобрений, до 8 т технических грузов.

123

Еще выше грузооборот на гектар овощных и картофель­ ных нолей: продуктов урожая — от 20 до 40 т и выше, семян и удобрений — до 6—12 т; перевозка технических грузов, включая перевозку прицепных машин, — до 10 т. Если принять среднюю грузоподъемность одного транс-, портного средства 4 т, то при возделывании каждого гек-t тара овощей и картофеля оно должно 10 раз запружать­ ся, перевозить грузы и разгружаться, а при возделыва­ нии силосных культур — до 20 раз. Это требует большо­ го количества транспортных средств.

В сельском хозяйстве используются два вида транс­ портных средств: тракторный и автомобильный. При этом с каждым годом все большее 'количество грузов перевозится на тракторах.

В основу выбора тех или иных транспортных средств должны быть положены следующие принципы:

1. Транспортные работы на тракторах должны вы полняться лишь в периоды, когда они свободны от по­ левых работ. В этом случае экономически выгоднее за­ гружать транспортными работами тракторы, чем приоб­ ретать специальные транспортные средства, которые значительную часть времени, будут простаивать. Дозагрузка тракторов транспортными работами снижает до­ лю отчислений на амортизацию (и, как показали иссле­ дования, на текущий ремонт), падающую на единицу каждой из выполняемых тракторами работ, в том числе и на единицу транспортных работ. Следовательно, сни­ жаются и прямые производственные издержки на едини­ цу каждой работы. Если же тракторы в периоды* сво­ бодные от полевых работ, будут простаивать, а для вы­ полнения транспортных работ хозяйство приобретет ав­ томашины, которые в другие периоды не будут загру­ жены работой, то прямые издержки на единицу работы будут очень высоки. Кроме того, следует иметь в виду фактор морального износа, который с каждым годом приобретает все большее и большее значение. Это го­ ворит о том, что каждый трактор, каждая Мишина дол­ жны быть максимально загружены работами в течение года, 'пусть даже частично такими, на которых они ме­ нее эффективны. При использовании тракторов на транс­ портных работах в первую очередь должны загружаться колесные тракторы, имеющие более высокие скорости и лучше приспособленные для транспортных работ.

124


2.Обычно в хозяйствах есть группа постоянных транспортных работ,, которые выполняются на протяже­ нии всего года, в том числе и в напряженные периоды работы тракторного парка. Для проведения этих работ хозяйство должно располагать собственным автотранс­ портом.

3.Для выполнения работ по перевозке грузов, кото­ рые не могут быть выполнены тракторами и собственным

автотранспортом, следует использовать привлеченный транспорт.

В любом случае потребность в собственных транс­ портных средствах не может быть определена по перио­ дам «пик». Например, средняя потребность отделения Дединово совхоза «Красная пойма» Луховицкого района Московской области в автомашинах, кроме периода уборки овощей и других культур, составляет 8—10 машин. Однако в период уборки овощей и других культур только для одного отделения требуется свыше 100 машин. Если за отделением закрепить постоянно все 100 машин, то, очевидно, в остальные периоды 90 из них будут стоять.

4. Если же в хозяйстве в какие-то периоды необходи­ мо выполнить транспортные работы, когда имеются сво­ бодные тракторы и автомашины, то в первую очередь необходимо загрузить работой машины, особенно пере­ возкой грузов на наиболее отдаленные расстояния.

О р г а н и з а ц и я р а б о т п о т е х н о л о г и ч е с к и м

к а рт а м

После выполнения всех расчетов технологические кар­ ты должны быть утверждены правлением колхоза или ди­ ректором совхоза и доведены до непосредственных испол­ нителей. При работе по технологическим картам по каж­ дой операции в соответствующих графах делается отмет­ ка о фактическом выполнении. Для этого в технологичес­ ких картах предусматриваются соответствующие строки. Опыт показывает, что под каждой планируемой опера­ цией необходимо предусмотреть две-три такие строки, так как она может выполняться различными средствами механизации по различным технологическим схемам. Отметка о фактическом выполнении операций проводит­

125

ся по следующим показателям: календарные сроки, ко­

личество рабочих дней, состав агрегата,

количество об­

служивающего персонала, выработка за

1 час и рабочий

день, продолжительность рабочего дня,

затраты труда

на 1 га и весьобъем, расход топлива, расход основных и вспомогательных материалов, начислено заработной

платы.

В процессе работы по технологическим картам неиз­ бежны некоторые изменения (по агротехническим сро­ кам, технологии, средствам механизации и т. д.). Они должны проводиться при непосредственном участии специалистов, инженеров, зоотехников, бригадиров и управляющих отделениями.

А н а л и з и о б о б щ е н и е р е з у л ь т а т о в р а б о т ы

Анализ и обобщение результатов работы по техноло­ гическим картам проводятся четыре раза в год: после окончания весенних работ, летних, осенних и зимних. Кроме того, анализируются итоговые показатели техно­ логических карт по производству каждого продукта.

При анализе технологических карт сравниваются: плановые и фактические показатели каждой техноло­

гической карты бригады. Вскрываются причины отклоне­ ний фактических показателей от расчетных;

плановые и фактические показатели каждой карты одной бригады данного хозяйства с показателями других бригад;

плановые и фактические показатели карт одного хо­ зяйства с другими, имеющими примерно одинаковые при­ родно-экономические условия. Устанавливается степень влияния отдельных факторов на снижение трудоемкости и себестоимости продукции. Сравнение производится как по операциям, так и по отдельным сельскохозяйственным продуктам. По структуре трудовых затрат по операциям устанавливаются наиболее трудоемкие из них и анализи-. руются возможные пути уменьшения трудоемкости (повы­ шение уровня механизации, внедрение новых технологи­ ческих процессов и более эффективных средств механиза­

ции, механизация . вспомогательных работ,

улучшение

организации труда и использования машин и т. д.).

Иногда внедрение какой-то технологии или каких-то

машин не только не снижает затраты труда на

выполне-

126


,1-шё некоторых операции, но и повышает их при одновре­ менном увеличении и стоимости этих работ. Например, рядовая и квадратно-гнездовая посадки, посадка с внесе­ нием удобрений или без них. Однако в этих случаях про­ исходит экономия труда и средств при последующих операциях за счет сокращения затрат труда и повыше­ ния урожайности и т. п. В результате общая сумма за­ трат труда на производство единицы продукта может быть значительно снижена. Поэтому, вводя в процесс производства ту или иную технологию .или средства ме­ ханизации, необходимо знать их влияние не только на данный процесс или группу процессов, но и на весь про­ цесс производства данного продукта. Анализ целесооб­ разно вести по форме:

Область (край)___________________________________________________

Район

культура (или ферма).

 

 

 

 

 

 

Совхоз (колхоз)

 

Бригада_______________Год

 

 

 

 

Фактическизатраты

Планируемые затраты

 

 

на 1

га илиголову

 

на- 1

га нлпголову

Наименование

 

скота (чел.-час.)

 

 

 

скота

 

 

 

»х

 

«asЯ 22

 

 

 

« *

 

СВ ^

технологическихопераций

Я 52

«

5g

 

“ = с

К X

 

 

 

п с 3

 

 

 

 

 

 

 

 

О S2

о s 2

X

СЧ

X

я та5

X

та

X

 

 

 

 

 

 

 

о

ч 2

та ч та

та ^ та

 

 

Ь

 

о Ь

о

 

т-1 UO

о

Ь

 

о Ь

 

 

•-оо

с*ио

соио'

CJоо'

сооо

 

 

ш а р

ш а р

«• а

я

в) а я

а» а -

а а *

И т о г о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урожайность или

про­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

дуктивность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Затраты на 1 ц продук­ ции

П р и м е ч а н и е . По такой же форме проводится анализ затрат денежно-материальных средств.

После того, как определены отдельные факторы сни­ жения себестоимости и трудоемкости продукции по бри­ гадам, находят возможную средневзвешенную трудоем­ кость и себестоимость каждого вида продукции в целом для хозяйства.

127


На основе технологических карт определяется средне­ взвешенный уровень механизации отдельных работ по следующей форме:

Область (край)_________________________________

-Район__________________________________________

Совхоз (колхоз) ______________________________

Уровень механизации в 197 г.

Наименование

работ

Общийобъемра­ ботвхозяйстве (га. т)

Втомчисле

выполнено механизиро­ ваннымспосо­ бом(га, т)

Процентмехани­ зацииработ

Затратытруда

Затратытруда

при10096-ной

на объемпри

механизации

фактическом

работ посу­

уровне механи­ ществующим

зации

средствам

(чел.-час.,

(чел.-час.,

чел.-дн.)

чел.-дн.)

-

На основе анализа намечаются конкретные пути сни­ жения трудоемкости и себестоимости производства каж­ дого вида продукции.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ МАШИННО-ТРАКТОРНОГО ПАРКА

И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ

Виды ремонтных предприятий и формы технического обслуживания машинно-тракторного парка

На основе обобщения опыта эксплуатации и сложив­ шейся системы технического обслуживания машиннотракторного парка ЦК КПСС и Совет Министров СССР

приняли постановление «О мерах по улучшению использо­ вания техники в сельском хозяйстве» (1970 г.).

В целях совершенствования ремонтной базы и повы­ шения ее эффективности установлены следующие виды ремонтных предприятий для проведения технического об­ служивания машин в сельском хозяйстве:

А) В к о л х о з а х , с о в х о з а х и д р у г и х с е л ь с к о х о з я й с т в е н н ы х п р е д п р и я т и я х 1

1.Центральные ремонтные мастерские для проведе­ ния ремонта итехнического обслуживания тракторов, ма­ шин и оборудования, текущего ремонта автомобилей.

'2. Пункты технического обслуживания в бригадах кол­ хозов и отделениях совхозов и других сельскохозяйствен­ ных предприятиях. Они проводят техническое обслужи­ вание машин и их несложный ремонт.

3.Гаражи с профилакториями на центральных усадь­ бах колхозов и совхозов. В них осуществляется техничес­ кое обслуживание и хранение автомобилей.

Б) В с и с т е м е « С о ю з с е л ь х о з т е х н и к а » -

1. Специализированные ремонтные мастерские и заво­ ды. В их задачу входит: проведение капитального ремон­ та тракторов, автомобилей, комбайнов, их отдельных уз­ лов и агрегатов, восстановление изношенных деталей, ре­ монт станков, генераторов и т. д., изготовление ремонтно­ технологического оборудования.

5 Зак. 3061

129


2. Мастерские общего назначения. Они выполняют все заказы колхозов и совхозов и других сельскохозяйствен­ ных предприятий по ремонту и техническому обслужива­ нию машин и оборудования.

3. Станции технического обслуживания автомобилей. Кроме того, имеются специализированные предприя­ тия системы Министерства мелиорации и водного хозяй­ ства СССР и «Союзсельхозтехники». В них проводится ремонт землеройных, мелиоративных и строительно-до­

рожных машин, их узлов и агрегатов.

Выбор той или иной формы технического обслужива­

ния должен проводиться с учетом сложившейся ремонт­ ной базы. Практика показывает, что в ряде случаев ре­ монтная база системы «Срюзсельхозтехника» использует­ ся не на полную мощность, так как колхозы и совхозы стремятся создать свои мастерские для проведения всех видов ремонтов и технического обслуживания. В резуль­ тате хозяйства построили много мастерских, производст­ венная мощность которых недостаточно загружена. Поэ­ тому при организации мастерских в хозяйствах необходи­ мо исходить из размеров машинно-тракторного парка в данный момент и перспективы его роста, структуры пар­ ка, наличия ремонтной базы системы «Союзсельхозтехника» с учетом перспектив ее развития и т. д.

В настоящее время в колхозах и совхозах

сложились

три формы технического

обслуживания машинно-трак­

торного парка:

 

хозяйства

а) все виды ремонтов и технических уходов

проводят в собственных

мастерских своимисилами и

средствами. Эта форма получила наибольшее распростра­ нение в хозяйствах, имеющих хорошие типовые мастер­ ские и сравнительно большой парк машин;

б) все виды ремонтов и технических уходов проводят­ ся еилами и средствами «Сельхозтехники». Эта форма по­

лучила наибольшее

распространение

там, где

имеется

сравнительно слабая

ремонтная база

самих хозяйств и

более или менее сформировавшаяся и окрепшая

ремонт­

ная сеть системы «Сельхозтехника»;

 

 

в) смешанная форма технического обслуживания, при которой наиболее трудоемкие виды ремонтов (особенно капитальные) выполняются в ремонтных предприятиях системы «Сельхозтехника», а менее трудоемкие — сила­ ми самих хозяйств. Эта форма обслуживания, как прави­

130