Файл: Попов, Ю. Н. Повышение эффективности использования техники в земледелии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 54
Скачиваний: 0
ло, получила распространение в хозяйствах, имеющих недостаточно оборудованные мастерские для проведения сложных видов ремонта.
Выбор той или иной формы технического обслужива ния машинно-тракторного парка зависит от многих фак торов. Среди них важное значение имеют: наличие ре монтной базы в хозяйствах и в районных объединениях «Сельхозтехника», размер машинно-тракторного парка, территориальное размещение ремонтной базы хозяйств и объединений «Сельхозтехника» и т. д.
Большое значение для ремонта и технического обслу живания машин имеют центральные ремонтные мастер ские колхозов и совхозов.
Влияние наличия ремонтной базы в хозяйствах на уро
вень использования машинно-тракторного |
парка изуча |
лось в колхозах Северной Осетии (табл. |
41). |
|
Т а б л и ц а 41 |
Влияние наличия ремонтной базы на эффективность использования
машинно-тракторного парка |
' |
(1968—1969 гг.) |
|
Показатель |
|
Имеются |
Не имеется |
Увеличение |
||
|
типовые |
(+), умень |
||||
|
|
|
|
мастерских |
шение (—) |
|
|
|
|
мастерские |
|||
Удельный вес колхозов ( %) |
трактор |
38,7 |
22,6 |
|
|
|
Выработка на |
15-снльный |
|
|
|
|
|
(га мягкой пахоты): |
|
519,0 |
385,0 |
+ 134,0 |
||
годовая |
|
|
||||
дневная |
|
|
2,5 |
1,9 |
+ |
0,6 |
сменная |
га мягкой |
пахоты |
2,3 |
1,7 |
+ |
0,6 |
Себестоимость 1 |
' 3,70 |
4,67 ■ |
0,97 |
|||
(руб.) |
|
|
|
|
|
|
В том числе: |
|
|
|
|
— |
|
оплата труда |
|
|
1,77 |
1,80 |
0,03 |
|
горючие и смазочные материалы |
0,49 |
0,61 |
— |
0,12 |
||
текущие ремонт и техуход |
0,39 |
0,73 |
— |
0,34 |
||
амортизационные отчисления |
0,60 |
1,01 |
— |
0,41 |
||
Затраты на эксплуатацию сельхозма |
0,45 |
0,52 |
|
0,07 |
||
шин |
|
|
|
|
|
|
Как видно, в хозяйствах, имеющих типовые мастер ские, намного выше годовая, дневная, сменная выработ ки и существенно ниже себестоимость механизирован
5* |
131 |
ных работ. При этом особенно большое снижение себе стоимости гектара мягкой пахоты в хозяйствах, имеющих типовые мастерские, достигнуто по текущему ремонту. Амортизационные отчисления в результате более высо кой годовой выработки тракторов, которая в хозяйствах этой группы почти на 35% выше по сравнению с хозяйст вами, не имеющими мастерских, ниже на 59%.
Общее снижение затрат по этим двум элементам се бестоимости механизированных работ равно 0,75руб., что составляет более 77% от' снижения по всем элементам себестоимости.
Рассмотрим влияние ремонтной базы на степень ис пользования машинно-тракторного парка на примере колхозов Солецкого и Старорусского районов Новгород ской области за 1970 г. В четырех колхозах этих райо нов собственных ремонтных мастерских нет, в 13 — име ются приспособленные мастерские и в 10 —типовые ма стерские. Годовая выработка в расчете на условный трактор в 1970 г. в группах этих колхозов составила соответственно (га мягкой пахоты): 224, 247 и 288.
В хозяйствах, имеющих приспособленные мастерские, годовая выработка тракторов выше на 10% и типовые мастерские — на 29%.
Затраты на один капитальный и один текущий ремон ты в трех группах хозяйств составили (руб.): 737 и 678;
816 и 546; 553 и 485. В двух последних группах |
колхозов |
затраты на ремонт значительно ниже. |
каждом |
Все это говорит о необходимости создания в |
хозяйстве центральных ремонтных мастерских для прове дения ремонта и технического обслуживания машин и оборудования.
Эффективность ремонтных предприятий как в систе ме «Сельхозтехника», так и в самих хозяйствах во мно гом зависит от их размеров (табл. 42).
Как видно, с увеличением объема валовой продук ции ремонтных мастерских существенно улучшаются их экономические показатели: возрастают объем товарной продукции, основные фонды и рентабельность..
Однако это увеличение не беспредельно, так как с увеличением объема ремонтных предприятий возраста ют расстояния перевозок ремонтных материалов и тех ники. Поэтому при выборе и обосновании размера и ти па ремонтной мастерской в каждом конкретном случае
132
Т аблица 42
Влияние размера ремонтных мастерских на технико-экономические
показатели (на примере объединений «Сельхозтехника» |
|
||||||||||
|
|
|
Горьковской области)1 |
|
|
|
|
||||
|
|
Валовая про |
Товарная |
Среднегодовая |
Рентабельность |
||||||
|
|
стоимость |
ос |
||||||||
|
|
дукция |
|
продукция |
новныхфондов |
мастерских |
|||||
Числообъединений вгруппе одногообъе (динения |
группев% |
диненияодногообъе ( |
группев% |
диненияодногообъе ( группев% |
объединения |
группев |
|||||
Группы |
|
мастерских |
мастерских |
мастерских |
|
|
|||||
объедине |
.) руб . тыс |
кпервой |
|
руб . тыс |
кпервой |
.) руб . тыс кпервой |
|
|
кпервой 5 |
||
нийпообъ |
|
|
|
.)I- |
|
|
|
|
|
|
|
емувало |
|
|
|
|
* |
|
|
|
|
|
|
войпро |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
дукции |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(тыс. руб,) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
До 200 |
и |
158 |
100 |
153 |
100 |
146 |
100 |
3,3 |
100 |
||
201-300 |
20 |
238 |
150,6 |
228 |
149 |
230 |
157,5 |
4,7 |
142,4 |
||
301—400 |
11 |
348 |
220,2 |
328 |
214,4 |
316 |
216,5 |
4,1 |
124,2 |
||
401—600 |
8 |
528 |
331,0 |
460 |
300,7 |
421 |
288,4 |
6,4 |
193,9 |
||
1 К. П. Н о в и к о в. |
Экономические |
основы |
ремонта техники в |
||||||||
сельском |
хозяйстве. |
М., |
Россельхозиздат. |
1972, стр. |
114. |
|
|
необходимо учитывать величину транспортных расходов, наличие существующей базы, степень ее загруженности, наличие и состояние дорожной сети и т. д.
При выборе типа ремонтной мастерской для колхоза или совхоза помимо указанных факторов следует учиты вать существующий размер и структуру машинно-трак торного парка в данном .хозяйстве, его рост на ближай шую перспективу—5—10 лет, перспективуразвития ре монтной базы в других хозяйствах и объединениях «Сельхозтехники».
Без учета этих факторов, как показывает опыт мно гих хозяйств, ремонтные предприятия работают с боль шой недогрузкой или, наоборот, с перегрузкой, что в обоих случаях ухудшает работу мастерских. Если ма стерские работают с недогрузкой, снижается эффектив ность использования их основных фондов, возрастают расходы на ремонты и т. д. Если же они работают с пе регрузкой, то, как правило, ухудшается качество ремон та, нарушается нормальный ритм предприятия, что при водит к ряду отрицательных последствий.
Поэтому в каждом административном районе (или для нескольких таких районов в зависимости от сложив шихся условий) целесообразно разработать на перспек тиву генеральный план размещения ремонтной базы, в ко-
133
тором были бы учтены все факторы, влияющие на ее эко номическую эффективность. При этом, конечно, должно быть учтено и размещение крупных (в пределах одной или нескольких областей или краев) ремонтных специа лизированных заводов системы «Сельхозтехника» и дру гих организаций и ведомств.
Большое значение в сокращении ремонтных расходов имеет организация ремонта по круглогодовому графику. Она позволяет равномерно загружать мастерские, спо собствует лучшему использованию ремонтных рабочих и закреплению постоянных квалифицированных кадров, дает возможность перейти от бригадного к более прогрес сивному узловому методу ремонта и т. д.
На практике этот важный резерв используется явно недостаточно. Например, в среднем за два года (1967— 1968) в Чертковском объединении «Сельхозтехника» Рос товской области за пять месяцев (май—сентябрь) было
отремонтировано лишь 13,8% тракторов, а 86,2% — за оставшиеся семь месяцев.
Улучшить качество технического обслуживания мож но путем внедрения наиболее прогрессивных форм орга низации работ. Например, организации технического об служивания, основанной на разделении труда, когда вож дение машинно-тракторных агрегатов возлагается на трактористов-машинистов, а уход за техникой — на мас- теров-наладчиков. Это позволяет, во-первых, более эф фективно и качественно проводить техническое обслужи вание, а, во-вторых, тракторист-машинист получает воз
можность существенно повысить коэффициент |
использо |
вания рабочего времени за счет исключения |
затрат его |
на техническое обслуживание. |
|
Специализированное обслуживание техники мастера- ми-наладчиками позволяет на 20% и более повысить про изводительность агрегатов, на 10—15% снизить расход топлива и на 10% уменьшить затраты средств на техни ческие уходы и ремонты.
При организации технического обслуживания звенья ми мастеров-наладчиков в каждом конкретном хозяйстве важно определить оптимальную нагрузку закрепляемых за ними средств механизации. Она зависит от возраста и технического состояния машин, структуры МТП, его марочности, удаленности полевых участков и т. д.
Обследования, проведенные Северо-Кавказским филн-
134
алом ВНИЭСХ в Ростовской области, показали прямую зависимость выработки тракторов от нагрузки их на од ного члена звена. Так, в группе хозяйств, имевших самую низкую дневную выработку на 15-сильный трактор .(2,1 га мягкой пахоты), нагрузка на одного члена звена равня лась более 18 физических тракторов. В группе же хо зяйств с наивысшей дневной выработкой—3,15 га мяг кой пахоты — нагрузка составила около 11 тракторов. В первом случае за звеном было закреплено 37 тракторов (в звене два механизатора: мастер-наладчик, его по мощник или слесарь-ремонтник), во втором—21 трактор. Поэтому в некоторых районах Ростовской области ре комендуется за звеном закреплять по 20—25 тракторов со шлейфом сельскохозяйственных машин.
В настоящее время эта форма организации техничес кого обслуживания машинно-тракторного парка получила всеобщее признание и повсеместное распространение.
Хорошо налажено техническое обслуживание сельско хозяйственных машин в колхозе имени Фрунзе Егорьев ского района Алтайского края. Здесь в бригаде, возглав ляемой П. Печенкиным, техническое обслуживание ма шин проводит мастер-наладчик. В его распоряжении име ется передвижная мастерская и стационарный пункт технического обслуживания. Для хранения и техническо го обслуживания машин в бригаде построены машинный двор и теплый гараж, наружная мойка, горючее отпус кается по талонам. Каждый механизатор имеет лимит ную книжку, по которой мастер-наладчик контролирует время постановки машин на техобслуживание независи мо от их технического состояния. Все это положительно сказалось на использовании машинно-тракторного пар ка: сменная выработка на условный трактор повысилась до 3,6 га, дневная выработка зерноуборочного комбай на — до 18,2 га. За два года (1970—1971) бригада сэко номила 90 т дизельного топлива и 25 тыс. руб. на ремон те и технических уходах.
Пути повышения экономической эффективности технического обслуживания машинного парка
Техническое обслуживание машинно-тракторного пар ка, проводимое силами «Сельхозтехники», имеет все пре имущества крупной специализированной ремонтной служ
135
бы, но тем не менее по целому ряду организационных, технических и экономических причин не всегда ведется с надлежащей эффективностью.
Рассмотрим некоторые пути повышения эффективнос ти технического обслуживания машинно-тракторного пар ка на примере колхозов Орловского района Ростовской области. Здесь одна часть хозяйств обслуживается район ным объединением «Сельхозтехника», другая проводит техническое обслуживание собственными силами. На ос нове анализа-первичных материалов за три года (1964— 1966) по обеим группам колхозов этого района выяснено,
что затраты на проведение технического |
обслуживания в |
расчете на тот или иной вид в отделении |
«Сельхозтехни |
ка», как правило, ниже вследствие высокой оснащеннос ти ремонтной базы и обеспеченности ремонтными мате риалами. Однако общие затраты на обслуживание в расчете на трактор за три года значительно выше, так как высока периодичность проведения технического об служивания.
Данные анализа показывают, что в среднем за это время каждый трактор марки ДТ-54, обслуживаемый «Сельхозтехникой», получил 84,12 различного вида техни ческого обслуживания, ДТ-75 — 74,33, МТЗ — 66,27 и Т-40 — 56,59, а в колхозах соответственно 46,29; 44,14; 36,82; 30,85. В колхозах первой группы эти показатели значительно выше, чем во второй.
В хозяйствах, обслуживаемых «Сельхозтехникой», фактическая периодичность проведения технического об
служивания |
опережает нормативную, |
она существенно |
|||||
выше, |
чем |
в группе хозяйств, |
проводящих обслужива- |
||||
вание своими силами. |
При этом периодичность наибо |
||||||
лее трудоемких и дорогостоящих видов |
обслуживания |
||||||
(капитальный ремонт) наиболее высокая. |
|
||||||
Исходя из выработки тракторов и межремонтных сро |
|||||||
ков в колхозах первой группы нужно |
было бы провести |
||||||
по тракторам ДТ-54 0,94 |
капитального |
ремонта, факти |
|||||
чески |
выполнено 1,76 |
(почти в 1,9 |
раза |
больше), по |
|||
ДТ-75 |
соответственно 0,66 и 1,27 |
(выше в 1,9 раза). |
Соответствующие показатели для колхозов второй группы (плановые и фактические) равны соответствен но: по ДТ-54 — 0,93 и 0,92; по ДТ-75 — 0,69 и 0,43; по Т-40 — 0,92 и 0,48 и МТЗ — 1,10 и 0,59, т. е. в хозяй ствах этой группы фактическая периодичность капиталь
136