Файл: Попов, Ю. Н. Повышение эффективности использования техники в земледелии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 0
довано 26°У0 средств, затраченных на получение всей продукции растениеводства; из средств, затраченных на эксплуатацию 1машинно-тра!кторного парка, 20,2% по шли на амортизацию техники и 17,2% — на ее ремонт. Величина издержек на амортизацию и .ремонт техники в расчете на единицу механизированных работ находится в обратной зависимости от годовой выработки машин.
Изменение себестоимости гектара условной пахоты з зависимости от годовой выработки тракторов дано в таблице 11.
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
11 |
|
Влияние годовой выработки условного трактора на себестоимость |
|||||||||
|
|
|
тракторных работ |
Группа колхозов по |
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
годовойвыработке |
g s |
|||
|
|
|
|
|
условноготрактора |
||||
|
Показатель |
|
(га мягкойпахоты) |
s С |
|||||
|
|
|
|
|
Si >» |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Cl |
|
|
|
|
|
|
1-я |
2-я |
3-я |
5 |
и |
|
|
|
|
|
og |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
CQв |
|
Н о в г о р о д с к а я о б л а с т ь |
|
|
|
|
|
||||
Количество колхозов |
в группе |
|
13 |
13 |
20 |
46 |
|||
Годовая выработка на условный трак- |
210 |
223 |
320 |
264- |
|||||
тор (га мягкой пахоты) |
|
|
|
|
|
|
|||
Себестоимость |
1 |
га |
мягкой |
пахоты |
5,65 |
4,49 |
4,39 |
4,75 |
|
(руб.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
затраты на топливо и смазочные |
1,02 |
0,92 |
0,60 |
0,71 |
|||||
материалы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
амортизация |
|
|
|
1,51 |
1,45 |
1,18 |
1,32 |
||
текущий ремонт |
|
|
1,02 |
0,64 |
0,71 |
0,83 |
|||
оплата труда |
|
|
|
2,10 |
1,48 |
1,90 |
1,89 |
||
Р о с т о в с к а я о б л а с т ь |
|
|
|
|
|
||||
Количество колхозов в группе |
|
8 |
22 |
20 |
50 |
||||
Годовая выработка на условный трак- |
410 |
500 |
710 |
630 |
|||||
тор (га мягкой пахоты) |
|
|
|
|
|
|
|||
Себестоимость |
1 |
га |
мягкой |
пахоты |
4,20 |
3,28 |
2,86 |
3,14 |
|
(руб.) |
|
|
на: |
|
|
|
|
|
|
В том числе затраты |
|
|
|
|
|
|
|||
топливо и |
смазочные материалы |
0,53 |
0,46 |
0,42 |
0,44 |
||||
амортизацию |
|
|
|
0,82 |
0,75 |
0,59 |
0,68 |
||
текущий ремонт |
|
|
0.91 |
0,66 |
0,56 |
0,63 |
|||
оплату труда |
|
|
|
1,91 |
1,41 |
1,29 |
1,39 |
П р и м е ч а н и е . Включены колхозы тех же районов, что и в таб лице 9.
21
Несмотря на различие природных условий колхозов Новгородской и Ростовской областей, которые во .многом определяют уровень использования машинно-тракторно
го парка, наблюдается одна и та же закономерность — |
|
с увеличением годовой |
выработки парка значительно |
уменьшаются затраты |
денежно-материальных средств |
почти по всем элементам. Особенно большое снижение наблюдается по затратам на текущий ремонт и аморти зацию. Если затраты на амортизацию в колхозах пер вой группы Новгородской области принять за 100%, то во второй и третьей группах они составят 93 и 78%; рас ходы на ремонт по отношению к первой группе состав ляют 63 и 69,6%. С увеличением годовой выработки значительно сокращается удельный вес этих издержек в общей себестоимости тракторных работ: если удельный вес суммарных затрат на амортизацию и ремонт в пер вой группе составляет 45%, то в третьей — 40%.
В колхозах Ростовской области увеличение выработ ки в третьей группе по сравнению с колхозами первой группы на 300 га мягкой пахоты привело к снижению себестоимости единицы работы с 4,2 до 2,86 руб.
Анализ использования физических тракторов по рас сматриваемым группам колхозов показал, что более вы сокий уровень использования тракторов в колхозах третьей группы является результатом снижения марочности машинно-тракторного парка и лучшего использо вания более мощных тракторов (ДТ-54, «Беларусь») и особенно энергонасыщенных тракторов типа ДТ-75.
Пути повышения эффективности использования энергонасыщенных тракторов
Одно из важнейших направлений технического про гресса в механизации сельскохозяйственного производ ства — увеличение энергонасыщенное™ всех типов трак торов и других энергетических средств. Повышенная мощность может быть реализована путем применения более высоких рабочихскоростей комбинированных агрегатов и машин с активными рабочими органами.
В настоящее время промышленность полностью пере шла на выпуок тракторов и сельскохозяйственных ма шин, способных работать на скоростях 5—9 км/час. Для этой цели созданы и выпускаются тракторы класса 1,4 т
22
с двигателем мощностью 50 л.с. (типа МТЗ-50) и клас са 3 т'с двигателем мощностью 75 л.с. (типа ДТ-75). Во многих хозяйствах, 'находящихся в различных почвенноклиматичеоких условиях, эти тракторы показывают вы сокую экономическую эффективность. Так, в колхозе имени XX партсъезда Ульяновского района Омской об ласти одна бригада была полностью укомплектована энергонасыщенными тракторами класса 3 т и 1,4 т, а другая при тех же условиях — обычными тракторами ДТ-54 и МТЗ-2. В результате энергонасыщенные трак торы имели выработку почти в 1,8 раза выше, а эксплу атационные издержки на 1 эквивалентный гектар ниже на 20%.
В колхозе «Родина» Орловского района Ростовской области дневная и сменная выработки ДТ-75 выше, чем ДТ-54, на 52—70%. В колхозе «Орден Ленина» того же района дневная и сменная выработки тракторов ДТ-75 выше, чем обычных, на 35—70%.
В совхозе «Алабугокий» Курганской области тракто ры типа ДТ-75 имеют более высокую сменную и дневную выработки на 70—80%.
По данным ВНИИМЭСХ, использование энергонасы щенных тракторов на повышенной скорости (до 10 км/час) позволяет повысить их выработку на 35—40% и онизить себестоимость обработки гектара пашни на
25—30%.
Однако возможности энергонасыщенных (окорост-
ных) тракторов используются еще недостаточно (табл.
12).
В целом в колхозах РСФСР сменная и дневная вы работки скоростных тракторов были выше, чем тракто ров ДТ-54, всего на 4% при более высокой мощности двигателя первых почти на 40%. Годовая же выработка этих тракторов была выше лишь на 3% за счет их меньшей (на 1%) занятости в течение года.
Характерно, что даже в условиях Воронежской и Ро стовской областей, где имеются наиболее благоприятные условия для работы тракторов ДТ-75, их используют явно недостаточно, а в колхозах Ростовской области — даже несколько хуже, чем тракторы ДТ-54.
Парк тракторов ДТ-75 имеет очень низкую сравни тельную годовую занятость, несмотря на небольшой срок службы,
гэ
Т а б л и ц а 12
Сравнительное использование гусеничных тракторов |
типа ДТ-54 |
|||||
|
и ДТ-75 в колхозах (1971 г.) |
|
|
|
||
Республика, |
область |
ДТ-75в%кДТ-54 |
; |
|||
отработанома- |
Iыработка |
-j |
||||
|
|
тракторза год |
|
|
|
ностиентсменкоэффици |
|
|
|
|
|
|
- |
|
|
шиио-днейна 1годоваядневнаясменная |
||||
РСФСР |
|
99 |
103 |
104 |
104 |
100 |
Новгородская |
|
112 |
103 |
96 |
94 |
. 99 |
Московская |
|
108 |
105 |
98 |
99 |
100 |
Воронежская |
|
98 |
103 |
105 |
104 |
101 |
Ростовская |
|
99 |
99 |
100 |
102 |
. 98 |
П р и м е ч а н и е . По Московской области включены материалы ио совхозам.
Основными причинами этого являются частые про стои по техническим причинам и главным образом из-за неполадок навесных (прицепных) машин, большинство из которых конструктивно не приспособлены для рабо ты на повышенных скоростях. Велики еще простои по техническим причинам и тех агрегатов, которые работа ют с сельскохозяйственными машинами, специально созданными для работы на повышенных скоростях. Так, по данным 26 фотографий рабочего дня, проведенных в ряде районов на посеве зерновых культур с тракторами типа ДТ-54, простои по техническим причинам состави ли к общему рабочему времени 2,6%, а у аналогичных агрегатов с ДТ-75 (по данным 29 наблюдений) — 4,6%. Если в первом случае удельный вес простоев по техни ческим причинам в общих простоях составил 23,7%, то во втором — 50,5%. Это объясняется низким качеством изготовления.
Следующая причина малой годовой занятости ско: ростных тракторов, а также их сравнительно низкой выработки во многом объясняется несовершенством орт ганизации их эксплуатации. В колхозы и совхозы, как правило, они поставляются единицами, а затем внутри хозяйств рассредоточиваются по отдельным производст венным подразделениям (бригадам, отделениям). На пример, в колхозе «Правда» Чертковского района Ро стовской области 11 тракторов Т-74 находились в девяти
бригадах, а 5 тракторов ДТ-75— в четырех бригадах. В колхозах же имени Кирова и «Рассвет» Песчанокопского района этой же области тракторы типа ДТ-75 бы ли закреплены за овощеводческими и садоводческими бригадами, в которых нет условий для работы на высо ких рабочих скоростях.
Подобная картина наблюдается и с обеспечением колхозов и совхозов новыми энергонасыщенными трак торами Т-150 и Т-150К. Например, в первом квартале
.1972 г. в Ростовскую область поступило 58 таких трак торов, которые были распределены между 27 хозяйства ми восьми административных районов, или в среднем менее двух тракторов на хозяйство, причем в 'восемь хо зяйств поступило всего по одному трактору этой марки. Такое распределение, во-первых, значительно препятст вует комплектованию скоростных тракторов специальны ми сельскохозяйственными машинами, приспособления ми для работы на повышенных рабочих 'Скоростях; вовторых, исключает применение таких прогрессивных ме тодов, как групповая работа на повышенных скоростях. Поэтому при .групповой работе в силу малочисленности в бригадах, особенно на первых этапах внедрения, они вынуждены работать с тем лее режимом,' что и осталь ные тракторы.
Наибольший эффект энергонасыщенные тракторы дают в том случае, если они максимально концентриру ются в отдельных хозяйствах и их производственных единицах (бригадах, отделениях), а не распыляются по отдельным хозяйствам и производственным участкам
(табл. 13).
В колхозах, имеющих в среднем шесть-семь тракто ров ДТ-75, по сравнению с колхозами, где по одному трактору этого типа, значительно выше их дневная вы работка (в 2,5 раза) и ниже себестоимость гектара мяг кой пахоты (на 12%)- В абсолютном большинстве хо зяйств, пользующихся всего одним—тремя тракторами, низка их экономическая эффективность. Поэтому возни кает необходимость в осуществлении системы экономи ческих и организационных мер, .которые способствовали бы полной отдаче возможностей поступающей техники. Такими мерами могли бы быть следующие:
а) полное комплектование новой техникой отдельных производственных единиц (бригад, отделений) хозяйств
25
Т а б л и ц а 13
влияние концентрации энергонасыщенных тракторов типа ДТ-75 на эффективность их использования (колхозы Старорусского
и Солецкого районов Новгородской области)
|
|
|
|
|
Группа колхозов |
||
|
|
|
|
|
поколичествутракто |
||
|
• |
Показатели |
|
ров ДТ-75па хозяй |
|||
|
|
|
ство |
|
|||
|
|
|
|
|
до2 |
2—1 свыше‘1 |
|
Количество |
колхозов в группе |
5 |
33 |
5 |
|||
Количество тракторов ДТ-75 на~хо-( |
1,1 |
2,8 |
6,9 |
||||
З Я Й С Т В О |
• |
|
Г' |
. |
1,3 |
3,0 |
|
Диевная_ выработка ДТ-75 (га |
мяг- |
СО Со |
|||||
кой пахоты) |
га мягкой пахоты |
5,6 |
5,0 |
4,4 |
|||
Себестоимость 1 |
|||||||
(руб.) |
|
|
|
|
-19 |
57 |
53 |
Нагрузканашни на условный трак- |
|||||||
тор (га) |
|
|
|
|
|
|
|
Удельный вес тракторов ДТ-75 (%): |
22,0 |
35,4 |
49,6 |
||||
в гусеничном |
парке |
|
|||||
во всем тракторном^парке |
|
12,8 |
20,5 |
35,0 |
сО ? -Са
с
V^
3 ^
сиу
и aiш
m
3,2
3,0
4,9
55
38
22,6
с передачей устаревших моделей в другие производст венные единицы данных хозяйств;
б) экономическое стимулирование бригад и отделе ний, использующих устаревшие модели машин. Сюда можно отнести все то, что способствует выравниванию условий их работы с бригадами (отделениями), работа ющими на машинах новых моделей: равноколичествен ное комплектование МТП, при котором обеспечивалось бы соблюдение одинаковых агротехнических требований выполнения работ; частичное перераспределение эконо мии средств отделений и бригад, имеющих новую техни ку, между бригадами и отделениями, использующими устаревшую технику, и т. д.
Серьезной причиной низкой выработки энергонасы щенных тракторов является несоответствие действую щих норм выработки реальным возможностям этих ма шин. Так, в совхозе «Боровичанин» Новгородской обла сти имелось семь тракторов типа ДТ-75 и девять тракто ров типа ДТ-54. Постоянно закрепленными за трактора ми ДТ-54 механизаторами за год был отработан 1381
26
чел.-дн. За выполненные работы им было начислено 10 458 руб. заработной платы, или 7,57 руб. в расчете на 1 чел.-дн. Трактористами же, постоянно закрепленными за ДТ-75, было отработано 1385 чел.-дн., получили они 8830 руб. заработной платы, или только 6,4 руб. в рас чете на 1 чел.-дн., что на 15,5% меньше, чем механиза торы, работавшие на тракторах ДТ-54. Установленные нормы выработки не стимулируют высокопроизводитель ную работу энергонасыщенных тракторов. Трактористы, работающие на ДТ-75, должны получить на отработан ный .человеко-день при прочих равных условиях не мень шую заработную плату. Если же учесть сравнительно большее напряжение механизаторов, большую интен сивность труда при работе на более высоких рабочих скоростях, то дневная заработная плата механизаторов, работающих на ДТ-75, должна быть даже несколько выше.
По данным хронометражных наблюдений, выполне ние норм выработки различными тракторами приведено
в таблице |
14. . |
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 14 |
|
Выполнение норм выработки |
на энергонасыщенных |
||||
|
и обычных тракторах |
Процент выполнения |
|||
|
|
|
|
||
|
|
Числонаблюдений |
действующихнорм |
||
|
Наименование. |
выработкивпереводе |
|||
Зона |
за агрегатами |
на 7-часовойрабочий |
|||
работы |
ДТ-54 |
ДТ-75 |
ДТ-54 |
день |
|
|
|
ДТ-75 |
|||
Дальний |
Посев сом и |
16 |
26 |
13? |
107 |
Восток |
риса |
|
|
|
|
|
Культивация |
7 |
10 |
118 |
109 |
|
посевов |
|
|
|
|
|
сои |
14 |
|
|
|
Западная |
Пахота |
19 |
115,8 |
83,4 |
|
Сибирь |
|
|
|
|
|
|
|
МТЗ-2 МТЗ-50 МТЗ-2 МТЗ-50 |
|||
Дальний |
Культивация |
2 |
2 |
138,4 |
89,6 |
Восток |
посевов |
|
|
|
|
|
сои |
|
|
|
|
27