Файл: Попов, Ю. Н. Повышение эффективности использования техники в земледелии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

довано 26°У0 средств, затраченных на получение всей продукции растениеводства; из средств, затраченных на эксплуатацию 1машинно-тра!кторного парка, 20,2% по­ шли на амортизацию техники и 17,2% — на ее ремонт. Величина издержек на амортизацию и .ремонт техники в расчете на единицу механизированных работ находится в обратной зависимости от годовой выработки машин.

Изменение себестоимости гектара условной пахоты з зависимости от годовой выработки тракторов дано в таблице 11.

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

11

Влияние годовой выработки условного трактора на себестоимость

 

 

 

тракторных работ

Группа колхозов по

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

годовойвыработке

g s

 

 

 

 

 

условноготрактора

 

Показатель

 

(га мягкойпахоты)

s С

 

 

 

 

 

Si >»

 

 

 

 

 

 

 

 

Cl

 

 

 

 

 

1-я

2-я

3-я

5

и

 

 

 

 

 

og

 

 

 

 

 

 

 

 

CQв

Н о в г о р о д с к а я о б л а с т ь

 

 

 

 

 

Количество колхозов

в группе

 

13

13

20

46

Годовая выработка на условный трак-

210

223

320

264-

тор (га мягкой пахоты)

 

 

 

 

 

 

Себестоимость

1

га

мягкой

пахоты

5,65

4,49

4,39

4,75

(руб.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

затраты на топливо и смазочные

1,02

0,92

0,60

0,71

материалы

 

 

 

 

 

 

 

 

амортизация

 

 

 

1,51

1,45

1,18

1,32

текущий ремонт

 

 

1,02

0,64

0,71

0,83

оплата труда

 

 

 

2,10

1,48

1,90

1,89

Р о с т о в с к а я о б л а с т ь

 

 

 

 

 

Количество колхозов в группе

 

8

22

20

50

Годовая выработка на условный трак-

410

500

710

630

тор (га мягкой пахоты)

 

 

 

 

 

 

Себестоимость

1

га

мягкой

пахоты

4,20

3,28

2,86

3,14

(руб.)

 

 

на:

 

 

 

 

 

 

В том числе затраты

 

 

 

 

 

 

топливо и

смазочные материалы

0,53

0,46

0,42

0,44

амортизацию

 

 

 

0,82

0,75

0,59

0,68

текущий ремонт

 

 

0.91

0,66

0,56

0,63

оплату труда

 

 

 

1,91

1,41

1,29

1,39

П р и м е ч а н и е . Включены колхозы тех же районов, что и в таб­ лице 9.

21


Несмотря на различие природных условий колхозов Новгородской и Ростовской областей, которые во .многом определяют уровень использования машинно-тракторно­

го парка, наблюдается одна и та же закономерность —

с увеличением годовой

выработки парка значительно

уменьшаются затраты

денежно-материальных средств

почти по всем элементам. Особенно большое снижение наблюдается по затратам на текущий ремонт и аморти­ зацию. Если затраты на амортизацию в колхозах пер­ вой группы Новгородской области принять за 100%, то во второй и третьей группах они составят 93 и 78%; рас­ ходы на ремонт по отношению к первой группе состав­ ляют 63 и 69,6%. С увеличением годовой выработки значительно сокращается удельный вес этих издержек в общей себестоимости тракторных работ: если удельный вес суммарных затрат на амортизацию и ремонт в пер­ вой группе составляет 45%, то в третьей — 40%.

В колхозах Ростовской области увеличение выработ­ ки в третьей группе по сравнению с колхозами первой группы на 300 га мягкой пахоты привело к снижению себестоимости единицы работы с 4,2 до 2,86 руб.

Анализ использования физических тракторов по рас­ сматриваемым группам колхозов показал, что более вы­ сокий уровень использования тракторов в колхозах третьей группы является результатом снижения марочности машинно-тракторного парка и лучшего использо­ вания более мощных тракторов (ДТ-54, «Беларусь») и особенно энергонасыщенных тракторов типа ДТ-75.

Пути повышения эффективности использования энергонасыщенных тракторов

Одно из важнейших направлений технического про­ гресса в механизации сельскохозяйственного производ­ ства — увеличение энергонасыщенное™ всех типов трак­ торов и других энергетических средств. Повышенная мощность может быть реализована путем применения более высоких рабочихскоростей комбинированных агрегатов и машин с активными рабочими органами.

В настоящее время промышленность полностью пере­ шла на выпуок тракторов и сельскохозяйственных ма­ шин, способных работать на скоростях 5—9 км/час. Для этой цели созданы и выпускаются тракторы класса 1,4 т

22

с двигателем мощностью 50 л.с. (типа МТЗ-50) и клас­ са 3 т'с двигателем мощностью 75 л.с. (типа ДТ-75). Во многих хозяйствах, 'находящихся в различных почвенноклиматичеоких условиях, эти тракторы показывают вы­ сокую экономическую эффективность. Так, в колхозе имени XX партсъезда Ульяновского района Омской об­ ласти одна бригада была полностью укомплектована энергонасыщенными тракторами класса 3 т и 1,4 т, а другая при тех же условиях — обычными тракторами ДТ-54 и МТЗ-2. В результате энергонасыщенные трак­ торы имели выработку почти в 1,8 раза выше, а эксплу­ атационные издержки на 1 эквивалентный гектар ниже на 20%.

В колхозе «Родина» Орловского района Ростовской области дневная и сменная выработки ДТ-75 выше, чем ДТ-54, на 52—70%. В колхозе «Орден Ленина» того же района дневная и сменная выработки тракторов ДТ-75 выше, чем обычных, на 35—70%.

В совхозе «Алабугокий» Курганской области тракто­ ры типа ДТ-75 имеют более высокую сменную и дневную выработки на 70—80%.

По данным ВНИИМЭСХ, использование энергонасы­ щенных тракторов на повышенной скорости (до 10 км/час) позволяет повысить их выработку на 35—40% и онизить себестоимость обработки гектара пашни на

25—30%.

Однако возможности энергонасыщенных (окорост-

ных) тракторов используются еще недостаточно (табл.

12).

В целом в колхозах РСФСР сменная и дневная вы­ работки скоростных тракторов были выше, чем тракто­ ров ДТ-54, всего на 4% при более высокой мощности двигателя первых почти на 40%. Годовая же выработка этих тракторов была выше лишь на 3% за счет их меньшей (на 1%) занятости в течение года.

Характерно, что даже в условиях Воронежской и Ро­ стовской областей, где имеются наиболее благоприятные условия для работы тракторов ДТ-75, их используют явно недостаточно, а в колхозах Ростовской области — даже несколько хуже, чем тракторы ДТ-54.

Парк тракторов ДТ-75 имеет очень низкую сравни­ тельную годовую занятость, несмотря на небольшой срок службы,

гэ


Т а б л и ц а 12

Сравнительное использование гусеничных тракторов

типа ДТ-54

 

и ДТ-75 в колхозах (1971 г.)

 

 

 

Республика,

область

ДТ-75в%кДТ-54

;

отработанома-

Iыработка

-j

 

 

тракторза год

 

 

 

ностиентсменкоэффици

 

 

 

 

 

 

-

 

 

шиио-днейна 1годоваядневнаясменная

РСФСР

 

99

103

104

104

100

Новгородская

 

112

103

96

94

. 99

Московская

 

108

105

98

99

100

Воронежская

 

98

103

105

104

101

Ростовская

 

99

99

100

102

. 98

П р и м е ч а н и е . По Московской области включены материалы ио совхозам.

Основными причинами этого являются частые про­ стои по техническим причинам и главным образом из-за неполадок навесных (прицепных) машин, большинство из которых конструктивно не приспособлены для рабо­ ты на повышенных скоростях. Велики еще простои по техническим причинам и тех агрегатов, которые работа­ ют с сельскохозяйственными машинами, специально созданными для работы на повышенных скоростях. Так, по данным 26 фотографий рабочего дня, проведенных в ряде районов на посеве зерновых культур с тракторами типа ДТ-54, простои по техническим причинам состави­ ли к общему рабочему времени 2,6%, а у аналогичных агрегатов с ДТ-75 (по данным 29 наблюдений) — 4,6%. Если в первом случае удельный вес простоев по техни­ ческим причинам в общих простоях составил 23,7%, то во втором — 50,5%. Это объясняется низким качеством изготовления.

Следующая причина малой годовой занятости ско: ростных тракторов, а также их сравнительно низкой выработки во многом объясняется несовершенством орт ганизации их эксплуатации. В колхозы и совхозы, как правило, они поставляются единицами, а затем внутри хозяйств рассредоточиваются по отдельным производст­ венным подразделениям (бригадам, отделениям). На­ пример, в колхозе «Правда» Чертковского района Ро­ стовской области 11 тракторов Т-74 находились в девяти


бригадах, а 5 тракторов ДТ-75— в четырех бригадах. В колхозах же имени Кирова и «Рассвет» Песчанокопского района этой же области тракторы типа ДТ-75 бы­ ли закреплены за овощеводческими и садоводческими бригадами, в которых нет условий для работы на высо­ ких рабочих скоростях.

Подобная картина наблюдается и с обеспечением колхозов и совхозов новыми энергонасыщенными трак­ торами Т-150 и Т-150К. Например, в первом квартале

.1972 г. в Ростовскую область поступило 58 таких трак­ торов, которые были распределены между 27 хозяйства­ ми восьми административных районов, или в среднем менее двух тракторов на хозяйство, причем в 'восемь хо­ зяйств поступило всего по одному трактору этой марки. Такое распределение, во-первых, значительно препятст­ вует комплектованию скоростных тракторов специальны­ ми сельскохозяйственными машинами, приспособления­ ми для работы на повышенных рабочих 'Скоростях; вовторых, исключает применение таких прогрессивных ме­ тодов, как групповая работа на повышенных скоростях. Поэтому при .групповой работе в силу малочисленности в бригадах, особенно на первых этапах внедрения, они вынуждены работать с тем лее режимом,' что и осталь­ ные тракторы.

Наибольший эффект энергонасыщенные тракторы дают в том случае, если они максимально концентриру­ ются в отдельных хозяйствах и их производственных единицах (бригадах, отделениях), а не распыляются по отдельным хозяйствам и производственным участкам

(табл. 13).

В колхозах, имеющих в среднем шесть-семь тракто­ ров ДТ-75, по сравнению с колхозами, где по одному трактору этого типа, значительно выше их дневная вы­ работка (в 2,5 раза) и ниже себестоимость гектара мяг­ кой пахоты (на 12%)- В абсолютном большинстве хо­ зяйств, пользующихся всего одним—тремя тракторами, низка их экономическая эффективность. Поэтому возни­ кает необходимость в осуществлении системы экономи­ ческих и организационных мер, .которые способствовали бы полной отдаче возможностей поступающей техники. Такими мерами могли бы быть следующие:

а) полное комплектование новой техникой отдельных производственных единиц (бригад, отделений) хозяйств

25

Т а б л и ц а 13

влияние концентрации энергонасыщенных тракторов типа ДТ-75 на эффективность их использования (колхозы Старорусского

и Солецкого районов Новгородской области)

 

 

 

 

 

Группа колхозов

 

 

 

 

 

поколичествутракто­

 

Показатели

 

ров ДТ-75па хозяй­

 

 

 

ство

 

 

 

 

 

 

до2

2—1 свыше‘1

Количество

колхозов в группе

5

33

5

Количество тракторов ДТ-75 на~хо-(

1,1

2,8

6,9

З Я Й С Т В О

 

Г'

.

1,3

3,0

 

Диевная_ выработка ДТ-75 (га

мяг-

СО Со

кой пахоты)

га мягкой пахоты

5,6

5,0

4,4

Себестоимость 1

(руб.)

 

 

 

 

-19

57

53

Нагрузканашни на условный трак-

тор (га)

 

 

 

 

 

 

 

Удельный вес тракторов ДТ-75 (%):

22,0

35,4

49,6

в гусеничном

парке

 

во всем тракторном^парке

 

12,8

20,5

35,0

сО ? а

с

V^

3 ^

сиу

и aiш

m

3,2

3,0

4,9

55

38

22,6

с передачей устаревших моделей в другие производст­ венные единицы данных хозяйств;

б) экономическое стимулирование бригад и отделе­ ний, использующих устаревшие модели машин. Сюда можно отнести все то, что способствует выравниванию условий их работы с бригадами (отделениями), работа­ ющими на машинах новых моделей: равноколичествен­ ное комплектование МТП, при котором обеспечивалось бы соблюдение одинаковых агротехнических требований выполнения работ; частичное перераспределение эконо­ мии средств отделений и бригад, имеющих новую техни­ ку, между бригадами и отделениями, использующими устаревшую технику, и т. д.

Серьезной причиной низкой выработки энергонасы­ щенных тракторов является несоответствие действую­ щих норм выработки реальным возможностям этих ма­ шин. Так, в совхозе «Боровичанин» Новгородской обла­ сти имелось семь тракторов типа ДТ-75 и девять тракто­ ров типа ДТ-54. Постоянно закрепленными за трактора­ ми ДТ-54 механизаторами за год был отработан 1381

26


чел.-дн. За выполненные работы им было начислено 10 458 руб. заработной платы, или 7,57 руб. в расчете на 1 чел.-дн. Трактористами же, постоянно закрепленными за ДТ-75, было отработано 1385 чел.-дн., получили они 8830 руб. заработной платы, или только 6,4 руб. в рас­ чете на 1 чел.-дн., что на 15,5% меньше, чем механиза­ торы, работавшие на тракторах ДТ-54. Установленные нормы выработки не стимулируют высокопроизводитель­ ную работу энергонасыщенных тракторов. Трактористы, работающие на ДТ-75, должны получить на отработан­ ный .человеко-день при прочих равных условиях не мень­ шую заработную плату. Если же учесть сравнительно большее напряжение механизаторов, большую интен­ сивность труда при работе на более высоких рабочих скоростях, то дневная заработная плата механизаторов, работающих на ДТ-75, должна быть даже несколько выше.

По данным хронометражных наблюдений, выполне­ ние норм выработки различными тракторами приведено

в таблице

14. .

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 14

Выполнение норм выработки

на энергонасыщенных

 

и обычных тракторах

Процент выполнения

 

 

 

 

 

 

Числонаблюдений

действующихнорм

 

Наименование.

выработкивпереводе

Зона

за агрегатами

на 7-часовойрабочий

работы

ДТ-54

ДТ-75

ДТ-54

день

 

 

ДТ-75

Дальний

Посев сом и

16

26

13?

107

Восток

риса

 

 

 

 

 

Культивация

7

10

118

109

 

посевов

 

 

 

 

 

сои

14

 

 

 

Западная

Пахота

19

115,8

83,4

Сибирь

 

 

 

 

 

 

 

МТЗ-2 МТЗ-50 МТЗ-2 МТЗ-50

Дальний

Культивация

2

2

138,4

89,6

Восток

посевов

 

 

 

 

 

сои

 

 

 

 

27