Файл: Попов, Ю. Н. Повышение эффективности использования техники в земледелии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

б) увеличения емкостей цистерн, бункеров, семенных

ящиков, машин.

Например, при увеличении

емкостей

бункеров четырехрядной картофелесажалки

со 125. кг

на 1 м захвата

до 450—500 кг выработка картофелепо­

садочного агрегата повышается на 20—25%. Такое же положение и с другими машинами (зерновыми, куку­ рузными, туковыми, зернотуковыми сеялками и др.);

в) разработки и внедрения системы мероприятий, позволяющих проводить заправку агрегатов, а также выгрузку зерна из бункеров комбайнов без их оста­

новки;

. г) снижения затрат рабочего времени на остановки агрегатов по технологическим причинам (очистка рабо­ чих органов машин и др.). Так, на очистку рабочих ор­ ганов почвообрабатывающих орудий расходуется до 10% рабочего времени. Эти простои могут быть значи­ тельно снижены как за счет повышения культуры зем­ леделия (своевременная уборка полей от пожнивных

остатков и т.*д.), так и конструктивного совершенство­

вания машин и орудий. Например, увеличение дорожно­

го просвета плугов с 560 до 700—725 мм позволяет про­

водить безостановочную работу агрега.тов на полях, име­

ющих высокую стерню (до 25 см). Кроме того, значи­

тельное снижение затрат рабочего времени по указан­

ным причинам может быть достигнуто за счет улучше­

ния конструкции самих рабочих органов машины, соот­

ветствующего покрытия их рабочих поверхностей и т. д.;

д) внедрения шеренговых гидрофицированных куль-

тиваторных и посевных агрегатов. Они позволяют сни­

зить время на заправку и повороты в 1,25—1,4 раза по

сравнению с эшелонированным расположением

сеялок,

а также уменьшить количество обслуживающего

персо­

нала.

Для выявления причин низкого использования энер­

гонасыщенных тракторов

были проанализированы ма­

териалы обследования,

проведенного

органами

ЦСУ

РСФСР в 5% колхозов и совхозов РСФСР в 1969 г.

Самая высокая выработка у тракторов была: ДТ-54

в сентябре (7,5 га мягкой пахоты), мае

(6,87

га

мягкой

пахоты) и августе (6,62

га мягкой пахоты);

ДТ-75 — в

сентябре (8,15;га мягкой пахоты) и августе (7,17 га мяг­ кой пахоты). Наиболее низкую выработку эти тракторы имели в январе—марте и ноябре—декабре. Основной

2*

35


объем работ за эти месяцы приходился на транспортные работы. У ДТ-75 удельный вес транспортных работ за указанные месяцы был: 75, 67, 49 и 67, а у ДТ-54 соот­ ветственно — 70, 69, 51 и 64%. Среднегодовой удельный вес транспортных работ составил всего 22% общего объема выполненных ими тракторных работ. Поэтому основным путем повышения эффективности ДТ-75 и ДТ-54 в зимние и ранневесенние месяцы является совер­ шенствование организации транспортного процесса: пра­ вильное комплектование транспортных агрегатов прице­ пами и полуприцепами, механизация погрузки и разгруз­ ки, составление рациональных маршрутов движения'аг­ регатов и т. д.

Чтобы улучшить использование тракторов, необходи­ мо повысить их занятость в течение декады, месяца, года.

В мае—октябре тракторы «Беларусь» используются более интенсивно и более равномерно, чем гусеничные. В эти месяцы они заняты на работах'20—22 дня (в сред­ нем за этот период 21 день). Средняя занятость гусенич­ ных тракторов за эти месяцы составляет 19,5—19,7 дня. Особенно низка загруженность этих тракторов в июне и июле — всего 17 дней, что составляет 55—57% числа календарных дней. Больше всего эти тракторы заняты в мае и сентябре (22—23 дня), т. е. в период весенних по­ левых работ (подготовка почвы, посев и т. д.) и массо­ вой вспашки зяби после уборки урожая. Однако даже в наиболее напряженные периоды тракторы, используются явно недостаточно. Поэтому в каждом хозяйстве следу­ ет разработать мероприятия по повышению загрузки тракторов в эти периоды: увеличить количество закреп­ ленных механизаторов до двух-трех, для предотвраще­ ния поломок и неисправностей улучшить службу техни­ ческого обслуживания и т. д.

Низкое использование гусеничных тракторов в ию­ не—июле во многом объясняется технологией производ­ ства, спецификой земледелия. В эти месяцы основными работами в большинстве районов страны являются уход за пропашными культурами, уборка сена. Оли выполня­ ются пропашными колесными тракторами. Поэтому ра­ зумно в эти месяцы сменщиков с гусеничных тракторов (при двухсменной работе) занимать для организации второй смены на колесных тракторах.

Втаблице 16 приведена группировка колхозов

РСФСР по дневной выработке тракторов типа

ДТ-75

(в расчете на 15-сильный трактор) в зависимости

от со­

става работ.

 

Таблица L6

Зависимость дневной выработки тракторов типа

ДТ-75 от состава

 

работ в колхозах РСФСР

 

 

(по данным выборочного обследования ЦСУ РСФСР за 1969 г.)

Группа

Средняя дневная вы­ Сменная выработка на работах(га мягкойпахоты)

работка на 15-силь-

 

транс­

стацио­

 

колхо­

иыйтрактор(га мяг­

полевых

прочих

зов

койпахоты)

портных

нарных

1-я

До 2,0

5,87

3,55

5,13

4,03-

2-я

2,1—3,0

7,66

4,89

5,95 _

6,16

3-я

3,1—4,0

7,90

4,57

7.82

6,26

4-я

4,1 и выше

7,0

4,82

5,80

6,65

 

И т о г о

7,13

4,34

6,10

5.66

Из таблицы видно, что на повышение выработки-ус­ ловного трактора влияет ее рост (с некоторыми колеба­ ниями по отдельным группам) почти на всех группах работ. При этом особенно большое увеличение выработ­ ки наблюдается на прочих работах. Самую высокую вы­ работку тракторы имеют на полевых работах и самую низкую — на транспортных. В среднем по всем группам колхозов выработка на транспортных работах ниже на 39%, чем на полевых. Это объясняется несовершенством -действовавших коэффициентов перевода транспортных работ в гектары условной пахоты; выполнением основно­ го объема транспортных работ в сравнительно неблаго­ приятных условиях (осенне-зимний и ранневесенний пе­ риоды), недостаточным уровнем механизации погрузоч­ но-разгрузочных работ.

Выработка на стационарных и прочих работах более высокая, чем на транспортных. Однако удельный вес за­ нятости тракторов на этих группах работ составляет все­ го 0,5 и 9,5% (табл. 17). Наибольшую занятность рас­ сматриваемые тракторы имеют на - полевых работах (59%) и транспортных (31%). Причем, как видно из дан­ ных таблицы, повышение выработки на условный трак­ тор от первой к последней группам хозяйств происходит преимущественно за счет роста занятости машин, а сле­ довательно, и объемов на полевых работах.

Чтобы повысить уровень использования этих тракто-

§7


Т а б л и ц а 17

Структура занятости тракторов типа ДТ-75 на различных группах работ в колхозах РСФСР (по данным выборочного обследования ЦСУ РСФСР за 1969 г.)

Группа Средняя дневная вы­ колхо­ работка на 15-снль- зов ныитрактор (га мяг­

койпахоты)

 

Удельныйпес группработ («)

 

поле­

транс­

стацно--

прочие

ИТО ГО

вые

портные

нарные

 

1-Я

До 2,0

51,0

' 39,5

0,5

9,0

100

2-я

2 ,1 -3 ,0

61,5

28,5

0,5

9,5

100

3-я

3,1—4,0

59,5

31,0

0,5

9,0

100

4-я

4 ,1 и выше

62,0

25,5

0,5

11,0

100

 

И т о г о

59,0

31,0

0,5

9,5

100

ров, необходимо разработать и внедрить систему орга­ низационно-экономических и технических мероприятий по улучшению использования агрегатов и в первую оче­ редь на транспортных работах (повышение уровня меха­ низации погрузочно-разгрузочных работ, рациональное комплектование транспортных агрегатов прицепами, со­ вершенствование организации транспортного процесса и т. д.); улучшить нормирование и учет транспортных работ, при котором бы достигалась необходимая заин­ тересованность механизаторов в выполнении транспорт­ ных работ.

Одна из причин неудовлетворительного использова­ ния техники в сельском хозяйстве и снижения уровня ее применения — недостаточные темпы производства и по­ ставок рабочих машин к тракторам.

В таблице 18 приведены показатели обеспеченности колхозов республики некоторыми машинами.

Так как в среднем на бригаду приходится менее од­ ной или половины машины, то на выполнение многих ра­ бот привлекается большое количество ручного труда, растягиваются сроки выполнения работ. Поэтому уро­ вень механизации некоторых трудоемких работ остается очень низким. Например, в 1971 г. уровень механизации погрузки картофеля при вывозке его с поля в колхозах РСФСР составил всего 15%, сахарной свеклы — 70, на скирдовании сена — 61, погрузке минеральных и орга­ нических удобрений при вывозке на поля — 82, копнении сена — 53%.

38


Т а б л и ц а 18

Обеспеченность колхозов республики машинами

Приходится (количество) машинна

Машина колхоз бригаду 1000га пашни

Косилки-измельчители

1,64

0^41

0,36

Стогометатели

3,0

0,75

0,69

Зернопогрузчики

3,0

0,75

0,69

Разбрасыватели минеральных удоб-

1,66

0,41

0,36

рений

2,5

0,62

0,55

Навозоразбрасыватели

Погрузчики универсальные, греи-

3,5

0,88

0,76

ферные, фронтальные, смесители-

 

 

 

погрузчики, экскаваторы

1,52

0,38

0,33

Жнжеразбрасывателн тракторные

и автомобильные

Недостаточные темпы роста количества рабочих ма- s шин подтверждаются фактическими и амортизационны­ ми сроками службы машин (табл. 19).

Из таблицы видно, что фактический срок службы ос­ новных типов машин, применяемых в сельском хозяйст­ ве, значительно выше амортизационного срока. Особен- 'но высок срок службы силосоуборочных и свеклоубороч­ ных комбайнов, хлопкоуборочных и некоторых других машин.

Высокий фактический срок службы многих машин яв­ ляется одной из главных причин недостаточной выработ­ ки машинно-тракторных агрегатов и повышенных зат­ рат труда и средств на выполнение механизированных работ.

В связи со все увеличивающимся производством и поставкой мощных колесных тракторов К-700 важное значение приобретает анализ работыи изыскание путей повышения их эффективности (табл.'20).

Эти тракторы лучше используются в колхозах, где выше годовая выработка, больше годовая занятость. Их годовая, дневная и сменная выработки в 1971 г. были в 2,3—2,4 раза выше, чем у тракторов типа ДТ-75. Тяго­ вая мощность тракторов К-700 по сравнению с трактора­ ми типа ДТ-75 выше в 2,25 раза. Однако резервы повы­ шения уровня использования тракторов К-700 все еще

39