Файл: Попов, Ю. Н. Повышение эффективности использования техники в земледелии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 53
Скачиваний: 0
б) увеличения емкостей цистерн, бункеров, семенных
ящиков, машин. |
Например, при увеличении |
емкостей |
бункеров четырехрядной картофелесажалки |
со 125. кг |
|
на 1 м захвата |
до 450—500 кг выработка картофелепо |
садочного агрегата повышается на 20—25%. Такое же положение и с другими машинами (зерновыми, куку рузными, туковыми, зернотуковыми сеялками и др.);
в) разработки и внедрения системы мероприятий, позволяющих проводить заправку агрегатов, а также выгрузку зерна из бункеров комбайнов без их оста
новки;
. г) снижения затрат рабочего времени на остановки агрегатов по технологическим причинам (очистка рабо чих органов машин и др.). Так, на очистку рабочих ор ганов почвообрабатывающих орудий расходуется до 10% рабочего времени. Эти простои могут быть значи тельно снижены как за счет повышения культуры зем леделия (своевременная уборка полей от пожнивных
остатков и т.*д.), так и конструктивного совершенство |
|
вания машин и орудий. Например, увеличение дорожно |
|
го просвета плугов с 560 до 700—725 мм позволяет про |
|
водить безостановочную работу агрега.тов на полях, име |
|
ющих высокую стерню (до 25 см). Кроме того, значи |
|
тельное снижение затрат рабочего времени по указан |
|
ным причинам может быть достигнуто за счет улучше |
|
ния конструкции самих рабочих органов машины, соот |
|
ветствующего покрытия их рабочих поверхностей и т. д.; |
|
д) внедрения шеренговых гидрофицированных куль- |
|
тиваторных и посевных агрегатов. Они позволяют сни |
|
зить время на заправку и повороты в 1,25—1,4 раза по |
|
сравнению с эшелонированным расположением |
сеялок, |
а также уменьшить количество обслуживающего |
персо |
нала.
Для выявления причин низкого использования энер
гонасыщенных тракторов |
были проанализированы ма |
|||
териалы обследования, |
проведенного |
органами |
ЦСУ |
|
РСФСР в 5% колхозов и совхозов РСФСР в 1969 г. |
||||
Самая высокая выработка у тракторов была: ДТ-54 |
||||
в сентябре (7,5 га мягкой пахоты), мае |
(6,87 |
га |
мягкой |
|
пахоты) и августе (6,62 |
га мягкой пахоты); |
ДТ-75 — в |
сентябре (8,15;га мягкой пахоты) и августе (7,17 га мяг кой пахоты). Наиболее низкую выработку эти тракторы имели в январе—марте и ноябре—декабре. Основной
2* |
35 |
объем работ за эти месяцы приходился на транспортные работы. У ДТ-75 удельный вес транспортных работ за указанные месяцы был: 75, 67, 49 и 67, а у ДТ-54 соот ветственно — 70, 69, 51 и 64%. Среднегодовой удельный вес транспортных работ составил всего 22% общего объема выполненных ими тракторных работ. Поэтому основным путем повышения эффективности ДТ-75 и ДТ-54 в зимние и ранневесенние месяцы является совер шенствование организации транспортного процесса: пра вильное комплектование транспортных агрегатов прице пами и полуприцепами, механизация погрузки и разгруз ки, составление рациональных маршрутов движения'аг регатов и т. д.
Чтобы улучшить использование тракторов, необходи мо повысить их занятость в течение декады, месяца, года.
В мае—октябре тракторы «Беларусь» используются более интенсивно и более равномерно, чем гусеничные. В эти месяцы они заняты на работах'20—22 дня (в сред нем за этот период 21 день). Средняя занятость гусенич ных тракторов за эти месяцы составляет 19,5—19,7 дня. Особенно низка загруженность этих тракторов в июне и июле — всего 17 дней, что составляет 55—57% числа календарных дней. Больше всего эти тракторы заняты в мае и сентябре (22—23 дня), т. е. в период весенних по левых работ (подготовка почвы, посев и т. д.) и массо вой вспашки зяби после уборки урожая. Однако даже в наиболее напряженные периоды тракторы, используются явно недостаточно. Поэтому в каждом хозяйстве следу ет разработать мероприятия по повышению загрузки тракторов в эти периоды: увеличить количество закреп ленных механизаторов до двух-трех, для предотвраще ния поломок и неисправностей улучшить службу техни ческого обслуживания и т. д.
Низкое использование гусеничных тракторов в ию не—июле во многом объясняется технологией производ ства, спецификой земледелия. В эти месяцы основными работами в большинстве районов страны являются уход за пропашными культурами, уборка сена. Оли выполня ются пропашными колесными тракторами. Поэтому ра зумно в эти месяцы сменщиков с гусеничных тракторов (при двухсменной работе) занимать для организации второй смены на колесных тракторах.
Втаблице 16 приведена группировка колхозов
РСФСР по дневной выработке тракторов типа |
ДТ-75 |
(в расчете на 15-сильный трактор) в зависимости |
от со |
става работ. |
|
Таблица L6 |
Зависимость дневной выработки тракторов типа |
ДТ-75 от состава |
||||
|
работ в колхозах РСФСР |
|
|
||
(по данным выборочного обследования ЦСУ РСФСР за 1969 г.) |
|||||
Группа |
Средняя дневная вы Сменная выработка на работах(га мягкойпахоты) |
||||
работка на 15-силь- |
|
транс |
стацио |
|
|
колхо |
иыйтрактор(га мяг |
полевых |
прочих |
||
зов |
койпахоты) |
портных |
нарных |
||
1-я |
До 2,0 |
5,87 |
3,55 |
5,13 |
4,03- |
2-я |
2,1—3,0 |
7,66 |
4,89 |
5,95 _ |
6,16 |
3-я |
3,1—4,0 |
7,90 |
4,57 |
7.82 |
6,26 |
4-я |
4,1 и выше |
7,0 |
4,82 |
5,80 |
6,65 |
|
И т о г о |
7,13 |
4,34 |
6,10 |
5.66 |
Из таблицы видно, что на повышение выработки-ус ловного трактора влияет ее рост (с некоторыми колеба ниями по отдельным группам) почти на всех группах работ. При этом особенно большое увеличение выработ ки наблюдается на прочих работах. Самую высокую вы работку тракторы имеют на полевых работах и самую низкую — на транспортных. В среднем по всем группам колхозов выработка на транспортных работах ниже на 39%, чем на полевых. Это объясняется несовершенством -действовавших коэффициентов перевода транспортных работ в гектары условной пахоты; выполнением основно го объема транспортных работ в сравнительно неблаго приятных условиях (осенне-зимний и ранневесенний пе риоды), недостаточным уровнем механизации погрузоч но-разгрузочных работ.
Выработка на стационарных и прочих работах более высокая, чем на транспортных. Однако удельный вес за нятости тракторов на этих группах работ составляет все го 0,5 и 9,5% (табл. 17). Наибольшую занятность рас сматриваемые тракторы имеют на - полевых работах (59%) и транспортных (31%). Причем, как видно из дан ных таблицы, повышение выработки на условный трак тор от первой к последней группам хозяйств происходит преимущественно за счет роста занятости машин, а сле довательно, и объемов на полевых работах.
Чтобы повысить уровень использования этих тракто-
§7
Т а б л и ц а 17
Структура занятости тракторов типа ДТ-75 на различных группах работ в колхозах РСФСР (по данным выборочного обследования ЦСУ РСФСР за 1969 г.)
Группа Средняя дневная вы колхо работка на 15-снль- зов ныитрактор (га мяг
койпахоты)
|
Удельныйпес группработ («) |
|
||
поле |
транс |
стацно-- |
прочие |
ИТО ГО |
вые |
портные |
нарные |
|
1-Я |
До 2,0 |
51,0 |
' 39,5 |
0,5 |
9,0 |
100 |
2-я |
2 ,1 -3 ,0 |
61,5 |
28,5 |
0,5 |
9,5 |
100 |
3-я |
3,1—4,0 |
59,5 |
31,0 |
0,5 |
9,0 |
100 |
4-я |
4 ,1 и выше |
62,0 |
25,5 |
0,5 |
11,0 |
100 |
|
И т о г о |
59,0 |
31,0 |
0,5 |
9,5 |
100 |
ров, необходимо разработать и внедрить систему орга низационно-экономических и технических мероприятий по улучшению использования агрегатов и в первую оче редь на транспортных работах (повышение уровня меха низации погрузочно-разгрузочных работ, рациональное комплектование транспортных агрегатов прицепами, со вершенствование организации транспортного процесса и т. д.); улучшить нормирование и учет транспортных работ, при котором бы достигалась необходимая заин тересованность механизаторов в выполнении транспорт ных работ.
Одна из причин неудовлетворительного использова ния техники в сельском хозяйстве и снижения уровня ее применения — недостаточные темпы производства и по ставок рабочих машин к тракторам.
В таблице 18 приведены показатели обеспеченности колхозов республики некоторыми машинами.
Так как в среднем на бригаду приходится менее од ной или половины машины, то на выполнение многих ра бот привлекается большое количество ручного труда, растягиваются сроки выполнения работ. Поэтому уро вень механизации некоторых трудоемких работ остается очень низким. Например, в 1971 г. уровень механизации погрузки картофеля при вывозке его с поля в колхозах РСФСР составил всего 15%, сахарной свеклы — 70, на скирдовании сена — 61, погрузке минеральных и орга нических удобрений при вывозке на поля — 82, копнении сена — 53%.
38
Т а б л и ц а 18
Обеспеченность колхозов республики машинами
Приходится (количество) машинна
Машина колхоз бригаду 1000га пашни
Косилки-измельчители |
1,64 |
0^41 |
0,36 |
Стогометатели |
3,0 |
0,75 |
0,69 |
Зернопогрузчики |
3,0 |
0,75 |
0,69 |
Разбрасыватели минеральных удоб- |
1,66 |
0,41 |
0,36 |
рений |
2,5 |
0,62 |
0,55 |
Навозоразбрасыватели |
|||
Погрузчики универсальные, греи- |
3,5 |
0,88 |
0,76 |
ферные, фронтальные, смесители- |
|
|
|
погрузчики, экскаваторы |
1,52 |
0,38 |
0,33 |
Жнжеразбрасывателн тракторные |
и автомобильные
Недостаточные темпы роста количества рабочих ма- s шин подтверждаются фактическими и амортизационны ми сроками службы машин (табл. 19).
Из таблицы видно, что фактический срок службы ос новных типов машин, применяемых в сельском хозяйст ве, значительно выше амортизационного срока. Особен- 'но высок срок службы силосоуборочных и свеклоубороч ных комбайнов, хлопкоуборочных и некоторых других машин.
Высокий фактический срок службы многих машин яв ляется одной из главных причин недостаточной выработ ки машинно-тракторных агрегатов и повышенных зат рат труда и средств на выполнение механизированных работ.
В связи со все увеличивающимся производством и поставкой мощных колесных тракторов К-700 важное значение приобретает анализ работыи изыскание путей повышения их эффективности (табл.'20).
Эти тракторы лучше используются в колхозах, где выше годовая выработка, больше годовая занятость. Их годовая, дневная и сменная выработки в 1971 г. были в 2,3—2,4 раза выше, чем у тракторов типа ДТ-75. Тяго вая мощность тракторов К-700 по сравнению с трактора ми типа ДТ-75 выше в 2,25 раза. Однако резервы повы шения уровня использования тракторов К-700 все еще
39