Файл: Попов, Ю. Н. Повышение эффективности использования техники в земледелии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 50
Скачиваний: 0
По всем приведенным видам работ степень выполне ния норм выработки, а следовательно, и заработок трак тористов, значительно выше у трактористов, работаю щих на тракторах старых марок. Все это говорит о серьезных недочетах применяемых методов для норми рования механизированных работ, выполняемых на энергонасыщенных тракторах. Поэтому одним из важ нейших путей улучшения использования энергонасы щенных тракторов является разработка таких норм вы работки, при которых достигалась бы необходимая ма териальная и моральная заинтересованность механиза торов.
Причиной низкого уровня использования тракторов, особенно энергонасыщенных, является и то, что многие сельскохозяйственные машины не сочетаются по своим параметрам с тяговыми возможностями и скоростными режимами тракторов. Проведенные в НАТИ исследова ния загрузки тракторов на различных сельскохозяйст венных операциях в хозяйствах Московской, Воронеж ской и Одеоской областей (более 500 полевых и конт рольных смен) показали, что в среднем по всей номен клатуре работ загрузка мощности значительно (на 7%) ниже у энергонасыщенных тракторов Т-74, нежели у ДТ-54. При этом особенно большой разрыв в загрузке между этими марками тракторов .на вспашке (11%) и дисковании (17%). т. е. по тем работам, которые в боль шинстве зон страны являются 'основными видами работ для тракторов этого класса. Так, в колхозе имени Ле нина Шебекинекого района Белгородской области, по данным анализа использования тракторов, Т-74 ежегод но выполняется 67% всех пахотных работ, почти весь объем по дискованию, 62% всего боронования и т. д. Аналогичное положение и по другим зонам. Уровень ис пользования мощности ДТ-54 более высок, но недоста точен. У тракторов этих марок особенно низка загрузка мощности па подборе и обмолоте валков с прицепными комбайнами (43—48%),- уборке кукурузы на зерно (68—76%), скашивании зерновых (49%). Еще ниже степень использования мощности у МТЗ-5ЛС и МТЗ-50Л. В среднем по всей номенклатуре работ она составила всего 62—63%. Особенно низко используется мощность тракторов на разбрасывании органических удобрении (23%), прикатьгвании посевов (35%), тра-нопортных ра
28
ботах (50%), уборке картофеля (55%). Так, в колхозе имени Ленина Белгородской области на эти четыре вида работ, выполняемых тракторами «Беларусь», приходит
ся до 40%.
Уровень использования энергонасыщенных и обычных тракторов внутри экономических районов далеко не оди наков.
Особенно низка степень использования скоростных гусеничных тракторов преимущественно в районах с го ристой местностью, поскольку трактор этого типа не рассчитан для работы в горных условиях.
В таблице 15 приведена сравнительная динамика использованйя обычных и скоростных тракторов в колхо зах РСФСР за 1961—1971 гг.
Т а б л и ц а 15
Сравнительная динамика использования тракторов
Показатель |
|
1964 |
Год |
1970 |
1971 |
|||
1961 |
1966 |
|||||||
|
|
|
||||||
Отработано |
машино- |
|
|
|
|
|||
дней |
на |
трактор |
за |
|
|
|
|
|
год: |
|
|
|
220 |
|
|
|
|
ДТ-54 |
|
207 |
216 |
197 |
195 |
|||
ДТ-75 |
|
172 |
203 |
207 |
194 |
192 |
||
ДТ-75 в % к ДТ-54 |
83 |
92,5 |
96 |
99 |
99 |
|||
Годовая |
выработка |
(га |
|
|
|
|
||
условной пахоты): |
|
|
|
|
|
|||
ДТ-54 |
|
1299 |
1289 |
1240 |
1068 |
1033 |
||
ДТ-75 |
|
1080 |
1306 |
1290 |
1099 |
1066 |
||
ДТ-75 в |
%к ДТ-54 |
83 |
101 |
101 |
103 |
103 |
||
Дневная |
выработка |
(га |
|
|
|
|
||
условной пахоты): |
|
|
|
|
|
|||
ДТ-54 |
|
6,29 |
5,9 |
5,8 |
5,4 |
5,3 |
||
ДТ-75 |
|
6,26 |
6,4 |
6,2 |
5,7 |
5,5 |
||
ДТ-75 в |
%к ДТ-54 |
99,5 |
108,5 |
107 |
105 |
104 |
||
Сменная |
выработка |
(га |
|
|
|
|
||
условной пахоты) |
|
|
|
|
|
|||
ДТ-54 |
|
4,51 |
4,3 |
4,3 |
4,5 |
4,4 |
||
ДТ-75 |
|
4,53 |
4,7 |
4,7 |
4,7 |
4,6 |
||
ДТ-75 в |
%к ДТ-54 |
100,5 |
109,5 |
109,5 |
104 |
104 |
||
Коэффициент сменности: |
|
|
|
|
||||
ДТ-54 |
|
1,39 |
1,37 |
1,35 |
1,20 |
1,20 |
||
ДТ-75 |
|
1,38 |
1,36 |
1,32 |
1,20 |
1,20 |
||
ДТ-75 в |
%к ДТ-54 |
99 |
99,5 |
98 |
100 |
100 |
“S
. O i
-U<»и-4
г- *>н С
94
112
—
80
99
—
84
88
—
98
102
—
86
87
—
29
Из данных таблицы .видно, что:
а) в 1961 г., т. е. в начале массового выпуска скоро стных тракторов, они значительно уступали обычным тракторам по годовой занятости и выработке; по днев ной и сменной выработкам, а также коэффициенту смен ности и те и другие машины были примерно на одинако вом уровне. Низкий уровень использования энергонасы щенных тракторов в этот период объясняется почти пол ным отсутствием навесных (прицепных) сельскохозяйст венных машин, способных работать «а более высоких рабочих скоростях, отсутствием опыта и навыков по экс плуатации тракторов такого типа; их малочисленностью и недостаточным качеством изготовления, особенно тракторов марки Т-75;
б) в последующие годы (примерно до 1965—1966 гг.) в результате частичного устранения перечисленных выше и других причин все показатели эксплуатации тракто ров типа ДТ-75 (с некоторыми колебаниями по отдель ным годам) улучшились. Особенно повысилась их годо вая и сменная выработки. При этом они достигли не только показателей использования ДТ-54, но по дневной н сменной выработкам превзошли их.
После 1966 г. происходило систематическое снижение всех абсолютных показателей использования энергона сыщенных тракторов. В 1971 г. по сравнению с 1961 г. на 12% возросла годовая занятость скоростных тракто ров и на 2% — сменная выработка. Однако дневная вы работка снизилась на 12% вследствие онижения коэф фициента сменности (на 13%). Это привело к тому, что годовая выработка этих тракторов в 1971 г. практически осталась на уровне 1961 г.
Перед постановкой энергонасыщенных тракторов на серийное производство их проверяли на машиноиспыта тельных станциях (МИС) и отдельных хозяйствах, где они показали высокую эффективность.
В чем же причина высокой эффективности энергона сыщенных тракторов при их сравнительных испытаниях и низкая в производственных условиях? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим порядок испытания новой техники. Он включает ряд последовательных этапов.
Вначале создаются всего несколько образцов той или иной машины. Они проходят лабораторные и лабо раторно-полевые испытания, цель которых отработать
30
конструктивные схемы машины. Затем выпускается не большая опытная партия машин, они направляются в колхозы и совхозы для проверки в производственных^ус ловиях. Методикой предусмотрено, что в этих хозяйст
вах |
часть производственных единиц (бригад, |
отделе |
ний) |
оснащаются существующими машинами, |
часть — |
машинами из опытной партии. Такой методический под ход к испытанию новой техники является правильным, особенно для испытания энергонасыщенных тракторов.
Если испытание в производственных условиях пока зывает высокие технико-экономические данные, то ма шина (трактор) ставится на серийное производство и берется на вооружение сельским хозяйством. Поскольку же промышленность ие может сразу обеспечить ею все заинтересованные хозяйства (да в этом и нет необходи мости), то данная машина поставляется в течение дли тельного времени. Следовательно, одна из причин недо статочной эффективности повой техники и особенно энергонасыщенных тракторов — отсутствие .условий для групповой работы, групповой эксплуатации.
Следующая причина отклонения показателей эффек тивности новой техники при испытаниях от ее работы в колхозах и совхозах состоит в том, что при испытаниях лучше организована работа машин, обеспечение запас ными частями, транспортными средствами и т. д.
И наконец, испытания проводятся не во всех зонах страны. Так, энергонасыщенные тракторы типа ДТ-75 и МТЗ-50 испытывались больше всего в районах Юга, Си бири, где условия для их эксплуатации сравнительно не плохие.
Степень повышения выработки энергонасыщенных тракторов на разных работах различна. Наиболее эф фективны энергонасыщенные гусеничные тракторы на вспашке, оплошной культивации и некоторых других ра ботах, где скорость не ограничивается ни пропускной способностью рабочих органов, ни качественными пока зателями, ни размерами полевых участков. Прирост вы работки на таких работах достигает 50%, поэтому, пла нируя работу энергонасыщенных гусеничных тракторов, следует в первую очередь использовать их именно на этих работах. Обычные же гусеничные тракторы этого класса должны попользоваться там, где рабочие скоро сти ограничены (погрузочно-разгрузочные работы, ста-
31
цйонарные и т. д., а также на участках с небольшом дли ной гона). Аналогичным образом должны использовать ся' и скоростные колесные тракторы, которые особенно эффективны на междурядной обработке пропашныхкультур, транспортных работах, прикатывании почвы, сенокошении, уборке кукурузы на силос и т. д.
При этом особенно важно правильно организовать работу энергонасыщенных и обычных тракторов в наи более напряженные периоды работ. Как показывают практика и расчеты, в «пиковые» периоды почти в каж дом хозяйстве имеются такие работы, на которых по технологии нельзя работать на более высоких рабочих скоростях, или же работа агрегатов мало связана с их передвижением. Например, большой удельный вес за нимают работы по погрузке органо-минеральных удоб рений и других грузов, скирдованию соломы и сена, ста ционарные и др.
В то же время анализ многочисленных материалов колхозов и совхозов страны показывает, что эти прин ципы подхода к организации использования обычных и скоростных тракторов часто не выдерживаются.
Так, в колхозе «Урожай» Новгородской области ДТ-75 значительно больше времени, чем ДТ-54, исполь зуются на работах (например, погрузочных), где не тре буются повышенные рабочие скорости. Если удельный вес времени на погрузочные работы у ДТ-54 составил 4,8%, то у ДТ-75 — 10,2% общего годового фонда ра бочего времени, соответственно удельный вес прочих ра бот был 5,8 и 7,8%.
В то же время ДТ-75 значительно меньше использу ются на наиболее энергоемких пахотных работах и сплошной культивации, где возможно применение более высоких рабочих скоростей.
Далеко не исчерпаны возможности улучшения струк туры тракторных работ и в колхозе «Россия» Ростовской области. Здесь ДТ-75 значительно больше времени ис пользуются на работах по обслуживанию животноводче ских ферм — 2,6% (ДТ-54) и 12,2% (ДТ-75) фонда ра бочего времени, в то же время на транспортных рабо тах, где ДТ-75 более эффективны, они работают лишь
1,2% времени, а ДТ-54 — 4,3%.
Анализ календарного графика использования трак торов в этом хозяйстве показал, что за очет рациональ-
32
t-ioro перераспределения работ между тракторами мож но было бы значительно повысить у ДТ-75 удельный вес пахоты (на 5—7и/0) и транспортных работ (на 5— 6%), а работы по обслуживанию животноводческих ферм передать ДТ-54.
Одной из причин сравнительно низкой дневной и го довой выработок энергонасыщенных тракторов являет
ся низкий коэффициент сменности. Например, |
в 1971 г. |
в колхозах РСФСР у энергонасыщенных |
тракторов |
ДТ-75 он был всего 1,20; а в совхозах — 1,15. Поэтому одним из путей повышения эффективности энергонасы щенных тракторов является повышение коэффициента сменности за счет организации сменной работы.
Однако при увеличении сменной работы и, следова тельно, сокращении рабочих дней работы тракторов в хозяйствах при неизменном объеме работ уменьшается годовая занятость, а также и оплата труда каждого тракториста. Чтобы повысить материальную заинтересо ванность трактористов при организации двухсменной работы тракторов, необходимо осуществить следующие организационно-экономические меры: а) частичное за крепление различных по назначению тракторов (колес ных и гусеничных) за одними и теми же механизатора ми; б) рациональное комплектование хозяйств и их под разделений тракторами и набором сельскохозяйствен ных машин, при котором количество тракторов при двухсменной работе соответствовало бы объему работ, выполняемому при меньшем коэффициенте сменности.
Важным резервом повышения эффективности энер гонасыщенных тракторов является их рациональное рас пределение по бригадам и отделениям хозяйств. В пер вую очередь они должны сосредоточиваться там, где па хотные площади лучше всего отвечают использованию энергонасыщенных тракторов (большие размеры поле вых участков, более выровненный рельеф, отсутствие ка менистости и т. д.). Такие условия имеются почти в каж дом хозяйстве даже в з о н а х с относительно неблагопри ятными природными условиями. Например, в Новгород ской области 64,2% пахотных земель имеют длину гона до 300 м, 31,9% — от 300 до 600 м и 3,9% — свыше
600м.
Вколхозе «Ленинский путь» Валдайского района этой области, по данным паспортизации полей, общая
2 Зак. ЗОВ! |
33 |
площадь пашни хозяйства равна 749 га. В зависимости от длины гона, угла склона и каменистости она распре деляется следующим образом:
1. По длине ro.ua: |
|
2. По углу склона (град.): |
||||
До 150 м— 30 га |
га |
До |
10—173 га |
|||
151 |
— |
200 м— 75 |
1—30—174 |
га |
||
201 |
— |
300 м—139 |
га |
3— 5— 78 |
га |
|
301 |
400 м—149 га |
5— 7—103 |
га |
|||
401 |
— |
600 м—280 га |
Более |
7—215 га |
601— 1 000м— 70 га
3.По каменистости:
Отсутствует—520 га Слабая — 51 га Средняя — 166 га Сильная — 6 га
Особое значение гари работе на повышенных рабочих скоростях приобретает снижение затрат рабочего време ни на вспомогательные операции (загрузка сеялок по севным материалом и удобрениями, заправка опрыски вателей-опыливателей ядохимикатами и т. д.). Это мо жет быть достигнуто с помощью:
а) внедрения погрузочно-разгрузочных средств меха низации: автопогрузчиков сеялок АС-2УМ; погрузчиков универсальных грейферных ПУ-0,5; грейферных погруз чиков ПШ-0,4, ПМГ-0,2; смесителей-погрузчиков СПУ40М; стогометателей СНУ-0,5. При загрузке разбрасы вателей туковых и комбинированных сеялок минераль ными удобрениями эффективен автомобильный загруз чик ЗСА-40, который монтируется на шасси автомобиля ГАЗ-53А.
Все имеющиеся в хозяйствах погрузочно-разгрузоч ные оредства механизации должны использоваться на обслуживании машинно-тракторных агрегатов, работаю щих на высоких рабочих скоростях. Большое значение приобретает организация групповой работы машиннотракторных агрегатов; Это вызвано тем, что большинст во погрузчиков имеет высокую выработку, в несколько раз превышающую выработку одного машинно-трактор ного агрегата.
Чтобы полностью загрузить работой стогометательпогрузчик СНУ-0,5 на обслуживании агрегатов с навозо разбрасывателями типа РС-3, необходимо иметь пятьшесть таких агрегатов. При меньшем их числе погруз чик большую часть времени будет простаивать;
34