ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 58
Скачиваний: 0
с вопросом: «Через какие каналы вы получаете научную информацию?» Свыше 80% из 4000 научных работников ответили: «Через специальную литературу». Казалось бы, это яркое свидетельство все увеличивающейся информи рованности ученых. Но не заложен ли в этом «фетиш» все увеличивающегося и экономически не оправданного «перелопачивания» уже известного?
В прошлом именно собственные опытные данные были главным средством получения новой информации, особенно в технике. А теперь эксперимент как источник сведений представляет меньшую долю — всего около 38%- Если рассматривать конкретнее, то значимость
эксперимента составляла в начале 70-х годов у |
хими |
|
ков— 77%, |
биологов — 62, в технике — 52, в физике — |
|
48, затем |
следуют педагоги — 44, медики — 41, |
гео |
логи— 33, |
гуманитарии— 16 и математики — 8%. |
|
Итак, происходят зримые сдвиги в получении новых данных не прямым путем через опыты, а косвенным — через информацию, и в результате все чаще и чаще воз никают вопросы: не приводит ли такой избыток сведе ний для некоторых отраслей к информационному ва кууму; соответствует ли эта информация реальным потребностям исследователей?
Когда-то физика считалась королевой эксперимента. Сейчас положение изменилось. Математизация теоретиче ской физики привела к тому, что ее главными средствами стали литература и собственное перо специалиста. В то же время появление прикладных математических дисциплин возвело математику в ранг развивающихся экспериментальных отраслей. Переход от описательного периода к изучению качественных, глубинных основ характерен не только для ряда естественнонаучных от раслей, но и для гуманитарных направлений.
За этими общими тенденциями скрываются и частные причины. Величайшие физики-экспериментаторы, напри мер Г. Кавендиш и П. Н. Лебедев, обходились в общем-то простыми приспособлениями. В наше время для проник новения в тайны физических явлений требуются гигант ские сооружения. Их должны обслуживать многие спе циалисты. Поэтому даже отдельный опыт становится коллективным. Вряд ли такое положение способствует росту авторитета большинства рядовых одиночек. Не в этом ли одна из причин стремления к индивидуаль-
135
ыым обобщениям, что достигается обращением к литера туре? Таким образом, обратившись к рассмотрению вос приятия научно-технической информации, мы попадаем в область быстро изменяющейся психологии научного творчества.
Почти половина отечественных ученых теперь счи тают, что основным источником сведений о работах яв ляются издания ВИНИТИ, главным образом рефератив
ные. Десятилетие |
назад |
об этом не могло быть и речи. |
В последние годы |
резко |
возрос интерес к симпозиумам |
и конференциям. Более половины представителей раз ных отраслей науки и техники считают их самым эффективным средством обмена информацией, поиска новых идей. В естественных и общественных науках эта тенденция к профессиональному общению выражена еще сильнее, чем у представителей технических дисцип лин. Видимо, обилие литературы по данным вопросам, нередко дублирующей в разных вариантах одни и те же' сведения, имеет для такого подхода определенное зна чение.
У руководящих работников потребность в обмене ин формацией таким путем значительно большая, чем у ря довых научных работников. В этом снова проявляются особенности психологии исследователей, занимающих разное официальное полояшние в науке и технике. Здесь требование использования огромного количества инфор мации вступает в противоречие с индивидуальными возможностями лпчности. Не случайно ныне поставлен вопрос о необходимости создания в психологических нау ках нового направления, тесно связанного с информати кой. Это направление должно изучать творческие про цессы мышления в связи с изучением, анализом и обоб щением литературы.
В настоящее время тривиальным фактом стало стрем ление ряда научных работников публиковать в различ ных изданиях результаты одних и тех же исследований, тенденция печататься как можно чаще. Г. Кобланз отме чал: «Появляются более полные отчеты в сборниках института, в котором работает автор. А через полгода— год около половины из них оказывается иа страницах какого-нибудь журнала пли, с некоторыми изменениями, в тезисах очередной конференции или в других печат ных органах. Совершенно ясно, что многократная публи-
186
нация результатов одного и того же исследования ведет к переполнению существующей системы научной инфор мации и в сильной степени засоряет весь механизм библиографического контроля».1 Д. Прайс и Д. Бивер писали, что в информационном контуре «около 30% этих материалов суть препринты статей, которые в свое время публикуются».21 Утверждается и такое мнение: «Ученые — это те люди, мотивация которых тяготеет к публикации, а не к чтению».3
При детальном ознакомлении с содержанием различ ных публикаций одного и того же автора такие мнения в ряде случаев безусловно подтвердятся. Разве это не серьезная психологическая, социологическая и просто экономическая проблема? Где граница между действи тельными потребностями в информации и стремлением подчас количественно обеспечить свой авторитет в науке? Например, американский ботаник Т. Д. А. Коккерел за свою более чем пятидесятилетнюю научную деятель ность опубликовал 3904 работы. Несомненно, что зна чительная часть их не обладала информационной но визной.
Так мы сталкиваемся, помимо всего прочего, с на стоятельной потребностью ученых в утверждении в соз нании специалистов определенной информации, хотя бы путем ее неоднократного повторения. Однако не будем спешить с выводами. Труд Д. Прайса «Малая наука, большая наука» по существу содержал лишь обобщение его предыдущих работ, но именно ои сделал имя ученого широко известным.
В истории пауки мьт неоднократно встречаем и при меры иного порядка. Л. В. Соболев открыл пути для ле чения диабета в 1900 г., но его открытие стало у нас известным лишь спустя треть века благодаря обстоятель ной сводке П. Траделенбурга «Гормоны» (М., 1936). Полагать, что паука не была подготовлена к такому от крытию, вряд ли правильно. Что же оставило исследо вания талантливого ученого незамеченными? Он работал
1 К о б л а н з Г. Проблема научной информации. |
В кн.: Наука |
|||||
о науке. М., 1966, с. 104—105. |
D. Collaboration in |
an |
einvisible col |
|||
3 |
P r i c e |
D., B e a v e r |
||||
lege. — «American |
Psychologist», |
1966, v. 21, p. 1012. |
in |
Science». |
||
3 |
P r i c e |
D. |
Research on |
Research. — «Journeys |
||
New Mexico, |
1967, p. 10. |
|
|
|
137
в Военно-медицинской академии. Это было крупнейшее научное учреждение России со своими традициями и из вестными медицинскими авторитетами. Первоначально поиски ученого были поддержаны многими, в частности и начальником академии профессором В. В. Пашутиным. Однако вскоре возникла парадоксальная ситуация. В то время господствовала другая теория возникновения диа бета, которую выдвинул знаменитый исследователь и экспериментатор Клод Бернар. Именно в этом направле нии и работал профессор В. В. Пашутин. Направление мысли Л. В. Соболева было новым и казалось чуждым представлениям В. В. Пашутина. Конечно, напрашивается вопрос: почему у Л. В. Соболева не хватило сил выйти за пределы прежней специальности, настойчиво пропа гандировать своп идеи или изменить профиль работы? Видимо, социальные условия его жизни ие позволяли сделать такой шаг.4
Всем известно, что изучение раковых опухолей для медицины — проблема № 1. Еще в 1910 г. Раус индуци ровал вирусную саркому. Однако Нобелевская премия за это открытие была присуждена в 1965 г. «Задержанным» признанием пользовались труды Г. И. Менделя, К. Э. Циолковского и многих других исследователей. Тут мы сталкиваемся и с инерцией традиционного мыш ления, и с частными проявлениями неудачного стечения обстоятельств.
Восприятие информации и объективные потребности в ней подчас выступают как противоборствующие явле ния. Почему? Новое в науке и технике тесно связано с двоякой информационной функцией. Опа должна обес печивать приобретение новых знаний нередко за счет отрицания общепринятого. И в то же время научно-тех- пическая информация призвана закреплять в мышлении исследователей ранее накопленные знания и передавать их как эстафету следующим поколениям.
Все это и потребовало в последнее время настоятельно ставить вопрос о необходимости глубокого и комплекс ного изучения информационных потребностей специали
стов. |
Оно должно |
способствовать выявлению |
резервов |
4 |
С а л я м о-п |
Л. С. О некоторых факторах, |
определяю |
восприятие нового слова в науке. В кн.: Научное открытие н его восприятие. М., 1971,- с. 101—105.
188