Файл: Нечаев, Г. А. Гидроизоляционные работы в энергетике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

гния, например, 0,7 × 1,4 м, которые можно заполнять сразу на всю ,высоту, так как здесь нет опасения, что образуются воздушные пробки, работы легче механизировать при достаточном контроле качества работ.

В шпонках малого и среднего сечений нагревательные эле­ менты, устраиваемые также поярусно, блоками, монтируются после ■окончания бетонирования блока первой очереди, т. е. когда будет

образована половина сечения шпонки. После снятия опалубки пер-

. вой очереди подготовляется поверхность полушпонки и монти­ руются элементы обогрева на высоту яруса забетонированного блока, который принимается, обычно, равным 4—7 jií.

Для обеспечения надежного стыкования концы нагреватель­ ных элементов выпускаются вверх на 40—50 см выше блока бето­ нирования. В этом случае, если элементы нагревательных уст­ ройств изготовляют из стальных труб, то концы их снабжаются резьбой, для стыкования на резьбе с элементами верхнего блока.

Заполнение полости производится горячими асфальтовыми

■составами [8, 9]. Для заполнения полости шпонок могут быть ре­ комендованы, например, следующие три состава (в %):

Состав № 1

 

Битум нефтяной марки БНД-40/60

.... 30

Портландцемент....................................................................

70

Состав № 2

 

Битум нефтяной марки БНД-40,60

.... 35

Минеральный порошок....................................................

65

Состав № 3

 

Битум нефтяной марки БНД-40/60

.... 25

Мелкозернистый песок....................................................

75

В настоящее время для заполнения полости деформацион­

ных швов вместо обычных асфальтовых применяют составы, при­

готовленные на основе полимербитумных вяжущих.

Приготовление горячих асфальтовых мастик и растворов про­

изводится по общепринятой технологии (§ 2). Транспортирова­

ние горячих асфальтовых составов к месту укладки производится

в утепленных бадьях (рис. 3).

 

Перед заполнением вертикальной шпонки необходимо пов­

торно обследовать заполняемую полость и устранить загрязнения.

Из поданных емкостей горячие асфальтовые составы выливаются

в полости шпонки (рис. 14,a,6). Температура асфальтовых со­

ставов в момент заполнения шпонки должна быть не ниже 150—

160° С. По мере усадки остывающего материала свободный верх­

ний участок шпонки заполняется горячим асфальтовым мате­

риалом.

 

В целях устранения необходимости производства работ с го­

рячими асфальтовыми составами в зарубежной и отечественной

тпрактике гидротехнического строительства

находит применение

заполнение шпонок предварительно изготовленными асфальтовыми брикетами.

Сущность способа состоит в следующем. На асфальтобетон­ ном заводе предварительно отливают в формах брикеты из соста-

117


bob, предусмотренных проектом заполнения асфальтовой шпонки.-

Брикеты изготовляют размером, не превышающим третью часть

свободного сечения полости шпонки.

Брикеты, доставленные к месту укладки, сбрасываются в по­

лость шпонки, после заполнения которой включается нагреваю­ щее устройство.

В процессе прогрева и разогревания брикетов йолость шпонки

заполняется монолитно горячим асфальтовым составом. При на­

греве и осадке разогреваемых брикетов свободный участок вы­ соты шпонки пополняется брикетами до тех пор, пока разогретый асфальтовый состав не заполнит всю полость.

В сравнении с заполнением шпонок горячими асфальтовыми мастиками или растворами применение брикетов обладает сле­ дующими преимуществами. Прежде всего устраняется трудоем­ кая опасная работа на высоте с горячими асфальтовыми мате­ риалами. Упрощается процесс заполнения шпонок и затраты труда снижаются в 2—3 раза. Кроме того, этот способ позволяет более полно в эксплуатационных условиях проверить работу

смонтированных нагревающих устройств.

Горизонтальные уплотнения узких температурно-осадочных швов напорных гидротехнических сооружений первого, второго и третьего классов на сжимаемых основаниях выполняются, глав­

ным образом, горячими асфальтовыми составами.

Технологию устройства горизонтального уплотнения рассмот­ рим на примере конструкции, представленной на рис. 11, β. К ра­

боте по устройству уплотнения приступают после укладки бетона

подготовки (первой и второй очереди). Устройству уплотнения предшествует подготовка поверхности шпонки, состоящая в очи­ стке ее, срубке неровностей, выравнивании цементно-песчаным

раствором, просушке и огрунтовке разжиженным битумом. Затем на горячем битуме или мастике наклеиваются один или два слоя асфальтового мата или другого рулонного асфальтового мате­

риала.

Каждый из слоев рулонного материала наклеивается с вы­ полнением правил, предусмотренных для устройства оклеенной гидроизоляции (§ 17), с тщательным уплотнением каждого слоя катками и устройством стыков смежных полотен внахлест на 15— 20 см. По законченному оклеечному покрытию укладываются пре­ дусмотренные проектом уплотнения из листовой стали и полости шпонки заливают горячим асфальтовым составом.

После стыкования, заполнения и усадки асфальта в полость подливается горячий асфальтовый состав с таким расчетом, чтобы шпонка полностью до кромки была заполнена.

После этого наклеивается в один или два слоя на горизон­ тальный участок уплотнения рулонный битумный материал на го­ рячем составе и устраивается стяжка цементно-песчаным раство­ ром с толщиной слоя 4 см.

22. УСТРОЙСТВО КОНТУРНЫХ УПЛОТНЕНИЙ

Наружные и внутренние контурные уплотнения являются

вспомогательными уплотняющими устройствами, которые устраи­ ваются после укладки бетона основной конструкции. В зависимо­

118


сти от материала контурные уплотнения устраиваются из железо­

бетонного

бруса

(рис. 12,

а),

бетонной,

цементной пробки

(рис. 12,

б, в),

металла, синтетической резины,

полимерных листо­

вых уплотняющих материалов и др.

 

Наружное контурное уплотнение с использованием железо­

бетонного

бруса

(рис. 12, а) устраивается в

следующей последо­

вательности. После снятия опалубки основной железобетонной

конструкции образовавшаяся полость тщательно очищается от остатков древесины и загрязнений, а поверхность ее сглаживается путем нанесения штукатурным способом слоя цементно-песчаного раствора марки не ниже 100. Выровненная поверхность просуши­ вается, окрашивается горячим битумом и оклеивается в два слоя

армированным асфальтовым матом на горячем битуме марки БН-ІѴ.

Наклейка асфальтовых матов производится с выполнением требований устройства оклеенной гидроизоляции из битумных ма­

териалов. При этом особое внимание обращают на полноту за­ полнения шва, наклейку рулона к основанию, тщательность выравнивания наклеенного материала. После этого монтируется арматурный каркас железобетонного бруса и на высоту 2 м от

основания заподлицо с лицевой поверхностью напорной грани устанавливается щитовая опалубка. В целях устранения расслое­ ния бетонная смесь укладывается сбрасыванием с высоты не более 2 м. Уложенная бетонная смесь уплотняется глубинными вибра­ торами. В такой последовательности, ярусами не более двух мет­ ров, при непрерывном бетонировании, полностью на всю высоту блока бетонируется железобетонный брус наружного контурного уплотнения.

Наружные контурные уплотнения с бетонной и цементной пробкой (рис. 12, в) устраиваются в такой же последовательности.

ГЛАВА

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА

ЧЕТВЕРТА Я

ГИДРОИЗОЛЯЦИОННЫХ РАБОТ

 

23. ПРИЕМКА, КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА И УСТРАНЕНИЕ ДЕФЕКТОВ ГИДРОИЗОЛЯЦИОННЫХ ПОКРЫТИЙ

Приемка и контроль качества гидроизоляционных работ про­ изводится, прежде всего, с выполнением требований СНиП Ш-А. 12—69 «Кровли, гидроизоляция и пароизоляция. Правила произ­ водства и приемки работ».

Выполнение гидроизоляционных работ сопровождается обяза­ тельным контролем качества используемых материалов, отдель­ ных операций процесса и готовых изоляционных покрытий. На

скрытые работы (подготовка изолируемых поверхностей, замоноличивание стыков и др.) составляются акты.

119



В целях обеспечения высокого качества рекомендуется гидро­ изоляционные работы выполнять по специально разработанным технологическим картам.

При выполнении окрасочной гидроизоляции необходимо кон­ тролировать температуру окружающего воздуха и окрасочных составов, точность дозировки используемых окрасочных составов

иправильность нанесения их па изолируемые поверхности. Каж­ дый последующий окрасочный слой наносится только после осви­ детельствования качества затвердевшего предыдущего слоя. По­ слойно контролируются ровность, равномерность, сплошность и толщина слоя покрытия, а также отсутствие наплывов, вздутий, отслоений, трещин и других дефектов. Все обнаруженные дефект­ ные места оконтуривают мелом, при необходимости расчищают и

окрашивают заново. При обнаружении вздутий, отслоений и тре­ щин дефектные места расчищают до основания, заново грунтуют

инаносят слои окрасочного покрытия, причем новое покрытие наносится с перекрытием здоровых участков окраски по ширине не менее чем на 10 см.

При устройстве штукатурной гидроизоляции из холодных

асфальтовых мастик систематически контролируют качества ис­ ходной битумной эмульсионной пасты, холодной асфальтовой ма­ стики, толщину отдельных наметов и общую толщину штукатур­ ного гидроизоляционного покрытия. Контролю подвергается так­ же прочность сцепления штукатурной гидроизоляции с основа­ нием, ревность, сплошность покрытия, отсутствие трещин и вздутий. Контролируется прочность сцепления гидроизоляцион­ ного покрытия с закладными частями, другими видами изоляции, герметичность сопряжений с проходящими через слой гидроизо­ ляции трубами и другими выступающими элементами.

Приемка законченных гидроизоляционных покрытий начи­ нается с анализа лабораторной документации, подтверждающей

качественность использованных материалов.

При визуальном осмотре, мелом или гвоздем окантуриваются участки с излишней пористостью, свищами, усадочными трещи­

нами, а также участки с недостаточной толщиной покрытия. Тол­ щина покрытия проверяется специальным щупом (шилом) с нане­ сенной на нем миллиметровой шкалой. Место прокола немедленно заделывается шариком битума. Степень высыхания и твердения

проверяется нажатием пальца на положенную на покрытие мо­ нету достоинством три копейки. При сильном и длительном на­ жатии монета не должна вдавливаться в слой штукатурного покрытия более чем на 1 мм. Высохший штукатурный покров имеет светло-серый или белый цвет. Недостаточно высохшее по­ крытие приемке не подлежит.

Прочность сцепления покрытия с основанием можно прове­

рить простукиванием деревянным молотком. При ударах покры­

тие не должно «бухтеть». Более точно прочность сцепления покры­ тия проверяется следующим образом. К покрытию «приморажи­ вают» гипсом стальную пластинку размером 3×3 см. По пери­ метру пластинки покрытие прорезают ножом до основания и пла­

стинку отрывают с помощью весов-безмена. Прочность сцепления покрытия с основанием должна быть не менее 0,6 kzc cm2.

При обнаружении недостаточной прочности сцепления с осно­ ванием рекомендуется эти участки дополнительно прогреть

120