Файл: Нечаев, Г. А. Гидроизоляционные работы в энергетике.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 52
Скачиваний: 0
гния, например, 0,7 × 1,4 м, которые можно заполнять сразу на всю ,высоту, так как здесь нет опасения, что образуются воздушные пробки, работы легче механизировать при достаточном контроле качества работ.
В шпонках малого и среднего сечений нагревательные эле менты, устраиваемые также поярусно, блоками, монтируются после ■окончания бетонирования блока первой очереди, т. е. когда будет
образована половина сечения шпонки. После снятия опалубки пер-
. вой очереди подготовляется поверхность полушпонки и монти руются элементы обогрева на высоту яруса забетонированного блока, который принимается, обычно, равным 4—7 jií.
Для обеспечения надежного стыкования концы нагреватель ных элементов выпускаются вверх на 40—50 см выше блока бето нирования. В этом случае, если элементы нагревательных уст ройств изготовляют из стальных труб, то концы их снабжаются резьбой, для стыкования на резьбе с элементами верхнего блока.
Заполнение полости производится горячими асфальтовыми
■составами [8, 9]. Для заполнения полости шпонок могут быть ре комендованы, например, следующие три состава (в %):
Состав № 1 |
|
Битум нефтяной марки БНД-40/60 |
.... 30 |
Портландцемент.................................................................... |
70 |
Состав № 2 |
|
Битум нефтяной марки БНД-40,60 |
.... 35 |
Минеральный порошок.................................................... |
65 |
Состав № 3 |
|
Битум нефтяной марки БНД-40/60 |
.... 25 |
Мелкозернистый песок.................................................... |
75 |
В настоящее время для заполнения полости деформацион |
|
ных швов вместо обычных асфальтовых применяют составы, при |
|
готовленные на основе полимербитумных вяжущих. |
|
Приготовление горячих асфальтовых мастик и растворов про |
|
изводится по общепринятой технологии (§ 2). Транспортирова |
|
ние горячих асфальтовых составов к месту укладки производится |
|
в утепленных бадьях (рис. 3). |
|
Перед заполнением вертикальной шпонки необходимо пов |
|
торно обследовать заполняемую полость и устранить загрязнения. |
|
Из поданных емкостей горячие асфальтовые составы выливаются |
|
в полости шпонки (рис. 14,a,6). Температура асфальтовых со |
|
ставов в момент заполнения шпонки должна быть не ниже 150— |
|
160° С. По мере усадки остывающего материала свободный верх |
|
ний участок шпонки заполняется горячим асфальтовым мате |
|
риалом. |
|
В целях устранения необходимости производства работ с го |
|
рячими асфальтовыми составами в зарубежной и отечественной |
|
тпрактике гидротехнического строительства |
находит применение |
заполнение шпонок предварительно изготовленными асфальтовыми брикетами.
Сущность способа состоит в следующем. На асфальтобетон ном заводе предварительно отливают в формах брикеты из соста-
117
bob, предусмотренных проектом заполнения асфальтовой шпонки.-
Брикеты изготовляют размером, не превышающим третью часть
свободного сечения полости шпонки.
Брикеты, доставленные к месту укладки, сбрасываются в по
лость шпонки, после заполнения которой включается нагреваю щее устройство.
В процессе прогрева и разогревания брикетов йолость шпонки
заполняется монолитно горячим асфальтовым составом. При на
греве и осадке разогреваемых брикетов свободный участок вы соты шпонки пополняется брикетами до тех пор, пока разогретый асфальтовый состав не заполнит всю полость.
В сравнении с заполнением шпонок горячими асфальтовыми мастиками или растворами применение брикетов обладает сле дующими преимуществами. Прежде всего устраняется трудоем кая опасная работа на высоте с горячими асфальтовыми мате риалами. Упрощается процесс заполнения шпонок и затраты труда снижаются в 2—3 раза. Кроме того, этот способ позволяет более полно в эксплуатационных условиях проверить работу
смонтированных нагревающих устройств.
Горизонтальные уплотнения узких температурно-осадочных швов напорных гидротехнических сооружений первого, второго и третьего классов на сжимаемых основаниях выполняются, глав
ным образом, горячими асфальтовыми составами.
Технологию устройства горизонтального уплотнения рассмот рим на примере конструкции, представленной на рис. 11, β. К ра
боте по устройству уплотнения приступают после укладки бетона
подготовки (первой и второй очереди). Устройству уплотнения предшествует подготовка поверхности шпонки, состоящая в очи стке ее, срубке неровностей, выравнивании цементно-песчаным
раствором, просушке и огрунтовке разжиженным битумом. Затем на горячем битуме или мастике наклеиваются один или два слоя асфальтового мата или другого рулонного асфальтового мате
риала.
Каждый из слоев рулонного материала наклеивается с вы полнением правил, предусмотренных для устройства оклеенной гидроизоляции (§ 17), с тщательным уплотнением каждого слоя катками и устройством стыков смежных полотен внахлест на 15— 20 см. По законченному оклеечному покрытию укладываются пре дусмотренные проектом уплотнения из листовой стали и полости шпонки заливают горячим асфальтовым составом.
После стыкования, заполнения и усадки асфальта в полость подливается горячий асфальтовый состав с таким расчетом, чтобы шпонка полностью до кромки была заполнена.
После этого наклеивается в один или два слоя на горизон тальный участок уплотнения рулонный битумный материал на го рячем составе и устраивается стяжка цементно-песчаным раство ром с толщиной слоя 4 см.
22. УСТРОЙСТВО КОНТУРНЫХ УПЛОТНЕНИЙ
Наружные и внутренние контурные уплотнения являются
вспомогательными уплотняющими устройствами, которые устраи ваются после укладки бетона основной конструкции. В зависимо
118
сти от материала контурные уплотнения устраиваются из железо
бетонного |
бруса |
(рис. 12, |
а), |
бетонной, |
цементной пробки |
||
(рис. 12, |
б, в), |
металла, синтетической резины, |
полимерных листо |
||||
вых уплотняющих материалов и др. |
|
||||||
Наружное контурное уплотнение с использованием железо |
|||||||
бетонного |
бруса |
(рис. 12, а) устраивается в |
следующей последо |
вательности. После снятия опалубки основной железобетонной
конструкции образовавшаяся полость тщательно очищается от остатков древесины и загрязнений, а поверхность ее сглаживается путем нанесения штукатурным способом слоя цементно-песчаного раствора марки не ниже 100. Выровненная поверхность просуши вается, окрашивается горячим битумом и оклеивается в два слоя
армированным асфальтовым матом на горячем битуме марки БН-ІѴ.
Наклейка асфальтовых матов производится с выполнением требований устройства оклеенной гидроизоляции из битумных ма
териалов. При этом особое внимание обращают на полноту за полнения шва, наклейку рулона к основанию, тщательность выравнивания наклеенного материала. После этого монтируется арматурный каркас железобетонного бруса и на высоту 2 м от
основания заподлицо с лицевой поверхностью напорной грани устанавливается щитовая опалубка. В целях устранения расслое ния бетонная смесь укладывается сбрасыванием с высоты не более 2 м. Уложенная бетонная смесь уплотняется глубинными вибра торами. В такой последовательности, ярусами не более двух мет ров, при непрерывном бетонировании, полностью на всю высоту блока бетонируется железобетонный брус наружного контурного уплотнения.
Наружные контурные уплотнения с бетонной и цементной пробкой (рис. 12, в) устраиваются в такой же последовательности.
ГЛАВА |
КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА |
ЧЕТВЕРТА Я |
ГИДРОИЗОЛЯЦИОННЫХ РАБОТ |
|
23. ПРИЕМКА, КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА И УСТРАНЕНИЕ ДЕФЕКТОВ ГИДРОИЗОЛЯЦИОННЫХ ПОКРЫТИЙ
Приемка и контроль качества гидроизоляционных работ про изводится, прежде всего, с выполнением требований СНиП Ш-А. 12—69 «Кровли, гидроизоляция и пароизоляция. Правила произ водства и приемки работ».
Выполнение гидроизоляционных работ сопровождается обяза тельным контролем качества используемых материалов, отдель ных операций процесса и готовых изоляционных покрытий. На
скрытые работы (подготовка изолируемых поверхностей, замоноличивание стыков и др.) составляются акты.
119
В целях обеспечения высокого качества рекомендуется гидро изоляционные работы выполнять по специально разработанным технологическим картам.
При выполнении окрасочной гидроизоляции необходимо кон тролировать температуру окружающего воздуха и окрасочных составов, точность дозировки используемых окрасочных составов
иправильность нанесения их па изолируемые поверхности. Каж дый последующий окрасочный слой наносится только после осви детельствования качества затвердевшего предыдущего слоя. По слойно контролируются ровность, равномерность, сплошность и толщина слоя покрытия, а также отсутствие наплывов, вздутий, отслоений, трещин и других дефектов. Все обнаруженные дефект ные места оконтуривают мелом, при необходимости расчищают и
окрашивают заново. При обнаружении вздутий, отслоений и тре щин дефектные места расчищают до основания, заново грунтуют
инаносят слои окрасочного покрытия, причем новое покрытие наносится с перекрытием здоровых участков окраски по ширине не менее чем на 10 см.
При устройстве штукатурной гидроизоляции из холодных
асфальтовых мастик систематически контролируют качества ис ходной битумной эмульсионной пасты, холодной асфальтовой ма стики, толщину отдельных наметов и общую толщину штукатур ного гидроизоляционного покрытия. Контролю подвергается так же прочность сцепления штукатурной гидроизоляции с основа нием, ревность, сплошность покрытия, отсутствие трещин и вздутий. Контролируется прочность сцепления гидроизоляцион ного покрытия с закладными частями, другими видами изоляции, герметичность сопряжений с проходящими через слой гидроизо ляции трубами и другими выступающими элементами.
Приемка законченных гидроизоляционных покрытий начи нается с анализа лабораторной документации, подтверждающей
качественность использованных материалов.
При визуальном осмотре, мелом или гвоздем окантуриваются участки с излишней пористостью, свищами, усадочными трещи
нами, а также участки с недостаточной толщиной покрытия. Тол щина покрытия проверяется специальным щупом (шилом) с нане сенной на нем миллиметровой шкалой. Место прокола немедленно заделывается шариком битума. Степень высыхания и твердения
проверяется нажатием пальца на положенную на покрытие мо нету достоинством три копейки. При сильном и длительном на жатии монета не должна вдавливаться в слой штукатурного покрытия более чем на 1 мм. Высохший штукатурный покров имеет светло-серый или белый цвет. Недостаточно высохшее по крытие приемке не подлежит.
Прочность сцепления покрытия с основанием можно прове
рить простукиванием деревянным молотком. При ударах покры
тие не должно «бухтеть». Более точно прочность сцепления покры тия проверяется следующим образом. К покрытию «приморажи вают» гипсом стальную пластинку размером 3×3 см. По пери метру пластинки покрытие прорезают ножом до основания и пла
стинку отрывают с помощью весов-безмена. Прочность сцепления покрытия с основанием должна быть не менее 0,6 kzc cm2.
При обнаружении недостаточной прочности сцепления с осно ванием рекомендуется эти участки дополнительно прогреть
120