Файл: Матвеенко, А. М. Расчет и испытания гидравлических систем летательных аппаратов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ты Ми-4, Ми-б) даже при наличии двухкамерных гидроусилите­ лей, имеющих свои собственные системы питания (вертолет Ми-6);

— в блоках питания бустерных систем насосов постоянной производительности, автоматов разгрузки и аккумуляторов (оте­ чественные вертолеты), что приводит к значительным динамиче­ ским нагружениям элементов гидросистем, но упрощает систему;

— в блоках питания ряда зарубежных вертолетов («Сикор­ ский» 58, «Сикорский» 61, «Сикорский» 65) насосов переменной производительности с высоким быстродействием регуляторов производительности, что позволяет обойтись без гидрогазовых аккумуляторов.

Проведенный анализ показывает разнообразие реализован­ ных гидросистем (для летательных аппаратов одного класса), что в значительной степени объясняется отсутствием научно обо­ снованных методов проектирования этих систем, учитывающих основные требования, предъявляемые к энергосистемам управ­ ления. Развитие таких методов — задача ближайшего буду­ щего.

Г л а в а 2

МЕТОДЫ АНАЛИЗА РЕЖИМОВ РАБОТЫ И РАСЧЕТА ГИДРАВЛИЧЕСКИХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

Реальные гидрокомплексы на летательных аппаратах весьма многообразны. В одних случаях, например на ракетах класса «воздух—воздух» [9],—это относительно простые системы из од­ ного насоса и двух-трех рулевых машин, в других случаях,

Рис. 2. I. Расчетные схемы гидравлических (газовых) систем лета­ тельных аппаратов:

а—одноконтурная; б—двухконтурная; а—трехконтурная; а—тупиковая; д—кон­ турно-тупиковая

например, на современном сверхзвуковом лайнере, — это чрез­ вычайно сложные гидрокомплексы, обслуживающие 15—20 функ­ циональных подсистем. Поэтому целесообразно с точки зрения расчетной схематизации рассмотреть в дальнейшем особенности работы следующих схем (рис. 2. 1):

57

— одноконтурных

(локальные системы насос — сеть — бак,

отдельные спецсистемы) — рис. 2. 1, а;

 

— двухконтурных

(подсистемы закрылков, главных ног шас­

си) — рис. 2. 1,6;

(шасси трехколесной

схемы) — на

— трехконтурных

рис. 2.1, в;

 

 

четырехконтурных (тормозные щитки);

многоконтурных (разрезные, многосекционные органы уп­ равления) ;

тупиковых (тормозные системы) — рис. 2. 1, г;

контурно-тупиковых (одновременно работающие контур­ ные и тупиковые системы) — рис. 2. 1,6.

Под контурной понимается схема с циркуляционным потоком жидкости, а под тупиковой — схема с потребителем односторон­ него действия.

Ниже будет рассмотрен графо-аналитический метод анализа режимов работы и расчета гидравлических систем, развивающий известный графо-аналитический метод [19] определения скорости

течения жидкости в заданном трубопроводе (известны его длина I и диаметр cl) при заданном перепаде давления на нем — Ар- Этот графический метод предусматривает построение для трубо­ провода зависимости величины потерь давления Ар при ламинар­ ном и турбулентных режимах течения от расхода

Apn — knQ и ApT = /eTQ2.

•Расход (или скорость течения) в трубопроводе определится после наложения на полученную зависимость характеристики источника питания ра. n=f(Q) (рис. 2. 2, а).

На рис. 2.2, б и б показаны примеры построения суммарных характеристик последовательно и параллельно соединенных тру­ бопроводов по уравнениям:

— последовательное соединение

Aps(Q) = Ap1 + Ap2 + Ap3\

Л2- 1)

— параллельное соединение

 

Арл (Q)= ДА © Л/?з © Ар3-

(2-2)

В первом случае производится сложение графических зави­ симостей Ap(Q) по давлению (так как Qв =Q i =Q 2=Q3), во вто­ ром— сложение по расходу (так как Ар а = Api = Арч.—Ар3), для

чего введен специальный знак 0 .

Далее будет показано, что графо-аналитическим методом можно анализировать работу любых авиационных систем, име­ ющих в квазистационарных режимах нелинейные характеристики для источников питания ри.n=/(Q) и трудно аналитически вы­ ражаемые зависимости нагрузки на приводах от хода R=f(s). Для этого необходимо иметь зависимости Ap=f(Q) для всех ос-

58


\

новных агрегатов системы и уметь строить (основываясь в основ­ ном на правилах сложения по давлению и расходу) суммарные характеристики сети. Применение для расчета режимов работы

гидравлических систем чисто аналитических методов (сводящих­ ся, как правило, к методу последовательных приближений) при­ водит к значительным затратам времени из-за необходимости раздельно рассчитывать каждый из возможных режимов работы системы.

2.1. ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ И РАСХОДНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ГИДРОСИСТЕМ

Свойства любого элемента гидрогазовых систем с точки зре­ ния его функций и режимов работы могут выражаться через ряд

параметров: гидравлических

(расход Q, давление на входе рвх и

выходе Двых), механических

(положение регулирующего орга­

на х, скорость вращения п),

электрических

(командный ток) /к

и т. д.:

 

 

ф (рвых> Q, х ,

п , / к, . ..) = 0 .

(2. 3 )

59

Гидравлической характеристикой условимся называть такую функцию двух переменных, из которых хотя бы одно перемен­ ное — гидравлический параметр.

Зависимости между двумя гидравлическими параметрами

Рвых=НЯ), Ар = рвх — PBhix=f(Q) условимся называть расход­ ными характеристиками.

Рассмотрим расходные и гидравлические характеристики для наиболее часто встречающихся элементов гидросистем.

Рис. 2.3. Расходная характеристика трубопровода

Т р у б о п р о в о д ы и м е с т н ы е с о п р о т и в л е н и я . Рас­ ходные характеристики для трубопроводов в зависимости от ре­ жима течения жидкости имеют вид

=

. ДЛ —

(2.- 4)

Поэтому расходная характеристика

состоит из двух участ­

ков — прямолинейного и квадратичного, соединенных переходной зоной (рис. 2. 3).

Для расчетов удобно не строить каждый раз зависимости Ap=f(Q), а пользоваться готовыми характеристиками (экспе­ риментальными или расчетными). Аналогично определяются и расходные характеристики местных сопротивлений (поворотов, сужений, дросселей, фильтров и т. д.), т. е. таких элементов, па­ раметры которых не меняются в процессе работы.

И с т о ч н и к и - п и т а н и я . Наиболее распространеннымиис­ точниками питания современных силовых систем управления яв­ ляются аксиально-поршневые насосы постоянной и переменной

60



производительности. Другие типы насосов (радиально-поршне­ вые, шестеренные, винтовые, лопастные) применяются при ма­ лых рабочих давлениях и значительно реже [21].

Напомним, что при обеспечении необходимого давления на входе в насос объемного типа расход на выходе полностью оп­ ределяется скоростью вращения его вала и рабочим давлением. На рис. 2.4 приведены зависимости p —f(Q) для насоса с пере­ ливным клапаном и насоса переменной производительности.

a)

Q

5)

а

Рис. 2.4. Зависимости p— f(Q):

 

я—насоса с переливным

клапаном; б—насоса

переменной

производи­

тельности; АВ—область работы (теоретическая) объемного насоса прн росте давления на выходе; ВС—область работы переливного клапана а или регулятора производительности 6; QK л—расход через клапан

Схемы и основные характеристики трех типов блоков пита­ ния показаны на рис. 2. 5. Для каждого из блоков необходимо рассматривать два режима работы: первый — работа собственно насоса объемного типа при Q= const, второй — режим p « const. Второй режим обеспечивается переливным клапаном, или регу­ лятором производительности, или аккумулятором. В последнем случае давление в аккумуляторе р&1<, естественно, не постоянно,

однако для малого промежутка времени

можно

считать Рак=

= const. Напомним, что режим работы любого

блока питания

будет определяться точкой

пересечения

его характеристики

P~f(Q) с характеристикой сети. Так, пересечение

(рис. 2.5) ха­

рактеристики сети Ap=f(Q)

с характеристикой насоса

постоян­

ной производительности (НПо) и переливного клапана

(ПеК) в

точке 1 определяет давление pi и расход Qi на выходе из насоса.

При появлении в системе нагрузки R на ее преодоление тра-

D

тится рабочее давление — (F — активная площадь силового

F

цилиндра) и режим работы системы и блока питания опреде­ ляется точками 2 и 2', которые позволяют определить давление

на выходе насоса р2, потери на сети Ар и нагрузке р = — , рае- д'

61


 

Режим р ~ c o n s t

я

 

f р тах

П

П

П

7

 

 

L

L

1

я

 

 

1 R

 

 

R

г

з

 

FPn.

 

 

FРтах

 

FРтах

Рис. 2.5. Схемы

и

основные

характеристики

трех типов блоков

 

 

 

 

 

питания:

 

 

 

 

/ —блок питания

с

насосом

постоянно/! производительности (НПо) и перелив­

ным клапаном (ПеК);

//—блок питания с насосом

переменной

производи­

тельности (НПе);

/ / / —блок

питания с насосом

постоянной

производительности

(НПо), аккумулятором

(Ак)

и автоматом

разгрузки

насоса

(АРН)

62