Файл: Матвеенко, А. М. Расчет и испытания гидравлических систем летательных аппаратов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 62
Скачиваний: 1
ты Ми-4, Ми-б) даже при наличии двухкамерных гидроусилите лей, имеющих свои собственные системы питания (вертолет Ми-6);
— в блоках питания бустерных систем насосов постоянной производительности, автоматов разгрузки и аккумуляторов (оте чественные вертолеты), что приводит к значительным динамиче ским нагружениям элементов гидросистем, но упрощает систему;
— в блоках питания ряда зарубежных вертолетов («Сикор ский» 58, «Сикорский» 61, «Сикорский» 65) насосов переменной производительности с высоким быстродействием регуляторов производительности, что позволяет обойтись без гидрогазовых аккумуляторов.
Проведенный анализ показывает разнообразие реализован ных гидросистем (для летательных аппаратов одного класса), что в значительной степени объясняется отсутствием научно обо снованных методов проектирования этих систем, учитывающих основные требования, предъявляемые к энергосистемам управ ления. Развитие таких методов — задача ближайшего буду щего.
Г л а в а 2
МЕТОДЫ АНАЛИЗА РЕЖИМОВ РАБОТЫ И РАСЧЕТА ГИДРАВЛИЧЕСКИХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ
Реальные гидрокомплексы на летательных аппаратах весьма многообразны. В одних случаях, например на ракетах класса «воздух—воздух» [9],—это относительно простые системы из од ного насоса и двух-трех рулевых машин, в других случаях,
Рис. 2. I. Расчетные схемы гидравлических (газовых) систем лета тельных аппаратов:
а—одноконтурная; б—двухконтурная; а—трехконтурная; а—тупиковая; д—кон турно-тупиковая
например, на современном сверхзвуковом лайнере, — это чрез вычайно сложные гидрокомплексы, обслуживающие 15—20 функ циональных подсистем. Поэтому целесообразно с точки зрения расчетной схематизации рассмотреть в дальнейшем особенности работы следующих схем (рис. 2. 1):
57
— одноконтурных |
(локальные системы насос — сеть — бак, |
|
отдельные спецсистемы) — рис. 2. 1, а; |
|
|
— двухконтурных |
(подсистемы закрылков, главных ног шас |
|
си) — рис. 2. 1,6; |
(шасси трехколесной |
схемы) — на |
— трехконтурных |
||
рис. 2.1, в; |
|
|
—четырехконтурных (тормозные щитки);
—многоконтурных (разрезные, многосекционные органы уп равления) ;
—тупиковых (тормозные системы) — рис. 2. 1, г;
—контурно-тупиковых (одновременно работающие контур ные и тупиковые системы) — рис. 2. 1,6.
Под контурной понимается схема с циркуляционным потоком жидкости, а под тупиковой — схема с потребителем односторон него действия.
Ниже будет рассмотрен графо-аналитический метод анализа режимов работы и расчета гидравлических систем, развивающий известный графо-аналитический метод [19] определения скорости
течения жидкости в заданном трубопроводе (известны его длина I и диаметр cl) при заданном перепаде давления на нем — Ар- Этот графический метод предусматривает построение для трубо провода зависимости величины потерь давления Ар при ламинар ном и турбулентных режимах течения от расхода
Apn — knQ и ApT = /eTQ2.
•Расход (или скорость течения) в трубопроводе определится после наложения на полученную зависимость характеристики источника питания ра. n=f(Q) (рис. 2. 2, а).
На рис. 2.2, б и б показаны примеры построения суммарных характеристик последовательно и параллельно соединенных тру бопроводов по уравнениям:
— последовательное соединение
Aps(Q) = Ap1 + Ap2 + Ap3\ |
Л2- 1) |
— параллельное соединение |
|
Арл (Q)= ДА © Л/?з © Ар3- |
(2-2) |
В первом случае производится сложение графических зави симостей Ap(Q) по давлению (так как Qв =Q i =Q 2=Q3), во вто ром— сложение по расходу (так как Ар а = Api = Арч.—Ар3), для
чего введен специальный знак 0 .
Далее будет показано, что графо-аналитическим методом можно анализировать работу любых авиационных систем, име ющих в квазистационарных режимах нелинейные характеристики для источников питания ри.n=/(Q) и трудно аналитически вы ражаемые зависимости нагрузки на приводах от хода R=f(s). Для этого необходимо иметь зависимости Ap=f(Q) для всех ос-
58
\
новных агрегатов системы и уметь строить (основываясь в основ ном на правилах сложения по давлению и расходу) суммарные характеристики сети. Применение для расчета режимов работы
гидравлических систем чисто аналитических методов (сводящих ся, как правило, к методу последовательных приближений) при водит к значительным затратам времени из-за необходимости раздельно рассчитывать каждый из возможных режимов работы системы.
2.1. ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ И РАСХОДНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ГИДРОСИСТЕМ
Свойства любого элемента гидрогазовых систем с точки зре ния его функций и режимов работы могут выражаться через ряд
параметров: гидравлических |
(расход Q, давление на входе рвх и |
|
выходе Двых), механических |
(положение регулирующего орга |
|
на х, скорость вращения п), |
электрических |
(командный ток) /к |
и т. д.: |
|
|
ф (рвых> Q, х , |
п , / к, . ..) = 0 . |
(2. 3 ) |
59
Гидравлической характеристикой условимся называть такую функцию двух переменных, из которых хотя бы одно перемен ное — гидравлический параметр.
Зависимости между двумя гидравлическими параметрами
Рвых=НЯ), Ар = рвх — PBhix=f(Q) условимся называть расход ными характеристиками.
Рассмотрим расходные и гидравлические характеристики для наиболее часто встречающихся элементов гидросистем.
Рис. 2.3. Расходная характеристика трубопровода
Т р у б о п р о в о д ы и м е с т н ы е с о п р о т и в л е н и я . Рас ходные характеристики для трубопроводов в зависимости от ре жима течения жидкости имеют вид
= |
. ДЛ — |
(2.- 4) |
Поэтому расходная характеристика |
состоит из двух участ |
ков — прямолинейного и квадратичного, соединенных переходной зоной (рис. 2. 3).
Для расчетов удобно не строить каждый раз зависимости Ap=f(Q), а пользоваться готовыми характеристиками (экспе риментальными или расчетными). Аналогично определяются и расходные характеристики местных сопротивлений (поворотов, сужений, дросселей, фильтров и т. д.), т. е. таких элементов, па раметры которых не меняются в процессе работы.
И с т о ч н и к и - п и т а н и я . Наиболее распространеннымиис точниками питания современных силовых систем управления яв ляются аксиально-поршневые насосы постоянной и переменной
60
производительности. Другие типы насосов (радиально-поршне вые, шестеренные, винтовые, лопастные) применяются при ма лых рабочих давлениях и значительно реже [21].
Напомним, что при обеспечении необходимого давления на входе в насос объемного типа расход на выходе полностью оп ределяется скоростью вращения его вала и рабочим давлением. На рис. 2.4 приведены зависимости p —f(Q) для насоса с пере ливным клапаном и насоса переменной производительности.
a) |
Q |
5) |
а |
Рис. 2.4. Зависимости p— f(Q): |
|
||
я—насоса с переливным |
клапаном; б—насоса |
переменной |
производи |
тельности; АВ—область работы (теоретическая) объемного насоса прн росте давления на выходе; ВС—область работы переливного клапана а или регулятора производительности 6; QK л—расход через клапан
Схемы и основные характеристики трех типов блоков пита ния показаны на рис. 2. 5. Для каждого из блоков необходимо рассматривать два режима работы: первый — работа собственно насоса объемного типа при Q= const, второй — режим p « const. Второй режим обеспечивается переливным клапаном, или регу лятором производительности, или аккумулятором. В последнем случае давление в аккумуляторе р&1<, естественно, не постоянно,
однако для малого промежутка времени |
можно |
считать Рак= |
||
= const. Напомним, что режим работы любого |
блока питания |
|||
будет определяться точкой |
пересечения |
его характеристики |
||
P~f(Q) с характеристикой сети. Так, пересечение |
(рис. 2.5) ха |
|||
рактеристики сети Ap=f(Q) |
с характеристикой насоса |
постоян |
||
ной производительности (НПо) и переливного клапана |
(ПеК) в |
точке 1 определяет давление pi и расход Qi на выходе из насоса.
При появлении в системе нагрузки R на ее преодоление тра-
D
тится рабочее давление — (F — активная площадь силового
F
цилиндра) и режим работы системы и блока питания опреде ляется точками 2 и 2', которые позволяют определить давление
на выходе насоса р2, потери на сети Ар и нагрузке р = — , рае- д'
61
|
Режим р ~ c o n s t |
я |
|
f р тах |
|
П |
П |
П |
7 |
|
|
L |
L |
1 |
я |
|
|
1 R |
|
|
R |
г |
з |
|
FPn. |
|
|
FРтах |
|
FРтах |
|
Рис. 2.5. Схемы |
и |
основные |
характеристики |
трех типов блоков |
|||||
|
|
|
|
|
питания: |
|
|
|
|
/ —блок питания |
с |
насосом |
постоянно/! производительности (НПо) и перелив |
||||||
ным клапаном (ПеК); |
//—блок питания с насосом |
переменной |
производи |
||||||
тельности (НПе); |
/ / / —блок |
питания с насосом |
постоянной |
производительности |
|||||
(НПо), аккумулятором |
(Ак) |
и автоматом |
разгрузки |
насоса |
(АРН) |
62