Файл: Матвеенко, А. М. Расчет и испытания гидравлических систем летательных аппаратов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 65
Скачиваний: 1
Ошибка при делении расходов [20] определяется по формуле:
Д Q &Ртр |
(2. 6) |
|
0’ = 2Д^Г’ |
||
|
||
где AQ — разность между расходами |
и Q2; (Q—Q1 + Q2) ; |
Дртр — перепад давления на торцах чувствительного элемен та, страгивающий его с места;
Api — перепад давления на нерегулируемом дросселе.
Из формулы (2. 6) следует, что обычный делительный клапан будет иметь ошибку, обратно пропорциональную квадрату рас-
Лр I Рсг^сг
а
Рис. 2.16. Харак |
Рис. 2.17. Схема работы |
делительного |
кла |
|
теристика |
Ар= |
пана: |
|
|
=/(Q ) |
регулято |
ри—давление питания; рс1, |
р с2—давление |
в по |
ров и ограничите |
требителях; пг—следящий золотник |
|
||
лей расхода |
|
|
|
хода. Чтобы ошибка деления не зависела от расхода, необходи мо поддерживать Api постоянным, т. е. менять площадь его про
ходного сечения при изменении расхода. |
|
||
Расходная характеристика |
делителя — это изменяющаяся в |
||
процессе |
работы характеристика дроссельного |
клапана. На |
|
рис. 2. 18 |
показаны область |
работы делителя |
по' расходу |
(О — Qmax) и переход его с режима работы Q0 на новый, харак теризующийся равными, но уменьшившимися расходами Q*.
Устройства для изолирования поврежденного участка сети. Для изолирования участков гидравлической системы с повышен ными утечками применяют. автоматические предохранительные устройства. Принципиальная схема одного из таких устройств приведена на рис. 2. 19. Устройство перекрывает защищаемый участок сети, если перепад давления на его чувствительном эле менте превышает заданный. Известны также дозирующие клапа ны, срабатывающие после прохода через него заданного количе ства жидкости. Расходная характеристика дозатора изменяется от обычной характеристики 1 дросселя до характеристики 2 — Q= 0 (рис. 2. 20). Эти характеристики не раскрывают сущно сти динамических процессов, протекающих в устройствах защиты, а лишь фиксируют крайние режимы их работы.
69
Аналогичные расходные характеристики имеют и клапаны пос ледовательного включения (рис. 2.21). До подачи сигнального давления рсиг клапан закрыт, а после подачи давления (или ме ханического воздействия) — открыт.
стики делителя в процессе работы (стрел- |
для |
изолирования |
повреждеи- |
|||||
ками |
показаны |
направления |
изменения |
ного участка сети |
(дозатор) |
|||
в процессе работы |
делителя |
сопротивления |
|
|
|
|
||
|
его правого и левого каналов) |
|
|
|
|
|||
О б р а т н ы е |
к л а п а н ы . Назначение этих клапанов — обес |
|||||||
печение одностороннего |
потока жидкости. |
Обратный |
клапан |
|||||
(рис. |
2.22) конструктивно |
не отличается |
от |
предохранительно |
го, но его пружина менее жестка. Расходные характеристики обратного клапана Дp=f(Q) в зависимости от направления по-
Рис. 2.Й0. Расходные харак |
Рис. 2.21. |
Схема |
Рис. 2. 22. |
||
теристики |
дозатора до (/) |
клапана последова |
Схема |
об |
|
и после (2) |
прохождения ра |
тельного |
включе |
ратного |
кла |
счетного объема |
ния |
|
пана |
|
тока жидкости в системе показаны на рис. 2. 23, а. Иногда в си стеме устанавливается односторонний дроссель, дросселирую щий поток лишь в одном направлении (для этого достаточно установить дроссель в подвижный элемент обратного клапана).
70
Расходная характеристика такого одностороннего дросселя по
казана на рис. 2. 23, б.
С и л о в ы е пр ив о д ы. Независимо от типа силового приво да (цилиндр, квадрант, гидромотор) нагрузка, которую он прео долевает, является суммой трех составляющих Ri(x), Rzlx'),
Рис. 2.23. Расходные характеристики:
о—обратного клапана; б—одностороннего дросселя
Яз(х"), зависящих соответственно от положения, |
скорости и |
ускорения: |
|
Rn = R1(x)-Jr R2(x')-\-Rs(x"). |
(2.7) |
В первом приближении (без учета инерционных сил)
R ^ R ^ X ^ R ^ x ' ) . |
(2.8) |
Расходные характеристики силового привода показаны на рис. 2.24. Расходная характеристика пересекает ось ординат
, отсекая на ней отрезки, пропорциональные активной на
грузке, преодолеваемой приводом. Обычно зависимость активной
£
нагрузки — от хода х привода задается графически (рис. 2.25)
F
из-за трудности ее аналитического выражения.
Заметим, что составляющую R2(x'), зависящую от скорости, можно привести к сопротивлению сети и тогда расходная харак
теристика привода для г-го момента времени не будет зависеть
D.
от скорости (это будет прямая —- = const).
С л е д я щ и е п р и в о д ы и э л е к т р о г и д р а в л и ч е с к и е у с илит е ли . В функциональных системах управления лета тельными аппаратами используются следящие приводы и элек трогидравлические усилители — устройства, в которых расход или давление на выходе зависит от входного электрического сиг-
71
Рис. 2. 24. Расходные характеристики |
Рис. 2.25. Типовая зависимость ак |
||
силового привода |
тивной нагрузки |
на |
силовом при |
|
воде от |
его |
хода |
р. п«
Рис. 2.26. Конструктивная схема четырехщелевого цилиндрического золот ника
ар
+7
Рис. 2.27. Статические расходная (а) и силовая (б) характеристики четырехщелевого золотника
72
нала. Расходная характеристика следящего привода или электрогидравлического усилителя в каждый момент времени анало гична характеристике силового привода. Однако введение обрат ных связей по положению, расходу или давлению меняет область работы таких устройств в координатах р — Q.
В быстродействующих следящих приводах наибольшее при менение нашли четырехщелевые цилиндрические золотники (рис. 2.26), представляющие собой гидравлические мостики с четырьмя регулируемыми сопротивлениями в плечах (Gi, G2, G3, G4) и тремя нерегулируемыми сопротивлениями (г^,т> г"т>
В диагональ мостика включен гидродвигатель с нагрузкой
P r = P i — Рг-
На рис. 2. 27 показаны статические расходная и силовая ха рактеристики золотникового механизма при 0<Дх<26.
На статических характеристиках можно выделить три зоны. В первой ( 0 < |х |^ х л; хл —(3-ь5)6) все гидравлические сопро тивления золотника Gu G2, G3) G4, Гут, rR соизмеримы по величи не, а расход в диагонали равен [7]:
QR= kQX— k°QpPK, |
(2.9) |
где
|
k |
= - ^ - |
Qr —0; |
|
|
р |
дх |
|
|
ч |
kq |
дОц |
p R= 0 . |
|
дх |
||||
|
|
Во второй зоне (хл<|л:| < хт ) расход жидкости в диагонали мостика определяется двумя последовательно включенными со противлениями Gi и G2 ( и л и G3 и G4), остальные гидравлические проводимости существенно меньше; расход в диагонали
> П |
д |
— r p R, |
(2. 10) |
|
— Pr sign X | sign? |
|
|
где |
|
|
|
G = pbx |
|
|
|
г = гут+ 2 г я; |
|
|
|
Pn Ph Pen- |
|
|
|
Третья зона ( J x \ ^ x m) |
характеризуется |
ограничением рас |
хода, обусловленным ограничением гидравлической проводимо сти дросселирующих щелей.
73