Файл: Матвеенко, А. М. Расчет и испытания гидравлических систем летательных аппаратов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 66
Скачиваний: 1
ход, идущий в систему Q2 и через переливной клапан QneK-
Вэтом режиме работы QH=Q 2 + QneK-
Вблоке питания с насосом переменной производительности
(НПе) режим работы насоса в точке 2 отличается от рассмот ренного, так как насос, изменив свою удельную производитель ность, работает в точке 2, т. е. Qn=Q2.
Режимов работы блока питания с НПо, аккумулятором и ав томатом разгрузки насоса (АРН) несколько. Так, после дости жения в системе давления Ршахлрн АРН соединяет насос со сли вом по линии НПо — АРН — бак (точка О). При характеристике
сети — -|- Ар (Q) режим работы системы определяется точкой 2.
F
По мере падения давления характеристика аккумулятора достигает значения Ртшлрп (расход в систему уменьшается), АРН закрывает линию слива и соединяет насос с системой. В этом случае в систему идет расход Q2- (точка 2'), а в аккумулятор — расход <3ак (точка 2"). В этом режиме Qn=QaK+Q2'.
Рассмотренные характеристики позволяют построить зависи мости потребляемых мощностей и оценить нагруженность насо сов в различных схемах блоков питания. В блоке НПо + ПеК по требляемая мощность (рис. 2.5, б) непрерывно возрастаете ростом рабочего давления и в режиме нулевых расходов в си стеме достигает максимума (весь расход насоса сливается через переливной клапан). Элементы конструкции насоса нагружены при этом максимальным рабочим давлением (режим Н). В бло ке с НПе в режиме р = const потребляемая мощность пропорцио нальна расходу в систему и при расходах, близких к нулевым (необходимы расходы на смазку и охлаждение), потребляемые мощности малы. Однако нагруженность элементов конструкции насоса при этом велика (режим Н').
В блоке питания НПо+АРН+Ак мощность потребляется лишь в режиме Q— const.
После срабатывания АРН элементы конструкции насоса практически не нагружены (режим Н").
Рассмотрим зависимости к. п. д. от величины нагрузки в си стеме. В режиме Q—const для всех типов блоков питания к. п. д. зависит от внешней нагрузки и пропорционально увеличивается с ее ростом и уменьшением потерь в сети. Это наглядно видно (см. рис. 2. 5, а') из сопоставления прямоугольников /Ц, А% и А3, Ait характеризующих мощность насоса на выходе и на входе.
В режиме p = const для блоков с НПе и НПо+АРН+Ак
R
к. п. д. прямо пропорционален нагрузке и при —— ►ртах стремит
ся к 1, никогда ее не достигая. Для блока питания НПо + ПеК зависимость т] = f(R) имеет максимум, значение которого легко определяется и составляет для ламинарного режима течения в
63
сетях T) = V4 при------= 1/2 и для турбулентного режима течения
В сетях Г)тах = 0,38, — - —— 2/3.
Fpmax
Значение т]та1 = 0,38 очень часто приводится некоторыми ав торами как предельное значение для гидропередач с дроссель ным управлением. Это ошибочное заключение, так как 'nmai = 0,38 соответствует наиболее экономичному режиму гидросистемы с самым неэкономичным блоком питания.
Проведенный анализ позволяет дать следующие рекоменда ции по применению рассмотренных блоков питания:
Рис. 2.6. Блок питания |
НПе+АРН, |
работающий |
|
в режиме предохранительного клапана: |
|
||
а—схема; б*—расходные характеристики (/—энергия, равная |
|||
площади pXQ, выделяемая в |
виде тепла при |
отказе |
регу |
лятора производительности; II—энергия, выделяемая |
в том |
||
же случае при установке вместо предохранительного клапана |
|||
АРН) |
|
|
|
НПо + ПеК—на летательных |
аппаратах с ограниченным вре |
менем полета, в которых требование простоты важнее требования экономичности, а саморазогрев блока из-за малого времени его работы не приводит к отказу;
НПе—на летательных аппаратах с неограниченным временем полета и постоянно действующими потребителями (системы уп равления, воздухозаборники, антенны радиолокационных стан ций и т. д.), что позволяет блоку работать в режимах с высоким к. п. д., не приближаясь к режимам разгрузки;
НПо + АРН +Ак— на летательных аппаратах с неограничен ным временем полета и эпизодически действующими потребите лями (шасси, закрылки и т. д.), при этом большую часть полета блок питания работает в режиме разгрузки (утечки в системе компенсируют аккумуляторы), что значительно (в 2—3 раза) увеличивает его ресурс.
В последнее время на некоторых летательных аппаратах по явились блоки, отличные от рассмотренных выше блоков пита ния. Так, считается целесообразным применять комбинацию НПе+АРН. В схеме на рис. 2. 6 АРН выполняет роль предохра-
64
нительного клапана, что позволяет при отказе регулятора произ водительности насоса исключить перегрев блока питания, так как сопротивление линии насос — АРН — бак составляет лишь не сколько процентов от сопротивления линии насос — ПеК — бак. Разница в тепловыделении НПе с отказавшим регулятором про изводительности видна из сравнения площадей прямоугольника I и II (I — тепловыделение схемы НПе + ПеК; II — тепловыделе ние схемы НПе+АРН).
Рис. 2.7. Спаренный блок питания с двумя НПе одинаковой мощности:
а—схема; б—-расходные характеристики (3—точка работы насоса I или 2 в режиме разгрузки)
Разработка и внедрение насосов с регуляторами производи тельности, изменяющими не геометрический (изменение углов наклона блока или опорной шайбы), а рабочий ход (перепуск жидкости на части геометрического хода), могут позволить вследствие более высокого быстродействия применять их без аккумуляторов. Это облегчит систему и упростит ее эксплуа тацию.
И, наконец, требования надежности, существенно различные потребные мощности на режимах взлета — посадки и крейсер ского полета (Nnoc/NKp= 10-1-5), повышенные установочные мощ ности, а значит и напряженный тепловой режим, диктуют при менение блоков питания с несколькими насосами равных или различных мощностей. При этом возможны следующие схемы (при двух насосах в блоке):
— с двумя одинаковыми насосами НПе и блоком автоматики, обеспечивающей их поочередную работу в режимах «дежурства»
и«разгрузки» (рис. 2. 7).
—с различными насосами («крейсерским» относительно не
большой мощности и «резервным» — большой мощности) и бло ком автоматики, разгружающей резервный насос по давлению н по расходу. Это снижает тепловыделения блока питания и уве личивает его ресурс.
3 |
3816 |
65 |
Рис. 2.8. Расходная ха рактеристика p= f( Q ) ак кумулятора (существует
В 30HG р т а х — р з a p i ПрН
давлении в системе ниже давления р3ар жидкости в аккумуляторе нет)
Рис. 2.9. Зависимость Рв Q"^C°nst для воздушной полости аккумулятора
Рис. 2. 10. Схемы работы клапанов:
а—предохранительного; б—переливного
а
Рис.-.2. II. Характеристики р=- |
Рис. 2. .12. Схема работы редук |
—,f(Q) Для предохранительного |
ционного клапана |
(1) и переливного (2) клапанов |
|
66
Все рассмотренные блоки питания имеют сложные расходные характеристики, зависящие от рабочего.давления и расходам что необходимо учитывать при графо-аналитическом методе расчета.
А к к у м у л я т о р ы . Независимо от типа аккумулятора (порш невой, мембранный) его расходная характеристика в данный не большой промежуток времени имеет вид р = const (рис. 2.-8) . По мере разрядки (или зарядки) аккумулятора давление в нем ме няется по закону paW'l=zconst (рис. 2.9). Для процессов с дли
тельностью разрядки 10—15 с показатель политропы п равен примерно 1,3 [1J.
П р е д о х р а н и т е л ь н ы е и п е р е л и в н ы е к л а п а н ы .
Напомним, что предохранительный |
клапан (рис. |
2. 10, а ) — это |
|
клапан эпизодического действия, ограничивающий |
повышение |
||
давления рабочей жидкости сверх |
заданного |
(на |
10—20%). |
Переливные клапаны— это клапаны постоянного действия, под держивающие заданный уровень рабочего давления (рис. 2. 10,6). Расходные характеристики этих клапанов приве дены на рис. 2. 11. В расчетах вместо реальных характеристик с гистерезисом обычно применяются идеализированные, осредненные.
Р е д у к ц и о н н ы е к л а п а н ы . Часто в системах с рабочим давлением р ряд функциональных подсистем питается через ре дукционные клапаны пониженными давлениями, иногда изменя ющимися в процессе работы.
Редукционный клапан — это автоматически действующий дроссель, величина сопротивления которого равна в каждый мо мент времени разности между переменным давлением на входе рвх в редукционный клапан и выходным давлением дред. Конст
рукция |
простейшего редукционного |
клапана показана на |
рис. 2. |
12. |
работоспособен как при |
Заметим, что редукционный клапан |
работе в тупиковой схеме (в этом случае дроссельное отверстие после создания на выходе давления /?ред закрывается), так и при работе в системе с постоянным расходом (при этом дроссельное отверстие остается открытым). Расходная характеристика редук ционного клапана Ppm^fiQ) и характеристика рред = ДрВх) .'при ведены на рис. 2. 13.
Р е г у л я т о р ы с к о р о с т и . Простейшим регулятором ско рости является дроссель, устанавливаемый на входе и выходе. Для исключения влияния нагрузки на скорость гидравлического двигателя применяют дроссельные регуляторы, позволяющие обеспечить при изменении нагрузки практически постоянный перепад давления и соответственно этому постоянный расход
(при рвх= const).
Регуляторы состоят из двух дросселей — постоянного и'авто матически регулируемого. На рис. 2. 14 показаны схемы с уста новкой дроссельных регуляторов в сливной и напорной магист ралях.
3* 67
Связь между перепадами давления |
на дросселях т и п |
(рис. 2. 14, б), можно выразить формулой |
|
Рп=кРп+Арт+р. |
(2.5) |
Если Арт будет меняться так, чтобы Дрп было постоянным, то расход, а значит и скорость двигателя будет постоянной.
Рис. 2. 13. Характеристики редукционного клапана:
Аналогично работает ограничитель расхода жидкости (рис. 2. 15). Расходные характеристики Ap=f(Q) подобных ре гуляторов имеют вид, показанный на рис. 2. 16.
Д е л и т е л ь н ы е к л а п а н ы . Для синхронизации выходных скоростей нескольких гидродвигателей (что вследствие симмет ричности летательных аппаратов требуется часто) можно приме нить дроссельные делители потока (порционеры, синхронизато-
Рис. |
2. |
14. Схемы установки |
и |
работа |
Рис. |
2. 15. |
Схема ограничителя |
|
|
|
регуляторов расхода: |
|
|
|
расхода жидкости |
||
а—в |
сливной полости; б—в |
напорной |
полости |
|
|
|
||
( п и т |
— нерегулируемый |
и регулируемый |
|
|
|
|||
|
|
автоматические дроссели) |
|
|
|
|
|
|
ры). |
Работа делительного |
клапана |
ясна |
из |
рис. 2. 17. Можно |
легко показать, что делитель обеспечивает не постоянство вели чин скоростей, а их равенство между собой (независимо от из менения нагрузки).
68