Файл: Матвеенко, А. М. Расчет и испытания гидравлических систем летательных аппаратов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ход, идущий в систему Q2 и через переливной клапан QneK-

Вэтом режиме работы QH=Q 2 + QneK-

Вблоке питания с насосом переменной производительности

(НПе) режим работы насоса в точке 2 отличается от рассмот­ ренного, так как насос, изменив свою удельную производитель­ ность, работает в точке 2, т. е. Qn=Q2.

Режимов работы блока питания с НПо, аккумулятором и ав­ томатом разгрузки насоса (АРН) несколько. Так, после дости­ жения в системе давления Ршахлрн АРН соединяет насос со сли­ вом по линии НПо — АРН — бак (точка О). При характеристике

сети — -|- Ар (Q) режим работы системы определяется точкой 2.

F

По мере падения давления характеристика аккумулятора достигает значения Ртшлрп (расход в систему уменьшается), АРН закрывает линию слива и соединяет насос с системой. В этом случае в систему идет расход Q2- (точка 2'), а в аккумулятор — расход <3ак (точка 2"). В этом режиме Qn=QaK+Q2'.

Рассмотренные характеристики позволяют построить зависи­ мости потребляемых мощностей и оценить нагруженность насо­ сов в различных схемах блоков питания. В блоке НПо + ПеК по­ требляемая мощность (рис. 2.5, б) непрерывно возрастаете ростом рабочего давления и в режиме нулевых расходов в си­ стеме достигает максимума (весь расход насоса сливается через переливной клапан). Элементы конструкции насоса нагружены при этом максимальным рабочим давлением (режим Н). В бло­ ке с НПе в режиме р = const потребляемая мощность пропорцио­ нальна расходу в систему и при расходах, близких к нулевым (необходимы расходы на смазку и охлаждение), потребляемые мощности малы. Однако нагруженность элементов конструкции насоса при этом велика (режим Н').

В блоке питания НПо+АРН+Ак мощность потребляется лишь в режиме Q— const.

После срабатывания АРН элементы конструкции насоса практически не нагружены (режим Н").

Рассмотрим зависимости к. п. д. от величины нагрузки в си­ стеме. В режиме Q—const для всех типов блоков питания к. п. д. зависит от внешней нагрузки и пропорционально увеличивается с ее ростом и уменьшением потерь в сети. Это наглядно видно (см. рис. 2. 5, а') из сопоставления прямоугольников /Ц, А% и А3, Ait характеризующих мощность насоса на выходе и на входе.

В режиме p = const для блоков с НПе и НПо+АРН+Ак

R

к. п. д. прямо пропорционален нагрузке и при —— ►ртах стремит­

ся к 1, никогда ее не достигая. Для блока питания НПо + ПеК зависимость т] = f(R) имеет максимум, значение которого легко определяется и составляет для ламинарного режима течения в

63


сетях T) = V4 при------= 1/2 и для турбулентного режима течения

В сетях Г)тах = 0,38, — - 2/3.

Fpmax

Значение т]та1 = 0,38 очень часто приводится некоторыми ав­ торами как предельное значение для гидропередач с дроссель­ ным управлением. Это ошибочное заключение, так как 'nmai = 0,38 соответствует наиболее экономичному режиму гидросистемы с самым неэкономичным блоком питания.

Проведенный анализ позволяет дать следующие рекоменда­ ции по применению рассмотренных блоков питания:

Рис. 2.6. Блок питания

НПе+АРН,

работающий

в режиме предохранительного клапана:

 

а—схема; б*—расходные характеристики (/—энергия, равная

площади pXQ, выделяемая в

виде тепла при

отказе

регу­

лятора производительности; II—энергия, выделяемая

в том

же случае при установке вместо предохранительного клапана

АРН)

 

 

НПо + ПеК—на летательных

аппаратах с ограниченным вре­

менем полета, в которых требование простоты важнее требования экономичности, а саморазогрев блока из-за малого времени его работы не приводит к отказу;

НПе—на летательных аппаратах с неограниченным временем полета и постоянно действующими потребителями (системы уп­ равления, воздухозаборники, антенны радиолокационных стан­ ций и т. д.), что позволяет блоку работать в режимах с высоким к. п. д., не приближаясь к режимам разгрузки;

НПо + АРН +Ак— на летательных аппаратах с неограничен ным временем полета и эпизодически действующими потребите­ лями (шасси, закрылки и т. д.), при этом большую часть полета блок питания работает в режиме разгрузки (утечки в системе компенсируют аккумуляторы), что значительно (в 2—3 раза) увеличивает его ресурс.

В последнее время на некоторых летательных аппаратах по­ явились блоки, отличные от рассмотренных выше блоков пита­ ния. Так, считается целесообразным применять комбинацию НПе+АРН. В схеме на рис. 2. 6 АРН выполняет роль предохра-

64


нительного клапана, что позволяет при отказе регулятора произ­ водительности насоса исключить перегрев блока питания, так как сопротивление линии насос — АРН — бак составляет лишь не­ сколько процентов от сопротивления линии насос — ПеК — бак. Разница в тепловыделении НПе с отказавшим регулятором про­ изводительности видна из сравнения площадей прямоугольника I и II (I — тепловыделение схемы НПе + ПеК; II — тепловыделе­ ние схемы НПе+АРН).

Рис. 2.7. Спаренный блок питания с двумя НПе одинаковой мощности:

а—схема; б—-расходные характеристики (3—точка работы насоса I или 2 в режиме разгрузки)

Разработка и внедрение насосов с регуляторами производи­ тельности, изменяющими не геометрический (изменение углов наклона блока или опорной шайбы), а рабочий ход (перепуск жидкости на части геометрического хода), могут позволить вследствие более высокого быстродействия применять их без аккумуляторов. Это облегчит систему и упростит ее эксплуа­ тацию.

И, наконец, требования надежности, существенно различные потребные мощности на режимах взлета — посадки и крейсер­ ского полета (Nnoc/NKp= 10-1-5), повышенные установочные мощ­ ности, а значит и напряженный тепловой режим, диктуют при­ менение блоков питания с несколькими насосами равных или различных мощностей. При этом возможны следующие схемы (при двух насосах в блоке):

— с двумя одинаковыми насосами НПе и блоком автоматики, обеспечивающей их поочередную работу в режимах «дежурства»

и«разгрузки» (рис. 2. 7).

с различными насосами («крейсерским» относительно не­

большой мощности и «резервным» — большой мощности) и бло­ ком автоматики, разгружающей резервный насос по давлению н по расходу. Это снижает тепловыделения блока питания и уве­ личивает его ресурс.

3

3816

65

Рис. 2.8. Расходная ха­ рактеристика p= f( Q ) ак­ кумулятора (существует

В 30HG р т а х — р з a p i ПрН

давлении в системе ниже давления р3ар жидкости в аккумуляторе нет)

Рис. 2.9. Зависимость Рв Q"^C°nst для воздушной полости аккумулятора

Рис. 2. 10. Схемы работы клапанов:

а—предохранительного; б—переливного

а

Рис.-.2. II. Характеристики р=-

Рис. 2. .12. Схема работы редук­

—,f(Q) Для предохранительного

ционного клапана

(1) и переливного (2) клапанов

 

66


Все рассмотренные блоки питания имеют сложные расходные характеристики, зависящие от рабочего.давления и расходам что необходимо учитывать при графо-аналитическом методе расчета.

А к к у м у л я т о р ы . Независимо от типа аккумулятора (порш­ невой, мембранный) его расходная характеристика в данный не­ большой промежуток времени имеет вид р = const (рис. 2.-8) . По мере разрядки (или зарядки) аккумулятора давление в нем ме­ няется по закону paW'l=zconst (рис. 2.9). Для процессов с дли­

тельностью разрядки 10—15 с показатель политропы п равен примерно 1,3 [1J.

П р е д о х р а н и т е л ь н ы е и п е р е л и в н ы е к л а п а н ы .

Напомним, что предохранительный

клапан (рис.

2. 10, а ) — это

клапан эпизодического действия, ограничивающий

повышение

давления рабочей жидкости сверх

заданного

(на

10—20%).

Переливные клапаны— это клапаны постоянного действия, под­ держивающие заданный уровень рабочего давления (рис. 2. 10,6). Расходные характеристики этих клапанов приве­ дены на рис. 2. 11. В расчетах вместо реальных характеристик с гистерезисом обычно применяются идеализированные, осредненные.

Р е д у к ц и о н н ы е к л а п а н ы . Часто в системах с рабочим давлением р ряд функциональных подсистем питается через ре­ дукционные клапаны пониженными давлениями, иногда изменя­ ющимися в процессе работы.

Редукционный клапан — это автоматически действующий дроссель, величина сопротивления которого равна в каждый мо­ мент времени разности между переменным давлением на входе рвх в редукционный клапан и выходным давлением дред. Конст­

рукция

простейшего редукционного

клапана показана на

рис. 2.

12.

работоспособен как при

Заметим, что редукционный клапан

работе в тупиковой схеме (в этом случае дроссельное отверстие после создания на выходе давления /?ред закрывается), так и при работе в системе с постоянным расходом (при этом дроссельное отверстие остается открытым). Расходная характеристика редук­ ционного клапана Ppm^fiQ) и характеристика рред = ДрВх) .'при­ ведены на рис. 2. 13.

Р е г у л я т о р ы с к о р о с т и . Простейшим регулятором ско­ рости является дроссель, устанавливаемый на входе и выходе. Для исключения влияния нагрузки на скорость гидравлического двигателя применяют дроссельные регуляторы, позволяющие обеспечить при изменении нагрузки практически постоянный перепад давления и соответственно этому постоянный расход

(при рвх= const).

Регуляторы состоят из двух дросселей — постоянного и'авто­ матически регулируемого. На рис. 2. 14 показаны схемы с уста­ новкой дроссельных регуляторов в сливной и напорной магист­ ралях.

3* 67


Связь между перепадами давления

на дросселях т и п

(рис. 2. 14, б), можно выразить формулой

 

Рп=кРп+Арт+р.

(2.5)

Если Арт будет меняться так, чтобы Дрп было постоянным, то расход, а значит и скорость двигателя будет постоянной.

Рис. 2. 13. Характеристики редукционного клапана:

Аналогично работает ограничитель расхода жидкости (рис. 2. 15). Расходные характеристики Ap=f(Q) подобных ре­ гуляторов имеют вид, показанный на рис. 2. 16.

Д е л и т е л ь н ы е к л а п а н ы . Для синхронизации выходных скоростей нескольких гидродвигателей (что вследствие симмет­ ричности летательных аппаратов требуется часто) можно приме­ нить дроссельные делители потока (порционеры, синхронизато-

Рис.

2.

14. Схемы установки

и

работа

Рис.

2. 15.

Схема ограничителя

 

 

регуляторов расхода:

 

 

 

расхода жидкости

а—в

сливной полости; б—в

напорной

полости

 

 

 

( п и т

— нерегулируемый

и регулируемый

 

 

 

 

 

автоматические дроссели)

 

 

 

 

 

ры).

Работа делительного

клапана

ясна

из

рис. 2. 17. Можно

легко показать, что делитель обеспечивает не постоянство вели­ чин скоростей, а их равенство между собой (независимо от из­ менения нагрузки).

68