Файл: Матвеенко, А. М. Расчет и испытания гидравлических систем летательных аппаратов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 70
Скачиваний: 1
Рй
0,75
0,50-
0,25-
0 |
0,25 |
0,50 |
0,75 |
1,0 Q/f |
в)
Рис. 2. 28. Электрогидравлический двухкаскадный усилитель с пружинной обратной связью:
а—схема (/—пружины синхронизации; 2—электромеханическая система привода зо лотника; 3—заслонка; 4, 4'—сопла системы «сопло—заслонка»; 5—золотник; 6, 6'— входные дроссели регулируемого гидравлического мостика); б—нагрузочная харак теристика (/, 2, 3—нагрузочная характеристика усилителя при разных управляющих сигналах)
^чччччччШчччччччч\
Рис. 2. 29. Электрогидравлический двухкаскадный усилитель с обрат ной связью по давлению:
а—схема (/—заслонка; 2, 2'—сопла системы «сопло—заслонка»; 3, 3'—золот ники; 4, 4'—входные дроссели регулируемого гидравлического мостика; 5, 5'— междроссельиые камеры; 6, 6'—камеры обратной связи; 7, 7', 8—дроссели об ратной связи); б—нагрузочная характеристика {/, 2, 3—нагрузочные характе ристики при разных управляющих сигналах)
74
По уравнениям (2.9) и (2. 10) можно получить нагрузочную характеристику золотника.
Нагрузочные характеристики четырехщелевого золотника яв ляются определяющими при рассмотрении режимов работы сле дящих приводов с обратной связью по положению и электрогид-
Рис. 2.30. Электрогидравлический двухкаскаднын усилитель с обратной связью по давлению:
а—схема (/—заслонка; 2, 2'—сопла системы «сопло—заслонка»; 3—золотник; 4, 4'— элементы обратной связи по расходу; 5, 5'—входные дроссели регулируемого гидрав
лического мостика; 6, |
6'—пружины обратной связи; |
7, 7'—оси элемента обратной |
||||
связи; 8, 8'—пружины |
элементов обратной |
связи; 9, |
9’—клапаны |
обратной |
связи; |
|
10, 10'—пружины клапанов |
обратной связи; |
11, / / '—междроссельные |
камеры); |
б—на |
||
грузочная характеристика |
(/, 2, 3—нагрузочные характеристики при |
разных |
управ |
|||
|
|
ляющих сигналах) |
|
|
|
равлических усилителей с обратной связью по давлению и рас ходу. На рис. 2. 28, 2. 29 и 2. 30 приведены принципиальные схемы различных электрогидравлических усилителей и их нагрузочные характеристики [28] в координатах ря и Qr (давление и расход в диагонали мостиковой схемы).
2.2. РАСЧЕТ РАБОЧИХ РЕЖИМОВ ГИДРОСИСТЕМ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ
Для элементарной гидросистемы можно записать следующее уравнение баланса давлений:
Р н = Р х — Р ъ= У |
(z2 —Zi) + |
I |
^ — |
v\ \ |
|
(a2Q |
— j + |
||||
+ 2 |
Д Pc? i + 2 |
p« J+ 2 |
t+ |
2 |
(2- 11} |
/-i |
y=i |
|
/,/=l |
|
75
Приведенное уравнение учитывает течение реальной жидкости
дЛф- ai> |
|
системе с различными нивелировочными уров |
||
нями [у(z2— Zi)], |
активным гидродвигателем |
Учетом |
||
инерционных сил, |
вызываемых неустановившимся |
движением |
||
жидкости |
Лш)и инерционных сил, |
возникающих вследствие |
||
переносного движения системы в целом |
/^ н|. |
|
||
Оценим значимость каждого из членов уравнения: |
|
—давление р\ на выходе из современных объемных насосов достигает величины 150—300 кгс/см2;
—давление р2 на входе в насосы обычно не превосходит 2— 5 кгс/см2;
—давление y(z2—'Zi) столба жидкости при разных нивели
ровочных уровнях, |
если |
(z2— ZTi) = |
(5-f-10) м, не превышает 1— |
0,5 кгс/см2; |
|
|
|
Ф |
/ |
v~ |
Яр ' |
— перепад давлений|а2д21'l _ ^ |
!!l_j , который расходуется |
на изменение скорости потока при a2= a i= l, pi—бг и и22—'Ui2= .
=,100 м2/с2, не превышает 0,5 кгс/см2;
П
— потери давления ^ Д/?тр/на преодоление сопротивления се-
/=1
ти в зависимости от режима работы системы колеблются от pt
до небольшой доли от рй
к
— потери (активные) У1pHj в двигателях в зависимости от
/■=1
внешней нагрузки также колеблются от р\ до сравнительно не
большой доли от рг,
П
— потери ^ рйн f зависят от многих параметров системы —
г=1
характера изменения нагрузки, приведенной или редуцирован ной массы системы и др.; учет инерционных сил оказывает су щественное влияние при переходных режимах работы системы; он обязателен при рассмотрении динамических свойств объекта, но для силовых, релейноуправляемых функциональных подси стем со временем рабочего цикла в несколько секунд неучет инерционных членов в уравнении не приводит к заметным по грешностям;
|
n+k |
|
|
— потери |
^ р - ^ у Ь п , |
при /=(5-=-10) |
м и перегрузке |
я = 5 достигает 2,5—5 кгс/см2; |
для некоторых |
специальных си |
|
стем с я~10 |
и / = (10ч-20) м-,2^ин = 2С( кгс/см2 и более. |
||
76 |
|
|
|
t
Оценка членов уравнения (2.11) показывает, что для боль шинства задач его молено представить в виде:
Пk
Р н = 2 А /7 трг+ |
2 p «j' |
(2 Л 2 ) |
/=1 |
j.i |
|
Левая часть уравнения (2. 12) — это характеристика источ
ника питания pu= f(Q), а правая — суммарная характеристика n+k
У,ьрц = /(())системы.Обе характеристики должны быть заданы
для расчета. В общем случае эти характеристики переменны во времени, и решение необходимо вести поэтапно, принимая в г'-том интервале времени характеристики источника питания и систем неизменными.
Кроме того, необходимо помнить, что даже в случае одно контурной системы уравнение (2.12) — не простое алгебраиче ское равенство. Это тем более необходимо учитывать для слож ных, разветвленных, контурно-тупиковых систем. Это уравнение определяет алгоритм решения, сущность которого состоит в оп ределении точки совместной работы источника питания и сети.
Одноконтурные системы
Независимо от вида источника питания (насос постоянной производительности и переливной клапан или автомат разгруз ки, насос переменной производительности, аккумулятор) расчет ная схема одноконтурной гидросистемы остается неизменной (рис. 2.31). Рассмотрим особенности расчета:
—одноконтурной системы с потребителем компенсированно го расхода и постоянной нагрузкой;
—одноконтурной системы с потребителем компенсированно го расхода и переменной нагрузкой;
—одноконтурной системы с аккумулятором;
—одноконтурной системы с потребителем некомпенсирован ного расхода;
—системы с агрегатами управления величинами расхода и давления;
—одноконтурной системы с помогающей нагрузкой, приво дящей к разрыву сплошности потока.
О д н о к о н т у р н а я с и с т е м а с п о т р е б и т е л е м к о м п е н с и р о в а н н о г о р а с х о д а и п о с т о я н н о й н а г р у з
кой. |
Расчетное уравнение для системы (аккумулятор |
отсутст |
вует) |
имеет вид |
|
|
Ph(Q) — Aps(Q)— ДЛ.+ Д/?2~Ь~^г~!- &Рз- |
(2-13) |
Графическое построение, соответствующее уравнению (2.13), приведено на рис. 2.32. Точка 1 пересечения характеристики
77
насоса pn(Q) и характеристики сети Aps(Q) определяет давление Pi, развиваемое насосом, расход в сети Q,- и перепады на всех
R‘
элементах сети, равные Ари Д/?2, Др3~ — ■ F
О д н о к о н т у р н а я с и с т е м а с п о т р е б и т е л е м к о м п е н с и р о в а н н о г о р а с х о д а и п е р е м е н н о й н а г р у з- кой.-.При переменной нагрузке R=f(s), в общем случае не за-
Ри'с. 2.31. Расчетная схема одно- |
Рис. 2.32. Определение режима рабо |
контурной гидросистемы (/, 2, 3— |
ты одноконтурной системы с потреби- |
участки сети) |
телем компенсированного расхода |
дающейся аналитически, расчет системы разбивается на ряд интервалов, в которых нагрузка принимается постоянной. Урав нение характеристики сети для i-го момента времени
P»(Q)=:APi+Api + ^Lj ^ + A p 3 |
(2.14) |
позволяет найти давление р, и расход Q,- на выходе из насоса, характеризующие режим работы сети (см. рис. 2. 32).
Рис. 2. 33. Алгоритм расчета одноконтурной системы при R=£cons.t
Найдя расход Q,, можно перейти к следующему /+ 1-му шагу, пользуясь алгоритмом, приведенным на рис. 2. 33. Расчеты повто ряются до завершения рабочего хода. В результате получаем за висимости, полностью характеризующие работу системы:
= |
s = f { t y , v = f[s). |
(2.15) |
/ =1
78
При расчете одноконтурной системы с переменной нагрузкой более рационально (для уменьшения графических построений) уравнение (2.14) представить в виде
|
PAQ)—ДА — ДРг— ^ Р з = ~ ^ • |
(2.16) |
|
При этом Pi |
и Q,i находятся как точки пересечения горизон- |
||
r |
R• /$) |
и приведенной характеристики источни |
|
тальных прямых |
~ р |
ка питания ри— (Api + Арг+Арз) (рис. 2.34).
Рис 2 .34. Упрощенный вариант опре- |
Рис. 2.35. Определение режима |
|||
деления режима работы системы при |
работы |
одноконтурной |
системы |
|
R ^ const |
с аккумулятором: |
' н'- |
||
|
/—область |
зарядки |
аккумулятора; |
|
|
// —область |
разрядки |
|
О д н о к о н т у р н а я с и с т е м а с а к к у м у л я т о р o -m i Од ноконтурную систему с аккумулятором будем рассчитывать,--пре
небрегая сопротивлением |
входной |
сети |
в аккумулятор |
(см. |
||||
рис. 2. 31). |
|
|
|
|
|
|
|
|
Расчетные уравнения |
(для /-го момента времени): |
|
||||||
P(Qn)~ hPliQa) + |
Рак |
|
|
|
|
Ri(s)' |
Г—1 |
|
|
|
|
|
F |
|
|||
(QaK-) © A/>a(Qe)+AA»(Qc) |
|
|
b- |
|||||
|
Q n = = Q aK ± Qc- |
|
|
|
|
|
|
|
Из уравнений |
(2. 17) следует, что суммарная характеристика |
|||||||
сети представляет собой объединение (сложение по расходу) |
ха |
|||||||
рактеристик сети |
А/?а-|- |
F |
и Дргк. |
|
|
|
|
|
На рис. 2. 35 |
|
|
|
|
|
/-го интер |
||
показано графическое решение для |
||||||||
вала времени системы уравнений |
(2. 17) |
для |
трех |
суммарных |
||||
характеристик сети, отличающихся |
потерями |
Арг+ А^з. |
|
79
При суммарной характеристике Д/?а расход от источника пи тания равен расходу на потребителе, а расход аккумулятора'ра вен нулю. Правее точки 1 лежит зона зарядки аккумулятора, левее — зона разрядки. При суммарной характеристике сети Дp's
имеем Q'c — QH— Q'k, а при суммарной характеристике др\ имеем q; = q„ + q;k.
Рис. 2. 36. Алгоритм расчета одноконтурной системы с аккумулятором
Переход от г-го шага к Z+1-му шагу проводится по алгорит му, показанному на рис. 2.36. В результате для Л- 1-го шага из
меняется как характеристика сети (д/?2 + Д/?3 + ^ - ) , |
так и |
давление в аккумуляторе рак,-+1.
О д н о к о н т у р н а я с и с т е м а с к о м п е н с и р о в а н н о г о р а с х о д а .
•поршня в гидравлическом цилиндре площадями (рис. 2. 37).
п о т р е б и т е л е м не Рассмотрим равновесие с некомпенсированными
При подаче жидкости в полость А уравнение равновесия име ет вид:
Ркр » — Рв (F,<— F m)— |
0. |
(2. |
18) |
|
откуда |
|
|
|
|
Рк ~ Рв = 4 1— Р ъ ^ |
■ |
(2. |
19) |
|
‘ \\ |
*П |
|
|
|
При подаче жидкости в полость В получим |
|
|
||
Рв Ра |
РА |
|
(2. 20) |
Обозначим: давление жидкости в полости нагнетания рпаг, давление жидкости в сливной полости рсл. давление жидкости в
80