Файл: Матвеенко, А. М. Расчет и испытания гидравлических систем летательных аппаратов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

полости нагнетания, вызываемое внешней нагрузкой pR, тогда уравнения (2. 18) и (2. 20) можно переписать так:

Fш.

Риаг Рсл Рл1 Рсл

(2. 21)

Pr1 Рнаг Рсл

Рину Рсл РR‘l !- Рсл

(2. 22)

РЛЪ—Анаг~1”Рсл

Расход жидкости из потребителя в сливную магистраль для этих случаев определится выражениями:

Q c , i = Q „ ( i - ^ ) ;

(2. 23)

Q ca2— Qi

Анализ полученных зависимостей (2. 22) и (2. 23) показыва­ ет, что:

Рис. 2.37. Схема линейного привода

Рис. 2. 38. Одноконтурная

с некомпенсированными площадями

система с потребителем

 

компенсированного рас­

 

хода

расчет систем с потребителями некомпенсированного рас­ хода усложняется, так как в системе по различным участкам те­ кут не равные расходы;

при работе гидроцилиндра на выпуск штока располагае­

мый перепад

(рн — рсл) как бы

увеличивается

на

величину

р

при обратном ходе

уменьшается

на

величину

рСл ——, а

81

— целесообразно силовые цилиндры, со значительными вели-

р'

чинами отношения —— располагать так, чтобы они преодолева­ ли

ли большую по величине нагрузку при выпуске штока; в этом случае величина эффективной площади больше и потери в слив­ ной магистрали меньше.

Рис.

2.39.

Построение

приве­

Рис. 2.40.

Определение

режима,

денной зависимости

Лрд-г

работы

одноконтурной

системы

 

сливного трубопровода

с

потребителем некомпенсирован­

 

 

 

 

ного расхода

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Запишем

расчетное

уравнение

для

одноконтурной системы

(рис. 2. 38)

с потребителем некомпенсированного расхода А

 

 

PbIQh)— APi-a IQh)-}-P/?(s)~r AJJa-hIQc*)-

(2. 24)

Для

графического решения уравнения

(2. 24) в одной систе­

ме координат необходимо построить приведенную зависимость

Д/?а-2^ сл)< т- е- зависимость

истинных

величин

перепадов

Ара-2 о т фиктивного расхода, который в k

раз

больше (мень­

ше) истинного:

 

 

 

 

 

k = -

F„

 

 

 

 

F „ - F u

 

 

(2.25)

р

_Р

 

 

k = ^

--- L*

 

 

 

 

F n

 

 

 

Иными словами, построив действительную

зависимость

A/?A-2= /(Q сл), мы затем меняем

масштаб

по

оси Q в сторону

увеличения (или уменьшения). Для нашего случая

фиктивный

расход больше истинного в k раз (рис. 2. 39).

 

 

 

Приведенную зависимость

kp\-i(Qcn)

можно складывать с

зависимостью Api.A (QH) в одной системе координат р„, QH. Пос­ ле определения Арл-2 и Q*_2 в результате графического реше­

ния на рис. 2. 39 или по соотношению (2. 23) находим истинное значение величины QA_2.

82


На рис. 2. 39 и 2. 40 показан процесс решения подобных задач. Заметим, что этим методом решаются задачи и для систем с по­ низителями и повысителями давления.

С и с т е м ы с а г р е г а т а м и у п р а в л е н и я в е л и ч и н а ­ ми р а с х о д а и д а в л е н и я . В реальных системах часто встре­ чаются агрегаты управления величинами расхода, давления — регуляторы расхода, редукционные клапаны и т. д. Рассмотрим

особенности расчета

систем

 

с такими агрегатами.

 

 

На рис. 2.41 дана систе­

 

ма с включенным редукцион­

 

ным клапаном, настроенным

 

 

;

 

 

г

 

Рис. 2.41. Расчетная схема си­

Рис. 2.42. Режимы работы системы

стемы с редукционным

клапа­

с редукционным клапаном

ном или регулятором расхода

 

на давление pv< pH. Ранее были рассмотрены характеристики Рр=/(р„х) п pp— f(Q) для редукционных клапанов (см. рис. 2.13). Поэтому очевидно, что в системе, расположенной до редуктора (часть А), давление может принимать любые значения, опреде­ ляемые характеристикой насоса. В системе, расположенной за редуктором (часть В), давление не может превышать значения Рр, на которое отрегулирован редуктор.

На рис. 2. 42 дано построение расходных характеристик систе­ мы, показанной на рис. 2.41, для i-ro промежутка времени.

Расход насоса не может быть больше Qmax, определяемого

точкой пересечения характеристики

части системы В с прямой

pp = const. Возможны два случая:

&ps = крА-\-крв пересека­

— характеристика всей системы

ет характеристику насоса на расходах, больших Qmax (точка т'). В этом случае насос выйдет на режим т, соответствующий Qmax, и на редукторе будет существовать перепад давлений Дрр;

— характеристика всей системы Др\ пересекает характери­

стику насоса на расходах, меньших Qmax; в этом случае насос будет работать на режиме п, а на редукторе перепад давления будет отсутствовать.

Установка в системе регулятора расхода с характеристикой, рассмотренной ранее (см. рис. 2.16), приводит к ограничению

6*

83


максимального расхода в системе величиной

Qj>. р. Расчетные

уравнения имеют следующий вид:

 

A i — f ( Q h )>

 

Р»— ААа+ AjPp.p+ ДРв I

(2. 26)

АА>.р = f (Q)-

На рис. 2.43 приведено графическое решение полученных уравнений, позволяющее определить перепады давления на уча­ стках системы и регулятора расхода. Как и в ранее рассмотрен­ ном случае (работа систем с редуктором), при пересечении сум­ марной характеристики сети Др% с характеристикой насоса в точке т' (расходы больше, чем Qp.p) на регуляторе расхода

Q

Рис. 2.43. Режимы работы си­

Рис. 2.44. Определение условия

стемы с регулятором расхода

разрыва сплошности потока

в од­

 

ноконтурной системе

 

появится перепад Арр.р (насос будет работать в точке т),

а при

пересечении характеристик

дръ и рп в точке п (расходы мень­

ше, чем Qp.p) на регуляторе расхода перепада давления не бу­ дет (насос будет работать в точке п).

Р а з р ы в с п л о ш н о с т и п о т о к а в о д н о к о н т у р н о й с ис т е ме . Рассмотрим особый случай работы одноконтурной системы — случай разрыва потока в трубопроводе за 'потреби­ телем при отрицательной (помогающей) нагрузке на потребите­ ле. Отметим, что уравнение (2. 13) верно не для всех режимов работы системы, так как порядок сложения членов Арх, Ар% и Дрз в нем не оговаривался, что с точки зрения физики работы си­ стемы неверно.

Действительно, опыт подсказывает, что при отрицательной нагрузке любое увеличение члена Ар3 (при возрастании сопро­ тивления этого участка или дросселировании) лишь уменьшит расход в сети, увеличение же члена Ар± или Др2 больше некото­ рой величины приведет к разрыву сплошности потока. Поэтому

84


при действии отрицательной нагрузки необходимо сначала про­ верить работоспособность системы, величины расходов и давле­ ний в которой должны удовлетворять следующим соотноше­ ниям:

а . = д а + а а ;

■^mln _ а „ .

(2. 27)

Qh ^ Qa-

Если QB< Q 3, то насос не успевает заполнять объем, осво­ бождающийся при движении потребителя за счет помогающей нагрузки, и на входе в потребитель возникает разрыв сплошно­ сти потока.

Возможны два случая работы системы (рис. 2. 44). При пере­ сечении характеристик напорного участка сети Д^Г4-Др2 и насо­ са pB(Q) в точке т разрыва сплошности не будет (и для опре­

деления расхода

в системе необходимо построить расходную

характеристику

D.

\

= Д/Д+ Д А —

Д/’s) - а ПРИ пересечении

характеристикд^'-|-д^2 npB(Q) в точке п в системе произойдет разрыв сплошности потока на входе в потребитель.

Многоконтурные системы

Подавляющее большинство функциональных подсистем лета­ тельных аппаратов — многоконтурные: уборка и выпуск шасси и закрылков — трехконтурные или двухконтурные; тормозные щет­ ки — четырехконтурные; гидроусилители рулей — трехили че­ тырехконтурные. Во многих из перечисленных систем параллель­ ные участки вследствие симметрии самого летательного аппарата идентичны по параметрам системы (длинам и диаметрам трубо­ проводов, размерам исполнительных механизмов) и по характе­ рам нагрузки, что позволяет в первом приближении рассчиты­ вать каждый участок в отдельности, уменьшив тем самым число контуров в системе. Все же ряд многоконтурных систем имеет сильно отличающиеся контуры, работу которых необходимо ана­ лизировать совместно.

Рассмотрим следующие расчетные случаи для многоконтур­ ных систем:

— двухконтурная система с потребителями компенсирован­ ного расхода;

— трехконтурная и многоконтурные системы.

Д в у х к о н т у р н а я

с и с т е м а

с п о т р е б и т е л я м и

к о м п е н с и р о в а н н о г о

р а с х о д а .

Расчетная схема двухкон­

турной системы с потребителями компенсированного расхода показана на рис. 2. 45. Предположим, что в схему включены по­ требители А и В с компенсированным расходом, имеющие харак­

85