Файл: Лачинов, Н. В. Клепка и чеканка стальных конструкций учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 77

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Если в трубках и шланге жидкость без пузырьков возду­ ха и воздушных мешков, то в обеих стеклянных трубках уровень жидкости всегда будет расположен строго на горизонтальной линии, независимо от расстояния между трубками, как показано на рис. 27, а.

а)

б)

Рис. 27. Гидравлический уровень:

а —общий вид, 6 — прибор неправильно залит жидкостью: в левой ча­

сти воздушные пузыри н мешки, в — расположение

градуированной

шкалы —* дощечки у трубки; / — стеклянная

трубка

(градуированная

или простая), 2 — кран, 3 — резиновый

шланг,

4 — воздушные пузыри,

6 — воздушный мешок, 6 — дощечка

с миллиметровой бумагой

Присутствие даже небольшого количества воздуха в шланге будет искажать показания уровня (рис. 27, б).

Вместо градуированных стеклянных трубок можно применять дощечки с наклеенной на них бумагой — мил­ лиметровкой (шкалой), к которым прикрепляют трубки без нанесенных делений. При этом деления шкалы долж­ ны располагаться и вверх и вниз от нулевой черты

(рис. 27, в ) .

72

Точность измерений гидравлическим уровнем, в зави­ симости от опытности рабочего, обычно составляет 0,5 — 1,0 мм, что вполне достаточно для производства монтаж­ ных работ.

П р и м е н е н и е и п р о в е р к а . При необходимости проверить горизонтальность балки, рамы, фермы стеклян­ ные трубки гидравлическою уровня устанавливают по 1Конца<м так, чтобы нулевое деление шкалы каждой трубки

Рис. 28. Применение гидравлического уровня:

а —проверка горизонтальности балки, б — измерение отметок фунда­ мента относительно репера; 1 — стеклянная трубка, 2 — балка, 3 —рези­

новый шланг,

4 — стена, 5 — пилястр, 6 — рейка с делениями, 7 — уро­

вень отметки

репера, S, 9 — фундаменты. Л? —отметка высоты на пи­

 

лястре (репер)

совпадало с верхней (нижней) кромкой каждого торца

(рис. 28).

Если при этом уровень жидкости на шкале обеих тру­ бок будет расположен на нулевых делениях или отстоять от нулевых делений на одинаковом расстоянии, то это укажет на горизонтальность проверяемого элемента. Ес­ ли же уровни жидкости на шкалах трубок не будут рас­ положены на одинаковых расстояниях от нулевых деле­ ний, то один конец элемента будет соответственно либо завышен, либо занижен относительно другого.

Отсчет уровня жидкости в обеих трубках должны де­ лать одновременно два рабочих. Во избежание случайных ошибок, измерение производят 2 — 3 раза и за истинный результат принимают среднюю арифметическую величину.

73


Применяя гидравлический уровень, необходимо шланг его располагать без крутых изгибов и петель, иначе пока­ зания будут искажаться.

В отдельных случаях при измерении жидкость в обеих трубках уровня может опуститься ниже нулевого деления или подняться выше; это может случиться, соответствен­ но, при растягивании шланга, например в процессе изме­ рения горизонтальности очень длинного элемента или при

свертывании шланга,

или при измерении короткой балки.

 

 

Если сечение обоих концов проверяе­

 

 

мого элемента одинаково, то нулевое де­

 

 

ление

шкалы (или

уровень жидкости)

 

 

обеих трубок можно располагать против

 

-/

высшей или против низшей точки торцов

 

 

(рис. 28, а).

 

 

 

 

Высотное расположение одной поверх­

 

 

ности (например, балки) относительно

 

 

отметки — репера

(или

относительно

 

 

другой поверхности

измеряют, устанав­

 

 

ливая одну трубку уровня

у кромки по­

 

 

верхности, другую — у отметки. При этом

 

 

трубку у проверяемой поверхности распо­

 

 

лагают так, чтобы уровень жидкости в ней

 

 

оказался против кромки; расстояние от

Рис.

29. Схема

уровня жидкости в другой трубке до от­

метки (репера) покажет расположение

 

отвеса:

1 — шнур, 2 — уш­

последней относительно проверяемой по­

ко,

3 — цилиндр

верхности (рис. 28, б).

 

с коническим

 

нижним торцом

Гидравлический уровень перед измере­

 

 

нием

проверяют. Для этой цели шланг

располагают по возможности отвесно, а трубки прикла­ дывают одну к другой так, чтобы нулевые деления каж­ дой шкалы совпадали; при этом жидкость в обеих труб­ ках должна располагаться строго на одном уровне, что и укажет на правильность гидроуровня.

Если жидкость в обеих трубках не будет расположена на одном уровне, это означает, что в шланге присутствует воздух. Удалить воздух можно, сложив трубки вместе и расположив шланг вертикально (спустив вниз). Воздух, если он присутствует в шланге, прорвется вверх и выйдет наружу в виде пузырьков. После этого жидкость в обеих трубках расположится на одном уровне.

74


При невозможности спустить весь шланг вниз верти­ кально (шланг очень длинный), надо поднять обе сло­ женные трубки возможно выше и несколько раз слегка.и осторожно встряхнуть и пошевелить шланг, чтобы облег­ чить выход вверх и наружу воздуху. Легкое встряхивание полезно и в том случае, когда весь шланг расположен вертикально.

Если в результате удаления воздуха из шланга уровни жидкости опустятся в обеих трубках ниже нулевого деле­ ния, то нужно добавить в одну из трубок воду, чтобы уро­ вень ее в обеих оказался на нулевой черте.

Отвес. Схема отвеса показана на рис. 29. Прибор состоит из стального цилиндра, нижний торец которого переходит на конус с острой вершиной, а верхний имеет ушко для привязывания шнура или стальной струны.

С помощью отвеса выверяют вертикальное положение каркасных конструкций колонн, стоек, взаимное располо­ жение конструкций и др. Пользуясь отвесом, можно про­ странственную ось сооружения со струны нанести на плоскости фундамента или по меткам на фундаменте на­ тянуть струну (ось) в пространстве.

Вопросы для повторения

1.Какие основные приспособления и инструмент необходимы для сборки металлоконструкций?

2.Какой длины рекомендуется применять резиновые шланги для сжатого воздуха и чем ограничивается длина?

3.Какие должны применяться ниппели под резиновые шланги и почему?

4.Зачем применяют гидравлический уровень и что он собой пред­ ставляет?

5.Каким способом проверяют правильность показаний гидравли­ ческого уровня и какие могут быть неточности показаний?

6.Что такое отвес и как им пользоваться?

§ 21. Сборка под клепку

Стальные конструкции собирают в таком порядке, ко­ торый наиболее удобен для последующего рассверлива­ ния отверстий в узлах и постановки заклепок механизи­ рованным способом.

В зависимости от массы, размеров (габаритов) конст­ рукцию собирают на стеллажах целиком или частями (элементами); в последнем случае полностью конструк­ цию собирают на месте установки.

75

Некоторые изделия (балки, колонны, фермы и т. д.) не могут перевозиться с завода в готовом виде из-за весь­ ма значительных габаритных размеров; в таких случаях на стеллажах производят полную сборку всей конструк­ ции и рассверливание отверстий во всех узлах, а склепы­ вают только такие части (отправочные элементы), кото­ рые по габарита-м можно транспортировать; всю конст­ рукцию склепывают на месте установки.

Отступления в размерах при оборке и по положению при выверке деталей задаются в строительных нормах и правилах (СНиП) и технологических инструкциях и за­ висят от назначения собираемого изделия.

Перед укладкой на стеллажи каждую деталь внима­ тельно осматривают, проверяют, нет ли на ней грязи, ржав­ чины, заледенений, неровностей, повреждений или дефек­ тов (заусенцев на кромках, краях отверстий, забоин и т. п.), препятствующих плотному соприкасанию стыко­ вых поверхностей. Обнаруженные дефекты обязательно устраняют и только после этого укладывают деталь под сборку. Выявляют неровности и заусенцы на глаз, на ощупь и более точно по ребру линейки, а устраняют их зенковкой, подрубкой, зачисткой при помощи шлифоваль­ ной машинки.

Необходимость осмотра деталей в процессе сборки вызывается следующими обстоятельствами: на кромках просверленных или пробитых отверстий могут оставаться незначительные заусенцы; они могут быть на любой сто­ роне детали и поэтому будут мешать плотному контакту собранных под клепку элементов. Неплотное прилегание склепываемых деталей может привести к наиболее опас­ ному для плотно-прочной клепки дефекту, а именно: в процессе клепки происходит осаживание стержня заклеп­ ки и металл будет выдавливаться в зазор между деталя­ ми; выдавленный металл делает неустранимым зазор между деталями даже и при машинной клепке, когда воз­ можно создать достаточно мощное усилие для прижа­ тия склепываемых элементов. Срубка дефектной заклепки эффекта не даст, так как удалить выдавленный металл не удается, а удаление стержня затруднительно (рис. 30, о).

Не следует рассчитывать, что затягиванием сборочных болтов или прижимом при машинной клепке удастся уст­ ранить неплотность. Надо добиться достаточно плотного прилегания деталей без усилий и удалить все, что этому мешает: грязь, ржавчину, стружки, заусенцы.

76


Заусенцы на кромках отверстий не только ухудшают плотность 'контакта, но и могут вызвать преждевременное разрушение заклепочных головок, в тело которых они врезаются в процессе клепки, когда материал заклепки весьма пластичен и допускает такое врезание; следова­ тельно, заусенцы могут создать надрезы в месте перехода головки в стержень .(рис. 30, б); всякий резкий переход сечения является сам по себе слабым местом любой детали, не говоря уже о наличии здесь хотя бы и не­ значительных надрезов.

Рис. 30. Сборка под клепку:

неправильно: а —детали собраны с зазором, плотной сборке ме­ шают стружки, б —• отверстия не подготовлены (не сняты заусен­ цы), поэтому около корня головки получились надрезы, д, е — отверстия имеют уширеине от головок к середине н стержень при клепке не может плотно заполнить отверстия (появился за­ зор); правильно: в — отверстия имеют неглубокую раззенковку кромок, что «смягчает» переход головки в стержень, г — отвер­ стия имеют уширення к головкам н стержень заклепки заполнил все отверстие при осадке; 7— стружка, 2 — заусенцы, 3 — над­

резы

Иногда в конструкциях обнаруживают мельчайшие трещинки в месте перехода стержня заклепки в головку, эти трещинки, расширяясь, приводят в дальнейшем к отры­ ву головки. Поэтому для смягчения места перехода го­ ловки заклепки в стержень для плотно-прочных швов же­ лательно незначительное по глубине (на 1,5 мм) раззенкование наружных кромок отверстий (рис. 30, в).

При сборке обращают внимание также на то, как вы­ полнены отверстия и какой они имеют диаметр — проект­ ный или меньший. Так как стержень заклепки больше ■осаживается у головок (рис. 30, г), а не в середине (рис. 30, б), поэтому, если отверстия продавлены на пол­ ный диаметр, детали надо собирать, как показано на

77

рис. 30, г (если это не противоречит чертежу), чтобы стержень хорошо заполнил отверстие и клепка была пол­ ноценной. Никогда не бывает, чтобы осадка стержня в. середине его длины была больше, чем у головок; поэтому если продавленные отверстия собраны уширення!ми на­ встречу, то заклепка окажется посаженной всегда с боль­ шим зазором в средней части длины (рис. 30, е). Если от­ верстия изготовлены меньшего диаметра и подлежат рассверливанию, то вышеизложенное требование сборки отпадает.

Плотность сборки достигается затяжкой сборочных болтов, а неизменность взаимного положения деталей — установкой точеных (полномерных) пробок в отверстия проектного диаметра. Для плотной сборки деталей уста­ навливают сборочные болты в каждое третье отверстие, но не реже чем через 500 мм. Кроме болтов, ставят точе­ ные сборочные пробки в количестве около 30% от коли­ чества установленных болтов.

При сборке изделия с прочно-плотными швами коли­ чество сборочных болтов может быть доведено до 60% отверстий, количество полномерных пробок — 20%.

Конструкции из низколегированной стали собирают под клепку так же, как конструкции из низкоуглеродис­ той стали, но предельное расстояние между сборочными болтами выдерживают не более 240 мм.

Во всех случаях детали должны быть очищенными, хорошо выправленными, а при необходимости и хорошо подогнанными по стыковым поверхностям. Для подгонки сборочные болты не применяют. Поэтому качество сборки и подгонки определяют, когда сборочные болты слабо затянуты.

Уложенные под сборку детали совмещают по отвер­ стиям, пользуясь ломиками и оправками. При этом нель­ зя забывать, что расширять (разбивать) отверстия оправ­ ками не допускается, так как в их стенках создаются пе­ ренапряжения и они деформируются в сторону кромки; иногда на краях отверстий возникают трещины, направ­ ленные в сторону кромки и не всегда видимые. При эк­ сплуатации такие трещины быстро развиваются и резко сокращают срок службы изделия.

В процессе сборки длинномерных конструкций — ба­ лок, колонн в первую очередь добиваются совпадения от­ верстий на серединах частей, чтобы «разгонять» ошибки

78


несовпадения в оба конца н там самым уменьшать их ве­ личину вдвое.

Совместив отверстия и установив, где требуются оп­ равки, вставляют рядом с ними сборочные болты и затя­ гивают гайки, а затем оправки снимают. Диаметр сбороч­ ных болтов берут на 2—4 мм менее отверстия, а завин­ чивание (и отвинчивание) гаек 1Выполняют электрическим или пневматическим гайковертом. При необходимости под гайки устанавливают шайбы, но не более трех на каждый болт. В некоторых конструкциях вместо сборочных болтов пользуются прихваткой с помощью электросварки.

Когда сборка конструкций или элемента закончена, мастер проверяет работу и, если сборка выполнена пра­ вильно, после маркировки дает разрешение начать рас­ сверливание или развертку (прочистку) отверстий под клепку.

Сборка считается выполненной правильно при вы­ полнении следующих условий:

профили и листовой металл в деталях по нормам, толщине и размерам соответствуют чертежу;

размеры собранной конструкции не отличаются от указанных в чертеже;

плотность сборки на стыках и в узлах удовлетвори­ тельна;

совмещение отверстий таково, что после рассверли­ вания и прочистки на проектный размер совпадение от­ верстий будет удовлетворительное.

Допустимые отклонения фактических размеров соб­ ранной конструкции от размеров чертежа указываются в СНиП и инструкциях, по которым производят изготов­ ление.

Плотность сборки проверяют металлическим щупом толщиной 0,3 мм, который не должен входить в зазор между деталями на глубину более 20 мм; при этом нуж­ но убедиться, что проникновению щупа препятствует именно отсутствие зазора, а не грязь, ржавчина или стружка.

Если допустить, что склепываемый узел недостаточно плотно стянут сборочными болтами, то каждая постав­ ленная заклепка, укорачиваясь при остывании, посте­ пенно будет стягивать пакет, а ранее поставленные зак­ лепки окажутся слабыми и их придется заменять.

Развертывание (прочистку) выполняют с тем, чтобы обеспечить беспрепятственное вхождение заклепок, ког­

79