Файл: Лачинов, Н. В. Клепка и чеканка стальных конструкций учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 78
Скачиваний: 0
да отверстия под заклепки выполнены в заготовительных деталях на полный проектный диаметр. Эту операцию выполняют с помощью райбера (развертки), диаметр которого равен проектному диаметру отверстия. При этом слой снимаемого металла незначителен (рис. 31, а).
Рассверливание делают обычно для ответственных конструкций, в деталях которых при заготовке выполня-
да
■к
-Е
Рис. 31. Отклонения отверстий от нормы:
а —незначительное несовпадение отверстий в собранных деталях, так называемая «чер нота», 6 — уступы, иезаполняемые стерж нем при любом способе клепки, в — косые отверстия в собранном пакете, г — шаблонизмеритель диаметра отверстий, д — ка либр для выбраковки отверстий; m н п —■ величины несовпадения отверстий; / —ли ния рассверливания отверстия, 2 — уступы, 3 — шкала, 4 — место маркировки шаблона, 5 — проходной участок калибра, 6 — непроходнон участок, 7 — место маркировки ка
либра
ют отверстия примерно на 2—4 мм меньше проектного размера. Выполняют рассверливание райбером (разверт кой), диаметр которого равен проектному. При этом слой снимаемого металла значителен. После рассерливания получаются чистые цилиндрические отверстия заданного диаметра.
В первую очередь рассверливают некоторое количест во отверстий, равномерно распределенных по длине, и забивают в них пробки; это необходимо, чтобы исклю чить возможность сдвигов собранных деталей, их раз
80
вертку и смещение отверстий. После этого рассверливают остальные и заменяют поставленные ранее маломерные болты полномерными и забивают пробки; количество полномерных сборочных болтов и пробок указано выше в соответствии с требованиями строительных норм и правил.
В процессе прочистки или рассверливания отверстий машинами добиваются отсутствия косины или правиль ности и неизменности направления сверла или разверт ки (райбера) перед началом работы.
Отклонения в размерах отверстий под заклепки рег ламентируются следующими нормами:
Проектный диаметр |
13 |
15 17 |
19 |
21 |
23 |
25 |
28,5 |
31,5 |
||
отверстия, |
мм . . . . |
|||||||||
Наибольший |
до |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
пускаемый |
диаметр |
14 |
16 18 20,5 |
22,5 |
24,5 |
26,5 |
30 |
33 |
||
отверстия, |
мм . . . . |
|||||||||
Наименьший |
до |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
пускаемый |
диаметр . |
13 |
15 17 |
19 |
21 |
23 |
25 |
28,5 |
31,5 |
|
отверстия, |
мм . . . . |
Для конструкций железнодорожных мостов диамет ры отверстий под заклепки и высокопрочные болты должны удовлетворять следующим нормам:
Проектный диаметр |
21 |
23 |
25—26 |
27 |
28,5 |
|||
отверстия, |
мм . . . |
|||||||
Отклонения |
диа |
—0,2 |
—0,2 |
—0,2 |
—0,2 —0,2 |
|||
метра |
отверстия, |
мм |
||||||
Максимальный |
диа |
+ 0 ,5 |
+ 0 ,5 |
+ 0 ,5 |
+ 0 ,6 |
+ 0 ,7 |
||
|
|
|
|
|
||||
метр |
продавленного |
17 |
19 |
21 |
23 |
25 |
||
отверстия, |
мм . . . |
|||||||
П р о д а в л и в а й и е |
о т в е р с т и й |
на полный диа |
метр для конструкций железнодорожных -мостов не до пускается.
О в а л ь н о с т ь о т в е р с т и й (разность между наи большим и наименьшим диаметрами) не должна выхо дить .за пределы приведенных выше допусков, т. е. не должна превышать (—0,0) и (+ 1,0) мм для отверстий диаметром до 17 мм или (—0,0) и ( + 1,5) мм для отвер стий диаметром свыше 17 мм.'
В отверстиях |
не допускаются з а в а л ы |
диаметром |
более 1 мм и трещины на краях. |
|
|
Н е с о в п а д е н и е о т в е р с т и й в деталях, собран |
||
ных в узлы (так |
называемая чернота — рис. |
31,а), до |
пускается: |
|
|
4— 3246 |
81 |
для конструкций из углеродистой стали не более 50% отверстий с чернотой до 1 мм и не более 10% отверстий с чернотой до 1,5 мм;
для конструкций из низколегированной стали не бо лее 10% отверстий с чернотой до 1 мм.
К о с и н а о т в е р с т и й (уклон оси) в конструкциях из углеродистой стали допускается не более 3% от тол щины склепываемого пакета, но не более 2 мм для ма шинной клепки и не более 3 мм для клепки пневматичес ким молотком. В конструкциях из низколегированной стали косина отверстий допускается в тех же пределах, но количество косых отверстий не должно быть более 20% их общего числа.
В мостостроении допуски на черноту и косину отвер стия те же, но для конструкций железнодорожных мос тов во всех случаях допуски принимают как для кон струкций из легированных сталей; при этом наибольшая допускаемая косина ограничивается величиной 2 мм.
Наиболее опасным дефектом являются уступы при совмещении отверстий (рис. 31, б), так как при этом не заполняется зазор заклепки в отверстии. Терпимыми де фектами можно признать допускаемую овальность от верстия и допускаемую его косину (рис. 31, в). Для из мерения большого количества отверстий применяют шаблон-измеритель (рис. 31, г).
Когда в деталях отверстия образованы на проектный диаметр и эти детали собраны в элементы (в конструк цию), то совпадение отверстий в собранных пакетах (уз лах) должно удовлетворять следующим условиям: ка либр (рис. 31, б) диаметром на 1,5 мм меньше номиналь ного диаметра отверстия до прочистки отверстий должен пройти не менее, чем в 75% отверстий каждого узла (группы); если это требование не выполняется, то кон струкцию разбирают и собирают заново, чтобы добиться вхождения калибра не менее чем в 75% отверстий каж дого узла (группы). Если и при повторной сборке калибр пройдет в число отверстий менее чем 75% отверстий в группе, то по разрешению главного инженера или кон структорского отдела завода-изготовителя рассверлива ют забракованные отверстия на следующий больший диаметр.
При выполнении ответственных конструкций совпа дению отверстий задаются более жесткие допуски по
82
сравнению с требованиями СНиП*, а именно: калибр должен иметь диаметр на 1 мм менее номинального диа метра отверстия; этот калибр должен пройти не менее чем в 85% отверстий каждого узла до их прочистки.
Количество отверстий в группе, которое разрешается рассверливать на больший диаметр, не ограничивается, если шаг заклепок, расстояния меж ду их рядами и расстояния до кро мок после рассверливания будут со ответствовать нормам для большего диаметра заклепок. В противном случае допускается рассверливать не более 25% от общего количества от верстий в группе и не более 50% от верстий в одном поперечном сеченшС элемента; превышение этих норм может быть сделано только с разре шения организации, разработавшей чертежи КМ.
Иногда при заготовке деталей под сборку сверлят или пробивают отверстия только для сборочных бол тов; после сборки таких деталей и их крепления сборочными болтами свер лят отверстия в узлах и пакетах че рез все детали. Такой способ позво ляет получить удовлетворительное совпадение отверстий на стыках, но
ОН уДЛИНЯеТ СРОК ИЗГОТОВЛеН'ИЯ КОН- |
^ , ° 5 Р^ Ввтулк‘1 Г " - с т о - |
||
сгр ук ц и и и у в ел и ч и в а ет е е стоим ость.' |
п° Р ное кольцо, s —огра- |
||
1 -р, |
J ,, |
„ |
ннчитель, 6 — зенкер, 7 — |
ЕСЛИ |
требуется в собранной КОН- |
кожух подпятника |
струкции раззенковать отверстия для заклепок с потайными головками, то пользуются зенкером
с ограничителем (рис. 32); это позволяет получить отвер стия с одинаковой раззенковкой, а в дальнейшем и за клепки с одинаковыми головками.
Иногда после рассверливания выявляется неплот ность сборки в отдельных узлах и на стыковых поверх ностях; такое положение может создаться, когда отдель ные детали недостаточно выправлены или сборочные болты поставлены не в тех участках, в каких это требу
* СНиП Ш-В. 5—62*, стр. 13, п. 2.62.
4 *
85
ет данная конструкция; неплотность может оказаться и по причине недостаточной затяжки сборочных болтов или недостаточного их количества. Узлы или целые кон струкции с обнаруженными неплотностями на стыках разбирают для устранения дефектов; после этого кон струкцию снова собирают и при необходимости стягива ют болтами с более частым расположением.
На заводах, изготовляющих стальные конструкции, иногда применяют метод «бездырной сборки», заклю чающийся в следующем. При обработке деталей отвер стия не делают совсем. Обработанные детали собирают в элемент, применяя специальные кондукторы с фикса торами и прижимами для неизменного положения дета лей и плотного контакта их в узлах. Собранный в кон дукторе элемент передают для разметки по шаблонам отверстий, а затем сверлят отверстия в узлах собранного элемента на полный диаметр с помощью радиально сверлильных станков. В процессе сверления устанавли вают сборочные болты и пробки. Только после этого эле мент вынимают из кондуктора и направляют на клепку.
«Бездырный» метод сборки целесообразен, когда ко личество элементов (отправочных марок) значительно, когда толщина деталей не позволяет применить дешевый способ образования отверстий — продавливание или ког да общая толщина собранных в узлы деталей затрудняет рассверливание отверстий на проектный размер.
Когда некоторые конструкции на заводах изготовля ются частями и в таком виде отправ'ляются на место монтажа, отверстия на стыках частей под монтажные заклепки образуют следующими способами:
сверлят по кондукторам в готовых элементах; рассверливают до проектного диаметра после сборки
всей конструкции.
Наиболее рациональным способом является первый, когда отверстия сверлят по кондукторам в готовых эле ментах. В этом случае не требуется общей сборки кон струкций и значительной площади для сборки. Изготов ление кондукторов выгодно лишь в тех случаях, когда количество одинаковых монтажных стыков значительно и применение окупает стоимость кондукторов.
Если производится контрольная сборка конструкции, то при этом контролируют совпадение монтажных отвер стий под заклепки, для которых предъявляются следую щие требования: калибр диаметром на 1 мм менее номи-
84
«ального диаметра отверстия должен пройти не менее чем в 85% всех монтажных отверстий. При. этом допу скается в конструкциях из углеродистой стали заварка части несовпадающих отверстий для сверления новых при условии, что число завариваемых отверстий в мон тажном узле (группе) не превышает 20% общего числа.
В конструкциях из низколегированных сталей завар ка отверстий не допускается.
По разрешению конструкторского отдела (автора проекта) допускается рассверливание дефектных отвер стий на следующий больший диаметр для конструкций из углеродистых и низколегированных сталей.
При изготовлении и монтаже стальных конструкций пролетных строений и опор железнодорожных мостов предусмотрена контрольная сборка для проверки совпа дений монтажных отверстий; для таких случаев калибр принимается на 0,5 мм менее проектного диаметра от верстия и этот калибр должен проходить во все отвер стия каждой группы монтажного соединения (узла).
Вопросы для повторения
1. Как поступают при сборке конструкции, которая по габаритам размещается на стеллажах, но к месту установки не может быть до ставлена целиком?
2.Можно ли детали сразу укладывать под сборку на стеллажи или нужны какие-либо предварительные операции?
3.Какие дефекты сборки под клепку встречаются на практике?
4.Можно ли каким способом устранить неплотности, выявленные при осмотре собранной на стеллажах конструкции?
5.Какими способами устраняют несовпадение отверстий под за клепки и какие существуют нормы?
6.Каковы цель установки сборочных болтов и какой порядок их установки?
7.В чем заключается метод «бездырной сборки» конструкции?
§22. Некоторые сведения о рубке в процессе изготовления стальных конструкций
Впроцессе изготовления стальных клепаных кон струкций на заводах рубка почти полностью заменена более совершенными и производительными — строганием
ифрезерованием. Однако еще применяется рубка-зачист ка рубильным молотком полукруглых и потайных голо вок заклепок, а также кромок деталей в процессе их
85
сборки; кроме того, рубка встречается часто при ремонт ных работах.
Наиболее распространенными работами, выполняе мыми с помощью рубки, являются следующие:
выравнивание и зачистка кромок листовых деталей и торцов профильной стали, обрезанных газовым реза ком, а также кромок вырезанных отверстий (лазов, окон и т. и.);
срубка старых зачеканенных кромок, вырубка участ ков, подлежащих замене, разрубка и расчистка дефек тов в металле;
срубка головок заклепок, подлежащих замене, за чистка полукруглых головок от заусенцев, зачистка по тайных головок заклепок;
обрубка заусенцев после резки пилами трения; за чистка кромок после резки на ножах, а также кромок продавленных отверстий;
пригонка с помощью рубки стыков листов, косынок, торцов профильной стали.
В зависимости от толщины металла применяют ру бильные молотки легкого, среднего и тяжелого типа (табл. 1), а зубило выполняют большей толщины и ши рины для тяжелой рубки, менее толстым и менее широ ким для средней рубки и еще менее толстым и менее широким для легкой рубки; аналогично изменению раз меров зубила меняются и размеры крейцмейселя в зави симости от толщины перерубаемого металла.
Если требуется снять зубилом значительную площадь металла, в нем сначала прорубают крейцмейселем па раллельные канавки на расстоянии немного менее шири ны зубила, которым срубают оставшиеся между канав ками полосы.
Рубку зубилом или крейцмейселем ведут так, чтобы был свободный выход стружки. Перерубая лист, поль зуются крейцмейселем, которым прорубают канавки с двух сторон, а затем ломают лист; место надлома зачи щают зубилом или напильником.
При работе пневматическим рубильным молотком* его правой рукой держат за рукоятку, а левой охваты вают ствол. При этом с силой давят на рукоятку и при-
* Устройство, работа и правила обращения с пневматическим мо лотком описаны в главе VIII.
86
Т а б л и ц а 1
Технические характеристики пневматических рубильно-чеканочных молотков
СЗ
н
о
о
е
Н
РМ-11 РМ-12
РМ-13
РМ-14 РМ-15
РК-41; ОБ-45} ОК-42; ОБ-49 РК-43; РБ-54 РК-44; РБ-58
1МР-4. JY1P-5
|
|
|
|
длинаПолная, мм |
массаПолная, кг |
Датсниесжатого ,воздухаатм |
(S S |
•J* |
Мощность, л. с. |
|
|
|
|
|
|
|
I |
к |
|
|
|
|
|
|
|
|
С ГГ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
L. ~ |
к |
|
|
|
|
|
|
|
|
О А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
н ^ |
о |
|
|
Назначение |
|
|
|
СЧ— |
о* |
|
||
|
|
|
|
и - |
сч |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
сз |
о |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 £ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(J |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
У п |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Легкая чеканка |
250 4,3 |
5 |
0,55—0,65 |
_ |
_ |
||||
Средняя |
|
чеканка, |
|
5 |
0,55—0,65 |
— |
— |
||
легкая |
обрубка |
295 4,7 |
|||||||
Тяжелая |
чеканка, |
|
|
|
|
|
|||
средняя |
|
обрубка, |
|
|
|
|
|
||
клепка горячих закле- |
|
|
|
|
|
||||
пок |
диаметром |
до |
|
5 |
0,55—0,65 |
|
|
||
8 мм |
|
|
|
340 5,3 |
— |
— |
|||
То же |
|
|
380 5,7 |
5 |
0,55—0,65 |
— |
— |
||
Тяжелая |
обрубка, |
|
|
|
|
|
|||
клепка горячих закле- |
|
|
|
|
|
||||
пок |
диаметром |
до |
|
6 |
0,55—0,65 |
|
|
||
12 мм |
|
|
|
410 6 |
— |
— |
|||
Легкая чеканка |
260 4,5 |
о ,5—6 |
0,5 —0,6 |
2500 0,5 |
|||||
Легкая |
|
обрубка, |
|
|
0 ,5 - 0 ,6 |
2000 0,6 |
|||
средняя чеканка |
295 4,9 5,5 —6 |
||||||||
Средняя |
обрубка. |
|
|
0 ,5 —0,6 |
1500 0,65 |
||||
тяжелая |
чеканка |
310 5,4 5,5—6 |
|||||||
Средняя |
обрубка, |
|
|
|
|
|
|||
клепка горячих закле- |
|
|
|
|
|
||||
пок |
диаметром |
до |
|
|
0 ,5 —0,6 |
1250 0,7 |
|||
8 мм |
|
чеканка |
380 5,8 5 ,5 —6 |
||||||
Легкая |
305 4,2 |
5 |
0,9 |
3500 0,7 |
|||||
Легкая обрубка, тя- |
|
|
|
|
|
||||
желая чеканка и клеи- |
|
|
|
|
|
||||
ка горячих |
заклепок |
|
5 |
0,8 |
2200 0,75 |
||||
диаметром до 8 мм |
355 4,9 |
,шланга диаметрВнутренниймм
1 _
—
—
—
—
13
13
13
13
16
16
держивают левой рукой ствол, чтобы зубило не отскаки вало от обрабатываемого металла.
Молоток удерживают в наклонном положении к об рабатываемой поверхности, чтобы обеспечить зубилу требуемое углубление в металл, движение вперед и над ламывание стружки. При рубке стали зубило или крейцмейсель ставят под углом 30—35° к поверхности рубки; для других металлов углы наклона инструмента иные.
S7
Очень важно, чтобы рабочий осуществлял нажим нэ молоток за счет собственной массы, занимая в то же вре мя устойчивое положение; ‘такой прием снижает расход мускульной силы и утомляемость рубщика.
Для грубой обработки стали толщина стружки, сни маемой за один проход, не должна превышать 3—4 мм, при точной рубке толщина стружки должна быть не бо лее 2 мм.
В процессе рубки следят за размеченными линиями (рисками), по которым направляют инструмент, а также смазывают рабочий конец последнего. Нельзя допускать, чтобы зубило или крейцмейсель заходили за размечен ную линию, так как это может повести к браку; особен но осторожно обрубают кромки плотно-прочных швов, когда припуск на зачеканивание составляет 3 мм.
Необходимо обращать внимание на следующее; материал, подлежащий обрубке, надежно закрепляют
для предупреждения сдвига; при вырубке участков или разрубке тонкие листы
поддерживают снизу, чтобы по линии обрубки металл не изгибался;
давление сжатого воздуха в сети по манометру не должно снижаться менее 5,5 атм.
Головки дефектных заклепок срубают пневматичес ким рубильным молотком.
Вответственных конструкциях дефектные заклепки срубают после предварительной разрубки головки: пер пендикулярно поставленным зубилом головку разрубают на четыре части (крест-накрест), а затем срубают чет вертушки, наклонно устанавливая инструмент. Такой способ применяют, чтобы предупредить зарубки на ме талле конструкций и повреждения кромки отверстий^
Внекоторых ответственных конструкциях, чтобы не допустить повреждений склепанных элементов, не раз решается срубка дефектных заклепок без предваритель ного засверливания их головок; при этом глубина засверливания должна быть не менее высоты головки при диаметре сверла на 2—3 мм меньше диаметра отверстия.
Вопросы для повторения
1. Какие работы встречаются по рубке в процессе сборки конст рукций?
2. После каких операций необходима подрубка и по какой причине?
8 8
1
3. Какая толщина стружки должна быть для грубой обрубки и для точной обрубки?
4. На что обращают внимание при выполнении рубки пневмати ческим молотком?
§ 23. Техника безопасности при сборке и рубке
При обработке изделие плотно укладывают на спе циальные подставки во избежание дополнительных ви браций. Запрещается удерживать обрабатываемые дета ли рукой или придерживать ногами. Рабочий по возмож ности не должен находиться на обрабатываемом изделии, а в обрабатываемой детали не должно быть частей, свисающих с упора.
В процессе сборки детали направляют соответствую щим инструментом, а не руками; проверять совпадение отверстий пальцами запрещается.
Нельзя вставлять сверло в шпиндель сверлильной машины, не убедившись в том, что пусковая ручка нахо дится на предохранителе.
Электрической сверлильной машиной можно рабо тать только в резиновых перчатках.
При пуске машины и во время работы нельзя держать руки на сверле или касаться сверла руками.
При поломке сверла машину останавливают и от ключают от магистрали, а затем удаляют сломанное сверло.
Нельзя оставлять без надзора сверлильную машину, находящуюся под давлением сжатого воздуха или под электрическим напряжением. Уходя с места работы, отключают от магистрали машину и вынимают сверло.
Работая сверлильной машиной с нажимом через ры чаг, следят, чтобы крючок, поддерживающий рычаг, был надежно закреплен; рычаг должен быть прочным, без трещин, веревка для его крепления — без узлов и над рывов.
Сверление снизу вверх сверлильными тяжеловесными машинами выполняют только с помощью подручного.
В летнее время нельзя работать на сверлильной ма шине в рукавицах. В зимнее время, при работе на от крытом воздухе или в холодном помещении, надо наде вать крепкие, с гладким верхом рукавицы. При этом нельзя браться за сверло рукавицами: надо остерегаться захвата рукавицы сверлом, перестановку сверла выпол няют без рукавиц.
89