Файл: Лачинов, Н. В. Клепка и чеканка стальных конструкций учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 75
Скачиваний: 0
Сверлить незакрепленные детали, а также находя щиеся на весу, нельзя.
При выходе сверла из отверстия нельзя нажимать на машину.
Нельзя допускать перекоса сверла в процессе работы. Нельзя расчищать место сверления голыми руками; стружку сметают щеткой при выключенной машине,
нельзя сдувать стружку сжатым воздухом.
При работах по обрубке рубщик и подручный его обязательно должны работать в защитных очках, чтобы обезопасить глаза и лицо от ранений осколками. Кроме того, обязательно применение рукавиц, матов, наколен ных подушек.
Выбор пневматического молотка для рубки произво дят, руководствуясь данными табл. 1, назначением рубкй и толщиной обрабатываемых деталей.
Работают рубильным молотком, только прижав встав ной инструмент к обрабатываемой детали, чтобы зубило не выскочило и не причинило травму окружающим.
При перерыве в работе на обед, по окончании рабо ты или при другом продолжительном перерыве инстру мент отключают от магистрали сжатого воздуха краном (вентилем), а затем отсоединяют инструмент от шланга.
Рабочее место рубщика должно быть хорошо освеще но; работать при недостаточном освещении запрещается.
ГЛАВА V I.
КЛЕПКА СТАЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ
§ 24. Нагрев заклепок
Заклепочная сталь должна обладать высокой плас тичностью. Этому требованию удовлетворяют низкоуг леродистые стали 10 кп, 20 кп, Ст2 и СтЗ, применяемые для клепки конструкций из низкоуглеродистых сталей, а также низколегированная сталь 09Г2, применяемая для заклепок, когда конструкции изготовляют из низколеги рованных сталей.
Нагрев заклепок перед расклепыванием позволяет уменьшить необходимое усилие давления или ударов, улучшает осадку и заполнение отверстия стержнем и облегчает формирование замыкающей головки; остывая, заклепка плотно стягивает склепанные детали.
90
Наиболее высокая температура нагрева заклепок, при которой можно не опасаться пережога стали, 1150° С (температура пережога выше 1200°С). Если при этой температуре заклепку взять из нагревающего устройства и установить в отверстия деталей, то к началу клепки она будет иметь температуру 1000—950° С. На темпера туру конца формирования головки будет влиять способ клепки: машинный (прессование), пневматическим мо лотком, ручным молотком и кувалдой (об этой темпера туре будет сказано далее).
Температура, до которой необходимо нагревать за клепку, зависит от продолжительности клепки, так как последняя должна заканчиваться до того, как заклепка
остынет и |
примет цвет темно-красного каления |
(^=600° С). |
Расклепывание заклепок из углеродистой |
стали машиной продолжается от 9 до 15 с, а пневмати ческим молотком — от 12 до 20 с; эта же операция для заклепок из легированной стали требует от 10 до 18 с при клепке машиной и от 25 до 45 с, если применяется пиевмэтический молоток.
Если нагревать заклепки ниже 1150° С, то при клепке пневматическим молотком, а тем более при ручной клеп ке появляется опасность их остывания в конце формиро вания головки до опасной температуры, характеризую щейся темно-синим цветом металла.
От нагретых заклепок значительно нагреваются склепываемые детали, что резко снижает качество сое динения, так как при остывании заклепки и сокращения ее длины вместе с ней сокращаются по толщине и осты вающие листы, поэтому основное преимущество горячей клепки — плотное стягивание склепанных деталей — бу дет сведено на нет. Таким образом, чем меньше темпера тура нагрева заклепки, тем лучше (при прочих равных условиях) качество клепаного соединения, т. е. излишне го нагрева следует избегать.
Кроме того, чем меньше нагрев, тем меньше появля ется окалины и тем лучше будет заполнение отверстия стержнем остывшей заклепки. После осаживания в го рячем состоянии стержень заклепки заполняет заклепоч ное отверстие, но после остывания появляется некоторый зазор между стержнем и стенкой отверстия; естествен но, что меньший нагрев стержня вызывает меньшее сок ращение его по диаметру при остывании, т. е. зазор бу дет меньше и отверстие заполнится лучше. Принято
91
заклепки из углеродистой стали нагревать: для машин ной клепки до 650—700°С (красный цвет каления); для клепки пневматическими молотками и клепки кувалдами до 1000—1100°С (оранжевый цвет каления). Заклепки из низколегированной стали во всех случаях клепки на гревают до температуры 1000—1100° С.
Меньшая температура нагрева заклепки в горне для машинного расклепывания объясняется тем, что в этом случае за короткий период времени развивается очень большое давление и в процессе осаживания затраченная на него механическая энергия превращается в тепло; поэтому заклепка не только не остывает, а даже повы шает свою температуру и процесс клепки заканчивается при температуре, значительно превышающей начальную.
Заклепка должна быть равномерно нагрета по всей длине. Однако бывает, что у длинных заклепок заклад ные головки нагревают слабее остальной части. Такой недогрев приводит к явлению хрупкого разрушения, когда закладная головка отлетает. Это объясняется тем, что формирование замыкающей головки еще не закон чилось, а менее нагретая закладная головка уже остыла до цвета синего каления; продолжающиеся удары пере даются и на закладную головку, материал которой на ходится в стадии хрупкого состояния, и, не выдерживая ударной нагрузки, разрушается — головка отлетает.
Обычно материал непоставленных заклепок имеет от носительное удлинение при разрыве 28%; когда нагрев заклепок был нормальный, относительное удлинение ос тывшей заклепки становится равным 23%, а если заклеп ка была нагрета не полностью, то удлинение снижается до 19%. Уменьшение относительного удлинения вызы вается ухудшением структуры после нагрева.
Особое значение имеет нагрев закладной головки, если она должна плотно прилегать к криволинейной по верхности.
Для оценки температуры нагрева заклепок служит их цвет: температуре 1200° С соответствует ярко-белый или матово-белый цвет и от металла отлетают искры; при температуре заклепки 1100° С ее поверхность приоб ретает светло-оранжевый цвет; темно-оранжевый цвет заклепка имеет, когда ее температура становится 1000° С.
Заклепки диаметром 12 мм и менее легко пережечь в горнах, поэтому их нагрев ведут осторожно и тщательно контролируют.
92
Заклепки нагревают в горнах различной конструкции, в специальных печах и электрических нагревателях.
Наибольшее распространение |
получили п е р е н о с |
ные о т к р ы т ы е г о р н ы (рис. 33, |
а, б) . Они просты по |
устройству и обслуживанию, легко переносятся от одно го узла к другому при выборочной и погонной клепке, а применение колес на стойках еще более облегчает их перемещение.
К недостаткам открытых горнов относятся:
трудности нагрева точно до заданной температуры;
Рис. 33. Горны переносные:
а — с вентилятором, б — с дутьем сжатым |
воздухом; |
I — каркас, 2 — вентилятор, 3 — горно, 4•—ножной |
|
привод вентилятора, 5 — подвод сжатого |
воздуха |
трудности поддержания постоянной температуры в нагретой заклепке;
значительное время на разжигание горна и нагрев заклепок;
значительный расход топлива; загрязнение окружающей среды.
В открытых горнах сжигают кокс или кузнечный уголь. Последний не всегда дает равномерную темпера туру в слое.
Перед розжигом в горн насыпают небольшой слой песка, предохраняющий дно горна от раскаленного шла ка, поджигают сухие лучины, обкладывают огонь чур ками и приоткрывают дутье. Затем накладывают немно го кокса и увеличивают дутье. После этого горн засы
93
пают сплошным слоем кокса и полностью открывают дутье. Признаком готовности горна к приему заклепок служит белый цвет раскаленного кокса.
В переносном горне заклепки закрыты слоем угля или
кокса, вследствие |
чего контролировать их |
температуру |
и равномерность |
нагрева затруднительно |
и возникает |
опасность пережога металла. Поэтому рабочий, нагре вающий заклепки (нагревальщик), должен часто раз гребать топливо, чтобы следить за нагревом заклепок по их цвету. Находясь в слое топлива, заклепки соприкаса ются с кислородом воздуха (в слой топлива вводится дутье), окисляются и покрываются окалиной. При этом возможно прилипание кусков топлива к металлу. Для нагрева 100 кг заклепок в открытом горне требуется 150—170 кг кузнечного угля или 140—150 кг кокса. Про изводительность переносного открытого горна в среднем 36 кг заклепок в час.
Дутье в открытых горнах подается или от вентилято ра или сжатым воздухом от магистрали, с которой горн соединяют шлангом.
Основные недостатки, присущие переносным откры тым горнам, отсутствуют в печах: нагрев происходит без соприкосновения с топливом и воздухом дутья, заклепки находятся в закрытой камере, через которую проходят продукты горения — горячие газы; тепло передается на гретыми газами, полученными при сгорании топлива. Расход топлива в печах меньше, чем в горнах, произво дительность выше, качество нагрева лучше, так как на грев равномернее и его можно контролировать по при борам. В печах нет опасности пережечь заклепки и они нагреваются без появления окалины.
Печи делают для сжигания кузнечного угля, кокса, нефти, газа; в зависимости от вида топлива .меняется конструкция печи.
Наиболее распространены печи для сжигания куз нечного угля и кокса. Нефтяные и газовые печи обеспе чивают лучший нагрев заклепок, они более просты в обслуживании и гигиеничны.
На рис. 34 показана печь нагрева; топливом для этой печи может служить кузнечный уголь или кокс. Произ водительность печи до 300 заклепок за 1 ч, а расход уг ля около 20 кг на 100 кг заклепок. Печь заключена в стальной каркас 6 и обшита листовой сталью.
94
В холодном состоянии ее можно переносить с места на место грузоподъемным краном. Топливо подается че рез загрузочную дверцу 9 на колосниковую решетку 7, под которую подведено дутье через патрубок 8 от маги страли сжатого воздуха. Загружают заклепки (до 50 шт.
А - А
Рис. 34. Печь для сжигания твердого топлива:
1 — загрузочный бункер для заклепок, 2 — окно для вынимания на гретых заклепок, 3 — нагревательная камера, 4 — топочная камера, 5 — зольник, 6 — каркас, 7 — колосниковая решетка, 8 — ввод дутья (патрубок), 9 — загрузочная дверца для топлива
за один прием) через бункер 1, а вынимают готовые за клепки через окно 2.
На рис. 35 показана нефтяная печь инж. Файнгольда. Печь этой конструкции расходует значительно меньше горючего, на розжиг ее требуется в пять раз меньше вре мени. Производительность печи 100 кг заклепок за час. Нефть поступает самотеком из вышерасположенного ба ка в форсунку. Горячие газы, проходя по каналам и на гревательной камере, нагревают заклепки и кирпичную кладку. Загрузочная дверца уравновешена противовесом
95
1400
Рис. 36. Электронагреватель для заклепок:
1 — колеса для передвижения, 2 — кор пус, 3 —- зажимные контакты для закле пок, 4 — педали управления зажимами
через блок. Столик служит для укладки заклепок перед их загрузкой в камеру.
Газовые печи по конструкции незначительно отлича ются от нефтяных печей.
На рис. 36 показан вид электронагревателя для на грева стальных заклепок.
В электронагревателях заклепка зажимается меЖду двумя электродами и может быть быстро нагрета. Каж дая пара электродов расположена по вертикали, и нижний электрод может опускаться (или подниматься верх ний) от ножной педали, которой действуют для установ ки или для снятия заклепки. Электронагреватель не тре бует времени на растопку, не расходует энергии в пере рыве работ, не пережигает металл заклепок, обеспечи вает равномерный нагрев по толщине заклепки, а процесс нагрева не сопровождается выделением копоти и дыма.
Выпускаются электронагреватели для отдновременного нагрева от 2 до 5 заклепок. Их производительность от 100 до 400 заклепок за час, в зависимости от диаметра и длины последних.
Работа с электронагревательным горном совершенно безопасна. Через зажимы проходит ток очень большой силы, но напряжение при этом низкое, безопасное. При косновение рукой к зажимам безопасно и рука не чув ствует тока.
Для нагрева заклепок применяют электрические на греватели. Если нагревателей нет, то при работе на по стоянном месте пользуются муфельными печами, отапли ваемыми газом или нефтью, или (в крайнем случае) закрытыми горнами с коксом. Если работа связана с переходами, перемещением горна, то применяют откры тые переносные горны с коксом или кузнечным углем.
Ниже |
приводится время, |
необходимое для нагрева |
|||||
заклепок до 1150° С на |
переносном горне с |
кузнечным |
|||||
углем и дутьем от магистрали сжатого воздуха. |
|||||||
Диаметр |
заклеп |
14 |
18 |
.2 2 |
24 |
27 |
|
ки, мм |
.................... 12 |
||||||
Время |
нагрева, |
2,3 |
3,0 |
3,6 |
4,5 |
5,6 |
|
м ин ........................... 1,8 |
Продолжительность нагрева одной заклепки всегда больше продолжительности ее клепки. Поэтому в любом горне нагревают несколько заклепок сразу, чтобы не за держивать работу клепальщиков.
97