Файл: Кузьмин, Е. С. Руководитель и коллектив социально-психологический очерк.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Б результате лишь 20% испытуемых своевременно

справились с заданием.

Главным здесь является продолжительность вре­

мени, требующегося человеку для переключения на

новый режим работы. И только в тех случаях, когда

переключения

не происходит вовсе, молено говорить

о негибкости,

застойности психики. Большое значение

имеет также содержание предыдущего опыта : чем раз­

нообразнее была прошлая деятельность, тем меньше инертность при переходе к новым задачам, и чем сте­

реотипнее выглядела старая работа, тем выше вероят­

ность консервативного отношения к возникающим про­ блемам.

Впостоянно меняющихся условиях современного

производства гибкость мышления является необходи­

мым условием делового и личного авторитета руково­

дителя. Как мы уже заметили, это качество зависит от самого человека, его стремления к нестандартным ре­

шениям, инициативы и постоянного совершенствования

деловой квалификации. Применительно к руководите­

лю это значит, что он должен не только постоянно по­

полнять свои профессиональные знания, но и овладе­

вать новыми методами работы с людьми.

Всвое время В. И. Ленин предостерегал от упро­

щенного взгляда, будто все трудящиеся одинаково спо­

собны к управленческой деятельности, ибо, «чтобы

управлять, нужно быть компетентным, нужно полно­ стью и до точности знать все условия производства,

нужно 'знать технику этого производства на ее совре­

менной высоте, нужно иметь известное научное обра­

зование» '.

Напомним, что углубление научно-технической ре­ волюции предъявляет особые требования к специали­

стам, которые должны систематически повышать уро­

вень своих знаний, чтобы предотвратить опасность утери квалификации. При этом в современное понятие

деловой квалификации входят не только узкопрофес­ сиональные знания. Например, инженер независимо от

своего основного технического профиля обязан обла­ дать примерно следующими знаниями, умениями и на­

выками: а) знать экономику своей отрасли промыш­

*В. И. Л е н и н. Поли. собр. соч., т. 40, стр. 215.

11


ленности; б) владеть основами технико-экономического

и статистического анализа; в) разбираться в существе

экономико-математических методов планирования ;

г) уметь составлять программы для ЭВМ; д) знать ад­

министративное и трудовое право;

е) эффективно ис­

пользовать технические

средства

коммуникации;

ж) руководить совещанием;

з) знать основы делопро­

изводства и уметь вести деловую переписку; и) состав­ лять техническую документаціпо (отчеты, пояснитель­

ные записки и т. п.) ; к) выступать публично ; л) уметь

общаться с людьми.

Таким образом, инженер любой специальности обя­

зан затрачивать значительную часть своего времени на

пополнение знаний. При этом имеется в виду не только чтение общей и специальной научно-технической лите­ ратуры, но также посещение семинаров, лекций, кур­

сов по повышению квалификации, участие в симпо­

зиумах, в работе научно-технических обществ. Понятно, что инженер, занимающий руководящую

должность, не может ограничиться только повышением

своего профессионального уровня. Как и каждый дру­ гой руководитель трудового коллектива, он должен

глубоко и творчески владеть марксистско-ленинской теорией, педагогическим мастерством, психологиче­ ским тактом и постоянно стремиться к познанию всей суммы «богатств, которые выработало человечество».

Только в этом случае деятельность руководителя бу­ дет реальным воплощением принципа сочетания ком­

петентности с глубокой партийностью.

Основная идейно-политическая и нравственная обя­

занность руководителя — привести свой личный авто­

ритет в соответствие с авторитетом должностным, ко­

торым его наделяют народ, партия и государство. Только тогда он приобретет осознанное чувство личной и социальной определенности.

Если руководитель чувствует свое психологическое

несоответствие занимаемой должности, то перед ним

возникает моральная альтернатива; или, проанализи­

ровав свою деятельность, найти пути к самосовер­

шенствованию, или отказаться от руководства. Од­

нако то или иное решение требует от руководителя

по возможности верной оценки самого себя как лич­ ности с присущими ей особенностями.

— 12 —


2. САМООЦЕНКА РУКОВОДИТЕЛЯ И ПОНИМАНИЕ ИМ ПОДЧИНЕННЫХ

Человек не только познает окружающую действи­ тельность, но также переживает ее, вырабатывая опре­

деленное отношение к тем или иным объектам. Это

свойство психики человека распространяется и на него самого. Верная самооценка имеет огромное значение для целенаправленного управления своим поведением,

обеспечивает эффективное соотношение своих возмож­

ностей с предъявляемыми жизнью требованиями, по­ могает взаимодействовать с другими людьми.

Под влиянием отдельных самооценок у человека формируется устойчивая, обобщенная самооценка, ко­

торую иногда называют уровнем собственного достоин­ ства. По нашему мнению, эти понятия совпадают не полностью, так как чувство собственного достоинства

в большой мере отражает эмоциональный аспект отно­ шения человека к самому себе. Однако единство созна­

ния и деятельности человека обусловливает тесное

переплетение познавательных и чувственных компо­ нентов в оценке им самого себя, своих взаимоотноше­

ний с другими людьми и с окружающей действитель­ ностью.

Человек познает себя обычно в сравнении с дру­

гими людьми. Всматриваясь в другого человека, срав­ нивая себя с ним, он замечает в себе то, что вначале

находит у других, и только таким путем осознает ка­ чество своих поступков, учится понимать свои возмож­ ности, определять место в структуре различных групп

и коллективов. Не менее важно для самооценки чело­

века отношение к нему окружающих, их положитель­

ные или отрицательные реакции на его поступки, образ

мыслей. Иначе говоря, человек смотрит на себя глаза­

ми общественности, хотя он может искренне верить

в независимость своей самооценки.

Критерии, по которым люди оценивают себя и друг друга, весьма разнообразны и тесно связаны с мораль­

но-политическими основами того общества, к которому

они принадлежат.

Помимо высоких критериев партийности, граждан­

ственности существует бесчисленное множество ка­ честв, принимаемых людьми в повседневной жизни за

— 13 —

оценочные эталоны. Эти качества обусловливаются принадлежностью к той или иной культурно-профес­

сиональной группе или же типом личности, расцени­ ваемым как наиболее желательный. Так, например,

участие в съемках фильма даже в качестве статиста

может значительно повлиять на самооценку молодого

человека, а также повысить его престиж в глазах тех друзей и знакомых, которые разделяют его стремле­ ние принадлежать к актерскому миру. Что касается

типа личности, то люди, склонные к самоанализу,

с трудом понимают тех, кто обычно не задумывается над своим внутренним миром, а последние охотно

иронизируют по поводу «рефлектирующих интелли­

гентов».

Самооценка, указывая, как человек оценивает себя

по отношению к какой-либо специфической ценности (престижная профессия, твердость характера, специ­ альные знания), одновременно затрагивает соответ­

ствующие качества и других людей, которые служат мерилом собственных достижений.

Благоприятную самооценку можно создать двояким

путем: или достичь реального успеха по сравнению

с достижениями других людей, или убедить себя в не­ значительности чужих достижений. Поэтому само­

оценка, как непрерывный процесс поддержания уров­ ня уважения к самому себе, оказывает влияние на вос­ приятие и познание человеком также и других людей.

Ряд факторов свидетельствует о том, что человек,

оценивая другого человека, может увидеть в нем

черты, которые характеризуют в первую очередь его

самого.

Тенденция приписывать собственные качества или психические состояния другим людям чаще всего

встречается у тех, кто отличается слабой степенью са­

мокритичности и авторитарным типом личности. Та­

кие люди склонны оценивать окружающих по наибо­

лее доступным для них признакам — служебному и ма­

териальному положению или иным очевидным пре­ имуществам. Они стараются втиснуть все многообразие человеческих качеств в свою упроіценную схему; их

оценки примитивны и категоричны. Считая себя дело­

выми и энергичными людьми, они относятся презри­

тельно и недоверчиво к тем, кто довольствуется скром­

— 14 —


ным, с их точки зрения, положением рядового труже­ ника.

Люди такого типа пытаются любым способом при­

обрести хотя бы мнимый авторитет. Вследствие очевид­ ного стремления добиться уважения окружающих

таких людей ошибочно считают гордыми. Однако гор­ дость — уже результат сформировавшейся положитель­ ной самооценки, устойчивое убеждение в ценности своей личности. А в данном случае человек старается вызвать это убеждение у других с тайной надеждой

усвоить его впоследствии самому. Такое чувство на языке этических норм называется тщеславием и из­ давна подвергается осуждению. Еще со времен антич­

ности память человечества сохранила предание о Геро­ страте, который из желания прославиться поджег храм

Артемиды Эфесской.

Психологические истоки «геростратовой славы» не­ редко кроются в переживаниях детства и ранней юно­ сти. Авторитарный тон родителей и педагогов, подав­ ление и унижение личности ребенка ведет к форми­

рованию чувства неполноценности, ущербности. Не слу­

чайно К. И. Чуковский в своей книге «От двух до

пяти» указывал на стремление детей к самоутвержде­

нию и призывал взрослых не препятствовать реализа­

ции этой потребности. «Ребенку важнее всего быть о себе высокого мнения», — писал он.

Если под влиянием уродливого воспитания подро­

сток переживает чувство физической, психической или

моральной ущербности, он вполне естественно будет стремиться как-то его компенсировать. Одним из путей

компенсации может стать упомянутая разновидность

защитного поведения, характеризующаяся завышен­

ной самооценкой.

В других случаях чувство неполноценности может привести человека к заниженной самооценке и выте­

кающей отсюда неуверенности в себе, в своих силах.

Эти люди постоянно боятся попасть в смешное поло­ жение, избегают общества, нестандартных ситуаций,

пассивны, опасаются служебных перемещений. Однако

и в этих случаях возможны компенсаторные реакции:

люди с укоренившимся чувством неполноценности ча­

сто «берут реванш» дома, вымещая злобу на членах

своей семьи. Испытав унижение в детстве, они пере­

носят порочный опыт воспитания на собственных

детей, что создает иллюзию врожденности отрицатель­

ных черт характера.

Таким образом, для человека, в обязанности кото­

рого входит руководство другими людьми, очень важна верная или, как говорят психологи, адекватная само­ оценка. Необходимо заметить, что при относительной устойчивости самооценка может изменяться под влия­

нием мнений других лиц, авторитетных для данного

человека.

Как мы уже говорили, чувства человека к самому

себе формируются и стабилизируются благодаря

устойчивым и непротиворечивым реакциям на его лич­

ность со стороны окружающих. Если, например, под­

чиненные постоянно относятся к своему руководителю с уважением, он начинает считать, что заслуживает такого отношения, и его самооценка приобретает не­

зависимость от мнений других людей. Свой коллектив для такого руководителя становится средством под­

держки самоуважения. Иногда он даже отказывается

от перевода на другую, часто более перспективную должность, ссылаясь на привычку и привязанность

к прежней работе и людям. В этом случае можно пред­

положить, что его беспокоят опасения за сформировав­

шийся уровень собственного достоинства. Если еще

оказывается, что руководитель податлив к лести и с го­

товностью принимает незаслуженные похвалы, то есть основания говорить о его психологическом несо­ ответствии занимаемой должности.

Однако такие выводы допустимо делать только по­

сле тщательного исследования личностных и деловых

качеств как руководителя, так и всех членов коллек­ тива.

Самооценка руководителя является общественно значимым фактором, поскольку она оказывает влия­

ние на подчиненных и эффективность их труда. Экспе­ рименты показали, что в коллективах, возглавляемых

руководителями с адекватной самооценкой, остальные

работники также верно оценивают себя, что исключает

необоснованные претензии друг к другу и способствует

благоприятному психологическому климату. И, напро­

тив, болезненное самолюбие руководителя, то есть то,

что мы определили как тщательно скрываемый низкий

— 16 —


уровень собственного достоинства, оказывает демора­

лизующее влияние на коллектив.

Исследования обнаруживают прямую связь между уровнем самоуважения у человека и его интересом к духовной жизни других людей, ß частности, дока­ зано, что учителя с низким уровнем собственного до­ стоинства относятся к детям с меньшей любовью.

А. П. Чехов силой художественной интуиции уловил эту закономерность, рисуя образ учителя Беликова

в рассказе «Человек в футляре».

Низкий уровень самоуважения заставляет человека сосредоточиваться только на своих переживаниях, по­ стоянно думать о самом себе, что исключает благоже­

лательное внимание к другим людям и объективную

оценку явлений действительности. Между тем специ­

фика работы руководителя требует напряженного вни­

мания к людям и событиям, поскольку эффективное

руководство предполагает гибкую ориентацию в дина­ мике производственных и социально психологических

ситуаций. Только в результате пристального изучения

всех условий производства руководитель может выра­

ботать устойчивые приемы служебного поведения, по­ зволяющие ему с наименьшими затратами нервно-пси­ хической энергии справляться со своими обязанно­ стями.

Каждая профессия оставляет на психическом об­ лике человека определенный отпечаток, обусловленный

повышенным вниманием к одним сторонам действи­ тельности и пренебрежением к другим, как не пред­ ставляющим для него специального интереса.

В повседневной жизни одни и те же предметы или

события воспринимаются людьми по-разному в связи

с их профессиональными, возрастными и другими лич­

ностными особенностями. C этим фактом часто сталки­

ваются юристы при сопоставлении свидетельских пока­

заний: люди, искренне стремящиеся помочь выясне­

нию истины, тем не менее противоречат друг другу, стараясь воспроизвести объективную картину событий.

В сущности, это — одно из частных проявлений мар­ ксистского положения об определяющей роли бытия по

отношению к сознанию.

Значительно сложнее происходит восприятие и оценка человека человеком. Познание людьми друг

друга — многоступенчатый процесе, который проходит

через все уровни чувственного и логического отраже­ ния, начиная с ощущения и кончая мышлением.

Причем на этот процесс оказывают влияние не

столько врожденные, сколько социально приобретен­

ные качества, в частности профессиональный опыт че­

ловека, определяющий его индивидуальную картину

мира. К. Маркс указывал, что «различие между инди­

видами по их природным способностям гораздо менее значительно, чем нам кажется, и эти столь различные предрасположения, отличающие, по-видимому, друг от друга людей различных профессий, когда они до­

стигли зрелого возраста, составляют не столько при­ чину, сколько следствие разделения труда»

Свойственная человеку избирательность восприятия,

обусловленная его психофизиологическими особенно­

стями и жизненным опытом (по К. Марксу — «различ­ ные предрасположения»), проявляется и в его сужде­

ниях о других людях.

Кроме того, стараясь понять психологию другого,

человек обычно основывается на предположении, что

внутренний мир познаваемого лица устроен аналогич­ но его собственному. Поэтому человек способен глу-

'боко познавать другого человека лишь в границах

своей собственной личности. Его познавательные воз­

можности в отношении других лиц лимитированы це­

лым рядом собственных качеств. Например, взрослый

человек может понять подростка, обратное же в боль­

шинстве случаев невозможно. Руководителю легче по­

нять подчиненного, поскольку эта роль ему знакома, чем, наоборот, подчиненному составить правильное суждение о руководителе. Писателю, самому побывав­

шему «в людях», легче понять и изобразить человека

труда. Именно познание духовной сущности пролета­

риата через личный жизненный опыт дало возмож­ ность Μ. Горькому стать классиком социалистиче­ ского реализма, который первым запечатлел в ху­

дожественной литературе рождение социалистиче­

ской эры.

Следовательно, жизненный опыт, социальная зре­ лость, сходство между познающим и познаваемым —

1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 4, стр. 148—149.

— 18 —