Файл: Кузьмин, Е. С. Руководитель и коллектив социально-психологический очерк.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 60
Скачиваний: 0
Б результате лишь 20% испытуемых своевременно
справились с заданием.
Главным здесь является продолжительность вре
мени, требующегося человеку для переключения на
новый режим работы. И только в тех случаях, когда
переключения |
не происходит вовсе, молено говорить |
о негибкости, |
застойности психики. Большое значение |
имеет также содержание предыдущего опыта : чем раз
нообразнее была прошлая деятельность, тем меньше инертность при переходе к новым задачам, и чем сте
реотипнее выглядела старая работа, тем выше вероят
ность консервативного отношения к возникающим про блемам.
Впостоянно меняющихся условиях современного
производства гибкость мышления является необходи
мым условием делового и личного авторитета руково
дителя. Как мы уже заметили, это качество зависит от самого человека, его стремления к нестандартным ре
шениям, инициативы и постоянного совершенствования
деловой квалификации. Применительно к руководите
лю это значит, что он должен не только постоянно по
полнять свои профессиональные знания, но и овладе
вать новыми методами работы с людьми.
Всвое время В. И. Ленин предостерегал от упро
щенного взгляда, будто все трудящиеся одинаково спо
собны к управленческой деятельности, ибо, «чтобы
управлять, нужно быть компетентным, нужно полно стью и до точности знать все условия производства,
нужно 'знать технику этого производства на ее совре
менной высоте, нужно иметь известное научное обра
зование» '.
Напомним, что углубление научно-технической ре волюции предъявляет особые требования к специали
стам, которые должны систематически повышать уро
вень своих знаний, чтобы предотвратить опасность утери квалификации. При этом в современное понятие
деловой квалификации входят не только узкопрофес сиональные знания. Например, инженер независимо от
своего основного технического профиля обязан обла дать примерно следующими знаниями, умениями и на
выками: а) знать экономику своей отрасли промыш
*В. И. Л е н и н. Поли. собр. соч., т. 40, стр. 215.
—11
ленности; б) владеть основами технико-экономического
и статистического анализа; в) разбираться в существе
экономико-математических методов планирования ;
г) уметь составлять программы для ЭВМ; д) знать ад
министративное и трудовое право; |
е) эффективно ис |
|
пользовать технические |
средства |
коммуникации; |
ж) руководить совещанием; |
з) знать основы делопро |
изводства и уметь вести деловую переписку; и) состав лять техническую документаціпо (отчеты, пояснитель
ные записки и т. п.) ; к) выступать публично ; л) уметь
общаться с людьми.
Таким образом, инженер любой специальности обя
зан затрачивать значительную часть своего времени на
пополнение знаний. При этом имеется в виду не только чтение общей и специальной научно-технической лите ратуры, но также посещение семинаров, лекций, кур
сов по повышению квалификации, участие в симпо
зиумах, в работе научно-технических обществ. Понятно, что инженер, занимающий руководящую
должность, не может ограничиться только повышением
своего профессионального уровня. Как и каждый дру гой руководитель трудового коллектива, он должен
глубоко и творчески владеть марксистско-ленинской теорией, педагогическим мастерством, психологиче ским тактом и постоянно стремиться к познанию всей суммы «богатств, которые выработало человечество».
Только в этом случае деятельность руководителя бу дет реальным воплощением принципа сочетания ком
петентности с глубокой партийностью.
Основная идейно-политическая и нравственная обя
занность руководителя — привести свой личный авто
ритет в соответствие с авторитетом должностным, ко
торым его наделяют народ, партия и государство. Только тогда он приобретет осознанное чувство личной и социальной определенности.
Если руководитель чувствует свое психологическое
несоответствие занимаемой должности, то перед ним
возникает моральная альтернатива; или, проанализи
ровав свою деятельность, найти пути к самосовер
шенствованию, или отказаться от руководства. Од
нако то или иное решение требует от руководителя
по возможности верной оценки самого себя как лич ности с присущими ей особенностями.
— 12 —
2. САМООЦЕНКА РУКОВОДИТЕЛЯ И ПОНИМАНИЕ ИМ ПОДЧИНЕННЫХ
Человек не только познает окружающую действи тельность, но также переживает ее, вырабатывая опре
деленное отношение к тем или иным объектам. Это
свойство психики человека распространяется и на него самого. Верная самооценка имеет огромное значение для целенаправленного управления своим поведением,
обеспечивает эффективное соотношение своих возмож
ностей с предъявляемыми жизнью требованиями, по могает взаимодействовать с другими людьми.
Под влиянием отдельных самооценок у человека формируется устойчивая, обобщенная самооценка, ко
торую иногда называют уровнем собственного достоин ства. По нашему мнению, эти понятия совпадают не полностью, так как чувство собственного достоинства
в большой мере отражает эмоциональный аспект отно шения человека к самому себе. Однако единство созна
ния и деятельности человека обусловливает тесное
переплетение познавательных и чувственных компо нентов в оценке им самого себя, своих взаимоотноше
ний с другими людьми и с окружающей действитель ностью.
Человек познает себя обычно в сравнении с дру
гими людьми. Всматриваясь в другого человека, срав нивая себя с ним, он замечает в себе то, что вначале
находит у других, и только таким путем осознает ка чество своих поступков, учится понимать свои возмож ности, определять место в структуре различных групп
и коллективов. Не менее важно для самооценки чело
века отношение к нему окружающих, их положитель
ные или отрицательные реакции на его поступки, образ
мыслей. Иначе говоря, человек смотрит на себя глаза
ми общественности, хотя он может искренне верить
в независимость своей самооценки.
Критерии, по которым люди оценивают себя и друг друга, весьма разнообразны и тесно связаны с мораль
но-политическими основами того общества, к которому
они принадлежат.
Помимо высоких критериев партийности, граждан
ственности существует бесчисленное множество ка честв, принимаемых людьми в повседневной жизни за
— 13 —
оценочные эталоны. Эти качества обусловливаются принадлежностью к той или иной культурно-профес
сиональной группе или же типом личности, расцени ваемым как наиболее желательный. Так, например,
участие в съемках фильма даже в качестве статиста
может значительно повлиять на самооценку молодого
человека, а также повысить его престиж в глазах тех друзей и знакомых, которые разделяют его стремле ние принадлежать к актерскому миру. Что касается
типа личности, то люди, склонные к самоанализу,
с трудом понимают тех, кто обычно не задумывается над своим внутренним миром, а последние охотно
иронизируют по поводу «рефлектирующих интелли
гентов».
Самооценка, указывая, как человек оценивает себя
по отношению к какой-либо специфической ценности (престижная профессия, твердость характера, специ альные знания), одновременно затрагивает соответ
ствующие качества и других людей, которые служат мерилом собственных достижений.
Благоприятную самооценку можно создать двояким
путем: или достичь реального успеха по сравнению
с достижениями других людей, или убедить себя в не значительности чужих достижений. Поэтому само
оценка, как непрерывный процесс поддержания уров ня уважения к самому себе, оказывает влияние на вос приятие и познание человеком также и других людей.
Ряд факторов свидетельствует о том, что человек,
оценивая другого человека, может увидеть в нем
черты, которые характеризуют в первую очередь его
самого.
Тенденция приписывать собственные качества или психические состояния другим людям чаще всего
встречается у тех, кто отличается слабой степенью са
мокритичности и авторитарным типом личности. Та
кие люди склонны оценивать окружающих по наибо
лее доступным для них признакам — служебному и ма
териальному положению или иным очевидным пре имуществам. Они стараются втиснуть все многообразие человеческих качеств в свою упроіценную схему; их
оценки примитивны и категоричны. Считая себя дело
выми и энергичными людьми, они относятся презри
тельно и недоверчиво к тем, кто довольствуется скром
— 14 —
ным, с их точки зрения, положением рядового труже ника.
Люди такого типа пытаются любым способом при
обрести хотя бы мнимый авторитет. Вследствие очевид ного стремления добиться уважения окружающих
таких людей ошибочно считают гордыми. Однако гор дость — уже результат сформировавшейся положитель ной самооценки, устойчивое убеждение в ценности своей личности. А в данном случае человек старается вызвать это убеждение у других с тайной надеждой
усвоить его впоследствии самому. Такое чувство на языке этических норм называется тщеславием и из давна подвергается осуждению. Еще со времен антич
ности память человечества сохранила предание о Геро страте, который из желания прославиться поджег храм
Артемиды Эфесской.
Психологические истоки «геростратовой славы» не редко кроются в переживаниях детства и ранней юно сти. Авторитарный тон родителей и педагогов, подав ление и унижение личности ребенка ведет к форми
рованию чувства неполноценности, ущербности. Не слу
чайно К. И. Чуковский в своей книге «От двух до
пяти» указывал на стремление детей к самоутвержде
нию и призывал взрослых не препятствовать реализа
ции этой потребности. «Ребенку важнее всего быть о себе высокого мнения», — писал он.
Если под влиянием уродливого воспитания подро
сток переживает чувство физической, психической или
моральной ущербности, он вполне естественно будет стремиться как-то его компенсировать. Одним из путей
компенсации может стать упомянутая разновидность
защитного поведения, характеризующаяся завышен
ной самооценкой.
В других случаях чувство неполноценности может привести человека к заниженной самооценке и выте
кающей отсюда неуверенности в себе, в своих силах.
Эти люди постоянно боятся попасть в смешное поло жение, избегают общества, нестандартных ситуаций,
пассивны, опасаются служебных перемещений. Однако
и в этих случаях возможны компенсаторные реакции:
люди с укоренившимся чувством неполноценности ча
сто «берут реванш» дома, вымещая злобу на членах
своей семьи. Испытав унижение в детстве, они пере
носят порочный опыт воспитания на собственных
детей, что создает иллюзию врожденности отрицатель
ных черт характера.
Таким образом, для человека, в обязанности кото
рого входит руководство другими людьми, очень важна верная или, как говорят психологи, адекватная само оценка. Необходимо заметить, что при относительной устойчивости самооценка может изменяться под влия
нием мнений других лиц, авторитетных для данного
человека.
Как мы уже говорили, чувства человека к самому
себе формируются и стабилизируются благодаря
устойчивым и непротиворечивым реакциям на его лич
ность со стороны окружающих. Если, например, под
чиненные постоянно относятся к своему руководителю с уважением, он начинает считать, что заслуживает такого отношения, и его самооценка приобретает не
зависимость от мнений других людей. Свой коллектив для такого руководителя становится средством под
держки самоуважения. Иногда он даже отказывается
от перевода на другую, часто более перспективную должность, ссылаясь на привычку и привязанность
к прежней работе и людям. В этом случае можно пред
положить, что его беспокоят опасения за сформировав
шийся уровень собственного достоинства. Если еще
оказывается, что руководитель податлив к лести и с го
товностью принимает незаслуженные похвалы, то есть основания говорить о его психологическом несо ответствии занимаемой должности.
Однако такие выводы допустимо делать только по
сле тщательного исследования личностных и деловых
качеств как руководителя, так и всех членов коллек тива.
Самооценка руководителя является общественно значимым фактором, поскольку она оказывает влия
ние на подчиненных и эффективность их труда. Экспе рименты показали, что в коллективах, возглавляемых
руководителями с адекватной самооценкой, остальные
работники также верно оценивают себя, что исключает
необоснованные претензии друг к другу и способствует
благоприятному психологическому климату. И, напро
тив, болезненное самолюбие руководителя, то есть то,
что мы определили как тщательно скрываемый низкий
— 16 —
уровень собственного достоинства, оказывает демора
лизующее влияние на коллектив.
Исследования обнаруживают прямую связь между уровнем самоуважения у человека и его интересом к духовной жизни других людей, ß частности, дока зано, что учителя с низким уровнем собственного до стоинства относятся к детям с меньшей любовью.
А. П. Чехов силой художественной интуиции уловил эту закономерность, рисуя образ учителя Беликова
в рассказе «Человек в футляре».
Низкий уровень самоуважения заставляет человека сосредоточиваться только на своих переживаниях, по стоянно думать о самом себе, что исключает благоже
лательное внимание к другим людям и объективную
оценку явлений действительности. Между тем специ
фика работы руководителя требует напряженного вни
мания к людям и событиям, поскольку эффективное
руководство предполагает гибкую ориентацию в дина мике производственных и социально психологических
ситуаций. Только в результате пристального изучения
всех условий производства руководитель может выра
ботать устойчивые приемы служебного поведения, по зволяющие ему с наименьшими затратами нервно-пси хической энергии справляться со своими обязанно стями.
Каждая профессия оставляет на психическом об лике человека определенный отпечаток, обусловленный
повышенным вниманием к одним сторонам действи тельности и пренебрежением к другим, как не пред ставляющим для него специального интереса.
В повседневной жизни одни и те же предметы или
события воспринимаются людьми по-разному в связи
с их профессиональными, возрастными и другими лич
ностными особенностями. C этим фактом часто сталки
ваются юристы при сопоставлении свидетельских пока
заний: люди, искренне стремящиеся помочь выясне
нию истины, тем не менее противоречат друг другу, стараясь воспроизвести объективную картину событий.
В сущности, это — одно из частных проявлений мар ксистского положения об определяющей роли бытия по
отношению к сознанию.
Значительно сложнее происходит восприятие и оценка человека человеком. Познание людьми друг
друга — многоступенчатый процесе, который проходит
через все уровни чувственного и логического отраже ния, начиная с ощущения и кончая мышлением.
Причем на этот процесс оказывают влияние не
столько врожденные, сколько социально приобретен
ные качества, в частности профессиональный опыт че
ловека, определяющий его индивидуальную картину
мира. К. Маркс указывал, что «различие между инди
видами по их природным способностям гораздо менее значительно, чем нам кажется, и эти столь различные предрасположения, отличающие, по-видимому, друг от друга людей различных профессий, когда они до
стигли зрелого возраста, составляют не столько при чину, сколько следствие разделения труда»
Свойственная человеку избирательность восприятия,
обусловленная его психофизиологическими особенно
стями и жизненным опытом (по К. Марксу — «различ ные предрасположения»), проявляется и в его сужде
ниях о других людях.
Кроме того, стараясь понять психологию другого,
человек обычно основывается на предположении, что
внутренний мир познаваемого лица устроен аналогич но его собственному. Поэтому человек способен глу-
'боко познавать другого человека лишь в границах
своей собственной личности. Его познавательные воз
можности в отношении других лиц лимитированы це
лым рядом собственных качеств. Например, взрослый
человек может понять подростка, обратное же в боль
шинстве случаев невозможно. Руководителю легче по
нять подчиненного, поскольку эта роль ему знакома, чем, наоборот, подчиненному составить правильное суждение о руководителе. Писателю, самому побывав
шему «в людях», легче понять и изобразить человека
труда. Именно познание духовной сущности пролета
риата через личный жизненный опыт дало возмож ность Μ. Горькому стать классиком социалистиче ского реализма, который первым запечатлел в ху
дожественной литературе рождение социалистиче
ской эры.
Следовательно, жизненный опыт, социальная зре лость, сходство между познающим и познаваемым —
1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 4, стр. 148—149.
— 18 —