Файл: Кузьмин, Е. С. Руководитель и коллектив социально-психологический очерк.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 57
Скачиваний: 0
Приведенная схема может быть использована руководите лями первичных трудовых коллективов, активистами движения наставничества, а также в деятельности постоянно действующих комиссий по аттестации работников. Применение схемы будет способствовать планомерному накоплению как положительной, так и отрицательной информации об аттестуемых, что повысит уровень объективности оценки их политических, деловых и мо
ральных качеств.
Кроме того, документированность наблюдений позволит иск лючить факты произвольных суждений о работниках, сделан ных под влиянием настроения или наиболее свежей информа ции, обладающей иллюзией точности и достоверности. Таким образом, станут практически невозможны случаи беспринцип ности в составлении персональной документации.
Объективная развернутая характеристика может быть со ставлена только коллегиально и в результате длительного на блюдения за характеризуемыми, предусматривающего регистра цию их поступков в различных конкретных ситуациях. В под готовке такого документа весьма желательно участие квалифи цированного психолога.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ
Автоматизм. Акт нервно-психической деятельности, про текающий без произвольной, сознательной регуляции. Автома тизмы делятся на простые, рефлекторные (например, сохранение равновесия) и приобретаемые в процессе обучения и воспита ния (например, навыки письменной и устной речи). Запас целе сообразных автоматизмов позволяет выполнять одновременно различные действия, освобождая сознание для осуществления контроля за функциями более высокого порядка.
Авторитарность. Особенность психического склада лич ности, которая характеризуется стереотипностью мышления и догматизмом в обосновании нравственных требований. В основе авторитарности лежит пониженная способность к установлению новых системообразующих связей между явлениями внешнего мира и их отражением в собственном сознании. Поэтому лич ность авторитарного типа бессознательно стремится оградить себя от всякой новой информации, требующей диалектического пересмотра сложившихся взглядов и преобразования своих от ношений (установок).
Авторитет. В широком смысле — влиятельность отдель ных лиц, групп или организаций. В зависимости от сферы об щественной жизни различают экономический, правовой, полит и- ческий, моральный, профессиональный и другие виды автори тета. Социальная психология изучает вопрос о соотношении раз личных видов общественного авторитета с конкретной лич
ностью.
Адекватный. Соответствующий действительной природе объекта или соразмерный его значимости.
Актуализация. Переход какого-либо предрасположения из потенциального в актуальное состояние.
Амбиция. В повседневном речевом обиходе — самолюбие, иногда принимающее болезненный характер. Психологической основой чрезмерной амбиции является стремление личности ко:л- пенсировать низкий уровень самоуважения путем внешних по казателей влиятельности, созданием иллюзии всеобщего уваже ния и признания часто несуществующих достоинств.
Аффект. Форма эмоции, характеризующаяся чрезвычай ной интенсивностью протекания и сопровождающаяся бурными выразительными движениями. Вызывается обычно неожидан ным раздражителем, к которому психика не может сразу при способиться. Различают стенические и астенические аффекты, то есть возбуждающие (радость, гнев) и подавляющие (отчаяние,
страх) жизнедеятельность организма.
Внушаемость. Свойство человека подчиняться незамет но для себя постороннему влиянию и воспринимать без крити ки внушаемые представления, ощущения и действия. Внушае мость может быть чертой, постоянно присущей человеку (люди
— 161 —
мнительные, HejrBepeHllbie в себе), пли носить случайный, ситуа тивный характер (например, в условиях неопределенности, в со стоянии растерянности, аффекта).
Воля. Овладение и управление собственным поведением в достижении поставленных целей и преодолении возникающих препятствий как внешнего, так и внутриличностиого характера (столкновение конкурирующих мотивов). Воля выступает как сложный психический процесс, состоящий из интеллектуальных, эмоциональных и моторных реакций и связанный с определен ным представлением цели (выбор, решение, суждение). «Свобода воли означает, следовательно, не что иное, как способность при нимать решения со знанием дела» (К. Маркс и Ф. Энгельс.
Соч., т. 20, стр. 116).
Воображение. Комбинирование представлений пли об разов; в отличие от памяти воображение не воспроизводит прежних впечатлений, а создает новые соединения, не встречав шиеся в прежнем жизненном опыте личности. Однако материа лом воображения служит отражение в сознании реальных объ ектов, и только их сочетания становятся продуктом воображе ния. Например, все мифологические существа легко разложимы на составляющие их реальные элементы (русалка, грифон п т. д.). Различают воспроизводящее воображение, которое преи
мущественно |
воссоздает |
прежние впечатления, приближаясь |
в этом смысле |
к памяти, |
и творческое, конструктивное вообра |
жение, которое создает новые сочетательные образы. Восприятие. Психический процесс отражения предметов
и явлений объективного мира, действующих в данный момент на органы чувств. Восприятие даст всегда целостный образ пред мета, даже в тех случаях, когда мы получаем о нем лишь ча стичную информацию. Тогда на основе прежнего опыта мы до полняем недостающие фрагменты воспринимаемого предмета пли явления. Поэтому индивидуальные особенности восприятия тесно связаны с предыдущей практической деятельностью чело
века.
Интерес. Эмоционально окрашенная установка, направ ленность на тот или пной вид деятельности или на какой-либо объект, вызванная положительным отношением к данной дея тельности или объекту. В обиходной речи под интересами часто понимают сами объекты активно-избирательного отношения че ловека (например, когда говорят, что в круг его интересов вхо дят туризм, коллекционирование марок и т. п.).
Коллектив. Социальная группа, члены которой заняты
общественно полезной деятельностью |
и разделяют |
идеалы |
и нравственные нормы, присущие |
социалистическому |
обще |
ству.
Компенсация. Общий биологический принцип возмеще ния нарушенных или утраченных функций организма другими, родственными функциями. Психологическая компенсация и сверхкомпенсация означают замещающее или чрезмерное разви тие некоторых особенностей характера, поведения (самолюбие, властность и т. п.), скрывающих внутренние недостатки (чувст во ущербности, низкий уровень самоуважения). Высшие формы компенсаторной перестройки создают возможности для всесто роннего развития личности человека.
— 162 —
Лидерство. Феномен межличностного взанмодействн ?, проявляющийся в поляризации влияния вокруг некоторых уча стников группы, что делает возможным управление поведением остальных членов группы. Представляет собой социально-психо логический аспект более общего явления ■— самоорганизации жи вых систем.
Личностный с м ы с л. Субъективно переживаемый факт или явление объективной действительности; приобретает для личности особое значение, не укладывающееся в общепринятое и закрепленное в языке. При этом факт или явление предстает
индивидуальному сознанию в несколько ином свете, |
но не со |
||
стороны знания о них, а со стороны их |
смысла для |
личности. |
|
По мнению крупнейшего |
советского |
психолога |
академика |
А. II. Леонтьева, личностный смысл выражает отношение субъ |
|||
екта к осознаваемым объективным явлениям. |
|
||
M ы ш л е и и е. Обобщенное |
и опосредованное отражение объ |
ективного мира и его законов, реализуемое в интеллектуальной деятельности человека. Мышление опирается на чувственное познание (ощущения, восприятие, представления, образную па мять), но выходит за его пределы благодаря использованию языка. Исторически мышление возникает в процессе труда и оформляется речью, являясь поэтому социально обусловленным процессом познавательной деятельности, наиболее высоким ее уровнем.
Настроение. Самочувствие, психический тонус, обуслов ленный рядом внешних и внутренних факторов и дающий опре деленную окраску нашим поступкам и переживаниям. Преобла дающее настроение связано с типом темперамента.
Недовольство. Отрицательное самочувствие, связанное с напряжением; возникает вследствие задержки деятельности; легко переходит в гнев.
Ощущение. Простейший психический акт, возникающий в результате воздействия на органы чувств и обеспечивающий
отражение |
в сознании человека отдельных свойств предметов |
и явлений |
действительности. Ощущение — субъективный образ |
объективного мира, начальный источник |
всех наших знаний. |
|
«Иначе, |
как через ощущения, мы ни о каких формах вещества |
|
и ни о |
каких формах движения ничего |
узнать не можем...» |
(В. И. Лени н. Поли. собр. соч., т. 18, стр. 320). Ощущения да ют материал для других психических процессов: восприятия, памяти, мышления, воображения.
Память. Общее название для процессов запечатления, со хранения, узнавания и воспроизведения того, что человек ранее воспринимал, переживал, делал, думал. В последние годы осо бое внимание уделяется изучению памяти с точки зрения ее кратковременности и длительности. Предполагают, что этим ви дам памяти соответствуют разные физиологические механизмы: в первом случае в нервных клетках происходят лишь функцио нальные изменения, во втором — имеют место структурные пре образования. Одной из разновидностей кратковременной памяти выступает оперативная память, механизмы которой обеспечива ют сохранение информации только на необходимый срок, до окончания какой-либо деятельности.
163 —
Потребность. Состояние человека, выражающее его за висимость от конкретных условий существования, которая вы ступает источником активности.
Потребности во всем их многообразии и взаимодействии друг с другом являются движущими силами человеческого бы тия. «Никто не может сделать что-нибудь, не делая этого вме сте с тем ради какой-либо из своих потребностей...» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 3, стр. 245). Потребности оказывают большое влияние на формирование способностей из врожденных задатков, они неразрывно связаны с направленностью лично сти, с развитием ее интересов.
Представление. Образ предмета или события, который возобновляется без наличия данных объектов в поле восприя тия. Особым видом представления является воображение.
Предубеждение. Психологическая установка в отноше нии какого-либо лица, предмета или явления, носящая обычно ярко выраженный эмоциональный характер (враждебное или благожелательное отношение).
Привычка. Автоматизированное действие, выполнение ко торого в определенных условиях становится потребностью для человека. Возникает при многократном и стереотипном повторе нии действия. Целесообразные (положительные) привычки раз гружают высшие психические функции от регулирования иног да очень сложных комплексов движений и поступков. C другой стороны, автоматизированный характер привычек препятствует устранению тех из них, которые становятся в новых условиях нецелесообразными или с самого начала складываются как вредные.
Психика. Внутренний мир человека; совокупность пси хических процессов, состояний и свойств личности.
П с и X о г р а ф и я. Психологическое описание, характеристи ка личности, имеющие своей задачей представить развитие, ин дивидуальные особенности и своеобразие психического склада конкретного человека.
Психотерапия. В традиционном смысле — раздел меди цины, использующий в лечебной практике психологические средства воздействия на больного. Однако в последние годы на метилась тенденция к более расширительному теоретическому и практическому осмыслению этой отрасли знания. Хотя психоте рапия,— указывал академик В. II. Мясищев,— считается издав на отраслью медицины, она является и способом управления че ловеком на пути от болезни к здоровью, она представляет часть теории управления. Кроме того, психотерапия, являясь средст вом влияния одного человека на других, смыкается с педаго гикой.
C другой стороны, оздоравливающее влияние коллектива на личность может также рассматриваться как психотерапевтиче ский фактор.
И, наконец, к психотерапевтическим средствам относятся самовнушение и другие приемы личной психогигиены здорового человека.
Практика показывает, что опытные руководители невольно
используют в работе с кадрами |
различные психотерапевтиче |
— 164 |
— |