Файл: Кузьмин, Е. С. Руководитель и коллектив социально-психологический очерк.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Приведенная схема может быть использована руководите­ лями первичных трудовых коллективов, активистами движения наставничества, а также в деятельности постоянно действующих комиссий по аттестации работников. Применение схемы будет способствовать планомерному накоплению как положительной, так и отрицательной информации об аттестуемых, что повысит уровень объективности оценки их политических, деловых и мо­

ральных качеств.

Кроме того, документированность наблюдений позволит иск­ лючить факты произвольных суждений о работниках, сделан­ ных под влиянием настроения или наиболее свежей информа­ ции, обладающей иллюзией точности и достоверности. Таким образом, станут практически невозможны случаи беспринцип­ ности в составлении персональной документации.

Объективная развернутая характеристика может быть со­ ставлена только коллегиально и в результате длительного на­ блюдения за характеризуемыми, предусматривающего регистра­ цию их поступков в различных конкретных ситуациях. В под­ готовке такого документа весьма желательно участие квалифи­ цированного психолога.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ

Автоматизм. Акт нервно-психической деятельности, про­ текающий без произвольной, сознательной регуляции. Автома­ тизмы делятся на простые, рефлекторные (например, сохранение равновесия) и приобретаемые в процессе обучения и воспита­ ния (например, навыки письменной и устной речи). Запас целе­ сообразных автоматизмов позволяет выполнять одновременно различные действия, освобождая сознание для осуществления контроля за функциями более высокого порядка.

Авторитарность. Особенность психического склада лич­ ности, которая характеризуется стереотипностью мышления и догматизмом в обосновании нравственных требований. В основе авторитарности лежит пониженная способность к установлению новых системообразующих связей между явлениями внешнего мира и их отражением в собственном сознании. Поэтому лич­ ность авторитарного типа бессознательно стремится оградить себя от всякой новой информации, требующей диалектического пересмотра сложившихся взглядов и преобразования своих от­ ношений (установок).

Авторитет. В широком смысле — влиятельность отдель­ ных лиц, групп или организаций. В зависимости от сферы об­ щественной жизни различают экономический, правовой, полит и- ческий, моральный, профессиональный и другие виды автори­ тета. Социальная психология изучает вопрос о соотношении раз­ личных видов общественного авторитета с конкретной лич­

ностью.

Адекватный. Соответствующий действительной природе объекта или соразмерный его значимости.

Актуализация. Переход какого-либо предрасположения из потенциального в актуальное состояние.

Амбиция. В повседневном речевом обиходе — самолюбие, иногда принимающее болезненный характер. Психологической основой чрезмерной амбиции является стремление личности ко:л- пенсировать низкий уровень самоуважения путем внешних по­ казателей влиятельности, созданием иллюзии всеобщего уваже­ ния и признания часто несуществующих достоинств.

Аффект. Форма эмоции, характеризующаяся чрезвычай­ ной интенсивностью протекания и сопровождающаяся бурными выразительными движениями. Вызывается обычно неожидан­ ным раздражителем, к которому психика не может сразу при­ способиться. Различают стенические и астенические аффекты, то есть возбуждающие (радость, гнев) и подавляющие (отчаяние,

страх) жизнедеятельность организма.

Внушаемость. Свойство человека подчиняться незамет­ но для себя постороннему влиянию и воспринимать без крити­ ки внушаемые представления, ощущения и действия. Внушае­ мость может быть чертой, постоянно присущей человеку (люди

— 161 —


мнительные, HejrBepeHllbie в себе), пли носить случайный, ситуа­ тивный характер (например, в условиях неопределенности, в со­ стоянии растерянности, аффекта).

Воля. Овладение и управление собственным поведением в достижении поставленных целей и преодолении возникающих препятствий как внешнего, так и внутриличностиого характера (столкновение конкурирующих мотивов). Воля выступает как сложный психический процесс, состоящий из интеллектуальных, эмоциональных и моторных реакций и связанный с определен­ ным представлением цели (выбор, решение, суждение). «Свобода воли означает, следовательно, не что иное, как способность при­ нимать решения со знанием дела» (К. Маркс и Ф. Энгельс.

Соч., т. 20, стр. 116).

Воображение. Комбинирование представлений пли об­ разов; в отличие от памяти воображение не воспроизводит прежних впечатлений, а создает новые соединения, не встречав­ шиеся в прежнем жизненном опыте личности. Однако материа­ лом воображения служит отражение в сознании реальных объ­ ектов, и только их сочетания становятся продуктом воображе­ ния. Например, все мифологические существа легко разложимы на составляющие их реальные элементы (русалка, грифон п т. д.). Различают воспроизводящее воображение, которое преи­

мущественно

воссоздает

прежние впечатления, приближаясь

в этом смысле

к памяти,

и творческое, конструктивное вообра­

жение, которое создает новые сочетательные образы. Восприятие. Психический процесс отражения предметов

и явлений объективного мира, действующих в данный момент на органы чувств. Восприятие даст всегда целостный образ пред­ мета, даже в тех случаях, когда мы получаем о нем лишь ча­ стичную информацию. Тогда на основе прежнего опыта мы до­ полняем недостающие фрагменты воспринимаемого предмета пли явления. Поэтому индивидуальные особенности восприятия тесно связаны с предыдущей практической деятельностью чело­

века.

Интерес. Эмоционально окрашенная установка, направ­ ленность на тот или пной вид деятельности или на какой-либо объект, вызванная положительным отношением к данной дея­ тельности или объекту. В обиходной речи под интересами часто понимают сами объекты активно-избирательного отношения че­ ловека (например, когда говорят, что в круг его интересов вхо­ дят туризм, коллекционирование марок и т. п.).

Коллектив. Социальная группа, члены которой заняты

общественно полезной деятельностью

и разделяют

идеалы

и нравственные нормы, присущие

социалистическому

обще­

ству.

Компенсация. Общий биологический принцип возмеще­ ния нарушенных или утраченных функций организма другими, родственными функциями. Психологическая компенсация и сверхкомпенсация означают замещающее или чрезмерное разви­ тие некоторых особенностей характера, поведения (самолюбие, властность и т. п.), скрывающих внутренние недостатки (чувст­ во ущербности, низкий уровень самоуважения). Высшие формы компенсаторной перестройки создают возможности для всесто­ роннего развития личности человека.

— 162 —


Лидерство. Феномен межличностного взанмодействн ?, проявляющийся в поляризации влияния вокруг некоторых уча­ стников группы, что делает возможным управление поведением остальных членов группы. Представляет собой социально-психо­ логический аспект более общего явления ■— самоорганизации жи­ вых систем.

Личностный с м ы с л. Субъективно переживаемый факт или явление объективной действительности; приобретает для личности особое значение, не укладывающееся в общепринятое и закрепленное в языке. При этом факт или явление предстает

индивидуальному сознанию в несколько ином свете,

но не со

стороны знания о них, а со стороны их

смысла для

личности.

По мнению крупнейшего

советского

психолога

академика

А. II. Леонтьева, личностный смысл выражает отношение субъ­

екта к осознаваемым объективным явлениям.

 

M ы ш л е и и е. Обобщенное

и опосредованное отражение объ­

ективного мира и его законов, реализуемое в интеллектуальной деятельности человека. Мышление опирается на чувственное познание (ощущения, восприятие, представления, образную па­ мять), но выходит за его пределы благодаря использованию языка. Исторически мышление возникает в процессе труда и оформляется речью, являясь поэтому социально обусловленным процессом познавательной деятельности, наиболее высоким ее уровнем.

Настроение. Самочувствие, психический тонус, обуслов­ ленный рядом внешних и внутренних факторов и дающий опре­ деленную окраску нашим поступкам и переживаниям. Преобла­ дающее настроение связано с типом темперамента.

Недовольство. Отрицательное самочувствие, связанное с напряжением; возникает вследствие задержки деятельности; легко переходит в гнев.

Ощущение. Простейший психический акт, возникающий в результате воздействия на органы чувств и обеспечивающий

отражение

в сознании человека отдельных свойств предметов

и явлений

действительности. Ощущение — субъективный образ

объективного мира, начальный источник

всех наших знаний.

«Иначе,

как через ощущения, мы ни о каких формах вещества

и ни о

каких формах движения ничего

узнать не можем...»

(В. И. Лени н. Поли. собр. соч., т. 18, стр. 320). Ощущения да­ ют материал для других психических процессов: восприятия, памяти, мышления, воображения.

Память. Общее название для процессов запечатления, со­ хранения, узнавания и воспроизведения того, что человек ранее воспринимал, переживал, делал, думал. В последние годы осо­ бое внимание уделяется изучению памяти с точки зрения ее кратковременности и длительности. Предполагают, что этим ви­ дам памяти соответствуют разные физиологические механизмы: в первом случае в нервных клетках происходят лишь функцио­ нальные изменения, во втором — имеют место структурные пре­ образования. Одной из разновидностей кратковременной памяти выступает оперативная память, механизмы которой обеспечива­ ют сохранение информации только на необходимый срок, до окончания какой-либо деятельности.

163 —



Потребность. Состояние человека, выражающее его за­ висимость от конкретных условий существования, которая вы­ ступает источником активности.

Потребности во всем их многообразии и взаимодействии друг с другом являются движущими силами человеческого бы­ тия. «Никто не может сделать что-нибудь, не делая этого вме­ сте с тем ради какой-либо из своих потребностей...» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 3, стр. 245). Потребности оказывают большое влияние на формирование способностей из врожденных задатков, они неразрывно связаны с направленностью лично­ сти, с развитием ее интересов.

Представление. Образ предмета или события, который возобновляется без наличия данных объектов в поле восприя­ тия. Особым видом представления является воображение.

Предубеждение. Психологическая установка в отноше­ нии какого-либо лица, предмета или явления, носящая обычно ярко выраженный эмоциональный характер (враждебное или благожелательное отношение).

Привычка. Автоматизированное действие, выполнение ко­ торого в определенных условиях становится потребностью для человека. Возникает при многократном и стереотипном повторе­ нии действия. Целесообразные (положительные) привычки раз­ гружают высшие психические функции от регулирования иног­ да очень сложных комплексов движений и поступков. C другой стороны, автоматизированный характер привычек препятствует устранению тех из них, которые становятся в новых условиях нецелесообразными или с самого начала складываются как вредные.

Психика. Внутренний мир человека; совокупность пси­ хических процессов, состояний и свойств личности.

П с и X о г р а ф и я. Психологическое описание, характеристи­ ка личности, имеющие своей задачей представить развитие, ин­ дивидуальные особенности и своеобразие психического склада конкретного человека.

Психотерапия. В традиционном смысле — раздел меди­ цины, использующий в лечебной практике психологические средства воздействия на больного. Однако в последние годы на­ метилась тенденция к более расширительному теоретическому и практическому осмыслению этой отрасли знания. Хотя психоте­ рапия,— указывал академик В. II. Мясищев,— считается издав­ на отраслью медицины, она является и способом управления че­ ловеком на пути от болезни к здоровью, она представляет часть теории управления. Кроме того, психотерапия, являясь средст­ вом влияния одного человека на других, смыкается с педаго­ гикой.

C другой стороны, оздоравливающее влияние коллектива на личность может также рассматриваться как психотерапевтиче­ ский фактор.

И, наконец, к психотерапевтическим средствам относятся самовнушение и другие приемы личной психогигиены здорового человека.

Практика показывает, что опытные руководители невольно

используют в работе с кадрами

различные психотерапевтиче­

— 164