Файл: Кузьмин, Е. С. Руководитель и коллектив социально-психологический очерк.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 56
Скачиваний: 0
вот что в первую очередь необходимо для расшифров
ки внутреннего мира другого человека.
Ленинские принципы кадровой политики учиты
вают эту психологическую особенность людей, преду
сматривая постепенность служебного продвижения ра ботников. Это расширяет познавательные возможности
руководителей, препятствует их психологическому от
рыву от масс, позволяет объективнее оценивать подчи
ненных и лучше вникать в их запросы и нужды.
Однако созданные в нашей стране благоприятные
объективные условия работы с кадрами не исключают
некоторых чисто субъективных обстоятельств в слож
ном процессе познания людьми друг друга.
В сознании некоторых работников, по роду своей
деятельности имеющих дело с людьми, невольно скла дываются некие схемы «усредненного человека», опре
деляющиеся одной главенствующей чертой. Например, инспектор отдела кадров завода, увидев в трудовой
книжке поступающего несколько записей о перемене
мест работы, может отнести его к летунам, хотя в дей
ствительности человек менял работу из-за серьезных причин. Обнаружив одну знакомую черту в новом че ловеке, администратор склонен приписать ему целый ряд качеств, присущих, на его взгляд, всем людям дан ного типа.
Следовательно, при оценке людей нужно критиче ски относиться к своему первому впечатлению, кото рое чаще всего подвержено влиянию ранее сложив
шихся оценочных шаблонов.
Руководитель должен всячески избегать стереотип
ных и формальных суждений о других, обязан учиты
вать, что личность любого человека — не раз навсегда данная совокупность качеств, а сложная система, ко
торая находится в постоянном движении и, следова
тельно, требует при своей оценке диалектического под
хода 1.
Трудно предусмотреть, какая черта характера чело
века проявится при первом контакте с ним. У каждого
1 В приложении 1 приведена психографическая схема, поль зуясь которой можно уяснить многообразие личностных качеств и их оттенков и таким образом составить приблизительно точ ное мнение о другом человеке.
— 19 —
есть положительные и отрицательные личностные ка
чества, которые воспринимаются нами в зависимости от наших собственных идеалов, переживаний и на
строения.
Многие уверяют, что первое впечатление о человеке
их не обманывает. Эта иллюзия объясняется тем, что люди умеют находить подтверждения своим первона чальным гипотезам. В самом деле, если человек при первой встрече произвел на нас благоприятное впечат
ление, мы начинаем относиться к нему доброжела тельно, как бы предоставляя ему «кредит» уважения
и симпатии. Это вызывает ответную реакцию нашего
нового знакомого, и он старается сделать что-либо при
ятное нам. Его поведение |
еще более убеждает нас |
в безошибочности первого впечатления. |
|
При неблагоприятном первом впечатлении мы так |
|
же стараемся найти ему |
подтверждения и поэтому |
пристально следим за малейшими промахами несимпа
оттичного нам человека. Понятно, что наши старания |
|||
■/вскоре вознаграждаются, поскольку людей, свободных |
|||
недостатков, практически не |
существует. |
Скрыть |
|
свою |
недоброжелательность |
чрезвычайно |
трудно, |
люди |
ее чувствуют, и у них |
возникает антипатия |
к нам.
В. И. Ленин неоднократно предостерегал партийных работников от скороспелых выводов, особенно когда речь шла о человеке — наиболее «драгоценном мате
риале революции». Советский дипломат Г. В. Чичерин
писал в статье «Молодежь должна учиться у Ленина» :
«Пусть всякий, кто хочет учиться у Ленина, запомнит: никаких поспешных заключений! Никаких непрове
ренных утверждений!.. Пусть всякий учится у Влади
мира Ильича тому, что мысль есть нечто гораздо боль
шее, чем настроение и инстинкт» ɪ.
Поэтому совершенно недопустима оценка людей на
глазок, а тем более под влиянием минутных настрое ний. Только научный подход и широкая популяриза
ция социально-психологических знаний может обеспе
чить выполнение ленинских указаний о работе с кад рами, их оценке, подборе и расстановке.
1 «Воспоминания о В. И. Ленине», т. 2. Μ., Госполитиздат, 1957, стр. 683—684.
— 20 —
Для правильного понимания другого человека не
обязательно «съесть пуд соли» с ним. Напротив, если между оценивающим и оцениваемым существуют тес ные эмоциональные связи, то это мешает адекватному формированию понятия о другом человеке как лич ности.
Руководителю нужно уметь отвлечься от личных
симпатий и антипатий, посмотреть дружелюбно, но как
бы со стороны, на своих подчиненных и беспристраст но оценить их качества и возможности, а также соб
ственную линию поведения. В качестве практического приема, способствующего формированию у руководи
теля верной самооценки, можно рекомендовать метод
самохарактеристики. Это своего рода письменные раз
мышления, помогающие не только оценить свою дея
тельность с внешней стороны, но также осмыслить накопившийся опыт, сформулировать некоторые жиз
ненные принципы, спланировать пути к самосовершен
ствованию. Руководитель прежде всего должен прин
ципиально и честно проанализировать прошлые и
настоящие успехи и неудачи с точки зрения причин,
которые их обусловили.
Например, чем объяснить успех? (собственное ори
гинальное решение, результат использования передо
вого опыта, удачный отчет, случайность и т. д.); в чем причины неудачи? (незнание экономики, технологии,
переоценка своего авторитета в коллективе, пренебре жение к теории организации и управления, дефицит
времени и т. д.).
Затем необходимо сопоставить уровни желаемых и фактических достижений за определенный отрезок
времени. Если при этом руководитель чувствует пол
ную удовлетворенность собой и состоянием всех дел на доверенном ему участке, то это свидетельствует о за вышенной самооценке и появлении самоуспокоенности.
Если, напротив, руководителю все кажется плохим и
он не видит реальных путей для выхода, то это свиде тельствует о пониженной самооценке, что почти все гда является следствием не столько объективных усло
вий, сколько результатом переутомления, утери чув
ства перспективы, перемещением центра интересов
в другую область деятельности и иными субъективны
ми обстоятельствами.
Далее руководителю нужно оценить свой авторитет
в целом. Самый простой способ — представить себе,
как будут воспринимать наши мнения и решения под чиненные в том случае, если вы вдруг окажетесь в рав ном с ними служебном положении. Если у вас есть ос
нования ожидать, что понижение служебного статуса
не изменит их уважительного отношения к вам, то
можно предположить, что ваш авторитет достаточно
высок.
Поскольку авторитет в значительной мере основы вается на большей компетентности в решении тех или
иных деловых, политических, нравственных и других
вопросов жизни коллектива, руководителю нужно кри тически подойти к своим знаниям. В первую очередь
необходимо оценить свой политический кругозор, вы
яснив, не требуют ли углубления ваши знания в мар
ксистско-ленинской философии, регулярно ли вы сле дите за политическими событиями и как связываете их с задачами своей повседневной работы.
Весьма существенное значение имеет интерес руко
водителя к науке управления, в частности к ее соци
ально-психологическому аспекту, ч[то позволяет обос
нованнее оценить свою работу с людьми. Критериями такой оценки в самохарактеристике руководителя мо
гут быть: количество конфликтов, которые возникали у подчиненных между собой и с руководителем, теку честь кадров и ее причины, внеслужебные контакты между членами коллектива и т. д. Полезно задать себе вопрос, в какой форме осуществляется в коллективе критика. Соблюдаете ли вы ее основные психологиче ские правила? (критиковать действия, а не личность
подчиненного; быть доброжелательным; не провоци
ровать желание оправдываться; учитывать особенно
сти темперамента критикуемого).
Составление такой самохарактеристики на первый взгляд может показаться пустой тратой времени, чемто вроде бумажной волокиты с самим собой. Однако,
если письменно изложить то, что нас тревожит, можно получить весьма ценный материал для верной само оценки, а главное — вскрыть субъективные причины недостатков в своей работе. Особенно сложной стано
вится проблема самооценки при повышении в долж
ности или когда после совершения ряда ошибок и упу
— 22 —
щений руководителя одолевают сомнения в своей спо
собности вообще вести организаторскую работу.
Адекватная самооценка и объективный подход
к оценке подчиненных — важное условие возникнове
ния и укрепления личного авторитета руководителя. Реальной психологической основой, обусловливающей отношение руководителя к самому себе и к подчинен
ным, выступают его способности к воспитательской и
организаторской деятельности.
3. СПОСОБНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ КАК ВОСПИТАТЕЛЯ, ПЕДАГОГА И ОРГАНИЗАТОРА
Под способностями обычно понимают свойства лич
ности, необходимые для выполнения того или иного вида деятельности. Следовательно, говоря о способно
стях руководителя, необходимо в первую очередь вы
яснить специфику его работы.
Руководитель первичного трудового коллектива вос
питывает, обучает и организует членов коллектива,
действует на их ум, чувства и волю. Это воздействие осуществляется не только посредством общения, но и личным примером руководителя, его поведением, обра
зом жизни, взглядами и убеждениями. Поэтому способности руководителя как развитой личности, оказывающей влияние на других членов коллек
тива, приобретают серьезный идейно-политический
смысл.
Способности руководителя нельзя рассматривать
в отрыве от его склонностей, поскольку интерес к тому или иному виду деятельности есть непременное усло
вие ее успеха.
Интерес — это преимущественно эмоциональная сторона направленности личности. Однако чем выше
уровень сознательности человека, тем большую роль играет объективная значимость того предмета, на ко
торый направлен его интерес. Но нельзя забывать, что если организаторская работа не имеет для данного че
ловека эмоциональной привлекательности, то он мо жет сознавать ее значимость, честно выполнять обязан
ности, но в то же время не испытывать интереса к своей
деятельности.
— 23 —
C другой стороны, сам по себе интерес, без сопут ствующих ему конкретных социальных качеств лич
ности, является не более чем благоприятной предпосыл кой для выполнения руководящих функций. Важней шее из таких качеств в структуре личности советского
организатора — политическая направленность, то есть
его коммунистическая устремленность, высокая идей ность и нравственность, общественный характер моти вов к труду. Вместе с тем руководящая работа предъ являет и другие специфические требования к личности.
«-Всякая работа управления, — указывал В. И. Ле
нин,— требует особых свойств»; «...для успешного
управления необходимо, кроме уменья убедить... уме
нье практически организовать. Это — самая трудная
задача...» 1
Особые свойства личности, о которых говорил В. И. Ленин, и есть организаторские способности. Они охватывают широкий диапазон личностных черт,
включая способности к воспитательской деятельности и передаче знаний. Вот почему В. И. Ленин призывал не жалеть времени и труда на приискание способных
организаторов и руководителей*2.
Многочисленные высказывания В. И. Ленина о том,
что организаторская работа посильна любому трудя щемуся, что в народе масса организаторских талантов,
совсем не означают, что все люди в равной мере обла дают организаторскими способностями. В. И. Ленин был далек от такого понимания организаторского по
тенциала народа и различал способности как психоло
гическую категорию, индивидуально отличающую
одного человека от другого: «...равенства сил и способ
ностей людей в социалистическом обществе ждать
нелепо» 3. Ведь если бы существовало равенство в орга низаторских возможностях людей, их не надо было бы выискивать, «вызывать к жизни» и как можно осто
рожнее испытывать. А об этом В. И. Ленин говорил
много раз.
Другое дело, что способности можно в себе воспи
тывать и |
развивать. Эта |
мысль проходит |
красной |
■ В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 40, стр. 215; т. 36, |
|||
стр. 173. |
В. И. Ленин. Поли. |
собр. соч., т. 53, стр. |
67. ■ ■ '■ |
2 См. : |
|||
aB И. |
Л е н и н. Поли. собр. |
соч., т. 24, стр. 364. |
|
|
— 24 — |
|