Файл: Кузьмин, Е. С. Руководитель и коллектив социально-психологический очерк.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 59
Скачиваний: 0
прилежание |
(насколько добросовестно относится работник |
к исполнению своих повседневных обязанностей); |
|
качество работы (тщательность и точность выполнения ра |
|
боты); |
Tt |
объем работы (количественная характеристика выполненной работы);
сотрудничество (способность и готовность работать с дру гими) ;
умственная реакция (способность усваивать новое, ориенти роваться в непривычных ситуациях);
дисциплина труда (способность работать с максимальной от дачей независимо от вида полученного задания);
аналитическая способность (способность оценить проблему, получить и взвесить необходимые факты и прийти к здравому решению) ;
планирование и организация (умение спланировать и орга
низовать свою работу |
таким образом, чтобы использовать время |
с максимальной эффективностью); |
|
знания (глубина |
профессиональных знаний и понимание |
всех ступеней своей работы); адаптация (умение приспособляться к переменам);
средства выражения (умение ясно и логично выражать свои мысли в устном, письменном и графическом виде);
выдержка (способность сосредоточиться и работать с требу емой производительностью в напряженных условиях);
творческая способность и находчивость (практически дока занная способность к выдвижению оригинальных идей, реше ний, путей);
инициатива (степень активной заинтересованности в выпол нении порученной работы);
надежность (степень уверенности руководителя в том, что данный работник выполнит свое задание).
III. Отношение к людям
Характер человека наиболее рельефно проявляется в его отношении к другим людям. Особое значение эта черта приоб ретает в личности руководителя.
Л. А. Фотиева в своих воспоминаниях о В. И. Ленине пи сала: «Сам обладая в высшей степени чувством собственного до стоинства, он умел ценить и оберегать его в каждом человеке. Особенно считал он гнусным, недостойным каждого советского человека, тем более коммуниста, быть грубым, невежливым с тем, кто стоит ниже по положению и потому не смеет ответить» *.
Следовательно, на эту сторону межличностного общения должно быть обращено наиболее пристальное внимание в работе
скадрами. При этом необходимо учитывать:
■1) характер отношения к окружающим: а) склонность иде
ализировать людей, |
б) |
склонность критиковать, в) интерес |
(или |
■ «Воспоминания |
о |
В. И. Ленине», т. 4. Политиздат, |
19G9, |
стр. 129.
155 —
безразличие) к людям, г) предпочтение людей равных, нерав ных по служебному положению или интеллектуальным данным, д) склонность властвовать или подчиняться;
2) |
формы отношения к людям |
вообще: вежливость, |
гру |
бость, |
откровенность, искренность, |
' Дипломатичность, |
льсти |
вость; |
|
|
|
3)формы отношения к членам своего коллектива (друже любное, формальное, пренебрежительное);
4)степень утонченности и сознательности властвования и
подчинения |
(раболепство, страх, угроза, внушение, |
авторитет). |
|
IV. Отношение к труду |
|
Здесь |
приведены психологические предпосылки, |
которые |
обусловливают формирование отношения к труду как высшей моральной ценности:
1) наличие |
потребности в труде: а) |
трудолюбив, |
ленив, |
б) какой вид |
труда предпочитает и каким |
занимается |
в дейст |
вительности ;
2)ритм работы (регулярно, равномерно, с порывами, пери одами в зависимости от настроения);
3)отношение к работе (по обязанности, любви, инстинк
тивно); 4) степень сознательности по отношению к труду: а) глубо
кий специалист, дилетант, б) произвольность и случайность в выборе труда, профессии, в) удовлетворенность своей профес
сией, работой; 5) потребность в умственной деятельности и любовь к ней,
творческая деятельность.
V. Характеристика семьи и воспитание
Как известно, формирование личности проходит под силь ным, а иногда и преимущественным влиянием семьи, поэтому знание особенностей семейной обстановки, в которой воспиты вался человек, может объяснить многое в его характере и пове дении. Здесь следует обратить внимание на следующие факторы:
1)социальное и экономическое положение,
2)состав семьи,
3)взаимоотношения ее членов,
4) тон общения (авторитарность некоторых членов семьи — кого именно, равноправие и т. д.),
5)интеллектуальная, художественная и этическая атмо
сфера,
6)недостатки семейного воспитания: а) безнадзорность,
грубость, деспотизм родителей, неуважение к ребенку, непривитие трудовых навыков; б) антиобщественные нравы в семье (неуважение к труду, мещанский быт, цинизм, стяжательство, потребительское отношение к жизни; в) плохой пример роди телей или старших членов семьи (пьянство, аморальность, не трудовые доходы).
VI. Дарования и умственные способности
1) Дарования: а) музыкальные, б) в области пластических искусств, в) литературные^, г) лингвистические (какими языками и в какой степени владеет), д) ораторский талант, е) математи
ческий, ж) склонность А исследовательской работе, |
з) |
склон |
|||
ность к изобретательству, конструированию; |
|
б) |
быст |
||
2) |
умственные |
способности: а) наблюдательность, |
|||
рота |
понимания, |
в) память (зрительная, слуховая |
и т. п.), |
||
г) фантазия, д) остроумие, е) широта взглядов, |
ж) |
объектив |
|||
ность суждений; |
(методический, практический, |
аналитический |
|||
3) |
склад ума |
и т. п.).
VII. Обучение
1)Школа (общеобразовательная, специализированная и т. п.), занятия в кружках;
2)частные уроки (иностранный язык, музыка и т. п.);
3)выбор профессии (факторы, повлиявшие на выбор: лич ное убеждение, советы родителей и учителей, популярность профессии и т. д.);
4)учеба в вузе (техникуме): любимые дисциплины, успева
емость и т. д,); 5) самообразование.
|
|
VIII. Эмоциональная сфера |
Темперамент и настроение: |
||
1) |
степень |
чувствительности к приятному и неприятному; |
2) |
степень |
нервной возбудимости (эффективность): а) раз |
дражительность, б) способность переживать гнев, страх, опас ность вообще, в) способность рисковать собой и своим благопо лучием;
|
3) преобладающее настроение (скука, грусть, тоска, недо |
||||||||||||
вольство, |
чувство |
бодрости, |
веселость, |
благодушие); |
|
|
|||||||
|
4) изменчивость настроения (капризность |
и т. п.); |
жела |
||||||||||
|
б) способность |
увлекать |
других своими |
чувствами, |
|||||||||
ниями. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Чувства : |
|
|
чувства: а) |
чувство |
долга, |
б) справедливость, |
||||||
|
1) этические |
||||||||||||
в) тактичность, |
г) |
добросовестность, д) честность; |
гармонии, |
||||||||||
б) |
2) эстетические чувства: |
а) чувство |
красоты, |
||||||||||
тонкость |
художественного |
вкуса, |
в) |
чувство |
симметрии, |
||||||||
г) чувство |
возвышенного. |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
IX. |
Боля и ее проявления |
|
|
|
||||
па |
Воля |
выражается |
в сознательных |
действиях, направленных |
|||||||||
достижение |
поставленных |
целей, |
требующих |
преодоления |
|||||||||
определенных |
препятствий. |
Наблюдаемыми |
критериями |
волевого |
поведения могут быть:
— 157 —
1) уравновешенность, самообладание, сдержанность, 2) умение подавлять свои чувства пли во всяком случае их
внешнее выражение.
X.Общение
1)потребность в общении (является ли общение само по се
бе целью, общается по необходимости, отшельник по |
натуре); |
|||||
2) |
потребность в одиночестве (периоды |
одиночества, |
моти |
|||
вы, например склонность к |
самоанализу, самонаблюдению); |
|||||
3) |
форма и |
степень общения: а) эмоциональное |
общение |
|||
(обмен |
чувствами), б) интеллектуальное общение (обмен |
науч |
||||
ной, культурной |
и другой |
информацией), |
в) волевое |
общение |
||
(стремление к сотрудничеству, соперничеству, лидерству); |
|
|||||
4) |
пути удовлетворения: |
а) личное (речевое) общение, б) об |
||||
щение на расстоянии (телефон, переписка); |
|
|
|
|||
5) |
широта потребности в |
общении, круг общения. |
|
|
XI. Досуг
1)Связь занятий на досуге с основной работой ;
2)увлечения (хобби): конструирование, филателия и т. п ;
3)чтение (серьезное, легкое);
4)искусство (литературная деятельность, живопись, хорео
графия, драма и т. д.) ;
5)спорт (виды и в какой степени);
6)игры (неспортивные).
XII. Отношение к материальному обеспечению
1) стремление к материальному благополучию, его интен сивность и характер: а) корыстолюбие, б) алчность, в) скупость, г) бережливость, д) расчетливость, е) расточительство;
2)отношение к деньгам (цель или средство);
3)отношение к вещам.
XIII. Отношение к нравственности
Степень развитости нравственного сознания: а) критерии нравственных поступков своих и чужих, б) признание морали (общественной, личной), в) совесть, г) объем нравственного сознания (какие стороны жизни подчинены нравственному сознанию).
XiV. Отношение к семье
1) склонность к семейной жизни (потребность, равнодушие,
неприязнь); 3) форма семейных отношений: а) солидарность, б) автори-
тарность, в) равенство, г) духовный тон семьи (грубость, прими тивность семейных отношений, одухотворенность, высота требо ваний, д) одна или две семьи.
XV. Отношение к самому себе
Отношение к своей физической и психической жизни:
1) интерес к ней (степень сосредоточенности на ней, ищет во всем пользы для себя, занят собственными переживаниями или забывает себя, поступается ли личными интересами, спосо бен ли на самопожертвование);
2) форма интереса: а) забота о здоровье (мнителен и т. п.), б) стремление к удовольствиям: умеренность, употребление сти муляторов (табак, алкоголь), наслаждение в бурной деятельно сти, в) потребность в удобствах и комфорте, г) опрятность, чи стоплотность, отношение к своей наружности;
3)степень сознательности и утонченности переживаний (пре обладают чувственные или духовные);
4)чувство меры.
Отношение к своей личности:
1)интерес к своей личности;
2)формы интереса к своей личности: а) оценка своей лич ности (тщеславие, честолюбие, карьеризм, скромность, склон
ность к самоуничижению, умаление своих достоинств), б) стрем ление к самосовершенствованию, саморазвитию, самовоспита нию, в) желание бороться со своими недостатками или уверен
ность |
в их неизменности, неприятие |
критики, |
г) |
отношение к |
смерти, страх смерти; |
«я» (грубость |
|
||
3) |
степень осознанности своего |
самоанализе |
||
пли утонченность), понимание сложности своей личности; |
||||
4) |
склонность к самосовершенствованию |
(неудовлетворен |
ность собой).
Проявление психической жизни вовне:
а) самостоятельность, б) настойчивость, в) упрямство, г) ре шительность, д) энергичность, е) предприимчивость, ж) внушае
мость, з) |
склонность к |
подражанию, автоматизм, и) легковерие, |
||
к) любовь |
к |
порядку, |
пунктуальность, л) аккуратность, |
обяза |
тельность, |
м) |
педантичность, н) усидчивость, терпение, |
о) за |
стенчивость, стыдливость, п) трусость (храбрость).
XVI. Отношение к природе
Этот вопрос в наши дни приобретает особое значение. Необ ходимо помнить, что, помимо охраны природных .богатств, лю бовь к родной природе — один из показателей любви к Родине. Тем более недопустимо для советского человека варварское пли даже равнодушное отношение к природе. Идея воспитания гар
моничного и гуманного |
человека предполагает любовь к при |
роде в качестве важного |
социально-психологического компонен |
та личности. |
|
|
— 159 — |