Файл: Кузьмин, Е. С. Руководитель и коллектив социально-психологический очерк.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 59

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

прилежание

(насколько добросовестно относится работник

к исполнению своих повседневных обязанностей);

качество работы (тщательность и точность выполнения ра­

боты);

Tt

объем работы (количественная характеристика выполненной работы);

сотрудничество (способность и готовность работать с дру­ гими) ;

умственная реакция (способность усваивать новое, ориенти­ роваться в непривычных ситуациях);

дисциплина труда (способность работать с максимальной от­ дачей независимо от вида полученного задания);

аналитическая способность (способность оценить проблему, получить и взвесить необходимые факты и прийти к здравому решению) ;

планирование и организация (умение спланировать и орга­

низовать свою работу

таким образом, чтобы использовать время

с максимальной эффективностью);

знания (глубина

профессиональных знаний и понимание

всех ступеней своей работы); адаптация (умение приспособляться к переменам);

средства выражения (умение ясно и логично выражать свои мысли в устном, письменном и графическом виде);

выдержка (способность сосредоточиться и работать с требу­ емой производительностью в напряженных условиях);

творческая способность и находчивость (практически дока­ занная способность к выдвижению оригинальных идей, реше­ ний, путей);

инициатива (степень активной заинтересованности в выпол­ нении порученной работы);

надежность (степень уверенности руководителя в том, что данный работник выполнит свое задание).

III. Отношение к людям

Характер человека наиболее рельефно проявляется в его отношении к другим людям. Особое значение эта черта приоб­ ретает в личности руководителя.

Л. А. Фотиева в своих воспоминаниях о В. И. Ленине пи­ сала: «Сам обладая в высшей степени чувством собственного до­ стоинства, он умел ценить и оберегать его в каждом человеке. Особенно считал он гнусным, недостойным каждого советского человека, тем более коммуниста, быть грубым, невежливым с тем, кто стоит ниже по положению и потому не смеет ответить» *.

Следовательно, на эту сторону межличностного общения должно быть обращено наиболее пристальное внимание в работе

скадрами. При этом необходимо учитывать:

1) характер отношения к окружающим: а) склонность иде­

ализировать людей,

б)

склонность критиковать, в) интерес

(или

■ «Воспоминания

о

В. И. Ленине», т. 4. Политиздат,

19G9,

стр. 129.

155 —


безразличие) к людям, г) предпочтение людей равных, нерав­ ных по служебному положению или интеллектуальным данным, д) склонность властвовать или подчиняться;

2)

формы отношения к людям

вообще: вежливость,

гру­

бость,

откровенность, искренность,

' Дипломатичность,

льсти­

вость;

 

 

 

3)формы отношения к членам своего коллектива (друже­ любное, формальное, пренебрежительное);

4)степень утонченности и сознательности властвования и

подчинения

(раболепство, страх, угроза, внушение,

авторитет).

 

IV. Отношение к труду

 

Здесь

приведены психологические предпосылки,

которые

обусловливают формирование отношения к труду как высшей моральной ценности:

1) наличие

потребности в труде: а)

трудолюбив,

ленив,

б) какой вид

труда предпочитает и каким

занимается

в дейст­

вительности ;

2)ритм работы (регулярно, равномерно, с порывами, пери­ одами в зависимости от настроения);

3)отношение к работе (по обязанности, любви, инстинк­

тивно); 4) степень сознательности по отношению к труду: а) глубо­

кий специалист, дилетант, б) произвольность и случайность в выборе труда, профессии, в) удовлетворенность своей профес­

сией, работой; 5) потребность в умственной деятельности и любовь к ней,

творческая деятельность.

V. Характеристика семьи и воспитание

Как известно, формирование личности проходит под силь­ ным, а иногда и преимущественным влиянием семьи, поэтому знание особенностей семейной обстановки, в которой воспиты­ вался человек, может объяснить многое в его характере и пове­ дении. Здесь следует обратить внимание на следующие факторы:

1)социальное и экономическое положение,

2)состав семьи,

3)взаимоотношения ее членов,

4) тон общения (авторитарность некоторых членов семьи — кого именно, равноправие и т. д.),

5)интеллектуальная, художественная и этическая атмо­

сфера,

6)недостатки семейного воспитания: а) безнадзорность,

грубость, деспотизм родителей, неуважение к ребенку, непривитие трудовых навыков; б) антиобщественные нравы в семье (неуважение к труду, мещанский быт, цинизм, стяжательство, потребительское отношение к жизни; в) плохой пример роди­ телей или старших членов семьи (пьянство, аморальность, не­ трудовые доходы).


VI. Дарования и умственные способности

1) Дарования: а) музыкальные, б) в области пластических искусств, в) литературные^, г) лингвистические (какими языками и в какой степени владеет), д) ораторский талант, е) математи­

ческий, ж) склонность А исследовательской работе,

з)

склон­

ность к изобретательству, конструированию;

 

б)

быст­

2)

умственные

способности: а) наблюдательность,

рота

понимания,

в) память (зрительная, слуховая

и т. п.),

г) фантазия, д) остроумие, е) широта взглядов,

ж)

объектив­

ность суждений;

(методический, практический,

аналитический

3)

склад ума

и т. п.).

VII. Обучение

1)Школа (общеобразовательная, специализированная и т. п.), занятия в кружках;

2)частные уроки (иностранный язык, музыка и т. п.);

3)выбор профессии (факторы, повлиявшие на выбор: лич­ ное убеждение, советы родителей и учителей, популярность профессии и т. д.);

4)учеба в вузе (техникуме): любимые дисциплины, успева­

емость и т. д,); 5) самообразование.

 

 

VIII. Эмоциональная сфера

Темперамент и настроение:

1)

степень

чувствительности к приятному и неприятному;

2)

степень

нервной возбудимости (эффективность): а) раз­

дражительность, б) способность переживать гнев, страх, опас­ ность вообще, в) способность рисковать собой и своим благопо­ лучием;

 

3) преобладающее настроение (скука, грусть, тоска, недо­

вольство,

чувство

бодрости,

веселость,

благодушие);

 

 

 

4) изменчивость настроения (капризность

и т. п.);

жела­

 

б) способность

увлекать

других своими

чувствами,

ниями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чувства :

 

 

чувства: а)

чувство

долга,

б) справедливость,

 

1) этические

в) тактичность,

г)

добросовестность, д) честность;

гармонии,

б)

2) эстетические чувства:

а) чувство

красоты,

тонкость

художественного

вкуса,

в)

чувство

симметрии,

г) чувство

возвышенного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IX.

Боля и ее проявления

 

 

 

па

Воля

выражается

в сознательных

действиях, направленных

достижение

поставленных

целей,

требующих

преодоления

определенных

препятствий.

Наблюдаемыми

критериями

волевого

поведения могут быть:

— 157 —


1) уравновешенность, самообладание, сдержанность, 2) умение подавлять свои чувства пли во всяком случае их

внешнее выражение.

X.Общение

1)потребность в общении (является ли общение само по се­

бе целью, общается по необходимости, отшельник по

натуре);

2)

потребность в одиночестве (периоды

одиночества,

моти­

вы, например склонность к

самоанализу, самонаблюдению);

3)

форма и

степень общения: а) эмоциональное

общение

(обмен

чувствами), б) интеллектуальное общение (обмен

науч­

ной, культурной

и другой

информацией),

в) волевое

общение

(стремление к сотрудничеству, соперничеству, лидерству);

 

4)

пути удовлетворения:

а) личное (речевое) общение, б) об­

щение на расстоянии (телефон, переписка);

 

 

 

5)

широта потребности в

общении, круг общения.

 

 

XI. Досуг

1)Связь занятий на досуге с основной работой ;

2)увлечения (хобби): конструирование, филателия и т. п ;

3)чтение (серьезное, легкое);

4)искусство (литературная деятельность, живопись, хорео­

графия, драма и т. д.) ;

5)спорт (виды и в какой степени);

6)игры (неспортивные).

XII. Отношение к материальному обеспечению

1) стремление к материальному благополучию, его интен­ сивность и характер: а) корыстолюбие, б) алчность, в) скупость, г) бережливость, д) расчетливость, е) расточительство;

2)отношение к деньгам (цель или средство);

3)отношение к вещам.

XIII. Отношение к нравственности

Степень развитости нравственного сознания: а) критерии нравственных поступков своих и чужих, б) признание морали (общественной, личной), в) совесть, г) объем нравственного сознания (какие стороны жизни подчинены нравственному сознанию).

XiV. Отношение к семье

1) склонность к семейной жизни (потребность, равнодушие,

неприязнь); 3) форма семейных отношений: а) солидарность, б) автори-


тарность, в) равенство, г) духовный тон семьи (грубость, прими­ тивность семейных отношений, одухотворенность, высота требо­ ваний, д) одна или две семьи.

XV. Отношение к самому себе

Отношение к своей физической и психической жизни:

1) интерес к ней (степень сосредоточенности на ней, ищет во всем пользы для себя, занят собственными переживаниями или забывает себя, поступается ли личными интересами, спосо­ бен ли на самопожертвование);

2) форма интереса: а) забота о здоровье (мнителен и т. п.), б) стремление к удовольствиям: умеренность, употребление сти­ муляторов (табак, алкоголь), наслаждение в бурной деятельно­ сти, в) потребность в удобствах и комфорте, г) опрятность, чи­ стоплотность, отношение к своей наружности;

3)степень сознательности и утонченности переживаний (пре­ обладают чувственные или духовные);

4)чувство меры.

Отношение к своей личности:

1)интерес к своей личности;

2)формы интереса к своей личности: а) оценка своей лич­ ности (тщеславие, честолюбие, карьеризм, скромность, склон­

ность к самоуничижению, умаление своих достоинств), б) стрем­ ление к самосовершенствованию, саморазвитию, самовоспита­ нию, в) желание бороться со своими недостатками или уверен­

ность

в их неизменности, неприятие

критики,

г)

отношение к

смерти, страх смерти;

«я» (грубость

 

3)

степень осознанности своего

самоанализе

пли утонченность), понимание сложности своей личности;

4)

склонность к самосовершенствованию

(неудовлетворен­

ность собой).

Проявление психической жизни вовне:

а) самостоятельность, б) настойчивость, в) упрямство, г) ре­ шительность, д) энергичность, е) предприимчивость, ж) внушае­

мость, з)

склонность к

подражанию, автоматизм, и) легковерие,

к) любовь

к

порядку,

пунктуальность, л) аккуратность,

обяза­

тельность,

м)

педантичность, н) усидчивость, терпение,

о) за­

стенчивость, стыдливость, п) трусость (храбрость).

XVI. Отношение к природе

Этот вопрос в наши дни приобретает особое значение. Необ­ ходимо помнить, что, помимо охраны природных .богатств, лю­ бовь к родной природе — один из показателей любви к Родине. Тем более недопустимо для советского человека варварское пли даже равнодушное отношение к природе. Идея воспитания гар­

моничного и гуманного

человека предполагает любовь к при­

роде в качестве важного

социально-психологического компонен­

та личности.

 

 

— 159 —