Файл: Кузьмин, Е. С. Руководитель и коллектив социально-психологический очерк.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

курса обучения. Часто псевдонимом оказывается

уменьшительное имя, принятое в семье обучающегося ;

обозначение роли этим именем уменьшает отстранение

от собственной личности и позволяет концентрировать

психологическую активность на содержательной сто­ роне роли.

Аудитория. Ситуационные игры проводятся при

участии публики, то есть тех участников группы обу­

чающихся, которые не заняты непосредственно в дан­ ной игре. От зрителей, численность которых состав­

ляет 10—15 человек, требуется сохранение тишины

при максимальном внимании к тому, что происходит между непосредственными исполнителями. Наблюде­

ние за игрой позволяет им изучить ставящуюся про­ блематику в развернутом виде и осознать ситуацию

путем сравнения с данными собственного опыта, что

само по себе имеет большое воспитательное значение. Во многих случаях полезно привлечь зрителей к по­ следующей активной оценке игры.

Анализ игры целесообразно проводить по следую­ щему плану:

а) выполнение роли. При оценке необходимо

учесть степень правдивости и достоверности, с которой

участник исполнил свою роль. Например, исполняя

роль бригадира, убедил ли он зрителей своим речевым

поведением и поступками в том, что перед ними был

достоверный персонаж бригадира;

б) владение ситуацией. Под этим подразу­

мевается гибкость стратегических и тактических реше­ ний, точность анализа возникающих задач в условиях

проблемной ситуации и изменение адаптивного пове­ дения, сочетающееся с правильным выполнением за­

данных условий игры;

в) связь с партнерами. Учитывается способ­

ность приспособления к реакциям партнеров, сопере­

живания их чувств в ситуациях общения. Регистри­ руется умение поддержать разговор, выдвинуть

новую тему, использовав для этого подходящий повод,

а также степень понимания аргументации собесед­

ника;

г) вклад в решение поставленной задачи. Этот

пункт подразумевает оценку ролевого поведения

сточки зрения ориентации игрока на общую задачу,

149 —


то есть степень его вклада в решение проблемной си­

туации.

Оценка производится вначале каждым из зрителей,

затем обобщается и формулируется руководителемили тем участником, которому это поручено. Потом под­ вергается групповому обсуждению, в которое вклю­

чаются непосредственные исполнители. Руководительпсихолог в процессе этого разбора иногда задает игро­

кам вопрос о том, как бы они поступили в случае

повторения ситуации, и предлагает им воспроизвести

некоторые фрагменты в новой трактовке. Весьма полез­

но, чтобы зрители не только высказывали замечания,

но и вносили свои поправки в виде игровых миниатюр.

Подчеркнем, что присутствие совершенно посторон­

них людей во время проведения любого вида управлен­ ческих игр недопустимо.

Руководитель игры. В заключение еще раз

подчеркнем обязательность высокой профессиональ­

ной квалификации и опытности руководителя. Решаю­

щее значение имеют личность руководителя и его твор­

ческие данные, поскольку никакой методист не в со­

стоянии предусмотреть всех тех сложных, а порой и

щекотливых положений, в которые попадает специа­ лист по социально-психологическому обучению. Участ­

ники игр, стремясь уклониться от занятий, иногда вы­

двигают такие аргументы, которые невозможно опро­

вергнуть деловыми разъяснениями.

Многое здесь, конечно, зависит от руководства того предприятия или организации, где проводятся управ­

ленческие игры.

Итак, можно сделать вывод, что современная под­

готовка руководителя должна включать не только по­

знание научных факторов и законов, но теорию и прак­

тику межличностных отношений, короче говоря, то,

с чем имеет дело руководитель прежде всего.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социально-психологические проблемы руководства

и управления трудовым коллективом, как мы видели,

весьма сложны и многообразны. Методологической ос­

новой для их разработки служит марксистско-ленин­

ское учение о законах социального развития и комму­ нистического переустройства общества. В результате

социалистических преобразований у нас, как было от­

мечено на XXIV съезде КПСС, «возникла новая исто­ рическая общность людей — советский народ», пред­ ставляющая собой систему трудовых коллективов---

основных ячеек нашего общества. Понятно, что в этих

условиях руководство первичным трудовым коллекти­ вом выступает как главное функциональное звено,

связывающее интересы и деятельность отдельного че­ ловека с интересами и задачами всего социалистиче­ ского общества.

В соответствии с этим возрастает роль руководи­

теля трудового коллектива, от которого в современных условиях требуется не только высокая идейность и

профессиональное мастерство, но и умение воодушев­

лять работников, быть для них авторитетом, воспиты­ вать сознательное отношение к труду, разбираться

в чувствах и настроениях людей. А для этого руково­

дителю необходим не только личный опыт, но и опре­

деленный запас социально-психологических знаний,

которые также помогут ему правильно оценить себя,

свою организаторскую работу и подобрать необходи­

мые средства самосовершенствования.

Основной характеристикой личности советского ру­

ководителя выступает коммунистическая убежден­

ность, цельность мировоззрения, находящая свое пси­ хологическое отражение в чувстве личной определен­

ности. Стройность и организованность внутреннего хмира, осознание морального права на руководство, ор­

ганизаторское чутье и психологический такт — вот те качества, которые привлекают людей и создают руко­ водителю истинный авторитет.

Наше время характеризуется возрастанием прести­

жа науки и особой ценностью творческого подхода

крешению разнообразных задач, которые ставит перед

151 —


руководителем диалектика повседневных событий.

Поэтому одним из условий завоевания авторитета ста­ новится овладение приемами творческого и системати­

ческого мышления. Если в недалеком прошлом от руко­

водителя требовался лишь определенный объем специ­

альных знаний, то сегодня на передний план выдви­

гается его умение установить наиболее существенные

закономерности и связи в потоке управленческой ин­

формации, касающейся не только производственных задач, но и вопросов взаимоотношения работников ме­ жду собой в процессе коллективной деятельности.

Одним из преимуществ советского образа жизни яв­

ляется осуществление принципов социалистического

гуманизма во взаимоотношениях людей. У нас созда­

ны все возможности для плодотворного сотрудниче­ ства и благожелательного отношения людей друг

к другу. Вопрос только в нашей психологической гра­

мотности, осведомленности о душевном складе и пере­ живаниях людей, с которыми мы ежедневно общаемся.

Таким образом, овладение основами социально-пси­

хологических знаний — практическая необходимость

для каждого современного руководителя трудового

коллектива.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПСИХОГРАФИЧЕСКАЯ СХЕМА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Попробуем перечислить некоторые факторы, которые обычно учитывают люди, оценивая другого человека. При этом поста­ вим себя в положение руководителя коллектива, которому из­ вестны не только политические и деловые качества, анкетные данные сотрудника, но и многие другие сведения, почерп­ нутые им из личных бесед, наблюдений за поведением работни­ ка в различных ситуациях, отдельных его замечаний и т. д.

Изучая личность, нельзя забывать, что отрицательная ин­ формация имеет свойство оказывать на наше мнение гораздо большее влияние, чем полоясительная.

Существует ряд приемов для повышения уровня объектив­ ности своих суждений о людях, основанных на углубленных и дифференцированных оценках всего диапазона личности чело­ века. Одним из таких средств может быть пспхографическая схема, помогающая систематизировать разнообразную информа­ цию о конкретной личности.

I. Персонографические сведения и внешние данные

Общие персонографические сведения: фамилия, имя, отче­ ство, год и место рождения, национальность, социальное поло­ жение, партийность, образование, трудовой стаж, участие в об­ щественной ясизни, участие в войне, правительственные на­ грады. При несомненной важности эта информация еще не дает нам полного представления о личности и ее душевном складе. Вместе с тем персонографические сведения являются тем наи­ более объективным материалом, который служит неопровержи­ мым доказательством наших первоначальных предположений о человеке.

Внешние данные: рост, комплекция, речевые особенности, выразительные движения (мимика, жесты), особенности «оформ­ ления» внешности. Эти данные, хотя и кажутся второстепен­ ными, но, безусловно, влияют на наше эмоциональное «принятие» или «непринятие» определенного человека. Здесь сказываются наши многочисленные предубеждения и стереотипы, которые очень трудно преодолеть.

Дело в том, что при первом знакомстве с человеком мы пы­ таемся «расшифровать» его внутренний мир с помощью свойст­ венного каждому из нас метода истолкования внешних призна­ ков. Хотя ни антропология, ни психология не располагают сколько-нибудь надежными научными данными о зависимости между психикой человека и строением его тела, формой черепа и конфигурацией лица, обыденное сознание приписывает неко­ торым особенностям облика человека значение критериев для распознания внутреннего мира.

— 153 —



Нет сомнения в том, что существует известная зависимость между первичным выражением лица человека и складом его характера. Чтобы в этом убедиться, достаточно взглянуть на ра­

боты

талантливых

художников-портретистов.

Однако

внешний

облик человека,

его

фотография, даже>ометкая

и удачная, не мо­

гут

быть сами

по

себе источником исчерпывающих

сведений

о его манере одеваться, хотя одежда часто дает известное пред­ ставление о некоторых чертах личности.

Более надежные сведения о характерологических особенно­ стях человека молено получить, наблюдая его в движении, в деятельности. Такие проявления двигательной активности, как мимика, жесты, походка, заключают в себе достоверную инфор­ мацию о типе нервной системы их обладателя, о многих его социальных качествах. Не случайно писатели, создавая тот пли иной персонаж, придают такое значение выразительным движе­ ниям своего героя.

Процесс познания человека человеком — сложная психоло­ гическая задача, решение которой не может быть сведено к про­ стому декодированию внешних признаков, так как связи меж­ ду внешним поведением и внутренним миром личности сложны

и многообразны. Всякий, кто принимает на себя

ответствен­

ность за истолкование этих связей, должен помнить,

что даже

в самом объективном суждении о другом человеке есть извест­ ная доля субъективизма.

II. Направленность личности, ее политические и деловые

качества

Наиболее объективные, решающие и неопровержимые данные о личности человека дают его реальные действия и поступки.

Как известно, В. И. Ленин учил «судить о людях не по то­ му блестящему мундиру, который они сами себе надели, не по

той эффектной кличке, которую они сами себе взяли, а

по то­

му, как они

поступают

и что они на самом

деле пропаганди­

руют...» Именно по поступкам судим

мы

о направленности,

взглядах и трудовой деятельности человека.

 

лично­

Критериями

морально-политической

направленности

сти, служат:

а)

идейная убежденность,

б) целеустремленность,

в) принципиальность, г)

бескорыстие, д)

правдивость, е)

скром­

ность, ж) справедливость, з) коллективизм.

Чтобы правильно распознать и оценить эти качества в че­ ловеке, необходимо учесть множество отдельных действий и по­ ступков, вскрыть их причины и соотнести их со всеми другими личностными проявлениями. Этому призван помочь дальней­ ший анализ, опирающийся на возможно более полный объем сведений о человеке. Важнейшим критерием является участие данного человека в партийной, комсомольской и общественной жизни коллектива.

Оценку деловых качеств лучше всего производить по кон­ кретной работе, учитывая при этом следующие моменты:

*В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 6, стр. 9.

154 —