Файл: Кузьмин, Е. С. Руководитель и коллектив социально-психологический очерк.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 64
Скачиваний: 0
курса обучения. Часто псевдонимом оказывается
уменьшительное имя, принятое в семье обучающегося ;
обозначение роли этим именем уменьшает отстранение
от собственной личности и позволяет концентрировать
психологическую активность на содержательной сто роне роли.
Аудитория. Ситуационные игры проводятся при
участии публики, то есть тех участников группы обу
чающихся, которые не заняты непосредственно в дан ной игре. От зрителей, численность которых состав
ляет 10—15 человек, требуется сохранение тишины
при максимальном внимании к тому, что происходит между непосредственными исполнителями. Наблюде
ние за игрой позволяет им изучить ставящуюся про блематику в развернутом виде и осознать ситуацию
путем сравнения с данными собственного опыта, что
само по себе имеет большое воспитательное значение. Во многих случаях полезно привлечь зрителей к по следующей активной оценке игры.
Анализ игры целесообразно проводить по следую щему плану:
а) выполнение роли. При оценке необходимо
учесть степень правдивости и достоверности, с которой
участник исполнил свою роль. Например, исполняя
роль бригадира, убедил ли он зрителей своим речевым
поведением и поступками в том, что перед ними был
достоверный персонаж бригадира;
б) владение ситуацией. Под этим подразу
мевается гибкость стратегических и тактических реше ний, точность анализа возникающих задач в условиях
проблемной ситуации и изменение адаптивного пове дения, сочетающееся с правильным выполнением за
данных условий игры;
в) связь с партнерами. Учитывается способ
ность приспособления к реакциям партнеров, сопере
живания их чувств в ситуациях общения. Регистри руется умение поддержать разговор, выдвинуть
новую тему, использовав для этого подходящий повод,
а также степень понимания аргументации собесед
ника;
г) вклад в решение поставленной задачи. Этот
пункт подразумевает оценку ролевого поведения
сточки зрения ориентации игрока на общую задачу,
—149 —
то есть степень его вклада в решение проблемной си
туации.
Оценка производится вначале каждым из зрителей,
затем обобщается и формулируется руководителемили тем участником, которому это поручено. Потом под вергается групповому обсуждению, в которое вклю
чаются непосредственные исполнители. Руководительпсихолог в процессе этого разбора иногда задает игро
кам вопрос о том, как бы они поступили в случае
повторения ситуации, и предлагает им воспроизвести
некоторые фрагменты в новой трактовке. Весьма полез
но, чтобы зрители не только высказывали замечания,
но и вносили свои поправки в виде игровых миниатюр.
Подчеркнем, что присутствие совершенно посторон
них людей во время проведения любого вида управлен ческих игр недопустимо.
Руководитель игры. В заключение еще раз
подчеркнем обязательность высокой профессиональ
ной квалификации и опытности руководителя. Решаю
щее значение имеют личность руководителя и его твор
ческие данные, поскольку никакой методист не в со
стоянии предусмотреть всех тех сложных, а порой и
щекотливых положений, в которые попадает специа лист по социально-психологическому обучению. Участ
ники игр, стремясь уклониться от занятий, иногда вы
двигают такие аргументы, которые невозможно опро
вергнуть деловыми разъяснениями.
Многое здесь, конечно, зависит от руководства того предприятия или организации, где проводятся управ
ленческие игры.
Итак, можно сделать вывод, что современная под
готовка руководителя должна включать не только по
знание научных факторов и законов, но теорию и прак
тику межличностных отношений, короче говоря, то,
с чем имеет дело руководитель прежде всего.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социально-психологические проблемы руководства
и управления трудовым коллективом, как мы видели,
весьма сложны и многообразны. Методологической ос
новой для их разработки служит марксистско-ленин
ское учение о законах социального развития и комму нистического переустройства общества. В результате
социалистических преобразований у нас, как было от
мечено на XXIV съезде КПСС, «возникла новая исто рическая общность людей — советский народ», пред ставляющая собой систему трудовых коллективов---
основных ячеек нашего общества. Понятно, что в этих
условиях руководство первичным трудовым коллекти вом выступает как главное функциональное звено,
связывающее интересы и деятельность отдельного че ловека с интересами и задачами всего социалистиче ского общества.
В соответствии с этим возрастает роль руководи
теля трудового коллектива, от которого в современных условиях требуется не только высокая идейность и
профессиональное мастерство, но и умение воодушев
лять работников, быть для них авторитетом, воспиты вать сознательное отношение к труду, разбираться
в чувствах и настроениях людей. А для этого руково
дителю необходим не только личный опыт, но и опре
деленный запас социально-психологических знаний,
которые также помогут ему правильно оценить себя,
свою организаторскую работу и подобрать необходи
мые средства самосовершенствования.
Основной характеристикой личности советского ру
ководителя выступает коммунистическая убежден
ность, цельность мировоззрения, находящая свое пси хологическое отражение в чувстве личной определен
ности. Стройность и организованность внутреннего хмира, осознание морального права на руководство, ор
ганизаторское чутье и психологический такт — вот те качества, которые привлекают людей и создают руко водителю истинный авторитет.
Наше время характеризуется возрастанием прести
жа науки и особой ценностью творческого подхода
крешению разнообразных задач, которые ставит перед
—151 —
руководителем диалектика повседневных событий.
Поэтому одним из условий завоевания авторитета ста новится овладение приемами творческого и системати
ческого мышления. Если в недалеком прошлом от руко
водителя требовался лишь определенный объем специ
альных знаний, то сегодня на передний план выдви
гается его умение установить наиболее существенные
закономерности и связи в потоке управленческой ин
формации, касающейся не только производственных задач, но и вопросов взаимоотношения работников ме жду собой в процессе коллективной деятельности.
Одним из преимуществ советского образа жизни яв
ляется осуществление принципов социалистического
гуманизма во взаимоотношениях людей. У нас созда
ны все возможности для плодотворного сотрудниче ства и благожелательного отношения людей друг
к другу. Вопрос только в нашей психологической гра
мотности, осведомленности о душевном складе и пере живаниях людей, с которыми мы ежедневно общаемся.
Таким образом, овладение основами социально-пси
хологических знаний — практическая необходимость
для каждого современного руководителя трудового
коллектива.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПСИХОГРАФИЧЕСКАЯ СХЕМА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Попробуем перечислить некоторые факторы, которые обычно учитывают люди, оценивая другого человека. При этом поста вим себя в положение руководителя коллектива, которому из вестны не только политические и деловые качества, анкетные данные сотрудника, но и многие другие сведения, почерп нутые им из личных бесед, наблюдений за поведением работни ка в различных ситуациях, отдельных его замечаний и т. д.
Изучая личность, нельзя забывать, что отрицательная ин формация имеет свойство оказывать на наше мнение гораздо большее влияние, чем полоясительная.
Существует ряд приемов для повышения уровня объектив ности своих суждений о людях, основанных на углубленных и дифференцированных оценках всего диапазона личности чело века. Одним из таких средств может быть пспхографическая схема, помогающая систематизировать разнообразную информа цию о конкретной личности.
I. Персонографические сведения и внешние данные
Общие персонографические сведения: фамилия, имя, отче ство, год и место рождения, национальность, социальное поло жение, партийность, образование, трудовой стаж, участие в об щественной ясизни, участие в войне, правительственные на грады. При несомненной важности эта информация еще не дает нам полного представления о личности и ее душевном складе. Вместе с тем персонографические сведения являются тем наи более объективным материалом, который служит неопровержи мым доказательством наших первоначальных предположений о человеке.
Внешние данные: рост, комплекция, речевые особенности, выразительные движения (мимика, жесты), особенности «оформ ления» внешности. Эти данные, хотя и кажутся второстепен ными, но, безусловно, влияют на наше эмоциональное «принятие» или «непринятие» определенного человека. Здесь сказываются наши многочисленные предубеждения и стереотипы, которые очень трудно преодолеть.
Дело в том, что при первом знакомстве с человеком мы пы таемся «расшифровать» его внутренний мир с помощью свойст венного каждому из нас метода истолкования внешних призна ков. Хотя ни антропология, ни психология не располагают сколько-нибудь надежными научными данными о зависимости между психикой человека и строением его тела, формой черепа и конфигурацией лица, обыденное сознание приписывает неко торым особенностям облика человека значение критериев для распознания внутреннего мира.
— 153 —
Нет сомнения в том, что существует известная зависимость между первичным выражением лица человека и складом его характера. Чтобы в этом убедиться, достаточно взглянуть на ра
боты |
талантливых |
художников-портретистов. |
Однако |
внешний |
|
облик человека, |
его |
фотография, даже>ометкая |
и удачная, не мо |
||
гут |
быть сами |
по |
себе источником исчерпывающих |
сведений |
о его манере одеваться, хотя одежда часто дает известное пред ставление о некоторых чертах личности.
Более надежные сведения о характерологических особенно стях человека молено получить, наблюдая его в движении, в деятельности. Такие проявления двигательной активности, как мимика, жесты, походка, заключают в себе достоверную инфор мацию о типе нервной системы их обладателя, о многих его социальных качествах. Не случайно писатели, создавая тот пли иной персонаж, придают такое значение выразительным движе ниям своего героя.
Процесс познания человека человеком — сложная психоло гическая задача, решение которой не может быть сведено к про стому декодированию внешних признаков, так как связи меж ду внешним поведением и внутренним миром личности сложны
и многообразны. Всякий, кто принимает на себя |
ответствен |
ность за истолкование этих связей, должен помнить, |
что даже |
в самом объективном суждении о другом человеке есть извест ная доля субъективизма.
II. Направленность личности, ее политические и деловые
качества
Наиболее объективные, решающие и неопровержимые данные о личности человека дают его реальные действия и поступки.
Как известно, В. И. Ленин учил «судить о людях не по то му блестящему мундиру, который они сами себе надели, не по
той эффектной кличке, которую они сами себе взяли, а |
по то |
|||||
му, как они |
поступают |
и что они на самом |
деле пропаганди |
|||
руют...» Именно по поступкам судим |
мы |
о направленности, |
||||
взглядах и трудовой деятельности человека. |
|
лично |
||||
Критериями |
морально-политической |
направленности |
||||
сти, служат: |
а) |
идейная убежденность, |
б) целеустремленность, |
|||
в) принципиальность, г) |
бескорыстие, д) |
правдивость, е) |
скром |
ность, ж) справедливость, з) коллективизм.
Чтобы правильно распознать и оценить эти качества в че ловеке, необходимо учесть множество отдельных действий и по ступков, вскрыть их причины и соотнести их со всеми другими личностными проявлениями. Этому призван помочь дальней ший анализ, опирающийся на возможно более полный объем сведений о человеке. Важнейшим критерием является участие данного человека в партийной, комсомольской и общественной жизни коллектива.
Оценку деловых качеств лучше всего производить по кон кретной работе, учитывая при этом следующие моменты:
*В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 6, стр. 9.
—154 —