Файл: Коровин, Н. В. Электрохимические генераторы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 106

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Т а б л и ц а 1Ой

Электрические характеристики батареи. ТЭ из пяти блоков

Р е ж и м работы

Непрерывная работа

( 2 4 ч

и су т к и ).............................

 

Кратковременная

работа

(до 2 'I и сутки) . . . .

Н ап р я ж е н и е ,

Т ок , А

Мощность,

В

Вт

(і,8

138

9 4 0

5 , 0

4 2 0

2 3 5 0

в том числе 60% составляет масса вспомогательных си­ стем. С увеличением мощности ЭХГ снижается доля мас­ сы вспомогательных систем и соответственно масса ЭХГ на единицу мощности.

В качестве примера рассмотрим ЭХГ поминальной мощностью 32 кВт, разработанный для электромобиля «Электронам», а также комплекс ЭХГ с аккумулятором.

е) Электрохимический генератор для электромобиля «Электрован»

Фирма Дженерал Моторе разработала автобус «Электрован» с водородно-кислородным ЭХГ фирмы Юнион Карбайд Ко с номинальной мощностью 32 кВт

[Л. 58].

Общий вид ЭХГ в автобусе приведен на рис. 14. Ре­ агентами служили жидкие водород и кислород. Запас их обеспечивал пробег 160—240 км. Батарея ТЭ собиралась из 32 блоков номинальной мощностью 1 кВт и макси­ мальной мощностью 5 кВт каждый. Блоки соединялись последовательно, давая напряжение 460 В при номи­ нальной и 260 В при максимальной мощности. Отвод воды осуществлялся циркуляцией водорода, отвод теп­ ла — в основном циркуляцией электролита. Схема цир­ куляции водорода, кислорода и электролита приведена на рис. 15. Жидкий водород из криогенного сосуда по­ ступает в испаритель-подогреватель, погруженный в ра­ створ электролита. Для предотвращения конденсации воздуха на трубопроводе жидкого водорода последний имеет вакуумную изоляцию. В испарителе-подогревателе водород превращается в газообразное состояние и с по­ мощью центробежного двухступенчатого нагнетателя 9 подается в батарею ТЭ. Для отвода воды из батареи ТЭ необходим избыток водорода по сравнению с фарадеев-

10G


Рис. 14. Автобус «Электровам» фирмы Джеиерал Моторе с ЭХГ фирмы ІОньоіі Карбайд [Л. 56].

/

бак для

жидкого водорода;

2 — бак

для

жидкого кислорода; 3 — батарея

ТЭ;

jl — бак

для электролита;

5 — теплообменник; С — конденсатор; 7 — пре­

образователь;

S и 9 — мотор переменного

тока

с контрольной аппаратурой.

Рис. Іо. Схема водородного, кислород того и электролитного конту­

ров в ЭХГ автобуса «Электровам»

[Л.

58].

 

/--ж и д к и й водород;

2 — жидкий кислород;

3 — вакуумная линия; 4 — предо­

хранительный

клапан;

5 соленоидный

клапан;

6 — регулятор;

7 — испаритель;

с,— резервуар

для электролита; 9 — вентилятор;

10 — оребрсние;

/ / — регулятор

и эжекторный

насос;

12 — конденсатор;

13— слив воды; 14 -

теплообменник'

І5 — ііо т ѳ к воздуха; lb — насос.

107

скпм расходом. Отношение количества циркулирующего газа к расходуемому в зависимости от нагрузки лежит в пределах 10—60. Йз батареи ТЭ избыточный водород вместе с водой поступает в конденсатор 12, где конден­ сирующаяся вода сливается через клапан 13, предотвра­ щающий утечку водорода. Водород из конденсатора сно­ ва поступает в батарею ТЭ. Регулирование давления водорода в контуре осуществляется с помощью пневма­ тически управляемого регулятора 6 п соленоидных кла­ панов. Жидкий кислород поступает по трубопроводу,

оребренному для предотвращения

конденсации воздуха,

в испаритель-подогреватель 7, где

превращается в газ

Газ с помощью эжекторного насоса 11 подается в ТЭ; с помощью регулятора давления н эжектора обеспечи­ вается рециркуляция кислорода (28-кратный избыток).

Вода из кислородного контура не выводится.

Контур электролита состоит из электролитного резер­ вуара, газового сепаратора, насоса и холодильника. Циркуляция электролита обеспечивает отвод тепла н регулирование температуры. Электролит из батареи ТЭ поступает в резервуар электролита, расположенный над батареей ТЭ. Резервуар принимает избыток электролита при его разбавлении или тепловом расширении. Распо­ ложение резервуара электролита над батареей ТЭ обес­ печивает заполнение ТЭ электролитом даже в случае выхода из строя насосов. В резервуаре также находится газовый сепаратор, состоящий из перфорированной пла­ стины и трубки. Сепаратор отделяет от электролита во­ дород и кислород, прошедшие через электроды. В резер­ вуаре также находится фильтр контура, представляю­ щий никелевую сетку с большой поверхностью.

Электролит циркулирует в контуре с помощью цен­ тробежных насосов, изготовленных из найлона. Тепло отводится в холодильник, представляющий собой две трубки с оребрением. Температура электролита регу­ лируется с помощью обводного канала, который направ­ ляет электролит в обход радиатора, если температура падает ниже 65 °С. Радиатор охлаждается воздухом, ко­ торый протекает также через конденсатор водородного контура, поэтому тепло отводится также в конденсато­ ре воды.

При запуске ЭХГ могут возникать переполюсовкп от­ дельных ТЭ из-за неравномерного распределения газов по электродам. Исправление полярности достигается пу-

108


 

 

 

 

Т а б л II ц а 11

Характеристик'!

Э К Г автобуса. Электрован

 

 

 

 

Б а т а р е я

Т Э

О б щ а я

си с тем а

Х ар ак тер и сти к и

Н о м и н ал ь ­

Макси­

Н о м и н а л ь ­

М ак с и ­

 

 

н ая м о щ ­

м а л ь н а я

н ая м о щ ­

м а л ь н а я

 

 

н о сть

м ощ н ость

н ость

м о щ н о сть

Масса, к г .............................

G 1 0

 

1 4 8 0

 

Объем, л .................................

5 1 0

Мощность, к В т .....................

32

9 6

27

91

Удельная масса,

кг кВт . .

19

6 , 4

5 5

16

Удельный объем,

л/кВт . .

1G

5 , 5

Плотность тока,

мА см2 . .

5 5

1 8 5

К.п.д., % .............................

4 7

4 4

тем подачи на каждый ТЭ, работающий в режиме элек­ тролиза, напряжения правильного знака.

В ЭХГ предусмотрено ручное и автоматическое исправление отклонений от безопасных условий работы, о которых можно судить по показаниям приборов, фик­ сирующих температуру, давление и уровень электролита в резервуаре и работу вспомогательных устройств.

Мощность вспомогательного оборудования равна 3 кВт, общие потери с учетом токов утечки составляют 17% номинальной мощности.

Общие характеристики ЭХГ приведены в табл. 11.

ж) Гибридная система ЭХГ с аккумуляторами

К. Кордеш переоборудовал четырехместиый автомо­ биль с массой 900 кг, заменив двигатель внутреннего сгорания и некоторые другие устройства, на систему ЭХГ — батарея аккумуляторов. Общий вид автомобиля приведен на рис. 16.

Автомобиль оборудован водородно-воздушным ЭХГ мощностью 6 кВт, параллельно соединенным с батареей

свинцовых аккумуляторов.

Структурная схема ЭХГ приведена на рис. 17. Ба­ тарея водородно-воздушных ТЭ состоит из 120 двухэле­ ментных модулей, объединенных в 15 блоков. Пять та­

ких блоков собираются

в большой

блок

мощностью

2 кВт. Удаление воды из

батареи осуществляется как

за счет циркуляции водорода (около

50%

воды), так и

109



Рис. 16. Электромобиль Кордеша [Л. 57].

Рис. 17. Общая схема водородно-воздушного ЭХГ Кордеша [Л. 57].

I — водородаыЛ насос; 2 — датчик

и регулятор давления; 3 — батарея ТЭ;

4 —

конденсатор

воды;

5 — клапан

продувки; 6 — вентилятор;

7 — теплообменник

электролита;

8 — фильтр

для

удаления ССЬ; 9 — резервуар

для электролита;

10 — насос электролитного

контура;

11 — датчик температуры; 12 — байпас

кон­

троля

температуры;

13 — нагрузка;

14 — выводы на контрольную панель;

15

ввод

воздуха; 16— вывод

воздуха;

/7 — вывод воды.

 

 

116

потоком воздуха. Отвод тепла осуществляется циркули­ рующим водородом, потоком воздуха и циркулирующим электролитом.

По данным лабораторных испытаний при плотности тока 55 мА/см2 характеристики ТЭ практически не из­ меняются за 2 000 ч непрерывной работы, что соответст­

вует примерно 100 000 км пробега. Как показали иссле­ дования, при работе с перерывами срок службы батареи растет. Характеристики батареи после длительной рабо­ ты можно улучшить путем промывки водой.

Водород хранится на крыше автомобиля в шести облегченных (авиационных) стальных баллонах, кото­ рые имеют массу 62 кг и вмещают 17,8 м3 водорода, что

эквивалентно 33 кВт-ч фактической энергии. Водород с помощью циркуляционного насоса прокачивается че­ рез батарею ТЭ (рис. 17). При этом водород уносит око­ ло 50% образующейся в элементах воды. Остальная вода удаляется воздухом. Насос обеспечивает перепад давления в батарее 246 Па при 10—20-кратном избытке водорода. Такого избытка достаточно для удаления всей воды, получаемой при плотности тока 50 мА/см2, темпе­ ратуре в батарее 65 °С и в конденсаторе 25 °С. Вода затем удаляется в конденсатор и собирается в коллекто­ ре емкостью 10 л. Водородный контур имеет клапан для

непрерывного сброса газов (3,0—4,5 л/ч), необходимый для удаления инертных примесей. Через водородный контур также может производиться заполнение батареи азотом после выключения и при аварии. Для этого име­

ются

баллон с

азотом (объем Л/2» Д ,1 м3) и

клапан,

обеспечивающий

быструю замену атмосферы

батареи

(0,4

м3/мин).

 

 

Воздух вентилятором проносится через конденсатор, теплообменник электролита, фильтр для очистки от СО> и батарею ТЭ. При перепаде давления в батарее 246 Па скорость движения воздуха может быть 1 — 1,5 м3/мии, что в 10 раз больше стехиометрического расхода при ма­

ксимальной нагрузке (60 А). Однако для снижения рас­ хода поглотителя С 02 применяют меньший избыток воз­ духа. Поглотитель С 02 заполняется 9 кг натронной изве­

сти, что достаточно на 800 км пути. Как видно из рис. 17, контур циркуляции электролита аналогичен кон­ туру, применяемому в «Электроване».

Батареи свинцовых аккумуляторов состоят из семи блоков па 12 В общей массой 150 кг. Вольт-амперные