ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 106
Скачиваний: 0
Т а б л и ц а 1Ой
Электрические характеристики батареи. ТЭ из пяти блоков
Р е ж и м работы
Непрерывная работа |
( 2 4 ч |
и су т к и )............................. |
|
Кратковременная |
работа |
(до 2 'I и сутки) . . . .
Н ап р я ж е н и е , |
Т ок , А |
Мощность, |
В |
Вт |
|
(і,8 |
138 |
9 4 0 |
5 , 0 |
4 2 0 |
2 3 5 0 |
в том числе 60% составляет масса вспомогательных си стем. С увеличением мощности ЭХГ снижается доля мас сы вспомогательных систем и соответственно масса ЭХГ на единицу мощности.
В качестве примера рассмотрим ЭХГ поминальной мощностью 32 кВт, разработанный для электромобиля «Электронам», а также комплекс ЭХГ с аккумулятором.
е) Электрохимический генератор для электромобиля «Электрован»
Фирма Дженерал Моторе разработала автобус «Электрован» с водородно-кислородным ЭХГ фирмы Юнион Карбайд Ко с номинальной мощностью 32 кВт
[Л. 58].
Общий вид ЭХГ в автобусе приведен на рис. 14. Ре агентами служили жидкие водород и кислород. Запас их обеспечивал пробег 160—240 км. Батарея ТЭ собиралась из 32 блоков номинальной мощностью 1 кВт и макси мальной мощностью 5 кВт каждый. Блоки соединялись последовательно, давая напряжение 460 В при номи нальной и 260 В при максимальной мощности. Отвод воды осуществлялся циркуляцией водорода, отвод теп ла — в основном циркуляцией электролита. Схема цир куляции водорода, кислорода и электролита приведена на рис. 15. Жидкий водород из криогенного сосуда по ступает в испаритель-подогреватель, погруженный в ра створ электролита. Для предотвращения конденсации воздуха на трубопроводе жидкого водорода последний имеет вакуумную изоляцию. В испарителе-подогревателе водород превращается в газообразное состояние и с по мощью центробежного двухступенчатого нагнетателя 9 подается в батарею ТЭ. Для отвода воды из батареи ТЭ необходим избыток водорода по сравнению с фарадеев-
10G
Рис. 14. Автобус «Электровам» фирмы Джеиерал Моторе с ЭХГ фирмы ІОньоіі Карбайд [Л. 56].
/ |
бак для |
жидкого водорода; |
2 — бак |
для |
жидкого кислорода; 3 — батарея |
ТЭ; |
jl — бак |
для электролита; |
5 — теплообменник; С — конденсатор; 7 — пре |
||
образователь; |
S и 9 — мотор переменного |
тока |
с контрольной аппаратурой. |
Рис. Іо. Схема водородного, кислород того и электролитного конту
ров в ЭХГ автобуса «Электровам» |
[Л. |
58]. |
|
|||
/--ж и д к и й водород; |
2 — жидкий кислород; |
3 — вакуумная линия; 4 — предо |
||||
хранительный |
клапан; |
5 соленоидный |
клапан; |
6 — регулятор; |
7 — испаритель; |
|
с,— резервуар |
для электролита; 9 — вентилятор; |
10 — оребрсние; |
/ / — регулятор |
|||
и эжекторный |
насос; |
12 — конденсатор; |
13— слив воды; 14 - |
теплообменник' |
І5 — ііо т ѳ к воздуха; lb — насос.
107
скпм расходом. Отношение количества циркулирующего газа к расходуемому в зависимости от нагрузки лежит в пределах 10—60. Йз батареи ТЭ избыточный водород вместе с водой поступает в конденсатор 12, где конден сирующаяся вода сливается через клапан 13, предотвра щающий утечку водорода. Водород из конденсатора сно ва поступает в батарею ТЭ. Регулирование давления водорода в контуре осуществляется с помощью пневма тически управляемого регулятора 6 п соленоидных кла панов. Жидкий кислород поступает по трубопроводу,
оребренному для предотвращения |
конденсации воздуха, |
в испаритель-подогреватель 7, где |
превращается в газ |
Газ с помощью эжекторного насоса 11 подается в ТЭ; с помощью регулятора давления н эжектора обеспечи вается рециркуляция кислорода (2—8-кратный избыток).
Вода из кислородного контура не выводится.
Контур электролита состоит из электролитного резер вуара, газового сепаратора, насоса и холодильника. Циркуляция электролита обеспечивает отвод тепла н регулирование температуры. Электролит из батареи ТЭ поступает в резервуар электролита, расположенный над батареей ТЭ. Резервуар принимает избыток электролита при его разбавлении или тепловом расширении. Распо ложение резервуара электролита над батареей ТЭ обес печивает заполнение ТЭ электролитом даже в случае выхода из строя насосов. В резервуаре также находится газовый сепаратор, состоящий из перфорированной пла стины и трубки. Сепаратор отделяет от электролита во дород и кислород, прошедшие через электроды. В резер вуаре также находится фильтр контура, представляю щий никелевую сетку с большой поверхностью.
Электролит циркулирует в контуре с помощью цен тробежных насосов, изготовленных из найлона. Тепло отводится в холодильник, представляющий собой две трубки с оребрением. Температура электролита регу лируется с помощью обводного канала, который направ ляет электролит в обход радиатора, если температура падает ниже 65 °С. Радиатор охлаждается воздухом, ко торый протекает также через конденсатор водородного контура, поэтому тепло отводится также в конденсато ре воды.
При запуске ЭХГ могут возникать переполюсовкп от дельных ТЭ из-за неравномерного распределения газов по электродам. Исправление полярности достигается пу-
108
|
|
|
|
Т а б л II ц а 11 |
|
Характеристик'! |
Э К Г автобуса. „Электрован“ |
|
|
||
|
|
Б а т а р е я |
Т Э |
О б щ а я |
си с тем а |
Х ар ак тер и сти к и |
Н о м и н ал ь |
Макси |
Н о м и н а л ь |
М ак с и |
|
|
|
н ая м о щ |
м а л ь н а я |
н ая м о щ |
м а л ь н а я |
|
|
н о сть |
м ощ н ость |
н ость |
м о щ н о сть |
Масса, к г ............................. |
G 1 0 |
|
1 4 8 0 |
|
|
Объем, л ................................. |
5 1 0 |
— |
— |
— |
|
Мощность, к В т ..................... |
32 |
9 6 |
27 |
91 |
|
Удельная масса, |
кг кВт . . |
19 |
6 , 4 |
5 5 |
16 |
Удельный объем, |
л/кВт . . |
1G |
5 , 5 |
— |
— |
Плотность тока, |
мА см2 . . |
5 5 |
1 8 5 |
— |
— |
К.п.д., % ............................. |
— |
— |
4 7 |
4 4 |
тем подачи на каждый ТЭ, работающий в режиме элек тролиза, напряжения правильного знака.
В ЭХГ предусмотрено ручное и автоматическое исправление отклонений от безопасных условий работы, о которых можно судить по показаниям приборов, фик сирующих температуру, давление и уровень электролита в резервуаре и работу вспомогательных устройств.
Мощность вспомогательного оборудования равна 3 кВт, общие потери с учетом токов утечки составляют 17% номинальной мощности.
Общие характеристики ЭХГ приведены в табл. 11.
ж) Гибридная система ЭХГ с аккумуляторами
К. Кордеш переоборудовал четырехместиый автомо биль с массой 900 кг, заменив двигатель внутреннего сгорания и некоторые другие устройства, на систему ЭХГ — батарея аккумуляторов. Общий вид автомобиля приведен на рис. 16.
Автомобиль оборудован водородно-воздушным ЭХГ мощностью 6 кВт, параллельно соединенным с батареей
свинцовых аккумуляторов.
Структурная схема ЭХГ приведена на рис. 17. Ба тарея водородно-воздушных ТЭ состоит из 120 двухэле ментных модулей, объединенных в 15 блоков. Пять та
ких блоков собираются |
в большой |
блок |
мощностью |
2 кВт. Удаление воды из |
батареи осуществляется как |
||
за счет циркуляции водорода (около |
50% |
воды), так и |
109
Рис. 16. Электромобиль Кордеша [Л. 57].
Рис. 17. Общая схема водородно-воздушного ЭХГ Кордеша [Л. 57].
I — водородаыЛ насос; 2 — датчик |
и регулятор давления; 3 — батарея ТЭ; |
4 — |
||||||
конденсатор |
воды; |
5 — клапан |
продувки; 6 — вентилятор; |
7 — теплообменник |
||||
электролита; |
8 — фильтр |
для |
удаления ССЬ; 9 — резервуар |
для электролита; |
||||
10 — насос электролитного |
контура; |
11 — датчик температуры; 12 — байпас |
кон |
|||||
троля |
температуры; |
13 — нагрузка; |
14 — выводы на контрольную панель; |
15 — |
||||
ввод |
воздуха; 16— вывод |
воздуха; |
/7 — вывод воды. |
|
|
116
потоком воздуха. Отвод тепла осуществляется циркули рующим водородом, потоком воздуха и циркулирующим электролитом.
По данным лабораторных испытаний при плотности тока 55 мА/см2 характеристики ТЭ практически не из меняются за 2 000 ч непрерывной работы, что соответст
вует примерно 100 000 км пробега. Как показали иссле дования, при работе с перерывами срок службы батареи растет. Характеристики батареи после длительной рабо ты можно улучшить путем промывки водой.
Водород хранится на крыше автомобиля в шести облегченных (авиационных) стальных баллонах, кото рые имеют массу 62 кг и вмещают 17,8 м3 водорода, что
эквивалентно 33 кВт-ч фактической энергии. Водород с помощью циркуляционного насоса прокачивается че рез батарею ТЭ (рис. 17). При этом водород уносит око ло 50% образующейся в элементах воды. Остальная вода удаляется воздухом. Насос обеспечивает перепад давления в батарее 246 Па при 10—20-кратном избытке водорода. Такого избытка достаточно для удаления всей воды, получаемой при плотности тока 50 мА/см2, темпе ратуре в батарее 65 °С и в конденсаторе 25 °С. Вода затем удаляется в конденсатор и собирается в коллекто ре емкостью 10 л. Водородный контур имеет клапан для
непрерывного сброса газов (3,0—4,5 л/ч), необходимый для удаления инертных примесей. Через водородный контур также может производиться заполнение батареи азотом после выключения и при аварии. Для этого име
ются |
баллон с |
азотом (объем Л/2» Д ,1 м3) и |
клапан, |
обеспечивающий |
быструю замену атмосферы |
батареи |
|
(0,4 |
м3/мин). |
|
|
Воздух вентилятором проносится через конденсатор, теплообменник электролита, фильтр для очистки от СО> и батарею ТЭ. При перепаде давления в батарее 246 Па скорость движения воздуха может быть 1 — 1,5 м3/мии, что в 10 раз больше стехиометрического расхода при ма
ксимальной нагрузке (60 А). Однако для снижения рас хода поглотителя С 02 применяют меньший избыток воз духа. Поглотитель С 02 заполняется 9 кг натронной изве
сти, что достаточно на 800 км пути. Как видно из рис. 17, контур циркуляции электролита аналогичен кон туру, применяемому в «Электроване».
Батареи свинцовых аккумуляторов состоят из семи блоков па 12 В общей массой 150 кг. Вольт-амперные