Файл: Коровин, Н. В. Электрохимические генераторы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 104

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 18. Вольт-а.мпермые кривые батареи ТЭ (/,

2)

и аккумуляторов

после полной зарядки

(3,

3'),

разряженного на

1/4

(4 и 4'), на 1/2

(5 и 5') и на 3/4 (6 и

6')

[Л.

57]; 36—кривые разряда аккумуля­

торов; 3'—6’ — кривые заряда

аккумуляторов. Температура батареи

ТЭ 35 °С {!) и 60 °С (2).

 

 

 

 

ВТЭ — батарея топливных элементов; БА — батарея свинцо­ вых аккумуляторов; КП — контрольная панель; М — мотор; Д — диод: ОЛ — обводная линия.

112

Кривые батареи ТЭ и аккумуляторов приведены ііа рис. 18, откуда видно, что при малых нагрузках напря­ жение батареи ТЭ выше, чем напряжение батареи акку­ муляторов, в этом случае батарея ТЭ может заряжать батарею аккумуляторов. При больших нагрузках часть энергии отбирается от аккумулятора. Для предупрежде­ ния электролиза в батарее ТЭ от батареи аккумулято­ ров, когда напряжение последней выше напряжения ба­ тареи ТЭ, в цепь включается диод Д, обеспечивающий течение тока в одном направлении (рис. 19). Переполюсовка в батарее ТЭ может быть устранена импульсом тока от аккумулятора путем включения обводной линии ОЛ. С помощью резисторов обеспечивают изменение скорости п нагрузки системы.

Как показали опыты, при эксплуатации автомобиля расход водорода составляет 5,5 м3/100 км. Потери водо­ рода из-за токов утечек и иа продувку составляли около 3%. Вспомогательное оборудование ЭХГ потребляло мощность 250—300 Вт или 4—5% мощности батареи при плотности тока 110 мА/см2; к. п. д. системы был око­

ло 50%.

з) Топливные элементы Института нефти (Франция)

Во французском Институте нефти [Л. 59—61] разра­ батываются ТЭ на основе комбинированных угольноникелевых электродов. Электроды готовят нанесением па одну сторону пористой никелевой ленты активирован­ ного угля с катализатором, которым служит серебро на

катоде

(1 — 10 мг/см2) и

платина-палладий на

аноде

(0,5—3

мг/см2). На слой

угля с катализатором

нано­

сится фторопластовая эмульсия, образующая гидрофоб­ ный слой, контактирующий с газом. Толщина электрода 0,4 мм, масса 50 мг/см2. Рабочая поверхность 120 — 150 см2. В водородно-воздушном ТЭ получены плотности тока 40— 100 мА/см2 при 50—60 °С и напряжении 0,7 —

0,75 В при ресурсе несколько тысяч часов.

Батарея водородно-воздушных ТЭ мощностью 500 Вт при напряжении 11 В имела массу 15 кг и была испы­ тана в течение 600 ч при удельной мощности элемента 60 мВт/см2. Удаление воды осуществлялось воздухом н конденсацией из водорода. Воздух предварительно очи­ щался от С 02 противотоком раствора КОН.

8 - 2 6 7

И З


іі) Элементы фирмы Электрик Пара Сторидж

Угольные электроды разработаны также фирмой Электрик Пауа Сторидж [Л. 62—64]. Смесь угля, акти­ вированного катализатором, с гидрофобной связкой прессуется на никелевую или серебряную сетку. Ката­ лизатором кислородного электрода служит серебро, ко­ торое наносится на уголь восстановлением A gN 03 при

500°С. Катализатором водородного электрода служит платина. Фирма создала батарею ТЭ мощностью 1 кВт с циркулирующим электролитом и испытывала ее в те­ чение 1 года.

Эта же фирма разработала батарею водородно-кис­ лородных ТЭ для буев и бакенов. Для упрощения устройства и снижения м'ассы батареи тепло отводится в окружающую среду, отвод воды не производится. По мере работы батареи происходит разбавление электро­ лита и увеличение его объема, поэтому батарея имеет пространство для повышения уровня электролита. Часть пространства батареи заполнена сухой щелочью, поэто­ му при увеличении объема раствора электролита про­ исходит растворение КОН и восстановление концентра­ ции раствора. Как показали исследования, при измене­ нии концентрации КОН от 594 до 56 г/л напряжение ТЭ при 24°С и плотности тока 10 мА/см2 изменяется от 0,82

до 0,78 В.

При температуре 15 °С изменение напряжения более значительно, поэтому необходимо снижать плотность тока. Удельная энергия на буях и бакенах составляет

90— 110 Вт-ч/кг.

Топливные элементы с электродами на пластмассо­ вой основе. Фирма Шелл [Л. 32, 65] создала электроды на основе микропористого поливинилхлорида толщиной 0,76 мм с порами 5 мкм, которые получают при вымы­ вании крахмала из композиции с поливинилхлоридом.■ На пористую пленку наносят серебро сначала вакуум­ ным напылением, затем электроосаждением. Для по­ вышения 'коррозионной стойкости серебряная основа по­ крывается родием толщиной 0,2 мкм. На металлическую основу напыляется смесь связки угля и катализатора. Катализаторами служат серебро на кислородном элек­ троде и металлы платиновой группы на водородном элек-

114

троде. Особенностью ТЭ также является кислый электро­ лит (6п HoSO/,). В батарее мощностью 250 Вт получено

напряжение на элементах 0,57 В при 25—30 °С и плот­ ности тока 50 мА/см2.

21. Топливные элементы с ионообменными мембранами и ЭХГ на их основе

а) Элементы фирмы Дженерал Электрик

Топливные элементы с ионообменными мембранами были разработаны фирмой Дженерал Электрик [Л. 66];

ТЭ состоит из мембраны, двух электродов и распредели­ теля газа по поверхности. Напряжение ТЭ зависит от сопротивления мембраны и контактных сопротивлений между мембраной и электродами.

Сопротивление мембраны определяется ее толщиной и удельным электрическим сопротивлением, зависящим от типа и влагосодержания мембраны. Контактное элек­ трическое сопротивление определяется способом, пло­ щадью и плотностью контакта мембраны и электрода. Катализатор может быть нанесен непосредственно на мембрану методом напыления, химического осаждения или прессования. В этом случае обеспечивается хоро­ ший контакт с мембраной. Электрод может быть также механически прижат к мембране.

Фирма Дженерал Электрик первоначально пополь­ зовала гетерогенные мембраны толщиной 0.25 мм на основе сульфированного полистирола с фторопластовым связующим. Мембрана имеет следующие характеристи­ ки: влагосодержание 25—30%, удельное электрическое сопротивление 60—70 Ом ■см, электроосмос 2,3 — 2,5 моль ТЬО/фарадей.

Электродами служат платинированные никелевые, платиновые пли титановые сетки, механически при­

жимаемые гофрированными токосъемниками к мем­ бране.

Характеристики ТЭ непрерывно улучшаются. Так в лаборатории получены следующие результаты [Л. 67].

Го д ы .....................

1960

1963

1965

1967

Плотность мошио-

 

 

 

 

CTFT, m B t ' c m 5 . .

40

60

100

150

Напряжение, В . .

0,45

0,7

0,7

0,7

8*

115

 


Основным недостатком ТЭ с ионообменными 'мембра­ нами является малый срок службы из-за нестабильно­ сти мембраны, особенно при ‘пониженной влажности н повышенной температуре.

Ухудшение характеристик ТЭ во времени также мо­ жет быть обусловлено отравлением катализатора орга­ ническими веществами, вымываемыми из мембраны.

Фирма Дженерал Электрик работает над созданием более стабильных мембран па основе фторсодержащих полимеров, благодаря чему повышается срок службы и теплостойкость ТЭ. Приведенные ранее данные по улуч­ шению характеристик ТЭ достигнуты в основном за счет повышения рабочей температуры ТЭ вследствие приме­ нения более теплостойкой мембраны. В лаборатории ТЭ работают до 15 000 ч. Фирма планирует создать батареи массой 7 кт/кВт.

Электрохимические генераторы на кораблях «Джемини»

На основе ТЭ с ионообменной мембраной фирмой Дженерал Электрик были разработаны водородно-кис­ лородные ЭХГ для космических кораблей типа «Джема­ ми» [Л. 40, 67, 68]. Система энергопитания корабля

должна обеспечивать суммарное потребление 200 кВт-ч в течение двухнедельного полета. Энергоустановка вклю­ чает в себя систему храпения водорода и кислорода, ба­ тарею ТЭ, системы удаления воды и отвода тепла (рис. 20), а также батарею серебряно-цинковых акку­

муляторов и систему автоматического управления. Батарея водородно-кислородных ТЭ биполярного ти­

па состоит из двух секций, каждая из которых имеет три блока, соединенных параллельно. Средняя мощность секции 600 Вт, пиковая мощность 1 кВт, напряжение па выходе 22—30 В. Масса 31 кг, объем 51 л.

Каждый блок состоит из 32 последовательно соеди­ ненных ТЭ размерами 0,18X0,2 м толщиной 0,45 мм.

Батарея ТЭ работала

при 25—60 °С.

 

 

Вольт-амперная характеристика элементов

Плотность тока,

6,0

32

70

125

190

мА/см2 . . . .

Напряжение, В . .

0,9

0,8

0,7

0,6

0,5

К.П.Д., % . . . .

60

53

47

40

33

116


Рис. 20. Принципиальная схема системы энергопитания космического корабля «Джемипи».

/ — б а т а р е я Т Э ; 2 — б а к д л я с б о р а в о д ы ; 3 — б а к д л я х р а н е н и я в о д о р о д а ; 4 — б а к д л я х р а н е н и я к и с л о р о д а ; 5 — т р у б о п р о в о д д л я п о д а ч и в о д о р о д а ; 6 — т р у ­ б о п р о в о д д л я п о д а ч и к и с л о р о д а ; 7 — т р у б о п р о в о д ц и р к у л я ц и и т е п л о н о с и т е л я ;

S — т е п л о о б м е н н и к и д л я п о д о г р е в а к о м п о н е н т о в ; 9 — н а с о с ц и р к у л я ц и и т е п л о ­ н о с и т е л я ; 10 — х о л о д и л ь н и к - и з л у ч а т е л ь .

Срок службы 2 000 ч. Водород п кислород хранятся

криогенным

способом при давлении 2,5 • IО6 Па

(Н2) и

4,9 -106 Па

(0 2)

в емкостях,

имеющих две оболочки, од­

на из которых

изготовлена

из инконеля, вторая

(внеш­

няя)— из титанового сплава. Масса водорода и кисло­ рода для двухнедельного полета (160 кВт-ч) составляет 90 кг. Водород и кислород перед подачей в батарею ТЭ подогреваются в теплообменнике и редуцируются до ра­ бочего давления 1,57-ІО5 Па. Для освобождения от

инертных примесей производится периодическая продув­ ка (через 180 ч). Образующаяся в ТЭ вода удаляется со стороны кислорода, конденсируясь на охлаждаемом то­ косъемнике, откуда с помощью фитилей отводится к се­ паратору, где отделяется от кислорода и поступает в бак с питьевой водой. »

После заполнения бака для питьевой воды вода по­ ступает в бак испарителя, при заполнении последнего сбрасывается за борт.

117

Регулирование температуры осуществляется циркули­ рующим теплоносителем — силиконовым эфиром, кото­ рый использовался для подогрева входящих газов.

Расход энергии на собственные нужды составляет 4—5%. Масса двух секции батареи со связанным с ни­ ми оборудованием 65,7 кг.

22. Топливные элементы с асбестовой мембраной и ЭХГ на их основе

Фирма Аллис Чалмерс использует в качестве элек­ тролитоносителя асбестовую диафрагму (Л. 7, 32]. Элек­ тродами ТЭ Аллис Чалмерс являются пористые никеле­ вые пластины толщиной 0,5—0,75 мм, активированные платиной и палладием на аноде и серебром или плати­ ной на катоде. Электроды прижимаются к асбестовой мембране с помощью электрододержателя. Благодаря применению высокоактивных электродов и топкой мем­ браны с малым омическим сопротивлением в ТЭ полу­ чены высокие плотности тока. Характеристики ТЭ Аллис Чалмерс являются одними из лучших характеристик во­ дородно-кислородных низкотемпературных ТЭ. Так, при 90 °С и напряжении 0,90 В получена плотность тока 250 мА/см2. Топливные элементы могут работать непре­ рывно 5 000 ч и более.

Фирма разработала также кислородные электроды без использования платиновых металлов. Электрод гото­ вится прессованием пасты из суспензии тефлона и сереб­ ряного порошка на металлическую сетку. Серебряный по­ рошок, полученный разложением оксалата серебра, имеет очень высокую поверхность и каталитическую актив­ ность.

а) Водородно-кислородные ЭХГ космического назначения

По заказу НАСА разработаны водородно-кислород­ ные ЭХГ мощностью 0,2; 2 и 5 кВт [Л. 40, 69, 70], имею­ щие батареи ТЭ, системы отвода воды и терморегулиро­ вания и электронные блоки управления.

Характеристики ТЭ и ба§ареи в значительной степе­ ни зависят от содержания воды в капиллярной мембра­ не. Если скорость удаления воды недостаточна, то про­ исходит затопление электродов и ухудшение характерн­ ые


Рис.

21. Схема элемента с асбестовой

мем­ / 2 3 4 5 6 7 1

браной

м

со статическим удалением

воды

(а)

и

распределение

концентрации

КОН

в ТЭ

(б).

 

 

 

 

1 — О : “ к а м е р а ; 2 — 0 2 — э л е к т р о д ; 3 — а с б е с т о ­

в а я

д и а ф р а г м а — э л с к т р о л и т о н о с п т с л ь ; 4 И з —

э л е к т р о д ;

5—Н2—к а м е р а ; 6 — в о д о т р а н с п о р т н а я

а с б е с т о в а я м е м б р а н а ; 7 — п о р и с т а я н и к е л е в а я п л а ­

с т и н а ; 8

—Н20 — к а м е р а ; 9 — г р а н и ц ы ж и д к о с т ь -

п а р ;

/0 — р а с п р е д е л е н и е

к о н ц е н т р а ц и и

КОН.

стіік ТЭ. Если удаление воды пре­

 

 

вышает

скорость

ее

образования,

 

 

происходит обезвоживание

мембра­

 

 

ны и ухудшение характеристик ТЭ.

£кон

 

Поэтому

проблема

удаления

воды

I

 

имеет

очень важное

значение

при

I „

9 I

разработке ЭХГ на основе ТЭ с ка­

Г"

U 2

пиллярной мембраной.

 

 

10

Фирма Аллис Чалмерс

разрабо­

,~f' I

тала

статический

метод

удаления

 

J___ L

 

В)

воды с помощью

водотранспортной

 

мембраны. Схема ТЭ с такой мем­ браной приведена на рис. 21. Образующаяся вода испа­

ряется в водородную камеру и затем поглощается асбе­ стовой водотранспортной мембраной, содержащей более концентрированный раствор КОН, чем мембрана — элек­ тролитоноситель в ТЭ. Вода из водотранспортной мем­ браны удаляется через пористый никель в камеру, имею­

щую пониженное давление водяных паров.

За счет испа­

рения воды из

батареи ТЭ

удаляется около 40% гене­

 

 

рируемого

тепла.

Фирмой

 

 

разработаны

три

системы

 

 

терморегулирования: радиа­

 

 

ционная, газо-жидкостная н

 

 

жидкостная.

 

 

 

 

 

Радиационная

система

 

 

охлаждения

применена для

 

 

ЭХГ мощностью 200 Вт. Ба­

 

 

тарея этого ЭХГ состоит из

Рис. 22. Электрические харак­

28 последовательно

соеди­

ненных ТЭ, имеющих обыч­

теристики батареи

фирмы ТЭ

Аллис Чалмерс [Л. 69].

ное для фирмы Аллис Чал­

/ — начало работы;

2 — после 50

мерс устройство и

стати­

дней работы; 3 — после 100 дней

ческий метод

отвода воды

работы.

 

119