ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 57
Скачиваний: 0
0,01—0,07 единицы полноты, а в низкополнотных и среднеполнотных насаждениях — систематическое занижение.
8.Класс товарности преобладающей породы при аэротаксации определяется в 77—100% случаев с допустимыми отклонениями и без них. Наблюдается постоянное завышение класса товарности по всем преобладающим породам. Систематические ошибки находятся
впределах от +0,02 до + 0,13, а среднеквадратические ошибки не превышают ±0,11 — ±0,4 класса товарности.
9.При проведении исследовательских работ была проведена до полнительная работа по определению типов леса с вертолета. Были описаны типы леса в 231 выделе с преобладанием сосны, кедра, бе резы и осины, из которых в 221 (95,7%) случаев они определены правильно. В 1966 г. в производственных условиях при аэротакса ции типы леса успешно определяли на площади 3,1 млн. га.
10.Запас на 1 га вычисляли по стандартным таблицам. Досто
верность вычисления запаса зависит |
от точности определения |
с вертолета средней высоты и полноты |
древостоя. При принятых |
отклонениях вычисления запаса на 1 га, |
равных ±12—15%, по ма |
териалам аэротаксации в большинстве случаев получены ошибки, не превышающие этих пределов.
11.Запасы насаждений для всех трех объектов исследователь ских работ по материалам азротаксации вычислялись с ошиб ками— 1,4+ 5,4 + 3,8% при заданной точности определения запаса лесосырьевой базы в ±5% .
12.Прогалины и луга в 100%, а болота в 99% случаев распоз
наются |
с вертолета довольно точно и описываются правильно. |
13. |
Отклонений в распределении лесопокрытой площади по пре |
обладающим породам не наблюдается. |
|
14. |
Расчет экономической эффективности показал, что стоимость |
1 га инвентаризации лесов комбинированным методом до IV и
IIIразрядам дешевле наземного соответственно на 10 и 8,5%.
15.Комбинированный метод инвентаризации лесов позволяет высвободить рабочих дней: инженеров — 18%, техников — 32%, ра
бочих— 33% общих затрат. Экономия фонда зарплаты составляет
вIV разряде 23%, в III — 24%.
16.Нормы на аэротаксацию на 1 летный ч, включая подлеты и возвраты в IV разряде, — 4000 га, в III — 2000 га.
17.Стоимость 1 га аэротаксации межпросечных -пространств без учета наземных работ в IV и III разрядах лесоустройства со
ставляет 4 и 7,2 коп.
18. Внедрение в производство комбинированного метода инвен таризации лесов по III и IV разрядам за период с 1957 по 1966 гг. позволило сэкономить по В/О «Леспроекту» свыше 400 тыс. руб.
На основании результатов проведенных исследовательских ра бот, накопленного опыта, анализа полученных материалов, даль нейшим развитием и усовершенствованием комбинированного ме тода устройства лесов должен быть метод наземной таксации по разреженным ходам, аэротаксации и измерительного дешифриро вания в выделах, расположенных в межпросечном пространстве.
86
Для этих целей, кроме площадной аэрофотосъемки, необходимо иметь аэроснимки масштабов 1 : 5000—1 : 7500, снятые по опреде ленным маршрутам, охватывающим площадь, расположенную между наземными ходами. Предлагаемая схема такой технологии должна выглядеть следующим образом.
Кроме площадной аэрофотосъемки в соответствующем мас штабе, необходимой для проведения инвентаризационных работ, выполняется маршрутная крупномасштабная аэрофотосъемка. Ши рина захвата крупномасштабной аэрофотосъемки зависит от рас стояния между ходовыми наземными линиями.
В подготовительный период параллельно с контурным дешиф рированием на крупномасштабных аэроснимках измеряют средние высоты, диаметры крон с последующим вычислением диаметра на высоте груди по соответствующим таблицам, а также измеряют густоту древостоев, подсчитывают количество деревьев на опреде ленной единице площади аэроснимка для установления состава и вычисления запаса насаждений. Полученные данные переносят на фотосхемы, изготовленные из аэроснимков основного масштаба, в соответствующие участки. При последующих полетах на верто лете определяют недостающие таксационные показатели (возраст, классы бонитета и товарности, типы леса), а при необходимости аэротаксаторы корректируют измеренные в камеральный период таксационные признаки.
Предложенная методика требует проведения дополнительных специальных исследовательских работ, которые дадут возмож ность обосновать новую технологию комбинированного устройства лесов по более высоким разрядам как со стороны точности работ, так и со стороны экономической эффективности ее.
АЭРОТАКСАЦИЯ С ВЕРТОЛЕТА ДРУГИХ КАТЕГОРИЙ ПЛОЩАДЕЙ
В настоящее время вертолет применяется не только на аэротак сации, но и на таксации вырубок, гарей, шелкопрядников, ветрова лов, буреломов, таксации колхозных лесов и других видах работ.
АЭРОТАКСАЦИЯ ВЫРУБОК
Определение степени возобновления и состояния вырубок за короткий промежуток времени на больших площадях и с мини мальными денежными затратами имеет в настоящее время большое практическое значение как с лесохозяйственной, так и с экономи
ческой точек зрения.
В 1964 г. были проведены работы по применению вертолета для картирования и описания состояния вырубок (Кармазин, 1965,
1966).
Целью выполненной работы являлись:
установление возможности таксации возобновившихся и невозобновившихся вырубок с вертолета;
87
описание аэротаксационных признаков вырубок; разработка технологии проведения аэротаксдции вырубок с вер
толета и выявление экономической эффективности проведения этих работ.
Работы проводили в Усть-Ишимском лесхозе (Омская обл.), имеющем общую площадь около 100 тыс. га и являющемся одним из характерных лесохозяйственных предприятий для лесов Запад ной Сибири. Леса лесхоза входят в Нижне-Иртышский липняково-
урмано-березовый |
лесорастительный |
округ |
зоны |
-средней |
тайги |
|||||
(Крылов, 1960). |
лесхоза имелись |
вырубки |
давности |
от |
10 |
до |
||||
На территории |
||||||||||
1 года как возобновившиеся, так и певозобновившиеся. |
В основном |
|||||||||
вырубались сосновые, |
кедровые |
и елово-пихтовые насаждения. |
||||||||
На вырубках было оставлено |
много |
недорубов из лиственных |
||||||||
и хвойных пород. |
Эти |
куртины |
леса |
хорошо |
заметны |
с |
ра |
бочей высоты полета (30—40 м) и таксировались согласно сущест вующим рабочим правилам по аэротаксации насаждений.
На аэроснимках масштабов 1: 10 000— 1: 15 000 четко выделя лись контуры вырубленного участка. На черно-белых аэроснимках цвет вырубки ярко-белый, на спектрозональных — желтовато-зеле новатый. При полете над вырубкой на высоте 30—40 м свежие вы рубки (1—3 года давности) имеют общий цвет серо-коричневый, который слагается из цвета взрыхленной почвы, создающего серый тон, и цвета коры, мелких ветвей и взрыхленного мха, создающего коричневый тон.
На таких вырубках хорошо заметны дороги, по которым треле вали деревья, видны оставленные бревна, по цвету коры которых хорошо распознается порода. Чаще всего на вырубках оставляют березовые поленницы. Просматриваются и порубочные остатки, со бранные в кучи. При проведенном на вырубках содействии естест венному возобновлению хорошо видны борозды.
Цвет вырубок давности 4 лет и более на аэроснимках масшта бов 1: 10 000— 1: 15 000 имеют светло-серый. Хорошо заметны недорубы, оставленные семенники, несожженые кучи порубочных остат ков. Трелевочные волоки могут быть уже незаметны.
По приведенным аэротаксационным признакам при полете на рабочей истинной высоте полета вертолета 30—40 м категории вы рубки возобновившаяся и невозобновившаяся различаются уве ренно.
Весь объем исследовательских работ подразделялся на подго товительные, полевые (наземные и летные) и камеральные ра боты.
В подготовительные работы входили: подбор аэроснимков и по летных карт на территорию лесхоза, определение путем камераль ного дешифрирования аэроснимков границ вырубок (1-й вариант). Аэроснимки черно-белые в масштабе 1: 12 000, полученные с аэро пленки СН-2М, были сделаны для одной части территории лесхоза.
На другой |
части, |
лесхоза аэроснимки отсутствовали. Поэтому |
с альбомов |
лесосек, |
имеющихся в лесхозе, вырубки наносили на |
88
топокарту масштаба 1:100000 (2-й вариант). Далее проектиро вали маршруты полета от вырубки к вырубке с учетом охвата всех вырубленных лесных площадей и с наименьшей затратой летного времени намечались места посадок вертолета на вырубках.
Во время полевых наземных работ закладывали учетные пло щадки для определения степени возобновления вырубок.
Учетные площадки закладывали на выбранном маршруте в на правлении наибольшей протяженности вырубки. Количество их оп ределялось степенью равномерности возобновления, которое уста навливалось глазомерно, но не превышало на каждой вырубке 20 площадок размером 5X2 м. Степень естественного возобновления оценивали по шкале оценки лесокультурных площадей, разработан ной отделом леса Биологического института СО АН СССР и при нятой производством. В этой шкале приняты три оценки характе ристики естественного возобновления для хвойных пород: удовлет ворительное, слабое и неудовлетворительное в зависимости от влажности почв, преобладающей породы и наличия здоровых экземпляров молодого поколения леса на 1 га площади. Удовлет ворительное состояние возобновления — наличие хвойных более 1—4 тыс. экз.; слабое — наличие хвойных более 0,5 до 1,5 тыс. экз. и неудовлетворительное состояние возобновления вырубки — хвой ных 0,5 тыс. экз. и меньше. По влажности для района средней и северной тайги лесов Западной Сибири почва принята влажной.
Возобновление лиственными породами считается удовлетвори тельным при наличии более 5 тыс. живых экз. на 1 га.
Аэротаксационные работы состояли из тренировочных и произ водственных полетов. Выполнялись они на вертолете МИ-1 экипа жем в составе пилота и двух штурманов-аэротаксаторов. Трени ровка заключалась в отработке глазомера по имеющимся на борту вертолета наземным данным по возобновившейся вырубке преоб ладающей породы, по коэффициенту состава, среднему возрасту, высоте, классу бонитета (по бывшему насаждению) и количеству экземпляров молодого поколения леса на 1 га для последующей оценки естественного возобновления вырубки.
Воздушная тренировка была проведена на 12 вырубках с охва том четырех преобладающих пород (березы, осины, пихты, сосны) и трех категорий оценки естественного возобновления, т. е. были подобраны вырубки с удовлетворительным, слабым и неудовлетво рительным возобновлением. Приобретенный навык в определении таксационных показателей и количества живых экземпляров моло дого поколения на 1 га с вертолета позволил в дальнейшем дать правильную оценку состояния 66 вырубок Усть-Ишимского лес хоза.
Производственные полеты выполнялись на двух режимах: крей серском — на подлете и перелете от вырубки к вырубке (скорость полета 100—125 км/ч, высота — 100—150 м) и на рабочем режиме при характеристике вырубок на скорости 40—50 км/ч и истинной высоте 30—40 м. Часто приходилось выполнять полет по кругу с левым разворотом до полного описания вырубки.
89