Файл: Кармазин, А. У. Вертолеты в лесном хозяйстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

0,01—0,07 единицы полноты, а в низкополнотных и среднеполнотных насаждениях — систематическое занижение.

8.Класс товарности преобладающей породы при аэротаксации определяется в 77—100% случаев с допустимыми отклонениями и без них. Наблюдается постоянное завышение класса товарности по всем преобладающим породам. Систематические ошибки находятся

впределах от +0,02 до + 0,13, а среднеквадратические ошибки не превышают ±0,11 — ±0,4 класса товарности.

9.При проведении исследовательских работ была проведена до­ полнительная работа по определению типов леса с вертолета. Были описаны типы леса в 231 выделе с преобладанием сосны, кедра, бе­ резы и осины, из которых в 221 (95,7%) случаев они определены правильно. В 1966 г. в производственных условиях при аэротакса­ ции типы леса успешно определяли на площади 3,1 млн. га.

10.Запас на 1 га вычисляли по стандартным таблицам. Досто­

верность вычисления запаса зависит

от точности определения

с вертолета средней высоты и полноты

древостоя. При принятых

отклонениях вычисления запаса на 1 га,

равных ±12—15%, по ма­

териалам аэротаксации в большинстве случаев получены ошибки, не превышающие этих пределов.

11.Запасы насаждений для всех трех объектов исследователь­ ских работ по материалам азротаксации вычислялись с ошиб­ ками— 1,4+ 5,4 + 3,8% при заданной точности определения запаса лесосырьевой базы в ±5% .

12.Прогалины и луга в 100%, а болота в 99% случаев распоз­

наются

с вертолета довольно точно и описываются правильно.

13.

Отклонений в распределении лесопокрытой площади по пре­

обладающим породам не наблюдается.

14.

Расчет экономической эффективности показал, что стоимость

1 га инвентаризации лесов комбинированным методом до IV и

IIIразрядам дешевле наземного соответственно на 10 и 8,5%.

15.Комбинированный метод инвентаризации лесов позволяет высвободить рабочих дней: инженеров — 18%, техников — 32%, ра­

бочих— 33% общих затрат. Экономия фонда зарплаты составляет

вIV разряде 23%, в III — 24%.

16.Нормы на аэротаксацию на 1 летный ч, включая подлеты и возвраты в IV разряде, — 4000 га, в III — 2000 га.

17.Стоимость 1 га аэротаксации межпросечных -пространств без учета наземных работ в IV и III разрядах лесоустройства со­

ставляет 4 и 7,2 коп.

18. Внедрение в производство комбинированного метода инвен­ таризации лесов по III и IV разрядам за период с 1957 по 1966 гг. позволило сэкономить по В/О «Леспроекту» свыше 400 тыс. руб.

На основании результатов проведенных исследовательских ра­ бот, накопленного опыта, анализа полученных материалов, даль­ нейшим развитием и усовершенствованием комбинированного ме­ тода устройства лесов должен быть метод наземной таксации по разреженным ходам, аэротаксации и измерительного дешифриро­ вания в выделах, расположенных в межпросечном пространстве.

86


Для этих целей, кроме площадной аэрофотосъемки, необходимо иметь аэроснимки масштабов 1 : 5000—1 : 7500, снятые по опреде­ ленным маршрутам, охватывающим площадь, расположенную между наземными ходами. Предлагаемая схема такой технологии должна выглядеть следующим образом.

Кроме площадной аэрофотосъемки в соответствующем мас­ штабе, необходимой для проведения инвентаризационных работ, выполняется маршрутная крупномасштабная аэрофотосъемка. Ши­ рина захвата крупномасштабной аэрофотосъемки зависит от рас­ стояния между ходовыми наземными линиями.

В подготовительный период параллельно с контурным дешиф­ рированием на крупномасштабных аэроснимках измеряют средние высоты, диаметры крон с последующим вычислением диаметра на высоте груди по соответствующим таблицам, а также измеряют густоту древостоев, подсчитывают количество деревьев на опреде­ ленной единице площади аэроснимка для установления состава и вычисления запаса насаждений. Полученные данные переносят на фотосхемы, изготовленные из аэроснимков основного масштаба, в соответствующие участки. При последующих полетах на верто­ лете определяют недостающие таксационные показатели (возраст, классы бонитета и товарности, типы леса), а при необходимости аэротаксаторы корректируют измеренные в камеральный период таксационные признаки.

Предложенная методика требует проведения дополнительных специальных исследовательских работ, которые дадут возмож­ ность обосновать новую технологию комбинированного устройства лесов по более высоким разрядам как со стороны точности работ, так и со стороны экономической эффективности ее.

АЭРОТАКСАЦИЯ С ВЕРТОЛЕТА ДРУГИХ КАТЕГОРИЙ ПЛОЩАДЕЙ

В настоящее время вертолет применяется не только на аэротак­ сации, но и на таксации вырубок, гарей, шелкопрядников, ветрова­ лов, буреломов, таксации колхозных лесов и других видах работ.

АЭРОТАКСАЦИЯ ВЫРУБОК

Определение степени возобновления и состояния вырубок за короткий промежуток времени на больших площадях и с мини­ мальными денежными затратами имеет в настоящее время большое практическое значение как с лесохозяйственной, так и с экономи­

ческой точек зрения.

В 1964 г. были проведены работы по применению вертолета для картирования и описания состояния вырубок (Кармазин, 1965,

1966).

Целью выполненной работы являлись:

установление возможности таксации возобновившихся и невозобновившихся вырубок с вертолета;

87


описание аэротаксационных признаков вырубок; разработка технологии проведения аэротаксдции вырубок с вер­

толета и выявление экономической эффективности проведения этих работ.

Работы проводили в Усть-Ишимском лесхозе (Омская обл.), имеющем общую площадь около 100 тыс. га и являющемся одним из характерных лесохозяйственных предприятий для лесов Запад­ ной Сибири. Леса лесхоза входят в Нижне-Иртышский липняково-

урмано-березовый

лесорастительный

округ

зоны

-средней

тайги

(Крылов, 1960).

лесхоза имелись

вырубки

давности

от

10

до

На территории

1 года как возобновившиеся, так и певозобновившиеся.

В основном

вырубались сосновые,

кедровые

и елово-пихтовые насаждения.

На вырубках было оставлено

много

недорубов из лиственных

и хвойных пород.

Эти

куртины

леса

хорошо

заметны

с

ра­

бочей высоты полета (30—40 м) и таксировались согласно сущест­ вующим рабочим правилам по аэротаксации насаждений.

На аэроснимках масштабов 1: 10 000— 1: 15 000 четко выделя­ лись контуры вырубленного участка. На черно-белых аэроснимках цвет вырубки ярко-белый, на спектрозональных — желтовато-зеле­ новатый. При полете над вырубкой на высоте 30—40 м свежие вы­ рубки (1—3 года давности) имеют общий цвет серо-коричневый, который слагается из цвета взрыхленной почвы, создающего серый тон, и цвета коры, мелких ветвей и взрыхленного мха, создающего коричневый тон.

На таких вырубках хорошо заметны дороги, по которым треле­ вали деревья, видны оставленные бревна, по цвету коры которых хорошо распознается порода. Чаще всего на вырубках оставляют березовые поленницы. Просматриваются и порубочные остатки, со­ бранные в кучи. При проведенном на вырубках содействии естест­ венному возобновлению хорошо видны борозды.

Цвет вырубок давности 4 лет и более на аэроснимках масшта­ бов 1: 10 000— 1: 15 000 имеют светло-серый. Хорошо заметны недорубы, оставленные семенники, несожженые кучи порубочных остат­ ков. Трелевочные волоки могут быть уже незаметны.

По приведенным аэротаксационным признакам при полете на рабочей истинной высоте полета вертолета 30—40 м категории вы­ рубки возобновившаяся и невозобновившаяся различаются уве­ ренно.

Весь объем исследовательских работ подразделялся на подго­ товительные, полевые (наземные и летные) и камеральные ра­ боты.

В подготовительные работы входили: подбор аэроснимков и по­ летных карт на территорию лесхоза, определение путем камераль­ ного дешифрирования аэроснимков границ вырубок (1-й вариант). Аэроснимки черно-белые в масштабе 1: 12 000, полученные с аэро­ пленки СН-2М, были сделаны для одной части территории лесхоза.

На другой

части,

лесхоза аэроснимки отсутствовали. Поэтому

с альбомов

лесосек,

имеющихся в лесхозе, вырубки наносили на

88


топокарту масштаба 1:100000 (2-й вариант). Далее проектиро­ вали маршруты полета от вырубки к вырубке с учетом охвата всех вырубленных лесных площадей и с наименьшей затратой летного времени намечались места посадок вертолета на вырубках.

Во время полевых наземных работ закладывали учетные пло­ щадки для определения степени возобновления вырубок.

Учетные площадки закладывали на выбранном маршруте в на­ правлении наибольшей протяженности вырубки. Количество их оп­ ределялось степенью равномерности возобновления, которое уста­ навливалось глазомерно, но не превышало на каждой вырубке 20 площадок размером 5X2 м. Степень естественного возобновления оценивали по шкале оценки лесокультурных площадей, разработан­ ной отделом леса Биологического института СО АН СССР и при­ нятой производством. В этой шкале приняты три оценки характе­ ристики естественного возобновления для хвойных пород: удовлет­ ворительное, слабое и неудовлетворительное в зависимости от влажности почв, преобладающей породы и наличия здоровых экземпляров молодого поколения леса на 1 га площади. Удовлет­ ворительное состояние возобновления — наличие хвойных более 1—4 тыс. экз.; слабое — наличие хвойных более 0,5 до 1,5 тыс. экз. и неудовлетворительное состояние возобновления вырубки — хвой­ ных 0,5 тыс. экз. и меньше. По влажности для района средней и северной тайги лесов Западной Сибири почва принята влажной.

Возобновление лиственными породами считается удовлетвори­ тельным при наличии более 5 тыс. живых экз. на 1 га.

Аэротаксационные работы состояли из тренировочных и произ­ водственных полетов. Выполнялись они на вертолете МИ-1 экипа­ жем в составе пилота и двух штурманов-аэротаксаторов. Трени­ ровка заключалась в отработке глазомера по имеющимся на борту вертолета наземным данным по возобновившейся вырубке преоб­ ладающей породы, по коэффициенту состава, среднему возрасту, высоте, классу бонитета (по бывшему насаждению) и количеству экземпляров молодого поколения леса на 1 га для последующей оценки естественного возобновления вырубки.

Воздушная тренировка была проведена на 12 вырубках с охва­ том четырех преобладающих пород (березы, осины, пихты, сосны) и трех категорий оценки естественного возобновления, т. е. были подобраны вырубки с удовлетворительным, слабым и неудовлетво­ рительным возобновлением. Приобретенный навык в определении таксационных показателей и количества живых экземпляров моло­ дого поколения на 1 га с вертолета позволил в дальнейшем дать правильную оценку состояния 66 вырубок Усть-Ишимского лес­ хоза.

Производственные полеты выполнялись на двух режимах: крей­ серском — на подлете и перелете от вырубки к вырубке (скорость полета 100—125 км/ч, высота — 100—150 м) и на рабочем режиме при характеристике вырубок на скорости 40—50 км/ч и истинной высоте 30—40 м. Часто приходилось выполнять полет по кругу с левым разворотом до полного описания вырубки.

89