ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 55
Скачиваний: 0
При аэротаксации возобновившихся вырубок проставляли со став, возраст, среднюю высоту, полноту для молодняков 5 лет и старше, тип леса (по бывшему насаждению) и количество живых экземпляров на 1 га. Недорубы таксировались как насаждения или редины согласно существующим правилам по аэротаксации. Если полнота не соответствовала редине, то оставшиеся недорубы и се менники таксировались как единичные деревья, для которых про ставлялись высота, диаметр, возраст и запас на 1 га. Разбросан ные, сложенные в кучи и сожженные порубочные остатки, т. е. то, что хорошо видно с воздуха, записывали в бортовой журнал так сации.
В результате аэротаксационных полетов и выполненных поса док по принятой методике описание вырубок с вертолета было про ведено в полном объеме, предусмотренном лесоустроительной инст рукцией.
Т а б л и ц а 27
Сравнение аэротаксационных показателей с контрольными данными
|
Количество наблюдений |
Количество |
|||
|
по преобладающей породе |
наблюде |
|||
Преобладающая |
ний, не- |
||||
|
|
|
|||
порода |
|
|
|
правильно |
|
|
ель, |
невозоб- |
описанных |
||
осина береза |
сосна |
||||
пихта |
кедр новлеиные |
ИТОГО с верто |
|||
|
|
вырубки |
лета |
Осина |
20 |
|
_ |
_ |
1 |
_ |
21 |
1 |
|
16 |
2 |
2 |
— |
||||||
Береза |
2 |
— |
22 |
6 |
|||||
Сосна |
— |
—■ |
7 |
— |
— |
— |
7 |
— |
|
— |
|||||||||
Ель, пихта |
— |
— |
10 |
— |
— |
10 |
— |
||
Кедр |
— |
— |
— |
~ |
5 |
— |
5 |
— |
|
Вырубка невозоб- |
|
1 |
|
|
|
8 |
9 |
1 |
|
новувшаяся |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
И т о г о |
22 |
17 |
9 |
12 |
6 |
8 |
74 |
8 |
|
Из табл. 27 видно, что из 74 описанных с вертолета вырубок |
|||||||||
89,2% участка |
дана |
правильная |
таксационная |
характеристика. |
|||||
В двух случаях в действительности вырубки возобновились оси |
ной с примесью 4 единиц березы, а с вертолета было дано описа ние по преобладающей породе — березе (5Б50с).
В данном случае белые стволики 5—6 летней березы резче вы делялись на общем фоне возобновившейся вырубки и аэротакса тор под зрительным впечатлением завысил коэффициент состава березы, что повлияло на замену преобладающей породы осины на преобладающую породу березы. В двух случаях вырубки возобно вились молодняком с преобладанием сосны. (4С4Б20с, 4—6 лет), а описаны с вертолета с преобладанием березы (7Б30с, 4—6 лет). В этом возрасте молодые сосняки в мшистых типах леса имеют вы
90
соту 0,4—0,7 м, находятся под кронами березы и осины (даже в безлистном состоянии кроны этих пород частично закрывают стволики сосны), с рабочей высоты полета хвойные породы не про сматриваются, и в данном конкретном случае нами не были уч тены.
В двух случаях вырубки, возобновившиеся елью и пихтой (2Е2ПЗБЗОс, 2—3 лет), с вертолета описаны как возобновившиеся березой (5Б50с).
В одном случае вырубка, возобновившаяся кедром (ЗК60с1Б, 2—3 лет), с вертолета описана как вырубка, возобновившаяся оси ной (80с2Б, 3—5 лет). Причины этих ошибок — непросматриваемость с рабочей высоты полета молодпяков хвойных пород, имею щих высоту стволиков 0,3—0,7 м в возрасте 2—3 лет и произраста ющих в местах, соответствующих III—V классам бонитета. Для устранения таких ошибок необходимо выбирать место для посадки вертолета и наземным методом уточнять породный состав возобно вившейся вырубки.
И, наконец, одна вырубка давности 3 года, возобновившаяся березой и осиной (6Б40с), с вертолета описана как невозобновившаяся площадь. Эта ошибка вызвана тем, что 2—3-летние деревца возобновившихся пород березы и осины в мшистых типах леса III—IV классов бонитета имеют высоту стволиков 0,2—0,5 м, кото рая не улавливается глазом с рабочей высоты полета. Из анализа ошибок можно сделать вывод о том, что и на невозобновившиеся вырубки, определенные глазомерно с вертолета, по возможности необходимо садиться и проводить наземное обследование по следних.
Распознать возобновление вырубок до 10-летнего возраста молодняков преобладающей породой елью или пихтой с высоты 30—40 м аэротаксатору не удается в связи с большим сходством этих пород между собой по биологическим и морфологическим признакам.
Далее приводится расчет экономической эффективности приме нения вертолетов для обследования естественного возобновления.
Расчет экономической эффективности принятой технологии аэротаксации вырубок. Для выявления экономической эффективности аэротаксации вырубок с верто лета по сравнению с наземным описанием были проведены специальные рас четы. За 1 летный ч было описано 10 вырубок (без учета площади), располо женных друг от друга в среднем на расстоянии 6 км и подлетом к ним в 30 км.
Затраты составляют:
Аренда вертолета за 1 летный ч |
— 115 р. 00 |
к. |
|||
Зарплата за 1 день двух аэротаксаторов |
— |
10 |
р. 80 |
к. |
|
Зарплата за налет часов двух аэротаксаторов |
— |
8 |
р. 28 |
к. |
|
Дополнительная зарплата |
(12%) |
— |
2 |
р. 28 |
к. |
Полевое довольствие за |
день двух исполнителей — |
3 |
р. 40 |
к. |
|
Прочие расходы (10%) |
|
— |
13 р. 97 к. |
||
Итого |
|
— 153 р. 73 к. |
91
Для установления затрат на наземное обследование этих же 10 вырубок за основу приняли район работ с поясным коэффициентом 1,3, тарифную ставку
в день: инженера — |
6 |
р. 06 к., рабочего — 3 |
р. |
34 к. и нормы |
на |
лесоустрои |
|
тельные работы 1964 |
г. |
|
|
|
|
|
|
Таксационный ход |
по ‘вырубкам вместе |
с |
заходами |
на |
них |
составляет |
|
12 км. Затраты слагаются из пеших переходов |
с нагрузкой |
более 10 кг к объ |
екту работ и обратно, переходов от вырубки к вырубке, глазомерной таксации последних и составляют:
30 о ( Х 2 + бХ10=120 км;
120 км: 12=10 технико-дней;
при инженере находится один рабочий, следовательно, требуется еще 10 |
рабо |
||||||||||||
чих дней; |
|
|
вырубок |
12 |
|
5,9 = 2 технико-дня |
и 2 |
рабочих дня, |
|||||
глазомерная таксация |
км: |
||||||||||||
следовательно', всего потребуется 12 |
дней |
рабочих и |
12 |
дней |
инженера. |
|
|||||||
В денежном выражении это составляет: |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Зарплата |
инженера — 6 |
р. |
06 К.Х12 |
дней |
= |
72 |
р. 72 к. |
|
|||||
Зарплата |
рабочего — 3 |
р. |
34 К.Х12 |
дней |
= |
40 |
р. 08 к. |
|
|||||
Дополнительная |
зарплата |
(12%) |
|
|
|
= |
13 р. 58 к. |
|
|||||
Полевое довольствие инженера 2 р. 00 К.Х12 дней=.24 р. 00 к. |
|
||||||||||||
Полевое довольствие рабочего 80 коп.X 12 дней |
= |
9 |
р. 60 к. |
|
|||||||||
Прочие расходы |
(10%) |
|
|
|
|
|
= |
15 |
р. 99 к. |
|
|||
|
|
|
|
И т о г о |
|
|
175 р. 92 к. |
|
|||||
Отсюда аэротаксационный метод описания вырубок дешевле наземного на |
|||||||||||||
175 р. 92 к. — 153 р. 73 к. = 22 р. 19 к., |
или 12,6%. |
методе |
равны 21 р. |
36 к., |
|||||||||
Затраты |
фонда |
зарплаты |
при аэротаксационном |
||||||||||
а при наземном описании— 126 р. 33 к., что составляет 83,4% экономии. |
рабо |
||||||||||||
Кроме того, аэротаксационный метод высвобождает |
12 |
дней |
(100%) |
||||||||||
чих и 10 дней (83,3%) инженеров. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Из вышеизложенного следует:
подробность п достоверность описания естественного возобнов ления с вертолета вырубок соответствует требованиям лесоустрои тельной инструкции;
наилучшим временем года для описания возобновления на вы рубках являются периоды безлистного состояния древесных пород, т. е. в районах средней и северной тайги лесов Западной Сибири вторая половина мая и сентября и первая половина июня и октября;
возобновившиеся вырубки 4-х и старше лет достоверно описы ваются с рабочей высоты полета вертолета (30—40 м), а степень возобновления на вырубках давности до 3 лет устанавливается только при условии посадки вертолета на них;
за 1 летный ч при среднем подлете к объекту работ в 25—30 км экипаж описывает 10—15 вырубок;
разработанная методика аэротаксации вырубок с вертолета на основании проведенных работ позволяет в кратчайшее время уста новить и оперативно контролировать возобновление концентриро ванных вырубок Севера, Сибири и Дальнего Востока.
92
Аэротаксация шелкопрядников и гарей
Большой ущерб лесному хозяйству в Западной и Восточной Сибири наносит сибирский шелкопряд. Для выявления ущерба, на несенного лесным массивам энтомовредителями и огнем, и правиль ного планирования ведения лесного хозяйства на этих площадях необходимо знать состояние усохших и обгоревших древостоев, таксационную характеристику оставшихся живых куртин леса, а также состояние естественного возобновления на них. Следова тельно, для решения поставленных задач возникает необходимость проведения инвентаризационных работ.
Наземные инвентаризационные работы связаны с большими де нежнымизатрами и затратами человеческого труда. Кроме того, для рационального использования древесины в шелкопрядниках и горельнпках необходимо проведение инвентаризационных работ в наикратчайшне сроки в связи с быстрым поражением древесины вторичными вредителями, что сравнительно трудно осуществить наземным путем. И наконец, стоимость 1 га наземного метода инвентаризации составляет 18—20 коп. (применительно к IV раз ряду лесоустройства).
С применением авиасредств и материалов аэрофотосъемки на панхроматическую, а лучше на спектрозональные аэрофотопленки типов СН-6, СН-23 или СН-2М, можно в сжатые сроки и с мини мальными денежными затратами (3—6 коп. на 1 га) получить по качеству такие же данные и картографические материалы, что и
наземным способом.
Аэровизуальные признаки шелкопрядников. Участки шелкопряд ников встречаются различной площади, от нескольких гектаров до нескольких тысяч гектаров. Мелкие из них (от 1 до 200—300 га) имеют различную конфигурацию, участки крупнее 200—300 га пред ставляют собой большие массивы, контуры которых при полете на вертолете с высоты 100—150 м трудно цпределить. От сибирского шелкопряда пострадали темнохвойные породы кедр, ель, пихта. В первую очередь вспышки массового размножения этого вреди теля были в зеленомошной и низкотравной группах типов леса. Поэтому контуры участков шелкопрядников в основном совпадают с границами выделов с преобладанием кедра, ели, пихты. При полете над шелкопрядником общий тон участка серый; при рас сматривании черно-белого аэроснимка шелкопряднпки имеют светло-серый тон, а на спектрозональном аэроснимке — сине-зеле ный цвет. С рабочей высоты полета хорошо видны усохшие деревья кедра, ели, пихты. Стволы кедра отличаются от стволов ели и пихты по цилиндрической форме с небольшим сбегом к вершине. Часть деревьев (30—40%) лежит на земной поверхности в направ лении действовавшего ветра. На площади с полностью усохшими деревьями изредка встречаются береза, осина, цвет коры которых (березы) на общем сером фоне придает некоторую пестроту. Встре чаются массивы (участки) с неполностью усохшими деревьями, т. е. остались живые сосны, березы и насаждения низкой производи
93
тельности с преобладанием кедра, ели, пихты, сосны. Шелкопрядннки, пройденные пожаром (1961), хорошо отличаются от нетрону тых огнем шелкопрядников наличием обгоревших стволов. Напоч венный покров в пройденных пожаром шелкопрядниках состоит из кипрея и кустарника малины, в непройденных огнем древо-
стоях — из |
вейпика, |
осоки большехвостой, вейника |
Лангедорфа, |
||
спиреи, шиповника |
и др. Такой |
напочвенный |
покров при полете |
||
на высоте |
50—150 |
м создает |
светло-зеленый |
с |
сероватым от |
тенком тон.
Аэровизуальные признаки гарей. Общая конфигурация участков гарей имеет языковидную форму, вытянутую в каком-то направле нии. Границы гарей изорваны, часто вклиниваются в нетронутые огнем насаждения.
На черно-белых аэроснимках гари имеют светлый тон, на спек трозональных— зеленовато-синий. На черно-белых аэроснимках гари от шелкопрядников в камеральных условиях трудно раз личимы.
На гарях часто остаются живые куртины леса из лиственных пород и хвойных насаждений в пониженных и заболоченных местах.
При полетах на рабочей высоте над хвойными насаждениями, пройденными верховым пожаром в год аэрофотосъемки (предше ствующий год аэротаксации), общий цветовой тон гари складыва ется из светло-коричневого цвета обгоревших ветвей и хвои и чер ного цвета (при сильном пожаре) ветвей и верхней части ствола (на Чз). Поверхность почвы, усыпанная опавшей хвоей, хорошо просматривается. При верховом пожаре в лиственных насаждениях хорошо видны белые стволы березы и серо-зеленые стволы осины, создающие пестро-серый тон гари. При низовом пожаре в хвойных и лиственных насаждениях стволы деревьев до '/з своей высоты и напочвенный покров имеют черный цвет. Кроны деревьев могут быть усохшими (при сильном пожаре) и живыми (при слабом). С вертолета хорошо распознается не только категория площади гарь, но и уверенно устанавливается вид пожара — низовой, верхо вой, прошедшего по насаждению. По приведенным признакам шелкопрядники и гари уверенно отличаются друг от друга и не могут быть спутаны с другими категориями не покрытых лесом площадей.
Как и при аэротаксации' с вертолета насаждений н вырубок технология аэротаксационных работ по описанию и картографиро ванию шелкопрядников и гарей подразделялась на три вида: под готовительные, полевые (наземные и летные) и камеральные.
Аэрофотосъемка территории опытно-производственного участка была выполнена на панхроматическую аэропленку в летний пе риод в масштабе 1: 25 000.
Контурное дешифрирование аэроснимков производились темн же исполнителями, которые в полевой период проводили аэротаксацию шелкопрядников и гарей. С помощью стереоскопа были выделены участки насаждений, подвергшихся нападению сибирского шелко пряда и пожарам. Кроме того, были выделены все куртины леса,
94