Файл: Кармазин, А. У. Вертолеты в лесном хозяйстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При аэротаксации возобновившихся вырубок проставляли со­ став, возраст, среднюю высоту, полноту для молодняков 5 лет и старше, тип леса (по бывшему насаждению) и количество живых экземпляров на 1 га. Недорубы таксировались как насаждения или редины согласно существующим правилам по аэротаксации. Если полнота не соответствовала редине, то оставшиеся недорубы и се­ менники таксировались как единичные деревья, для которых про­ ставлялись высота, диаметр, возраст и запас на 1 га. Разбросан­ ные, сложенные в кучи и сожженные порубочные остатки, т. е. то, что хорошо видно с воздуха, записывали в бортовой журнал так­ сации.

В результате аэротаксационных полетов и выполненных поса­ док по принятой методике описание вырубок с вертолета было про­ ведено в полном объеме, предусмотренном лесоустроительной инст­ рукцией.

Т а б л и ц а 27

Сравнение аэротаксационных показателей с контрольными данными

 

Количество наблюдений

Количество

 

по преобладающей породе

наблюде­

Преобладающая

ний, не-

 

 

 

порода

 

 

 

правильно

 

ель,

невозоб-

описанных

осина береза

сосна

пихта

кедр новлеиные

ИТОГО с верто­

 

 

вырубки

лета

Осина

20

 

_

_

1

_

21

1

16

2

2

Береза

2

22

6

Сосна

—■

7

7

Ель, пихта

10

10

Кедр

~

5

5

Вырубка невозоб-

 

1

 

 

 

8

9

1

новувшаяся

 

 

 

 

 

 

 

 

И т о г о

22

17

9

12

6

8

74

8

Из табл. 27 видно, что из 74 описанных с вертолета вырубок

89,2% участка

дана

правильная

таксационная

характеристика.

В двух случаях в действительности вырубки возобновились оси­

ной с примесью 4 единиц березы, а с вертолета было дано описа­ ние по преобладающей породе — березе (5Б50с).

В данном случае белые стволики 5—6 летней березы резче вы­ делялись на общем фоне возобновившейся вырубки и аэротакса­ тор под зрительным впечатлением завысил коэффициент состава березы, что повлияло на замену преобладающей породы осины на преобладающую породу березы. В двух случаях вырубки возобно­ вились молодняком с преобладанием сосны. (4С4Б20с, 4—6 лет), а описаны с вертолета с преобладанием березы (7Б30с, 4—6 лет). В этом возрасте молодые сосняки в мшистых типах леса имеют вы­

90


соту 0,4—0,7 м, находятся под кронами березы и осины (даже в безлистном состоянии кроны этих пород частично закрывают стволики сосны), с рабочей высоты полета хвойные породы не про­ сматриваются, и в данном конкретном случае нами не были уч­ тены.

В двух случаях вырубки, возобновившиеся елью и пихтой (2Е2ПЗБЗОс, 2—3 лет), с вертолета описаны как возобновившиеся березой (5Б50с).

В одном случае вырубка, возобновившаяся кедром (ЗК60с1Б, 2—3 лет), с вертолета описана как вырубка, возобновившаяся оси­ ной (80с2Б, 3—5 лет). Причины этих ошибок — непросматриваемость с рабочей высоты полета молодпяков хвойных пород, имею­ щих высоту стволиков 0,3—0,7 м в возрасте 2—3 лет и произраста­ ющих в местах, соответствующих III—V классам бонитета. Для устранения таких ошибок необходимо выбирать место для посадки вертолета и наземным методом уточнять породный состав возобно­ вившейся вырубки.

И, наконец, одна вырубка давности 3 года, возобновившаяся березой и осиной (6Б40с), с вертолета описана как невозобновившаяся площадь. Эта ошибка вызвана тем, что 2—3-летние деревца возобновившихся пород березы и осины в мшистых типах леса III—IV классов бонитета имеют высоту стволиков 0,2—0,5 м, кото­ рая не улавливается глазом с рабочей высоты полета. Из анализа ошибок можно сделать вывод о том, что и на невозобновившиеся вырубки, определенные глазомерно с вертолета, по возможности необходимо садиться и проводить наземное обследование по­ следних.

Распознать возобновление вырубок до 10-летнего возраста молодняков преобладающей породой елью или пихтой с высоты 30—40 м аэротаксатору не удается в связи с большим сходством этих пород между собой по биологическим и морфологическим признакам.

Далее приводится расчет экономической эффективности приме­ нения вертолетов для обследования естественного возобновления.

Расчет экономической эффективности принятой технологии аэротаксации вырубок. Для выявления экономической эффективности аэротаксации вырубок с верто­ лета по сравнению с наземным описанием были проведены специальные рас­ четы. За 1 летный ч было описано 10 вырубок (без учета площади), располо­ женных друг от друга в среднем на расстоянии 6 км и подлетом к ним в 30 км.

Затраты составляют:

Аренда вертолета за 1 летный ч

— 115 р. 00

к.

Зарплата за 1 день двух аэротаксаторов

10

р. 80

к.

Зарплата за налет часов двух аэротаксаторов

8

р. 28

к.

Дополнительная зарплата

(12%)

2

р. 28

к.

Полевое довольствие за

день двух исполнителей —

3

р. 40

к.

Прочие расходы (10%)

 

13 р. 97 к.

Итого

 

— 153 р. 73 к.

91


Для установления затрат на наземное обследование этих же 10 вырубок за основу приняли район работ с поясным коэффициентом 1,3, тарифную ставку

в день: инженера —

6

р. 06 к., рабочего — 3

р.

34 к. и нормы

на

лесоустрои­

тельные работы 1964

г.

 

 

 

 

 

 

Таксационный ход

по ‘вырубкам вместе

с

заходами

на

них

составляет

12 км. Затраты слагаются из пеших переходов

с нагрузкой

более 10 кг к объ­

екту работ и обратно, переходов от вырубки к вырубке, глазомерной таксации последних и составляют:

30 о ( Х 2 + бХ10=120 км;

120 км: 12=10 технико-дней;

при инженере находится один рабочий, следовательно, требуется еще 10

рабо­

чих дней;

 

 

вырубок

12

 

5,9 = 2 технико-дня

и 2

рабочих дня,

глазомерная таксация

км:

следовательно', всего потребуется 12

дней

рабочих и

12

дней

инженера.

 

В денежном выражении это составляет:

 

 

 

 

 

 

 

Зарплата

инженера — 6

р.

06 К.Х12

дней

=

72

р. 72 к.

 

Зарплата

рабочего — 3

р.

34 К.Х12

дней

=

40

р. 08 к.

 

Дополнительная

зарплата

(12%)

 

 

 

=

13 р. 58 к.

 

Полевое довольствие инженера 2 р. 00 К.Х12 дней=.24 р. 00 к.

 

Полевое довольствие рабочего 80 коп.X 12 дней

=

9

р. 60 к.

 

Прочие расходы

(10%)

 

 

 

 

 

=

15

р. 99 к.

 

 

 

 

 

И т о г о

 

 

175 р. 92 к.

 

Отсюда аэротаксационный метод описания вырубок дешевле наземного на

175 р. 92 к. — 153 р. 73 к. = 22 р. 19 к.,

или 12,6%.

методе

равны 21 р.

36 к.,

Затраты

фонда

зарплаты

при аэротаксационном

а при наземном описании— 126 р. 33 к., что составляет 83,4% экономии.

рабо­

Кроме того, аэротаксационный метод высвобождает

12

дней

(100%)

чих и 10 дней (83,3%) инженеров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из вышеизложенного следует:

подробность п достоверность описания естественного возобнов­ ления с вертолета вырубок соответствует требованиям лесоустрои­ тельной инструкции;

наилучшим временем года для описания возобновления на вы­ рубках являются периоды безлистного состояния древесных пород, т. е. в районах средней и северной тайги лесов Западной Сибири вторая половина мая и сентября и первая половина июня и октября;

возобновившиеся вырубки 4-х и старше лет достоверно описы­ ваются с рабочей высоты полета вертолета (30—40 м), а степень возобновления на вырубках давности до 3 лет устанавливается только при условии посадки вертолета на них;

за 1 летный ч при среднем подлете к объекту работ в 25—30 км экипаж описывает 10—15 вырубок;

разработанная методика аэротаксации вырубок с вертолета на основании проведенных работ позволяет в кратчайшее время уста­ новить и оперативно контролировать возобновление концентриро­ ванных вырубок Севера, Сибири и Дальнего Востока.

92


Аэротаксация шелкопрядников и гарей

Большой ущерб лесному хозяйству в Западной и Восточной Сибири наносит сибирский шелкопряд. Для выявления ущерба, на­ несенного лесным массивам энтомовредителями и огнем, и правиль­ ного планирования ведения лесного хозяйства на этих площадях необходимо знать состояние усохших и обгоревших древостоев, таксационную характеристику оставшихся живых куртин леса, а также состояние естественного возобновления на них. Следова­ тельно, для решения поставленных задач возникает необходимость проведения инвентаризационных работ.

Наземные инвентаризационные работы связаны с большими де­ нежнымизатрами и затратами человеческого труда. Кроме того, для рационального использования древесины в шелкопрядниках и горельнпках необходимо проведение инвентаризационных работ в наикратчайшне сроки в связи с быстрым поражением древесины вторичными вредителями, что сравнительно трудно осуществить наземным путем. И наконец, стоимость 1 га наземного метода инвентаризации составляет 18—20 коп. (применительно к IV раз­ ряду лесоустройства).

С применением авиасредств и материалов аэрофотосъемки на панхроматическую, а лучше на спектрозональные аэрофотопленки типов СН-6, СН-23 или СН-2М, можно в сжатые сроки и с мини­ мальными денежными затратами (3—6 коп. на 1 га) получить по качеству такие же данные и картографические материалы, что и

наземным способом.

Аэровизуальные признаки шелкопрядников. Участки шелкопряд­ ников встречаются различной площади, от нескольких гектаров до нескольких тысяч гектаров. Мелкие из них (от 1 до 200—300 га) имеют различную конфигурацию, участки крупнее 200—300 га пред­ ставляют собой большие массивы, контуры которых при полете на вертолете с высоты 100—150 м трудно цпределить. От сибирского шелкопряда пострадали темнохвойные породы кедр, ель, пихта. В первую очередь вспышки массового размножения этого вреди­ теля были в зеленомошной и низкотравной группах типов леса. Поэтому контуры участков шелкопрядников в основном совпадают с границами выделов с преобладанием кедра, ели, пихты. При полете над шелкопрядником общий тон участка серый; при рас­ сматривании черно-белого аэроснимка шелкопряднпки имеют светло-серый тон, а на спектрозональном аэроснимке — сине-зеле­ ный цвет. С рабочей высоты полета хорошо видны усохшие деревья кедра, ели, пихты. Стволы кедра отличаются от стволов ели и пихты по цилиндрической форме с небольшим сбегом к вершине. Часть деревьев (30—40%) лежит на земной поверхности в направ­ лении действовавшего ветра. На площади с полностью усохшими деревьями изредка встречаются береза, осина, цвет коры которых (березы) на общем сером фоне придает некоторую пестроту. Встре­ чаются массивы (участки) с неполностью усохшими деревьями, т. е. остались живые сосны, березы и насаждения низкой производи­

93


тельности с преобладанием кедра, ели, пихты, сосны. Шелкопрядннки, пройденные пожаром (1961), хорошо отличаются от нетрону­ тых огнем шелкопрядников наличием обгоревших стволов. Напоч­ венный покров в пройденных пожаром шелкопрядниках состоит из кипрея и кустарника малины, в непройденных огнем древо-

стоях — из

вейпика,

осоки большехвостой, вейника

Лангедорфа,

спиреи, шиповника

и др. Такой

напочвенный

покров при полете

на высоте

50—150

м создает

светло-зеленый

с

сероватым от­

тенком тон.

Аэровизуальные признаки гарей. Общая конфигурация участков гарей имеет языковидную форму, вытянутую в каком-то направле­ нии. Границы гарей изорваны, часто вклиниваются в нетронутые огнем насаждения.

На черно-белых аэроснимках гари имеют светлый тон, на спек­ трозональных— зеленовато-синий. На черно-белых аэроснимках гари от шелкопрядников в камеральных условиях трудно раз­ личимы.

На гарях часто остаются живые куртины леса из лиственных пород и хвойных насаждений в пониженных и заболоченных местах.

При полетах на рабочей высоте над хвойными насаждениями, пройденными верховым пожаром в год аэрофотосъемки (предше­ ствующий год аэротаксации), общий цветовой тон гари складыва­ ется из светло-коричневого цвета обгоревших ветвей и хвои и чер­ ного цвета (при сильном пожаре) ветвей и верхней части ствола (на Чз). Поверхность почвы, усыпанная опавшей хвоей, хорошо просматривается. При верховом пожаре в лиственных насаждениях хорошо видны белые стволы березы и серо-зеленые стволы осины, создающие пестро-серый тон гари. При низовом пожаре в хвойных и лиственных насаждениях стволы деревьев до '/з своей высоты и напочвенный покров имеют черный цвет. Кроны деревьев могут быть усохшими (при сильном пожаре) и живыми (при слабом). С вертолета хорошо распознается не только категория площади гарь, но и уверенно устанавливается вид пожара — низовой, верхо­ вой, прошедшего по насаждению. По приведенным признакам шелкопрядники и гари уверенно отличаются друг от друга и не могут быть спутаны с другими категориями не покрытых лесом площадей.

Как и при аэротаксации' с вертолета насаждений н вырубок технология аэротаксационных работ по описанию и картографиро­ ванию шелкопрядников и гарей подразделялась на три вида: под­ готовительные, полевые (наземные и летные) и камеральные.

Аэрофотосъемка территории опытно-производственного участка была выполнена на панхроматическую аэропленку в летний пе­ риод в масштабе 1: 25 000.

Контурное дешифрирование аэроснимков производились темн же исполнителями, которые в полевой период проводили аэротаксацию шелкопрядников и гарей. С помощью стереоскопа были выделены участки насаждений, подвергшихся нападению сибирского шелко­ пряда и пожарам. Кроме того, были выделены все куртины леса,

94